Содержание

Часть 1. Виртуальное предприятие.. 3

Понятие виртуального предприятия. 3

Переход к виртуальным предприятиям в современном мире. 4

Цель виртуального предприятия. 5

Функции и характеристики виртуальных предприятий. 6

Литература. 9

Часть 2. Выполнение практического задания.. 10

Часть 1. Виртуальное предприятие

Понятие виртуального предприятия

Виртуальное предприятие (промышленное, коммерческое, эксплуатационное и др.) - это такое предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия.[1]

Также виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.

В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: "сетевые предприятия", "безграничные предприятия", "расширенные предприятия". Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.[2]

Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции с помощью компьютерной сети Internet в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

Создание такой единой открытой организационно-производственной структуры, объединяющей различные предприятия вокруг процессов, осуществляемых на этапах жизненного цикла изделия, приводит к тому, что границы между взаимодействующими предприятиями становятся прозрачными и подвижными.

С практической точки зрения виртуальное предприятие - есть сеть свободно взаимодействующих организаций (их подразделений), находящихся в различных местах. Эти организации участвуют в разработке совместных проектов (или ряда взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, сотрудничества или кооперации.[3]

Переход к виртуальным предприятиям в современном мире

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Как известно, в 80 - е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90 - е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес - процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес - процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90 - х годов и началу 21 - го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.

Цель виртуального предприятия

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во - первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого - то "усредненного" сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во - вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения, обычному ("монолитному") предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Т. е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Ключевое достоинство виртуальных форм организаций - возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

·              скорость выполнения рыночного заказа;

·              возможность снижения совокупных затрат;

·              возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

·              возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;

·              возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.

Функции и характеристики виртуальных предприятий

Проведенный в анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:

·              открытая распределенная структура;

·              гибкость;

·              приоритет горизонтальных связей;

·              автономность и узкая специализация членов сети;

·              высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:

·              уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);

·              на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управление виртуальным предприятием как сетью партнеров:

1.           Определение требований (задач) проекта.

2.           Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

3.           Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам.

4.           Привлечение и распределение исполнителей.

5.           Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:

·              чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;

·              практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

·              опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.

Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют "дефицит" автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть. Очевидно, что отказ от испытанных организационно - управленческих принципов нуждается в определенных заменителях. Действительно, в рамках сетевого подхода такими субститутами призваны служить принципы сетевой культуры, взаимности и климата доверия. Однако по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.

Литература

1.           Дэвид Козье. Электронная коммерция. Microsoft Press/Русская редация, 1999 г.

2.           Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления, N1, 1997.

3.           http://www.inteltec.ru

4.           Вютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления//Проблемы теории и практики управления, N5, 1999.

5.           http://business.rin.ru

6.           Соколова А. Н. Электронная коммерция. Мировой и Российский опыт. Открытые системы, 2000 г.

7.           http://www.citforum.ru

8.           Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, N3, 1997.

9.           http://www.osp.ru

Часть 2. Выполнение практического задания

Нужно с помощью некоторых поисковых системы найти какой-либо радиотелефон Sony различных марок по различным ценам.

Для поиска мы будем использовать системы Yandex и Aport. Пишем в строке поиска «радиотелефон Sony». Нам выдается список сайтов с найденной на них искомой строкой. Некоторые из них приводятся ниже.

www.abc.ru

Интернет адрес: http:// www.abc.ru

Внешний вид: 5;

К сожалению, возможности электронной коммерции в системе не используются. Внешний вид сайта очень хорош.

WWW.SVYAZNOY.RU

Интернет адрес: http://www.svyaznoy.ru;

Внешний вид: 5;

На этом веб-сайте имеется хороший раздел FAQ, а также служба послепродажного сервиса. Возможности электронной коммерции также представлены оплатой и доставкой товара.

YAMBA.RU

Интернет адрес: http://yamba.ru;

Внешний вид: 5-;

Возможности электронной коммерции очень хорошо развиты, но, к сожалению, нет раздела FAQ.

www.kaluga.ru/service/shop

Интернет адрес: http:// www.kaluga.ru/service/shop;

Внешний вид: 4-;

Раздела FAQ нет.

Возможности электронной коммерции используются.

org.selfin.ru

Интернет адрес: http:// org.selfin.ru;

Внешний вид – 4;

Раздела FAQ нет.

А возможности электронной коммерции используются (доставка товара на дом, оплата электронными средствами).

Таблица найденных сайтов для наглядного сравнения

Интернет адрес

Внешний вид сайта

Раздел FAQ

Служба послепродажной поддержкисс

Возможности электронной коммерции

www.abc.ru

5

Нет

Нет

Нет

http://www.svyaznoy.ru

5

Да

Да

Да

Yamba.ru

5-

Нет

Нет

Да

www.kaluga.ru/service/shop

4-

Нет

Да

Да

Org.selfin.ru

4

Нет

Нет

Да


Выводы

Нужно заметить, что большинство найденных магазинов, предлагающих к продаже радиотелефоны Sony, являются Интернет-маагазинов, предлагающих к продаже сотовые телефоны, найденные в поисковых машинах, являются интернет-газинами. К сожалению, не на всех из них есть раздел часто задаваемых вопросов и служба послепродажного сервиса. Однако внешний вид сайтов приятен.



[1] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru

[2] Статья А. В. Катаева на http://business.rin.ru

[3] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru