ТЕМА 2. Государственная инвестиционная политика

Содержание

1.Государственное регулирование  инвестиционной деятельности в РФ.

2.Финансово – кредитные методы активизации инвестиционной деятельности.

3.Порядок осуществления, прекращения и  приостановления инвестиционной деятельности.

Список использованной литературы















1.Государственное регулирование  инвестиционной деятельности в РФ.

Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, существуют следующие  формы и методы государственного регулирования ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:

1.  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

2.  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амор­тизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специаль­ных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджет­ных источников финансирования жилищного строительства и строи­тельства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществ­лении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпа­ми инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных про­ектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностран­ными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируе­мых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъ­ектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевоору­жения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указан­ного перечня определяется Правительством Российской Федерации; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюд­жета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российс­кой Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных про­ектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соот­ветствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собствен­ности соответствующей части акций создаваемого акционерного обще­ства, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствую­щих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной вла­сти соответствующих субъектов Российской Федерации; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудо­вания, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюдже­та развития Российской Федерации); разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществ­ления контроля за Их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановлен­ных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государ­ственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации:

Согласно выше указанного закона существует следующий порядок принятия решений об осуществлении государ­ственных капитальных вложений:

1.  Решения об осуществлении государственных капитальных вло­жений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.  Расходы на финансирование государственных капитальных вло­жений предусматриваются:

·                    в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целе­вых программ, а также на основании предложений Президента Россий­ской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

·                    в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проек­тов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производят­ся в соответствии с законодательством Российской Федерация в поряд­ке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерально­го бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4.  Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Россий­ской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Феде­рации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют регио­нальные инвестиционные программы.

5.  Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с ино­странными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6.  Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответ­ствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

7.  Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществля­ют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствую­щими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финан­сирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предот­вращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отве­чает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств феде­рального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федера­ции, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохо­зяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат госу­дарственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то орга­нами государственной власти. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.

2.Финансово – кредитные методы активизации инвестиционной деятельности

Создание государством благоприятных условий для роста инвес­тиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства на новом этапе экономических реформ, является денежно-кредитная сфера.

Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетизации экономики, ликвидацию диспропор­ций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановление платежной системы, дедолларизацию и повышение роли националь­ной валюты. Рост монетизации экономики может быть достигнут путем огра­ниченной денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности ее инфляционных последствий следует учитывать, что ин­фляция инициируется не только эмиссионными, но и другими фак­торами. Поэтому борьба с ней не сводится только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь — обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетизации реального сектора российской экономики вы­ступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором. Основным условием предупреждения инфляционных последст­вий денежно-кредитной эмиссии является разработка и запуск меха­низмов, направленных на изменение макроэкономических условий и гарантирующих ориентацию денежных потоков на поддержку про­изводства. При таком подходе объем эмиссии определяется объек­тивным спросом на деньги производственного сектора экономики за вычетом средств, перемещающихся на финансовый рынок.

При определении параметров прироста целевого расширения де­нежной массы особое значение приобретает учет структуры денеж­ного предложения. Различные каналы денежной эмиссии имеют не­одинаковую чувствительность к инфляции. В этой связи расширение денежного предложения может осуществляться через рефинансиро­вание банков путем учета векселей нефинансовых предприятий и це­левого направления эмитированных средств на финансирование про­изводственных инвестиций. Еще менее инфляционным каналом эмиссии является финансирование производственных инвестиций через государственные институты развития.

Важным инструментом целевого регулирования денежных пото­ков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так, с целью активизации инвестирования поддержка произ­водств и проектов, признанных приоритетными, может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льгот­ных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции. Опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что ре­гулирование процентных ставок выступает весьма действенным ме­тодом повышения роста деловой активности в фазе кризисов, при углублении неравновесного состояния экономических систем. С до­стижением экономического равновесия и сбалансированного разви­тия производственного и финансового секторов необходимость госу­дарственного вмешательства в экономику в целом уменьшается, со­ответственно снижается роль государственного воздействия на дина­мику процентных ставок денежного рынка.

Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становится не­достаточным для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, сдержи­вание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой стороны, наращивание инвестиционной актив­ности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе в области целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту — уменьшается. Это под­тверждается анализом практики преодоления структурных депрессий в странах Западной Европы и США, послевоенного восстановления Японии, Франции и Германии.

Государственное регулирование процентных ставок применялось как в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоен­ного развития Японии, в течение длительного времени во Франции, при проведении так называемого нового курса Рузвельта в США), так и в ряде развивающихся стран, демонстрирующих устойчиво вы­сокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Вос­точной Азии и др.). Значительные масштабы накопления, обеспечи­вающие возможность повышения темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики ак­тивного воздействия на уровень процентных ставок в интересах раз­вития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности путем создания государственных банков развития, ссудо-сберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной по­литики для негосударственных банков, ставок льготного налогообло­жения.

