ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА БУХУЧЕТА И АХД

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»

Тема: «Отчет о прибылях и убытках: его содержание, техника составления»

Исполнитель:

Специальность:

Группа:                           

№ зачетной книжки

Принял:                         

Новороссийск

2008г.

Содержание

Введение. 3

1. Сущность и назначение отчета о прибылях и убытках..………….……..5

2. Принципы построения отчета о прибылях и убытках. 7

2.1 Принцип расчета финансвового результата по методу брутто. 8

2.2. Принцип детализации доходов и расходов по видам…………………...8

2.3 Принцип построения отчета о прибылях и убытках по функциям управления………………………………………………………………………..9

2.4. Принцип периодизации. 9

2.5. Принцип разделения результата. 9

3. Техника составления отчета оприбылях и убытках   (Форма №2) 11

3.1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности. 12

3.2. Прочие доходы и расходы.. 14

3.3. Корректировка бухгалтерской прибыли.. 16

3.4. Расшифровка отдельных прибылей и убытков. 18

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

Сквозная задача. 21

Введение

Для определения финансово-хозяйственной деятельности организации важное значение имеет оценка ее имущества и обязательств. В соответствии с действующими нормативными документами для организаций всех форм собственности установлен единый порядок оценки имущества и обязательств. Этот порядок находит свое выражение в составлении бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Целью теоретической части данной курсовой работы является определение сущности и назначение отчета о прибылях и убытках, рассмотрение принципов построения данного отчета.

Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие задачи:

-  изучить сущность, назначение, содержание отчета о прибылях и убытках;

- охарактеризовать принципы  расчета и составление отчета.

В представленной работе будут приведены основные принципы, в соответсвии с которыми предоставляется финансовая информация в «Отчете о прибылях и убытках», а также рассмотрены изменения в составлении Формы №2 «Отчета о прибылях и убытках» и освещен порядок заполнения этой формы бухгалтерской отчетности, с учетом приказов Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н.

Вторая часть данной курсовой работы представляет собой решение комплекса ситуационных задач, базирующихся на сквозном примере условного предприятия – завода «Эталон», позволяющее последовательно выполнить все основные процедуры по формированию показателей бухгалтерской отчетности. Она предусматривает осуществление предварительных расчетов общехозяйственных расходов и фактической себестоимости готовой продукции, финансовых результатов от продажи продукции и прочих операций, условного и текущего расхода по налогу на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, НДС, подлежащего налоговому вычету; обобщение фактов хозяйственной деятельности на счетах Главной книги; составление форм годовой бухгалтерской отчетности.

1.                     Сущность и назначение «Отчета о прибылях и убытках».

Важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках, в котором, в соответствии с задачами бухгалтерского учета, предоставляется полная и достоверная информация о деятельности организации. В отличие от бухгалтерского баланса финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, при том что в бухгалтерском учете финансовый результат хозяйственной деятельности определяется подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков (или потерь) за отчетный период.

В действующих нормативных документах указано, что каждый хозяйствующий субъект должен составлять отчет о прибылях и убытках, с тем чтобы получать данные о соотношении доходов и расходов. Это требование нашло отражение в новом Налоговом Кодексе РФ. Исходя их принципов бухгалтерского учета этот отчет должен быть ясным и наглядным, содержать все доходы и расходы с учетом полноты. Доходы и расходы в соответсвии с принципами начисления (допущения временной определенности хозяйственной деятельности) относящихся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступлуния или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, принцип начисления предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета, а следовательно и в бухгалтерской отчетности в тех отчетных периодах, в которых они совершались независимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалентов). Принцип начисления позволяет сблизить во времени момент сопоставления затрат и доходов, более точно представить результаты коммерческих и финансовых операций. При использовании данного принципа в учете фиксируются обязательства предприятия, связанные с будущими платежами, или предстоящие в будущем денежные поступления. Все это создает важную информацию для прогнозирования будущих фнансовых результатов и будущего развития предприятия, отдельных направлений его деятельности. При невозможности получения части задолженности от дебиторов следует провести корректировку задолженности путем всоевременного начисления резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансового результата отчетного периода.

