Содержание
Введение. 3
1. Проблема детского алкоголизма в современном мире. 4
2. Обзор сайтов по проблеме детского алкоголизма. 8
3. Описание сайта по проблеме детского алкоголизма. 11
4. Нормативно-правовые акты по проблеме детского алкоголизма. 13
5. Организации, занимающиеся проблемой детского алкоголизма. 17
6. Освещение проблемы в СМИ.. 18
7. Типология сайтов. 27
Заключение. 28
Список сайтов. 29
Приложение. 32
А) Библиографический список ГПНТБ. 32
Б) Библиографический список НГТУ.. 33
В) Библиографический список из каталога Спец. библиотеки. 34
Введение
Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим
употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к
ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости
(появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления) . В случаях
длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и
соматическими расстройствами. Данная проблема стала особенно актуальна для
нашей страны в последние 5 - 6 лет, когда в связи с политическими и
экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По
данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей,
приходится по
Этиология: В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы: 1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация. 2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками. 3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.[1]
По моему мнению, доминирующим фактором, в связи с которым алкоголизм получил широкое распространение в Российской Федерации является низкая способность к социальной адаптации у россиян при переходе от одного строя к другому и резкое изменение социального положения населения. Цель работы рассмотреть реабилитацию людей, вышедших из мест лишения свободы. Задачи работы рассмотреть:
1. проблему детского алкоголизма в современном мире
2. Обзор сайтов по проблеме детского алкоголизма
3. Типологию сайтов
1. Проблема детского алкоголизма в современном мире
Существенным компонентом в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников. Как видно из рисунков, во всех трех городах школьники примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации".[2]
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.
К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения. Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.[3]
Алкоголизм - это неизлечимая прогрессирующая психическая болезнь, приводящая человека к смерти. Мы можем добиться только клинического выздоровления.
Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком. "Вчера, только что", -- ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали нотацию своему чаду за его очередную провинность. Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или к риторическому вопросу: "Ну, что нового?..." Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.
Но ведь КОНТАКТ с родителями - это едва ли не один из столпов безопасности вашего ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
Но почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах? Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказалась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его вопросов. И ребенок остается один на один со своими проблемами. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья и увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаем односложный ответ: "Все в порядке". Теперь мы хотим поговорить с ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем.
Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы. Сломалась его любимая игрушка - попереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе. Не надо думать, что разговор по дороге домой или в перерыве между фильмами -- это достаточно для вашего ребенка, ему нужно ваше постоянное внимание.
Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: "Ты все придумываешь..." "Такого быть не может". Не исключено, что в рассказе ребенка может присутствовать элемент фантазии, но даже эта фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с сюжетом фильма, который вы недавно смотрели или напоминать действия вашего знакомого.
Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты можно только с помощью многократного повторения правил. Но, как показывает практика, это далеко не так. Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг. Кто из вас не повторял набившую оскомину фразу: "Я тебе сколько раз говорил, так не делай", но ребенок упорно повторяет одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость ребенка или дух противоречия. Это прежде всего наши действия, которые ребенок воспроизводит почти подсознательно.
Ни для кого не секрет, что, играя в дочки-матери или в школу (детский сад), ребенок воспроизводит действия взрослых, т.е., наблюдая за его игрой, можно определить, какие взаимоотношения между родителями, как они относятся к своему ребенку, что делает воспитатель или учитель. Поэтому, наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.
Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит ваших указаний, если вы сами не будете четко выполнять их.
Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Не нужно надеяться на то, что ребенок играет и не смотрит на вас, если вы открываете дверь, не узнав, кто за ней, ребенок сделает то же самое, и никакие страшные истории о том, что за дверью Баба-Яга вам не помогут, он повторит ваши действия.
Небольшой пример: шестилетний мальчик каждый день наблюдал, как его отец, пьяница и дебошир, избивал мать. Играя один на улице, он увидел коляску с ребенком, оставленную бес присмотра. Подойдя к ней мальчик, взял ребенка и понес его за дом. Грудничок проснулся и начал плакать, тогда мальчик положил ребенка лицом в лужу и так держал, пока тот не захлебнулся.
