14. Показатели деловой активности предприятия

Делов.активн-ть проявл-ся в динамичн-ти развития организации, достижении ею поставлен. целей, что отражают абсолютн.стоимостн. и относит.показатели. Дел.актив-ть проявл-ся, прежде всего, в скорости оборота средств. Показатели оборачиваем-ти яв-ся одной из основн.групп показ.лей фин.состояния предприятия.От того, насколько быстро средства, вложен. в активы, превращ-ся в деньги, зависит платежеспособ-ть предприятия и фин.результаты. Чем быстрее обращаются сред-ва, тем меньше величина авансируемого капитала, потребн-ть в дополнит.источниках финансир-я и плата за них,и=>лучше фин.результаты работы предприятия. Т.о., для анализа дел.активн-ти организации используют 2 группы показ-лей: 1.Общие показатели оборачиваемости. 2.Показ-ли управления активами. Оборачив-ть средств, вложен.в имущ-тво организации, может оцениваться:а)скоростью оборота– кол-вом оборотов, к-рое делают за определ.период кап-л организации или его составляющие;б)периодом оборота– средн.сроком, за к-рый возвращ-ся в организацию денежн.ср-ва, вложен. в производствен.-коммерч. операции.


 

15. Система показателей рентабельности

Показатель абсолютн.суммы прибыли при анализе результатов деят-ти предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, т.к. не известен выполнен.объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполнен.работ, характеризующееся уровнем рентабель-ти, позволяет оценить производствен.-хоз. деятель-ть предприятия в отчетн.году, сравнить с результатами предыдущ.отчетн.периодов, а также определить место анализируем.предприятия среди др.однотипных. Предприятие работает рентабельно в том случае, если доходы, получен. им в резуль-те производств.-хоз. деятель-ти, превышают расходы на произв-во. Существуют следующ.показ-ли рентаб-ти:

1.Рентаб-ть продаж показыв. долю прибыли в выручке. 2.Рентаб-ть продукции показ. прибыль, к-рую предприятие получило на 1 руб. текущ.затрат.

3.Рентаб-ть активов (имущ-ва) показ.,сколько прибыли получило предприятие с 1 руб.вложенного актива. 4.Рентаб-ть внеоборотн.активов показ, сколько прибыли приходится на 1 руб. капитала, вложен. в активы долгосроч.использования. 5.Рентаб-ть  собствен.кап-ла характеризует эффективность использов-я собствен.кап-ла. 6.Рентаб-ть  оборотн.активов показ. эффектив-ть использов-я оборотн.кап-ла.


 

16. Оценка эффекта операционного рычага. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Точка безубыт-ти (порог рентабель-ти)–это объем продаж, при к-ром выручка=суммарн.издержкам.Для расчета точки безубыточности использ-ся простые соотнош-я, основанные на балансе выручки:

Выручка=Перемен.затраты+Постоян.затраты+Прибыль

Точку безубыт-ти можно определить как графич., так и аналитич.способом. Точка безубыт-ти= Постоян.затраты/ВМ/ВРП (ВРП- выручка от реализации продукции;ВМ- валовая маржа (маржинал.доход)).Важной характер-кой успешн.работы предприятия яв-ся величина запаса фин.прочности, к-рая определ-ся в виде разности между запланирован.объемом реализации и точкой безубыт-ти. ЗФП=ВРП-ТБ (ЗФП-запас фин.проч-ти).Он показывает, насколько предприятие может сократить объем продаж до достижения точки безубыт-ти. Чем ↑этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативн. изменений (↓выручки или ↑издержек). Для расчета эффекта операц.рычага использ. формула:ОР=ВМ/Прибыль=(Прибыль+Постоян.затраты)/Прибыль(ОР-перац.рычаг).


 

17. Понятие и эффект финансового рычага. Заемная политика фирмы.

