Хабаровский государственный технический университет


Дальневосточный юридический институт





Кафедра социологии,

социальной работы и права







К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А



 

Дисциплина: «Антропология»


Тема № 22 «Влияние семьи на развитие человека.

Роль института образования»






Выполнил: студентка ЗУО группы СР  (4 года)

Пуц Анастасия Олеговна.


Шифр: 030440572



                                                               Проверил: _____________________







Хабаровск

2004

План



1.     Понятие социализации. Воспитание как система внешних воздействий


2.     Семья как микросоциум


3.     Идеалы воспитания и конфликты несоответствия идеалу


4.     Роль школьного образования в развитии человека


5.     Кризис воспитательных возможностей современной школы


6.     Влияние системы высшего образования на процесс становления личности


7.     Выводы















1. Понятие социализации. Воспитание как система внешних воздействий

Каждый человек в своем развитии встречается с системой ценностей, образцов и норм поведения, принятой в данном социуме, и усваивает их в качестве базовых. Этот процесс называется социализацией.

Социализация начинается с первых лет жизни человека, и транслятором установок, социальных норм и ценностей для него выступает в первую очередь семья, его первый социум. В дальнейшем, по мере взросления человека, рамки его социума расширяются, он вступает во взаимодействие с другими людьми, становится участником различных групп – школы, дворовой компании, спортивной секции и т.п., затем – трудового коллектива, собственной семьи,  и испытывает на себе влияние этих людей и общностей.

Т.о. социализация подразделяется на первичную, которая охватывает период детства, и вторичную, которая происходит на протяжении всей остальной жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено  при первичной социализации.

Внешние воздействия и влияния, которым подвергается ребенок, называются воспитанием. Воспитание может быть спонтанным, неявным, когда ребенок усваивает нормы, правила, модели поведения, ценностные приоритеты в процессе общения. Воспитание может быть  целенаправленным, т.е. организованным со специальной целью привить, развить и укоренить в личности ребенка определенные качества, необходимые, с точки зрения воспитателя, для ее развития, успешной социализации и т.д.

Нельзя сказать, что ребенок является пассивным объектом внешнего воздействия, и все же, не имея достаточного опыта и навыков мышления, чтобы критически оценить поступающую извне информацию, ребенок в большей степени является зависимым от внешних влияний, нежели самостоятельной личностью.

Существует и такое явление, как самовоспитание – сознательная выработка человеком у себя определенных качеств.

Основными институтами воспитания являются семья, школа и дополняющие  школу организации – кружки, творческие объединения и т.п., а также СМИ, в первую очередь реклама, и кинематограф.


2.     Семья как микросоциум

Важнейшим институтом воспитания и формирования личности является семья. По отношению к ребенку (да и ко всем членам семьи) семья – это микросоциум, или социокультурная модель, в которой проявлены и национально-культурные и сословные традиции, и современные социальные нормы, правила, запреты и ограничения, и общая  атмосфера социума – демократическая, тоталитарная, нестабильная, развивающаяся и т.д., и принятые и проповедуемые в социуме идеалы и ценности, и сложности гендерных и  межличностных отношений. По определению Э. Фромма, «обычная семья – это психический посредник общества» (6, стр. 64). Именно семья обеспечивает вход человека в другие социальные структуры любого уровня. Семья индивидуальна (нет двух похожих семей) и в то же время семья типизирована, консервативна, недаром ее называют «ячейкой общества». Для ребенка важнее всего то, что общение с семьей, в первую очередь с матерью, становится его первым опытом социализации; принятие – непринятие ребенка родителями, уровень предъявляемых к нему требований, оценка собственных возможностей и  достоинств ребенка определяют дальнейшее направление его развития. Именно в  процессе общения с семьей, с родителями ребенок усваивает базовые ценности и формирует самооценку – основу всей системы его ценностных ориентаций.

Образ «Я», сформированный в раннем детстве в семье, «притягивает» или «отталкивает» ценности по принципу соответствия и приемлемости: «Я – хороший» (любимый, приятный, интересный, полезный, эффективный, нужный таким, как есть) расширяет мыслимые границы возможностей личности (могу то, могу это – я успешен), укрепляет уверенность в своих силах (неудачи и трудности преодолимы), создает предпосылки для успешной социализации, личностного и  профессионального роста (я прав в своем выборе). Принятый семьей ребенок, при всей самостоятельности и свободе выбора, чувствует опору в семье, зная, что его поддержат в любом случае, и это чувство защищенности дает ему силу для свершений.

