Министерство образования Российской Федерации
Хабаровский государственный технический университет
Кафедра философии
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
Дисциплина: Философия
Тема № 14. Философия Нового времени и Просвещения
Выполнил студент ЗУО группа СР (4 года)
Барановская Наталья Цезаревна
Шифр 030440573
Проверил: Лисицына Н.Ф.
Хабаровск
2004
1. Выпишите из словаря следующие понятия темы
Антиклерикализм – совокупность стремлений, направленных на ослабление (уничтожение) авторитета церкви и ее деятелей, религиозных догм и церковных запретов.
Атеизм – отречение от Бога, отрицание Бога. Атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме распространен только у современных материалистов (марксизм, позитивизм); агностический атеизм был распространен уже среди философов Древней Греции.
«Врожденные идеи» - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные.
Географический детерминизм – первоначальная определяемость всех. процессов человеческой жизни (индивидуальной, общественной, экономической, государственно-правовой) географическими факторами: природа, климат, ландшафт и т.д.
Дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция, или дедуктивный метод, применятся только в естественных науках, особенно в математике.
Деизм – форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.
Дуализм – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: Бог и дьявол (добро и зло), дух и материя, душа и тело, вера и знание и т.д. различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей.
Индукция – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и Эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается Ф. Бэконом, Дж. С. Миллем и др. Она состоит в том, что предположения о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности.
Идеализм субъективный – мировоззрение, определяющее объективно действительное как разум, дух, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, деятельности разумного начала.
Интуиция – рассматривание, созерцание, а также духовное предвидение, подобное вдохновению, понимание сути вещей и явлений, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления; откровение, развивающееся изнутри человека.
Материализм – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и духовной – в материи. К материализму относятся натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; позитивизм, отклоняющий объяснение духовно-душевных сущностей. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.).
Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки и философии метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли он использует этот метод в ходе работы. Универсального метода не существует; каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.
Механицизм – воззрение, рассматривающее Вселенную, природу, человека, социальные отношения как механизм, действующий по причинно-механическим законам. Механистическая картина мира изображает Вселенную в виде мировой машины.
Монада – физический и одновременно психический элемент действительности; термин появляется у Джордано Бруно, но подлинным основателем учения о монадах является Лейбниц.
Опыт – 1) совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, достоинствах и недостатках, а также опыт о мыслях, знаниях идеях (внутренний опыт). 2) В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте.
Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной стороны. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, т.к. он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные проблемы, но нет принципиально неразрешимых. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство вообще; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.
Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.
Солипсизм – философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное «Я» и содержание его сознания. Выделяют умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное «Я» как носителя содержания сознания, и методический солипсизм (у Декарта), который начинается с крайнего солипсизма, чтобы от него двигаться к действительности, существующей вне «Я».
Субстанция – в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. В зависимости от философской концепции, воззрений того или иного философа под субстанцией понимается Бог, или материя, или природа, или сосуществование свойств и т.д.
Теория «общественного договора» - теория государственного устройства Ж. Руссо, согласно которой люди, жившие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии), заключили негласный договор, по которому обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло правовое государство. (Правда, Руссо было известно, что реально существовавшие в истории государства возникали благодаря насилию, а не в результате договора).
Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.
Эксперимент – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Со времен Галилея и Ф. Бэкона эксперимент является одним из важнейших средств исследования.
Энциклопедисты – ученые, охватившие или стремящиеся охватить знанием все науки, специальности, иногда еще и искусство. Слово «энциклопедия» первоначально обозначало уровень образования и количество знаний, необходимые для начала занятий по получению какого-либо специального образования (в Древней Греции), затем – совокупность знаний по общеобразовательным вопросам. Энциклопедистами называли себя французские философы и ученые 18 в. Дидро, Даламбер, Руссо, Вольтер, Гольбах и др. Подлинными учеными-энциклопедистами являлись Леонардо да Винчи, Рене Декарт, М.В. Ломоносов.
Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должна основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Основателем гносеологического эмпиризма в философии Нового времени является Дж. Локк, основателем методологического эмпиризма – Ф. Бэкон.
2. Рационалистическая философия Р. Декарта, его учение о субстанции (сочинение)
1. Предпосылки и основные черты философского мышления Нового времени.
