2. Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в сфере услуг

2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Крузарус»

Основным видом деятельности ООО «Крузарус» являются грузоперевозки организациям и частным лицам весом до 1,5 тонн «ГАЗелями» в черте г. Новосибирска и Новосибирской области. Автопарк представлен 10 автомобилями марки «ГАЗель». Оказание услуг по перевозке грузов производится круглосуточно как по предварительному заказу, так и на основе заключенных договоров с коммерсантами, при этом оказывается бесплатная помощь в погрузке и разгрузке перевозимых грузов. Основными клиентами общества являются работники малого бизнеса.

ООО «Крузарус» создано без ограничения срока деятельности, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество в соответствии с действующим законодательством несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредительными документами ООО «Крузарус» являются учредительный договор и Устав. Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор Заруев Д.Б., который в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.):

-         без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

-         выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

-         издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.

Организационная структура ООО «Крузарус», представленная на рис. 1, обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Организационная структура ООО «Крузарус»

Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерия, в структуру которой входит бухгалтер и бухгалтер – кассир. Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер. Должные обязанности работников бухгалтерии  регулируются должностными инструкциями, основные положения которых следующие:

-         главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

-         бухгалтер - выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществляет прием и контроль первичной документации. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции хозяйственной деятельности.

-         бухгалтер – кассир - осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств. Получает денежные средства в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком. Оценку основных финансовых показателей можно сделать по данным  бухгалтерской отчетной формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1), из которой видно, что объем выручки в 2002 году составил 3,5 млн. руб., а в 2003 году 3,6 млн. руб., то есть рост выручки составил: 3,6/3,5*100% = 102,9% (табл. 1). При этом расходы остались на прежнем уровне. В то же время темп роста прибыли составил 123,1%.

Таблица 1.

Основные финансовые показатели ООО «Крузарус»

 

 

Основные показатели

 

2002 год

млн. руб.

 

2003 год

млн. руб.

 

Темп роста, %

гр.3/гр.2*100

1

2

3

4

Выручка от оказания услуг

3,5

3,6

102,9

Расходы

3,2

3,2

100,0

Чистая прибыль

0,26

0,32

123,1

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется при помощи современной версии "1С:Бухгалтерия", которая позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

-         Операции по банку и кассе

-         Основные средства и нематериальные активы

-         Материалы и МБП

-         Товары и услуги

-         Учет производства продукции и себестоимости

-         Учет валютных операций

-         Взаиморасчеты с дебиторами, кредиторами

-         Взаиморасчеты с подотчетными лицами

-         Расчеты по заработной плате

-         Расчеты с бюджетом

-         Любые другие разделы учета

1C:Бухгалтерия позволяет автоматизировать подготовку любых первичных документов

-         Платежные поручения

-         Счета на оплату и счета-фактуры

-         Складские и кассовые документы

-         Доверенности

-         Другие документы

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.

Система формирует всю отчетность, предоставляемую в налоговые инспекции. Для этого используется генератор отчетов, в котором при помощи внутреннего макроязыка создаются собственные отчетные документы.

    

 

 

2.2 Оценка соответствия учетной политики ООО «Крузарус» в части учета доходов и расходов от обычных видов деятельности нормативным документам

 

Основным документом, определяющим принципы формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 №60н (ПБУ 1/98).

Согласно п.2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) формирование учетной политики является обязательным для организаций независимо от организационно-правовой формы.

Задачи учетной политики определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина от 29.07.1998 г. №34н. Согласно п. 10 указанного положения формирование учетной политики в организации предполагает имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

При оценке соответствия учетной политики ООО «Крузарус» будем сравнивать содержание его учетной политики (Приложение 3) с требованиями законодательства РФ.

1) Принцип имущественной обособленности. Абзац 1 п. 1.3 Приложения 2 «активы и обязательства Общества существуют обособленно от активов и обязательств собственников Общества и других организаций (допущение имущественной обособленности)».

2) Непрерывность деятельности. Абзац 2 п. 1.3 «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).

3) Последовательность применения учетной политики. Абзац 3 п.1.3 «принятая Обществом учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики)».

4) Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Абзац 4 п.1.3 «факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)».