«Я – плохой», напротив, лишает человека самостоятельности и уверенности, ориентирует на следование образцам, стандартам, ограничивает или вовсе уничтожает мечту, парализует активность (эти ценности – не  для меня, я не способен ими овладеть). Отвергаемый семьей или  одним из родителей ребенок ощущает беспомощность, слабость, шаткость своего бытия; ответственность за свою жизнь кажется ему непомерным грузом, и он ищет, с кем бы ее разделить или вовсе переложить на чужие плечи (тех же родителей,  общественных институтов, церкви и  т.д.), и таким образом обрести внутреннюю безопасность (6, стр. 142).

Таким образом, в семье происходит самоопределение личности относительно базовой ценности – ценности самого себя, своих сил, способностей, своего индивидуального своеобразия, и вслед за ней – ценности свободы и ответственности (выбор делается либо в пользу, либо против внутренней свободы). Далее выбираются ориентиры: следование своим интересам или подчинение чужим интересам, вплоть до выбора жизненного пути (ценность самостоятельности – зависимости), активность или пассивность жизненной позиции, успех или неудача в отношении к результатам собственной деятельности, доверие или страх, открытость или замкнутость, любовь или власть и т. д. Этот выбор зависит и от того, какие ценности приняты в данном обществе, какое поведение поощряется окружающими, а какое –встречает  неодобрение, а также от принадлежности данной семьи к определенному социальному классу или группе (пределы дозволенного).


3.     Идеалы воспитания и конфликты несоответствия идеалу

В учебниках отечественной психологии и педагогики идеал человека  рассматривается как цель воспитания, а несовпадение между идеалом и результатом (т.е. реальными возможностями и качествами воспитанника) как стимул к развитию (1, стр. 128). Идеальные представления о ребенке существуют и в семье, и в обществе, и в образах массовой культуры, которые  воздействуют как на родителей, так и  на детей. Идеалом для ребенка может быть отец или мать (зачастую такое восприятие родителя сохраняется на протяжении всей жизни, хотя и неосознанно). Однако идеальные требования к человеку заведомо не соотносятся с его индивидуальностью и неизбежно создают несоответствие межу ожиданием  и реальностью. Реальность в этом случае воспринимается как «плохая», неудачная, и результатом становится не стремление дотянуться до идеала, а фрустрация, чувство вины, подавление собственного «Я».

Вот как иллюстрирует это явление Э. Фромм: «Все еще широко распространено представление, что дети являются на свет для того, чтобы доставлять удовольствие родителям и компенсировать им разочарование в собственной жизни… если у отца собственническая установка, он считает неполноценностью сыновнее отличие от него; сын чувствует себя виноватым и плохим из-за своего отличия и старается сделаться таким, каким хочет видеть его отец; но он лишь чинит препятствия собственному развитию и становится весьма несовершенной копией своего отца» (6, стр. 148 – 149).

Родители, позволившие ребенку ощутить ценность его собственного «Я», тем самым закладывают основу для всей системы ценностей юноши или девушки, способствуют формированию человека энергичного, уверенного в себе, успешного, дружелюбного и внимательного к людям. Однако, чтобы решиться на такое принятие «неправильного» ребенка, требуется подлинное мужество и безусловная любовь.


4. Роль школьного образования  в развитии человека

Значение школы в воспитании и формировании личности по отношению к семье вторично, хотя традиционно в России школе отводится главенствующая  роль.

Институт образования включает человека в важнейший для его всестороннего развития процесс – целенаправленное обучение, которое является одновременно и усвоением новых знаний, и трудом, и требует активного взаимодействия с другими членами группы (одноклассниками, сокурсниками,  педагогами). Процесс школьного и вузовского обучения сам по себе мобилизует личностные резервы и предоставляет возможность индивидуального выбора – «кем быть, каким быть». Учебные программы предлагают вниманию человека новую разнообразную информацию, которая значительно расширяет его представления о мире, возбуждает любопытство, стимулирует познавательную активность. Также предлагается обучение методам усвоения информации, т.е. человек усваивает навыки владения инструментами познания, исследования, анализа и синтеза, что необходимо ему во всех сферах жизни и деятельности.

Если же учащийся остается безразличен к предлагаемой информации, выполняет задания с неудовольствием, по обязанности, или вовсе не выполняет, это означает, что в процессе первичной социализации, в более раннем возрасте, он не сталкивался с эрудированными, активными, любознательными людьми, не усвоил привлекательность и ценность познания как процесса и знания как  результата. Здесь проявляется зависимость вторичной социализации от первичной, от ценностей, усвоенных в семье. Многие  школьники и студенты бойко обосновывают необходимость образования, хороших знаний для профессионального успеха и т.д., но очень немногие прикладывают усилия к тому, чтобы овладеть знаниями в высокой  степени. Это происходит потому, что в семье такого ученика ценятся не знания, а материальная выгода, социальный статус, «умение жить» и т.д. Преодолеть  установку «знания не нужны» очень сложно.

