00                                      СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Понятие и функции экологической сертификации……………………………..4

2. Нормативные акты в области экологической сертификации…………………..7

3. Направления и объекты экологической сертификации………………………...8

4. Порядок проведения экологической сертификации…………………………..10

5. Органы экологической сертификации………………………………………….12


Заключение………………………………………………………………………...13


Список использованной литературы…………………………………………..14


Введение

Цель данной работы: описать сущность экологической сертификации: правовые основы и порядок проведения.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

1. показывается понятие и функции экологической сертификации;

2. описываются нормативные акты в области экологической сертификации;

3. рассматриваются направления и объекты экологической сертификации;

4. показывается порядок проведения экологической сертификации;

5. описываются органы экологической сертификации.

Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением, его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Наиболее существенная функция природы — экономическая. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Если экологическая функция является «вечной» по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей.

Экосертификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции России права граждан на благоприятную окружающую среду.


1. Понятие и функции экологической сертификации

Экологическая сертификация (экосертификация) — новое направление природоохранительной деятельности в России. Обязательная экологическая сертификация товаров (работ и услуг), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, введена с принятием 7 февраля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей». Этим Законом Госстандарту России был придан статус головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), в функции которого входят установление контроля за соблюдением правовых требований в этой сфере. В мае 1992 г. Госстандарт России ввел по всей стране Систему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательной сертификации, разработанную с использованием опыта зарубежных стран. Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическая сертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды. 1 Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы — проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует: предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вреда природной среде; внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг; интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Экологическая сертификация служит, таким образом, средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе экологически благополучной продукции; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя). Выступая в качестве инструмента защиты экологических и экономических интересов России, экологическая сертификация содействует вхождению России в мировое экономическое пространство, производству конкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля за ввозом в страну экологически вредной продукции.

Экологическая сертификация проводится в России в виде обязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленных законодательством России и субъектов РФ. Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Госкомэкологии РФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации. Для усиления государственного контроля за использованием экологически потенциально опасной продукции сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (к их числу относятся и закупаемые за рубежом товары), отнесены Федеральным законом “Об экологической экспертизе” к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11). Обязательной сертификации подлежат также согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ. 1 Добровольная экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя - природопользователя.

2. Нормативные акты в области экологической сертификации

Ряд конкретных требований в сфере экологической сертификации установлен Законом «О защите прав потребителей». Наиболее общие требования относительно экологической сертификации установлены также в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». Причем сертификация продукции, влияющей на состояние окружающей среды, выделена как одно из направлений сертификации. В целях создания условий, способствующих развитию конкуренции в области сертификации между организациями и предприятиями различных форм собственности, распоряжением Правительства РФ утверждена Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации от 20 февраля 1995 г. 1

В данной Программе предусмотрено, что в рамках федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология» предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.

Имеется ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по экологической сертификации. Это — постановление Правительства РФ от 27 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»; «Порядок проведения сертификации продукции», утвержденный постановлениями Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. и от 21 сентября 1994 г.; Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановлением правительства Москвы от 18 июня 1996г.


3. Направления и объекты экологической сертификации

Направления экологической сертификации определены Соглашением о взаимодействии Минприроды и Госстандарта России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов, подписанным 31 марта и 5 апреля 1993 г., а также Основными направлениями работ по формированию системы экологической сертификации, разработанными в Минприроды России.. 1

В область экологической сертификации входят:

1. Продукция (в том числе и та, которая сегодня сертифицируется в соответствии с экологическими требованиями в системе сертификации ГОСТ Р, но после создания системы экологической сертификации перейдет в нее).

2. Технологические процессы:

- направленные на добычу и заготовку природных ресурсов;

- связанные с транспортировкой природных ресурсов, продукции и отходов;

- связанные с хранением природных ресурсов, продукции и отходов;

- направленные на извлечение (получение) веществ из природных ресурсов (технологические процессы получения металла в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и т. п.);

- связанные с машиностроением, приборостроением, использующие в качестве сырья продукцию предыдущих технологических процессов;

- природоохранные, направленные на снижение негативных видов воздействий основного производства на окружающую среду.

3. Отходы производства и потребления:

- при добыче и заготовке природных ресурсов;

- в процессе транспортировки природных ресурсов и продукции;

- в процессе хранения природных ресурсов и продукции;

- в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;

- в природоохранном технологическом процессе, направленном на снижение негативных видов воздействия основного производства на окружающую среду.

