Введение


История средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В ис­торической науке он определяется как эпоха возник­новения, развития и упадка новой социальной струк­туры — феодализма. Примем за рубеж между средни­ми веками и Новым временем первую буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение и доложившую начало новым капиталистическим отношениям в Западной Европе — английскую революцию 1640- 1660гг.

Общая направленность исторического процесса Возрождения, развития и упадка феодализма своеобраз­но осуществлялась в истории разных народов. Так, в средние века произошел процесс выхода различных /^рабских племен на арену всемирной истории и их распространения по огромной части Старого Света — от Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с одной стороны, и до Индонезии — с другой; образовал­ся ряд арабских народностей, создавших свои государ­ства. В истории русского народа средние века были у временем сплочения и объединения ряда восточносла­вянских племен и образования восточнославянского ; государства, которое в XVI в. становится могучей державой, перешагнувшей через Урал и положившей  начало многонациональному объединению.

В средние века в рамках общей истории Восток Долгое время играл передовую роль. На Востоке фео­дализм начал складываться раньше, чем на Западе. Китайская, индийская, арабская, иранская, среднеазиатская культуры в этот период развились раньше, чем на Западе. Однако на Востоке возникли и развились такие условия, которые стали постепенно задерживать исторический процесс, замедлять развитие капитали­стических элементов. В результате в определенный момент центр тяжести в поступательном развитии человечества в Старом Свете стал перемещаться с Востока на Запад. Изучение истории средних веков в мировом масштабе позволяет объяснить ход историчес­кого процесса и в Новое время.

1. Характеристика состояния общества и науки в  период Возрождения


В истории средние века получили крайне проти­воречивую характеристику. Так, гуманисты видели в средних веках (они и дали этот термин «средние века») время темноты и невежества, из которого, как им ка­залось, человечество могло вывести обращение к лу­чезарной древности. В противоположность такой од­носторонней оценке средневекового мира русский философ Н.А. Бердяев указывал на неизмеримо более сложный характер эпохи. «Средние века — самая за­гадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд уже ос­тавлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по аб­солютному, неустанной работы мысли, это эпоха куль­турная и творческая... Эпоха не только самая аскети­ческая, но и самая чувственная ... эпоха эта обостри­ла дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешимые проблемы: прежде всего проблему введения всей действитель­ности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию... Всякому известны тьма и неве­жество средних лет человечества. Но можно ли ска­зать, что была философским безвременьем и темно­той эпоха, в середине которой явился Иоанн Скотт Эриугена, а в конце Майстер Экхарт? Была ли некуль­турна эпоха Данте и Фомы Аквинского? Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков. Напряженное чувство личности, личного спасения (у монашества) и личной чести (у рыцарства) утвержда­лось в эпоху, которую принято считать временем полного порабощения личности». В этой характеристике отмечается динамизм эпохи средних веков, такие важнейшие ее особенности, как огромное влияние религии и церкви, с одной стороны, и в то же время успехи в развитии философии и культуры, подчеркивается своеобразие средневекового человека, его сознания и личности.