Это один из примеров, когда дети воспроизводят действия родителей. Мы читали лекции по школе выживания и перед началом одной спросили детей, что они делают, прежде чем открыть дверь. Ответы были самыми разными, начиная от: "иду и открываю", до "смотрю в глазок и открываю". На вопрос "Зачем они смотрят в глазок?" все дети ответили одинаково: "Так делают мои родители".
Из ответов видно, что самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. И если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ваш ребенок будет повторять эти же действия. Например, вы окончили работу или собираетесь заняться чем-то другим, уберете за собой свое рабочее место, ваш ребенок сделает то же самое, играя с игрушками и убирая их по мере ненадобности. Ведь даже пропажа самой маленькой из них очень сильно расстроит его, а следовательно, будет первым уроком, что нужно быть внимательным к своим вещам, т. е. такой человек снижает риск быть ограбленным ворами на доверии, т.е. он никогда не оставит своих вещей посторонним или не оставит ценные вещи на видном месте, где до них легко добраться вору. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребенка внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти в двое.
2. Обзор сайтов по проблеме детского алкоголизма
Критерии оценки |
Информация на сайтах |
||||
1. Общая тематика сайтов |
На сайте представлены последние новости по борьбе с детски алкоголизмом, наркоманией |
На сайте, можно найти очень много информации о том, как избавится от этой пагубной привычки. |
На сайте представлено много различной информации, посвященной алкоголизму, как социальной проблеме. · Трудоголизм · Наркологические клиники · Наркозависимость · Пищевая зависимость · Психиатр · Нарколог · Реабилитация · Психотерапия · Алкоголизм · Наркомания · Курение · Другие зависимости Здоровый образ жизни |
Сайт представляет собой форум по обсуждению важнейших социологических проблем |
Сайт представляет собой работы авторов по проблеме курения |
2. Информация на сайте |
На сайте представлена следующая информация: К вопросу о «заместительной терапии» у больных героиновой наркоманией Статья А. В. Надеждина (НИИ наркологии Минздрава России) Обзор свидетельств эффективности программ обмена игл Исследование Дэвида Мюррея, специального помощника Директора Управления по контролю за наркотиками при президенте США (ONDCP) |
Наркомания! Есть выход Мы прошли через это и можем рассказать о том, как можно победить наркоманию. Нарконон-Станадарт - безмедикаментозная программа реабилитации от наркотиков и алкоголя. Лечение наркомании Наркологический центр доктора Марыныч. Современные методики. Квалифицированные специалисты. Избавление от физической и психической зависимости. г. Ростов-на-Дону. Лечение наркомании и алкоголизма Безмедикаментозная реабилитация. Восстановление здоровья и личности человека. Анонимно. |
Почему одни люди становятся алкоголиками, а другие нет? В первую очередь, это определяется наследственностью (т. е. генетическими факторами). Общеизвестно, что представители многих этнических групп (например, индейцы, народы Сибири) спиваются очень легко. Именно особенности обмена веществ в организме определяют возможность развития алкоголизма, а вовсе не глупость, безволие или распущенность, как наивно полагают многие. Если человек не пьет вообще, то он никогда не станет алкоголиком. Вспышки агрессии у алкоголиков могут возникать и в отсутствие патологического опьянения. Они срывают свое раздражение на первом встречном, и чаще всего это те, кто живет с ним на одних и тех же квадратных метрах. В результате сами алкоголики оказываются в безвыходной ситуации, и дети и жены их боятся, и отцы и мужья - ненавидят. От этого алкоголизироваться хочется еще больше, и порочный круг замыкается. Жизнь в семье алкоголика превращается в кромешный ад, где нет не только эмоциональной поддержки и понимания, но банального уважения, внимания и интимных отношений между супругами. |
· Все темы · Каталог ссылок · Настройки · Обратная связь · Опросы · Поиск · Прислать новость · Рекомендуйте нас · Сообщения · Топ 10 · Форум |
Региональная общественная организация. Свидетельство N1888 |
Адрес веб-сайта |
http://www.narkotiki.ru/news_16268.html |
http://www.sitecatalog.ru/descr.phtml?item=33933&group_id=945 |
