Содержание

1. Внимание как психическое состояние сознания человека............................. 3

1.1. Виды внимания.......................................................................................... 3

1.2. Черты внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость      4

1.3. Значение внимания в деятельности практических работников правоохранительных и правоприменительных органов. Соотношение понятий «внимание» и «внимательность»..................................................................... 5

2. Психологические особенности адвокатской деятельности............................ 7

2.1. Психология деятельности между адвокатом и подзащитным................. 7

2.2. Психологическая характеристика отношений адвоката – защитника с прокурором и судом...................................................................................... 10

2.3. Профессиональная этика адвоката – защитника................................... 14

Задача 1............................................................................................................. 19

Задача 2............................................................................................................. 21

Список использованной литературы............................................................... 23

1. Внимание как психическое состояние сознания человека

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

1.1. Виды внимания

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами[1].

1.2. Черты внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Самым тесным образом с концентрированностью внимания связано еще такое его свойство, как устойчивость.

Представим себе: ученик умеет так сконцентрировать свое внимание, что все мельчайшие детали того или иного дела становятся ему ясны, его трудно отвлечь от выполнения этого дела. Более того, этот ученик может в таком состоянии находиться длительное время. Да, таких идеальных детей, наверное, немного. Но они есть, и именно о них можно сказать, что они обладают устойчивым вниманием.

Их противоположность – дети рассеянные. Они с трудом сосредотачиваются на чем-либо, а уж удержать свое внимание на этом хоть некоторое время – для них задача почти непосильная. Милые непосредственные детишки, вызывающие в обычной жизни умиление своей неуемной любознательностью, становятся для учителя настоящим наказанием.

1.3. Значение внимания в деятельности практических работников правоохранительных и правоприменительных органов. Соотношение понятий «внимание» и «внимательность»

Важное значение в деятельности практических работников правоохранительных и правоприменительных органов играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Установлены основные факторы, способствующие привлечению внимания:

а) характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.п.);

б) отношение раздражителя к потребностям личности, то есть то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего;

в) структурная организация психической деятельности наблюдателем (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные).

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, возникающее на основе действия сильного, значимого раздражителя; произвольное, связанное с постановкой задачи на наблюдение и определенными волевыми усилиями; послепроизвольное, возникающее после сознательного вхождения в деятельность и возникшего в связи с этим интереса.

Внимание и внимательность как свойство личности мало подвергалось психологическому исследованию.

Психические процессы, в том числе и внимание, протекают на фоне определенных психических состояний, которые сначала проявляются эпизодически, затем, повторяясь и закрепляясь, становятся устойчивыми свойствами личности.

Внимание как свойство личности проявляется в форме внимательности и наблюдательности. Наблюдательность как зоркость связана с умением замечать изменения в окружающем мире вещей, перемену условий среды. Наблюдательность необходима также для правильного восприятия и понимания других людей; в форме самонаправленного внимания она требуется и для осознания самого себя. В этом заключается познавательный аспект внимательности как свойства личности.

Внимательность как личностное свойство определяется общей направленностью личности, её мотивационной сферой, ведущими ценностными ориентациями. Она проявляется в готовности и желании помочь другому человеку, в заботливости и участливости.

Таким образом, внимательность как свойство в большой степени связана с направленностью личности и направленностью внимания как процесса. Она представляет собой особую установку и определяет специфику выбора объекта сосредоточения, его оценку и характер протекания.

В связи с этим коррекция внимания как свойства личности должна осуществляться в зависимости от того, какой из компонентов (когнитивный, потребностно-мотивационный или волевой) недостаточно развит у ребенка.

Рассматривая внимание как психическое состояние, следует отметить, что оно, подобно другим психическим состояниям, характеризуется длительностью при сохранении некоторой однородности. Другая важная черта психических состояний - это то, что они имеют определенный уровень выраженности и, естественно, допускают шкалирование.