Таким образом, учетная политика ООО «Крузарус» соответствует основным принципам формирования учетной политики, установленные п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Организация  должна  раскрывать  принятые  при  формировании учетной политики способы  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на  оценку  и   принятие  решений  заинтересованными   пользователями бухгалтерской отчетности.                                            

Существенными  признаются  способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания  о  применении  которых  заинтересованными пользователями бухгалтерской  отчетности  невозможна  достоверная оценка финансового положения,  движения  денежных  средств  или  финансовых  результатов деятельности организации.[1] 

К  способам  ведения  бухгалтерского  учета,  принятым   при формировании учетной  политики организации  и подлежащим  раскрытию в бухгалтерской  отчетности,  относятся  способы  амортизации  основных средств,  нематериальных  и  иных  активов,  оценки  производственных запасов, товаров,  незавершенного производства  и готовой  продукции, признания  прибыли  от  продажи  продукции,  товаров,  работ, услуг.[2]

Теперь сравним, насколько полно отражено данное требование в учетной политике ООО «Крузарус»

-         способ амортизации основных средств – п. 4.2 Приложения 2 «Амортизация объектов основных средств Общества начисляется линейным способом»;

-         способ амортизации нематериальных активов – п.4.4 Приложения 2 «Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации линейным способом»;

-         признание прибыли от реализации услуг – данное требование в учетной политике ООО «Крузарус» не отображено.

Учетная политика  организации формируется главным  бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.                             

При этом утверждается:[3]                                          

-         рабочий    план    счетов    бухгалтерского    учета,  содержащий синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;                                         

-         формы первичных  учетных документов,  применяемых для  оформления фактов  хозяйственной  деятельности,  по  которым  не   предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской отчетности;                            

-         порядок   проведения   инвентаризации   активов   и  обязательств организации;                                                        

-         методы оценки активов и обязательств;                           

-         правила   документооборота   и   технология   обработки   учетной информации;                                                          

-         порядок контроля за хозяйственными операциями.

Анализируя далее учетную политику ООО «Крузарус» можно отметить следующее:

-         рабочий план счетов, содержащий синтетические  и   аналитические  счета, утвержден в приложении к учетной политике;

-         формы первичных  учетных документов,  применяемых для  оформления фактов  хозяйственной  деятельности,  по  которым  не   предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской отчетности не утверждены. Это может означать следующее: либо организация не применяет формы первичных учетных документов по  которым  не   предусмотрены типовые формы, либо нарушает данное требование. Учитывая, что бухгалтерский учет в организации ведется посредством автоматизированного комплекса «1С: Бухгалтерия», которым предусмотрен полный набор документов, думается, что данный пункт просто не актуален для данной организации.

Порядок   проведения   инвентаризации   активов   и  обязательств организации прописан в разделе 5 учетной политики организации и предполагает следующее: «Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с нормативными документами на основании приказа генерального директора Общества о проведении инвентаризации (пункт 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Инвентаризации подлежит все имущество Общества, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация в Обществе проводится в следующие сроки:

основных средств – не реже одного раза в два года по состоянию на 1 октября отчетного года;

нематериальных активов – ежегодно по состоянию на 1 октября отчетного года;

материальных запасов ежегодно по состоянию на 1 октября отчетного года;         

денежных средств на счетах в учреждениях банков – ежегодно по состоянию на 1 января отчетного года;

денежных средств в кассе – не реже, чем один раз в квартал;

расчетов с дебиторами и кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;

расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 1 января текущего года.

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается руководителем Общества». Следует отметить, что в учетной политике ООО «Крузарус»  не отражены моменты, когда проведение инвентаризации обязательно (смена материально-ответственных лиц; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации).

-         методы оценки активов и обязательств отражены по видам учета;                            

-         правила   документооборота   и   технология   обработки   учетной информации отображены в разделе 3 «Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией отдельных участков учета» и в разделе 6 «Регистры налогового учета ведутся предприятием в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях»;                                                         

-         порядок контроля за хозяйственными операциями в учетной политике не отображен, это является серьезным нарушением.

В целом по анализу учетной политики ООО «Крузарус» можно сделать заключение, что особых нарушений при формировании учетной политики нет, за исключением того, что отсутствует порядок контроля за хозяйственными операциями. В учетной политике отображены все основные моменты, требуемые законодательством РФ в области ведения бухгалтерского учета и отчетности.

 

2.3 Оценка организации учета доходов и расходов от обычных видов деятельности

 

Под элементом расхода понимают экономически однородные затраты - материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и прочие затраты (ПБУ 10/99).

Материальные затраты отражают стоимость:

- покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;

- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

- топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;

- покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;

- потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли и некоторые другие материальные затраты.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (пониженным выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.

