Содержание


Введение. 3

1. История психоанализа.. 5

2. Теория психоанализа З.Фрейда.. 8

2.1. Психический детерминизм. 8

2.2. Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. 10

2.3. Психосексуальные стадии развития. 12

2.4. Структура личности. 14

2.5. Механизмы защиты.. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 22

Введение


Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни». Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное «поле» субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, «университетской» психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Цель курсовой работы рассмотреть основные положения психоанализа З. Фрейда. Дать ответ на вопрос: «Почему психоанализ открыл именно З.Фрейд?»

Задачами курсовой работы являются: рассмотрение истории развития психоанализа, рассмотрение психического детерминизма, побуждений, инстинктов, принципов равновесия, психосексуальных стадий развития, структуру личности и механизмы защиты.


1. История психоанализа


Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

 Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Необходимо различать два проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

В течение нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков[1].



2. Теория психоанализа З.Фрейда


Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.

В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

2.1. Психический детерминизм


 Фрейд полагал, что душевная жизнь - это «последовательный непрерывный процесс»[2]. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением в определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

«Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, - писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию»[3]. Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

1)  вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2)  оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства подвергнутые «цензуре».

Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение запретных влечений социально приемлемыми действия ми. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание - та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

2.2. Побуждения, инстинкты и принцип равновесия


Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организ­му то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы или действия, которые удовлетворяют пер­воначальную цель.

Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компо­ненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезво­живается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта - потребность в жидкости, жажда). По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (им­пульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. «Объект» - это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приго­товление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жид­кости.

Человек, испытывающий потребность, будет продол­жать поисковую деятельность до тех пор, пока не удов­летворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация - напряжением... И так до бесконечности. Идеальным счита­ется состояние покоя, равновесия, соответствующее внут­риутробной жизни.

Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден, если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет... Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.

Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инс­тинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти луч­шую, более оптимальную форму удовлетворения.

Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжение, а, наоборот, усилива­ют его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.

Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, мо­жет быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты - это «ка­налы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.

По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии»[4]. Либидо (в пер. с лат. - желание) - энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и Динамические критерии. Катексис - это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психи­ческой жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может пере­мещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Если представить себе либидо как определенную сум­му денег, то катексис - процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.Психоаналитик всегда пытается понять непропорцио­нальность катектирования либидо и старается перерас­пределить его. Стремление высвободить связанные энер­гии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключе­ния на наличии и поиске источников психической энер­гии, но все они согласуются с фрейдовским представле­нием о том, что обнаружение и канализация психической энергии - одна из основных проблем в понимании лич­ности[5].


2.3. Психосексуальные стадии развития


 В самом начале жизни половое влечение неотделимо от инстинкта само­сохранения, но в отличие от последнего обладает способ­ностью к вытеснению и сложной трансформации.

Основная потребность ребенка после рождения - это потребность в питании. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напря­жение, так как ассоциируются ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска, пальцы, игрушка). Таким образом, рот - первая область организма, которой ребе­нок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. По Фрейду, это оральная стадия сексуального развития.

По мере взросления «зоны удовольствия» распростра­няются на новые области тела, однако определенная часть анергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удоволь­ствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т. п. Некоторые оральные привычки, такие, как грызение ногтей, курение, кусание, расцениваются как прояв­ление неполной психической зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация» Фрейд обозначал задержку, застревание на одной из стадий сексуального развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои потребности более при­ятными «детскими» способами, а не адекватными нор­мальному развитию.

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на акте уринации и дефекации - это анальная стадия. «Проблема туалета, - пишет Фрейд, - разжигает естественный интерес к открытию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия». Ребенок поначалу не понима­ет, что его моча и кал не представляют никакой ценности; почему его хвалят за то, что он «это «делал», и ругают, если он это сделал на иол или взял кусочек кала в руки? Поощрения и похвалы постоянно сменяются запретами и табу...

Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство. Фрейд в таких случаях говорит об «анальном характере».

Далее следует фаллическая стадия сексуального развития. По меньшей мере с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет, - критический период в развитии женщины. В этот период детства сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредствен­ным раздражением гениталий. Основным объектом либи­до становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка - наоборот (комплекс Элек­тры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется ос­нова морали - супер-Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений.

К 5 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различ­ного рода увлечения. С этого времени наступает так называемый латентный период (6-12 лет).

В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эро­тических сновидениях, поллюциях, преходящем онаниз­ме, а затем либидозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрело­сти - генитальная стадия.

При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления сублимируются. Од­нако нередки случаи, при которых вытеснение ин­фантильных сексуальных представлений совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» про­является в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях - в форме невротических расстройств[6].


2.4. Структура личности


В структуре личности Фрейд выделяет Ид. Эго и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я).

Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности[7]. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников»[8].

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимуще­ственно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памя­ти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельно­сти способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реали­зована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложе­но до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импуль­сов сопровождается напряжением, чувством «неудоволь­ствия», уменьшение - релаксацией, чувством «удоволь­ствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, за­прещает или разрешает сознательную деятельность. Са­монаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направлен­ную на удовлетворение потребности. Формирование иде­алов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда непра­вильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. «Супер-Эго ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей».

Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие[9].

2.5. Механизмы защиты


 От напряжения, испытываемого ноя воздействием различных  сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механиз­мов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реак­тивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.

Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознатель­ном требуется постоянный расход энергии[10].

Отрицание - это попытка не принимать за реаль­ность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспо­минаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд при­водит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным ре­зультатам, я незамедлительно записывал это; я обнару­жил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Рационализация - это нахождение приемлемых при­чин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыс­лей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.

Реактивные образования - это поведение или чувст­ва, противопоставляемые желанию; это явная или неосоз­нанная инверсия желания.

Проекция - это подсознательное приписывание собст­венных качеств, чувств и желаний другому человеку.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситу­ации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуа­ции от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискован­но водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».

Сублимация - это наиболее распространенный защит­ный механизм, посредством которого либидо и агрессив­ная энергия трансформируются в различные виды дея­тельности, приемлемые для индивида и общества. Разно­видностью сублимации может быть спорт, интеллекту­альный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию[11].

Таким образом, «механизмы защиты - это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений»[12]. Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе не­врозов. Невротический синдром есть следствие неу­давшегося защитного процесса. Психоневроз - про­явление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С ме­ханизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерий, импотенцию, фригид­ность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состо­яний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от супер-Эго, расширить поле его восприя­тия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид»[13].

Заключение


Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

И все-таки почему именно З. Фрейд стал основоположником психоанализа? Я считаю, потому что именно Фрейду удалось проникнуть в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики.

Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков отличается как раз такими чертами, которые сближают их с примитивными людьми.

Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.

По моему мнению, ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.


Список литературы:


1.     Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994.

2.     Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1998.

3.     Урсано Р, Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия.-М.: Знание, 1992.

4.     Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. - М.: Наука, 1980.

5.     Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М: Наука, 1989.

6.     Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Экзамен, 1997.

7.     Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1989.

8.     Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. - М.: Наука, 1990.

9.      Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М.: Знание, 1982.

10.            Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука, 1995.




[1] Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука, 1995. С. 54-65.


[2] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М: Наука, 1989. С. 122.


[3] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М: Наука, 1989. С. 159.


[4] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Экзамен, 1997. С. 95.


[5] Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994. С.72-73.


[6] Урсано Р, Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия.-М.: Знание, 1992. С. 62-63.


[7] Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1998. С. 105.

[8] Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. - М.: Наука, 1980. С.41.


[9] Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М.: Знание, 1982. С. 220-221.         

[10] Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1998. С. 61.


[11] Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994. С. 221.

[12] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Экзамен, 1997. С. 209.

[13] Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М.: Знание, 1982. С. 132-134.