1. Социально психологические методы не включают:

а) поощрение авторитетным поручением;

б)* визирование;

г) благодарность.

2. Наибольший эффект авторитарный стиль управления обеспечивает в:

а)* единичном, мелком производстве;

б) мелкосерийном производстве;

в) несложном массовом производстве.

3. В состав распорядительных методов не входят:

а) указ;

б) распоряжение;

в) резолюция;

г)* заработная плата.

4. При каком методе разрешения конфликтов обоюдно учитываются интересы сторон:

а) соперничестве;

б) избегания;

в) приспособления;

г)* компромиссе.

5. Какая черта характера для органического типа оргструктуры:

а) четкое соблюдение внутриорганизационных правил и норм;

б)* ситуационный подход к решению проблем;

в) четкая иерархичность;

г) специализация;

д) объективность при подборе кадров (учитывают только образование  и полученную специальность, игнорируя субъективные характеристики).

6. какая из характеристики относится к бюрократической структуре:

а)* четкая определенная иерархия;

б) система норм ценностей;

в) распределение работы между сотрудниками по характеру решаемых проблем;

г) готовность к прогрессивным изменениям.

7. Органическому типу организационных структур не свойственны;

а) возможность саморазвития;

б) согласованное обсуждаемое решение;

в)* жесткое разделение труда;

г) процессный подход к решению проблем.

8. От каких факторов зависит выбор стиля управления?

а) политических;

б) экономических;

в) организационных;

г)* всех вышеназванных.

9. В какой организационной структуре есть совещательный орган?

а) линейный;

б) функциональный;

в)* линейно-функциональный.

10. Причины возникновения конфликтов:

а) различия в способах достижения цели;

б) распределение ресурсов;

в) межличностные отношения;

г) порядок оплаты труда;

д)* все вышеназванные.

11. демократическому стилю управления присущи:

а) низкая мотивация;

б) морально-психологическая направленность;

в)* атмосфера доверия, взаимного уважения;

г) агрессивность сотрудников.

12. На каких стадиях разработки управленческих решений используется функция планирования?

а) реализации  управленческого решения;

б)* разработка управленческого решения;

в) контроль исполнения.

13. Основателем какой школы является Ф. Тейлор:

а) человеческих отношений;

б) количественно управления;

в)* научного управления;

г) поведенческих наук.

14. Какая организационная структура основана на двойном подчинении:

а) линейная;

б) функциональная;

г) линейно-штабная;

д) линейно-функциональная;

е)* матричная.

15. Инфраструктура менеджмента включает:

а) техническое обеспечение;

б) организационную подготовку;

в) кадровый состав;

г)* все вместе.

16. Для какого стиля руководства свойственна теория «Х»?

а)* авторитарного;

б) демократического;

в) обоих стилей.

17. Положительные характеристики конфликтов:

а)* длительный поиск единых позиций конфликтующих;

б) откровенность высказываний;

в) эмоциональное напряжение;

г) низкая производительность труда.

18. Чем прежде всего воздействует на коллектив формальный руководитель?

а) силой убеждения;

б) обаятельностью;

в) активностью поведения;

г)* должностным статусом.

19. Какие виды страха властвуют  над работниками в условиях рынка?

а)* страх потерять работу;

б) страх допустить ошибку;

в) потери собственного достоинства;

г) все виды.

20. В состав рычагов экономических методов не входят:

а) цена;

б) налоги;

в) кредитный процент;

г)* приказ директора.

21.Полнмочия шире и защищены правовыми актами у:

а) лидера;

б)* руководителя.

22. Где воздействие на людей менее стабильно, зависит от настроения людей? При воздействии:

а) лидера;

б) руководителя;

в)* в обоих случаях.

23. В состав общих признаков лидерства и власти не войдут:

а) наличие структуры;

б) ведущие и ведомые;

в) иерархия подчинения;

г)* наличие жестких, четких санкций.

24. К какому типу власти можно отнести отношения детей и родителей в России?

а)* принуждение;

б) вознаграждение;

в) традиции;

г) экспертной.

25. Какой конфликт является наиболее сложноразрешимый?

а) внутригрупповой;

б)* межличностный;

в) межгрупповой.

26. Чья школа современной подготовки менеджеров прежде всего делает ориентацию на личность человека, а после на профессионализм?

а) американская;

б)* японская.

27. Власть информации экспертную власть:

а)* усиливает;

б) ослабляет;

в) не воздействует на нее.

28. Наибольший суггестией обладают:

а) интроверты;

б) экстраверты;

в)* оба типа ориентаций на людей.

29. Будет ли последовательность методов управления определена убыванием жесткости их воздействия? Распределительный – экономический – психологический:

а)* да;

б) нет.