Начиная со средневекового номинализма в философской мысли Западной Европы нарастает тенденция отказа от метафизики (размышлений о сущности мира, существовании Бога, самых общих вопросах бытия). Утверждается точка зрения, согласно которой человеку непосредственно дано только содержание сознания, мышления. Только об этом содержании человек может что-то знать, т.к. мир представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого раскрывается с помощью рефлексии (познания, направленного внутрь, на самого себя). Таким образом, бытие утрачивает прежнее понимание: оно становится субъективным, приравнивается к сознанию, и центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения становится человек.
Такова общая мировоззренческая направленность Нового времени; она обусловлена в первую очередь интенсивным развитием наук – математики, астрономии и естествознания, подготовлена идеями оптимистического гуманизма эпохи Возрождения, утверждавшей право человека на собственное «Я», равенство и гармонию духовного и телесного в человеке. Эпоха Возрождения открыла понятие личности; гелиоцентрическая система Коперника в корне изменила картину мироздания и представления о взаимоотношениях человека и Вселенной – он больше не был центром мира, как и Земля перестала быть неподвижным центром мироздания; великие географические открытия (путешествие Марко Поло, Колумба) расширили пространственные и видовые (национальные, этнические) рамки европейцев. Человек стал как бы меньше, единичнее, слабее по сравнению со Вселенной, потерял опору, но с другой стороны - развитие научных знаний доказывало, что человек наделен силой, способной не только защитить его от сил природы, но и обуздать их и поставить себе на службу. Рационализм и механистичность Нового времени - не только гимн человеческому разуму, чьи возможности тогда представлялись безграничными, но и своеобразная защита от непознанного, от страха перед несоизмеримостью масштаба человека и мироздания.
В то же время теряет свое значение представление о Боге как высшем руководителе и судии человеческой жизни. Человек самоутверждается, а следовательно, отказывается от любого руководства и замыкается на субъективном, уповает только на себя, творит от своего имени (а не от имени Бога, как было в Средневековье, когда все созданное человеком рассматривалось как проявление объективно существующего, т.е. созданного Богом). Появляется слово «изобретение», означающее продукт исключительно человеческой разумной и творческой деятельности. Проблема бытия связывается только с человеком. Происходит разрыв с Абсолютом – Богом, и философы Нового времени начинают искать новую опору, новые гарантии мирового порядка, новый Абсолют – и находят его в человеческом разуме, в сознании.
Именно такую мировоззренческую установку воспроизводил в своей философии основатель рационалистической культуры запада Рене Декарт.
2. Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма: «доказательство» первичности разума по отношению к бытию и познанию.
Методология научного познания, разработанная Декартом, является рационалистической, т.к. преимущественно ориентируется на деятельность человеческого ума в процессе познания. Декарт считал, что опытно-экспериментальные исследования имеют важнейшее значение для научного познания, но собственно научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие работы ума.
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Будучи одним из великих математиков своего времени, Декарт истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе.
Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция – твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и четком сознании каждого шага.
Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода.
1) Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
2) Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
3) В вопросе также должно содержаться нечто неизвестное.
Таким образом, по Декарту, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный и достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы. Первый шаг разума, интеллектуальной интуиции, согласно Декарту, - это сомнение. Обозначив сомнение как исходный пункт всякого исследования, Декарт ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и тем самым расчистить путь для подлинного научного знания.
Принцип сомнения в философии применялся и до Декарта (у античных скептиков, в учении Августина Аврелия, у Ш. Монтеня и др.). За пределы этой традиции его выводит крайнее рационалистическое положение, что только разум, мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение исчезает. Можно, говорит Декарт, сомневаться в истинности всех знаний человечества, можно допустить, что нет Бога, нет неба и земли и даже у нас самих нет тела. Но невозможно сомневаться в наличии мышления в тот момент, когда ты мыслишь, т.е. нельзя отрицать разумом очевидное для разума. Мышление есть доказательство реальности мыслящего субъекта: «Я мыслю, следовательно, я существую», и это доказывает, что мышление первично по отношению к бытию.
Знаменитый рационалистический постулат Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» является основой единого научного метода, абсолютно достоверной аксиомой, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии.
3. Учение французского философа о субстанции, ее атрибутах (коренных свойствах) и модусах
Обосновав первичность мышления по отношению к бытию, Декарт столкнулся с проблемой взаимоотношения субъекта – того, кто мыслит и существует – с объектом, на который направлена мысль. Первый объект мысли и познания – это собственное «Я», человеческая душа. В душе, считает Декарт, находится ряд идей, приобретенных и врожденных, в том числе идея Бога – творца всего сущего. Т.е. Бог, высшее разумное и всемогущее существо, создал объективный мир и человека. Следовательно, человеческий разум, ясность и четкость представлений, рождающихся в уме, достоверность открытий интеллектуальной интуиции гарантированы Богом.
