Содержание


1. Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации........................................................................................................... 3

2. Пути привлечения иностранных инвестиций. Критерии выбора источников внешнего финансирования................................................................................. 4

3. Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России...... 8

Задача №1......................................................................................................... 13

Библиографический список.............................................................................. 15


1. Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации

В Федеральном законе (ФЗ №160 от 09.07.99) «Об иностранных инвестициях» сказано: «Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)».

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные инвестиции. Под государственными инвестициями понимают главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.

Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в России в следующих формах:

-          долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;

-          учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

-          приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

-          приобретение иных имущественных прав и др.

Право собственности иностранного инвестора на осуществление инвестиций закреплено Законом «О собственности в РСФСР», введенным в действие с 1 января 1991 г.

Установлено (ст. 28), что иностранные юридические лица вправе иметь на территории Российской Федерации в собственности промышленные и иные предприятия, здания, сооружения и иное имущество для целей осуществления ими предпринимательской и иной деятельности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные инвестиции могут вкладываться на территории страны в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством.

В ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержится положение о том, что «иностранные инвестиции в Российской Федерации  не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации». Однако далее предусмотрено, что такие меры допускаются «в исключительных, предусмотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах». Такая правовая двойственность придает упомянутым ранее гарантиям размытый статус.

Создание прогрессивной и понятной для иностранных инвесторов правовой базы является основой для их привлечения в нашу страну, но при этом важно не забывать и интересы отечественной экономики. Иностранные инвестиции должны способствовать ее развитию. Для этого они должны направляться в первую очередь в конкретные отрасли промышленности и народного хозяйства: машиностроение и металлообработку, химическую и нефтехимическую, в легкую и пищевую промышленность.



2. Пути привлечения иностранных инвестиций. Критерии выбора источников внешнего финансирования

Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими предприятиями (предприятия, принимающие инвестиции, называют реципиентами) различными способами. Основными из них являются:

-          кредиты иностранных банков,

-          коммерческие кредиты под государственные гарантии,

-          связанные кредиты (экспортное финансирование),

-          эмиссия и размещение акций через программы АДР,

-          использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями - инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская «Гермес», российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.

По данной схеме российское предприятие подбирает поставщика требуемого технологического оборудования в стране, определенной в соответствии с требованиями кредитной линии, и подписывает с ним рамочное соглашение. Требования к российской стороне включают предоставление бизнес-плана, составленного в соответствии с международными стандартами, финансовой гарантии региональной администрации, письма Правительства Российской Федерации . В схеме участвуют также западный банк, финансирующий своего производителя технологического оборудования; уполномоченная страховая компания, страхующая кредит (для российско-германской кредитной линии - Гермес»); российский уполномоченный банк, через который осуществляется рефинансирование проекта.

Сложности применения описанного метода финансирования связаны со сравнительно высокой процентной ставкой кредита, значительными издержками при страховании и обслуживании рефинансирования уполномоченным банком, в результате чего общая процентная ставка может составлять 25-30%. Кроме того, непростой задачей (в частности, для отдаленных от центра регионов) является получение письма Правительства Российской Федерации .

Эмиссия и размещение акций среди иностранных инвесторов предполагают, как правило, приобретение иностранным инвестором доли акционерного капитала предприятия. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие тем самым продает ему часть своей собственности. При этом инвестор получает право участвовать в определении основных направлений деловой политики предприятия.

Одним из способов привлечения прямых зарубежных инвестиций для эффективно работающих российских предприятий является выпуск и размещение среди потенциальных стратегических инвесторов глобальных депозитарных расписок (GDR) и американских депозитарных расписок (АDR) на акции российского эмитента. Выпуск депозитарных расписок на эмиссию акций эмитента позволяет реальным зарубежным инвесторам получить контрольный пакет акций объекта инвестирования и одновременно минимизировать риски, связанные с обращением принадлежащих им ценных бумаг, которые будут регламентированы не только национальными, но и международными нормами права.

Перспективным механизмом привлечения иностранных инвестиций является использование концессионной системы в рамках развития компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции, схем проектного финансирования и др. Эффективное применение концессионной системы, обеспечивающей оптимальное распределение доходов и рисков между участниками инвестирования (рис. 1), может существенно увеличить приток инвестиций в реальный сектор российской экономики.

