Содержание

Введение.

1.Эффективность менеджмента.

2.Задание 1.

3.Задание 2.

4.Задание 3.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

В условиях глубоких качественных преобразований экономики и всей системы общественных отношений  проблема эффективности менеджмента становится  весьма актуальной.  Она органически связана с  ключевыми  народно – хозяйственными  задачами и является  частью проблемы эффективности экономики.

Нельзя не отметить, что  в условиях рыночных отношений  повышаются  требования к динамизму  системы менеджмента. При этом повышается степень  необходимой гибкости, маневренности, предприимчивости, а следовательно, и  альтернативности управленческой  деятельности.

Целью данной работы является  изучение понятия и основных критериев эффективности менеджмента. Для этого была изучена специальная  учебная литература по курсу менеджмент, таких авторов как Наумов, Веснин, Виханский.

1.Эффективность менеджмента

В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы и экономичностью, то есть с минимальным объемом затрат  для выполнения данной работы. Под эффективностью понимается уровень результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие исполь­зуется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.                       

Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности, отражающую наиболее важные, сущностные свойства отношений управ­ления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Поло­жительным воздействием управления обеспечивается достижение соци­ально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вслед­ствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу продукта или услуги.

Основная функция эффективности — обеспечить за счет управлен­ческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата эконо­мической деятельности.

Ориентация развития на конечные народно-хозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата — продукта через все стадии воспроиз­водства. На стадии обращения результаты производства проверяются на общественную полезность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень удовлетворения общественных потребностей проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента с учетом всех издержек обращения. Основой деятельности предприятия в рыночной экономике становится комплексное решение проблемы потребителя (заказчика).

Эффективность менеджмента отражает его результативность в дости­жении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономиче­ского эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затрата­ми на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ре­сурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результа­та, т.е. полученный при этом народно-хозяйственный чистый доход.

Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь, созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода, а для отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и  менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.

При определении экономического эффекта менеджмента наряду с Оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предпри­ятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концеп­ции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а глав­ным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.

При оценке народно-хозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в эконо­мику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают большую значимость и ценность.

Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляе­мости  продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутрен­них, так и на внешних рынках. Экологический эффект — в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социаль­ной жизнью общества.

На схеме (рис. 1) показана взаимосвязь ключевых характеристик процесса управления воспроизводством: целенаправленности, результа­тивности, ресурсообеспеченности, эффективности.

По взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата вос­производственного процесса судят о результативности менеджмента как базовом условии эффективности. Эффективным может быть только ре­зультативный менеджмент. О ресурсообеспеченности воспроизводствен­ных процессов судят по реальности ресурсов и целей, сравнивая потен­циальные и фактические ресурсы производства. Непосредственный экономический эффект измеряется разностью величин выручки от реали­зации продукции и издержек производства. Рассмотренные параметры: цели, конечные результаты, ресурсы, издержки, а также величина эф­фекта — выступают обобщающими средствами менеджмента.







Конечный результат

 

Ресурсы

 

Эффект

 
 










Рисунок 1. Формирование эффекта менеджмента

Формирование и движение обобщающих характеристик менеджмента осуществляется с помощью ситуационных управленческих средств и мето­дов, которые в совокупности определяют потенциал менеджмента (рис. 2).

Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс до­стижения конкретного результата должен быть обеспечен совокупностью ресурсов, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.

С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообус­ловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурса­ми и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей требуются стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабаты­вающих отраслей существенную роль может сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирую­щих документов и правовых актов, в том числе и законов.



 










Рисунок 2. Оценка эффективности менеджмента

Рассмотренный подход к исследованию и оценке эффективности ме­неджмента позволяет говорить о потребности комплексности оценки мер, по  реструктуризации систем управления.

Каждое мероприятие или решение по управлению должно оценивать­ся с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве особых средств воздействия рассматриваются ресурсы. Их выделение обуслов­лено особой ролью как факторов производства, и в этом качестве ресур­сы становятся объектом приложения управленческих средств воздействия.

На практике обычно оцениваются 4—6 ключевых конечных результа­тов, на основе которых осуществляется распределение ресурсов, решающим образом влияющих на результативность деятельности организации. Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде можно пред­ставить в виде схемы на рис. 3.

Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов по­зволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены количественными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.

 
















Рисунок 3. Состав основных ресурсов менеджмента.


Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффек­тивности как экономии времени и сущностью .менеджмента, назначение которого — обеспечение воспроизводственных процессов. Поэтому вре­менные параметры используются как составляющие при оценке воспро­изводственных ресурсов.

Эффективность менеджмента определяется соизмерением получен­ного эффекта и использованных ресурсов, затрат на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с опре­делившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффек­та с использованием ресурсов (затратами). В, последнем случае выясня­ют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.

Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финан­совые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, времен­ные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управ­ленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия анали­зируется правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество, результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возмож­ности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.

На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия в данной области — более сложная про­блема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую кар­тину динамики важнейших параметров в той или иной ситуации.

Современная теория управления определяет следующие виды эффек­тивности менеджмента:

•   по средствам воздействия — целевая, стратегическая и тактиче­ская, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

•   по содержанию эффекта — экономическая, социальная, иннова­ционная, организационная, экологическая;


•    по уровню проявления эффекта — народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

•   по формам эффективности — деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управ­ленческих нововведений;

•   по стадиям развития систем менеджмента — формирования, ста­новления, антикризисного управления, реформирования, реструк­туризации;

•   по видам систем менеджмента — маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

Эффективность менеджмента оценивается по следующим направле­ниям:

•   постановка и обоснование цели оценки;

•   выбор критерия и показателей оценки;

•   соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции;

•   соизмерение цели и конечного результата;

•   соизмерение конечного результата и потребности;

•   определение результативности менеджмента;

•   определение ресурсообеспеченности цели;

•   соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбере­жение);

•   определение величины экономического эффекта;

•   отношение экономического эффекта к величине каждого вида ис­пользованных ресурсов;

•   отношение экономического эффекта к величине затрат на управ­ление;

•   отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;

•   определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;

•   определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-техниче­ского, экологического, кадрового;

•   определение эффектов: социального, научно-инновационного, эколо­гического, организационного;

•   определение эффективности использования каждого вида потен­циала социально-экономической системы.

Каждая характеристика менеджмента имеет  свои отличные от других, свойства и особое содержание; Однако в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и комплексной по воздействующим факторам характеристи­ки, какой выступает конкурентоспособность.  Если исходить из рассмат­риваемого набора характеристик, конкурентоспособность можно опре­делить как критериальный признак развития менеджмента.

Действительно, главная цель менеджмента — обеспечение устойчи­вого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно и эффективно, обла­дая высоким качеством, может реально обеспечить развитие социально-экономической системы благодаря способности выбора линий поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и орга­низация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конку­рентоспособностью.

Наиболее распространенной является концепция конкурентоспособ­ности, основанная на умении определять и эффективно использовать сравнительные преимущества в области качеств выпускаемой продукции или предприятия. Многие ведущие фирмы сформулировали свои преимуще­ства в виде стратегий, правил, которым должны следовать все работники. Фирма «Тойота» в автомобильном бизнесе известна высокой надежностью изделий — «автомобили без дефектов». Фирма «Феррари» характеризу­ется скоростными качествами и техническим уровнем продукции. Исклю­чительность компании «Хьюлетт-Паккард» опирается на новые виды про­дукции и собственные патенты, т.е. преимущество перед другими фирмами заключается в большом количестве нововведений, вследствие чего в ком­пании созданы мощные подразделения НИОКР. Фирма «IBM» известна как лучшая в мире постановкой технического обслуживания своих компью­теров.

По мнению известных менеджеров, чтобы быть предприятием миро­вого уровня, следует стать хотя бы по одному важному аспекту производ­ственной деятельности лучшим в мире, в стране, в отрасли или на рынке.

Следует отметить, что создание преимуществ, их развитие выступают функциями маркетинга и менеджмента, а их реализация, требует новых свойств и качеств, обусловленных спецификой конкурирующей среды.





















2.Задание 1.Распределить  позиции по трем группам методов управления.


 Таблица 1. Методы управления.


Организакционно-административные

Экономические

Социаельно-психологические

Разработка положений о структурных подразделениях

Принятие управленческих решений

Составление должностных инструкций

Управление запасами

Проектирование организационной структуры

Контроль за исполнением приказов

Материальное поощрение

Финансовый учет

Экономический анализ

Налогообложение

Кредитование

Выполнение государственных заказов

Планирование

Экономико-математическое моделирование

Ценообразование

Линейное программирование

Экономическое соревнование

Социальная помощь

Разрешение конфликтов

Предоставление социальных гарантий

Социальное развитие персонала

Моральное поощрение

Подбор и оценка персонала

Критика

Страхование




 3.Задание 2. Построить организационную структуру предприятия.