Возвратные отходы оценивают в следующем порядке:

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть применены для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно - бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;

- по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Затраты на оплату труда. В затраты на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах: стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затраты, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами.

К затратам на оплату труда относят, в частности:

- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели и другие начисления и выплаты.

Отчисления на социальные нужды. По статье "Отчисления на социальные нужды" отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

Амортизация внеоборотных активов. По данной статье отражают сумму амортизационных отчислений по основным средствам, материальным ценностям, предоставляемым организацией за плату во временное пользование (доходным вложениям в материальные ценности) и нематериальным активам.

Состав амортизируемых активов установлен ПБУ 6/01 и 14/2000 (см. гл.4 и 5).

Прочие затраты. По данной статье отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 02 "Амортизация основных средств", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов" и ряд других счетов для учета прочих затрат (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Следует иметь в виду, что по кредиту указанных счетов отражаются все расходы соответствующих ресурсов - на осуществление обычной деятельности, капитальных вложений, финансовых вложений и др. Поэтому для определения затрат по экономическим элементам по обычным видам деятельности нужно из кредитовых оборотов счетов 02, 04, 05, 10, 69, 70 и ряда счетов по учету прочих затрат исключить суммы оборотов, не относящиеся к обычным видам деятельности, и внутренние обороты.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата предназначен счет 90 «Продажи». На этом счете отражаются выручка и себестоимость по оказанным услугам.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета «Продажи».

К счету 90 «Продажи» открыты субсчета:

90-1 «выручка»

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Прибыль/Убыток от продаж».

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость оказания услуг, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признан выручка.

На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя.

Субсчет 90-9 «Прибыль/Убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от оказания услуг за отчетный месяц.

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от оказания услуг за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно ( заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/Убыток» от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9) закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.

Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок

(работ, услуг) на автомобильном транспорте

Под  себестоимостью  перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная

оценка   затрат  всех  видов  ресурсов,  используемых  для  осуществления перевозок  автомобильным  транспортом  (других работ и услуг, выполняемых

автомобильным транспортом).

В  себестоимость  перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются  текущие  затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству  основных  производственных  фондов, затраты, связанные с необходимым   кадровым   обеспечением,  включая  расходы  на  управление, обеспечение  сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране  окружающей  среды,  выполнением  и  обязательств  перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.[4]

В  соответствии  с  этим  в  себестоимость  перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются следующие затраты:

1) Затраты, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта, обусловленные  технологией и организацией транспортного и экспедиционного обслуживания,   в   том   числе   расходы  по  обязательному  страхованию ответственности  перевозчиков в соответствии с законодательством, а также расходы  по  обеспечению  требований  качества транспортного обслуживания согласно  обязательствам  перевозчика  по  договору (правилам) перевозок, включая  требования  сохранности грузов (багажа пассажиров), безопасности пассажиров,  соблюдения  расписаний  движения (графиков доставки грузов), безопасности  процесса перевозок для окружающей среды, а также расходы по эксплуатации технологических средств связи.

2) Затраты,  связанные  с  использованием природного сырья, в том числе плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов.

3) Затраты  по  вводу  в  действие нового (поступившего на баланс предприятия) подвижного состава автомобильного транспорта и иных основных фондов,  включая  расходы  по  государственной  регистрации  транспортных средств, обкатке, освоению эксплуатации и наладкой оборудования.

    

4) Затраты     некапитального     характера,    связанные    с совершенствованием  технологии  и  организации  перевозок и других работ, услуг,  подготовкой и освоением перевозок по новым   маршрутам   (или   новых   видов   грузов),  включая  затраты  по дооборудованию (переоборудованию) подвижного состава и тары для грузов.

5) Затраты   по   созданию   новых   и   совершенствованию  применяемых технологий,      а      также      повышению      качества      перевозок (транспортно-экспедиционного   обслуживания),   связанных  с  проведением научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  работ,  переоснащением производства  осуществляется  за  счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,   внебюджетных   фондов   финансирования   производства.   В себестоимость перевозок (работ, услуг) эти затраты не включаются.

6) Затраты,    связанные   с   изобретательством,   техническим усовершенствованием  и рационализаторскими предложениями, включая расходы на  проведение  опытно-экспериментальных  работ, изготовление и испытание моделей  и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, по организации  выставок  и  смотров,  конкурсов  и  других  мероприятий  по изобретательству и рационализации, выплаты авторских вознаграждений.