2. Психологические особенности адвокатской деятельности

2.1. Психология деятельности между адвокатом и подзащитным

Процесс общения между защитником и подзащитным сопровождается рядом трудностей, вызываемых в первую очередь психическим состояниям, в котором находится обвиняемый, особенно содержащийся под стражей. К числу состояний обвиняемого, отрицательно влияющих на его психику, мыслительную деятельность, способствующих формированию у него барьеров общения, относятся стресс и фрустрация.

Нервно-психическое напряжение (стресс) - обычное состояние большинства обвиняемых. Психические же состояния напряженности невиновных подследственных более глубоки и интенсивны, более продолжительны. В механизме образования и протекания этих состояний действуют такие факторы, как привыкание, готовность к напряжению, опыт, вынесенный из переживания аналогичных состояний в прошлом.

У лица, действительно совершившего преступление, происходит некоторая внутренняя подготовка к возможному и допускаемому им привлечению к уголовной ответственности. У невиновного такая внутренняя готовность отсутствует: он не совершал преступления, ничего в этой связи не опасался и ни к чему подобному не готовился. При этом, возможно, лицо никогда ранее не сталкивалось со следственными органами и не имеет никакого практического опыта поведения в таких ситуациях.

Рассматривая ситуацию расследования как безусловно стрессовую, необходимо иметь в виду, что она вызывается различными стрессорами. Главный из них - угроза личному благополучию человека и его близких. При этом не имеет значения, существует ли такая угроза объективно или ситуация лишь оценивается лицом как крайне угрожающая.

Привлечение к уголовной ответственности, угрожая благополучию, касается не только условий физического существования, но и, что более важно, социального статуса личности, ее престижа, принадлежности к определенной социальной группе, ее самооценки, жизненных планов и других значимых ценностей. Значение объективно существующей угрозы усугубляется субъективным отношением к ней, ее оценкой.

Далее, при избрании меры пресечения, связанной с лишением подследственного свободы, происходит резкая смена жизненного стереотипа, образа жизни. В силу этого заключение под стражу само по себе относится к мощному стрессору, вызывающему у человека глубочайшее нервно-психическое напряжение длительного действия.

И, наконец, стрессовый характер ситуации, возникающей в результате привлечения лица к уголовной ответственности, может усугубляться в связи с тем, с каким противодействием оно сталкивается. Напряженность ситуации во многом определяется поведением следственного работника, его противодействием некоторым стремлениям подследственного. Если следователь игнорирует любые попытки оправдания, отвергает доводы обвиняемого, то такое поведение неизбежно усиливает напряженность, степень которой значительно возрастает, если при этом проявляется необъективность, тенденциозность - ущемление прав обвиняемого, нарушение закона относительно допустимости и обоснованности применяемых мер.

Другим отрицательным состоянием, возникающим у подследственных, является фрустрация - крайняя дезорганизованность сознания и деятельности вследствие столкновения с непреодолимыми препятствиями и депривацией (ограничением) жизненно важных потребностей человека. Фрустрация - это переживание тупика и безысходности, которое может и не соответствовать реальной ситуации, но оценивается человеком именно так.

Наиболее мощным фрустрирующим воздействием на подследственного является лишение свободы. Камерная изоляция прерывает привычные социальные контакты, ограничивает возможность общения с людьми, особенно близкими, значительно ограничивает количество поступающей и перерабатываемой информации. Ведь общение является важнейшей потребностью человека, условием его нормальной жизнедеятельности, вот почему, лишаясь контактов, человек испытывает значительные трудности. Арестованный пребывает в состоянии не только социальной, но и физической изоляции, лишается привычной обстановки, связей, изменяется его уклад жизни, он вынужден пребывать в состоянии бездействия. К этому следует добавить нравственные и физические страдания, связанные с лишением свободы, неизвестностью будущего. Отсюда чувства тревоги, растерянности, сомнения, а то и отчаяния и безысходности. Особенно глубокую психическую травму способен причинить арест невиновному. Во многих случаях самооговор является прямым результатом лишения свободы.