2. Принципы построения отчета о прибылях и убытках.

В нормативных документах, а также в учебной литературе называются различные требования к совтавлению отчета о прибылях и убытках. Так, структура построения отчета о прибылях и убытках, предусмотренная в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», выделяет и требует раздельно раскрывать в отчете как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные и чрезвычайные доходы. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» содержат требование выделять в отчете о прибылях и убытках характер деятельности, вид доходов, размер и условия их получения для признания поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными). Указанные выше требования и рекомендации можно объединить в пять экономических принципов составления отчета о прибылях и убытках:

1.     Недопущение взаимозачета статей доходов и расходов (принцип расчета финансового результата методом брутто).

2.     Детализации доходов и расходов по видам (принцип детализации доходов и расходов).

3.     Детализация затрат по функциям управления – производство, управление и сбыт (принцип потстроения отчета о прибылях и убытках по функциям управления).

4.     Отражение возникших в отчетном периоде оходов и расходов в зависимости от отношения к отчетному периоду их причин (принцип периодизации).

5.     Разделение финансового результата на результаты от основной и прочей деятельности (принцип разделения результатов)

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

2.1. Принцип расчета финансвового результата по методу брутто

Предусматривает отражение всех доходов и расходов в полном размере без взаимозачетов. Метод нетто, напротив, допускает суммирование (сверстку) однородных доходов и расходов ,при этом отражается только результат сложения.

Только расчет финансового результата по методу брутто в состоянии обеспечить требуемую норму Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федераци, запрещающую взаимозачет между статьями активов и пассивов баланса, статьями прибылей и убытков на счете прибылей и убытков. Указанная правовая норма должна применяться всеми хозяйствующими субъектами. Исключения допускаются только на основе отдельных правовых положений, например, для субъектов мологопредпринимательства, в которых допускается упрощенная система бухгалтерского учета и налогообложения.

2.2 Принцип детализации доходов и расходов по видам

Связан с их характером. Это прежде всего означает, что все доходы и расходы отчетного периода должны быть структурированы определенным образом. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отчете о прибылях и убытках четко выделено четыре раздела:

I – доходы и расходы по обычным видам денятельности;

II – операционные доходы и расходы;

III – внереализационные доходы и расходы;

IV – чрезвычайные доходы и расходы.

В указанных ПБУ также учитывается требование о раскрытии информации о характере деятельности, виде доходов, размере и условиях их получения для признания поступлений доходами от обычных видов деятельности или прочим ипоступлениями.

При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается и соответствующая каждому виду часть расходов.

2.3. Принцип построения отчета о прибылях и убытках по функциям управления

Предполагает относить доходы и расходы к определенным областям деятельности организации и таким образом оценивать их экономическое действие. Сделует подчеркнуть, что отнесение доходов и расходов к отдельным сферам деятельности организации представляет некоторую условность. В то же время требование выледелния себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов позволяет отенить усилия менеджмента в производственной, коммерческой и административной деятельности. Дальнейшее подразделение доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках согласно ПБУ 4/99, например по изделиям или рынкам сбыта, производится на основе учетной политики и учредительных документов в пояснительной записке к балансу. При этом организация вправе отказаться от приведения таких сведений, если их опубликование способно причинить ущерб самой организации.

2.4. Принцип периодизации.

Доходы и расходы относятся к тому периоду, в котором согласно принципу начисления (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

2.5. Принцип разделения результата.

Отчет от прибылях и убытках должен строится по принципу разделения результата. Доходы и расходы должны быть разделены таким образом, чтобы основные и прочие составляющие финансового результата былы прозрачными (т. е. распознаваемыми). Это необходимо в связи с экономической оценкой хозяйственной деятельности организации. Такое разделение финансового результата позволяет, с одной стороны, внешним пользователям бухгалтерской отчетности очистить полученный результат от случайных факторов, а внутренним – принимать соответствующие управленческие решения по максимизации прибыли и уменьшению убытков (потерь) в деятельности организации. Разделение финансового результата может производиться на основе двух критериев:

·        критерия регулярности – разделяет общий финансовый результат на результаты от основной (обычной) деятельности организации и прочей (неосновной) деятельности;

·        критерия отношения к виду хозяйственной деятельности – подразделяет финансовый результат от основной деятельности на результаты от производственной (коммерческой) и финансовой деятельности.