7) Затраты по обслуживанию перевозочного процесса:

     -    по    обеспечению   материалами,   топливом,   электроэнергией, инструментом,  приспособлениями  и другими предметами и средствами труда, включая  расходы по экспертизе качества, расходы на доставку материальных ресурсов,  их хранение и выдачу, оплату услуг посреднических организаций, комиссионные    сборы   и   вознаграждения,   уплачиваемые   сбытовым   и внешнеторговым организациям;

     -   по   поддержанию  основных  производственных  фондов  в  рабочем состоянии   (расходы   на   моечно-очистительные   работы,   диагностику, технический   осмотр   и   их   обслуживание,   на  проведение  текущего, капитального и других видов ремонта). Затраты по проведению модернизации,

а  также реконструкции объектов основных фондов в себестоимость перевозок

(работ, услуг) не включаются:

     -  по  обеспечению  выполнения  санитарно-гигиенических  требований, включая  затраты  на  содержание  помещений  и  инвентаря, представляемых предприятиями   медицинским   учреждениям   для   организации  медпунктов непосредственно  на  территории  предприятия,  по  поддержанию  чистоты и порядка  на производстве, обеспечению противопожарной и сторожевой охраны и  других  специальных  требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации  подвижного  состава  автомобильного  транспорта  и  другого оборудования предприятия, надзора и контроля за их деятельностью.

Затраты  по  обеспечению  нормальных  условий  труда,  техники безопасности,   безопасности   дорожного  движения  (включая  расходы  на проведение   предрейсовых   медосмотров  и  инструктажей),  устройство  и содержание  ограждений  машин  и  их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализации,    прочих   видов   устройств   некапитального   характера, обеспечивающих    технику    безопасности.    Приобретение справочников  и плакатов по охране труда, организация докладов, лекций по технике безопасности.

Затраты  на  проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха,   не   связанных   непосредственно   с   участием   работников  в производственном  процессе,  в  себестоимость перевозок (работ, услуг) не включаются.

Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного   назначения:   очистных   сооружений,   золоуловителей, фильтров  и  других  природоохранных  объектов,  расходы на рекультивацию земель,  затраты по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и  уничтожение  экологически  опасных отходов, очистку сточных вод, мойку подвижного состава, другие виды текущих природоохранных затрат.

Платежи   за  предельно  допустимые  выбросы  (сбросы)  загрязняющих веществ  в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ,  услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей.

8) Затраты, связанные с управлением производством:

-         на    содержание    административно-управленческого   персонала предприятия  и  его  структурных подразделений, материально-техническое и транспортное  обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного  легкового  автотранспорта  и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

-         эксплуатационные   расходы   по  содержанию  зданий,  помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.;

-         затраты   на   командировки,   связанные   с   производственной деятельностью,  включая  расходы  по  оформлению  заграничных паспортов и других выездных документов;

-         оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в тех случаях,   когда   штатным   расписанием   организации  или  должностными инструкциями  не  предусмотрено  выполнение каких-либо функций управления производством;

-         оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

-         содержание   и   обслуживание  технических  средств  управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и других;

-         затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций  (включая  иностранные),  прибывших  для  переговоров с целью установления  и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших   на   заседания  совета  (правления)  и  ревизионной  комиссии организации (представительские расходы).

               Расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:

-         выплата  работникам  предприятия  средней  заработной  платы  по основному  месту  работы во время их обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

-         затраты  по  обучению  учеников и повышению квалификации рабочих, включая  оплату  труда  квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы;

-         оплата  отпусков  с сохранением полностью или частично заработной платы. 

9) Выплаты,   предусмотренные   законодательством   Российской Федерации о труде, за не проработанное (неявочное) время: оплата    очередных    и    дополнительных   отпусков,   компенсация   за неиспользованный  отпуск,   выплаты  вознаграждений  за выслугу лет, другие виды оплат.

10) Отчисления во внебюджетные государственные фонды согласно действующему законодательству.  

11) Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением   ссуд,   связанных   с   приобретением   основных   средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие  кредиты),  предоставляемые  поставщиками  (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам).

12) Затраты, связанные с оплатой услуг транспортно-экспедиционных и  посреднических  организаций,  выполняемых  для  производственных  нужд автотранспортных  предприятий.