http://addict.psyterra.ru/crt0119.html |
http://www.adwomen.ru/modules.php?name=Web_Links&l_op=modifylinkrequest&lid=6338 |
http://nstu.cf1.ru/projects/78/ |
3. Описание сайта по проблеме детского алкоголизма
Название сайта: addict.psyterra
Адрес сайта: http://addict.psyterra.ru/crt0119.html
Рубрики сайта:
1. Трудоголизм
2. Наркологические клиники
3. Наркозависимость
4. Пищевая зависимость
5. Психиатр
6. Нарколог
7. Реабилитация
8. Психотерапия
9. Алкоголизм
10. Наркомания
11. Курение
12. Другие зависимости
13. Здоровый образ жизни
14. Продажа
· продажа 25 кадр алкоголизм
· последствия алкоголизма болит голова
· шизофрения, осложненная алкоголизмом
· алкоголизм факторы дети
· алкоголизм социальная гигиеническая проблема
На сайте есть рубрика под названием «Бесплатная, анонимная консультация».
В ней всем желающим можно проконсультироваться с психологом, наркологом, получить моральную поддержку.
Опишите проблему (можно кратко):
|
Миссия данного сайта: Бросить пить самому и поддержать других в этом деле.
Категория людей, посещающих этот сайт различна, но в основном это подростки.
Целевая аудитория данного сайта – молодежь, родители.
Данный сайт полезен для «своей» категории, так как в нем содержится вся интересующая информация для людей, страдающих алкоголизмом начиная от вреда алкоголизма, заканчивая список наркологических клиник, также на сайте представлена бесплатная анонимная консультация с врачом наркологом.
На мой взгляд, на сайте необходимо добавить побольше информации о методах избавления от алкоголизма, создать форум, для людей избавляющихся от этой привычки, в котором человек, зашедший впервые на сайт смог бы поделится своими проблемами.
4. Нормативно-правовые акты по проблеме детского алкоголизма
Основные документы, регулирующие проблему алкоголизма являются:
· Гражданский Кодекс РФ. Часть 1.
Гражданский Кодекс РФ гласит, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном ГПК, и над ними устанавливается попечительство (ст. 30 ГК, ст. ст. 258,259 ГПК) .
Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; права человека проистекают из естественного права, принадлежат всем людям и каждому в отдельности от рождения, независимо от их гражданства.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (через гражданство), предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Важнейшая задача любой конституции — нахождение баланса между властью и правами и свободами человека.
Принципы прав и свобод: полнота, равенство, неотчуждаемость, непосредственное действие.
Личные права (определяют статус человека как биосоциального организма): право на жизнь, на достоинство, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на пользование родным языком и определение национальности, право на информацию и защиту информации, на свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и юридическую помощь
Политические права (определяют статус человека как субъекта политической общности — государства): право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления.
Экономические, социальные и культурные права (определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право частной собственности, право на свободное предпринимательство, на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни, на свободу творчества.
Процессуальные права и свободы (определяют статус человека как участника уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве):
· право подсудности (определение на основании закона суда и судьи, полномочных рассматривать дело);
· право на юридическую помощь;
· презумпция невиновности;
· запрет повторного осуждения;
· недействительность незаконно полученных доказательств;
· право на пересмотр приговора вышестоящим судом;
· отсутствие обязанности самообвинения;
· запрет обратной силы закона;
· права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина:
· защита прав и свобод — обязанность государства;
· самозащита права и свобод;
· судебная защита;
· международная защита;
· Уголовный кодекс РФ
Для понимания алкоголизма и наркомании как явления необходимо дать толкование этих понятий с медицинской и юридической точки зрения.
Ст. 62 УК РФ говорит о применении мер медицинского характера к хроническим алкоголикам и наркоманам.
