|
|
|
|
|
14. Показатели деловой активности
предприятия
Делов.активн-ть проявл-ся
в динамичн-ти развития организации, достижении ею
поставлен. целей, что отражают абсолютн.стоимостн.
и относит.показатели. Дел.актив-ть
проявл-ся, прежде всего, в скорости оборота
средств. Показатели оборачиваем-ти яв-ся одной из основн.групп показ.лей фин.состояния предприятия.От
того, насколько быстро средства, вложен. в активы, превращ-ся
в деньги, зависит платежеспособ-ть предприятия и
фин.результаты. Чем быстрее обращаются сред-ва,
тем меньше величина авансируемого капитала, потребн-ть
в дополнит.источниках финансир-я
и плата за них,и=>лучше фин.результаты работы
предприятия. Т.о., для анализа дел.активн-ти
организации используют 2 группы показ-лей: 1.Общие показатели оборачиваемости. 2.Показ-ли управления активами. Оборачив-ть средств, вложен.в имущ-тво
организации, может оцениваться:а)скоростью
оборота– кол-вом оборотов, к-рое делают за определ.период кап-л организации или его составляющие;б)периодом оборота– средн.сроком, за к-рый возвращ-ся в организацию денежн.ср-ва,
вложен. в производствен.-коммерч. операции.
|
|
|
15. Система показателей рентабельности
Показатель абсолютн.суммы
прибыли при анализе результатов деят-ти предприятия
не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, т.к. не
известен выполнен.объем работ. Только соотношение прибыли и объема
выполнен.работ, характеризующееся уровнем рентабель-ти,
позволяет оценить производствен.-хоз. деятель-ть предприятия в отчетн.году,
сравнить с результатами предыдущ.отчетн.периодов,
а также определить место анализируем.предприятия среди др.однотипных.
Предприятие работает рентабельно в том случае, если доходы, получен. им в резуль-те производств.-хоз. деятель-ти, превышают расходы на произв-во.
Существуют следующ.показ-ли рентаб-ти:
1.Рентаб-ть продаж показыв. долю прибыли в выручке. 2.Рентаб-ть продукции
показ. прибыль, к-рую предприятие получило на 1
руб. текущ.затрат.
3.Рентаб-ть активов (имущ-ва) показ.,сколько
прибыли получило предприятие с 1 руб.вложенного актива. 4.Рентаб-ть внеоборотн.активов показ, сколько прибыли приходится на
1 руб. капитала, вложен. в активы долгосроч.использования.
5.Рентаб-ть собствен.кап-ла
характеризует эффективность использов-я собствен.кап-ла. 6.Рентаб-ть оборотн.активов
показ. эффектив-ть использов-я
оборотн.кап-ла.
|
|
|
|
16. Оценка эффекта операционного
рычага. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Точка безубыт-ти
(порог рентабель-ти)–это
объем продаж, при к-ром выручка=суммарн.издержкам.Для
расчета точки безубыточности использ-ся простые соотнош-я, основанные на балансе выручки:
Выручка=Перемен.затраты+Постоян.затраты+Прибыль
Точку безубыт-ти
можно определить как графич., так и аналитич.способом. Точка
безубыт-ти= Постоян.затраты/ВМ/ВРП
(ВРП- выручка от реализации продукции;ВМ-
валовая маржа (маржинал.доход)).Важной
характер-кой успешн.работы предприятия яв-ся величина запаса фин.прочности, к-рая определ-ся в виде
разности между запланирован.объемом реализации и точкой безубыт-ти.
ЗФП=ВРП-ТБ (ЗФП-запас
фин.проч-ти).Он показывает, насколько предприятие
может сократить объем продаж до достижения точки безубыт-ти.
Чем ↑этот показатель, тем безопаснее себя
чувствует предприятие перед угрозой негативн.
изменений (↓выручки или ↑издержек).
Для расчета эффекта операц.рычага использ. формула:ОР=ВМ/Прибыль=(Прибыль+Постоян.затраты)/Прибыль(ОР-перац.рычаг).
|
|
|
17. Понятие и эффект финансового
рычага. Заемная политика фирмы.
Maxi объем заемных средств, к-рый предприятие может привлечь без сокращения
рентабельности собственных средств, определяется с помощью эффекта
фин.рычага. Использование термина фин.рычаг в аналитич.