13) Налоги,  сборы,  платежи  и  другие  обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

14) Затраты на проведение сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

15) Затраты по командировкам и перемещениям:

В  фактической  себестоимости автомобильных перевозок (работ, услуг) отражаются следующие непроизводительные расходы:

-         потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, включающие фактически  начисленную  заработную плату рабочих, причитающуюся за время простоя  не  по  их  вине,  и  начисления  на  заработную  плату, а также стоимость  материалов,  топлива  и  всех видов энергии, непроизводительно затраченных в период остановки производства;

-         недостачи  материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц;

-         потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

-         затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы;

-         выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и их организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников;

-         затраты  по  возмещению  вреда,  причиненного работникам увечьем, профессиональным  заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с  исполнением  ими  трудовых  обязанностей,  при осуществлении выплат по возмещению  указанного  вреда  в  порядке  и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На  автомобильном  транспорте  при  учете  и  калькулировании себестоимости  перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

     а)  Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

     -  заработная  плата  водителей  автомобилей;

     - отчисления на социальные нужды;

     - автомобильное топливо;

     - смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

     - износ и ремонт автомобильной резины;

     - техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

     - амортизация подвижного состава.

     б) Общехозяйственные расходы.

В статье «Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов» учитываются все  виды  заработной  платы водителей и кондукторов за работу на линии. 

Затраты,  относимые  к данной статье, учитываются в составе элемента «Затраты на оплату труда».

В статье «Отчисления   на  социальные  нужды»  отражаются обязательные  отчисления  по  установленным  законодательством  нормам на государственное    социальное    страхование

Затраты,  относимые  к данной статье, учитываются в составе элемента «Отчисления на социальные нужды».

В  статье  «Автомобильное  топливо» учитываются затраты на все виды   топлива   по   отпускным   ценам,  расходуемого  автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый

и  сжиженный  газ),  с  установленными  скидками  и  надбавками,  включая транспортно-заготовительные   расходы.  В  эту  статью  включается  также стоимость   доставки  автомобильного  топлива  от  нефтебазы  до  емкости автотранспортного   предприятия,   соответствующая  фактическому  расходу топлива  (в  случае, когда это предприятие получает автомобильное топливо не в талонах, а в натуре).

Затраты,  относимые  к данной статье, учитываются в составе  элемента «Материальные затраты».

В  статье  «Смазочные  и  другие  эксплуатационные  материалы» учитываются  затраты  на  все  виды  масел,  смазок, а также обтирочные и другие  материалы,  применяемые  при  эксплуатации  подвижного состава, а также  на  брезент  и  прочие  виды  такелажа, используемые при перевозке топливно-смазочных материалов для нужд предприятия.

Затраты,  относимые  к данной статье, учитываются в составе элемента «Материальные затраты».

В  статье  «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей»  учитываются затраты на все виды технического обслуживания и

ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая затраты на  техническое  обслуживание  и  ремонт  своими силами и оплату услуг по техническому    обслуживанию    и    ремонту,    выполняемых   сторонними организациями.

При  выполнении  ремонта  и  технического  обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

-         заработная  плата  ремонтных  рабочих  и  водителей,  занятых  на проведении  технического обслуживания и ремонта с премиями (учитывается в составе элемента «Затраты на оплату труда»);

-         отчисления  на социальное и медицинское страхование, в Пенсионный фонд  и  фонд  занятости  населения  от  затрат на  оплату труда ремонтных рабочих  и  водителей,  занятых на проведении технического обслуживания и ремонта   (учитываются  в  составе  элемента  «Отчисления  на  социальные нужды»);

-         стоимость  запасных  частей  и  материалов, смазочных материалов, воды,   идущей   на  технологические  нужды,  транспортно-заготовительные расходы   и   наценки   снабженческо-сбытовым   организациям   в   части, приходящейся   на   стоимость   запасных  частей,  материалов  и  прочее, израсходованных  для  выполнения  ремонта  и  технического обслуживания в отчетном периоде (учитываются в составе элемента «Материальные затраты»);

-         амортизационные    отчисления   по   соответствующим   основным производственным  фондам  (учитываются  в  составе  элемента «Амортизация основных фондов»);

-         плата   за   аренду  оборудования;  помещений  и  прочее,  износ соответствующих  нематериальных  активов  (учитываются в составе элемента «Остальные прочие затраты»).

При  образовании  на  автотранспортном  предприятии ремонтного фонда фактические  и  плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по  техническому  обслуживанию и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений в ремонтный фонд на эти цели от балансовой стоимости подвижного состава.