 




















Рис. 1. Схема раздела продукции



3. Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России

До кризисных событий августа 1998 г. объем иностранных инвестиций в российской экономике (в отличие от внутренних) в целом устойчиво рос, однако увеличение происходило в основном за счет так называемых прочих инвестиций (табл. 1). Доля прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций выросла с 31,8% в 1995 г. до 59,6% в 1997 г. Доля прямых инвестиций за этот период сократилась с 67,1 до 37,1%. Под воздействием мирового финансового кризиса и ухудшения ситуации на российских финансовых рынках с ноября 1997 г. по март 1998 г. из России было выведено свыше двух третей иностранных инвестиций. Только в I квартале 1998 г. прямые инвестиции уменьшились на 14,9%, а портфельные на 90% по сравнению с тем же периодом 1997 г. В 1998 г. прямые зарубежные инвестиции в Россию составили 3,4 млрд. долл., что в 1,6 раза ниже уровня 1997 г.


Таблица 1

Иностранные инвестиции в экономику России в 1991-1999 гг.

Годы


Иностранные инвестиции, всего

Прямые

Портфельные

Прочие

объем, млрл долл.

% к предыдущему году

объем, млрд долл.

% к предыдущему году

объем, млрд. долл.

% к предыдущему году

объем, млрд. долл.

% к предыдущему году

1991

0,8

-

0,7

-

0,0

-

0,1

-

1992

0,8

100,0

0,7

100,0

0,0

-

0,1

100,0

1993

1,3

162,5

1,0

142,9

0,1

-

0,1

100,0

1994

1,0

76,9

0,5

50,0

0,0

-

0,5

500,0

1995

3,0

300,0

2,0

400,0

0,0

-

0,9

180,0

1996

9,0

300,0

2,4

120,0

0,1

-

6,5

722,2

1997

12,5

133,3

5,3

220,8

0,7

700,0

6,3

96,9

1998

11,8

95,9

3,4

64,2

0,2

28,6

8,2

130,2

1999

9,6

81,2

4,3

126,7

0,03

16,2

5,3

64,1


Следует отметить, что хотя в результате кризисных событий произошел массовый отток иностранных инвестиций, в большей степени это коснулось спекулятивных капиталов, оседавших ранее на финансовом рынке. В то же время иностранные инвесторы, рассматривающие российский рынок как емкий, перспективный, но достаточно рискованный, занимают осторожную позицию и в отношении прямых инвестиций.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются такие регионы, как: Москва, Сахалинская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Коми, Нижегородская и Иркутская области.

Накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику по состоянию на конец 1999 г. оцениваются всего в 29,2 млрл долл., в том числе прямые инвестиции – 12,8, портфельные 309, прочие инвестиции 16,2 млрл долл.

Сегодня объемы иностранных инвестиций в России достигают лишь около 1% от общемировых, а прямых инвестиций - менее 0,5%. Средний размер всех иностранных инвестиции на душу населения за последние пять лет составил около 60 долл., прямых инвестиций 20 долл. (для сравнения: в Венгрии последний показатель равен 200 долл.). Доля прямых инвестиции в ВВП составляет всего 1%, в то время как в большинстве стран Восточной Европы 4-6%. Это значительно меньше действительных потребностей страны в зарубежных инвестициях. Экономический потенциал России, по экспертным оценкам, позволяет аккумулировать ежегодно около 30 млрд долл. иностранных инвестиций, в том числе 10 млрд долл. прямых зарубежных инвестиций.

Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению.

Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России, в том числе:

-          политическая нестабильность;

-          неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система;

-          высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков;

-          отсутствие механизмов зашиты инвестиций, раздела продукции;

-          несовершенная банковская система (недостаток на внутренних рынках денежных ресурсов, их краткосрочная структура, неотлаженность платежей и расчетов, отсутствие практического опыта и квалификации банковских работников для оценки в принятия инвестиционных и кредитных рисков и др.);

-          низкий уровень инфраструктуры (аудит, страхование, консалтинг, оценка, правовая поддержка, телекоммуникации, транспортный и гостиничный сервис, обеспечение личной безопасности);

-          несовершенство фондового рынка в отношении регистрации прав акционеров, депозитарного обслуживания, информационной прозрачности рынка, низкая ликвидность фондовых ценностей;

-          плохой менеджмент на предприятиях;

-          необязательность выполнения достигнутых договоренностей;

-          усложненность процедур согласования инвестиционных проектов; несоответствие системы учета международной практике стандартов бухгалтерского и финансового учета и отчетности и др.