На пробуждение познавательной активности и воспитание качеств, необходимых для ее реализации – интереса, трудолюбия, упорства, целеустремленности - направлена вся деятельность школьных педагогов. К сожалению, на формирование ценностных ориентаций ребенка в наименьшей степени оказывают влияние учителя и декларируемые ими идеалы. Конкретный учитель (тренер, наставник) может оказать определяющее влияние на формирование самооценки и направления развития ребенка, в том случае если это человек яркий, незаурядный и внимательный к духовным нуждам воспитанника, но в целом проповедуемые учителями «правила» вызывают насмешку и отторжение независимо от их смысловой ценности.

Инструментом воздействия на ценностные ориентиры в школе выступает детское сообщество, или, как его по-прежнему называют у нас, коллектив. И здесь проявляется ведущая роль семьи: «укорененный» в семье ребенок успешно внедряется в группу ровесников (и в разновозрастные  группы – это не имеет значения), чувствует себя свободно и непринужденно, будучи уверен в достоинстве своего «Я». Если же ценности данной группы (класса, школьных группировок) не отвечают его понятиям о хорошем и дурном, такой ребенок будет отстаивать свое право на самостоятельность либо прекратит общение с группой, но  ни в коем случае не станет парией – он защищен и чувством собственного достоинства, и силой родительской любви.

Ребенок, не принимаемый в семье, «недостаточно хороший» с   точки зрения принятых социальных и поведенческих стандартов, склонен следовать правилам и установкам группы, разделяя, по крайней мере на словах, ее ценности, либо – если его умственное и духовное развитие опережает сверстников, а личные ценности высоки,  – противопоставляет себя группе, оказывается в изоляции. По наблюдениям В.М. Бехтерева и М.В. Ланге, группа (коллектив) может подавлять  творческую, одаренную личность, не принимая и даже отвергая ее из-за зависти, непонимания, несоответствия стереотипам. (3, т. 2, стр. 399). Это постоянно подтверждается жизнью: известно, каково типичное отношение одноклассников к отличникам, детям из интеллигентных семей. Быть умным, образованным, трудолюбивым в современной школе считается чуть ли не недостатком.


5.     Кризис воспитательных возможностей современной школы

В отечественной школе, по наблюдениям автора, сложилась уникальная ситуация: в течение нескольких десятилетий школа выступала в качестве главного проповедника и воспитателя  морали, идеалов и ценностей тоталитарного государства в среде детей и молодежи, т.е. была авторитетом для семьи и граждан в целом. Школа пропагандировала образ человека-труженика, идеи равенства и братства, бескорыстия, любви к Родине,  утверждала высокую ценность знаний и образования как средств увеличения блага Родины, идею подчинения  личного общественному и т.д., диктовала нормы и правила поведения детей и подростков, вплоть до внешнего вида, опять-таки в соответствии с идеологическими установками государства, определяла рамки культурных интересов, в школе решались проблемы «трудных» детей и семей. Т.о. институт семьи находился в подчинении у института школы и привык передоверять ей задачу воспитания детей.

Со сменой государственной идеологии, экономических и  политических ориентиров изменились и ценности общества, что очень быстро отразилось на его духовной и культурной жизни, деятельности граждан. Но школа как система и люди, в ней работающие, остались прежними; более того, выполняя в течение десятилетий функцию главного консерватора ценностей, школа никак не могла стать новатором,  пропагандистом новых ценностей, воспитателем новых людей. Это вполне понятно и родителям, и детям, однако от школы по-прежнему ожидают воспитательных достижений, ей по-прежнему делегируется ответственность за «качество» молодежи и на нее сваливается вина за все неудобства, причиняемые детьми и подростками.

Создается впечатление, что отечественная школа по-прежнему авторитарна, но как учитель и воспитатель беспомощна: дети  и родители воспринимают школу как необходимое зло, как средство получения аттестата о среднем образовании.


6.     Влияние системы высшего образования на процесс становления личности


В отличие от средней школы, вузовская система образования предлагает молодежи иные условия труда и общения. Во-первых, в системе вузовского обучения отсутствует принуждение. Предполагается, что вуз, факультет, изучаемая специальность выбраны студентами сознательно, добровольно, с целью  дальнейшей профессиональной деятельности и упрочения своего материального и социального положения. Известный демократизм университетов и академий предоставляет учащимся свободу выбора и самопроявления, к чему многие вчерашние выпускники школ оказываются не готовы. Привычка к принуждению и контролю в школе и в семье, отсутствие навыков самостоятельной работы и самоконтроля провоцируют у первокурсников стресс ресоциализации – вхождения в новую социальную среду, усвоения новых, непривычных норм и правил поведения, ценностей и навыков общения и деятельности.