При   выполнении   работ,   связанных   с   ремонтом  и  техническим обслуживанием     на    специализированных    предприятиях    (сторонними организациями),  расходы  по  данной  статье  слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В  статье  «Износ  и  ремонт  автомобильных  шин»  учитываются расходы:

     -  заработная  плата  с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия (учитываются в составе элемента «Затраты на оплату труда»);

     -  отчисления  на социальное и медицинское страхование, в Пенсионный фонд  и  фонд  занятости  населения  от  затрат  на оплату труда рабочих, занятых  ремонтом  шин  (учитываются  в  составе  элемента «Отчисления на социальные нужды»);

     -   затраты  по  снятию  и  установке  шин  на  колеса  автомобилей, транспортно-заготовительные   расходы   и  наценки  снабженческо-сбытовым организациям;  на  ремонт  шин,  проводимый  на  шиноремонтных заводах по предъявлении  ими  счетов  (учитываются  в составе элемента «Материальные затраты»).

При  образовании ремонтного фонда затраты на восстановление и ремонт автомобильных  шин  включаются  в  его  состав  и  относятся  к  элементу «Остальные прочие затраты».

В статье «Амортизация подвижного состава» учитываются затраты, отнесенные  к  элементу  затрат «Амортизация  основных  фондов»  в части собственного    и   арендованного   подвижного   состава   автомобильного транспорта.

В  статье  «Общехозяйственные  расходы»  (накладные  расходы) учитываются:

     а)  Затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную   заработную   плату   административно-управленческого   и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; отчисления  на  социальные нужды;  расходы на разъезды и служебные командировки работников  аппарата  управления;  на связь (почтово-телеграфные расходы, содержание   АТС   и  коммутаторов,  городских  телефонов,  междугородные переговоры,  радио,  телевидение,  технологические  средства  связи);  на содержание,   ремонт   и   амортизацию   зданий,   сооружений,  инвентаря административно-управленческого   характера;   на   содержание  ВОХР;  на канцелярские   и  типографские  принадлежности  (в  том  числе  стоимость периодических   и   непериодических   малоценных  изданий,  справочников, каталогов);  прочие расходы (по охране труда, оплате услуг вычислительных центров, на комплектование технических библиотек).

При  образовании  на  автотранспортном  предприятии ремонтного фонда затраты    на    ремонт    и    обслуживание    зданий    и    сооружений административно-управленческого  характера  относятся на ремонтный фонд в размерах,  определенных  по нормативам отчислений в ремонтный фонд на эти цели от балансовой стоимости указанных фондов;

     б)  Общепроизводственные  затраты,  включающие:  заработную  плату с

премиями вспомогательных рабочих и учеников, водителей автомобилей, работающих по хозяйственному и техническому   обслуживанию   предприятия,  ремонтных  рабочих  за  время переподготовки  и  повышения  квалификации, соответствующие отчисления на социальное  и медицинское страхование, в Пенсионный фонд,  расходы  на текущий ремонт станочного и другого оборудования, стоимость  пологов,  перевозок  и других предметов такелажа, используемых при   перевозках   грузов;   стоимость   чехлов,  занавесок  и  ковриков, используемых  в автобусах и легковых автомобилях; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства, на командировки водителей, не возмещенные заказчиком;  ремонт  и  обслуживание основных производственных фондов (за исключением  подвижного  состава и фондов административно-управленческого назначения);    на    водоснабжение;   топливо   и   электроэнергию   для технологических   нужд   и   вспомогательные   материалы;  на  содержание автомобилей  хозяйственного и технического назначения (включая заработную плату водителей данных автомобилей); расходы на рекламу: уплату процентов по   краткосрочным   кредитам;   оплату  услуг  банков  по  осуществлению факторинговых  операций;  приобретение  патентов:  лицензий;  расходы  на патентование    собственных    изобретений;    арендную   плату;   оплату консультационных,  информационных  и  аудиторских  услуг; на приобретение бланков    отчетности,    затраты    на    противопожарные   мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и другие.

          в) Сборы и отчисления, включающие: платежи по страхованию имущества, грузов  и  пассажиров  в  пути;  оплата технических осмотров автомобилей; оплата  стоимости  номерных  знаков; за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпереходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям; за таможенные  процедуры;  местные  регистрационные  сборы  и прочие местные сборы,  уплачиваемые  предприятием  при  выполнении  перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг.