Законом устанавливаться ответственность за пьянство и появление в нетрезвом виде в общественных местах и учреждениях, а также уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.
· Закон РФ «О запрете распития спиртных напитков в общественных местах»
В данном законе говориться о запрете распития спиртных напитков в общественных местах, на территории детских садов.
Данный закон состоит из:
1. Общие положения
2. Основные понятия
3. Места, в которых не разрешается распитие спиртных напитков
4. Места, в которых разрешается распитие спиртных напитков
Основными понятиями данного закона являются:
Алкоголизм - это непреодолимое влечение к алкоголю, связанное с психической и физической зависимостью от него, приводящее к психическим расстройствам и к личностным изменениям.
Пьянство - это неумеренное употребление спиртных напитков людьми, у которых не сформировался синдром зависимости от алкоголя; в то время, как алкоголизм есть зависимость от алкоголя.
Общественные места – это места общественного пользования (парки, театры, кинотеатры)
Устанавливаются меры, направленные на повышение эффективности дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с пьянством и алкоголизмом.
· Закон РФ «О запрете продажи алкогольной продукции детям до 18 лет»
В данном законе говорится об ограничении продажи спиртных напитков детям до 18 лет.
С химической точки зрения алкоголь является наиболее опасным наркотиком, известным человеку. Но за столетия опыта общество сумело выработать культурное потребление алкоголя, без того, чтобы он наносил слишком большой вред. В большинстве стран установлен минимальный возраст, с которого можно покупать алкогольные напитки, ограничено время дня, когда они могут продаваться, контролируется количество и расположение баров и магазинов, торгующих спиртными напитками, и ведется строгое наблюдение за выполнение ими требований закона. Законы, регулирующие продажу спиртного определяют возраст для приобретения алкоголя или его потребления в барах – 18 лет. Законы запрещают употребление каких бы то ни было алкогольных напитков на улицах и в автомобилях.
5. Организации, занимающиеся проблемой детского алкоголизма
Можно целиком и полностью соглашаться с тем, что алкоголизм- одна из наиболее опасных привычек, которым подвержен человек. В последние годы оно из явления превратилось в огромную проблему. Особенно распространение алкоголизма среди детей. Ниже приведен список сайтов, занимающихся проблемой детского алкоголизма.
Региональная общественная организация. Свидетельство N1888
Адрес: http://nstu.cf1.ru/projects/78
Цель организации ознакомить аудиторию (в основном молодежь) с последствиями курения, алкоголизма, о его вреде.
Клуб «Успех»
Адрес: ул. Мира, 59/1
Телефон: 347-84-63, 346-36-72
Цель организации: Показать молодежи, что алкоголизм вредит здоровью и заменить его на спорт.
ООН
Цель организации: ознакомить аудиторию (в основном молодежь) с последствиями курения и алкоголизма, о его вреде, а также предпринимать различные меры, дабы избавить молодежь от этих пагубных привычек.
Центр социальных услуг
Адрес: ул. Учительская, 61
Телефон: 272-79-44
Цель организации помочь людям избавится от вредной привычки – алкоголизма.
Спортивно-оздоровительный клуб НГТУ
Адрес: Проспект Карла Маркса 35/1
Телефон: 346-27-32, 346-27-43
Цель организации выработать у молодежи любовь к спорту и избавить их от курения, алкоголизма.
6. Освещение проблемы в СМИ
Проблема детского алкоголизма по праву считается одной из самых больших и серьезных проблем человечества. [4]
Проводя оценку многим современным зарубежным исследованиям по проблеме алкоголизации молодежи, можно заметить ряд характерных особенностей. Многие полученные данные, с одной стороны, разрешают выявить динамику алкоголизации, оценить результативность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Исследование факторов алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами. В защиту своих взглядов ими выдаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека. Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется новейшими вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.[5]
О росте употребления алкогольных напитков подростками и молодежью в последние десятилетия красноречиво свидетельствуют многолетние панельные и сравнительные исследования, проведенные в США, Канаде, ФРГ и других странах.