Maxi объем заемных средств, к-рый предприятие может привлечь без сокращения рентабельности собственных средств, определяется с помощью эффекта фин.рычага. Использование термина фин.рычаг в аналитич. расчетах позволяет определить безопасн. объем заемных средств, рассчитывать определенные условия кредитования. Он рассчитыв-ся по формуле: ЭФР=(1-СНП)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС    (ЭФР-эффект финсов.рычага;СНП-ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;ЭР-экономич.рентабельность активов в %;СРСП-средняя расчетная ставка %(это средний %, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала); ЗС-средняя сумма используемых предприятием заемных средств; СС-средняя сумма собственных средств предприятия).

Приведенная формула расчета эффекта фин.рычага позволяет выделить в ней 3 основные составляющие:

1)налоговый корректор фин.рычага (1-СНП)

2)дифференциал фин.рычага (ЭР-СРСП) яв-ся главным условием, формирующим положительный эффект фин.рычага. Чем выше положительн.значение дифференциала, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

3)плечо фин.рычага (ЗС/СС)


 

18. Сущность фин-ого планирования на предприятии

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количествен. и качествен.характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. В основе фин.планирования лежат стратегич. и производствен.планы. Стратегич.план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятель-ти компании. Производствен.планы составл-ся на основе стратегич.плана и предусматривают определение производствен., маркетингов., научно-исследоват. и инвестицион.политики. В рамках стратегич.планиров-я целев.установки могут упорядочиваться различн.способами. Выделяют 4 типа целей: 1)рыночная – какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основн. производственно-хозяйствен. деят-ти предприятия; 2)производственные – какие структура произв-ва и технология обеспечат выпуск продукции, необходимого объема и качества; 3)финансово-экономиические – каковы основные источники финансиров-я и прогнозируемые финансов.результаты выбираемой стратегии; 4)социальные – в какой мере деят-ть предприятия обеспечит удовлетворение определен.соц.потребностей общества в целом или отдельных его слоев. Основное предназначение подобн.плана – обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть реализован. Стратегич.план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в т.ч. и ресурсное. Именно поэтому составн.частью любого стратегич.плана яв-ся фин.план. Стратегич.план может иметь следующ.структуру: Раздел1 Содержание и целев.установки деятель-ти фирмы (излагаются предназначение и стратегич.цель деятель-ти фирмы, масштабы и сфера деятель-ти, тактическ. цели и задачи). Раздел 2 Прогнозы и ориентиры(проводится прогноз экономич.ситуации на рынке капиталов, продукции и труда, намечаются перспективн.ориентиры по основн.показателям). Раздел 3 Специализирован.планы и прогнозы (произв-во, маркетинг, финансы, кадров.политика, инновацион.политика, новая продукция и рынки сбыта).

 

20. Финансовая политика и рост фирмы

Модифированная формула Дюпона лежит в основе моделирования достижимого роста предприятия (темп устойчив. роста), к-рый зависит от рентабельности собствен.капитала и коэф-та реинвестир-я прибыли SGR=ROE*r/1-ROE*r=r*M*RO*FD/1-r*M*RO*FD(SGR-maxi достижим.годовой прирост объема продаж; r-коэф-т реинвестир-я прибыли). Это модель устойчивого состояния, в к-рой будущее совершенно аналогично прошлому в отношении баланса и показателей эффектив-ти работы предприятия. При составлении этой модели предполагается, что предприятие не привлекает ср-ва извне, выпуская новые акции. Собствен.кап-л увеличив-ся только путем накопления прибыли. Модель устанавливает зависим-ть между темпом прироста экономич.потенциала предприятия, выражающ.наращиванием объемов произ-ва и основн. факторами, его определяющими. Если руководство предприятия намерено наращивать потенциал более высокими темпами, то оно может сделать это за счет 1 или нескольких факторов: 1)изменения дивидендн.политики (↓ доли чистой прибыли, выплачиваемой в кач-ве дивидендов, ведет к ↑ собствен.кап-ла за счет внутр.источников и расширяет возмож-ти устойчив.роста); 2)изменения фин.политики (↑ доли привлечен.ср-в в общей сумме капитала увеличивает фин.рычаг фирмы и =>коэф-т устойчив.роста);

 

 

К общим показ-лям делов. актив-ти относятся.:

