45. Операцион.и денежн.цикл предприятия

Ср-ва, вложен. В отдельн.виды оборот.активов, последоват-но проходят все стадии производственно-коммерч.цикла и на каждой из них меняют свою веществен.форму, превращаясь в денеж.ср-ва. Это движение отражает кругооборот оборот.ср-в. Схема кругооборота обор.ср-в: Деньги→Сырье и материалы→Незаверш.произ-во→Готов.прод-я→Дт задолж-ть→Деньги′. Для обеспеч-я непрерыв-ти производственно-хоз.деят-ти необход., чтобы оборотюср-ва предприят. одновременно находились на всех стадиях кругооборота. Период времени, в теч. к-рого совершается оборот ср-в(от поступл-я сырья до оплуч-я ср-в покупателя),наз-ся операц.циклом. Опер.цикл сост. из поизводствен.и финанс.циклов. период оборота производств.запасов с момента их поступления в произ-во, незавершен.поиз-во и готов.продукция до момента ее отгрузки формирует ее производств.цикл. ППЦ=ПОсм+ПОнп+ПОгп (ППЦ-продолжит-ть производст.цикла; ПОсм-период оборота средн.запаса сырья, материалов и полуфабрикатов; ПОнп-период оборота средн.объма незаверш.произ-ва; ПОгп-период оборота сред.запаса готов.продукции). Финансов.цикл охватывает процесс как произ-ва, так и реализац. продукции. Он представл.собой период времени между началом оплаты поставщикам получ. от них сырья и материалов (погашен.Кт задолжен-ти) и началом поступления денежн.ср-в от покупателей

 

46. Управление Дт задолжен-тью

Основн.задачей анализа Дт задолж-ти яв-ся оценка уровня и состава текущ.Дт задолж-ти предприят., а также эффектив-ти инвестиров-я в нее фин-ресурсов. Э=П–ТЗ– ФП

(П–прибыль от продажи дополнит.продукции за счет предоставления кредита;ТЗ–текущ. затраты предприят. по инкассации долга; ФП–финанс.потери от неуплаты за продукцию. Управл-е Дт задолж-тью охватывает весь процесс получ-я своевремен.оплаты от покупателей.Основн.эл-ты сис-мы управл-я Дт задолж-тью: Преддоговорн.процедуры. Чтобы снизить риск возникнов-я просрочен. Дт задолж-ти, необход.проанализир-ть имеющ.информацию о потенциал. партнере или клиенте (год основания, уставн.капитал, виды деят-ти, клиенты и партнеры компании). Требование внесения аванса. Приобретая товар пусть даже и с небольш.денег, клиенты более ответственно относ-ся к своей деят-ти, желая скорее вернуть ср-ва, что благотворно сказыв-ся как на обороте, так и на кач-ве Дт задолж-ти. Оценка кредитоспособ-ти заемщика. Кредитоспособ-ть покупателя характер-ет сис-му условий, определяющ. его способн-ть привлекать кредит в разн.формах и в полн. объеме в предусмотр.сроки выполнять все связан.с ним финанс.обязат-ва. Оценка покупателей включает следующосновн.элем-ты: а)объем хоз.операций с покупат-ми и стабильность их осуществл-я; б)репутация покупателя в деловом

 

47. Управление товарными запасами

Управл-е запасами должно давать ответ на 2 основн.вопроса: когда размещать на пополнен.запаса и как много ресурса заказывать. Сущ-ет несколько моделей управл-я, различающихся исходн.условиями и способами пополнен.запаса. Все эти модели однопродуктовые, т.е. предполаг.управл-е запасом одинаковых или однородн.продуктов. Наиболее распространен.инструментом в управл-и запасами, направлен. на минимизац.суммарн. затрат, традиционно признается модель оптимальн. размера заказа (формула Уилсона). Эта модель строится исходя из следующ.допущений: 1.Интенсивн-ть потребл-я ресурса известна и постоянна.2.Потребл-е осущ-ся мелкими партиями или поштучно, а пополнен. запаса – более крупн.партией.3.Пополнен.запаса происходит мгновенно при снижен. его уровня до нуля.4.Дефицит ресурса на складе исключен.

Проблема управл-я запасами в дан.модели сведена к определ-ю объема заказа и частоты выполнен. заказов за планируем.промежуток времени. Что в свою очередь рассчитыв-ся посредством балансирования между затратами, связан. с выполнением одного заказа, и затратами на хранение ед-цы запасов.

