Содержание



1. Понятие правового режима земель………………………………………..2



2. Понятие, цели и задачи правовой охраны земель………………………....6



3. Содержание правовой охраны земель…………………………………….11



Задачи ………………………………………………………………………….14



Контрольно-тестовое задание………………………………………………..18



Список использованной литературы………………………………………...19












1. Понятие правового режима земель



 Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Это обстоятельство является решающим фактором, определяющим их правовой режим.

Правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.

 Основными элементами понятия «правовой режим земельного участка» являются право собственности на землю, иные права на землю, управление использованием и охраной земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Практическое значение этого понятия заключается в том, что его употребление дает возможность определить порядок использования и охраны определенной категории земель, т.е. установить особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, возможности использования земель на иных, производных от права собственности титулах прав на землю, особенности управления использованием и охраной земель и т.д. Использование понятия «правовой режим земель» применительно к земельному участку означает определение содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют участок на законных основаниях. Соответственно по целевому назначению земли делятся на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В основе разграничения земель на категории лежит целевое назначение соответствующих земель. Определение целей, для которых могут использоваться земли, является той базой, на которой устанавливаются главные положения правового режима соответствующей категории земель. Средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служит зонирование, предусмотренное в Земельном кодексе и Градостроительном кодексе РФ[1]. Пункт 2 ст.7 Земельного кодекса предусматривает, что общие принципы и порядок проведения зонирования должны быть установлены федеральными законами.

Зонирование играет важную роль при предоставлении земельных участков. Зонирование - это основа определения порядка использования земель поселений. В качестве специфического правового инструмента определения правового режима земель зонирование играет определенную роль для установления режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и земель историко-культурного назначения. В отношении иных категорий земель Земельный кодекс зонирования не предусматривает.

Зонирование территорий имеет три основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с осуществлением градостроительной деятельности. Во-вторых, зонирование является предпосылкой детального определения правового режима главным образом земель поселений. В-третьих, путем зонирования осуществляется правовое регулирование сооружения и использования объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Зонирование является эффективным правовым способом комплексного регулирования использования тех земель, на которых расположены объекты недвижимости, которые используются как пространственный территориальный базис.

Градостроительный кодекс РФ определяет условия, при которых осуществляется зонирование территорий. Зонирование осуществляется при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании и об их застройке. Основным результатом зонирования является определения вида использования территории и установление ограничений на ее использование.

Зонирование имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, зонирование является составной частью градостроительного планирования. Так, в консолидированных схемах градостроительного планирования, которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории РФ, определяется зонирование территорий (ст.32 Градостроительного кодекса РФ).  

С другой стороны, в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ зонирование является основной частью правил застройки. Правовыми формами зонирования являются схема зонирования - графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.

Неотъемлемым элементом правового режима категории земель являются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, путем установления зон с особыми условиями использования земель, санитарных зон, охранных зон и т.п. Задача установления таких зон - ограничить права лиц, использующих земельные участки, обычно в публичных интересах. Правовой режим земельного участка зависит также от того, установлен в отношении него сервитут или нет.

Разрешенное использование земельного участка - это также элемент понятия «правовой режим земель». Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель, территориального зонирования, установления ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены законодательством Земельное и градостроительное законодательство связывает разрешенное использование с зонированием земель, которое проводится преимущественно на землях поселений. Несмотря на это, кодекс использует этот термин и в отношении иных категорий земель, на которых зонирование не осуществляется. Разрешенное использование земельного участка особенно важно для конкретного лица, использующего земельный участок, - собственника, владельца, пользователя или арендатора земли. Так, в ст.29 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривается, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается. Согласно Федеральному закону «О государственном земельном кадастре»[2] в Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков (ст.14).

В Земельном кодексе (ст.6) разрешенное использование выступает в качестве критерия для признания земельного участка делимым. Разрешенное использование определяется при предоставлении земельного участка для строительства с его формированием без предварительного согласования. Разрешенное использование - это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ. В то же время собственник участка обязан использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и разрешенным использованием.

Наряду с указанными выше факторами Земельным кодексом предусматривает, что правовой режим соответствующих категорий земель устанавливается требованиями законодательства. Таким законодательством являются, согласно п.2 ст.3 Земельного кодекса, законодательство о природных ресурсах, об охране окружающей природной среды и т.д. Например, правовой режим земель лесного фонда определяется не только земельным, но и лесным законодательством, земель водного фонда - водным законодательством и т.д.


