План



Введение

1.   Понятие административного принуждения, его особенности, классификация, основания и цели применения

2.   Административно - предупредительные меры: понятие, особенности, виды

3.   Меры административного пресечения: понятие, особенности, виды

4.   Меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания: понятие, особенности, виды

5.   Административное принуждение в деятельности пограничных органов и пограничных войск пограничной службы ФСБ РФ

Заключение

Список литературы











ВВЕДЕНИЕ


     Административное принуждение довольно обширная тема в Административном праве России. Актуальность проблемы административного принуждения, а так же развития этого правового явления обусловлена экономическим фактором  – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; политическим фактором – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно – властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка;  правовым фактором – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Процесс обновления Российского законодательства об административном принуждении сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д.

   Убеждение и принуждение являются методами государственной и общественной деятельности и являются активными способами целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, управления обществом, обеспечения общественной дисциплины и правопорядка. 

1.Понятие административного принуждения, его особенности, классификация, основания и цели применения


В борьбе с правонарушениями в нашей стране решающая роль принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения "(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. " Государственное принуждение, "опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм." В праве выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:

·        Дисциплинарное

·        Материальное (гражданско-правовое)

·        Уголовное

·        Административное

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. "Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий."[1]  Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения. Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является "защита охраняемых правом общественных отношений.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение.

Можно выделить следующие характерные черты административного принуждения:

1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.

5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

8. Способствует профилактике преступлений.

9. Осуществляется на строго правовой основе.

Правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

    Законодательство об административном принуждении и административной ответственности выполняет важнейшие функции профилактики правонарушений, наказания за их совершение, возмещения имущественного ущерба, причиненного административными правонарушениями. Очевидной является в настоящее время тенденция к расширению действия механизма применения административного принуждения и административной ответственности. Поэтому законодательство об административной ответственности постоянно изменятся. Такая тенденция существует, впрочем, уже давно, с момента первой попытки кодификации законодательства об административной ответственности. В действующий ныне Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г., изменения и дополнения вносились более 30 раз: введено более 70 новых статей, изменены около 100 статей, некоторые были исключены.

     Институт административного принуждения является одной из важнейших частей административного права Российской Федерации. С изменением всего административного права изменяются и составляющие его правовые институты и наоборот.

     В каждом обществе государство должно являться гарантом защиты общечеловеческих ценностей, интересов, прав и свобод его граждан. Свои задачи и функции государство выполняет посредством различных методов и инструментов. Необходимыми являются и такие методы регулирования, которые основываются на реализации принуждения, принудительных механизмов.

      Государственное принуждение представляет собой сложный социально-правовой институт, характеризующийся различными особенностями, связями, структурой, процессуальными механизмами. Основными видами государственного принуждения являются административное, дисциплинарное, гражданско-правовое и уголовное. Они различаются по основаниям и процедурам их применения. Чаще других видов государственного правового принуждения на практике применяется административное принуждение. Только в процессе управленческой деятельности применяется административное и дисциплинарное принуждение.

     Институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка[2].

     Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления. Административным правом регулируется административное и — частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно административное законодательство закрепляет: I) административные и 2) дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

     Для всех видов принуждения, устанавливаемого в административном законодательстве, характерно следующее: 1) реальное осуществление мер административного принуждения обосновывается всегда совершением правонарушений, не являющихся преступлениями; 2) они применяются в ходе исполнительно-распорядительной деятельности, в административном процессе различными субъектами административного права, должностными лицами и представителями власти (органами государственного управления, судьями, сотрудниками органов внутренних дел, пограничными войсками, таможенными органами, должностными лицами органов налоговой полиции, руководителями государственных инспекций труда, государственными инспекторами по охране труда, государственными правовыми инспекторами труда и т. д.); 3) виды, размеры принудительных средств и масштаб принуди­тельного воздействия, основания и порядок реализации определяют­ся нормами административного права.