Действительно, эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, которыми гордится человечество. Это первые провозвестники еще смутных коммунистических идей (Томас Мюнцер), вожди народных  масс (Уот Тайлер, крестьянское восстание XIV в. в Англии), родоначальники утопического социализма (Томас Мор и Томмазо Кампанелла), великие мыслите­ли и философы (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авицен­на, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), глава Реформации в Герма­нии, реформатор образования, языка М. Лютер, гени­альные поэты и писатели (Омар Хайям, Низами, Дан­те, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес), Выдающиеся художники (Джотто, Рафаэль, Микельанжело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Дюрер, Рубенс, Рембрандт). «Можно вспомнить также готическую архитектуру, зодчество и скульптуру буддийских фёмов, мавританские дворцы и сады. Можно подумать лучезарной поэзии трубадуров и миннезингеров, о рыцарском эпосе и романе, о жизнерадостных, брыз­жущих юмором народных фарсах, о захватывающих массовых зрелищах — мистериях, мираклях и о мно­гом другом, представленном в культуре и Запада, и Востока». Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы средне­вековья, А.Я. Гуревич сделал вывод о том, что в эту эпоху складывается понятие о личности (Боэций — VI в., ф. Аквинский — XIII в., Дуне Скот — XIII в., Дан­те — XIII —XIV вв.). Оно раскрывается исходя из усло­вий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Из этого проистекает, выявляется специфика его личности, в отличие отличности человека Нового времени, не только в плане от­сутствия каких-то черт, но и положительном смысле как обладающей такими чертами, которые позже были утрачены. Личность в средние века не является носи­телем индивидуальных качеств: индивидуальное невы­разимо. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена опреде­ленной общности — сословия, корпорации, социальной группы. Так в арсенале рыцарских черт — мужество, верность, сила; для ремесленника — это добросовест­ность и т. п. Личность демонстрирует типическое, она — «микрокосм социально-культурной системы», по определению известного исследователя А.Я. Гуревича. В то же время у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию. Уже в IX в. ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугена уделяет большое внимание самосознанию. Средством самосоз­нания является внутреннее чувство. В XII в. философ Пьер Абеляр (1079—1142) пишет сочинение испове­дального жанра «История моих бедствий». Эта книга вместе с приложением к ней «Переписки Абеляра и Элоизы» построена на материале глубокого самоана­лиза трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Она помогает проникнуть во внутренний мир человека средневековья, в котором сочетаются лично­стные качества индивида и его надличностные свой­ства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. Как справедливо отмечает исто­рик, книга Абеляра — свидетельство страстного жела­ния заявить миру о своей персоне. В XIII вводится обя­зательная исповедь для каждого верующего — объек­тивный симптом растущего внимания к человеческой личности.

Вначале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения антич­ных авторов-философов, а также естественно-науч­ных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Философ Ж. Маритен назвал сред­ние века периодом теологического империализма.

 Церковь берет на себя оценку истины. «Авторитет 'Священного писания выше всех способностей чело­веческого разума»,— заявлял Августин Блаженный. Перестает существовать природоведение, ибо все естественное предается анафеме. Появляются про­фессора мистики и каббалистики, процветают алхи­мия, астрология. В силу этого время с V в. по XIII в. называют «темными годами». В средние века сложи­ло мусульманское вероисповедание— ислам. Буд­дизм и христианство, которые зародились и получи­ли свое развитие еще в древнем мире, в период средневековья превратились в религии мирового масштаба. Оказалось, что именно феодализм обусло­вил возможность приобретения религией такого ис­ключительного положения.

Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безогово­рочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма. На выступления против идеологической монополии церковь отвечала гонения­ми против еретиков. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.

В области культуры господство церкви выразилось йЧгом, что наиболее распространенным жанром лите­ратуры были жития святых, типичным образцом архи­тектуры — собор, в живописи преобладала икона, в скульптуре — персонажи Священного писания. Но и в индивидуальном сознании религиозная истина высту­пала для каждого человека регуляторным принципом его картины мира.

Специфический характер религии и ее особая роль являются общим фактором истории средних веков всех стран Старого Света. Но при всей общности этого явления нельзя упускать значительные различия в Сферах и степени влияния религии на идеологию и общественную жизнь в разных странах. Так, в Китае буддизм даже во времена своего могущества не играл такой роли в общественной и государственной жизни, какую имело католичество в западноевропейских стра­нах. Просвещение и образование в Китае находилось в руках конфуцианцев, т. е. представителей светского просвещения.

