Содержание

 

 

Введение. 2

Условия работы человека-оператора. 3

Оборудование, используемое оператором. 4

Состояние окружающей среды.. 5

Необходимый уровень обученности оператора в части условий труда. 6

Основы системы санитарно-гигиенического нормирования электромагнитных полей в России. 7

Структура обучения подготовки оператора. 8

Заключение. 9

Список литературы.. 10

 

Введение

         

 

На заре  всеобщей  компьютеризации персональный компьютер воспринимался просто как более удобный и современный, по сравнению с большими ЭВМ,  инструмент для решения задач программирования,  управления большими базами данных, издательского дела, а также как чрезвычайно удобная пишущая машинка. Компьютер давал резкое увеличение производительности труда,  особенно  в областях информационных  технологий,  и  лишь немногие специалисты задавались вопросом:  а что на оборотной стороне медали, чем будем расплачиваться за эти блага?

          В начале 90-х годов в отечественной  печати  стали  появляться публикации о том, что интенсивная и продолжительная работа с компьютером является причиной возникновения ряда болезней, что операторы ПК в значительной степени подвергаются психологическим стрессам,  функциональным нарушениям  центральной нервной системы,  болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей.  Буквально шок вызвали сообщения о  регистрации ВОЗ  трех  синдромов  операторов дисплея,  а именно:

     синдрома длительных статических нагрузок  операторов  дисплея;

     синдрома  профессиональной  офтальмопатии  оператора дисплея;

     синдрома стресса оператора дисплея.

Первым резким  сигналом  тревоги  стал  ввод в действие в сентябре 1996 года нового нормативного документа,  регламентирующего условия безопасной работы оператора дисплея,  - СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным  терминалам,  персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы». 

В рамках данной работы будет проведен анализ условий работы человека – оператора и дано обоснование необходимости обучения оператора.

Условия работы человека-оператора

        

Работа с видеотерминалом персонального компьютера (ПК) по степени нарастания общего утомления оператора стоит в одном ряду с такими профессиями, как водитель городского автобуса. У пользователей ПК возникают частные жалобы на головные боли, резь в глазах, боли в шейном и поясничном отделе позвоночника и др. Состояние здоровья оператора определяется тремя составляющими трудового процесса: характером работы, имеющимся оборудованием, состоянием окружающей среды.

Анализируя  работу  оператора ПК можно вывести следующие отличительные особенности:

1. повышенная нагрузка на зрительный анализатор

продолжительная работа с объектами различения малого размера;

2. интеллектуальная нагрузка

необходимость быстрого принятия решений, творческая деятельность, постоянное восприятие и оценка новой информации, высокая степень сложности задания;

3.эмоциональная нагрузка –

степень ответственности за выполняемое задание, дефицит времени, значимость ошибки;

4.монотонность трудового процесса –

многократное повторение однообразных действий, длительность сосредоточенного наблюдения;

5. гиподинамия

длительное пребывание оператора в одной позе без активных движений.

Проведем анализ факторов, с помощью которых можно устранить негативные последствия работы оператора.

 

 

 

Оборудование, используемое оператором


Основную нагрузку на зрительный центр оказывает видеодисплейный терминал (монитор), поэтому для снижения негативного воздействия монитора на зрение человека необходимо учитывать качество представляемой зрительной информации.

Качество представляемой зрительной информации зависит от следующих параметров:

- яркость экрана;

- контраст объектов с фоном;

- отсутствие мерцаний, бликов, деформаций изображений.

Для повышения работоспособности человека, в первую очередь, необходимо обеспечить комфортные условия для работы глаз, т.к. основной поток информации о внешнем мире поступает через зрение (~ 90%).

Восприятие информации для пользователя ПК с экрана дисплея отличается от привычного чтения с бумаги по следующим причинам:

1. При работе с дисплеем пользователь во многом зависит от положения дисплея в пространстве, тогда как при чтении печатного текста легко найти положение листа для наиболее комфортного восприятия информации.