3. Техника составления отчета о прибылях и убытках   (Форма №2)

При подготовке бухгалтерской отчетности бухгалтерам следует обратить внимание на приказы Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н. Указанными документами внесены изменения в ряд нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в РФ.

Все изменения касаются классификации прочих доходов и расходов организации: теперь они больше не подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Это облегчает предоставление в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов и приближает российские правила формированя бухгалтерской отчетности с привилам МСФО.

В тех нормативных актах, где упоминались слова «операционные», «внереализационные» и «чрезвычайные» доходы и расходы, они заменены на «прочие». Действовавший ранее порядок предписывал учитывать чрезвычайные доходы и расходы на счете 99 «Прибыли и убытки». Теперь их следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы» наряду с другими доходами и расходами, не относящимися к обычным видам деятельности.

Надо обратить внимание на то, что упразднение классификации прочих доходов и расходов не повлекло за собой изменения состава доходов и расходов, являющихся прочими в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Таким образом, аналитический учет прочих доходов и расходов на счете 91 по-прежнему необходимо вести.

В формы бухгалтерской отчетности также внесены изменения. В соответствии с новой редакцией ПБУ 4/99 прочие доходы и расходы в отчете о прибылях и убытках теперь необходимо раскрывать по группам статей:

проценты к получению;

проценты к уплате;

доходы от участия в других организациях;

прочие доходы;

прочие расходы.

Соответствующие изменения внесены и в образец формы № 2, приведенный в Приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

При этом Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, установлено, что в бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, т. е. существенная информация для заинтересованных пользователей. Вопрос о существенности такой информации решается организацией и зависит от оценки показателя, характера информации и конкретных обстоятельств возникновения. Таким образом, расшифровка существенных прочих доходов и расходов организации должна, как и раньше, присутствовать в бухгалтерской отчетности.

С учетом вышеизложенного заполнение годовой формы № 2 предусматривает отражение результатов финансовой деятельности предприятия в следующем разрезе:

3.1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

По строке 010 (выручка) показывают доходы, полученные от обычных видов деятельности предприятия – выручка от продажи продукции (товаров) и поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг. Не являются доходами предприятия и не отражаются в отчете о прибылях и убытках такие поступления, как: суммы НДС, акцизов и экспотрных пошлин, полученные в составе выручки; денежные средства полученные посредником от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю); авансы, полученные в счет оплаты продукции (работ, услуг); суммы залога или зататка; суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме отчета о прибылях и убытках выручка отражается полностью. Расшифровываются только существенные доходы − те, которые составляют 5 и более процентов от общей суммы доходов организации.

По строке 020 (себестоимость) указывается сумма расходов по обычным видам деятельности за отчетный период (эти показатели указываются в круглых скобках), что включает в себя: материальные расходы; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию; прочие. Не считаются расходами и в отчете не отражаются: суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала); затраты по рпиобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т. п.); суммы. Выданные в качетсве задатка; суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного предприятием.

Так же, как и в отношении доходов организациям необходимо расшифровывать существенные расходы.

По строке 029 (валовая прибыль) приводят промежуточный итог, который расчитывается как разница между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020)

По строке 030 (коммерческие расходы) показываются затраты, связанные со сбытом продукции. Сумма коммерческих расходов указываетс яв круглых скобках и включает в себя:

-           для производственных предприятий: затраты на рекламу продукции, её транспортировку и упаковку, представительские расходы, зарплату продавцов и т. п.

-           для торговых предприятий: все затраты связанные с ведением обычной деятельности (зарплата административно-управленческому персоналу и продавцам, аренда офисных и торговых помещений, аренда складов, оплата услуг охраны, расходы на рекламу, представительские расходы и т. п.)