Бог выступает у Декарта первой, несотворенной субстанцией, мышление (разум) и материальный мир – сотворенные субстанции. В то же время материальный мир и сознание (мышление) – это две независимо существующие реальности. Неотъемлемым свойством (атрибутом) материального мира является его пространственное существование и измерение, которое Декарт называл протяженностью. Атрибутом мышления, реальности разума является сомнение. Обе субстанции соединен в человеке, который, таким образом, является мыслящей субстанцией, существующей материально (телесно), и обладает способностью познавать Бога и созданный им мир.
4. Дуализм Декарта и его деизм.
Итак, по Декарту, в мире независимо друг от друга существуют две реальности – «протяженная вещь» (реальность материи) и «мыслящая вещь» (реальность сознания). Такая же «раздвоенность» характеризует и человека: он есть сознание, и он есть тело. Т.о. концепция Декарта по сути дуалистична. Преодоление дуализма он видел в признании существования Бога – творца, благодаря которому сознание путем познания идей и опытным путем может взаимодействовать с материальным миром, т.к. именно Бог наделил человека безграничными возможностями разума.
Признавая и утверждая существование Бога как творца всего сущего, объясняя через него происхождение сознания, Декарт лишает его каких-либо индивидуальных, антропоморфных черт, его Бог – это совершенное существо, высшая разумная сила. Бог познаваем как врожденная идея, следовательно, он существует, но единственное несомненное и подлинное бытие присуще только человеку и его сознанию.
Христианская философская традиция относит подобные воззрения, определяющие Бога как первопричину бытия и мирового порядка, но отвергающие его руководство делами мира и жизнью человека, к деистическим. С этой точки зрения философию Декарта можно считать деистической.
5. Место и роль философии Декарта в историко-философском процессе.
Влияние философии Декарта сохранилось вплоть до нашего времени. Вера Декарта в неограниченные возможности человеческого разума стала основой рационалистического мировоззрения Нового времени и поставила человека по отношению к природе, к миру в позицию активного исследователя и преобразователя. Только с такой позиции открываются возможности полного завоевания природы. Фактически Декарт научил людей думать таким образом, что они смогли создать технику, «достроить» природу в соответствии со своими потребностями.
Вся последующая философия была прямо или косвенно связана с идеями Декарта. Его влияние прослеживается как в идеализме (представление и Боге как несотворенной субстанции, мировом разуме и т.п.), так и в материализме (утверждение о силе и возможностях человеческого разума, о принципиальной познаваемости мира). Для философской и научной методологии представляет ценность разработанный Декартом дедуктивный метод познания.
3. В философии Нового времени сформировались два типа философствования: эмпиризм и рационализм. Заполните таблицу их сравнительного анализа.
Тип философствования |
Родоначальники и последователи |
Основные характеристики |
Ограниченности |
Роль в философии и науке |
Эмпиризм |
Ф. Бэкон Дж. Локк Д. Юм |
Внешний мир первичен по отношению к сознанию Познание есть отражение внешнего мира в сознании человека Основа познания - чувственный (эмпирический) опыт, важен и теоретический опыт Возможности познания ограничены |
Недооценивает значение абстрактных, чувственно непостигае мых понятий, идей и ценностей |
Разработка индуктивного метода познания Утверждение важности практического исследования для установления истины в научной деятельности |
Рационализм |
Р. Декарт Б. Спиноза Г. Лейбниц
|
Сознание первично по отношению материальному миру Мир и Бог познаваемы с помощью разума В основе познания лежит интеллектуальная интуиция и врожденные идеи Возможности разума безграничны |
Недооценивает этику, мир чувств, сводит духовную жизнь человека к работе ума, игнорирует проблемы смысла жизни и т.п. |
Разработка дедуктивного метода познания Концепция механистичности человеческой природы и мироздания |
4. Логические задачи, упражнения, комментарии.
У Р. Декарта мы обнаруживаем два подхода к пониманию философии и ее задач. В одном из них он сравнивает ее с деревом, «…корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец.»
Второй подход, при котором мы отвечаем на вопрос, не как существует философия, а то, что она есть: философия есть не что иное, как познание истины по первопричинам.
1. Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и Средневековье?