2. Экран, выполнен из стекла, обладает зеркальным иил смешанным отражением, является источником света и считается прибором активного контраста. При чтении с листа бумаги мы имеем дело с диффузно отраженным текстом, т.е. с пассивным контрастом, который в малой степени зависит от интенсивности освещения и угла падения потока света на бумагу;

3. Текст на бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана. Достаточно низкая частота обновления (f<60 Гц) вызывает мерцание изображений. При частоте обновления превышающей 80 Гц операторы не замечают мерцания, однако, зрительная система человека испытывает повышенную нагрузку.

Для создания благоприятных условий работы необходимо соответствие нормативам интенсивности электромагнитных полей и рентгеновского излучения, заряда статического электричества.

Условия безопасности должны обеспечиваться наличием двойной электроизоляции корпуса и мерами по исключению поражения человека стеклянными осколками при разрушении колбы электроннолучевой трубки.

Клавиатура, мышь и подставка для бумаг, должны располагаться в удобном для оператора месте и соответствовать требованиям эргономики.

Процессор, должен отвечать требованиям электробезопасности. Розетки должны иметь заземление.

Рабочая мебель для снижения негативных факторов при работе оператора должны быть эргономичными и максимально комфортными:

- двухуровневый стол с основной столешницей и площадкой для расположения клавиатуры;

- динамическое кресло, позволяющее регулировать положение оператора, в пространстве;

- подставка для ног способствующая снижения напряжения мышц ног и улучшению кровообращения.


Состояние окружающей среды


Во –первых, должна быть достаточная площадь и объем помещения, где установлен компьютер (площадь не менее 6 м2, объем помещения не менее 20-24 м3)

Во –вторых, показатели микроклимата рабочего помещения должны соответствовать гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы [2]:

-температура воздуха 23-25 С°,

-относительная влажность 40-60 %,

-подвижность воздушной среды ≤0,2 м/с

параметры световой среды рабочего места и рабочей поверхности:

-наличие естественного и искусственного освещения;

-освещенность экрана монитора 100-200 лк,

-освещенность горизонтальной поверхности стола 300-500 лк;

-отсутствие прямой и отраженной слепящей блескости источников света;

-отсутствие пульсации освещенности;

уровень шума и вибрации рабочих мест в пределах норм (уровень звука ≤50 дБА);

отсутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ достаточное количество аэроионов (1500-5000 пар ионов на 1см3)

 

Необходимый уровень обученности оператора в части условий труда



Чтобы условия труда оператора были благоприятными, снизились нагрузки на зрение, плечевой пояс и позвоночник человека необходимо обучить правильной посадки за рабочим местом и навыкам безопасной для здоровья работы. Человека-оператора следует обучить следующим понятиям:

-         оптимальным является строго вертикальное или слегка наклоненное расположение дисплея, при этом уменьшаются блики на экране;

-         самая верхняя используемая строка на экране должна располагаться на горизонтальной линии взгляда, так снижается напряженность шейных мышц;

-         подставка для ног и подлокотники кресла способствуют меньшему напряжению мышц ног и рук и создают условия для лучшего кровообращения.

При работе с текстовой информацией необходимо соблюдать следующие условия:

1. Шрифт должен быть прямым. Курсив может быть использован для выделения отдельных мест. Надписи, спецификации, инструкции и т.д. могут быть выполнены готическим, спартанским, каллиграфическим шрифтами (узкие, средние и полужирные варианты).

2. Размер шрифта. Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, но допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм)

3. Расстояние между строками не менее высоты шрифта.

4. Для многоцветного представления информации рекомендуется использовать одновременно не более 6 цветов. При этом цвет символов и цвет фона не должны быть дополнительными цветами (пары дополнительных цветов: красный-зеленый, синий - оранжевый, желтый – фиолетовый).

 

Основы системы санитарно-гигиенического нормирования электромагнитных полей в России

Национальные системы стандартов являются основой для реализации принципов электромагнитной безопасности. Как правило, системы стандартов включают в себя нормативы, ограничивающие уровни электрических полей (ЭП), магнитных полей (МП) и электромагнитных полей (ЭМП) различных частотных диапазонов путем введения предельно допустимых уровней воздействия (ПДУ) для различных условий облучения и различных контингентов.

