Содержание










Введение. 2

1. Компоненты индивидуального здоровья. 3

2. Связь здоровья и образа жизни. 4

3. Проблемы здоровья. 5

4. Существует ли панацея от всех болезней. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

 

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот).

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано, что: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта комплексной характеристики этого состояния организма.

Наиболее полно характеристика понятия  здоровья дана в определении одного из основоположников валеологии В.П.Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить  систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Основными показателями здоровья являются следующие признаки:

1.     Иммунная защита и неспецифическая устойчивость;

2.     Уровень и гармоничность физического развития;

3.     Функциональное состояние организма и его резервные возможности;

4.     Уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;

5.     Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Таким образом, индивидуальное здоровье – комплекс множества взаимосвязанных элементов человека и окружающего мира. Поэтому целью работы является рассмотрение основных проблем индивидуального здоровья человека с точки зрения валеологии.

 

1. Компоненты индивидуального здоровья

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья[1]:

1.     Соматическое (телесное) здоровье – текущее состояние органов и систем органов человека.

2.     Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.

3.     Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.

4.     Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах развития.

Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями и биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты и определяет в значительной мере духовность человека.

В упрощенном, в то же время обобщенном, виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – я могу; для психического здоровья – я хочу; для нравственного здоровья – я должен.

Следовательно, понятие здоровье имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, у многих (особенно у молодых) людей, когда они еще здоровы, нет понимания необходимости в сохранении и укреплении здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает здоровье, а лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем.

2. Связь здоровья и образа жизни

В настоящее время доказано, что в целом здоровье человека  во многом определяется его образом жизни. И все проблемы, связанные с индивидуальным здоровьем есть следствие образа жизни индивида. 

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

 Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим и объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.[2]

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей ( преимущественно социологическая категория).

 Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который адаптируется психология и психофизиология личности  (социально-психологическая категория).

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного ( индивидуального) и общественного здоровья.


3. Проблемы здоровья

Проблемы здоровья волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры.

Древние философы Аристотель, Гиппократ. Которые были известными фармакологами, проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику "движения кладовой жизни", а философ Платон писал: "Гимнастика есть целительная часть медицины". Не зря же гласит восточная мудрость "У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все"[3].

Здоровье человека закладывается в детстве, поэтому для начала рассмотрим проблемы здоровья детей. Детский и юношеский возраст - это уникальное время для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления человека об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Важнейшее значение имеет сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья человека начиная уже с малого возраста.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" основным принципом является: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности[4]. В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем закрепилось право в выборе самостоятельной программы из комплекса вариативных программ. С целью защиты человека от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования было подготовлено методическое письмо. "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации". В нем говорилось "... программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья, их физическое развитие".

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. По данным Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой 75% болезней взрослых заложены в детстве. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40% детей младшего и 20-30% детей старшего дошкольного возраста - неврологические проявления; 30-40% - со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % - со стороны носоглотки, 10-235- аллергические реакции; 10-25% - со стороны сердечно-сосудистой системы. И только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По данным Минздрава медпрома и Госкомэпиднадзора России лишь14% детей школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания[5]. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

В последние десятилетие все большее внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Излишнего шума и нервозности в детском саду из-за "заорганизованости" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: "Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма". Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно влечет к ухудшению здоровья ребенка. (М.Ю Кистовская, П.К. Анохин, Л.З. Неверович). Кроме того, нарушена структура полноценного питания детей.

По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца века сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства и ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь - увеличению роста и веса и тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонне развитие ребенка. Формируется и развивается его внутренний мир - его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать явления, происходящие в природе и внешнем окружающем мире. Получают понятия о времени, пространстве, безопасности, строении своего тела, продолжительности движений и т д[6]. Они учатся наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать, приобретают опыт творческой деятельности. Так же перевоплощаются, имитируют движения, расслабляются. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям выполнять умственную деятельность. В то же время занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, нравственного поведения. В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру или выполняя физические упражнения, тренируются волевые черты характера. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, формируют представления о красивом. Красота гармонично развитого тела человека обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способностей. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности. Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Эффективность решения задач физического воспитания обеспечивает целостность двигательного режима.

Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи. П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов - физическому развитию, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина - проблемой физического развития дошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете, - отношение государства к проблемам материнства и детства

Мы придерживаемся определения здоровья, который дал Ю.Ф. Змановский: "Здоровье - это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям"[7]. Такое определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый может оказаться. Учитывая особенности дошкольного возраста, мы можем говорить о воспитании у детей основ такой веры, т.е. основ здорового образа жизни. Исходя из определений, данных разными учеными, здоровым можно назвать лишь того человека, который способен к деятельности, творчеству, к полноценному выполнению различных функций, к развитию способностей. Болезненный, физически слабо развитый ребенок внешне отличается от сверстников, обычно отстает от детей во многих видах деятельности - игре, учебе, рисовании и т.п. Отмечается, что, в отличие от здорового ребенка, у него хуже память, внимание, воображение, он быстрее утомляется. Все это сказывается в дальнейшем на школьном обучении. Поскольку ребенок в детском саду находится значительную часть времени, то задача всех работников детского сада, включая педагогов, - заботиться о его здоровье. Безусловно, состояние ребенка и его здоровье зависят от многих факторов - социальной, природно-климатической среды, наследственности, воспитания. Профессор Ю.С.Николаев считает, что есть немало естественных средств, способствующих физическому и духовному оздоровлению человека:. Будучи опытным психотерапевтом, профессор Ю.С.Николаев хорошо знает, сколь важны резервы человеческого духа. Он считает, что все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же основная причина "болезни цивилизации" - это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного действия стрессов. Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физкультура. Есть и другой способ разрядки стрессовых ситуаций - это смех. Юмор - это великолепное средство от плохого настроения. Создание хорошего настроения, пожалуй, наиболее действенная мера профилактики нервозных заболеваний. Исследования последних лет также показали, что на эмоциональную сферу деятельности оказывают влияние и биоритмы. Таким образом, существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей.


4. Существует ли панацея от всех болезней

Есть основное правило здоровой и полноценной жизни – человек должен жить в соответствии с законами природы и бытия. Как говорится: «Незнание законов не освобождает от ответственности». Так и мы несем ответственность за полноту нашего развития в соответствии с общественными нормами общежития и универсальными законами, по которым эволюционирует жизнь макро- и микрокосмоса.

Известно, что традиционными методами лечения, к сожалению, возможно лишь приостановить течение заболевания, хирургическое же удаление пораженных частей организма нарушает гармонию – баланс в обменных процессах, что опять таки приводит к появлению новых очагов воспалительных процессов или болезней. И даже фитотерапия, гомеопатия, народные и нетрадиционные способы исцеления лишь приостанавливают течение заболевания или «переключают» искажения в другую часть организма, ибо причина, как несовершенный образ жизни не устраняется.

После 28 лет большинство людей постепенно «начинают работать на аптеку». И причиной этого является неправильное питание, и искаженный образ жизни, и нежелание человека отказаться от привычных стереотипов мышления. Но все же главной причиной является незнание Законов развития жизни, что не освобождает от ответственности за их исполнение.          

Как же стать полноценно здоровым человеком? Посредством стимуляции всестороннего развития и сотворчества человека в окружающем мире происходит стимуляция желез эндокринной системы, которые инициируют работы всего организма и систем, связанных с ними. Так, методы групповой психотерапии и сотворчества дают возможность регенерировать ткани клеточных структур пораженных органов и качественно улучшить состояние здоровья.

Готовность человека к преображению есть способность человека осознать то, что он является неотъемлемой частью единого планетного организма – коллективного разума или группового сознания, обладающего коллективным энергоинформационным полем. Будучи же клеткой великой планетной жизни, человеку надлежит осознать свою миссию на Земле. Когда же человек, как часть единого организма, устремится исполнить назначенное ему, тогда и энергия единой жизни Земли войдет в человека, наделив его созидательной силой. Тогда же человечество преобразится и физическое здоровье индивида станет нормой жизни.

Аналогия тому – взаимодействие клеток в организме человека. Если клетка организма не исполняет цель поддержания единых обменных процессов, то она будет удалена из организма и заменена другой, способной обеспечить здоровье организма.

Таким образом, наиболее целесообразным методом оздоровления и профилактики является групповая практика расширения сознания и сотворчества, основанная на применении универсальных законов организации и управления материей мира. Именно групповые методы оздоровления  станут единственным способом  создания нового уровня управления обменными процессами и средством разрешения всех проблем индивидуального здоровья.


Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены проблемы индивидуального здоровья, сущность здорового образа жизни, его компоненты и связь со здоровьем.

  Можно заключить, что в настоящее время доказано, что в целом здоровье человека  во многом определяется его образом жизни. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Проблемы человеческого здоровья также напрямую зависят от образа жизни.  Залог здоровья в том, чтобы поменять отношение индивида к миру, т.е. от потребительского отношения к творческо-созидательному.

Для того чтобы разрешить многие острые проблемы, связанные со здоровьем целесообразна разработка и реализация  специальных школьных и вузовских программ валеологической направленности. Систематическим, объединяющим и стимулирующим началом  образовательного процесса должна стать разработка студентами и сотрудниками  личностно ориентированной, индивидуальной, перспективной по времени программы оздоровления.

Целевой установкой образования в области  валеологии должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формированию потребности в физическом  самосовершенствовании.

 Если же  физическое воспитание будет замкнуто лишь на двигательной деятельности, и не будет целенаправленно воздействовать на духовное развитие, то, наряду с положительными нравственными качествами, оно может формировать асоциальное поведение и эгоистические устремления личности. Большой ущерб  наносит приоритет нормативного подхода в построении учебного процесса, когда во главу угла ставится не личность  занимающегося, а его показатели, характеризующиеся  лишь контрольными нормативами и это не способствует приобщению занимающихся к сфере валеологии.

Список литературы


1.     Закон Российской Федерации "Об образовании" – Справочная система Гарант.

2.     Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: Инфра-М, 1999.

3.     Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

4.     Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Здоровье. - 1999. - № 10.

5.     Хухлаева Д.В. Эликсир жизни. - М.: Просвещение, 1994.


 



[1] Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 27.

[2] Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000. – с. 14.

[3] Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Здоровье. - 1999. - № 10. – с. 41.

[4] Закон Российской Федерации "Об образовании" – Справочная система Гарант. – ст. 2.

[5] Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 57.

[6] Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000. – с. 172.

[7] Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Здоровье. - 1999. - № 10. – с. 44.