Содержание
Часть 1. Виртуальное предприятие.. 3
Понятие виртуального предприятия. 3
Переход к виртуальным предприятиям в современном мире. 4
Цель виртуального предприятия. 5
Функции и характеристики виртуальных предприятий. 6
Литература. 9
Часть 2. Выполнение практического задания.. 10
Часть 1. Виртуальное предприятие
Понятие виртуального предприятия
Виртуальное предприятие (промышленное, коммерческое, эксплуатационное и др.) - это такое предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия.[1]
Также виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.
В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: "сетевые предприятия", "безграничные предприятия", "расширенные предприятия". Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.[2]
Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции с помощью компьютерной сети Internet в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.
Создание такой единой открытой организационно-производственной структуры, объединяющей различные предприятия вокруг процессов, осуществляемых на этапах жизненного цикла изделия, приводит к тому, что границы между взаимодействующими предприятиями становятся прозрачными и подвижными.
С практической точки зрения виртуальное предприятие - есть сеть свободно взаимодействующих организаций (их подразделений), находящихся в различных местах. Эти организации участвуют в разработке совместных проектов (или ряда взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, сотрудничества или кооперации.[3]
Переход к виртуальным предприятиям в современном мире
Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.
Как известно, в 80 - е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90 - е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес - процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес - процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90 - х годов и началу 21 - го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.
Цель виртуального предприятия
С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во - первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого - то "усредненного" сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во - вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.
С практической точки зрения, обычному ("монолитному") предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Т. е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.
Ключевое достоинство виртуальных форм организаций - возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:
· скорость выполнения рыночного заказа;
· возможность снижения совокупных затрат;
· возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;
· возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;
· возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.
Функции и характеристики виртуальных предприятий
Проведенный в анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:
· открытая распределенная структура;
· гибкость;
· приоритет горизонтальных связей;
· автономность и узкая специализация членов сети;
· высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.
Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:
· уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);
· на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).
На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управление виртуальным предприятием как сетью партнеров:
1. Определение требований (задач) проекта.
2. Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).
3. Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам.
4. Привлечение и распределение исполнителей.
5. Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.
Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:
· чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;
· практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
· опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.
Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют "дефицит" автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть. Очевидно, что отказ от испытанных организационно - управленческих принципов нуждается в определенных заменителях. Действительно, в рамках сетевого подхода такими субститутами призваны служить принципы сетевой культуры, взаимности и климата доверия. Однако по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.
В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.
Литература
1. Дэвид Козье. Электронная коммерция. Microsoft Press/Русская редация, 1999 г.
2. Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления, N1, 1997.
3. http://www.inteltec.ru
4. Вютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления//Проблемы теории и практики управления, N5, 1999.
5. http://business.rin.ru
6. Соколова А. Н. Электронная коммерция. Мировой и Российский опыт. Открытые системы, 2000 г.
7. http://www.citforum.ru
8. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, N3, 1997.
9. http://www.osp.ru
Часть 2. Выполнение практического задания
Нужно с помощью некоторых поисковых системы найти какой-либо радиотелефон Sony различных марок по различным ценам.
Для поиска мы будем использовать системы Yandex и Aport. Пишем в строке поиска «радиотелефон Sony». Нам выдается список сайтов с найденной на них искомой строкой. Некоторые из них приводятся ниже.
www.abc.ru
Интернет адрес: http:// www.abc.ru
Внешний вид: 5;
К сожалению, возможности электронной коммерции в системе не используются. Внешний вид сайта очень хорош.
WWW.SVYAZNOY.RU
Интернет адрес: http://www.svyaznoy.ru;
Внешний вид: 5;
На этом веб-сайте имеется хороший раздел FAQ, а также служба послепродажного сервиса. Возможности электронной коммерции также представлены оплатой и доставкой товара.
YAMBA.RU
Интернет адрес: http://yamba.ru;
Внешний вид: 5-;
Возможности электронной коммерции очень хорошо развиты, но, к сожалению, нет раздела FAQ.
www.kaluga.ru/service/shop
Интернет адрес: http:// www.kaluga.ru/service/shop;
Внешний вид: 4-;
Раздела FAQ нет.
Возможности электронной коммерции используются.
org.selfin.ru
Интернет адрес: http:// org.selfin.ru;
Внешний вид – 4;
Раздела FAQ нет.
А возможности электронной коммерции используются (доставка товара на дом, оплата электронными средствами).
Таблица найденных сайтов для наглядного сравнения
Интернет адрес |
Внешний вид сайта |
Раздел FAQ |
Служба послепродажной поддержкисс |
Возможности электронной коммерции |
www.abc.ru |
5 |
Нет |
Нет |
Нет |
http://www.svyaznoy.ru |
5 |
Да |
Да |
Да |
Yamba.ru |
5- |
Нет |
Нет |
Да |
www.kaluga.ru/service/shop |
4- |
Нет |
Да |
Да |
Org.selfin.ru |
4 |
Нет |
Нет |
Да |
Выводы
Нужно заметить, что большинство найденных магазинов, предлагающих к продаже радиотелефоны Sony, являются Интернет-маагазинов, предлагающих к продаже сотовые телефоны, найденные в поисковых машинах, являются интернет-газинами. К сожалению, не на всех из них есть раздел часто задаваемых вопросов и служба послепродажного сервиса. Однако внешний вид сайтов приятен.
[1] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru
[2] Статья А. В. Катаева на http://business.rin.ru
[3] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru