ТЕМА 2. Государственная инвестиционная политика
Содержание
1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ.
2.Финансово – кредитные методы активизации инвестиционной деятельности.
3.Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности.
Список использованной литературы
1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ.
Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, существуют следующие формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации); разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за Их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Согласно выше указанного закона существует следующий порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений:
1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
· в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
· в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерация в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.
4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.
6. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.
2.Финансово – кредитные методы активизации инвестиционной деятельности
Создание государством благоприятных условий для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства на новом этапе экономических реформ, является денежно-кредитная сфера.
Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетизации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановление платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты. Рост монетизации экономики может быть достигнут путем ограниченной денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности ее инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводится только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь — обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетизации реального сектора российской экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором. Основным условием предупреждения инфляционных последствий денежно-кредитной эмиссии является разработка и запуск механизмов, направленных на изменение макроэкономических условий и гарантирующих ориентацию денежных потоков на поддержку производства. При таком подходе объем эмиссии определяется объективным спросом на деньги производственного сектора экономики за вычетом средств, перемещающихся на финансовый рынок.
При определении параметров прироста целевого расширения денежной массы особое значение приобретает учет структуры денежного предложения. Различные каналы денежной эмиссии имеют неодинаковую чувствительность к инфляции. В этой связи расширение денежного предложения может осуществляться через рефинансирование банков путем учета векселей нефинансовых предприятий и целевого направления эмитированных средств на финансирование производственных инвестиций. Еще менее инфляционным каналом эмиссии является финансирование производственных инвестиций через государственные институты развития.
Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так, с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными, может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции. Опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование процентных ставок выступает весьма действенным методом повышения роста деловой активности в фазе кризисов, при углублении неравновесного состояния экономических систем. С достижением экономического равновесия и сбалансированного развития производственного и финансового секторов необходимость государственного вмешательства в экономику в целом уменьшается, соответственно снижается роль государственного воздействия на динамику процентных ставок денежного рынка.
Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становится недостаточным для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой стороны, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе в области целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту — уменьшается. Это подтверждается анализом практики преодоления структурных депрессий в странах Западной Европы и США, послевоенного восстановления Японии, Франции и Германии.
Государственное регулирование процентных ставок применялось как в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоенного развития Японии, в течение длительного времени во Франции, при проведении так называемого нового курса Рузвельта в США), так и в ряде развивающихся стран, демонстрирующих устойчиво высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.). Значительные масштабы накопления, обеспечивающие возможность повышения темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики активного воздействия на уровень процентных ставок в интересах развития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности путем создания государственных банков развития, ссудо-сберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной политики для негосударственных банков, ставок льготного налогообложения.
Во многих развивающихся странах устойчивый рост экономики во многом обусловлен тем, что основную часть денежных потоков удалось локализовать в государственных банках, которые размещали мобилизованные сбережения и кредитные ресурсы в производственные инвестиции в соответствии с заданными приоритетами социально-экономического развития и по регулируемым процентным ставкам. В российской экономике, характеризующейся несбалансированной структурой и затяжным кризисом, преодоление инвестиционного спада и восстановление инвестиционной активности невозможно без целенаправленного регулирования государством денежных потоков и процентных ставок. Лишь при достижении устойчивого роста экономики роль государственного воздействия на финансовые рынки в целом должна уменьшаться.
Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.
Одной из первоочередных задач современного этапа является полное восстановление платежной системы, ограничение бартерных сделок, вытеснение из обращения огромной массы платежных средств, которые не могут служить полноценным ресурсом для формирования потенциала накоплений. Основными способами ее решения могут быть проведение взаимозачетов, переход к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета коммерческих векселей, организация эмиссии и налаживание обращения складских свидетельств, закладных и иных разрешенных законом платежных инструментов, удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования основного и оборотного капитала, секьюритизация просроченной задолженности. Секьюритизация просроченной задолженности предприятий может проводиться путем выпуска коммерческих векселей и складских обязательств, имеющих соответствующее товарное наполнение. При этом решение проблемы неплатежей должно быть совмещено с расширением предложения на товары отечественного производства и инициированием спроса на них. Значительную роль при этом могли бы сыграть региональные маркетинговые центры, функционирование которых способствовало бы проведению сделок между предприятиями на основе аккумулирования информации о рынке продукции и размещения заказов.
Решение проблемы неплатежей на неинфляционной основе, выступая одним из направлений оздоровления денежного обращения, является важнейшим условием роста производства и инвестиций. Кроме того, для повышения эффективности системы регулирования денежного обращения и исключения возможностей активизации эмиссионных механизмов, не сопровождающихся расширением предложения товаров, необходимо обеспечить усиление валютного регулирования и контроля, нацеленное на пресечение нелегального вывоза капитала и вытеснение иностранной валюты из внутриэкономического оборота.
