СОДЕРЖАНИЕ


Задача 1. 2

Задача 2. 11

Задача 3. 12

Список литературы.. 13

Задача 1

В части 1 статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части 1 ста­тьи 3 закона Республики Башкортостан от 30.10.1991 г. (в ред. от 28.08.1997 г.) «О Президенте Республики Башкортостан» и статье 1 закона Республики Башкортостан от 31.10.1991 г. «О выборах Президента Республики Башкор­тостан» (с изменениями и дополнениями от 4.11.1993 г.) закреплено положе­ние, в соответствии с которым Президентом Республики может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе 35 лет и не старше 65 лет, проживающий на территории Республики не менее 10 лет и владеющий баш­кирским и русским языками.

Соответствуют ли положения Конституции и законов Республики Башкортостан положениям Конституции Российской Федерации?

 

Решение

Для решения данной задачи обратимся к постановлению Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-п по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции республики Башкортостан, части первой статьи 3 закона республики Башкортостан "О президенте республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 закона республики Башкортостан "О выборах президента  республики Башкортостан"

  Конституционный Суд Российской Федерации  установил:

 1. В запросе Государственной Думы, поступившем в Конституционный Суд Российской Федерации 9 апреля 1997 года, оспаривались положения части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 1991 года "О Президенте Республики Башкортостан" и статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 1991 года "О выборах Президента Республики Башкортостан" (с изменениями и  дополнениями от 4 ноября 1993 года), согласно которым Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики  Башкортостан не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками.

 По мнению Государственной Думы, эти положения противоречат  статье 6 (часть 2) и статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств;

 запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 2. В период подготовки дела к слушанию в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации в законодательстве Республики Башкортостан произошли изменения.

 28 августа 1997 года принята новая редакция Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан". При этом оспариваемые Государственной Думой положения статьи 2 Закона в прежней редакции воспроизведены в части первой статьи 3 Закона в новой редакции с той разницей, что срок обязательного проживания кандидата в Президенты Республики Башкортостан на территории  республики сокращен с 10 лет до одного года.

 Закон Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики  Башкортостан", статьи 1 и 7 которого оспариваются в запросе Государственной Думы, в связи с принятием 1 сентября 1997 года Кодекса Республики Башкортостан о выборах признан утратившим силу.

 Между тем согласно части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", если акт, конституционность которого оспаривается, к началу рассмотрения дела утратил силу, начатое Конституционным  Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта нарушены конституционные права и свободы граждан.

 Эта норма, однако, не препятствует прекращению производства по данному делу в части проверки конституционности положений статьи 1 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан", касающихся требований к возрасту кандидата, продолжительности его проживания на территории Республики Башкортостан, владения башкирским и русским языками, поскольку те же положения содержатся в других оспариваемых Государственной Думой актах Республики Башкортостан, которые являются предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу.

 Положение же статьи 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" о поддержке выдвигаемой на должность Президента Республики Башкортостан кандидатуры не менее чем 100 тысячами граждан Республики Башкортостан в этих правовых актах отсутствует. Оно применялось в ходе выборов Президента Республики Башкортостан, которые состоялись до вступления в силу в 1993 году Конституции Российской  Федерации. Исходя из природы конституционного контроля и смысла части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", задачей Конституционного Суда Российской Федерации является правовая охрана именно действующей Конституции Российской Федерации.

 Поскольку утративший силу правовой акт, в связи с применением  которого до введения в действие Конституции Российской Федерации могли иметь место нарушения прав и свобод граждан, не оценивается Конституционным Судом Российской Федерации с точки зрения его соответствия действующей Конституции Российской Федерации, производство по делу в части, касающейся проверки  конституционности положения статьи 7 Закона Республики  Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан", также подлежит прекращению.

 3. Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации.

 Отнеся к ведению Российской Федерации регулирование прав и свобод (пункт "в" статьи 71), Конституция Российской Федерации одновременно предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации их полномочий действовать с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6,  часть 2), что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1), что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60), за исключением случаев, предусмотренных самой Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3; статья 81, часть 2; статья 97, часть 1), а ограничения прав и свобод могут  устанавливаться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), т.е. должны быть соразмерны указанным целям.

