|
|
|
|
|
45. Операцион.и
денежн.цикл предприятия
Ср-ва, вложен. В отдельн.виды
оборот.активов, последоват-но
проходят все стадии производственно-коммерч.цикла
и на каждой из них меняют свою веществен.форму,
превращаясь в денеж.ср-ва. Это движение отражает
кругооборот оборот.ср-в. Схема кругооборота обор.ср-в: Деньги→Сырье и материалы→Незаверш.произ-во→Готов.прод-я→Дт
задолж-ть→Деньги′. Для обеспеч-я непрерыв-ти производственно-хоз.деят-ти необход.,
чтобы оборотюср-ва предприят.
одновременно находились на всех стадиях кругооборота. Период времени, в теч. к-рого совершается
оборот ср-в(от поступл-я
сырья до оплуч-я ср-в
покупателя),наз-ся операц.циклом. Опер.цикл
сост. из поизводствен.и финанс.циклов.
период оборота производств.запасов с момента их
поступления в произ-во, незавершен.поиз-во
и готов.продукция до момента ее отгрузки
формирует ее производств.цикл.
ППЦ=ПОсм+ПОнп+ПОгп (ППЦ-продолжит-ть
производст.цикла; ПОсм-период оборота средн.запаса сырья, материалов и полуфабрикатов; ПОнп-период оборота средн.объма
незаверш.произ-ва; ПОгп-период
оборота сред.запаса готов.продукции).
Финансов.цикл
охватывает процесс как произ-ва, так и реализац. продукции. Он представл.собой
период времени между началом оплаты поставщикам получ.
от них сырья и материалов (погашен.Кт задолжен-ти)
и началом поступления денежн.ср-в от покупателей
|
|
|
46. Управление Дт задолжен-тью
Основн.задачей анализа Дт задолж-ти яв-ся
оценка уровня и состава текущ.Дт задолж-ти предприят., а также
эффектив-ти инвестиров-я
в нее фин-ресурсов. Э=П–ТЗ– ФП
(П–прибыль от продажи дополнит.продукции за счет предоставления кредита;ТЗ–текущ. затраты предприят. по инкассации долга; ФП–финанс.потери
от неуплаты за продукцию. Управл-е Дт задолж-тью охватывает весь процесс получ-я
своевремен.оплаты от покупателей.Основн.эл-ты сис-мы управл-я Дт задолж-тью: Преддоговорн.процедуры.
Чтобы снизить риск возникнов-я просрочен.
Дт задолж-ти, необход.проанализир-ть
имеющ.информацию о потенциал. партнере или
клиенте (год основания, уставн.капитал, виды деят-ти, клиенты и партнеры компании). Требование
внесения аванса. Приобретая товар пусть даже и с небольш.денег, клиенты более ответственно относ-ся к своей деят-ти,
желая скорее вернуть ср-ва, что благотворно сказыв-ся как на обороте, так и на кач-ве
Дт задолж-ти. Оценка кредитоспособ-ти
заемщика. Кредитоспособ-ть
покупателя характер-ет сис-му
условий, определяющ. его способн-ть
привлекать кредит в разн.формах
и в полн. объеме в предусмотр.сроки выполнять все
связан.с ним финанс.обязат-ва. Оценка покупателей
включает следующосновн.элем-ты: а)объем хоз.операций с покупат-ми и
стабильность их осуществл-я; б)репутация
покупателя в деловом
|
|
|
|
47.
Управление товарными запасами
Управл-е запасами должно давать ответ на 2 основн.вопроса: когда размещать на пополнен.запаса
и как много ресурса заказывать. Сущ-ет
несколько моделей управл-я, различающихся исходн.условиями и способами пополнен.запаса. Все эти
модели однопродуктовые, т.е. предполаг.управл-е
запасом одинаковых или однородн.продуктов.
Наиболее распространен.инструментом в управл-и
запасами, направлен. на минимизац.суммарн.
затрат, традиционно признается модель оптимальн.
размера заказа (формула Уилсона). Эта модель строится исходя из следующ.допущений: 1.Интенсивн-ть
потребл-я ресурса известна и постоянна.2.Потребл-е осущ-ся
мелкими партиями или поштучно, а пополнен. запаса – более крупн.партией.3.Пополнен.запаса происходит
мгновенно при снижен. его уровня до нуля.4.Дефицит ресурса на складе исключен.
Проблема управл-я
запасами в дан.модели сведена к определ-ю объема
заказа и частоты выполнен. заказов за планируем.промежуток времени. Что в
свою очередь рассчитыв-ся посредством
балансирования между затратами, связан. с выполнением одного заказа, и
затратами на хранение ед-цы запасов.
|
|
|
48. Управление денежными средствами
и ликвид-тью
Определ-е оптимальн.остатка
денеж.ср-в (на банковск.счетах
и в кассе) предст.собой одну из основн.задач фин.менеджера. Денеж.ср-вам
присуща абсолютн.ликвидн-ть. Чтобы вовремя
оплачивать счета поставщиков, предприят. должно
обладать определ.уровнем абсолют.ликвид-ти.