расчетах позволяет определить безопасн. объем
заемных средств, рассчитывать определенные условия кредитования. Он рассчитыв-ся по формуле: ЭФР=(1-СНП)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС (ЭФР-эффект финсов.рычага;СНП-ставка
налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;ЭР-экономич.рентабельность
активов в %;СРСП-средняя расчетная ставка %(это
средний %, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала); ЗС-средняя сумма используемых предприятием заемных
средств; СС-средняя сумма собственных средств
предприятия).
Приведенная формула расчета эффекта
фин.рычага позволяет выделить в ней 3 основные составляющие:
1)налоговый корректор фин.рычага
(1-СНП)
2)дифференциал фин.рычага (ЭР-СРСП)
яв-ся главным условием, формирующим положительный
эффект фин.рычага. Чем выше положительн.значение
дифференциала, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
3)плечо фин.рычага (ЗС/СС)
|
|
|
|
18. Сущность фин-ого
планирования на предприятии
Планирование – это процесс
разработки и принятия целевых установок количествен. и качествен.характера
и определение путей наиболее эффективного их достижения. В основе
фин.планирования лежат стратегич. и производствен.планы. Стратегич.план
подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятель-ти компании. Производствен.планы
составл-ся на основе стратегич.плана
и предусматривают определение производствен., маркетингов., научно-исследоват. и инвестицион.политики.
В рамках стратегич.планиров-я целев.установки
могут упорядочиваться различн.способами. Выделяют
4 типа целей: 1)рыночная – какой сегмент рынка товаров и услуг планируется
охватить, каковы приоритеты в основн. производственно-хозяйствен.
деят-ти предприятия; 2)производственные –
какие структура произв-ва и технология обеспечат
выпуск продукции, необходимого объема и качества; 3)финансово-экономиические
– каковы основные источники финансиров-я и
прогнозируемые финансов.результаты выбираемой
стратегии; 4)социальные – в какой мере деят-ть
предприятия обеспечит удовлетворение определен.соц.потребностей общества в
целом или отдельных его слоев. Основное предназначение подобн.плана
– обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть
реализован. Стратегич.план не ограничивается лишь
констатацией целей, он также включает их обоснование, в т.ч. и ресурсное.
Именно поэтому составн.частью любого стратегич.плана яв-ся
фин.план. Стратегич.план может иметь следующ.структуру: Раздел1 Содержание и целев.установки деятель-ти
фирмы (излагаются предназначение и стратегич.цель
деятель-ти фирмы, масштабы и сфера деятель-ти, тактическ. цели и
задачи). Раздел 2 Прогнозы и ориентиры(проводится прогноз экономич.ситуации на рынке капиталов, продукции и
труда, намечаются перспективн.ориентиры по основн.показателям). Раздел 3 Специализирован.планы
и прогнозы (произв-во, маркетинг, финансы, кадров.политика, инновацион.политика,
новая продукция и рынки сбыта).
|
|
|
20. Финансовая политика и рост
фирмы
Модифированная формула Дюпона лежит в основе
моделирования достижимого роста предприятия (темп устойчив. роста), к-рый зависит от рентабельности собствен.капитала
и коэф-та реинвестир-я
прибыли SGR=ROE*r/1-ROE*r=r*M*RO*FD/1-r*M*RO*FD(SGR-maxi достижим.годовой прирост объема
продаж; r-коэф-т реинвестир-я
прибыли). Это модель устойчивого состояния, в к-рой
будущее совершенно аналогично прошлому в отношении баланса и показателей эффектив-ти работы предприятия. При составлении этой
модели предполагается, что предприятие не привлекает ср-ва
извне, выпуская новые акции. Собствен.кап-л увеличив-ся только путем накопления прибыли. Модель
устанавливает зависим-ть между темпом прироста экономич.потенциала предприятия, выражающ.наращиванием
объемов произ-ва и основн.
факторами, его определяющими. Если руководство предприятия намерено
наращивать потенциал более высокими темпами, то оно может сделать это за
счет 1 или нескольких факторов:
1)изменения дивидендн.политики
(↓ доли чистой прибыли, выплачиваемой в кач-ве дивидендов, ведет к ↑ собствен.кап-ла
за счет внутр.источников и расширяет возмож-ти устойчив.роста); 2)изменения фин.политики (↑ доли
привлечен.ср-в в общей сумме капитала увеличивает
фин.рычаг фирмы и =>коэф-т устойчив.роста);
|
|
|
|
|
|
К общим показ-лям делов. актив-ти относятся.:
1.Коэф-т
общей оборачив-ти кап-ла
(ресурсоотдача)
показ-ет эффектив-ть использов-я имущ-ва,отражает
скорость оборота (в кол-ве оборотов за период всего кап-ла
предприятия);2.Коэф-т оборачив-ти оборот.ср-в
показыв., сколько раз оборот.активы
за 1 год превращ-ся в деньги, т.е. число
оборотов, к-орые совершает оборот.кап-л
предприятия за анализируем.период; 3.Фондоотдача показ-ет
общ.отдачу от использов-я
каждого руб., затрачен. на основн.производствен.фонды,т.е.