По строке 040 (управленческие расходы) отражаются общехозяйственные расходы организации, в частности (для организаций, занимающихся выпуском готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг): расходы на оплату труда административного персонала; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;стоимость канц. товаров и других материалов, инвентаря, использованных для нужд управления. Торговые предприятия строку 040 не заполняют. Все расходы, даже непосредственно не связанные с процессом реализации товаров, включаются в строку 030 «Коммерческие расходы».

По строке 050 (прибыль (убыток) от продаж) указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, рабо, услуг). Этот показатель формируется как разница между строкой 010 «Выручка от продаж» и суммой строк 020 «Себестоимость проданных товаров, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы», 040 «Управленческие расходы» или как разница между строкой 029 «Валовая прибыль» и суммой строк 030 «Коммерческие расходы», 040 «Управленческие расходы». Если в итоге получаетя убыток, то его необходимо указать в круглых скобках.

3.2. Прочие доходы и расходы

По строке 060 (проценты к получению) отражается сумма процентов, которые должна получить организация по предоставленным другим организациям займам (в том числе облигациям) и от обслуживающего банка за использование денег на расчетном или депозитном счете предприятия.

По строке 070 (проценты к уплате) приводятся суммы процентов, которые организаци должна заплатить по полученным кредитам и займам, облигациям, акциям. Исключение составляют платежи по займам, взятым для покупки инвестиционных активов. Такие проценты до момента оприходования учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начисленны уже после принятия инвестиционного актива к учету, то они относятся к прочим расходам и также отражаются по строке 070. Следует учитываать,что проценты по заемным средствам, направленным на приобретение инвестиционных активом можно списать единовременно (аналогично налоговому учету). К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, требующие боьшого времени и затрат на приобретение и (или) строительствою. И, так как в БПУ 15/01 не уточнено, как определить длительность подготовки или строительства, организация может самостоятельно установить этот критерий, отразив его в учетной политике.

По строке 080 (доходы от участия в других организациях) отражаются дивиденты − часть прибыли от деятельности организация в уставных капиталах которых предприятие, составляющее отчет о прибылях и убытках, имееть долю. За исключением случая, когда такой вид деятельности рассматривается как обычный. Предприятия могут вести совместную деятельность, объединив свои вклады.Для этого они заключают договор простого товарищества и доход от совместной деятельности начисляют в день, когда товарищи распределят полученную прибыль между собой. Эту сумм и отражают в строке 080.

По строке 090 (прочие доходы) отражают доходы организации содержащиеся в пунке 7 ПБУ 9/99 и не указанные в строках 060 (проценты к получению) и 080 (доходы от участия в других организациях). Ранее эта строка называлась «Прочие операционные доходы». В связи с исключением приказом Минфина России от 18.09.2006 г. № 115н, строки 120 (внереализационные доходы) в этой же строке необходимо указывать доходы, которые ранее считались внереализационными (их перечень приведен в пункте 8 ПБУ9/99) и чрезвычайными.

По строке 100 (прочие расходы) отражаются расходы ,которые ранее считались операционными, внереализационными и чрезвычайными (строка 130 отчета о прибылях и убытках «Внереализационные расходы» так же была исключена приказом Минфина России от 18.09.2006 г. № 115н). К прочим расходам в частности теперь относят: затраты по сдаче имущества в аренду; от списания прочго имущетсва предприятия (основных средств, нематериальных активов, материалов); оплату услуг банка; оплату процентов по кредитам и займам;признанные пени, штрафы, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; отрицательные курсовые разницы;убытки, возмещаемые другим фирмам; суммы дебиторской задолжности по которой истек срок исковой давности или если должник признан банкротом.

В форме № 2 данные приводятся не только за текущий, но и, как минимум, за предшествующий год, поэтому описанный выше алгоритм заполнения строк 090 и 100 применяется и для графы «За аналогичный период предыдущего года».

3.3. Корректировка бухгалтерской прибыли

Строка 141 (отложенные налоговые активы) заполняетс в соответсвии с ПБУ 18/02 (так же как и строки 142 (отложенные налоговые обязательства) и 200 (постоянные налоговые обязательства)). Для вычисления этого показателя необходимо вычитаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль. Для учета таких активов служит счет 09 «Отложенные налоговые активы». Если разница меджу дебетовым и кредитовым оборотами положительна, то результат прибавляют к прибыли до налогообложения (уменьшают убыток). Если разница отрицательна, то показатель строки 141 нужно вычесть из прибыли (прибавить к убытку). В этом случае указывать его в форме №2 следует в круглых скобках.

