Содержание
Введение. 2
1. История появления и влияние книги на обучение. 4
2. Появление книги в России. 9
Заключение. 12
Список литературы.. 14
Введение
Книга – не самодовлеющий факт культуры. Ее жизнь наполнится высоким смыслом лишь в том случае, если она найдет своего заинтересованного читателя.
На жизнь книги влияют многие объективные и субъективные факторы. К числу первых следует отнести уровень материальной и духовной культуры данной эпохи.
В сложной зависимости от духовных запросов времени и от материальных возможностей их удовлетворения находятся авторская активность, развитие производственной базы, рост или сокращение тиражей книг и, следовательно, степень распространенности определенного конкретного издания.
Как объективный фактор выступает и характер эпохи. В мирное время у собирателей книг больше возможностей комплектовать свои библиотеки, книжные собрания дольше сохраняются как единое целое и могут переходить от поколения к поколению. В годы войны библиотеки часто утрачиваются их владельцами, часть собраний или отдельные книги перемещаются в пространстве на значительное расстояние. Книги гибнут, а иногда и сознательно уничтожаются. На судьбы книг оказывают значительное влияние социальные изменения в обществе. Некоторые из них отрицательно сказываются на ассортименте новых изданий, приводят к повышению цен и снижению тиражей. Книги неугодных авторов изымаются из общественных книгохранилищ и из личных собраний, уничтожаются.
Прогрессивные изменения в обществе ведут к культурной революции и в следствии этого к расширению ассортимента изданий, росту тиражей, демократизации книги, к значительному увеличению численности личных книжных собраний.
Субъективных факторов, отражающихся на жизни книги, меньше, но для полноты исследования необходим и их учет. Здесь на перовое место выступает отношение владельца к своим книгам: трудно или легко расстается с ними обладатель собрания, заботится ли о сохранности книг и обновляется ли состав его собрания.
Утверждают, что человек может прочитать за жизнь примерно 4 тысячи книг. Реализация основной функции книги – встреча ее с читателями и собирателями различных эпох – обуславливает появление признаков, по которым мы сегодня может судить о судьбе книги, хранящихся как в городской, так и школьной и домашней библиотеках.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение истории книги с древнейших времен до наших дней, а также ее влияние на обучение.
1. История появления и влияние книги на обучение
Первые книги, состоявшие из длинных свитков папирусной бумаги, появляются в Египте, откуда около VII столетия до Рождества Христова этот способ письма распространяется в Грецию, а потом и в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию на выделку папируса, но в последние годы республики римляне создали собственные папирусные фабрики. У греков и, особенно, у римлян, несмотря на отсутствие книгопечатания, книжное дело находилось на очень высоком уровне: у императоров были частные библиотеки в 30000 томов (или точнее - свитков) и более[1]. Книжные лавки встречались и в самых отдаленных провинциальных городах; в Риме были как крупные, так и не очень книжные магазины и множество лавочек букинистов. Большие магазины располагали залами с многочисленными скорописцами; с их помощью автор мог издать свое сочинение, и за исключительное право продавать его иногда получал гонорар или, по крайней мере, даровые экземпляры. Римская книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия. Футляры для хранения свитков чаще всего были кожаными. Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во внутренней крышке. В библиотеках эти свитки клались на полки так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне либо одной вертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местом свидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть новинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с тем, что был исправлен содержавшимся для этой цели грамматиком. В виду сравнительной дешевизны папируса и безусловной дешевизны труда, книги в Риме были недороги. Кроме обыкновенных дешевых экземпляров, были и чудеса каллиграфического искусства, экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжки-крошки; Цицерон видел экземпляр Илиады, который мог поместиться в скорлупе ореха.
Падение античной цивилизации прежде всего изменило внешний вид книги; папирусные фабрики закрывались одна за другой. В Европе папирус становился все более и более редким. К тому же по своей непрочности он был неудобен для тех книг, которые были в наибольшем ходу в начале средних веков. Для святого Писания и богослужебных книг, предназначенных для ежедневного пользования, более подходил вековечный пергамент, употреблявшийся и ранее, но вытесненный его дешевизной. В это время он снова входит во всеобщее употребление; его листы соединяются в тома, которые соответствуют современной форме книги. В восточной империи были особые мастерские для его обработки, и писцы получали его готовым; на Западе же они большей частью сами обрабатывали его: бритвой снимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали и разлиновывали особым ножом. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв встречались образцы необыкновенной роскоши. Иногда (с III по VII век) пергамент окрашивали в красную или другую краску, причем рукопись писали разведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Книги в то время были очень дороги: за красиво написанный и разрисованный молитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи, что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги.
В мусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: в Испании насчитывалось около 70 общественных библиотек, а в кордовской библиотеке было до 400000 томов.
В Европе книги стали дешевле и чаще, когда началось распространение употребления пергамента, чему в это время способствовал сильный подъем интеллектуальной жизни после крестовых походов, а также развитие университетов. В XIII веке в университетах был особый вид должностных лиц, так называемых стационариев, они давали студентам списывать учебники, брали книги на комиссию от ростовщиков-евреев, которые сами не имели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти стационарии были, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе.
В начале XIV в. в Париже произошло разделение книгопродавцов и стационариев; в то же время, первые по-прежнему приносили присягу университету и были подчинены его ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В конце XIV и начале XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки были заселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами (иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и пр. В Лондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. объединились в особый цех, подобное происходило и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы, содержавшие при своем магазине массу писцов, следовательно, способные издавать книги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европы были уже общественные библиотеки, из которых иные книги выдавались на дом (libri vagautes). Ценные и объемные экземпляры прикреплялись к письменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы и общества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатых любителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, книгами поучительными и даже забавными.
Изобретение книгопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразу уничтожило их производство: первопечатные книги представляли собой копию с современных рукописей; тем не менее, иные богатые книголюбцы все еще отдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям перед произведенными фабричным способом печатными книгами: но борьба каллиграфов XVI века с печатным станком была безнадежна и непродолжительна[2]. И лишь в России среди старообрядцев рукопись соперничает с книгой до XIX века. Уже в XVI веке удешевленная книга начинает служить интересам дня и заметно демократизируется: она становится доступной и интересной не только для людей серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскую половину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже в деревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и для назидания.
В XVII веке, вследствие усовершенствований в типографском деле, книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в соответствии с духом времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставляющего наружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н. Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она "надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становится надуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". В соответствии с отличительной чертой науки XVII века, работавшей не для публики, а для немногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количестве многотомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов и составленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа, Ламбеция, Болланда и прочее). В этом же и следующем столетии в большом количестве появляются научные и литературные журналы .
XVIII век, век просвещения, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту; достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогда умно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро наглядно показывает, что и толстые, дорогие книги в то время стали предназначаться для массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век - время зарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она, при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресс совершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатерины наиболее популярные сатирические журналы расходились в 200 - 300 экз.)[3]. С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов; выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книги масонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать и даже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И. Новиков. Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги: даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящными виньетками.
В первой четверти XIX века в истории развития книги намечаются два явления большой важности. Хорошая книга стала обогащать автора - обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства, но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятся богачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, даже заурядному работнику дает средства к безбедному существованию. С другой стороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констебль в Англии) задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такой степени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, без больших затрат, составить себе целую библиотеку.
Появившись в передовых странах Европы, это явление в к середине столетия становится всеобщим: не только авторы, пытающиеся подстроиться под вкусы публики (например, Дюма-отец), но и большинство талантливых писателей совершенно независимых (например, Виктор Гюго) могут безбедно жить на доходы от продажи своих книг; вместе с этим они становятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошей книги (за исключением особых случаев: изданий Нового Завета, полного Шекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в 3 - ей четверти столетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами: благодаря таким издателям, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо в Италии и прочее, теперь за десятки рублей можно собрать библиотеку классиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоила тысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целые библиотечки полезных книг по такой цене, которая своей дешевизной убивает плохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, даже роскошные, красиво иллюстрированные книги так удешевляются, что не составляют редкости на полке учителя начальной школы. Если еще 70 лет назад Греция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственных изданий и учебников, то в середине XIX века в ней ежегодно выходят тысячи книг, и в том числе много дешевых изданий для народа и бедняков.
2. Появление книги в России,
На Русь книга пришла вместе с христианством, из Византии, в пору расцвета специально-византийской культуры; но культура эта усваивается нашими предками далеко не во всем ее объеме. Принимаются книги исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного просвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями из высокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские люди говорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитание книжное, но чернеческое"[4]. Если мирской человек и принимался читать или даже списывать книги, то делал это не для удовольствия и даже не для поучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалось исключительно в монастырях: хорошо известна иллюстрация из жития Феодосия Печерского, на которой изображен сам Феодосий, плетущий волну для переплета, в то время как в той же комнате Илларион списывает книги, а старец Никон переплетает их. Монахи писали только с дозволения игумена, поэтому книга или статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали на харатье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью в два столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепенно переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII века); заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали многие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что трудный подвиг окончен счастливо.