В Новосибирске постоянно проводятся акции на тему «бросить пить».
В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль имеют общение в семье, особенно в раннем возрасте. Мать обеспечивает ребенку так называемый «контакт-комфорт» - первичный источник положительных эмоций. Процесс обмена психоэмоциональным состоянием между ребенком и членами семьи является немаловажным фактором его будущего полноценного развития. Отсутствие этого фактора обусловливает замедление роста и развития, возникновение состояния физиологической незрелости. Поэтому от активности родителей, осознанности их действий в отношении своего ребенка зависит эффективность решения задачи создания фундамента физического, психического и нравственного здоровья. Установлено, что низкий уровень образования и культуры родителей является наиболее сильным отрицательным фактором, влияющим на физическое развитие ребенка первых трех лет жизни[6].
Жертвами валеологической неграмотности родителей, как правило, становятся сами дети. Уже в период новорожденности валеологически ориентированная мать влияет на всю дальнейшую жизнь и на последующие поколения.
Поэтому так велика ответственность родителей за здоровье и благополучие своего ребенка. Именно они создают условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, предлагают модель поведения, позволяющую жить в гармонии с природными законами.
Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым: усвоение норм, правил поведения, образа жизни в целом, способствует формированию у ребенка его собственной картины мира. Поэтому семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка. Это своеобразный микросоциальный институт, обеспечивающий включение детей в деятельность по самосохранению и развитию своего индивидуального здоровья.
Овладение необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием ребенка кропотливо, шаг за шагом, включая самого малыша в процессе самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни, является непременным условием валеологической активности детей.
По мнению специалистов (Т.А. Тарасова, 1994; Т.В. Волосникова, 199 и др.) значительную роль в формировании и сохранении здоровья детей имеет взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Ведущей задачей их совместной деятельности является формирование здоровья ребенка.
Первое место по эффективности решения данной задачи в системе дошкольного образования занимают физкультурно-оздоровительная деятельность и рационально организованный режим дня.
Отрицательное влияние гипокинезии на скелетную мускулатуру способствует возникновению у детей нарушений осанки, направлений позвоночника, уплощению стоп и отставанию их моторного развития, т.е.задержке возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Регулярные занятия физической культурой в преддошкольном и дошкольном возрасте имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Именно в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен и любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое действие легко воспринимается и оставляет прочный след в развитии ребенка[7].
Дети постоянно занимающиеся физкультурой, становятся не только здоровее, крепче и сильнее, но и самостоятельнее, решительнее, смелее, сообразительнее, внимательнее, более настойчивыми при достижении намеченной цели, легче входят в любой детский коллектив и осваивают трудовые навыки.
Школьное учреждение, организуя систему физкультурно-рекреационных мероприятий должно решать следующие задачи:
1) приучать детей к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям;
2) вооружать знаниями и навыками организации подобных занятий. Ребенок, не способный выбрать физические упражнения, применять их в своей деятельности, теряет потенциальную возможность быть активным. Поэтому, основным фактором, определяющим здоровье детей, является направленное физическое воспитание, осуществляемое как в системе ОУ, так и семьи.
Решающее влияние на этот процесс оказывает личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, уровень овладения двигательными умениями и навыками, и главное, осознание ценности занятий физической культурой для здоровья ребенка.
Таким образом, прочный фундамент здоровья человека закладывается в детстве, и основным фактором его становления является семья. Именно с рождения следует формировать здоровье ребенка, учить искусству управлять им на всех стадиях развития. Успешность решения данной задачи зависит от действия всех факторов, определяющих индивидуально-гармоническое развитие ребенка[8].
Программа для формирования привычек здорового образа жизни должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная программа включает упражнения для физического развития детей, упражнения по личной гигиене дошкольников, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику, упражнения по развитию воображения, моторики, созданию и закреплению целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, упражнения по формированию у детей способности к содействию и сопереживанию.
Одной из последних акций города – была акция «Брось пить!». Суть акции заключалась в том, что участники, должны были бросить пить в кротчайшие сроки.
Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.
Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному[9].
Соматический - подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
Социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный - стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя из этого, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы[10].
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой — понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья[11].
Обобщая вышеизложенные точки зрения, следует подчеркнуть, что под "здоровьем" следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека.
Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Данная задача предопределяет творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни[12].
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в работах В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана. Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни дошкольников пока нет.
Тем не менее, анализ литературы позволил наметить некоторые условия формирования привычек здорового образа жизни: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены[13].
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России[14].
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
7. Типология сайтов
Типология сайтов должна быть следующей:
1. Сайты, в которых описываются центры реабилитации бывших заключенных
2. Сайты психологической поддержки бывших заключенных
3. Информационные сайты, для ознакомления аудитории с проблемой реабилитации бывших заключенных
4. Сайты психологической помощи по категориям, в которых отдельно проводится помощь для несовершеннолетних, женщин, мужчин
Заключение
Неблагополучный подросток, находящийся, как и его благополучные сверстники, в переходном потребностном состоянии, останавливать свой выбор при этом не на самом алкоголе, а на"своей" компанию, группу, в которой уже непременным атрибутом является регулярная выпив-ка со всеми вытекающими из нее последствиями. Таким образом, неблагополучный подросток, как и подросток благополучный, в формировании своей смысловой, ценностной сферы тяготеет к группоцентрической ориентации, формируя и реализуя в ее рамках потребности в общении, дружбе, совместной деятельности.[15]
Но после этого внутренние психологические пути развития смысловой сферы благополучного и неблагополучного подростка начинают резко расходиться.
Со временем, группа, своя компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, становясь, все более лишь средством для удовлетворения взрастающей потребности. Поэтому, в частности, больные перестают держаться только "своих ребят" и их интересов и начинают легко сходиться с любым злоупотребляющим, с любой, даже на короткое время возникшей, компанией пьющих людей.
В поздних стадиях болезни все чаще отмечается выпадение из собственно смыслового поля в поле сугубо ситуационное. Другими словами, доминирующими, наполняющими смысловую сферу становятся ситуативные смыслы, появляющиеся по поводу конкретных событий либо непосредственно происходящих перед глазами, либо отдаленных (вперед или назад) на весьма незначительное время.
Список сайтов
http://www.narkotiki.ru/news_16268.html - На сайте представлены последние новости по борьбе с детски алкоголизмом, наркоманией
http://www.sitecatalog.ru/descr.phtml?item=33933&group_id=945 - На сайте, можно найти очень много информации о том, как избавится от этой пагубной привычки.
http://addict.psyterra.ru/crt0119.html - На сайте представлено много различной информации, посвященной алкоголизму, как социальной проблеме.
· Трудоголизм
· Наркологические клиники
· Наркозависимость
· Пищевая зависимость
· Психиатр
· Нарколог
· Реабилитация
· Психотерапия
· Алкоголизм
· Наркомания
· Курение
· Другие зависимости
Здоровый образ жизни
http://www.adwomen.ru/modules.php?name=Web_Links&l_op=modifylinkrequest&lid=6338 - Сайт представляет собой форум по обсуждению важнейших социологических проблем
http://nstu.cf1.ru/projects/78/ - Сайт представляет собой работы авторов по проблеме курения и алкоголизма
http://forum.umfo.ru/lofiversion/index.php?t84.html - Новый проект СТОП Курению и алкоголю.
Создан рейтинг сайтов против курения.