Психическое состояние заключенного под стражу благоприятно для любого внешнего воздействия и часто используется сокамерниками из числа рецидивистов для негативного воздействия на него, приобщения его к своей преступной субкультуре. Находятся и такие «наставники», которые, выступая в качестве добровольных помощников, склоняют арестованного к признанию, запугивая его, убеждая в бесполезности сопротивления. Именно эти невидимые для следователя влияния являются причиной многих следственных ошибок.

Если состояние стресса дезорганизует психическую жизнь подследственного, препятствует правильному восприятию и оценке различных факторов, затрудняет осмысление ситуации в целом и выбор рациональной линии поведения, то состояние фрустрации, порождая чувство безысходности, крушения планов и отчаяния, может побудить подследственного прибегнуть к любым средствам, чтобы выйти из субъективно воспринимаемого тупика. Это стремление любой ценой положить конец фрустрирующим переживаниям настолько велико и притягательно, что в ход идут такие неадекватные действия, как ложное признание, покушение на самоубийство и т. д.

Единственным человеком, способным прийти на помощь подследственному в этих трудных ситуациях, является защитник[2].

2.2. Психологическая характеристика отношений адвоката – защитника с прокурором и судом

Итак, подзащитный находится в трудной ситуации. Есть ли из нее выход? Если есть, то каков? Каким образом можно оказать помощь подзащитному?

Здесь необходимо отметить, что процесс общения между защитником и подзащитным не всегда складывается гладко и проходит через ряд трудностей, которые преодолимы при соблюдении некоторых условий.

Одним из основных препятствий для достижения взаимного согласия между защитником и подзащитным и выработки ими правильной позиции является барьер в общении. Следует иметь в виду, что процесс общения зачастую складывается непросто и в обычной ситуации, в том случае, когда стороны между собой не конфликтуют. Если же речь идет о следственной ситуации, то здесь проблема барьера в общении ощущается особенно остро. Барьер может возникнуть с момента первой встречи, в результате во взаимоотношениях защитника и подзащитного будет ощущаться психологическая напряженность, скованность.

Для преодоления барьера в общении защитника и подзащитного можно предложить следующие рекомендации.

·        При общении защитнику необходимо учитывать внутреннее состояние подзащитного. Кроме того, ему следует помнить о том, что он сам постоянно изучается подзащитным, чутко улавливающим малейшие изменения в психологическом состоянии защитника.

·        Защитник должен помнить, что вся поступающая от него информация первоначально оценивается подзащитным, который находится в подавленном состоянии, вызванном стрессовой и фрустрирующей ситуацией, крайне негативно, скептически.

·        Защитнику следует быть предельно откровенным не только с подзащитным, но и с самим собой. Всякое недоверие, фальшь, допущенные с обеих сторон, сводят на нет все усилия и приводят, как правило, к отрицательному результату.

·        Если уж адвокат осуществляет защиту, то необходимо ее проводить в полном смысле этого слова (разумеется, в рамках УПК и дозволенными методами), проявляя максимальную терпимость, корректность, тактичность и выдержанность в общении с подзащитным.

·        Подзащитному необходимо разъяснить, что защитник только тогда сможет защитить его, когда между ними не будет и тени взаимного подозрения и недоверия, для чего адвокат должен установить с подзащитным психологический контакт.

Для защитника условия формирования психологического контакта с подзащитным характеризуются эмоциональной насыщенностью, динамичностью, высоким уровнем неопределенности и принудительным характером общения.

В реальности установление защитником психологического контакта с подзащитным не такое простое дело. Оно требует от адвоката терпения, настойчивости, психологического мастерства.

Практика показывает, что во взаимоотношениях с другими люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые первоначально могут возникнуть на основе реальных фактов, но впоследствии будут определять все дальнейшие отношения.

В момент встречи отношение подзащитного к защитнику определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут, вызвать положительные эмоции подзащитного. В связи с этим можно проявить доброжелательность, поинтересоваться состоянием здоровья подзащитного.