Компания должна поддерживать определен.уровень свободн.денеж.
ср-в, к-рый для
страховки дополняется нек-рой суммой ср-в, вложенных в ликвидн.цен.бумаги.
При необходим-ти цен.бумаги
конвертир-ся в денеж.ср-ва.
При накоплении излиш.сумм денеж.ср-в
они либо инвестир-ся на долгосроч.основе
или в краткосроч.цен.бумаги, либо выплачив-я в виде дивидендов. При этом необходимо оценить:а)общ.объем ден.ср-в;б)какую их долю следует держать на расч.счете, а какую в виде быстрореализуем.цен.бумаг;в)когда
и в каком объеме осуществлять взаимн.трансформацию
ден.ср-в и быстрореализ.фин.активов.
В западн.практике наибольш.распространен.
получили модель Баумоля и модель
Миллера-Орра.М-ль Баумоля-предполаг-ся, что предприят начин.работать,
имея максимал. и целесообразн.для
него уровень денеж.ср-в, и затем постоянно
расходует их в теч.нек-рого периода времени.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мире;в) платежеспособ-ть покупат.;
г) результатив-ть хоз.деят-ти
покупат.;д) состоян.
конъюнктуры товарн.рынка.
Разработка условий коммерч.кредитов-я.
К ним относ-ся:
1.Сто-ть коммерч.кредита(при этом нужно
руководствов-ся не только затратами, связан.с его
предоставл-ем, но и стратегич.
целями компании и рыночн.условиями). 2.Срок кредитования(не может превышать планов.периода оборачиваем-ти
Кт задолж-ти, скорректирован.на срок нахождения денег в пути (3-4 дня). 3.Определ-е возможн.суммы кредитов-я. При
расчете оптимальн.объема кредитов-я
клиента возможно несколько вариантов определ-я
суммы кредитов-я: % от собствен.ср-в
предприятия; % от баланс.прибыли и др. Скидка за быструю оплату. Эта
мера стимулирует покупателей, приобретающ. товар
в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Однако размер скидки
необходимо определять очень тщательно. Небольш.размер
скидки может не заинтересовать покупателя, а значительн.
скидка может обойтись предприятию дороже банковск.кредита.
|
|
|
за поставлен. им продукцию
(погашение Дт задолжен-ти). ПФЦ=ППЦ+ПОдз-ПОкз (ПФЦ-продолжит-ть финанс.цикла
предпр.,в днях; ПОдз-средн.период
оборота текущ.Дт задолжен-ти;
ПОкз-средн.период оборота текущ.Кт
задолж-ти).
|
|
|
|
Все поступающ.ср-ва
от реализац.товаров и услуг предприят.
вкладывает в краткосроч.цен.бумаги. Как только
запас ден.ср-в истощается, т.е. становится равным
нулю, предприят продает часть цен.бумаг
и=>пополняет запас ден.ср-в
до первоначал.вел-ны. Т.о., динамика остатка ср-в на расч. счете представ.
собой «пилообразный» график.М-ль
Миллера-Орра. Модель Баумоля проста и
приемлема для предприятий со стабильн. и прогнозируем.денеж.расходами. Модель Миллера-Орра помог.ответить на вопрос: как предприят.
следует управлять денеж.запасом, если невозможно
предсказать каждодневн.отток или приток денеж.ср-в. Остаток ср-в на
счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхн.предела.
Как только это происходит, предприят.начинает
скупать достаточн.кол-во ликвидн.цен.
бумаг с целью вернуть запас денеж.ср-в к нек-рому нормальн.уровню
(точке возврата). Если запас денеж.ср-в достигает
нижн.предела, то предприят.
продает накоплен.ранее цен. бумаги и т.о. пополняет запас денеж.ср-в до нормальн.предела.
|
|
|
Чем
выше размер партии поставки, тем ниже затраты на пополнен.запаса и тем выше
затраты на хранение. Размер заказа следует увеличивать до тех пор, пока
снижение затрат на заказ перевешивает увелич-е
затрат на хранение. (nпост)opt=√2DS/h (h-затраты на хранен.ед-цы
запаса в теч.е года;D-годов.объем потребл-я ресурса;S-
затраты, обусловлен. поставкой очередн.партии).
Модель оптимальн. размера заказа позволяет решить
ряд задач, но в то же время она требует мног.допущений.
Поэтому разработаны различн.модели управл-я запасами, учитывающ.,
что интенсивн-ть потребл-я
ресурса со склада может существен.откланяться от средн.уровня. Выделяют следующие модели:1.Модели с фиксирован.партией поставки.2.Модели с фиксир.ритмом
поставки.3.Модели без фиксации
ритма и партии поставки.
|
|
|
|
|
|
|