     Административное принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями более общего уровня: 1) государственным принужде­нием и 2) правовыми актами управления.  С одной стороны, административное принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства — органами государственного управления, должностными лицами, обладающими юрисдикционными полномочиями. Меры административного принуждения применяются только в процессе управленческой (административной, исполнительно-распорядительной) деятельности, в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна происходи  в строго определенных процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих процедур, которые имеют юридическое оформление. С другой стороны, административное принуждение может быть рассмотрено в связи с анализом способов воздействия государства на управляемые объекты (субъекты): установлением конкретных обязанностей или заданий для них; осуществлением контрольной, надзорной деятельности; установлением запретов; отказом в удовлетворении необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т. д. При осуществлении такого метода государственного управления, как административное принуждение, происходит непосредственное и целенаправленное воздействие органов исполнительной власти (государственного управления), должностных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных физических лиц и на деятельность юридических лиц.

     Под административным принуждением как видом государственного принуждения следует понимать психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполно­моченными органами, должностными лицами мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями лич­ностного, организационного, материального характера с целью предуп­реждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собст­венности, создания режима законности во всех сферах и государствен­ной дисциплины, восстановления нарушенных законных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан.

2.Административно - предупредительные меры: понятие, особенности, виды


     В целях предупреждения правонарушений в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями применяются административно-предупредительные меры. Эти меры носят профилактический характер и отличаются, как правило, тем, что они не связаны с совершением административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не совершено, а принудительные механизмы в отношении физических и юридических лиц уже функционируют (применяются).   Принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной. Тем не менее, последняя обязана исполнить предписанное им со стороны уполномоченных органов (должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации дей­ствия либо воздержаться от их совершения.[3] Административно-предупредительные меры закреплены в законодательных и иных нормативных актах, предусматривающих обязательные действия либо устанавливающие известные запреты и ограничения под угрозой применения административных санкций за их неисполнение. Осуществляют такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий милиция, государственные инспекции, другие надзорные органы. Ряд предупредительных мер применяется лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное поведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок; официальное предостережение, выносимое начальником РОВД либо участковым инспектором в адрес злостных "домашних дебоширов" и нарушителей общественного порядка; установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по постановлению административных комиссий).

Система административно-предупредительных мер включает:

·         беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удостоверения) и проведение обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил (п. 2 ст.38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Эти действия уполномочены совершать главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главный санитарные врачи республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

·         проверку документов (п. 2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что сотрудники милиции могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административного правонарушения);


·         досмотр вещей, багажа, личный досмотр (таможенный досмотр, а также пассажиров и багажа в аэропортах, досмотр проносимых предметов на предприятиях пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности и т. д ). Досмотр осуществляется органами военизированной, вневедомственной охраны, таможенными органами, органами милиции (ст. 341—342 Таможенного кодекса Российской Федерации). п. 21 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции",  Работники милиции имеют право производить в соответствии с законодательством досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — и личный досмотр пассажиров; должностные лица налоговых органов производят осмотр документов и фиксируют их содержание (при изъятии у налогоплательщиков документов);

·         запрещение (ограничение) дорожного движения как одно из средств обеспечения общественной безопасности ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что работники милиции, имеют право временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов; п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" — производить по решению начальника органа милиции или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотии;

·         временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения"). Осуществляются такие меры санитарными врачами;

·         остановку транспортных средств работниками ГАИ (ГИБДД) и проверку ими документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями правил дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"; п. 8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации);

·        госпитализацию инфекционных больных (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Уполномоченные должностные лица могут принимать решения об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

·         принятие решения о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

·         проведение освидетельствования управляющих транспортными средствами водителей (судоводителей) на состояние опьянения (ст. 245 КоАП РСФСР);

·         выселение жильцов по санкции прокурора из домов, грозящих обвалом;

·        изъятие сотрудниками милиции огнестрельного оружия у лиц, злоупотребляющих спиртными налитками либо психически больных, с последующим вынесением постановления административной комиссией об их возмездном изъятии.




3.Меры административного пресечения: понятие, особенности, виды


Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Данные меры используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил. В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие - поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство”), в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией  или появление в общественных местах в нетрезвом виде.). Существует точка зрения некоторых авторов о том, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны… общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств… основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних”[4] Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

 Меры административного пресечения имеют следующие особенности:

·        - применяются для немедленного пресечения нарушения закона

·        -носят волевой и достаточно жёсткий характер

·        - носят как правило кратко временный характер

·        -применяются различными исполнительными органами

В различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий, в связи с чем меры административного пресечения многообразны. Они используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

К административно - пресекательным мерам можно отнести следующие:

- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных):

-наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

-отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);

-отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

“Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам , судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий. Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания. Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.)

