Содержание
Введение.
1.Эффективность менеджмента.
2.Задание 1.
3.Задание 2.
4.Задание 3.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В условиях глубоких качественных преобразований экономики и всей системы общественных отношений проблема эффективности менеджмента становится весьма актуальной. Она органически связана с ключевыми народно – хозяйственными задачами и является частью проблемы эффективности экономики.
Нельзя не отметить, что в условиях рыночных отношений повышаются требования к динамизму системы менеджмента. При этом повышается степень необходимой гибкости, маневренности, предприимчивости, а следовательно, и альтернативности управленческой деятельности.
Целью данной работы является изучение понятия и основных критериев эффективности менеджмента. Для этого была изучена специальная учебная литература по курсу менеджмент, таких авторов как Наумов, Веснин, Виханский.
1.Эффективность менеджмента
В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы и экономичностью, то есть с минимальным объемом затрат для выполнения данной работы. Под эффективностью понимается уровень результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.
Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности, отражающую наиболее важные, сущностные свойства отношений управления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Положительным воздействием управления обеспечивается достижение социально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу продукта или услуги.
Основная функция эффективности — обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности.
Ориентация развития на конечные народно-хозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата — продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения результаты производства проверяются на общественную полезность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень удовлетворения общественных потребностей проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента с учетом всех издержек обращения. Основой деятельности предприятия в рыночной экономике становится комплексное решение проблемы потребителя (заказчика).
Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результата, т.е. полученный при этом народно-хозяйственный чистый доход.
Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь, созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода, а для отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.
При определении экономического эффекта менеджмента наряду с Оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а главным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.
При оценке народно-хозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают большую значимость и ценность.
Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемости продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект — в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.
На схеме (рис. 1) показана взаимосвязь ключевых характеристик процесса управления воспроизводством: целенаправленности, результативности, ресурсообеспеченности, эффективности.
По взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата воспроизводственного процесса судят о результативности менеджмента как базовом условии эффективности. Эффективным может быть только результативный менеджмент. О ресурсообеспеченности воспроизводственных процессов судят по реальности ресурсов и целей, сравнивая потенциальные и фактические ресурсы производства. Непосредственный экономический эффект измеряется разностью величин выручки от реализации продукции и издержек производства. Рассмотренные параметры: цели, конечные результаты, ресурсы, издержки, а также величина эффекта — выступают обобщающими средствами менеджмента.
|
|
||||||
|
|||||||
Рисунок 1. Формирование эффекта менеджмента
Формирование и движение обобщающих характеристик менеджмента осуществляется с помощью ситуационных управленческих средств и методов, которые в совокупности определяют потенциал менеджмента (рис. 2).
Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен совокупностью ресурсов, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.
С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурсами и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей требуются стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатывающих отраслей существенную роль может сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирующих документов и правовых актов, в том числе и законов.
Рисунок 2. Оценка эффективности менеджмента
Рассмотренный подход к исследованию и оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о потребности комплексности оценки мер, по реструктуризации систем управления.
Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве особых средств воздействия рассматриваются ресурсы. Их выделение обусловлено особой ролью как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом приложения управленческих средств воздействия.
На практике обычно оцениваются 4—6 ключевых конечных результатов, на основе которых осуществляется распределение ресурсов, решающим образом влияющих на результативность деятельности организации. Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде можно представить в виде схемы на рис. 3.
Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены количественными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.
Рисунок 3. Состав основных ресурсов менеджмента.
Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью .менеджмента, назначение которого — обеспечение воспроизводственных процессов. Поэтому временные параметры используются как составляющие при оценке воспроизводственных ресурсов.
Эффективность менеджмента определяется соизмерением полученного эффекта и использованных ресурсов, затрат на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффекта с использованием ресурсов (затратами). В, последнем случае выясняют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.
Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия анализируется правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество, результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.
На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия в данной области — более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую картину динамики важнейших параметров в той или иной ситуации.
Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:
• по средствам воздействия — целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
• по содержанию эффекта — экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
• по уровню проявления эффекта — народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
• по формам эффективности — деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
• по стадиям развития систем менеджмента — формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации;
• по видам систем менеджмента — маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.
Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:
• постановка и обоснование цели оценки;
• выбор критерия и показателей оценки;
• соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции;
• соизмерение цели и конечного результата;
• соизмерение конечного результата и потребности;
• определение результативности менеджмента;
• определение ресурсообеспеченности цели;
• соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);
• определение величины экономического эффекта;
• отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;
• отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;
• отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;
• определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;
• определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;
• определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;
• определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.
Каждая характеристика менеджмента имеет свои отличные от других, свойства и особое содержание; Однако в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и комплексной по воздействующим факторам характеристики, какой выступает конкурентоспособность. Если исходить из рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность можно определить как критериальный признак развития менеджмента.
Действительно, главная цель менеджмента — обеспечение устойчивого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно и эффективно, обладая высоким качеством, может реально обеспечить развитие социально-экономической системы благодаря способности выбора линий поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью.