В XI —XIII вв. происходит развитие городов и на­рождение буржуазии. «Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, даже Милан, а также Париж, Брюгге, Гент, Лон­дон ...все они являются творениями средневековья»!. Возникают университеты, которые, однако, в это вре­мя являются опорой схоластов и духовенства. В резуль­тате образование, как и духовная жизнь, вылилось в схоластические диспуты. Знание приобретает дедук­тивно-силлогистический характер. Вместо природы занимались изучением и комментированием текстов Священного писания и некоторых произведений ан­тичности, особенно «Органона» Аристотеля. В диспу­тах по теологическим вопросам оттачивалось мастер­ство диалектики спора, складывался логический аппа­рат рассуждения. Так продолжалось до конца XIV в., пока дух Возрождения не положил конец рационалис­тическим схоластическим абстракциям, а церковь дол­жна была пойти на уступки и объединить этические религиозные идеалы с усиливающимися естественно­научными устремлениями общества.

С XIII в. начинает развиваться научная деятель­ность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светс­кой опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе — естествознание, астрономия и математи­ка. Именно поэтому их развитие имело поистине рево­люционное значение, поскольку было признаком нача­ла освобождения из-под власти религии.

Психология в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положи­тельных знаний о психике резко замедлилось. Изуче­ние душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. «Работа под знаком такого определе­ния цели совершалась в долгий промежуток времени между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400— 1250), отчасти в направлении, наме­ченном Августином и мистическими течениями, отчас­ти в связи с исследованием познавательных процессов».

Вместе с тем накапливается некоторый конкрет­ный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность ара­бов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн Рушд). Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы гречес­кую философию и развила ее дальше, подготовив ма­териализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств есте­ственными причинами, о зависимости психики от ус­ловий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышле­ния с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате. Им являет­ся мозг. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длитель­ность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощу­щением должен пройти известный промежуток време­ни, необходимый для передачи возбуждения по нерв­ным проводникам. Аверроэс «не остановился перед объявлением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов». Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отча­сти утверждению господства аристотелевской психо­логии, ставшего с XIII в. абсолютным».

 

2. Психологические идеи эпохи Возрождения


Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214- 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и на­блюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, по­зволяющее постигать то, чего не может открыть чув­ственное восприятие. У Бэкона дается большой матери­ал о зрительных нервах и зрительном восприятии, ко­торое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Р. Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития мате­риалистических идей средневековой философии.

В XIV в. в Италии начинается новая эпоха — эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений — раннекапиталистических, вновь проявилось влияние античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов — А. Данте (1265- 1321), Ф. Петрарки (1304- 1374), Д. Боккаччо (1313— 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отлича­ет все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818— 1897), в эту эпоху происходит «от­крытие человека». Колюччо Салютати (1331 — 1406) и Леонардо Бруни (1369— 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово человечность как свой­ство человека, которое определяет его человеческое до­стоинство и влечет к знанию.

В их совершенных творениях искусство еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное сливаются в единство. По существу, это по­этическое изображение идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важ­нейшее изобретение XV в.— книгопечатание (1440 год, И. Гутенберг, Германия) — сделало реальной выполне­ние гуманизмом своей просветительской задачи. Гума­нисты занимаются изданием классической античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духов­ной жизни западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как Эразм Роттердамский (1469— 1536). Автор извест­ной сатиры «Похвала глупости» в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению духа. Недостаточно одного только желания освободить­ся от того или иного порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь ...не что иное, как непрерывная борьба ...с великой армией поро­ков. .. ». В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва и знание, прежде всего свя­щенного писания и мудрости древних. Чем богаче эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудро­сти в познании самого себя»3. Оружием человека — христианского воина, по терминологии Эразма, являют­ся средства, направленные на овладение собственными движениями души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной природе психических процессов человека.

 В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представле­ний о человеке является образ Улисса (Одиссея) — смелого первооткрывателя, героя, человека доблестного, ум­ного. Его устами Данте провозгласил новый взгляд на человека.

Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу, к исполнению земного пред­назначения, которым является деятельность — важней­шие черты человека. В концепции гуманистов содер­жится новое понимание соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в един­стве. Человек — существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над живот­ным состоянием: истинно человеческое в нем — от культуры. Гуманистический взгляд на человека поры­вает с аскетизмом, провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия, максималь­ное развитие лучших человеческих качеств.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) раскрыл противо­речивость человека. Человек — это великолепное ору­дие природы, земной бог, но он и жесток и часто нич­тожен в своих помыслах и поступках.

Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве выдающегося итальянского государствен­ного деятеля и политического философа Николо Маки­авелли (1487—1527). Согласно Макиавелли, политичес­кое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы поли­тика — доблести. Во имя достижения поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными оценками. Политика и мораль автоном­ны. Моральные соображения подчинены целям поли­тики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность человека манипулировать дру­гими людьми. Разработана методика выявления макиа­веллизма как характеристики личности.

Глубокий психологический анализ человека содер­жится в произведении французского философа М. Монтеня (1533— 1592) «Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, не­жели я ею?» — вопрошает он. Скептицизм Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия высшего света получили продол­жение в науке Нового Времени.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения яв­ляется возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилосо­фия, свободная от непосредственного подчинения ре­лигии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архи­текторов, которые были также инженерами, математи­ками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединя­лись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам меха­ники, оптики, анатомии и других наук. В условиях соци­альных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в науч­ном объяснении, а не только в наблюдательности, опыт­ности и одаренности, в привлечении на помощь искус­ству оптики и механики, математики, анатомии. Эта

Необходимость отыскания правил для художника пере­листает в работу по открытию законов природы.

XVI в.— время великих открытий в области механи-1Ш астрономии, математики. Н. Коперник (1473— 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548- 1600), Г. Гали­лей (1564— 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководству­ясь предположением, что природа повинуется самым Простым правилам. Необходимо изгнать анимистическое представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV—XVI вв. (открытие Америки X. Колумбом, пер­вое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным.

Постепенно складывается новая научная методо­логия. Средневековая методология имела преимуще­ственно дедуктивно-силлогистический характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних «Взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых 1ЮТИН, не вытекавших из старых авторитетов (Священ­ного писания, творений отцов церкви, трудов Аристо­теля и др.). Гениальные замечания Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию траги­чески погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рауса (1515- 1572), позже Кеплер и Галилей протруби­ли миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись некоторые стороны нового научного ме­тода. Период, охватывающий XVI и XVII вв. (со време­ни публикации «Об обращении небесных сфер» Ко-перника — 1543, и до выхода в свет «Математических Начал натуральной философии» Ньютона— 1687), оз­начал решающий поворотный этап в мышлении запад­ной цивилизации, подорвавший авторитет средневеко­вой науки. Он вошел в историю под названием «науч­ной революции». В то же время выдающийся историк естествознания П. Дюгем в начале XX в. «открыл» сред­невековых предшественников галилеевской физики, наводит на мысль, что рождение современной               науки произошло в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического мыш­ления средних веков к науке XVII в.


















Заключение

Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анато­мии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493—1541) выступил с новой теорией о природе человеческого орга­низма, причинах и методах лечения болезней. В анато­мии Андрей Везалий (1514- 1564) выпустил фундамен­тальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь откры­ваемых частей тела. Итальянские современники Везалия — Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.

Важное значение имели работы врача и мыслите­ля Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о ма­лом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в ана­томии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и исследованиями по экс­периментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.

Так постепенно складывалось познание путем опы­та, которое приходило на смену догмам и схоластике.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). До этого Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий гума­нист, друг Лютера, воспитанный под влиянием Эраз­ма, в своем «Комментарии о душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области препода­вания психологии и господствовал в некоторых немец­ких университетах до середины XVIII в. Испанский гу­манист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492- 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверж­дал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.            





























Список литературы:

1.     Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

2.     Ждан А. Н. История психологии. М., 2002

3.     Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

4.     Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.