Первое впечатление о защитнике часто имеет решающее значение. Например, если подзащитный оценил защитника негативно («Он мне сразу не понравился...»), то эта оценка будет определять его последующее общение с защитником.

Первая встреча еще не омрачена обидами и неприязнью, поэтому и защитник, и подзащитный надеются на положительный результат общения: защитник рассчитывает получить от подзащитного правдивые показания о расследуемом преступлении, а подзащитный делает ставку на то, что «выберется» из этого дела с минимальными потерями.

Первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят те или иные особенности облика и поведения человека. Практика показывает, что подзащитный нередко хочет понравиться защитнику, для чего демонстрирует свои положительные качества, рассказывает о своих достоинствах. Если возникает такое направление в беседе, то его целесообразно поддержать. Интерес к собственной личности, к своим достоинствам универсален, поэтому беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию подзащитного и является платформой для формирования контактных отношений.

Психологический контакт между защитником и подзащитным - это полифункциональное межличностное согласованное деловое взаимодействие, основанное на доверии и обеспечивающее получение обоими информации по делу с соблюдением процессуальных норм и законных средств защиты. Установление контакта не всегда является выполнением заранее разработанных психологических рекомендаций, выработанных эмпирическим путем адвокатской практикой, а представляет собой результат анализа личности подзащитного адвокатом и выбора таких психологических проб, которые представляются наиболее эффективными в данном конкретном случае.

Итак, отношения между защитником и подзащитным только тогда могут привести к полному контакту, если они будут основываться на доверии. Достижению этой цели во многом способствуют нормы уголовно-процессуального закона. Так, ст. 72 УПК охраняет профессиональную тайну адвоката-защитника. Она гласит, что защитник не может допрашиваться в качестве свидетеля по тем обстоятельствам дела, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей. Это положение закона создает полную возможность хранить адвокатскую тайну, обеспечивает правильные взаимоотношения между защитником и подзащитным, создает психологические гарантии доверия. Это чрезвычайно важно, ибо без полного доверия подзащитного к адвокату не может быть подлинной защиты. Созданию атмосферы доверия также в значительной степени способствует норма, закрепленная в ч. 1 ст. 202 УПК, предусматривающая право защитника иметь свидание с подзащитным наедине. Это создает для обоих участников реальную гарантию доверительного общения, возможность познать друг друга, откровенно и спокойно побеседовать по существу интересующего их дела, тщательно проанализировать имеющиеся доказательства, разработать соответствующую тактику защиты.

Выше отмечалось, что одной из целей установления психологического контакта защитника с подзащитным, находящимся в трудной ситуации (испытывающим стресс и фрустрацию), является оказание ему адвокатом психологической помощи.

В какой конкретно помощи защитника нуждается подзащитный? Последнему необходимо преодолеть состояние страха, растерянности, агрессивности, в целом - состояние психической дезорганизованности. Для преодоления упомянутых отрицательных состояний защитнику необходимо:

·        вернуть подзащитного в уравновешенное состояние и попытаться внушить ему мысль о том, что невозможно достичь какого-либо оптимального результата без душевного равновесия;

·        преодолеть агрессивность и стереотипность (слепое повторение фиксированных реакций) в поведении подзащитного;

·        добиться психологической совместимости с подзащитным, подразумевающей обоюдное желание выхода из трудной ситуации;

·        подавить личные обиды, антипатии, возникшие в ходе общения;

·        устранить какую-либо наигранность и натянутость в процессе общения с подзащитным;

·        избегать «показной жалости» к подзащитному;

·        подготовить подзащитного к проведению следственных действий.

Следует помнить, что защитник должен быть при этом искренним с подзащитным. Умелое определение способа выхода из трудной для подзащитного ситуации, проявление тактичности, чуткости, человечности - первоочередные меры по оказанию помощи подзащитному.