1.Коэф-т общей оборачив-ти кап-ла (ресурсоотдача) показ-ет эффектив-ть использов-я имущ-ва,отражает скорость оборота (в кол-ве оборотов за период всего кап-ла предприятия);2.Коэф-т оборачив-ти оборот.ср-в показыв., сколько раз оборот.активы за 1 год превращ-ся в деньги, т.е. число оборотов, к-орые совершает оборот.кап-л предприятия за анализируем.период; 3.Фондоотдача показ-ет общ.отдачу от использов-я каждого руб., затрачен. на основн.производствен.фонды,т.е. эффективн-ть этого вложения средств; 4.Коэф-т отдачи собствен.кап-ла показыв. скорость оборота собствен.кап-ла,т.е.сколько руб. выручки приход-ся на 1 руб. вложен.собствен.кап-ла.

К показ-ям дел.актив-ти, характеризующ.управление активами, относ-ся:

1.Коэф-т оборачив-ти производств.запасов показыв., за сколько в среднем дней оборачив-ся производств.запасы в анализир.периоде; 2.Коэф-т оборачив-ти запасов готов.продукции;    3.Коэф-т оборачив-и Дт задолжен-ти; 4.Коэф-т оборачив-ти Кт задолж-сти 5.Продолжитель-ть 1 оборота в днях


 

 

Чем больше постоян.затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операц.рычага. Операц.рычаг показывает, насколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Относительное изменение прибыли=Относительн.изменение выручки*ОР

Зная данные о росте выручки от реализац. и силу воздействия операц.рычага можно прямым способом определить рост прибыли при ↑выпуска продукции. Однако чем больше сила воздействия операц.рычага, тем больше предпринимател. риск, т.к. каждый % снижения выручки дает еще больший % снижения прибыли. 


 

3)повышен.оборачиваем-ти активов (это приводит к ↑ объема продаж, получаемого с каждого руб.в активах, ↓ потребн-ть фирмы в новых активах по мере роста продаж и => ↑ коэф-т устойчив.роста); 4)увелич-я рентабель-ти продукции (это достигается за счет отностительн.сокращ-я издержек произ-ва и реализ-и => ↑прибыль предприятия и коэф-т устойчив.роста). Моделирован-е уровня достижим.роста при изменяющ.переменнных осущ-ся по фор-ле SGR=[(E0-ENEW-Div)*RO*FD*1/S0]/[1-M*RO*FD]-1   (E0-собствен.кап-л в отчет.году;ENEW-постепления от прдажи акций в планир.году; Div-плановая сумма годовых дивидендов; S0-объем продаж в отчетн.году). модель достижим.роста позволяет проверить соответствие важнейш.показ-лей различным планам роста предприятия. Данные показатели могут не всегда согласовываться.



 

Финансов. план – это документ, характеризующий способ достижения фин.целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе фин.планиров-я определ-ся фин.цели и ориентиры фирмы, устанавлив-ся степень соответствия этих целей текущему финансов.состоянию фирмы, формируется последоват-ть действий по достиж-ю поставлен. целей.Выделяют 2 типа фин.планов – долгосрочн. и краткосрочный. Основн.назначение долгосрочн.фин.плана–определ-е допустимых с позиции фин.устойчив-ти темпов расширения фирмы. Целью краткосрочн.плана яв-ся обеспечение постоян. платежеспособ-ти фирмы. С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов фин.плана – пессимистич., наиболее вероятный, оптимистический. В общем виде фин.план представл.собой документ, содержащий следующ.разделы:1. Инвестицион.политика: а) политика финансиров-я основн.средств;б) политика финансир-я нематериальн.активов; в) политика в отношении долгосрочн. фин.вложений.2. Управление оборот.капиталом: а) управл-е денежн. средствами и их эквивалетами; б) финансир-е производствен.запасов; в) политика в отношении с контрагентами и управл-е Дт задолжен-тью.3. Дивидендн. политика и структура источников 4. Фин.прогнозы: а) характер-ка финансов.условий; б) доходы фирмы; в) расходы фирмы; г) прогнозн.финанс.отчетность; д) бюджет денежн.средств; е)общая потребность в капитале; ж) потребность во внешн.финансировании.5.Учетная политика. 6.Сис-ма управленчес.контроля.