Во многих развивающихся странах устойчивый рост экономики во многом обусловлен тем, что основную часть денежных потоков удалось локализовать в государственных банках, которые размещали мобилизованные сбережения и кредитные ресурсы в производствен­ные инвестиции в соответствии с заданными приоритетами социально-экономического развития и по регулируемым процентным став­кам. В российской экономике, характеризующейся несбалансирован­ной структурой и затяжным кризисом, преодоление инвестиционного спада и восстановление инвестиционной активности невозможно без целенаправленного регулирования государством денежных потоков и процентных ставок. Лишь при достижении устойчивого роста эко­номики роль государственного воздействия на финансовые рынки в целом должна уменьшаться.

Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, рас­ширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Одной из первоочередных задач современного этапа является пол­ное восстановление платежной системы, ограничение бартерных сде­лок, вытеснение из обращения огромной массы платежных средств, которые не могут служить полноценным ресурсом для формирования потенциала накоплений. Основными способами ее решения могут быть проведение взаимозачетов, переход к рефинансированию ком­мерческих банков на основе переучета коммерческих векселей, орга­низация эмиссии и налаживание обращения складских свидетельств, закладных и иных разрешенных законом платежных инструментов, удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирова­ния основного и оборотного капитала, секьюритизация просрочен­ной задолженности. Секьюритизация просроченной задолженности предприятий может проводиться путем выпуска коммерческих векселей и склад­ских обязательств, имеющих соответствующее товарное наполнение. При этом решение проблемы неплатежей должно быть совмещено с расширением предложения на товары отечественного производства и инициированием спроса на них. Значительную роль при этом могли бы сыграть региональные маркетинговые центры, функционирование которых способствовало бы проведению сделок между предприятия­ми на основе аккумулирования информации о рынке продукции и размещения заказов.

Решение проблемы неплатежей на неинфляционной основе, вы­ступая одним из направлений оздоровления денежного обращения, является важнейшим условием роста производства и инвестиций. Кроме того, для повышения эффективности системы регулирования денежного обращения и исключения возможностей активизации эмиссионных механизмов, не сопровождающихся расширением предложения товаров, необходимо обеспечить усиление валютного регулирования и контроля, нацеленное на пресечение нелегального вывоза капитала и вытеснение иностранной валюты из внутриэкономического оборота.

В последние годы в российской экономике наметились положи­тельные сдвиги в структуре денежного предложения, связанные с не­которым уменьшением доли наличных денег в обращении и доли не­денежных форм расчетов. Нейтрализация эффекта вытеснения част­ного спроса на кредитные ресурсы государственным посредством ре­организации условии размещения государственных ценных бумаг, контролируемое целевое расширение денежной массы (при обеспе­чении превышения темпов роста денежной массы над темпами роста инфляции) обусловили снижение уровня процентных ставок. Банк России (пока в качестве эксперимента) приступил к рефинансиро­ванию коммерческих банков на основе переучета векселей финансово устойчивых предприятий. Создание механизмов притока капитала в производственный сек­тор является важной составляющей эффективной организации де­нежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения произ­водства инвестиционными источниками в наибольшей степени пред­ставлен лишь один — собственные средства предприятий. Роль кре­дитной системы и фондового рынка в механизме трансформации сбе­режений в производственные инвестиции, как показал предшествую­щий анализ, не является существенной.

3.Порядок  осуществления, прекращения  и приостановления  инвестиционной деятельности

Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, под инвестициями понимается  - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе  имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты  предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельности  - вложение инвестиций  и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного  полезного эффекта.

Объектами капитальных вложений  в РФ являются находящиеся в частной собственности, государственной, муниципальной и иных  формах собственности различные виды вновь создаваемого и  модернизируемого  имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Запрещаются  капитальные вложения  в объекты, создание  и использование которых не соответствует  законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи  объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ  с использованием собственных и привлеченных средств, в соответствии с законодательством РФ.  Инвесторами могут быть  физические и юридические  лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие  статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления,  а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики – уполномоченные на то инвесторами  физические и юридические лица, которые  осуществляют  реализацию инвестиционных проектов. При этом они  не вмешиваются в предпринимательскую  и иную  деятельность других  субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено   договором между ними. Заказчиками  могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется  правами  владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период их полномочий, которые установлены договором и государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Подрядчики – физические и юридические  лица, которые выполняют  работы по договору подряда или по государственному  контракту. Подрядчики обязаны иметь лицензию на  осуществление  ими тех видов деятельности, которые  подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать  функции  двух и более  субъектов, если иное  не установлено договором  или государственном контрактом.