2.3. Профессиональная этика адвоката – защитника

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ввел присягу адвоката, которая, на наш взгляд, вполне отвечает представлениям о долге адвоката, выработанным отечественной адвокатурой. «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката» (ст.13).

Нравственные кодексы адвокатской профессии разрабатывались во многих странах (в Польше - 1970 г., в Венгрии - 1972 г., в Литве 1974 г. и др.). Принимались они и отдельными коллегиями России.

Все эти кодексы представляют несомненный практический интерес, однако в научном плане вызывают замечания: в них не всегда обосновываются специфические нормы нравственности, многие из них декларативны и общи, повторяют или существующие правовые предписания, или просто нормы общечеловеческой морали.

Представляется, что адвокатская этика в ее прагматической части может быть рассмотрена как нормативная система с внутренней согласованностью предписаний, имеющая определенную структуру. Структура адвокатской этики должна включать в себя, на наш взгляд, общие и частные нравственные требования, регулирующие следующие комплексы отношений:

а) отношения адвокатских коллективов и отдельных адвокатов с гражданами, учреждениями и организациями;

б) отношения адвокатских коллективов и адвокатов с правоохранительными органами и их должностными лицами;

в) отношения внутри адвокатских коллективов.

Взаимоотношения адвоката-защитника с подзащитным могут входить во все три комплекса отношений, а их регулирование составляет центральную и основную часть нормативной системы адвокатской этики.

Нормы адвокатской этики с точки зрения уровня обобщений могут быть общими и частными. Общие нормы мы относим к принципам адвокатской морали.

Особый интерес представляют нравственные принципы деятельности адвоката-защитника в уголовном процессе.

В юридической литературе предпринималась попытка из разрозненных этических рекомендаций, обращенных к уголовной защите, выделить наиболее общие нормы, носящие характер принципов.

Известный советский ученый-процессуалист Н.Н. Полянский писал в этой связи: «Только защита обвиняемого и ни в каком случае не обличение его, правдивость, профессиональная тайна и независимость от подзащитного таковы, на наш взгляд, четыре начала, определяющие поведение адвоката-защитника на суде».

Значительно позже адвокат В.Д. Гольдинер отнес к числу наиболее принципиальных вопросов адвокатской этики такие, как значение позиции подсудимого для защитника, нравственные проблемы защиты при противоречивых интересах подсудимых, проблемы выбора средств и способов защиты, выбор дел и возможность отказа от поручения.

Поиск решения нравственных проблем не только в теоретических построениях и сложившейся практике, но и в законодательстве основывается на том бесспорном положении, что деятельность адвоката-защитника протекает преимущественно в рамках закона, что в расчет может приниматься только практика, не противоречащая закону, и что характерной чертой отечественного законодательства является освоение и отражение им нравственных норм и ценностей.

Этическая норма может приобрести юридическую силу, если она закреплена в правовой норме. Это те ситуации, которые допускают однозначное решение. Так, правила адвокатской этики запрещают адвокату защищать одновременно двух обвиняемых с противоречивыми интересами; разглашать сведения, полученные доверительно от обвиняемого; отказываются от принятой защиты в ходе судебного разбирательства.

Профессиональные и нравственные качества адвоката - это далеко не врожденные свойства личности. Они формируются воспитанием, обучением, кадровым отбором, контролем со стороны коллег и руководящих органов адвокатуры.

Все эти вопросы так или иначе освещаются в специальной литературе и требуют непредвзятого обсуждения. К числу наиболее актуальных коллизий, в разрешении которых важная роль принадлежит нравственному сознанию их участников и общепризнанным ныне нормам адвокатской этики, обычно относят те, что возникают между адвокатом-защитником и подзащитным при определении средств защиты, оценке обстоятельств дела, определении позиции по делу.

Рекомендации, содержащиеся в литературе, сводятся к тому, что адвокат, будучи профессиональным юристом, обязан соблюдать требования закона и не вправе использовать средства защиты противоречащие закону. К таковым обычно относят использование заведомо ложных показаний, подложных документов и тем более участие в их фабрикации; преднамеренное затягивание процесса, «запутывание» допрашиваемых лиц, вторжение в их личную жизнь с тем, чтобы подорвать доверие к их показаниям и т.п.