В последние годы в российской экономике наметились положительные сдвиги в структуре денежного предложения, связанные с некоторым уменьшением доли наличных денег в обращении и доли неденежных форм расчетов. Нейтрализация эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным посредством реорганизации условии размещения государственных ценных бумаг, контролируемое целевое расширение денежной массы (при обеспечении превышения темпов роста денежной массы над темпами роста инфляции) обусловили снижение уровня процентных ставок. Банк России (пока в качестве эксперимента) приступил к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета векселей финансово устойчивых предприятий. Создание механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один — собственные средства предприятий. Роль кредитной системы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции, как показал предшествующий анализ, не является существенной.
3.Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности
Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, под инвестициями понимается - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельности - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и привлеченных средств, в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период их полномочий, которые установлены договором и государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.
Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или по государственному контракту. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором или государственном контрактом.
Инвесторы имеют равные права на: осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; владение, пользование, распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору или государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основе договора и в соответствии с законодательством РФ
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельности в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами субъектов РФ, а также установленными в установленном порядке стандартами; исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ; Исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора или государственного контракта. Условия договоров или государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Финансирование капитальных вложений инвесторами осуществляется за счет собственных или привлеченных средств.
Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжалования в судебном порядке любых решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.
Капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ; реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В случае нарушений требований законодательства РФ, условий договора или государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственности в соответствии с законодательством РФ. Споры связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке установленном законодательством РФ, международными договорами РФ.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке установленном законодательством РФ. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами или государственными контрактами.
Вариант 8
Определить экономическую эффективность по предлагаемому проекту обновления оборудования с использованием дисконтирования денежных потоков.
Таблица 3. Исходные данные.
год |
Платежи и поступления, т.р. |
0 |
-2100 |
1 |
+400 |
2 |
+300 |
3 |
+500 |
4 |
+900 |
5 |
+900 |
Ставка дисконтирования – 16%
Таблица 4.Коэффициенты дисконтирования для Е=16%.
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Значение коэффициента |
1 |
0,862 |
0,734 |
0,6406 |
0,5523 |
0,4761 |
1.Чистый дисконтированный доход
ЧДД = - åI* 1/(1+E)t +åCF * 1/(1+E)t
I –затраты на инвестиции
t- продолжительность расчетного периода
CF – чистый денежный доход за период эксплуатации
Е – норма дисконта
ЧДД=-2100+400*1/1,16+
+300*1/1,162+500*1/1,163+900*1/1,164+900*1/1,165= -2100+1811= -289
2.Индекс рентабельности
PI=åCF * 1/(1+E)t : åI* 1/(1+E)t
PI=1811/2100=0,86232
Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным
РР(без учета коэффициента дисконтирования):400+300+500+900=2100 следовательно срок окупаемости равен 4 года.
РР(с учетом коэффициента дисконтирования) 400*1/1,16+
+300*1/1,162+500*1/1,163+900*1/1,164+900*1/1,165=1811<2100, следовательно проект не окупается
Построим графическую зависимость ЧДД от нормы дисконта. По оси (Х) отложим значение нормы дисконта – 16,10 по оси (У) значение ЧДД. Значение Е, при котором ЧДД равно «0» и является внутренней нормой доходности – ВНД.
Таблица 5. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 10%
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Значение коэффициента |
1 |
0,909 |
0,826 |
0,75 |
0,68 |
0,62 |
ЧДД=-2100+363,6+247,8+375+612+558= 56,4
Рисунок 1.Зависимость ЧДД от нормы дисконта.
Судя по графику ВНД проекта равна 11%
Судя по приведенным расчетам реализация данного проекта является невыгодной, так как ЧДД проекта, то есть доход от проекта за вычетом первоначальных вложений с учетом временного фактора является отрицательной величиной, значение индекса рентабельности меньше единицы, что свидетельствует о неэффективности проекта, к тому же для данного проекта ВНД меньше нормы дисконта, что еще раз говорит о его неэффективности. Проект окупается только без учета временного фактора, на через значительный, по сравнению со сроком реализации проекта интервал времени, равный 4 года
Список использованной литературы
1. Бланк. Инвестиционный менеджмент. М., 1998.
2. Жданов О.А. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000.
3. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация и управления. М.,1999.
4. Инновационный менеджмент./Под ред. О.М. Ильенкова. М., 1999.
5. Инновационный менеджмент./Под ред. А.С. Завлина. М., 2002.
6. Крутик И.П. Инвестиции и экономический рост. М., 2000.
7. Мертенс А. Инвестиции. – К.,1997.
8. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М., 2001.
9. Холт Р. Планирование инвестиций. – М.,1994.
10. Шарп У.Ф. Инвестиции. – М.,1998.