Наиболее распространенной является концепция конкурентоспособности, основанная на умении определять и эффективно использовать сравнительные преимущества в области качеств выпускаемой продукции или предприятия. Многие ведущие фирмы сформулировали свои преимущества в виде стратегий, правил, которым должны следовать все работники. Фирма «Тойота» в автомобильном бизнесе известна высокой надежностью изделий — «автомобили без дефектов». Фирма «Феррари» характеризуется скоростными качествами и техническим уровнем продукции. Исключительность компании «Хьюлетт-Паккард» опирается на новые виды продукции и собственные патенты, т.е. преимущество перед другими фирмами заключается в большом количестве нововведений, вследствие чего в компании созданы мощные подразделения НИОКР. Фирма «IBM» известна как лучшая в мире постановкой технического обслуживания своих компьютеров.
По мнению известных менеджеров, чтобы быть предприятием мирового уровня, следует стать хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности лучшим в мире, в стране, в отрасли или на рынке.
Следует отметить, что создание преимуществ, их развитие выступают функциями маркетинга и менеджмента, а их реализация, требует новых свойств и качеств, обусловленных спецификой конкурирующей среды.
2.Задание 1.Распределить позиции по трем группам методов управления.
Таблица 1. Методы управления.
Организакционно-административные |
Экономические |
Социаельно-психологические |
Разработка положений о структурных подразделениях Принятие управленческих решений Составление должностных инструкций Управление запасами Проектирование организационной структуры Контроль за исполнением приказов |
Материальное поощрение Финансовый учет Экономический анализ Налогообложение Кредитование Выполнение государственных заказов Планирование Экономико-математическое моделирование Ценообразование Линейное программирование Экономическое соревнование |
Социальная помощь Разрешение конфликтов Предоставление социальных гарантий Социальное развитие персонала Моральное поощрение Подбор и оценка персонала Критика Страхование |
3.Задание 2. Построить организационную структуру предприятия.
Предполагаемая организационная структура, является линейно-функциональной. Данная структура включает как линейную, так и функциональную организации, что создает двойное подчинение для исполнителей. Многие органы управления и исполнители специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения нижестоящим подразделениям.
Преимуществом данной структуры является: высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции, расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.
К недостаткам данной структуры можно отнести: отсутствие единства действий, невозможность поддержания постоянных взаимосвязей между функциональными службами, длительную процедуру принятия решений, снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый из них получает указания от нескольких руководителей, несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками «сверху», так как каждое функциональное подразделение ставит свои вопросы на первое место, нарушение принципа единоналичия.
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Задание 3. На основании исходных данных рассчитать показатели эффективности управленческой деятельности организации за базисный и отчетный период, а также их абсолютное и относительное отклонение.
1. экономическую результативность управленческой деятельности
2. уровень рентабельности производства и реализации продукции
3. эффективность использования материальных запасов по стоимости реализованной продукции
4. рентабельность продукции
Таблица 2. Исходные данные.
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
1. годовой доход (Д), т.р. |
52830 |
56420 |
2.издержки на производство и реализацию (Ипр), т.р. |
43560 |
45600 |
3. чистый доход (Дч), т.р. |
7400 |
9500 |
4. объем реализованной продукции (РП), т.р. |
48600 |
50200 |
5. стоимость материальных запасов (Смз), т.р. |
28450 |
31630 |
6. годовые производственные издержки (Ип), т.р. |
38650 |
40280 |
Расчеты и результаты оформим в виде таблицы.
Таблица 3. Оценка эффективности управленческой деятельности.
№п |
показатель |
формула |
Базисный год |
Отчетный год |
отклонение |
|
абсолютное |
относительное |
|||||
1 |
Куп |
Д/Ипр |
1,213 |
1,237 |
0,024 |
1,014 |
2 |
Крен.произ |
Дч/РП |
0,152 |
0,189 |
0,037 |
1,24 |
3 |
Кэир |
РП/Смз |
1,708 |
1,587 |
-0,121 |
0,929 |
4 |
Крен. |
Д/Ип |
1,366 |
1,4 |
0,0346 |
1,0248 |
Отклонение коэффициента результативности управленческой деятельности говорит об улучшение данного показателя в 1.014 раза.
По данным рассчитанных показателей можно сделать вывод о повышении коэффициента рентабельности производства (Крен.произ), а также повышении коэффициента рентабельности продукции (Крен.прод), о чем свидетельствует относительное отклонение данных показателей в отчетном году по сравнению с базисным: коэффициент рентабельности продукции возросла в 1,24 раза, коэффициент рентабельности производства увеличился в 1,0248 раз. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности управленческой деятельности.
Коэффициент эффективности использования резервов показывает, что на один рубль стоимости материальных запасов приходится в базисном году 1.708 руб. реализованной продукции, в отчетном году 1.587 руб. реализованной продукции, это свидетельствует о снижении эффективности использования материальных запасов.
Заключение
Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
Основная функция эффективности — обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности.
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989,
2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994
3. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель…- М.: Дело, 1993
4. Менеджмент организации. Учеб.пособие / Под ред. З.П. Румянцевой. - М.: Инфра, 1995
5. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992
6. Вейл П. Искусство менеджмента. – М., 1993
7. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1995
8. Иванцевич Д.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.- М., 1998