г)  Непроизводительные  затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за  отсутствия  топлива,  запасных  частей,  шин, бездорожья и другие; недостачу  материальных  ценностей  в  пределах  норм естественной убыли; возмещение  ущерба  в  случае  причиненного  увечья,  травмы  работников, пособия в связи с производственным травматизмом и другие. Непроизводственные затраты отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены.

 

 

Для организации, осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.

К перевозочным документам относится, прежде всего, товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, оформляется грузоотправителем.

   Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов - товарного и транспортного.  Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.

Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем - заказчиком автотранспортных услуг с организацией - владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.

Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций. Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.

Для организации, осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.

Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.

ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Как правило, ТТН выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада. Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ. Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации. Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

2. В строке "Режим работы" записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

3. В строке "Колонна, бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

4. В строке "Водитель" записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке "Табельный номер" записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

5. В строке "Колонна, бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель. В строке "Автомобиль" записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

6. В строке "Водитель" записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке "Табельный номер" записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

7. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

8. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

10. В разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

11. В графе 17 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

12. В графах 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

13. В графе 20 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

14. В графе 21 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

15. В графе 22 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

16. В графе 23 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика. Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

17. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

18. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

В разделе "Движение горючего" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

В разделе "Движение горючего" в графе 10 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

В строке "Подпись механика" механик КПП и ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке "Подпись водителя" водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

3. Анализ доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в сфере услуг

3.1 Методика анализа доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности (в сфере услуг)

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

Управляя издержками производства можно управлять размером прибыли в соответствии с планами организации. Это означает, что прибыль – величина зависимая и ее можно максимизировать, проведя соответственный факторный анализ элементов, от которых зависит размер прибыли.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.[5]

На формирование прибыли до налогообложения оказывают влияние многие факторы. Факторный анализ доходов и расходов преследует две основные цели:

1) повышение доходов - проводится:

-         анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичность производства и продаж;

-         достаточность и эффективность диверсификации производственной деятельности;

-         анализ эффективности ценовой политики;

-         оценка влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж;

-         сезонность производства и продаж,

-         расчет критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п.

Результаты анализа оформляются в виде традиционных аналитических таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

2) снижение расходов - подразумевает планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

 Причинами абсолютного уменьшения доходов от обычных видов деятельности могут быть:

-         снижение натуральных объемов продаж товаров, работ, услуг в связи со снижением спроса (насыщением рынка), появлением на рынке аналогичных конкурирующих (более качественных или более дешевых) товаров, работ, услуг;

-         снижение рыночного уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги или индивидуальное снижение цен, вызванное условиями конкуренции.

Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимости единицы продукции при изменении любой производственной ситуации.

Такую возможность дает системный подход к анализу деятельности предприятия с применением факторных моделей. Этот метод анализа позволяет не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т. е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

1)    Постановка цели анализа.

2)    Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

3)    Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

4)    Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

5)    Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

6)    Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

7)    Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1)                 Влияние изменения выручки от продаж на Rп:

где В1 и В0 – отчетная и базисная выручка;

С1 и С0 – отчетная и базисная себестоимость;

КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2)                 Влияние изменения себестоимости продаж на Rп:

3)           Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж Rп:

4)                 Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Rп:

Совокупное влияние факторов составляет:

Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение сумы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:

, и следовательно, на эту рентабельность (Rч) оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.[6]

3.2 Оценка учета и анализа доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности на предприятии

Анализ доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности  ООО «Крузарус» будем проводить по отчетным данным бухгалтерской отчетной формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1), для чего построим аналитическую таблицу (табл. 2)  

Таблица 2.

Аналитическая таблица для компонентного анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности ООО «Крузарус» за 2002-2003 гг.

 

Показатель

2002 год

2003 год

Темп роста

 

 

тыс. руб.

Уд.вес,%

тыс. руб.