Строка 142 (отложенные налоговые обязательства) служит для отражения сумм налога на прибыль, которые организацияя должна будет «доплатить». Этот показатель расчитывается как произведение налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль. Вести учет отложенного налогового обязательства нужно на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства». Отрицательный показатель данной строки записывается в круглых скобках и вычитается из прибыли до налогообложения, а положительный прибавляется к ней.

Значение строки 150 (текущий налог на прибыль) совпадает с суммой налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет за отчетный период. В отчет о прибылях и убытках данный показатель вписывается в кругдых скобках.

Строка 190 (чистая прибыль (убыток) отчетного периода) показывает конечный финансовый результат предприятия за отчетный период за минусом налога на прибыль. Если результатом деятельности организации является убыток, то его надо показать в круглых скобках.

Строка 200 (постоянные налоговые обязательства (активы)), как тмечалось ранее, должна заполняться соответсвии с ПБУ 18/02. По аналогии с показателями строк 141 и 142, показатель данной строки является произведением постоянной налоговой разницы на ставку налога на прибыль. Следует учитывать, что при образовании постоянного налогового актива его необходимо показать в отчете о прибылях и убытках справочно, не смотря на то, что понятие «постоянный налоговый актив» отсутствует в ПБУ 18/02.

Строка «Базовая прибыль (убыток) на акцию» предусмотрена к заполнению только акционерными обществами. Общества с ограниченной ответсвенность по этой строке никаких данных не указывают. Показателем этой строки отчета о прибылях и убытках является прибыль (убыток), причитающийся владельцам обыкновенных акций. Для его расчета нужно воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 г. №29н.

Строку «Разводненная прибыль (убыток) на акцию» так же заполняют только акционерные общества. Разводненная прибыль (убыток) предстваляет собой величину, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли на акцию в следующем отчетном периоде.

3.4. Расшифровка отдельных прибылей и убытков

В этом разделе расшифровывают наиболее значимые виды прочих доходов и расходов. В этом разделе Формы №2 отсутствуют коды тсрок, поэтому их можно расставить самостоятельно.

По строке 210 отражают штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий хозяйственных договоров, полученные или уплаченные организацией.

По строке 220 указывают прибыль (убыток) прошлых лет, выявленную в отчетном году.

По строке 230 приводят суммы возмещенных убытков.

По строке 240 указывают курсовые разницы.

По строке 250 записывают отчисления в оценочные резервы.

По строке 260 отражают списанные дебиторскую и кредиторскую задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Заключение

Отчет о прибылях и убытках в обобщенном виде исполняет следующие функции:

- экономические, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности;

- стимулирующие, проявляющиеся в процессе ее распределения и использования;

- формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий.

В данной курсовой работе изложены сущность и значение выбранной темы. Основное назначение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. Анализ статей, влияющих на формирование прибыли предприятия позволяет оценить динамику показателей балансовой и чистой прибыли, выявить степень влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе: роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объема её реализации; повышения её качества и расширения ассортимента; показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и д.р.

В заключение можно отметить, что отчет о прибылях и убытках в бухгалтерской отчетности, основное назначение, которого заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках указываются в суммовом выражении данные о доходах и расходах.

Список использованной литературы

1.      "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99);

2.      " Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02);

3.      Журнал «Главбух» №1 за 2007г.

4.      приказы Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н.

5.      «Бухгатлерская (финансовая) отчетность». Учебник для вузов, под редакцией д. э. н. профессора В. Д. Новодворского; М. 2002 г.

6.      «Бухгалтерский (финансовый) учет» Учебник для вузов, под редакцией д. э. н. профессора Ю. А. Бабаева; М. 2003 г.

7.        «Новая классификация доходов и расходов» статья, БУХ. 1С – интернет ресурс для бухгалтера.