Аберрация – отклонение в поведении, общении, ведущих видах деятельности.

Адекватность – умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Аннотирование – краткая запись общего содержания книги.

Аффиляция – потребность человека чувствовать себя членом определенных групп.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Гибкость – способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни.

Дискуссия – метод в работе с детьми, предполагающий спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений, оценок, отстаивание своих убеждений.

Интервьюирование – разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При и нтервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

Лабораторная работа – изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Метод – средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.

Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Образование – процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Оперативная помощь – своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.

Педагогическая запущенность – это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников алкоголем, а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов начиная с детского сада.

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной (см. Превентивная помощь) и оперативной (см. Оперативная помощь) помощи детям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого).

Повторение – процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее учебных заданий.

Превентивная помощь – предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения ребенка, формирование умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений.

Прием обучения – составная часть, отдельная сторона метода.

Развитие человека – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического  и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.

Ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Рассказ – наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. По своей методологической сути – это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное количество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на зангятии, и число пассивных).

Рефератирование – сжатое изложение основного содержания работы.

Составление библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.

Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень как производное от низкого образовательного уровня родителей, низкой общей микросреды, где растет ребенок.

Упражнение – повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков.

Учебный предмет – система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культурыв, труда, производства.

Цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.

Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявлении его педагогической эффективности.


Список литературы:


1.     Куликов В.Н. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2002.

2.     Обозов Н.Н. Педагогическая психология. М.: Экзамен, 2002.