эффективн-ть этого вложения средств; 4.Коэф-т отдачи собствен.кап-ла показыв. скорость оборота собствен.кап-ла,т.е.сколько
руб. выручки приход-ся на 1 руб. вложен.собствен.кап-ла.
К показ-ям дел.актив-ти, характеризующ.управление активами, относ-ся:
1.Коэф-т оборачив-ти производств.запасов показыв.,
за сколько в среднем дней оборачив-ся производств.запасы в анализир.периоде;
2.Коэф-т оборачив-ти
запасов готов.продукции; 3.Коэф-т оборачив-и
Дт задолжен-ти; 4.Коэф-т
оборачив-ти Кт задолж-сти
5.Продолжитель-ть 1 оборота в днях
|
|
|
|
|
|
Чем
больше постоян.затрат в структуре общих издержек,
тем сильнее сила воздействия операц.рычага. Операц.рычаг показывает, насколько % изменится прибыль
при изменении выручки на 1%. Относительное изменение прибыли=Относительн.изменение
выручки*ОР
Зная
данные о росте выручки от реализац. и силу
воздействия операц.рычага можно прямым способом
определить рост прибыли при ↑выпуска
продукции. Однако чем больше сила воздействия операц.рычага,
тем больше предпринимател. риск, т.к. каждый %
снижения выручки дает еще больший % снижения прибыли.
|
|
|
|
3)повышен.оборачиваем-ти активов (это приводит к ↑
объема продаж, получаемого с каждого руб.в активах, ↓
потребн-ть фирмы в новых активах по мере роста
продаж и => ↑ коэф-т устойчив.роста);
4)увелич-я рентабель-ти
продукции (это достигается за счет отностительн.сокращ-я
издержек произ-ва и реализ-и
=> ↑прибыль предприятия и коэф-т устойчив.роста). Моделирован-е уровня достижим.роста
при изменяющ.переменнных осущ-ся
по фор-ле SGR=[(E0-ENEW-Div)*RO*FD*1/S0]/[1-M*RO*FD]-1 (E0-собствен.кап-л
в отчет.году;ENEW-постепления от прдажи акций в планир.году; Div-плановая сумма годовых дивидендов; S0-объем
продаж в отчетн.году). модель достижим.роста
позволяет проверить соответствие важнейш.показ-лей
различным планам роста предприятия. Данные показатели могут не всегда
согласовываться.
|
|
|
Финансов.
план – это документ, характеризующий
способ достижения фин.целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В
процессе фин.планиров-я определ-ся
фин.цели и ориентиры фирмы, устанавлив-ся степень
соответствия этих целей текущему финансов.состоянию
фирмы, формируется последоват-ть действий по достиж-ю поставлен. целей.Выделяют
2 типа фин.планов – долгосрочн. и краткосрочный. Основн.назначение долгосрочн.фин.плана–определ-е допустимых с позиции фин.устойчив-ти
темпов расширения фирмы. Целью краткосрочн.плана яв-ся обеспечение постоян. платежеспособ-ти фирмы. С позиции практики
рекомендуется готовить несколько вариантов фин.плана – пессимистич.,
наиболее вероятный, оптимистический. В общем виде фин.план представл.собой документ, содержащий следующ.разделы:1.
Инвестицион.политика: а) политика финансиров-я основн.средств;б)
политика финансир-я нематериальн.активов;
в) политика в отношении долгосрочн. фин.вложений.2.
Управление оборот.капиталом: а) управл-е денежн. средствами и
их эквивалетами; б) финансир-е
производствен.запасов; в) политика в отношении с
контрагентами и управл-е Дт задолжен-тью.3. Дивидендн. политика и структура источников 4.
Фин.прогнозы: а) характер-ка финансов.условий; б) доходы фирмы; в) расходы фирмы; г)
прогнозн.финанс.отчетность; д)
бюджет денежн.средств; е)общая потребность в
капитале; ж) потребность во внешн.финансировании.5.Учетная политика.
6.Сис-ма управленчес.контроля.
|
|