 

48. Управление денежными средствами и ликвид-тью

Определ-е оптимальн.остатка денеж.ср-в (на банковск.счетах и в кассе) предст.собой одну из основн.задач фин.менеджера. Денеж.ср-вам присуща абсолютн.ликвидн-ть. Чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, предприят. должно обладать определ.уровнем абсолют.ликвид-ти. Компания должна поддерживать определен.уровень свободн.денеж. ср-в, к-рый для страховки дополняется нек-рой суммой ср-в, вложенных в ликвидн.цен.бумаги. При необходим-ти цен.бумаги конвертир-ся в денеж.ср-ва. При накоплении излиш.сумм денеж.ср-в они либо инвестир-ся на долгосроч.основе или в краткосроч.цен.бумаги, либо выплачив-я в виде дивидендов. При этом необходимо оценить:а)общ.объем ден.ср-в;б)какую их долю следует держать на расч.счете, а какую в виде быстрореализуем.цен.бумаг;в)когда и в каком объеме осуществлять взаимн.трансформацию ден.ср-в и быстрореализ.фин.активов. В западн.практике наибольш.распространен. получили модель Баумоля и модель Миллера-Орра.М-ль Баумоля-предполаг-ся, что предприят начин.работать, имея максимал. и целесообразн.для него уровень денеж.ср-в, и затем постоянно расходует их в теч.нек-рого периода времени.

 

 

 

мире;в) платежеспособ-ть покупат.; г) результатив-ть хоз.деят-ти покупат.;д) состоян. конъюнктуры товарн.рынка.

Разработка условий коммерч.кредитов-я. К ним относ-ся: 1.Сто-ть коммерч.кредита(при этом нужно руководствов-ся не только затратами, связан.с его предоставл-ем, но и стратегич. целями компании и рыночн.условиями). 2.Срок кредитования(не может превышать планов.периода оборачиваем-ти Кт задолж-ти, скорректирован.на срок  нахождения денег в пути (3-4 дня). 3.Определ-е возможн.суммы кредитов-я. При расчете оптимальн.объема кредитов-я клиента возможно несколько вариантов определ-я суммы кредитов-я: % от собствен.ср-в предприятия; % от баланс.прибыли и др. Скидка за быструю оплату. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающ. товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Однако размер скидки необходимо определять очень тщательно. Небольш.размер скидки может не заинтересовать покупателя, а значительн. скидка может обойтись предприятию дороже банковск.кредита.



 

за поставлен. им продукцию (погашение Дт задолжен-ти). ПФЦ=ППЦ+ПОдз-ПОкз (ПФЦ-продолжит-ть финанс.цикла предпр.,в днях; ПОдз-средн.период оборота текущ.Дт задолжен-ти; ПОкз-средн.период оборота текущ.Кт задолж-ти).


 

Все поступающ.ср-ва от реализац.товаров и услуг предприят. вкладывает в краткосроч.цен.бумаги. Как только запас ден.ср-в истощается, т.е. становится равным нулю, предприят продает часть цен.бумаг и=>пополняет запас ден.ср-в до первоначал.вел-ны. Т.о., динамика остатка ср-в на расч. счете представ. собой «пилообразный» график.М-ль Миллера-Орра. Модель Баумоля проста и приемлема для предприятий со стабильн. и прогнозируем.денеж.расходами. Модель Миллера-Орра помог.ответить на вопрос: как предприят. следует управлять денеж.запасом, если невозможно предсказать каждодневн.отток или приток денеж.ср-в. Остаток ср-в на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхн.предела. Как только это происходит, предприят.начинает скупать достаточн.кол-во ликвидн.цен. бумаг с целью вернуть запас денеж.ср-в к нек-рому нормальн.уровню (точке возврата). Если запас денеж.ср-в достигает нижн.предела, то предприят. продает накоплен.ранее цен. бумаги и т.о. пополняет запас денеж.ср-в до нормальн.предела.


 

Чем выше размер партии поставки, тем ниже затраты на пополнен.запаса и тем выше затраты на хранение. Размер заказа следует увеличивать до тех пор, пока снижение затрат на заказ перевешивает увелич-е затрат на хранение. (nпост)opt=√2DS/h (h-затраты на хранен.ед-цы запаса в теч.е года;D-годов.объем потребл-я ресурса;S- затраты, обусловлен. поставкой очередн.партии). Модель оптимальн. размера заказа позволяет решить ряд задач, но в то же время она требует мног.допущений. Поэтому разработаны различн.модели управл-я запасами, учитывающ., что интенсивн-ть потребл-я ресурса со склада может существен.откланяться от средн.уровня. Выделяют следующие модели:1.Модели с фиксирован.партией поставки.2.Модели с фиксир.ритмом поставки.3.Модели без фиксации ритма и партии поставки.