Содержание


1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ........ 3

2. Финансово-кредитные методы активизации инвестиционной деятельности 7

3. Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности...................................................................................................... 11

Задача................................................................................................................ 13

Библиографический список.............................................................................. 15


1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются:

-         налоги,

-         участие государства в инвестиционной деятельности,

-         создание свободных экономических зон,

-         перераспределение доходов и ресурсов,

-         ценообразование,

-         создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций,

-         кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы.

В процессе перехода РФ на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.

Особое значение имеет Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.

В этом законе инвестиционная деятельность трактуется следующим образом: «...инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Кроме того, в нем (глава III, ст. II) подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем.

1.        Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.        Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-         совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-         установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

-         предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

-         размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

-         проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-         защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);

-         защиты интересов инвесторов;

-         разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

-         выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

-         предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регулирование инвестиционной деятельности на макро- и микроуровне предполагает знание факторов и механизма их влияния на эту деятельность.



2. Финансово-кредитные методы активизации инвестиционной деятельности

Знание факторов и механизма их влияния на инвестиционную деятельность имеет важное научное и практические значение прежде всего для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и для оживления инвестиционной деятельности в стране.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы:

-         первая - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию;

-         вторая - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы).

К первой группе факторов можно отнести:

-         степень совершенства налоговой системы;

-         нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;

-         степень участия государства в инвестиционной деятельности;

-         уровень инфляции;

-         дефицит бюджета;

-         состояние и динамику развития экономики страны;

-         степень совершенства финансово-кредитной политики;

-         экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства;

-         социальное и политическое положение в обществе;

-         степень совершенства рыночных отношений;

-         наличие свободных экономических зон;

-         созданные условия для привлечения иностранного капитала;

-         степень риска вложения инвестиций;

-         поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.

Рассмотрим механизм влияния некоторых из них на инвестиционную деятельность.

Из этого перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны между собой и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития - это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования осуществлять и активизировать инвестиционную деятельность.

Состояние экономики страны определяет динамика таких показателей, как ВВП, ВНП, национальный доход, величина Госбюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем экспорта и его структура и др. От величины ВВП, ВНП, национального дохода зависят возможности государства, субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.

Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики - при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.

Следующим существенным фактором, влияющим на оживление инвестиционной деятельности, является налоговая система и степень ее совершенства. В современных условиях налоговый пресс, особенно для предприятий - производителей продукции таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства.

Кроме того, имеется еще множество других налогов, которые относятся или на себестоимость продукции, или на финансовые результаты работы предприятия, или на чистую прибыль, или включаются в цену реализации. Все эти налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате - чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая является одним из основных источников у предприятия для осуществления инвестиций. Поэтому совершенствование налоговой системы России является важнейшим фактором не только для оживления инвестиционной деятельности отечественных предприятий, но и для подъема экономики страны в целом.

На наш взгляд, отечественная налоговая система должна совершенствоваться в первую очередь по двум направлениям:

-         установление оптимальных налоговых ставок;

-         сокращение количества налогов как на федеральном, региональном, так и на местном уровне.

Установление оптимальной ставки налога является важнейшей проблемой. Многие ученые и специалисты уже давно бьются над этой проблемой, но и до сегодняшнего дня она еще не решена.

Важным аспектом совершенствования налоговой системы является установление определенных льгот по налогу на прибыль для предприятий, направляющих инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Такая льгота установлена в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой, имеется она и в отечественной налоговой системе.

В целом Налоговый кодекс РФ должен содержать все лучшее, что наработано практикой и наукой в области налогообложения как в нашей стране, так и за рубежом. Его реализация должна способствовать совершенствованию налоговой системы России, снижению ее обременительности и подъему отечественной экономики.

На инвестиционную деятельность в значительной мере влияет и уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. Известно, что экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:

-         возрастанием роли малого бизнеса в экономике страны;

-         более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с направлением их на развитие крупного;

-         сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;

-         более быстрым и дешевым осуществлением техперевооружения, внедрением и апробированием новой технологии, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;

-         появлением среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране, что является хорошей предпосылкой для оживления инвестиционной деятельности.

На инвестиционную деятельность оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа). К ним можно отнести:

-         размеры (масштабы) предприятия;

-         финансовое состояние;

-         применяемые способы исчисления амортизационных отчислений;

-         научно-техническую политику предприятия;

-         инвестиционную политику;

-         организационно-правовую форму хозяйствования и др.



3. Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности

Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению инвестиционная деятельности - это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По узкому определению инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Движение инвестиций включает две основные стадии.

Содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств - результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.

С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.

При вложении капитальных ценностей в реальный экономический сектор с целью организации производства движение инвестиций на стадии окупаемости затрат осуществляется в виде индивидуального кругооборота производственных фондов, последовательной смены форм стоимости. В ходе этого движения создается готовый продукт, воплощающий в себе прирост капитальной стоимости, в результате реализации которого образуется доход.

Инвестиционная деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создает предпосылки для новых инвестиций. С этой точки зрения любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности. Выступая на поверхности явлений как относительно обособленные сферы, инвестиционная и основная деятельность тем не менее представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.

Движение инвестиций, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.


Задача

Определить экономическую эффективность по предлагаемому инвестиционному проекту обновления оборудования.

Рассчитать показатели:

-         NPV (ЧДД) – чистый дисконтированный доход,

-         PI – индекс рентабульности,

-         IRR (ВНД) – внутренняя норма доходности,

-         PP (Т) – срок окупаемости.


Исходные данные:


Инвестиционный цикл платежей и поступления, тыс. руб.

Год

0

1

2

3

4

5

Сумма

-2100

+400

+300

+500

+900

+900


Ставка дисконтирования16%.


Решение:


1. NPV = (400 / (1 + 0,16)1 + 300 / (1 + 0,16)2 + 500 / (1 + 0,16)+ 900 / (1 + 0,16)+ 900 / (1 + 0,16)5  - 2100 = 1813,4 – 2100 = -286,6 тыс. руб. < 0, проект не выгоден.


2. При ЧДД < 0 ВНД не определяется.


3. РI = 1813,4 / 2100 = 0,86 < 1 – проекты не эффективен


4. С дисконтированием

Т = 2100 / (1813,4 / 5) = 5,8 лет

Без дисконтирования:

Т = 2100 / (400 + 300 + 500 + 900 + 900) = 3,5 года

Предполагаемый инвестиционный проект не эффективен, так как приносит убыток.


Библиографический список

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 22.12.1995 г.

2.     Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия». Утверждены приказом Министерства экономики РФ от 21.06.97.

3.     Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев: МП «ИТЕМлтд», 1995.

4.     Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. -М.: Финансы: Юнити, 1999. – 413 с.

5.     Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6.     Управление инвестициями: в 2-х т. / Шеремет В., Павлюченко В., Шапиро В. и др. – М.: Высшая школа, 1998. – Т. 1-2.