Инвесторы имеют равные права на: осуществление инвестиционной деятельности  в форме капитальных вложений; самостоятельное определение  объемов и направлений капитальных вложений, а также  заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; владение, пользование, распоряжение  объектами капитальных вложений и результатами  осуществленных капитальных вложений; передачу по договору или государственному контракту  своих прав на осуществление  капитальных  вложений  и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного  самоуправления  в соответствии с законодательством РФ; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств  со средствами  других инвесторов в целях совместного  осуществления капитальных вложений на основе договора и в соответствии с законодательством РФ

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельности  в соответствии  с международными договорами РФ, федеральными законами  и иными нормативными  актами РФ, законами субъектов РФ, а также установленными в установленном порядке  стандартами; исполнять  требования, предъявляемые  государственными органами  и их должностными лицами, не противоречащие  нормам законодательства РФ; Исполнять требования, предъявляемые государственными  органами и их должностными лицами, не противоречащие  нормам законодательства  РФ; использовать средства, направляемые на  капитальные вложения, по целевому назначению.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности  осуществляются на основе договора или государственного контракта. Условия договоров или государственных контрактов, заключенных между  субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Финансирование капитальных вложений инвесторами осуществляется за счет собственных  или привлеченных средств.

Государство  гарантирует  всем субъектам  инвестиционной деятельности  независимо от  форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении  инвестиционной деятельности; гласность в  обсуждении инвестиционных проектов; право обжалования  в судебном порядке любых решений, действий  органов государственной власти, органов местного самоуправления  и их должностных лиц; стабильность  прав субъектов инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.

Капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного  и равноценного возмещения  государством убытков, причиненных субъектам  инвестиционной деятельности, в соответствии с  Конституцией РФ; реквизированы по решению государственных  органов  в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Страхование  капитальных вложений осуществляется  в соответствии с  законодательством РФ. В случае нарушений требований законодательства РФ, условий договора или государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности  несут ответственности  в соответствии с законодательством  РФ. Споры связанные с  инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке установленном законодательством РФ, международными договорами РФ.

Прекращение или приостановление  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, производится  в порядке установленном законодательством РФ. Порядок возмещения  убытков субъектам  инвестиционной деятельности  в случае прекращения  или приостановления  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений  определяется законодательством Российской Федерации  и заключенными договорами или государственными контрактами.

Вариант 8

Определить экономическую эффективность по предлагаемому проекту обновления оборудования с использованием дисконтирования денежных потоков.

Таблица 3. Исходные данные.

год

Платежи и поступления, т.р.

0

-2100

1

+400

2

+300

3

+500

4

+900

5

+900

Ставка дисконтирования – 16%

Таблица 4.Коэффициенты дисконтирования для  Е=16%.

Период

0

1

2

3

4

5

Значение коэффициента

1

0,862

0,734

0,6406

0,5523

0,4761

1.Чистый дисконтированный доход

ЧДД = - åI* 1/(1+E)t +åCF * 1/(1+E)t

I –затраты на инвестиции

t- продолжительность расчетного периода

CF – чистый денежный доход за период эксплуатации

Е – норма дисконта

ЧДД=-2100+400*1/1,16+

 +300*1/1,162+500*1/1,163+900*1/1,164+900*1/1,165= -2100+1811= -289

2.Индекс рентабельности

PI=åCF * 1/(1+E)t   :    åI* 1/(1+E)t

PI=1811/2100=0,86232

Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным

РР(без учета коэффициента дисконтирования):400+300+500+900=2100 следовательно срок окупаемости равен 4 года.

РР(с учетом коэффициента дисконтирования) 400*1/1,16+

 +300*1/1,162+500*1/1,163+900*1/1,164+900*1/1,165=1811<2100, следовательно проект не окупается

Построим графическую зависимость ЧДД от нормы дисконта. По оси (Х) отложим значение нормы дисконта – 16,10 по оси (У) значение ЧДД. Значение Е, при котором ЧДД равно «0» и является внутренней нормой  доходности – ВНД.

Таблица 5. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 10%

Период

0

1

2

3

4

5

Значение коэффициента

1

0,909

0,826

0,75

0,68

0,62


ЧДД=-2100+363,6+247,8+375+612+558= 56,4







 

























                       Рисунок 1.Зависимость ЧДД от нормы дисконта.


Судя по графику ВНД проекта равна 11%

 Судя по приведенным расчетам реализация данного проекта является невыгодной, так как  ЧДД проекта, то есть доход от проекта за вычетом первоначальных вложений с учетом временного фактора является отрицательной величиной, значение индекса рентабельности меньше единицы, что свидетельствует  о неэффективности проекта, к тому же для данного проекта ВНД  меньше   нормы дисконта, что еще раз говорит о его неэффективности. Проект окупается только без учета временного фактора, на  через значительный, по сравнению со сроком реализации проекта  интервал времени, равный 4 года



Список использованной литературы


1.     Бланк. Инвестиционный менеджмент. М., 1998.

2.     Жданов О.А. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000.

3.     Игошин Н.В. Инвестиции. Организация и управления. М.,1999.

4.     Инновационный менеджмент./Под ред. О.М. Ильенкова. М., 1999.

5.     Инновационный менеджмент./Под ред. А.С. Завлина. М., 2002.

6.     Крутик И.П. Инвестиции и экономический рост. М., 2000.

7.     Мертенс А. Инвестиции. – К.,1997.

8.     Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М., 2001.

9.     Холт Р. Планирование инвестиций. – М.,1994.

10.                                      Шарп У.Ф. Инвестиции. – М.,1998.