План:

Задание 2.

         1.Основные  функции науки: объяснение,  понимание,  предсказание.

         2.Структурные уровни  познания и естественнонаучная  картина мира.

Задание 99.

         Экосистемы, основные  закономерности развития  экосистемы.

Список литературы
























Задание 2.

         1.Основные  функции науки: объяснение,  понимание,  предсказание.

Под наукой в первую очередь понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности лю­дей, специальной задачей которой и является накопление зна­ний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные зако­ны явлений, которые она изучает. Это значит, что она рас­крывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Это одна  из  основных  функций науки.

Главной особенностью научного знания признается его систем­ный характер, логическая доказательность путем выведения одних знаний из других. По содержанию же научное знание характеризуется стремлением к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае — всего мира в целом. Для достижения своих целей наука вырабатывает специальные методы познания и специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.

Существует мнение, что отличительным признаком науки следует считать не стремление к объективной истине, а спе­цифические методы познания и формы выражения знания с помощью особого языка. Сторонники этой позиции ссылают­ся на изменчивость научных представлений, на многочислен­ные исторические заблуждения, продолжительное время господ­ствовавшие в науке. Это, безусловно, соответствует действи­тельности. Но зададимся вопросами: Чем обусловлена специ­фичность методов и языка науки? Что именно привело к самой необходимости их выработки, создания и постоянного совер­шенствования? Почему в других сферах человеческой дея­тельности (в искусстве, например) применяются совсем дру­гие формы и методы? И ответ неизбежно сведется к тому, что у науки особая цель — отделить истину от заблуждения, объек­тивное знание от субъективного мнения, действительное, ус­тойчиво присущее самой сути вещей, от мнимого, кажущего­ся, мелькающего на поверхности их проявлений. Достижение этой цели потребовало развития логики мышления, разработ­ки специального категориального аппарата, внедрения терми­нов и символов, создания точнейших приборов и эксперимен­тальных устройств, которые по сложности и масштабам в ряде случаев не уступают промышленным сооружениям.

Главной и непосредственной функцией науки, определяю­щей всю ее структуру и организацию, было и остается раскры­тие объективной истины. Благодаря этому наука так необходи­ма для практической деятельности людей.

К чис­лу важ­ней­ших функ­ций нау­ки от­но­сит­ся пред­ви­де­ние. В свое вре­мя по это­му во­про­су бле­стя­ще вы­ска­зал­ся В. Ост­вальд: “...Про­ник­но­вен­ное по­ни­ма­ние нау­ки: нау­ка - это ис­кус­ст­во пред­ви­де­ния. Вся ее цен­ность в том, в ка­кой ме­ре и с ка­кой дос­то­вер­но­стью она мо­жет пре­ду­га­дать бу­ду­щие со­бы­тия. Мерт­во вся­кое зна­ние, ко­то­рое ни­че­го не го­во­рит о бу­ду­щем, и та­ко­му зна­нию долж­но быть от­ка­за­но в по­чет­ном зва­нии - нау­ка”.

На пред­ви­де­нии фак­ти­че­ски ос­но­вы­ва­ет­ся вся прак­ти­ка че­ло­ве­ка. Вклю­ча­ясь в лю­бой вид дея­тель­но­сти, че­ло­век за­ра­нее пред­по­ла­га­ет (пред­ви­дит) по­лу­чить не­ко­то­рые впол­не оп­ре­де­лен­ные ре­зуль­та­ты. Дея­тель­ность че­ло­ве­ка в сво­ей ос­но­ве ор­га­ни­зо­ва­на и це­ле­на­прав­лен­на, и в та­кой ор­га­ни­за­ции сво­их дей­ст­вий че­ло­век опи­ра­ет­ся на зна­ния. Имен­но зна­ния по­зво­ля­ют ему рас­ши­рить аре­ал сво­его су­ще­ст­во­ва­ния, без че­го не мо­жет про­дол­жать­ся его жизнь. Зна­ния по­зво­ля­ют пред­ви­деть ход со­бы­тий, по­сколь­ку они не­из­мен­но вклю­ча­ют­ся в струк­ту­ру са­мих ме­то­дов дей­ст­вия. Ме­то­ды ха­рак­те­ри­зу­ют лю­бой вид дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, и в их ос­но­ве ле­жит вы­ра­бот­ка осо­бых ору­дий, средств дея­тель­но­сти. Как вы­ра­бот­ка ору­дий дея­тель­но­сти, так и их “при­ме­не­ния” ос­но­ва­ны на зна­ни­ях, что и да­ет воз­мож­ность ус­пеш­но пред­ви­деть ре­зуль­та­ты этой дея­тель­но­сти.

Го­во­ря о пред­ви­де­нии, не­об­хо­ди­мо так­же иметь в ви­ду его от­но­си­тель­ный ха­рак­тер. Бу­ду­щее от­кры­то, оно все­гда в чем-то не­пред­ска­зуе­мо. Как го­во­рят до­ро­га в бу­ду­щее вы­мо­ще­на слу­чай­но­стя­ми, и его ана­лиз тре­бу­ет не­пре­рыв­ных уси­лий, по­сто­ян­ною ов­ла­де­ния все но­вы­ми слу­чай­но­стя­ми. Имею­щее­ся зна­ние со­став­ля­ет ос­но­ву пред­ви­де­ния, а прак­ти­ка ве­дет к не­пре­рыв­но­му уточ­не­нию, рас­ши­ре­нию этих зна­ний. Ос­вое­ние но­вой прак­ти­ки вклю­ча­ет в се­бя и ли­нию пре­ем­ст­вен­но­сти, и учет но­виз­ны. Ис­кус­ст­во пред­ви­де­ния и опи­ра­ет­ся на эти ком­по­нен­ты в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.