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания  среди них такие,  как  :

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

Меры административного пресечения  направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения. Нарушитель в процессе задержания  может оказывать сопротивление , для чего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств в плоть до оружия. По этому  более подробно остановимся на такой мере административного пресечения  как непосредственное воздействие с применением специальных средств.

     Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного оружия ст. 15 Закона о Милиции. Милиционер имеет право применять следующие специальные средства:

- резиновые палки

- наручники

- слезоточивый газ

- светозвуковые средства отвлекающего действия

- средства нарушения преград

- средства принудительной остановки транспорта 

- специальные окрашивающие средства       

В случаях:

- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции .

- для пресечения сопротивления ....

- для задержания лица застигнутого на месте преступления, и других случаях .

Запрещено применять специальные средства  в отношении  женщин, а также лиц с явными признаками  инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление.

Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения . Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения которая может повлечь причинение телесных повреждений смерть , поэтому установлены дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае применения оружия в течении 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы. Каждый раз в результате служебных проверок проверяется  правомерность применения оружия . Служебная проверка назначается  когда кому-либо причинён физический или имущественный вред , либо поступила жалоба на соответствующие действия  сотрудника милиции , либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело . О всех случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор . 

Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях :

- для защиты граждан от нападения  опасного  для жизни и здоровья

- для отражения нападения на сотрудника милиции , а также для отражения попытки завладеть его оружием

- для освобождения заложников

- для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления

- для пресечения побега из-под стражи

- для остановки транспортного средства  путём его повреждения если водитель создаёт реальную опасность  жизни и здоровью людей и отказывается остановиться

- для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных

- для предупреждения о намерениях применить оружие

Запрещено применять специальные средства  в отношении  женщин , а также лиц с явными признаками  инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление .





4.Меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания: понятие, особенности, виды


     Административные взыскания являются одним из видов мер административного принуждения и обладают всеми признаками им присущими. В этом проявляется их диалектическая связь как отдельного и общего, однако, всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, всякое отдельное неполно входит в общее. Для понимания правовой природы взыскания недостаточно констатации их общности с другими мерами принуждения, необходимо выявить их особенности, ее назначение и место в системе принудительных мер.

     Особенности административного взыскания:

1.     Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное взыскание применяется только после совершения правонарушения.

2.     Взыскание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

3.     Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

4.     Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

5.     Государство особенно тщательно регламентирует применение взыскания.

6.     Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности.

7.     Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство принуждает нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет.

     Назначение мер административных взысканий несколько иное, чем административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные взыскания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы. Назначение административного взыскания нужно определять через цели. Следует отметить, что цели административного взыскания впервые в истории административного законодательства закреплены в ст.23 КоАП. Согласно ст.23 административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

1.     Воспитание лица совершившего правонарушение в духе закона.

2.     Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей.

     Ограничение, связанное с мерами административного взыскания, безусловно, оказывает воспитательное воздействие. Воспитание правонарушителей тесно связано с другой целью административных взыскания - предупреждение правонарушений (не только со стороны нарушителей и других лиц). Цель частного предупреждения воздействовать на правонарушителей.

     Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания дает возможность для совершения повторных правонарушений.

     Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания.

     Общее предупреждение для других лиц, реализуется в издании законодательного акта, карающего то или иное деяние. Определенную роль играет неотвратимость административного взыскания. Используется общественное порицание - разбирательство проступка в рабочем коллективе, освещение в печати и т.д. Цель общего предупреждения обеспечивается реальным исполнением мер.

     Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение нарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания.