Предполагаемая организационная структура, является  линейно-функциональной. Данная структура включает как линейную, так и функциональную организации, что создает двойное подчинение для исполнителей. Многие органы управления и исполнители специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения нижестоящим подразделениям.


Преимуществом данной структуры является: высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции, расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.


К недостаткам данной структуры можно отнести: отсутствие единства действий, невозможность поддержания постоянных взаимосвязей между функциональными службами, длительную процедуру принятия решений, снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый из них получает указания от нескольких руководителей, несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками «сверху», так как каждое функциональное  подразделение ставит свои вопросы на первое место, нарушение принципа единоналичия.


Лаборатория социологических исследований

 
 




Главный инженер

 

Подсобное хозяйство

 

Административно-хозяйственный отдел

 

Учреждение общественного питания

 

Жилищно-коммунальный отдел

 

Медицинские учреждения

 

Спортивно-оздоровительное учреждение

 

Детские учреждения

 

Дом отдыха

 

магазин

 

Патентно-лицензионный отдел

 

Отдел научно-технической информации

 

Отдел рационализации и изобретательства

 

Отдел охраны труда и техники безопасности

 

бухгалтерия

 

Отдел организации производства и управления

 

Отдел кадров

 

Отдел организации труда и заработной платы

 

Отдел обучения и повышения квалификации работников

 

Отдел научно-технической информации

 

Отдел рационализации и изобретательства

 

Отдел организации производства и управления

 
 




















Военизированная охрана

 
 



4.Задание 3. На основании исходных данных рассчитать показатели эффективности управленческой деятельности организации за базисный и отчетный период, а также их абсолютное и относительное отклонение.

1.     экономическую результативность управленческой деятельности

2.     уровень рентабельности производства и реализации продукции

3.     эффективность использования материальных запасов по стоимости реализованной продукции

4.     рентабельность продукции


Таблица 2. Исходные данные.

Показатель

Базисный год

Отчетный год

1. годовой доход (Д), т.р.

52830

56420

2.издержки на производство и реализацию (Ипр), т.р.

43560

45600

3. чистый доход (Дч), т.р.

7400

9500

4. объем реализованной продукции (РП), т.р.

48600

50200

5. стоимость материальных запасов (Смз), т.р.

28450

31630

6. годовые производственные издержки (Ип), т.р.

38650

40280

 

Расчеты и результаты оформим в виде таблицы.







Таблица 3. Оценка эффективности управленческой деятельности.

№п

показатель

формула

Базисный год

Отчетный год

отклонение

абсолютное

относительное

1

Куп

Д/Ипр

1,213

1,237

0,024

1,014

2

Крен.произ

Дч/РП

0,152

0,189

0,037

1,24

3

Кэир

РП/Смз

1,708

1,587

-0,121

0,929

4

Крен.

Д/Ип

1,366

1,4

0,0346

1,0248


Отклонение коэффициента результативности управленческой деятельности говорит об улучшение данного показателя в 1.014 раза.

По данным рассчитанных показателей можно сделать вывод о повышении коэффициента рентабельности производства (Крен.произ), а также повышении  коэффициента рентабельности продукции (Крен.прод), о чем   свидетельствует относительное отклонение данных показателей в отчетном году по сравнению с базисным: коэффициент  рентабельности продукции возросла в 1,24 раза,  коэффициент рентабельности производства увеличился в 1,0248 раз. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности управленческой деятельности.

Коэффициент эффективности использования резервов показывает, что на один рубль стоимости материальных запасов приходится в базисном году 1.708 руб. реализованной продукции, в отчетном году 1.587 руб. реализованной продукции, это свидетельствует о снижении эффективности использования материальных запасов.








Заключение


Эффективность менеджмента отражает его результативность в дости­жении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономиче­ского эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затрата­ми на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ре­сурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

Основная функция эффективности — обеспечить за счет управлен­ческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата эконо­мической деятельности.















Список использованной литературы


1.     Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989,

2.     Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994

3.     Кричевский Р.Л. Если Вы -  руководитель…- М.: Дело, 1993

4.     Менеджмент организации. Учеб.пособие / Под ред. З.П. Румянцевой. - М.: Инфра, 1995

5.     Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992

6.     Вейл П. Искусство менеджмента. – М., 1993

7.     Виханский О.С.  Стратегическое управление. – М., 1995

8.     Иванцевич Д.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.- М., 1998