Студенческий коллектив по сравнению со школьным также более свободен и терпим к различным мнениям, формам поведения и т.п. Давление на «белых ворон» практически отсутствует, главными ценностями считаются личные качества и достижения человека как в учебе, так и в остальных областях жизни. Характер обучения в вузе по своей сути – творческий; раскрытие творческого потенциала, самостоятельность мышления, оригинальность суждений, инициатива и активное отстаивание своего мнения приветствуются (отметим, что эти качества являются залогом успешной профессиональной деятельности, карьеры). Студенческая, вузовская среда в отличие от школьной неавторитарна; каждый ее член получает право быть самим собой. Создание условий для овладение этой способностью, наряду с учебой, является важнейшей функцией высшего образования как социального института.

Резкий переход от школьного авторитаризма и конформизма к демократическому стилю и свободе самопроявления вузовских отношений, стресс ресоциализации вызывают пересмотр прошлого личностного опыта, представлений о себе, о своих целях и т.д. Учеба в вузе является «пробным камнем» для характера, самооценки, ценностных ориентаций студентов. Личность, уже в целом сформированная, раскрывается в это период наиболее явно, окончательно выстраиваются жизненные стратегии, предпочитаемые способы решения проблем, достижения успеха, установления деловых и дружеских отношений (не обязательно позитивные, хотя именно в этот период человек получает шанс относительно безболезненно скорректировать ценности и способы поведения, усвоенные в семье и школе, соответственно вузовским нормам). Происходит как бы репетиция взрослой жизни, отрабатываются модели продуктивной деятельности (или отказа от деятельности, успехов за чужой счет), окончательный выбор интересов и профессиональная ориентация. Как положительный результат можно рассматривать и сознательный уход студентов из университетов, т.к. специальность была выбрана неудачно.

Как правило, в каждой семье студенческие годы, студенческая дружба, высшее образование оцениваются положительно, т.е. база, заложенная при первичной социализации, получает подкрепление и в вузовской, и в семейной среде. Все это способствует окончательному формированию личности, ее системы ценностей и убеждений.



7.     Выводы


Подводя итоги, можно выделить следующие важные влияния на развитие личности со стороны семьи и институтов образования.

Базовые нравственные и культурные ценности и социальные нормы и представления закладываются в семье, в раннем возрасте. Отношения в семье определяют самооценку ребенка и степень его уверенности в себе, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства. Семья формирует также коммуникативные навыки, склонность к взаимодействию, обсуждению, сотрудничеству или, напротив, к одиночеству, уходу в себя, ограничению контактов с людьми. Модели отношений к себе и к другим, формированные в семье, в дальнейшем реализуются во взрослой жизни человека; их коррекция зависит главным образом от его сознательных волевых усилий.

В школе ребенок проходит первую ресоциализацию – усвоение правил поведения и деятельности, принятых в школе. Школа формирует общую систему знаний, направленные интересы к каким-либо видам деятельности, науки, искусства, обучает основным способам и навыкам поиска и осмысления информации и т.д. Одним словом, школа закладывает базовые основы знаний и трудовой деятельности. Одновременно в процессе общения со сверстниками и учителями развиваются навыки социального взаимодействия, формируется характер человека, начинается процесс самопознания. Главное приобретение школьного периода – обучение  дисциплине, которую нередко подменяют конформизмом и беспрекословным послушанием.

Переход из школы в вуз, из статуса «маленького и зависимого» в статус «взрослого и самостоятельного» означает еще одну ресоциализацию в рамках института образования. Происходит пересмотр ценностей, дальнейшее развитие личности, окончательное формирование характера, жизненных стратегий и самое важное – выбор профессии и  отработка навыков самостоятельной продуктивной творческой деятельности.


Список использованной литературы


1.     Врублевская Е.Г. Педагогика. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2003. – 337 с.

2.     Касьянов В.В. Социология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 320 с.

3.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 688 с., 608 с.

4.     Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое издательство, 1996. – 374 с.

5.     Психология возрастных кризисов. Хрестоматия. - Минск: Изд-во «Харвест», 1999. - 560 с.

6.     Фромм Э. Человек для себя /пер. с англ. Л.А. Чернышевой. – Минск: Изд-во «Коллегиум», 1992. – 253 с.