Введение
История средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры — феодализма. Примем за рубеж между средними веками и Новым временем первую буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение и доложившую начало новым капиталистическим отношениям в Западной Европе — английскую революцию 1640- 1660гг.
Общая направленность исторического процесса Возрождения, развития и упадка феодализма своеобразно осуществлялась в истории разных народов. Так, в средние века произошел процесс выхода различных /^рабских племен на арену всемирной истории и их распространения по огромной части Старого Света — от Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с одной стороны, и до Индонезии — с другой; образовался ряд арабских народностей, создавших свои государства. В истории русского народа средние века были у временем сплочения и объединения ряда восточнославянских племен и образования восточнославянского ; государства, которое в XVI в. становится могучей державой, перешагнувшей через Урал и положившей начало многонациональному объединению.
В средние века в рамках общей истории Восток Долгое время играл передовую роль. На Востоке феодализм начал складываться раньше, чем на Западе. Китайская, индийская, арабская, иранская, среднеазиатская культуры в этот период развились раньше, чем на Западе. Однако на Востоке возникли и развились такие условия, которые стали постепенно задерживать исторический процесс, замедлять развитие капиталистических элементов. В результате в определенный момент центр тяжести в поступательном развитии человечества в Старом Свете стал перемещаться с Востока на Запад. Изучение истории средних веков в мировом масштабе позволяет объяснить ход исторического процесса и в Новое время.
1. Характеристика состояния общества и науки в период Возрождения
В истории средние века получили крайне противоречивую характеристику. Так, гуманисты видели в средних веках (они и дали этот термин «средние века») время темноты и невежества, из которого, как им казалось, человечество могло вывести обращение к лучезарной древности. В противоположность такой односторонней оценке средневекового мира русский философ Н.А. Бердяев указывал на неизмеримо более сложный характер эпохи. «Средние века — самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая... Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная ... эпоха эта обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешимые проблемы: прежде всего проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию... Всякому известны тьма и невежество средних лет человечества. Но можно ли сказать, что была философским безвременьем и темнотой эпоха, в середине которой явился Иоанн Скотт Эриугена, а в конце Майстер Экхарт? Была ли некультурна эпоха Данте и Фомы Аквинского? Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков. Напряженное чувство личности, личного спасения (у монашества) и личной чести (у рыцарства) утверждалось в эпоху, которую принято считать временем полного порабощения личности». В этой характеристике отмечается динамизм эпохи средних веков, такие важнейшие ее особенности, как огромное влияние религии и церкви, с одной стороны, и в то же время успехи в развитии философии и культуры, подчеркивается своеобразие средневекового человека, его сознания и личности.
Действительно, эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, которыми гордится человечество. Это первые провозвестники еще смутных коммунистических идей (Томас Мюнцер), вожди народных масс (Уот Тайлер, крестьянское восстание XIV в. в Англии), родоначальники утопического социализма (Томас Мор и Томмазо Кампанелла), великие мыслители и философы (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), глава Реформации в Германии, реформатор образования, языка М. Лютер, гениальные поэты и писатели (Омар Хайям, Низами, Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес), Выдающиеся художники (Джотто, Рафаэль, Микельанжело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Дюрер, Рубенс, Рембрандт). «Можно вспомнить также готическую архитектуру, зодчество и скульптуру буддийских фёмов, мавританские дворцы и сады. Можно подумать лучезарной поэзии трубадуров и миннезингеров, о рыцарском эпосе и романе, о жизнерадостных, брызжущих юмором народных фарсах, о захватывающих массовых зрелищах — мистериях, мираклях и о многом другом, представленном в культуре и Запада, и Востока». Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы средневековья, А.Я. Гуревич сделал вывод о том, что в эту эпоху складывается понятие о личности (Боэций — VI в., ф. Аквинский — XIII в., Дуне Скот — XIII в., Данте — XIII —XIV вв.). Оно раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Из этого проистекает, выявляется специфика его личности, в отличие отличности человека Нового времени, не только в плане отсутствия каких-то черт, но и положительном смысле как обладающей такими чертами, которые позже были утрачены. Личность в средние века не является носителем индивидуальных качеств: индивидуальное невыразимо. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности — сословия, корпорации, социальной группы. Так в арсенале рыцарских черт — мужество, верность, сила; для ремесленника — это добросовестность и т. п. Личность демонстрирует типическое, она — «микрокосм социально-культурной системы», по определению известного исследователя А.Я. Гуревича. В то же время у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию. Уже в IX в. ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугена уделяет большое внимание самосознанию. Средством самосознания является внутреннее чувство. В XII в. философ Пьер Абеляр (1079—1142) пишет сочинение исповедального жанра «История моих бедствий». Эта книга вместе с приложением к ней «Переписки Абеляра и Элоизы» построена на материале глубокого самоанализа трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Она помогает проникнуть во внутренний мир человека средневековья, в котором сочетаются личностные качества индивида и его надличностные свойства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. Как справедливо отмечает историк, книга Абеляра — свидетельство страстного желания заявить миру о своей персоне. В XIII вводится обязательная исповедь для каждого верующего — объективный симптом растущего внимания к человеческой личности.
Вначале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественно-научных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Философ Ж. Маритен назвал средние века периодом теологического империализма.
Церковь берет на себя оценку истины. «Авторитет 'Священного писания выше всех способностей человеческого разума»,— заявлял Августин Блаженный. Перестает существовать природоведение, ибо все естественное предается анафеме. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. В силу этого время с V в. по XIII в. называют «темными годами». В средние века сложило мусульманское вероисповедание— ислам. Буддизм и христианство, которые зародились и получили свое развитие еще в древнем мире, в период средневековья превратились в религии мирового масштаба. Оказалось, что именно феодализм обусловил возможность приобретения религией такого исключительного положения.
Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма. На выступления против идеологической монополии церковь отвечала гонениями против еретиков. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.
В области культуры господство церкви выразилось йЧгом, что наиболее распространенным жанром литературы были жития святых, типичным образцом архитектуры — собор, в живописи преобладала икона, в скульптуре — персонажи Священного писания. Но и в индивидуальном сознании религиозная истина выступала для каждого человека регуляторным принципом его картины мира.
Специфический характер религии и ее особая роль являются общим фактором истории средних веков всех стран Старого Света. Но при всей общности этого явления нельзя упускать значительные различия в Сферах и степени влияния религии на идеологию и общественную жизнь в разных странах. Так, в Китае буддизм даже во времена своего могущества не играл такой роли в общественной и государственной жизни, какую имело католичество в западноевропейских странах. Просвещение и образование в Китае находилось в руках конфуцианцев, т. е. представителей светского просвещения.
В XI —XIII вв. происходит развитие городов и нарождение буржуазии. «Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, даже Милан, а также Париж, Брюгге, Гент, Лондон ...все они являются творениями средневековья»!. Возникают университеты, которые, однако, в это время являются опорой схоластов и духовенства. В результате образование, как и духовная жизнь, вылилось в схоластические диспуты. Знание приобретает дедуктивно-силлогистический характер. Вместо природы занимались изучением и комментированием текстов Священного писания и некоторых произведений античности, особенно «Органона» Аристотеля. В диспутах по теологическим вопросам оттачивалось мастерство диалектики спора, складывался логический аппарат рассуждения. Так продолжалось до конца XIV в., пока дух Возрождения не положил конец рационалистическим схоластическим абстракциям, а церковь должна была пойти на уступки и объединить этические религиозные идеалы с усиливающимися естественнонаучными устремлениями общества.
С XIII в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе — естествознание, астрономия и математика. Именно поэтому их развитие имело поистине революционное значение, поскольку было признаком начала освобождения из-под власти религии.
Психология в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. «Работа под знаком такого определения цели совершалась в долгий промежуток времени между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400— 1250), отчасти в направлении, намеченном Августином и мистическими течениями, отчасти в связи с исследованием познавательных процессов».
Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн Рушд). Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате. Им является мозг. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс «не остановился перед объявлением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов». Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным».
2. Психологические идеи эпохи Возрождения
Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214- 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Р. Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития материалистических идей средневековой философии.
В XIV в. в Италии начинается новая эпоха — эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений — раннекапиталистических, вновь проявилось влияние античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов — А. Данте (1265- 1321), Ф. Петрарки (1304- 1374), Д. Боккаччо (1313— 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818— 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331 — 1406) и Леонардо Бруни (1369— 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово человечность как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.
В их совершенных творениях искусство еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное сливаются в единство. По существу, это поэтическое изображение идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в.— книгопечатание (1440 год, И. Гутенберг, Германия) — сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духовной жизни западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как Эразм Роттердамский (1469— 1536). Автор известной сатиры «Похвала глупости» в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению духа. Недостаточно одного только желания освободиться от того или иного порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь ...не что иное, как непрерывная борьба ...с великой армией пороков. .. ». В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва и знание, прежде всего священного писания и мудрости древних. Чем богаче эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудрости в познании самого себя»3. Оружием человека — христианского воина, по терминологии Эразма, являются средства, направленные на овладение собственными движениями души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной природе психических процессов человека.
В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представлений о человеке является образ Улисса (Одиссея) — смелого первооткрывателя, героя, человека доблестного, умного. Его устами Данте провозгласил новый взгляд на человека.
Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу, к исполнению земного предназначения, которым является деятельность — важнейшие черты человека. В концепции гуманистов содержится новое понимание соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в единстве. Человек — существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое в нем — от культуры. Гуманистический взгляд на человека порывает с аскетизмом, провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия, максимальное развитие лучших человеческих качеств.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) раскрыл противоречивость человека. Человек — это великолепное орудие природы, земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.
Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве выдающегося итальянского государственного деятеля и политического философа Николо Макиавелли (1487—1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика — доблести. Во имя достижения поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными оценками. Политика и мораль автономны. Моральные соображения подчинены целям политики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность человека манипулировать другими людьми. Разработана методика выявления макиавеллизма как характеристики личности.
Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533— 1592) «Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, нежели я ею?» — вопрошает он. Скептицизм Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия высшего света получили продолжение в науке Нового Времени.
Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук. В условиях социальных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта
Необходимость отыскания правил для художника перелистает в работу по открытию законов природы.
XVI в.— время великих открытий в области механи-1Ш астрономии, математики. Н. Коперник (1473— 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548- 1600), Г. Галилей (1564— 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым Простым правилам. Необходимо изгнать анимистическое представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV—XVI вв. (открытие Америки X. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным.
Постепенно складывается новая научная методология. Средневековая методология имела преимущественно дедуктивно-силлогистический характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних «Взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых 1ЮТИН, не вытекавших из старых авторитетов (Священного писания, творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.). Гениальные замечания Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию трагически погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рауса (1515- 1572), позже Кеплер и Галилей протрубили миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись некоторые стороны нового научного метода. Период, охватывающий XVI и XVII вв. (со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Ко-перника — 1543, и до выхода в свет «Математических Начал натуральной философии» Ньютона— 1687), означал решающий поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки. Он вошел в историю под названием «научной революции». В то же время выдающийся историк естествознания П. Дюгем в начале XX в. «открыл» средневековых предшественников галилеевской физики, наводит на мысль, что рождение современной науки произошло в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического мышления средних веков к науке XVII в.
Заключение
Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493—1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514- 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь открываемых частей тела. Итальянские современники Везалия — Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.
Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.
Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.
Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). До этого Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий гуманист, друг Лютера, воспитанный под влиянием Эразма, в своем «Комментарии о душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области преподавания психологии и господствовал в некоторых немецких университетах до середины XVIII в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492- 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Список литературы:
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
2. Ждан А. Н. История психологии. М., 2002
3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
4. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.