2. Понятие, цели и задачи правовой охраны земель



В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса встает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. В постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»[3] отмечается, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. руб. в год), эрозия почв (эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 12% земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. Причиной осуществления мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.

Правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую очередь правил рационального их использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.

Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются поэтому не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом.

Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Земельный кодекс выдвигает на первый план регулирование вопросов охраны земель. Формулировка ст.12 Земельного кодекса о том, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, взятая из ст.9 Конституции РФ, означает, что в основе правового регулирования охраны земель заложен публичный интерес.

В п.1 ст. 12 Земельного кодекса сформулированы критерии, которые в процессе правового регулирования использования земель позволяют обеспечить охрану земельных ресурсов. Таких критериев два. Во-первых, при использовании земель должно быть обеспечено сохранение экологических систем. Понятие «экологическая система» в национальном законодательстве отсутствует. Однако оно раскрывается в ст.2 Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.)[4]. Понятие «экосистема» означает динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.

Во-вторых, при использовании земель должна быть обеспечена возможность выполнения землей как природным ресурсом двух ее главных функций: выступать как средство производства и как пространственный операционный базис.

Статья 56 Земельного кодекса устанавливает специальные ограничения прав на землю в целях обеспечения рационального использования и охраны. В частности, могут устанавливаться следующие ограничения:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и т.д.


3. Содержание правовой охраны земель


Цели охраны земель и почв сформулированы в ст. 12 Земельного кодекса РФ:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, другие негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению захламлению, нарушению и другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».[5]

Статья 8 данного Закона предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий.

Как правило, работы по охране земель и почв должны проводить ее правообладатели: собственники,  землевладельцы, землепользователя, арендаторы за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет причинителем вреда. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходят государство, выделяя средства из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Субъекты Российской Федерации и местные администрация принимают экологические программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель и почв, специальные программы по их охране. В этих программах намечаются конкретные работы по освоению новых земель, улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, проведению работ по улучшению деградированных земель и земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. На местах могут предусматриваться и другие мероприятия, проводимые за счет бюджета.

На охрану земель направляются поступающие в бюджет платежи за землю. Зачисляемые в бюджет, они расходуются на мероприятия по ох ране земель, материальное стимулирование субъектов, усиленно осуществляющих эти меры, что повышает их заинтересованность в рациональном использовании земель. Эти средства расходуются также на проведение землеустройства и социальное развитие территорий, в чем также заинтересованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы. На охрану земель направляются средства, полученные государством в счет возмещения потерь сельскохозяйственного производства которыми распоряжаются местные администрация.

Особое внимание уделяется охране земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными сезонными пастбищами. Особенности охраны земель в районах Крайнего Севера состоят в том, что здесь в результате низких температур все биологические процессы в земле происходят медленно, столетиями, потому земля и вся природа легко ранимы. Здесь ограничивается использование тяжелого транспорта, ибо он портит поверхностный слой земли. Ограничивается применение других технических средств, а также определенные приемы и методы обработки почвы. Применяются и другие ограничения использования оленьих пастбищ.


3. Содержание правовой охраны земель


 Конкретные требования охраны земель (почв) сформулированы в ст. 13 Земельного кодекса. Они представляют собой сложный комплекс мероприятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяйственного использования земель все их правообладатели: собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы. В состав этих мероприятий входит:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для обеспечения эффективной охраны земель разрабатываются, как уже было сказано и еще раз упоминается в ст. 13 ЗК РФ, федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Статья 13 ЗК РФ предусматривает также, чтобы внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышение плодородия почв запрещались в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых устанавливается требование ст. 13, чтобы плодородный слой почвы снимался и использовался для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводят почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, имеет свои особенности. Они должны учитываться, как сказано в ст. 13 земельного кодекса РФ, в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Таково содержание правовых требований охраны земель (почв), предусмотренных Земельным кодексом Российской Федераций.


Задача № 1


Автотранспортное предприятие самовольно заняло 15 га пашни фермерского хозяйства. В результате часть угодий была загрязнена нефтепродуктами. Автотранспортное предприятие отказалось добровольно восстанавливать угодья и возмещать ущерб. Фермер обратился в арбитражный суд.