В России система стандартов по электромагнитной безопасности складывается из Государственных стандартов (ГОСТ) и Санитарных правил и норм (СанПиН). Это взаимосвязанные документы, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории России.

Государственные стандарты по нормированию допустимых уровней воздействия электромагнитных полей входят в группу Системы стандартов безопасности труда - комплекс стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Они являются наиболее общими документами и содержат:

требования по видам соответствующих опасных и вредных факторов;

предельно допустимые значения параметров и характеристик;

общие подходы к методам контроля нормируемых параметров и методы защиты работающих.

Структура обучения подготовки оператора

 

1. Понятие файла, каталога. Основные типы файлов и их параметры. Знакомство с основными блоками компьютера.

2. Нижнее и верхнее меню программы. Получение справочных данных. Работа с файлами и каталогами, переключение дисков. Просмотр, копирование, перемещение и переименование файлов и каталогов. Вспомогательные функции и некоторые настройки программы, поиск файлов.

3. Операционная система WINDOWS.

4. WORD для WINDOWS.

5. Понятие о стиле, создание и применение стилей. Плакатный стиль. Назначение и применение разных типов выравнивания текста. Использование линейки с табуляторами для задания отступов. Расстановка нескольких табуляторов.

6. Работа с большим текстом (поиск и замена слова, переходы по тексту, использование закладок). Проверка орфографии и грамматики в готовом тексте. Разбиение текста на колонки. Вставка буквицы и колонтитулов.

7. EXCEL для WINDOWS.

8. Понятие формата ячейки, способы его преобразования. Ввод простейших формул на примерах. Разновидности формул. Автосуммирование, дублирование формул, поиск ошибок в формулах. Мастер функций и категории функций.

9.    Назначение и применение раздела «Поиск решения». Добавление ограничений при решений задач. Параметры решения задач. Настройки программы EXCEL.

10. Основные понятия о ресурсах INTERNET.

11. Компьютерные вирусы.

12. Техника безопасности при работе за компьютером.

Заключение

 

С учетом изложенного в данной работе можно утверждать,  что компьютер - это сверхсложная техника,  развившая самые высокие современные  технологии, влияющие на существование самого человечества. И если мы хотим обеспечить безопасность эксплуатации такого сверхсложного создания наших рук, то должны научиться управлять этим процессом.

          Проблемы безопасности ПК не менее сложны и серьезны,  чем      проблемы разработки,  производства, продажи и эксплуатации ПК, вместе взятые.  Каждый оператор ПК должен пройти обучение по работе на компьютере и технику безопасности работы с ним.

Ответственность за выполнение санитарных правил "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14) возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций и учреждений.

Среди комплекса мероприятий, позволяющих гарантировать обеспечение требований действующих СанПиН можно выделить три направления.

Первое - инструментальные замеры электромагнитных полей на рабочих местах уполномоченными на то испытательными лабораториями с оформлением требуемых официальных гигиенических документов.

Второе - технические мероприятия по организации рабочих мест с ПК и обеспечению специальных требований к помещениям, где размещается компьютерная техника.

Третье - обучение сотрудников правилам электромагнитной безопасности при работе с компьютерной техникой.

 

    

Список литературы

 

 

1.     Р 2.2.759-99 Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство. Издание официальное. Госкомсанэпиднадзор.

2.     СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы.

3.     Бичаев Б.П., Рошанская И.П. Формирование поведения оператора в системе «человек-машина» / Проблемы инженерной психологии. – М.: 1968. Выпуск 3, 2.2.

4.     Бурлак “ Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания”, М. “Финансы и статистика”, 1998 .

5.     Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. Советское радио, 1974.

6.     Гуревич К.Е. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970.

7.     Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. М.:Прогресс, 1986.

8.     Фрейдзон И.Р., Филиппов Л.Г. Математические модели в судовых и обучающих комплексах. – Л. Судостроение, 1972.