При оценке установленных органами расследования и судом обстоятельств дела и тех доказательств, которыми они подтверждены, адвокат должен проявлять объективность и здравый смысл. Его критические суждения, направленные на опровержение доводов обвинения либо противной стороны в гражданском процессе, должны иметь опору в материалах дела. Противоречат здравому смыслу и этике такие приемы, как преувеличение значения мелких деталей и упущений в показаниях добросовестного свидетеля с целью опорочить его показания в целом. Это те приемы, которые обычно относят к бессовестному крючкотворству и подсиживанию процессуального противника. Такого рода защита не достигает цели, напротив, вызывает раздражение и недоверие к адвокату, компрометирует его, бросает тень на адвокатуру в целом. Умеренность и объективность в приемах защиты и оценке доказательств, интерпретация их совокупности, формирующая выводы по делу и их правовую оценку, - непременное требование к профессиональным качествам и правовой культуре адвоката.

В работах об адвокатской этике всегда очень остро ставился вопрос о допустимых пределах расхождения позиции адвоката-защитника и его подзащитного, в частности вправе ли защитник признать вину установленной, если подзащитный ее упорно отрицает вопреки очевидности. В решение этого вопроса в свое время была внесена немалая доля демагогии. Дескать, адвокат не слуга клиента, а самостоятельный участник процесса, который сам должен решать, как ему поступить, не считаясь с волей подзащитного.

В свете профессиональной этики этот вопрос должен решаться исходя из признания односторонности функции защитника, его назначения в процессе, доверительных отношений, которые связывают его с клиентом. Адвокат-защитник не может опровергать позицию подзащитного и заниматься подтверждением его вины - это дело обвинителя. Его задача в этом случае найти все слабые места в обвинении и показать их, изложить возможные сомнения в обоснованности обвинения и, не отрицая права на иную интерпретацию доказательств другой стороной, указать также на те обстоятельства, которые могут смягчить ответственность и положительно повлиять на правовую оценку действий подзащитного. Разумеется, все это возможно лишь после обсуждения всех деталей позиции с подсудимым, доверившим адвокату свою защиту.

Нужно сказать, что такие острые коллизии возникают нечасто, и проблема имеет скорее академическое значение. Однако возникновение такой острой ситуации в практике возможно и от адвоката требуется в этих случаях проявление высокого профессионального мастерства, этической культуры. Заповедь «не навреди» здесь актуальна не менее, чем в медицинской практике[3].

Задача 1

Условие задачи:

Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика: «Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях., резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил».

Дополнительные вопросы:

1. Могут ли быть с социальной точки зрения – «плохие» и «хорошие» типы темперамента?

2. Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности деятельность судьи, следователя?

Решение задачи:

Данная характеристика соответствует такому типу темперамента, как холерик – как правило, быстр, нетерпелив, порывист. Отличается высокой активностью и реактивностью. Ему присущ быстрый психический темп переживаний, поэтому он исключительно страстен в работе, но нередко неуравновешен, склонен к резкой смене настроения, эмоциональным вспышкам, при недостаточной воспитанности резок и вспыльчив[4].

1. Не могут быть с социальной точки зрения – «плохие» и «хорошие» типы темперамента.

С точки зрения социальной полезности «плохих» и «хороших» людей по темпераменту не существует, он всегда конкретно проявляется в личности, в органической связи с ее моральными и другими свойствами.

Люди всех видов темперамента могут быть социально полноценными. Темперамент всегда оценивается лишь в единстве с другими особенностями личности: направленностью, моральными качествами, умственным развитием и т. д. Для любой сферы деятельности, в том числе и юридической можно выявить свойственные им черты темпераментов и отдельные его черты.