Рейтинг доступен по адресу Winston.ru
Сайт создан, чтобы отучить людей курить и пить.
http://sirpatip.ksu.ru/nosmoking/links/link-007.htm - Ресурсный центр по контролю над табаком и алкоголем
http://www.adwomen.ru/modules.php?name=Web_Links&l_op=modifylinkrequest&lid=6338 - Сайт представляет собой форум по обсуждению важнейших социологических проблем
http://www.nosmoking.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1186&sid=b7f4cd7a66095d9519ac1ab766628dd7 - Бросить курить и пить самому и поддержать других в этом деле! Советы, информация, мнения и просто свободное общение
http://www.nlp.ru/ - Русский web-сервер по НЛП
http://www.nlpinfo.com/ - На сайте представлена информация о психологических методах борьбе с алкоголизмом (гипноз и т.д.).
http://www.fido7.com/faqserv/psytech/psy2/index.html - НЛП на PsyTech сервере – На сайте представлена информация о психологических методах избавления от алкоголизма.
http://www.psycho.all.ru/NLP/index.html - Psychology Online Russia – Русский сайт по психологии, на нем рассматриваются основные вопросы гипноза и т.д.
http://ollo.norna.ru - Клинические классификации некоторых внутренних заболеваний и примеры формулировки диагнозов
http://greenfox.expr.ru/bbsareas.htm - Задача предлагаемой вам книги "Домашний доктор" -- сделать современную медицину доступной для массового читателя, для каждого, кого интересует древняя "наука врачевания", побудить внимательнее относиться к своему здоровью, предоставить информацию о заболеваниях, которым может подвергнуться человек.
manas@cityline.ru - Доктор Самохоцкий открыл вещи, которые совершат переворот в физиологии человека и медицине. Это ученый труды которого, по достоинству оценят только в 21 веке. Материалы и истории болезней в них сами за себя все скажут.
http://www.aha.ru/~evt/index.html - Детки и предки - На сайте представлена вся информация, касающаяся проблем между детьми и родителями, в том числе и проблема детского алкоголизма
http://www.mama.ru/ - Мама.ru – На сайте представлена информация по воспитанию детей, основных проблем, возникающих при этом.
http://www.glasnet.ru/dk/parents/index.htm?moshkov - "Родительский клуб" у А.Вербицкого – Сайт представляет собой форум, в котором можно посоветоваться с другими родителями об основных проблемах, встречающихся при общении и воспитании детей.
http://www.angelfire.com/ma/Calflove/babybook.htm - Книги о детях и для детей от Веселой – На сайте представлены книги о проблемах воспитания детей и для их развлечения.
swinitzk@hotmail.com - Мы и наши дети - За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы полупрозрачны -- ощущение наблюдаемой породы ценных рыб. Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга.
Приложение
А) Библиографический список ГПНТБ
1. Анохина И.П., Веретинская А.Г., Векшина Н.Л. Вестн. РАМН. 1999; 6: 43-7.
2. Арзуманов Ю.Л. и др. Рос. психиатрич. журн. №12, 1998.-32с.
3. Бабаян Э.А. Лекарственная зависимость// Б.М.Э. 3 издание. М. Советская энциклопедия, т.12., 1996. - 629с.
4. Бажин А.А. Применение психотропных препаратов в психиатрии и наркологии. СПб.: Дельта, 2003. -698с.
5. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. Книга для всех. СПб. Университетская книга, 2003.-597 с.
6. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест. 2003.-241с.
7. Газета:
Труд. 25 ноября
8. Генкова Л.Л., Н.Б. Славков. Почему это опасно. М.: Просвещение, 2001.-273с.
9. Генкова Л.Л., Н.Б. Славков. Почему это опасно. М.: Просвещение, 2001.-273с.
10. Гриненко А.Я., Крупицкий Е.М., Шабанов П.Д. и др. Нетрадиционные методы лечения алкоголизма и наркомании. СПб. Гиппократ. 2001.-782 с.
11. Громов В.И. Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности, on-line версия.
12. Громов В.И. Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности, on-line версия.
13. Журнал: Пробудитесь. от 22 июля 1997.- 67 с.
14. Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы// Социальная работа. – М., 2003. №6. – с.34.
15. Зимняя И.А. Социоэкология личности – наука о социальной работе // Социальная работа. – М., 2002. №5.-с.76.
16. Лаврененко В.Н. Философия социальной работы// Проблемы социальной работы в России .- М., 2003.-с.34.
17. Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе, Архангельск, 2001.- 568с.