     Меры административного взыскания закреплены в ст.24 КоАП, самыми распространенными являются:

     Штраф устанавливается в различном размере, существует закон о перерасчете штрафа, т.к. КоАП слишком стар, вернее стары размеры штрафа, указанные в нём. Штраф налагается различными должностными лицами. Штраф должен быть уплачен в течение 15-ти дней, после вынесения постановления о наложении штрафа. Если человек работает, то постановление об уплате штрафе приходит на работу, если он не уплачивается в срок, то судебный пристав должен произвести опись имущества на сумму штрафа. Если у человека нет имущества, которое можно конфисковать, в данном случае судебный пристав составляет акт о невозможности конфискации и подает в суд, а для виновного по сути не будет никаких последствий. [5]

      Выдворение за пределы РФ тоже мера взыскания. Порядок: выносят постановление следователь или прокурор, виновный может быть выдворен с конвоем или сам, без чьей либо помощи.

     Отзыв лицензии, квалификационного аттестата. Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат представляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права, поэтому названная мера может рассматриваться как лишение специального права. Это взыскание применяется за совершение правонарушений уполномоченными лицами, связанных с деятельностью предусмотренной лицензией. Чем отличается отзыв лицензии от лишения права. Лишение права применяется только к гражданам. Отзыв лицензии используется как мера воздействия не только на граждан, но и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до 3-х лет, а лицензия (аттестат) отзывается навсегда. Однако, это не означает, что лицо уже никогда не получит такого разрешения (лицензии) оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнить ряд требований (предоставление определенных документов, уплата сборов). В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного времени.

     Взыскание стоимости товаров и транспортных средств. Взыскание состоит в принудительном изъятии денежной суммы составляющих свободную рыночную цену на день обнаружения нарушения. Стоимость взыскания может быть в пределах 300%. На основе таможенного законодательства возможно взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющимися непосредственными объектами нарушения таможенного права. Это взыскание отличается от штрафа тем, что может быть основным и дополнительным.

     В КоАП установлены общие правила наложения взыскания, этими правилами должны руководствоваться государственные органы и должностные лица. Вопросу о наложении административного взыскания посвящена отдельная глава КоАП (гл.4), в которой определены важнейшие требования, подлежащие исполнению при применении административных взысканий. Общие принципы характера воздействия:

1.     Законность.

2.     Целесообразность.

3.     Своевременность, оперативность воздействия.

4.     Сложение взысканий налагаемых за совокупность правонарушений.

      Эти общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию наложения взысканий. Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях, КоАП, нормативно-правовыми актами компетентных органов, должностных лиц, законодательством субъектов федерации, иных законов.

Законность. Никто не может быть подвергнут административному взысканию в связи с административным правонарушением, иначе как на основании и в порядке предусмотренном законом. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции в точном соответствии с законодательством. Учет личности и обстоятельств дела также как и в уголовном, существует в административном праве. Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица имеется состав административного правонарушения. Органы и должностные лица вправе рассматривать лишь те дела, которые им подведомственны, и они должны налагать взыскание в пределах той статьи, по которой квалифицированы действия лица.

Целесообразность главное проявление индивидуализация кары и экономия репрессий. Законодатель обязывает правоприменителя, при выборе меры взыскания, учитывать характер правонарушения (степень общественной вредности, размер вреда, длительность и интенсивность противоправного поведения, обстоятельства, личность виновного, степень вины, имущественное положение правонарушителя, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность). Должен учитываться объект посягательства, его последствия, распространенность данного вида правонарушения и состояние борьбы с ним. При оценке личности оценивается её предшествующее поведение в работе и быту. Имущественное положение виновного должно быть учтено с тем, что бы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия, не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи правонарушителя. Согласно ст.34 КоАП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения признаются:

1.     Чистосердечное раскаяние виновного.

2.     Предотвращение виновным вредных последствий правонарушений, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда

3.     Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Этот перечень не является исчерпывающим, напр. ст.236 таможенного кодекса относит к смягчающим обстоятельствам активное способствование разрешению дела, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В ст.35 КоАП законодатель указывает на обстоятельства, отягчающие ответственность:

1.     Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, прекратить его.

2.     Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушений лицом ранее совершившим преступление.

3.     Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение.

4.     Совершение правонарушения группой лиц.

5.     Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

6.     Совершение правонарушения в состоянии опьянения. Отметим, что в зависимости от характера правонарушения, орган или должностное лицо, рассматривающее дело, может не признавать данные обстоятельства отягчающими.