         2.Структурные уровни  познания и естественнонаучная  картина мира.

Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно— в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; сред­ства, методы познания — его орудия (материальные и ду­ховные) и условия осуществления.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, по име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, си­стематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от лат. facturum — сделанное, свершившееся) имеет следую­щие основные значения:

1. Некоторый фрагмент действительности, объек­тивные события, результаты, относящиеся либо к объек­тивной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2.  Знание о каком-либо событии, явлении, достовер­ность которого доказана, т. е. как синоним истины.

3.  Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структу­ры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и эксперименталь­ных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные при­знаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосред­ственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и кон­тролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ — разделение объекта на составные части, индукция — движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышле­ния). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важ­ным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принци­пы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущно­сти, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — квинтэс­сенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача те­оретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про­цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ», и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — дви­жение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Характерной чертой теоретического познания являет­ся его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществ­ляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимо­связаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпи­рическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретичес­кое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой сторо­ны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического по­знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамичная система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпи­рическими данными, не обобщая их в системе теоретичес­ких средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоре­тическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизиро­вать один из этих уровней в ущерб другому.

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее сис­тематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объектив­ной размытостью, неопределенностью самого понятия, зани­мающего промежуточное положение между собственно фило­софским и естественнонаучным уровнями обобщения и отра­жения результатов, методов и тенденций развития научного познания. Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук — физическая, биологи­ческая, астрономическая..., с точки зрения каких-то господ­ствующих, просто авторитетных в то или иное время представле­ний, методов, стилей мышления — вероятностно-статистичес­кая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В миро­воззренческом и методологическом отношении научные карти­ны мира выполняют функции связующего звена между фило­софией и отдельными науками, специальными научными тео­риями.

Научная картина мира включает в себя важнейшие дости­жения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого по­знавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет це­лостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы. Научная картина мира в от­личие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Наиболее пока­зательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понима­нии объективных процессов и способов их познания, интер­претации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, пре­имущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Научная картина мира служит промежуточным звеном меж­ду философией и теорией конкретной науки (например физи­ки, если речь идет о физической картине мира). Научная кар­тина мира, с одной стороны, основывается на идеях, пред­ставлениях философии; с другой стороны — опирается на эм­пирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.

В XX в. на роль лидера научного познания наряду с физи­кой претендует и биология, к которой относятся такие мощ­ные направления, как эволюционное учение, генетика и эко­логия, ставшая наукой о биосфере в целом. Биологическая картина мира (к которому принадлежит и человек) соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все больше выходит но­вое междисциплинарное направление исследований, именуе­мое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем. Это на­правление возникло в начале 70-х годов и связано в первую очередь с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации си­стем самой разной природы — от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, неравновесность, способность усиливать слу­чайные флуктуации. Предмет синергетики — это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.




Задание 99.

         Экосистемы, основные  закономерности развития  экосистемы.

В процессе всестороннего изучения природных комплексов взаимодействую­щих между собой растений, животных и микроорганизмов учёные давали этим надорганизменным единицам разные на­звания. Большее число из предложенных терминов не получили распространения, некоторые используются лишь в определённых случаях (например, термином «биом» в США обозначают такие макроэкосистемы, как зона хвойных лесов, степная зона и др.). Термин «экосистема», вытеснивший многие  другие тер­мины сходного содержания, предложил в 1935 английский ботаник А. Тенсли. В 1944 В. Н. Сукачёв стал пользоваться приме­нительно к наземным живым системам термином биогеоценоз, не считая, однако, его тождественным экосистеме. Действительно, даже аквариум или пчелиный улей не­сомненно представляют собой экосистему, но не могут быть названы биогеоценозами. Кро­ме того, общая особенность биогеоцено­за — меньшая суммарная биомасса жи­вотных по сравнению с биомассой расте­ний, в то время как в водной экосистеме господствует обратное их соотношение.

Экосистема (от греч. oikos — жи­лище, местопребывание и система) -  природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (био­ценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между гобой обменом веществ н энергии. Одно из основных понятий экологии, приложимое к объек­там разной сложности и размеров. В идеальном случае экосистемы со сбалансиро­ванной жизнедеятельностью автотрофных организмов и гетеротрофных орга­низмов могут приближаться к замкнутой системе, обменивающейся с окружающей средой только энергией. Однако в естественных условиях длительное существова­ние экосистемы возможно только при притоке из окружающей среды не только энергии, но и большего или меньшего количества ве­щества. Все реальные экосистемы, в совокупности слагающие биосферу Земли, принадле­жат к открытым системам, обмениваю­щимся с окружающей их средой вещест­вом и энергией.

Термин экосистема  приложим как к природ­ным, так и к искусственным экосистемам, таким, например, как сельскохозяйственные угодья, сады, парки.

Экосистема характеризуются видовым составом, численностью особей отдельных видов, их биомассой, распределением и сезон­ной динамикой. Начиная с 40—50-х гг. 20 в. развернулись исследования, позво­ляющие количественно характеризовать функциональные особенности экосистемы, прежде всего цепи питания, через которые осуще­ствляется биологическая трансформация ве­щества и энергии. Количеств, выражение интенсивности и эффективности этих процессов с помощью современных методов, в ча­стности математического моделирования экологических систем,— необходимая ос­нова решения актуальных вопросов ра­ционального использования биологических ре­сурсов природы и сохранения среды обитания человека.












Список  литературы:


1. Концепции современного естествознания. Ростов – на - Дону, 1997

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.,2001

3.Общая  биология: Учебник / Под ред. Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1889.

4. Солопов Е.Ф. «Концепции современного естествознания». Москва, 2001