Определите подведомственность  разрешите дело.


Решение


Согласно под. 1 п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса суду общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по спорам, возникающим из земельных правоотношений. Однако в соответствии с п. 2 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке  Следовательно, данное дело должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции.

Что касается разрешение этого дела, то в соответствии с п. 1 ст. 62 Земельного кодекса убытки, причиненные нарушением прав собственника земельного участка, землепользователей, землевладельцев подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке предусмотренном гражданским законодательством. При этом суд руководствуясь п. 2 этой же статьи вправе обязать виновное лицо исполнить обязательство в натуре, т.е. восстановить пашни фермерского хозяйства, подвергнувшиеся по их вине загрязнению нефтепродуктами. Следовательно, требования фермера вполне правомерны.


Задача № 2


Местная администрация вынесла решение о принудительном выкупе пашни крестьянского (фермерского) хозяйства для последующей передачи участка рудоуправлению для освоения месторождения гравия. Фермер обратился в арбитражный суд.

Решите дело.


Решение


Согласно п. 1 ст. 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнение  международных обязательств Российской Федерации;

2) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

3) иными обстоятельствами.

Однако данная статья считается общей. Специальной по отношению к этому случаю является п. 3 ст. 79 Земельного кодекса. В соответствии с указанной нормой изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования допускается только в исключительных случаях связанных с выполнением международных обязательств, обеспечением безопасности, разработкой месторождений полезных ископаемых, но за исключение общераспространенных полезных ископаемых. Гравий является общедоступным и распространенным полезным ископаемым, и следовательно, не допускается изъятия пашни крестьянского (фермерского) хозяйства. Арбитражный суд должен вынести решение об отмене акта местной администрации о принудительном выкупе пашни крестьянского хозяйства.


Задача № 3


В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративных мероприятий. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный.

Правомерно ли решение администрации?


Решение


В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом.

Таким образом, собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране земель, а также не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. Следовательно, ссылки собственников сельскохозяйственных угодий на отсутствия у них обязанностей по охране и поддержания земель безосновательны.

Однако согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса государственный земельный контроль за использованием и охраной земель осуществляется специально  уполномоченными органами, в порядке установленном Правительством РФ. Данный контроль осуществляется в отношений всех организаций, независимо от формы собственности и граждан.

В соответствии с абз. 3 п. 5 положения о Федеральной службе земельного кадастра одной из задач данного органа является осуществление государственного контроля за охраной и использованием земель. Именно органы Федеральной службы земельного кадастра имеют право обязать собственников земельных участков провести мелиоративные мероприятия. решение администрации неправомерно.


Контрольно-тестовое задание


I – 3. согласно п. 1 ст. 14 Земельного кодекса на землях подвергнувшихся радиоактивному и химическому загрязнению запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

II – 4. Согласно п. 2 ст. 7 отнесение земель к той или иной категории осуществляется в соответствии с их целевым назначением.

III – 2. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса плодородный слой почвы снимается при проведении строительных работ.

IV – 3. Руководствуясь п. 2 ст. 132 Конституции и ст. 6 Федерального закона «О  государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.








Список использованных источников


1. 1. Конституция РФ от 12.12.1993г. – М., 2000.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и 2. – М., 2000.

3. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 года // СЗ РФ. 2001. № 41. Ст. 4747.

4. ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

5. Градостроительный кодекс  РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

6. ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

8. Федеральному закону «О государственном земельном кадастре»  от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 2. ст.149.

9. Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

10. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» // СЗ РФ. 1999. № 27. ст.3379.

11. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.И Крассова. М.: Юристъ, 2002.

12. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2003.

13. Крассов О.И. Земельное право. – М.: Юристъ, 2000.

14. Комментарии к Земельному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Юстицинформ, 2002.

15. Аграрное право: Учебное пособие / Отв. Ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М.: Норма, 2000.

16. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М., 2000.

17. Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. 2002. № 1.

18. Комментарий к Федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственного назначения. //  Рук. авт. коллектива М.В. Бархатов - М.: Юрайт-Издат, 2002.


















 






 

 





[1] СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

[2] СЗ РФ. 2000. № 2. ст.149

[3] СЗ РФ. 1999. № 27. ст.3379

[4] БМД. 1996. № 9. С.3

[5] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.