 При этом федеральный законодатель обязан обеспечивать такую соразмерность и в случаях, если он предоставляет органам законодательной власти субъектов Российской Федерации полномочия по конкретизации условий реализации гражданином пассивного избирательного права. Содержащаяся в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантия прав и свобод человека и гражданина обязывает федерального законодателя, предусматривая  возможность участия субъектов Российской Федерации в конкретизации условий пассивного избирательного права, устанавливать пределы  полномочий их законодательных органов. Если законодатель субъекта Российской Федерации выходит за рамки делегированных ему полномочий, четко определенных федеральным законом, то тем самым он нарушает статью 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.  Установление дополнительно к Конституции Российской Федерации в качестве условий приобретения гражданином пассивного  избирательного права требований, связанных с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации, ограничивает права и свободы человека и гражданина. Такого рода ограничения в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут вытекать из правомочия субъектов Российской  Федерации, закрепленного в ее статьях 77 (часть 1) и 11 (часть 2):

 самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной  власти и образуя их, субъекты Российской Федерации обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, в том числе с принципом свободных выборов (статья 3, часть 3), гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы избирательного права.

 Положения части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан и части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан", которыми применительно к выборам Президента Республики Башкортостан в качестве условий приобретения гражданином пассивного избирательного права установлены требования к возрасту и продолжительности проживания на территории субъекта Российской Федерации, расходящиеся с условиями, установленными Российской Федерацией, или выходящие за рамки предоставленных органу законодательной власти субъекта Российской Федерации полномочий, противоречат статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и в силу этого не согласуются с конституционным принципом равенства прав граждан на всей территории Российской Федерации  (статья 6, часть 2; статья 19, часть 2, Конституции Российской Федерации).

 Таким образом, оспариваемые положения части первой статьи 92  Конституции Республики Башкортостан и части первой статьи 3  Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики  Башкортостан" не соответствуют Конституции Российской Федерации,  что, согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является  основанием отмены в установленном порядке других нормативных  актов, основанных на этих положениях либо воспроизводящих их или  содержащих такие же положения. Эти положения не могут применяться  судами, другими органами и должностными лицами.

 4. Государственная Дума оспаривает также положение части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан,  устанавливающее требование о владении кандидатом в Президенты  Республики Башкортостан башкирским и русским языками, и такое же  положение, содержавшееся в Законе Республики Башкортостан от  30 октября 1991 года "О Президенте Республики Башкортостан" и  сохраняющееся в новой его редакции от 28 августа 1997 года (часть  первая статьи 3). По мнению заявителя, это положение противоречит  статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно  которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и  гражданина и запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в  том числе по признаку языковой принадлежности.

 Конституция Российской Федерации (статья 68, часть 2)  закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, что обусловлено государственной целостностью Российской Федерации, единством системы государственной власти, особенностями  федеративного устройства Российской Федерации и служит интересам  сохранения двуязычия (многоязычия) их многонациональных народов.

 Из этого, однако, не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы  государства.

 В Республике Башкортостан статус государственного языка (языков) формально, в установленном Конституцией Республики Башкортостан порядке, не закреплен, нормативно не определены надлежащие предпосылки для признания языка (языков) в качестве государственного, а также вытекающие из такого признания правовые последствия. Это не позволяет Конституционному Суду Российской Федерации в производстве по данному делу установить объективные условия, которые необходимы для реализации закрепленного в статье 68 (часть 2) Конституции Российской Федерации правомочия по  установлению государственного языка (языков) республики, с тем  чтобы при этом исключалась произвольная трактовка языка в качестве государственного, а также не допускались чрезмерные языковые требования. Такие условия связаны в том числе с реальным соотношением языковых групп, наличием рассчитанных на переходный период программ и мероприятий, обеспечивающих возможность изучения и использования соответствующего языка населением республики.

 Без этого нельзя дать оценку оспариваемому Государственной  Думой требованию с точки зрения его соответствия закрепленному в  Конституции Российской Федерации принципу равенства граждан  независимо от языка (статья 19, часть 2), в том числе при  осуществлении гражданами избирательных прав, а также иным  конституционным принципам и вытекающим из них особенностям федеративного устройства, с которыми связано правомочие республики устанавливать свой государственный язык.

 Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", давая оценку оспариваемому акту, обязан исходить не только из его буквального смысла, но и из его места в системе правовых актов. При отсутствии в Республике Башкортостан необходимых правовых предписаний, позволяющих определить статус государственного языка (языков) и связанные с ним правовые последствия, в производстве по данному  делу нельзя осуществить такую оценку в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и, следовательно, невозможно установить, конституционно ли требование к знанию языка, содержащееся в части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан и части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте  Республики Башкортостан".

 В этих условиях правоприменители, руководствуясь статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, должны исходить из правового статуса личности (статьи 2, 17, 18 и 19 Конституции Российской Федерации), статуса государственного языка Российской Федерации, а также гарантированности права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), запрета пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2), права избирать и быть избранным (статья 32, часть 2). Следовательно, в настоящее время в ходе избирательного процесса государственными органами, включая правоприменительные, должна обеспечиваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка.

 Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

 1. Прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан".

 2. Признать положения части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан и части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года), устанавливающие такие дополнительные условия реализации гражданами пассивного избирательного права на выборах Президента Республики Башкортостан, как достижение  кандидатом минимального (35 лет) и максимального (65 лет)  возраста, а также продолжительность его проживания на территории  Республики Башкортостан, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3).

 3. Исходя из нерешенности вопроса о правовом статусе государственного языка Республики Башкортостан и отсутствия в связи с этим предусмотренных частью второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предпосылок для оценки Конституционным Судом Российской Федерации в данном деле положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан и части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в  редакции от 28 августа 1997 года), устанавливающих такое требование к кандидату на должность Президента Республики Башкортостан, как владение башкирским и русским языками, прекратить производство по делу в части, касающейся проверки  конституционности названных положений.

 До урегулирования вопроса о правовом статусе государственного языка (языков) Республики Башкортостан в надлежащем порядке правоприменительные органы должны обеспечивать в ходе избирательного процесса реализацию избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка.

 4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

 Задача 2

Максимов обратился в суд с иском к предприятию «Дальлессбыт» о воз­мещении вреда, причиненного здоровью во время выполнения им трудовых, обязанностей. Предприятие возражало против предъявленного к нему требования, ссылаясь на то, что вред здоровью Максимова был причинен 10 лет назад.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

 

Решение

Для решения данной задачи необходимо выяснить срок исковой давности.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Статья 208 ГК РФ рассматривает требования, на которые исковая давность не распространяется

  Исковая давность не распространяется на:

 требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

 требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

 требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью  гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда,  удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года,  предшествовавшие предъявлению иска;

 требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

 другие требования в случаях, установленных законом.

         Проанализировав данные статьи делаем вывод: Максимов пропустил все сроки для предъявления иска.

Задача 3

Хоркина в 1986 году оформила опекунство над своей племянницей Ду­говой 1980 г.р. По достижении 18 лет Дугова вышла замуж, а через год Хор­кина потребовала через суд взыскать с Дуговой все затраты, которые она произвела за время опекунства над ней, указывая, что она является фактиче­ским воспитателем своей племянницы.

Правомерны ли требования Хоркиной, если она к моменту обращения в суд достигла возраста 55 лет и вышла на пенсию?

Решение

В соответствии со ст. 151 Семейного Кодекса РФ,…….Обязанности  по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося  под  опекой  (попечительством), исполняются опекуном  (попечителем) безвозмездно.

На   содержание   ребенка   опекуну   (попечителю)  ежемесячно   выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

То есть речи о возмещении расходов идти не может.

Список литературы

1.     Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.


2.     Гражданский Кодекс РФ Ч.1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.


3.     Гражданский Кодекс РФ Ч.2 от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.


4.     Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000).


5.     Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции республики Башкортостан, части первой статьи 3 закона республики Башкортостан "О президенте республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 закона республики Башкортостан "О выборах президента  республики Башкортостан"»


6.     Антокольская М.В. Семейное право. – М.: Юристъ, 1999.


7.  Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2000.


8.     Гражданское право, часть 2: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2000.


9.     Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2000.


10.                       Коваленко А.И. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1999.


11.                       Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2001


12.                       Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций.-М.БЕК,1998