Нашествие монголов остановило развитие книжного дела на Юге, а как трудно было заниматься им на Севере, ясно свидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи, ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; о Моисее, архиепископе новгородском (1353 - 1362), летопись говорит: "многи писцы изыскав и книгы многы исписав". С XV века книгописание распространяется по всей средней России: являются писцы и даже литераторы профессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногда доходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления, вроде тайнописания (криптографии) и прочее. В XVI веке и у нас начинается городской период в истории книг: Стоглав упоминает о городских писцах, деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийся деятель в истории русской книги этой эпохи - митрополит Макарий.
В России, уже с первых 10-летий XIX века, в книжном деле заметен значительный прогресс: первые тома истории Карамзина, выпущенные в 1818 году, разошлись в несколько недель; неудачный, забытый ныне роман Булгарина "Иван Выжигин", вышедший в 1829 году, принес автору огромные по тому времени деньги; появляются предприимчивые издатели, искренно любящие свое дело, вроде Смирдина. С начала царствования Александра II и в России книга становится крупной общественной силой. В последнюю четверть века появляются дешевые библиотеки для среднего класса, уже не разоряющие предпринимателей, как прежде; издаются отечественные классики по такой цене, которая делает их доступными и для бедных людей; что же касается народных, копеечных изданий, предпринимаемых с полублаготворительной целью комитетами грамотности и другими общественными учреждениями, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгому выбору содержания, дешевизне и изяществу они могут поспорить с немецкими и английскими[5].
В ХХ веке в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино, Интернет) перед книгой возникают новые проблемы: уточнение специфической функции в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в научные и учебные книги звукозаписей, стереоскопических изображений), повышение качества полиграфического исполнения и другие.
Заключение
Таким образом, роль книги на разных временных этапах носит различный характер, постепенно превращаясь из роскоши в доступный всем источник информации. Поэтапное удешевление книги приводит к тому, что ее начинают приобретать различные слои населения, также происходит внедрение в образовательный процесс и формирование библиотек.
Первые книги, состоявшие из длинных свитков папирусной бумаги, появляются в Египте, откуда около VII столетия до Рождества Христова этот способ письма распространяется в Грецию, а потом и в Рим.
На Русь же книга пришла вместе с христианством, из Византии, в пору расцвета специально-византийской культуры; но культура эта усваивается нашими предками далеко не во всем ее объеме. Принимаются книги исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного просвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями из высокопоставленных лиц.
Монахи писали только с дозволения игумена, поэтому книга или статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали на харатье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью в два столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепенно переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII века); заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали многие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что трудный подвиг окончен счастливо.
Изобретение книгопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразу уничтожило их производство: первопечатные книги представляли собой копию с современных рукописей.
В ХХ веке в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино, Интернет) перед книгой возникают новые проблемы: уточнение специфической функции в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в научные и учебные книги звукозаписей, стереоскопических изображений), повышение качества полиграфического исполнения и другие.
Список литературы
1. Валькова В. Любителям чтения о книгах и библиотеках. - М.: Дело, 1999
2. Граник Г. История книги. - М.: Знание, 2000.
3. Зайцев В. История книги в России - М.: ИНРА – М, 2001
4. Кожевникова В. Книга и образование- М.: Знание, 1999
5. Петрицкий В.А. Книга и время - М.: Юристъ, 1998
6. Петрицкий В.А. Жизнь книги - М.: Леон, 2002
7. Полозова Т. Всем лучшим во мне я обязана книгам - М.: Дело, 1999
[1] Граник Г. История книги. - М.: Знание, 2000. – с 7.
[2] Валькова В. Любителям чтения о книгах и библиотеках. - М.: Дело, 1999. – 59.
[3] Кожевникова В. Книга и образование- М.: Знание, 1999. – с 67.
[4] Зайцев В. История книги в России - М.: ИНФРА – М, 2001. – с 97.
[5] Петрицкий В.А. Книга и время - М.: Юристъ, 1998. – с 101.