2. Человек с любыми психофизиологическими данными не может успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности деятельность судьи, следователя.

Потому, что каждый человек имеет присущий только ему темперамент и характер. Темперамент обусловливает - свойства личности, в котором выражены динамические особенности ее психической деятельности. Люди отличаются друг от друга по силе, скорости, темпу и ритму движений, по походке глубине и быстроте смене чувств, степени выраженности их в мимике, пантомимике, интонациях и т. д.

Характер представляет интеграцию психических свойств личности, по отношению к которой психические процессы и состояния человека произвольны. В структуре характера выделяют две группы черт. К первой относятся черты, выражающие направленность личности человека (устойчивые потребности, установки, побуждения, интересы, идеалы, цели), систему его отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Направленность личности, то есть потребности и мотивы деятельности человека (политические, нравственные и иные убеждения, интересы, идеалы), составляют основу склада личности человека. Без сложившейся системы убеждений, интересов, идеалов нет определенного характера[5].

Задача 2

Условие задачи:

В своей квартире была обнаружена висящая в петле Аня К. Отчим Ани, проживающий отдельно, предоставил в прокуратуру полученное по почте ее предсмертное письмо, отправленное в день смерти.

Расследование было проведено поверхностно, так как проверялась лишь версия о самубийстве. Новому следователю, которому передали дело, удалось собрать ряд косвенных улик, подтверждающих версию о том, что Аня могла быть убита отчимом и затем с целью инсценировки  самоубийства повешена. Письмо и конверт были подвергнуты тщательному исследованию. Почтамт сообщил, что судя по штампу на конверте, которым погашена марка, письмо опущено в ящик после 15 часов. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Ани наступила утром.

Также было установлено, что отчим после каждого скандала, который он учинял на почве ревности, заставляя Аню писать письма, в которых она обещала вести себя надлежащим образом. Возникло предположение, не использовал ли отчим одно из таких писем, не принудил ли он Аню в день убийств написать на конверте его адрес.

Отчим был вызван на допрос, который длился довольно долго и в процессе которого следователь не изобличал, а лишь выяснял отношения между отчимом и Аней. Когда он почувствовал, что настороженность у допрашиваемого прошла и тот решил, что его вызвали «просто так», что никаких доказательств против него нет, следователь неожиданно предъявил конверт, справку почтамта и заключение судебно-медицинской экспертизы, из которых с небрежностью вытекало, что письмо опустить в почтовый ящик Аня не могла. Отчим признался в убийстве.

Какие приемы психического воздействия были применены следователем?

Решение задачи:

Приемы психического воздействия на личность. Они применяются; должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научны методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами[6].

Следователем были применены следующие приемы психического воздействия – правомерные (не ограничивающие свободу волеизъявления) приемы воздействия на позицию лица, противодействующего объективному, всестороннему и полному расследованию преступления путем создания такой информационной ситуации, при которой скрываемая информация обнаруживается косвенными методами, вопреки желанию противодействующего лица; приемы, блокирующие запирательство этого лица (ознакомление лица с имеющими доказательствами, разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния, создание у допрашиваемого лица субъективных представлений о неосведомленности следователя, создание условий для разоблачительных действий, совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование, рефлексивное управление поведением противодействующего лица, и др.)[7].

Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Психолог, 1990 г.

2. Васильев В. П. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997 г.

3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. – М.: Знание, 1997 г.

4. Платонов К. К. Структура и формирование личности. – М., 1986 г.

5. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. – М.: Юриспруденция, 2000 г


[1] Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Психолог, 1990. С. 98-99.

[2] Васильев В. П. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 120-122.

[3] Лазурский А. Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. – М.: Знание, 1997. С. 312-314.

[4] Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. – М.: Юриспруденция, 2000 г. С. 53 – 55.

[5] Васильев В. П. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997 г. С. 91 – 95.

[6] Васильев В. П. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997 г. С. 41 – 43.

[7] Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. – М.: Юриспруденция, 2000 г. С. 8 – 11.