Декарт считал философию основой и источником всех наук, всего человеческого знания, главным образом потому, что философия предлагала единый, как он думал, универсальный метод познания, построенный по математическому принципу, и определяла общие основные бытия и познания бытия. Похожие воззрения существовали в античности: Аристотель называл философию «царицей наук», т.к. предметом философии были наиболее общие закономерности и свойства мира. Аристотель также рассматривал философию как основу остальных наук, но не предлагал определять ценность философии по результатам научных исследований.
Что касается средневековых воззрений, то там философия соотносилась не с наукой, а с богословием, а сами научные занятия, мягко говоря, не поощрялись, т.к. приоритет веры над разумом считался безусловным. Равноправие веры и разума как способов познания признается только с принятием церковью учения Фомы Аквинского (14 в.), тогда же происходит отделение философии и науки от теологии, наука получает «официальное» право на существование, т.к. более не считается противоречащей церкви и религиозной вере.
2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки философии?
Декарт освобождает философию от мировоззренческих предпосылок, от метафизических вопросов о сущности бытия. Философия – это прежде всего учение о познании, его инструментах и возможностях. Метафизика, по его мнению, должна опираться не на исходные предположения, а на нечто истинное, доказуемое и не вызывающее сомнений. Такой истиной для Декарта становится факт мышления, разумная деятельность.
3. Как связаны философия и наука?
Философия, по Декарту, обеспечивает науку базовыми положениями и методологией, а наука в свою очередь практическим путем подтверждает их истинность. Получается, что высокие достижения, скажем, в медицине доказывают правоту философских воззрений и методов (кстати, чьих? Какого именно философского направления?), а если бы от медицины не было никакого толку, то и философия никуда бы не годилась, и нужно было бы создавать новую концепцию и новые методы познания. Т.е. практические знания, подтвержденные опытом, имеют для него большую ценность, т.к. они реально ощутимы. Теория проверяется практикой! Построения философии – умозрительны, и как бы они ни были логически выверены, потрогать их нельзя. Декарт – не эмпирик, он отдает предпочтение теоретическим предположениям и обобщениям, и все же идея практической пользы знания у него доминирует.
3. В чем Декарт видел предназначение философии?
Задача философии – обоснование истинности достижений человеческого разума, которые реализуются через научные открытия и практические изобретения, совершенствование методов познания, для того чтобы в полной мере способствовать познавательной и преобразующей деятельности человека.
5. Тестовая проверка знаний.
1. Над какими проблемами по преимуществу размышляли философы Нового времени?
а) онтологическими,
б) гносеологическими,
в) антропологическими,
г) аксиологическими.
2. Завершите определение: «Внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений, незнания, называется познанием»
3. Кто из философов Нового времени разрабатывал индуктивно-экспериментальный метод?
а) Д. Локк
б) Р. Декарт,
в) Т. Гоббс,
г) Ф. Бэкон
4. Найдите соответствия между:
а) Р. Декарт - «Правила для руководства ума»
б) Д. Локк - «Опыт человеческого разумения»
в) Ф. Бэкон - «Новая Атлантида»
г) Б. Спиноза - «Этика»
5. Какой ответ на вопрос: что является источником познания, дает субъективный идеализм?
а) опыт,
б) ощущение,
в) разум,
г) интуиция.
6. Впишите пропущенное слово: «Деизм есть религиозно-философское мировоззрение, согласно которому Бог лишь создает мир и его законы, в дальнейшем не вмешиваясь в его существование и развитие».
7. Выберите философско-мировоззренческие позиции, соответствующие названным авторам.
а) монизм – Лейбниц,
б) дуализм – Декарт,
в) плюрализм – Гоббс.
8. «Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено». Как называется данная установка? – Фатализм.
9. Определите ключевое слово в суждении: «Сенсуализм есть гносеологическая традиция, согласно которой главной формой достоверного знания выступает ощущение».
10. Кому из философов Нового времени принадлежит афоризм: «Знание – сила»?
а) Декарту,
б) Лейбницу,
в) Бэкону,
г) Спинозе.
Литература
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., изд-во «Центр», 1996.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. М., 1984.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. Т. 1, 3. М., 1993.
Министерство образования Российской Федерации
Хабаровский государственный технический университет
Кафедра философии
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
Дисциплина: Философия
Тема № 14. Философия Нового времени и Просвещения
Выполнил студент ЗУО группа СР (4 года)
Пуц Анастасия Олеговна
Шифр 030440572
Проверил: Лисицына Н.Ф.
Хабаровск
2004