4. Природные ресурсы:

- земельные ресурсы;

- водные ресурсы;

- ресурсы животного и растительного мира;

- ресурсы недр и полезные ископаемые;

5. Объекты окружающей среды:

- охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры; фауны и ландшафтов;

- природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования.

6. Экологические услуги:

- по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных приборов природоохранного назначения;

- по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;

- по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию. 1

При составлении или уточнении состава объектов для экологической сертификации по каждому ее направлению должен быть установлен перечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов (ПНД), содержащих экологические требования.

4. Порядок проведения экологической сертификации

Общие требования к порядку проведения сертификации определен в документе «Порядок проведения сертификации продукции», утвержденном постановлением Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. и 21 сентября 1994 г. Он может быть непосредственно применен при обязательной и добровольной сертификации конкретных видов однородной продукции, включая импортируемую. На его основе Госкомэкология может при необходимости разработать порядок экологической сертификации однородной продукции, учитывающий особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации.

Порядок проведения работ по экологической сертификации предусматривает выполнение следующих действий: направление заявителем декларации-заявки о проведении экологической сертификации конкретного объекта в соответствующий орган по экосертификации; рассмотрение декларации-заявки; выбор испытательной лаборатории (центра); проведение исследований или испытаний отобранных проб (образцов); установление соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и принятие решения о возможности выдачи экологического сертификата; информирование заявителя о результатах экосертификации; выдача экологического сертификата на основе положительных результатов сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр системы экологической сертификации; осуществление инспекционного контроля за стабильностью, а в отдельных случаях, например технологических процессов, за динамикой сертификационных характеристик объекта. Получив заявку, орган по экологической сертификации рассматривает ее и в кратчайшие сроки, но не позднее одного месяца после получения, сообщает заявителю решение. Протоколы испытаний образцов сертифицируемой продукции представляются затем заявителю и в орган по экологической сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока не менее, чем срок действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов устанавливаются в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории. Заявитель представляет в орган по экосертификации указанные в решении документы, в том числе о соответствии продукции установленным требованиям, выданные государственными органами управления в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами РФ. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции). 1

Экосертификаты выдаются на срок до пяти лет. Конкретный срок действия сертификата устанавливает выдающий его орган.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию,. Маркирование продукции знаком соответствия — обязанность изготовителя (продавца). Право маркирования продукции знаком соответствия предоставляется изготовителю (продавцу) лицензией, выдаваемой органом по сертификации. Контроль за деятельностью органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий осуществляется Госкомэкологией России в течение всего периода действия аттестата аккредитации и лицензионного договора. Деятельность по инспекционному контролю оплачивается лицензиатом на условиях, установленных в лицензионном договоре. Непосредственный инспекционный контроль за стабильностью и динамикой сертификационных характеристик объекта проводят эксперты-аудиторы, аттестованные в системе экологической сертификации. Согласно лицензионному договору лицензиат обязан создать все необходимые условия для эксперта-аудитора при осуществлении им инспекционного контроля и оплатить расходы по его проведению, включая расходы, связанные с решением организационно-технических вопросов.

5. Органы экологической сертификации

Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая: органы по экологической сертификации; испытательно - аналитические лаборатории (центры). Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и испытания и результаты оформляют протоколом. Госкомэкология делегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации. Если в системе экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Госкомэкологией России. Органами по экосертификации и испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут быть территориальные подразделения Госкомэкологии России и подведомственные ему организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории (центра) может быть заменена решением Госкомэкологии о признании результатов аккредитации этой лаборатории (центра) в другой системе.1

Заключение

Экологическая сертификация способствует: внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг; интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Для создания правовой базы организации и проведения работ по экосертификации Минприроды России формирует Систему экологической сертификации, включающую: комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы и правила экосертификации; систему органов, обеспечивающих организационно-методическое руководство деятельностью по проведению экосертификации, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экосертификации, проведение экосертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание;

Реестр Системы для учета органов по экосертификации, сертифицированных объектов, выданных экосертификатов. Система предусматривает проведение обязательной и добровольной сертификации. Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Добровольная экосертификация в рамках Системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Список использованной литературы


1. Приказ Минприроды РФ от 23 января 1995 г. N 18 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации)».


2. Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г.


3. Жариков Ю. Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1997.


4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».


5. Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001.



1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

1 Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001 г. С. 117.

1 Жариков Ю. Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1997. С. 72.

1 Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001. С. 134.

1 Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001. С. 137.

1 Приказ Минприроды РФ от 23 января 1995 г. N 18 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации)».

1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 418 – 421.