Уд.вес,%

гр.3/гр.1*100

А

Б

1

2

3

4

5

1

Всего доходов и поступлений от реализации

3520

100,0

3603

100

102,36

 

услуг

 

 

 

 

 

2

Себестоимость реализованных услуг

2945

83,7

2950

81,9

100,17

3

Коммерческие расходы

123

3,5

122

3,4

99,19

4

Управленческие расходы

106

3,0

105

2,9

99,06

5

Итого расходов от основного вида

3174

90,2

3177

88,2

100,09

 

деятельности (стр.2+стр.3+стр.4)

 

 

 

 

 

6

Валовая прибыль от основного вида

346

9,8

426

11,8

123,12

 

деятельности (стр.1-стр.5)

 

 

 

 

 

 

Анализируя доходы и расходы от обычного вида деятельности ООО в 2003 году по отношению к 2002 году ООО «Крузарус» можно отметить следующее:

1)    темп роста доходов от грузоперевозок на конец 2003 года составил 102, 36%, что на 2,36% (102,36-100) больше, чем в 2002 году;

2)    себестоимость грузоперевозок практически осталась практически на прежнем уровне;

3)    общие расходы от основного вида деятельности остались на прежнем уровне 100,09%;

4)    коммерческие и управленческие расходы снизились соответственно на 0,81% и 0,94%;

5)    темп роста валовой прибыли за счет снижения темпа роста коммерческих (99,19%) и управленческих (99,06%) расходов составил 123,12%, то есть на 23,12% (123,12-100) больше, чем в 2002 году.

Анализируя структуру расходов от обычного вида деятельности ООО «Крузарус» можно отметить в 2003 году снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг (81,9%), коммерческих расходов (3,4%) и управленческих расходов (2,9%) по отношению к полученной выручке за реализованные услуги по грузоперевозкам (рис. 2)

Рис. 2. Структура расходов от обычных видов деятельности ООО «Крузарус»

Таким образом, на увеличение прибыли от основного вида деятельности ООО «Крузарус» в 2003 году повлияли следующие факторы:

-         снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг на 1,8%;

-         снижение удельного веса коммерческих расходов на 0,1%;

-         снижение удельного веса управленческих расходов на 0,1%.

Далее проведем анализ рентабельности продаж услуг по приведенным в предыдущем разделе формулам (таблица 3).

Таблица 3.

Анализ рентабельности основного вида деятельности ООО «Крузарус»

 

2002 год

2003 год

Темп роста, %

А

1

2

3

Рентабельность продаж услуг

 

 

 

(Прибыль/Выручка )

0,10

0,12

120,29

Чистая рентабельность

 

 

 

(Прибыль чистая/Выручка)

0,07

0,09

121,07

Расчет показал, что темп роста рентабельности продаж услуг в 2003 году составил 120,29% по отношению к 2002 году, темп роста чистой рентабельности составил 121,07%.

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществим следующие расчеты.

1) Влияние изменения выручки от продаж услуг на рентабельность продаж (Rп)

                     3603-2945-123-106      3520-2945-123-106

D Rп(в) =(                                     -                                     ) * 100 = 2,1%

                                       3603                           3520

2) Влияние изменения себестоимости продаж услуг на рентабельность продаж

                   3603-2950-123-106      3603-2945-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = -0,1%

3603                               3603

3) Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж

                   3603-2950-122-106      3603-2950-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = 0%

3603                               3603

4) Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж

                   3603-2950-122-106      3603-2950-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = 0%

3603                               3603

Как видно из произведенного расчета, наибольшее влияние на рост рентабельности от продаж услуг  в 2003 году оказал рост выручки (2,1%), а наименьшее – себестоимость услуг (-0,1%).

Список литературы

1.     Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая), (в ред. от 10.01.2003), (Главы 1 -12, статьи 1 - 208)

2.     Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ Об акционерных обществах (в ред. от 27.02.2003)

3.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

5.     Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

6.     Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/01»

7.     Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных  средств" ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002)

8.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

9.     Приказ Минфина РФ от 15 июня 1998 г. N 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/98  (ред. от 24.03.2000)

10.                      Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)

11.                      Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000

12.                      Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2000.

13.                      Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.

14.                      Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

15.                      Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001. – С 56-59

16.                      Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

17.                      Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО Финстатининформ, 1999.

18.                      Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 24. – С. 31-35.

19.                      Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.

20.                      Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

21.                      Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998.

22.                      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

23.                      Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 

24.                  Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.

25.                      Огиренко Е.А. Учетная политика на 2004 год // Главбух. – 2004. – № 2. – С. 23-31.

26.                      Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

27.                      Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности//Бухгалтерский учет. М.: 2002. №5, с. 68-72.

28.                      Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003.

29.                      Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003.


[1] Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н). – п. 11           

[2] То же, п.12

[3] То же п.5

[4] Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг)предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтранса РФ 29 августа 1995 г.)

[5] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с. 30

[6] Ковалев А.И., Привалов В.П. анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – с. 94-95.