На состояние инвестиционного климата негативно влияют такие факторы, как наличие значительного внешнего и внутреннего долга, высокие инвестиционные риски, низкий кредитный рейтинг. Так, в соответствии с данными компании Моrgan Stanley, разработавшей в 1999 г. индекс инвестиционной привлекательности по развивающимся рынкам, инвестиционная привлекательность России оценена в 3%, в то время как, например, аналогичный показатель по Бразилии составил 12%.

Недостаточная привлекательность инвестиций в российскую экономику обусловливает значительные масштабы оттока российского капитала за рубеж. По мнению западных экспертов, это отражает наличие в российской экономике определенного избытка собственного инвестиционного капитала, который при известных условиях может быть вложен в ее развитие, а также отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции.

В сложившихся условиях привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, стабилизацию правовой среды, обеспечение гарантий и страхования инвестиционной деятельности, совершенствование системы стимулирования и налоговых льгот с целью капитализации прибыли и реинвестирования доходов от иностранного капитала.

Важной составляющей этого комплекса мер является принятие в июле 1999 г. Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, обеспечение стабильности условий их деятельности, соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Закон устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В законе определены условия осуществления инвестиционной деятельности, в отношении которых может быть применен специальный законодательный режим. Они связаны с участием иностранных инвесторов в приоритетных инвестиционных проектах. Установлены гарантии неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерации, которое распространяется на коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале выше 25%.

Важную роль в расширении инвестиционного сотрудничества должно сыграть предоставление иностранным инвесторам правовых гарантий защиты их капиталовложений путем разработки и заключения межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Данные соглашения предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, гарантии инвестиционной деятельности, защиту прав и интересов, а также возмещение убытков.

Вступили в действие законы, регламентирующие соглашения о разделе продукции: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. №19-ФЗ и «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. №32-ФЗ. Принят ряд законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». В настоящее время на их основе могут разрабатываться 25 месторождений и участков недр.

Однако, несмотря на ряд принятых мер, инвестиционный климат пока остается неблагоприятным, что определяет незначительность притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях становится актуальной необходимость наиболее полного использования внутреннего инвестиционного потенциала, создания эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции. Анализ данной проблемы предполагает изучение особенностей становления рыночных механизмов инвестирования в российской экономике.

Задача №1

Определить экономическую эффективность по предлагаемому инвестиционному проекту обновления оборудования с использованием метода дисконтирования денежных потоков, путем расчета следующих показателей:

1.     NPV (ЧДД) – чистый дисконтированный доход,

2.     PI – индекс рентабельности,

3.     IRR (ВНД) – внутренняя норма доходности,

4.     PP (Т) – срок окупаемости.


Исходные данные:


Инвестиционный цикл платежей и поступления, тыс. руб.

Год

0

1

2

3

4

5

Сумма

-1100

+200

+300

+100

+300

+600


Ставка дисконтирования 21%.


Решение


1.               п

ЧДД =   ∑СF / (1+r)t    –    IС,

              1


где СF – денежные поступления, тыс. руб.

r – ставка дисконтирования

t – номер года

IС – инвестиции


ЧДД = (200 / (1 + 0,21)1 + 300 / (1 + 0,21)2 + 200 / (1 + 0,21)3+ 400 / (1 + 0,21)4 + 600 / (1 + 0,21)5) – 1100 = 1029,9 – 1100 = -70,1 тыс. руб.

2. Индекс рентабельности:

РI = ∑СF / IС

РI = 1029,9 / 110 = 0,94 < 1


3. Так как ЧДД < 0, то определить ВДД невозможно.


4. Срок окупаемости:

- с дисконтированием

Т = IC / ∑СF

Т = 1100 / (1029,9 / 5) = 5,3 года.

- без дисконтирования:

Т = 1100 / (200 + 300 + 200 + 400 + 600) / 5 = 3,2 года


Вывод: Предполагаемый инвестиционный проект не эффективен, так как ЧДД <0, то есть инвестор получает убыток от вложений.


Библиографический список

1.     ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации » от 09.07.1999 г. №160-ФЗ.

2.     Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев, 2000.

3.     Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

4.     Игонина В.Н. Инвестиции. – М.: Юристъ, 2003.

5.     Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000.