18. Петренко Л.Ф., Коварный враг. М.: Знание, 2001.-382с.
19. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2004 – 168с.
20. Энтин Г.М., Когда человек себе враг. М.: Знание, 2001.-354с.
Б) Библиографический список НГТУ
1. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество, М.: Просвещение, 2000.-522с.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. Чебоксары: Чувашского госуниверситета, 2000.-352с.
3. Данакин Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Уч. Программа.-М., 2002.-358с.
4. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-352 с.
5. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-352 с.
6. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. СПб. ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 2002.-659с.
7. Дубровский В.И., Готовцев П.И. Методы повышения физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов. М.: Наука, 2000.-569с.
8. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999.-420с.
9. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа,1995.- 362с.
10. Краткий словарь основных социологических понятий.\\Социология. Практикум. М.: Социально-политический журнал, 2001.- 552с.
11. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. М.: Мос. ун-та менеджмента и коммерции,2002.-429с.
12. Маркович Д. Общая социология, Р-на дону: Феникс, 2003.-543с.
13. Наркологическая помощь населению Российской Федерации. 1991-1997г.г. / Егоров В.Ф., Зайченко Н.М., Кошкина Е.А. и др. М. НИИ наркологии МЗ РФ. 1998.-653 с.
14. Николаева З. А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации).М.: Дрофа, 2004.-544с.
15. Пятницкая И. Н. Клиническая наркомания. М.: Медицина, 2001.-566с.
16. Саркизов-Серазини И.М. Спортивный массаж. М. Физкультура и спорт. 2003.-459с.
17. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс,2002-358с.
18. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.
19. Ткачевский Ю. М. Уголовно-правовые меры борьбы с пьянством. СПб: Дельта, 2003.-481с.
20. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М.: Психология воспитания подростка. 2000.-672с
В) Библиографический список из каталога Спец. библиотеки
1. Александровский
Ю.А., Кюне Г.Э. Общие принципы терапии психических больных // Руководство по
психиатрии/ под ред. Г.В. Морозова. В 2-х томах. т.
2. Анохина И.П. Ж. Психиатр. и психофармакол. М.: Просвещение, 1999.-531с.
3. Анохина И.П. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. М.: Просвещение, 1998.-544с.
4. Анохина И.П., Арзуманов Ю.Л., Коган Б.М. и др. Вопр. нарколог. М.: Медицина, 1999.-561с.
5. Анохина И.П., Векшина И.Л., Кузнецова М.Н. и др. Физиологич. журн. №12, 1992. -30с.
6. Анохина И.П., Векшина Н.Л., Веретинская А.Г. Ж. Невропат. и психиатр. С.С.Корсакова. М.: Медицина, 1997.-183с.
7. Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 2001.-584с.
8. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. М., 1995.-483с.
9. Муратов И. Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе. М., 2001.-627с.
10.
Русанова М. Свято место пусто НЕ бывает, Впрок, журнал,
№2
[1] Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе, Архангельск, 2001.-79с.
[2] Данакин Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Уч. Программа.-М., 2002.-с.9
[3] Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы// Социальная работа. – М., 2003. №6. – с.17
[4] Лаврененко В.Н. Философия социальной работы// Проблемы социальной работы в России .- М., 2003.-10с.
[5] Данакин Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Уч. Программа.-М., 2002.-223с.
[6] Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. – дисс.на соиск. Степени кандо. Педаг. Наук. – СПб, 1999. – 164 с.
[7] Тарасова Т.А, Педагогические условия физического воспитания детей в 5-6 лет: Автореф. Дис. Конд. Пед.наук. – Челябинска, 194. – 23 с.
[8] Яруллин А.Х. Медико-социальное обоснование совершенствования охраны здоровья женщин и детей дошкольного возраста: Автореферат. Дисс. Докт. Мед.наук. – М., 1990. – 46 с.
[9] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.
[10] Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.
[11] Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.
[12] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.
[13] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.
[14] . Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59
[15] Зимняя И.А. Социоэкология личности – наука о социальной работе // Социальная работа. – М., 2002. №5.-с.76