Своевременность, оперативность воздействия. Одно из проявлений этого принципа - установление сроков применения взыскания к субъекту, совершившему правонарушение. Сроки давности наложения административного взыскания упоминаются в ст.38 КоАП. По истечении этих сроков производство по делу не может быть начато, а начатое должно быть прекращено. Чтобы юридически грамотно решить положение о сроке надо:

  • знать размер;
  • с какого юридического факта он начинает исчисляться;
  • когда и какой юридический акт прекращает его исчисление;
  • какое время закон не включает в исчисляемый срок..

Наложение взыскания за множественность правонарушений, признаки:

1.     Наличие нескольких составов.

2.     Все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно допускает правонарушения.

3.     Каждое правонарушение сохраняет свою значимость для административного права.

В административном праве существуют две формы множественности:

1.     Совокупность (ч.2 ст.36 КоАП) - совершение нескольких правонарушений до привлечения к ответственности, если дела рассматриваются одним и тем же должностным лицом, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть назначено дополнительное, предусмотренное статьями об ответственности за любое из совершённых правонарушений.

2.     Рецидив - совершение нового правонарушения, после привлечения лица к ответственности за предыдущее, лицо привлекается к ответственности только за то, за что его наказывали, но если то и другое правонарушение тождественно, то это специальный рецидив.



5. Административное принуждение в деятельности пограничных органов и пограничных войск пограничной службы ФСБ РФ

     Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность.

    Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государственной границы. В связи с этим они  наряду со своими основными функциями осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и дознание.     Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях пограничные войска руководствуются КоАП РФ и инструкцией о порядке применения пограничными войсками норм административного законодательства РФ.  При осуществлении охраны Государственной границы. Пограничным войскам представлены полномочия: осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; рассматривать дела об административных правонарушениях; исполнять постановление о наложении административных взысканий.

  Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом “О Пограничной службе”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Если рассматривать вопрос о применении административного принуждения в деятельности пограничных органов и пограничных войск пограничной службы ФСБ РФ, можно отметить, что говоря об административном задержании в деятельности органов ФСБ необходимо отметить, что в КоАП РФ органы ФСБ не указаны в качестве органов осуществляющих административное задержание, однако в Федеральном законе "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. в ст. 30 п. "к" сказано, что органы Федеральной службы безопасности имеют право: осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории оборонительных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр и изъятие вещей. Однако, если данное административное нарушение не входит в компетенцию органов ФСБ, то рассмотрение этих дел передается в соответствующие органы ( МВД и т.д.).

Заключение

     Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает  эффективность управленческой деятельности, функционирование административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создание условий для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений . Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы обеспечить правомерность поведения участников управленческих отношений; функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания; существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Административное принуждение - самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В заключении можно отметить, что мер административного принуждения намного больше, и они имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.  

                   


Список литературы

 

1.     Конституция РФ.- М.: Буквица, 1996.

2.     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

3.     Овсянко Д.М. Административное право.- М.: Юрист, 1995.

4.     Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. Ч. 1-2.- М.: Теис, 1995.

5.     Практикум по административному праву. Учебное пособие.- М.: БЕК, 1995. 128 с.

6.     Российское административное право. Учебник под ред. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., - Юристь, Москва 1996

7.     Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М.И., - Киев, 1978

8.     Бахрах Д.Н. Административное право.- М.: БЕК, 1993.

9.     Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1.- М., 1996.

10.                       Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право.- М., 1996.

11.                       Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994

12.                         Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977

13.                       Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий. Практическое руководство.- Тверь: Прометей, 1995.

14.                        Коренев А.П. Административное право. Альбом схем

15.                       Жданов Н.М. "Административное взыскание", 1994;

16.                       Веремеенко И.И. "Административно-правовые санкции" 1975;

17.                       Маслеников "Применение административного взыскания";



[1] Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан, 1989г.

[2] Синицин М.Ю. Административное принуждение, его виды и основные тенденции развития. М., 2002г.


[3] Коновалов С.Н. Понятие правонарушения  по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1998

[4]  Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление , гражданин, ответственность.

[5] Саввин Н.Я. "Административный штраф"; М 1002г.