30. Для какой теории мотивации характерно ожидание справедливого  вознаграждения за затраченные усилия в сравнении с его вознаграждениями других сотрудников, выполняющих аналогичную работу:

а) теория ожидания;

б) теория иерархии потребностей Маслоу;

в) двухфакторная теория Герубарга;

г) теория Портера-Лоулера;

д)* теория справедливости.


1. Формы принятия решений.

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс, акт выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной, например выбор между сохранением старого курса и переходом к новому.

Некоторые актеры выделяют пять шагов принятия управленческих решений, расширяя этот процесс за счет элементов реализации решений: обнаружение и определение проблемы, выявление и анализ альтернативных вариантов, выбор предпочтительного варианта, выполнение предпочтительного варианта действия, оценка результатов и при необходимости коррекция предыдущих шагов.

Управленческие решения на основе используемых методов их принятия подразделяются на:

-         индивидуальные: руководитель принимает решение самостоятельно, основываясь на той информации, которую он собрал без участия других людей;

-         консультационные: руководитель привлекает к сбору и обработке информации, интерпретации фактов, разработке вариантов решения других людей. Решение принимается руководителем самостоятельно, с учетом полученной от консультантов информации;

-         групповые: руководитель не только консультируется с другими людьми, но и привлекает их к обсуждению проблемы и выбору  наилучшего решения.

Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения:

1)         По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические. Первые определяют основные пути ее развития, вторые – конкретные способы продвижения по ним.

2)         По степени самостоятельности решения подразделяются на инициативные и предписанные. Первые принимаются руководством организации под воздействием  обстоятельств, вторые корректируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания.

3)         По масштабам решения могут быть глобальными, затрагивающими всю организацию в целом, и локальными, касающимися только одной ее части (стороны деятельности).

4)         В соответствии с временным горизонтом можно говорить о перспективных решениях, последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании), и текущих, ориентированных на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств доя выплаты заработной платы).

5)         В зависимости от продолжительности периода реализации принято выделять  долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет) и краткосрочные (до одного года) решения.

6)         По направленности воздействия решения могут быть внешние (касаются окружения)  или внутренние.

7)         По функциональному назначению можно выделить организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие решения.

Примером организационного явления решение о распределении служебных обязанностей. Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д.

Координирующие решения носят в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди подчиненных).

Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий исполнителей.

Активизирующие решения связаны, например, с премированием.

8)         По степени охвата проблемы можно выделить выборочные и сплошные решения. Первые обычно касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы, а вторые охватывают ее в целом.

9)         По степени сложности решения разделяются на простые, сложные и уникальные.

10)    По широте охвата выделяются общие и специальные решения. Первые касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элементы стабильности. Вторые относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.

11)    По способу влияния на объект решения можно разделить на прямые и косвенные. Первые воздействуют непосредственно на него,  вторые – на создание таких условий, под воздействием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение.

12)    По сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями и т. п.

13)    По форме решения бывают правовыми и неправовыми.

14)    По содержанию решения в рамках организации  бывают техническими, экономическими, социальными.

Технические решения принимаются по поводу объективных факторов деятельности организации – использования оборудования, технологии и др.

Экономические решения связаны в конечном счете с затратами, которые она несет, не обусловленными ими результатами.

Социальные решения принимаются в отношении персонала и касаются вопросов оплаты, льгот, гарантий, развития человека как личности. Они призваны создать благоприятные условия труда, способствовать повышению инициативы работников, развитию личности, а поэтому должны учитывать индивидуальные особенности и психологию людей. Оказывая воздействие на их мысли и поступки, они создают более благоприятные условия реализации производственных заданий.

15)    По степени полноты и достоверности используемой информации выделяют решения, принимаемые в условиях полной определенности, в условиях частичной  неопределенности и в условиях полной неопределенности.

16)    По способам принятия выделяют, адаптационные и рациональные решения.

Интуитивное решение основывается на предложении руководителя, что его выбор правилен (интуиция-способность  предугадывать, предполагать, предвидеть). Такое решение принимается в условиях, когда существует возможность выбора, а отсутствие времени не позволяет долго раздумывать над ситуацией. Здесь велик риск ошибок, поэтому оно допустимо лишь в крайнем случае, скорее как исключение.

Адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле – осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности.

Рациональное решение предполагает использование научных методов и объективных критериев. Однако полный рационализм невозможен. Во-первых, люди не могут знать все возможные альтернативы, предугадать последствия своих действий. Во-вторых, принятие рациональных решений всегда представляет собой психологический процесс, а у большинства людей присутствуют эмоции и отсутствует логика.

Поэтому человек, принимающий решение, часто ищет не оптимальный, а удовлетворительный вариант и выбор свой делает на основе упрощенной картины  мира независимо от целей текущей ситуации и ее восприятия, прошлого опыта данного лица.

Таким образом, на практике любые решения содержат элементы иррациональности и субъективизма. Это представляет определенные требования к личности того,  кто эти решения принимает.


2. Единство целей и этапов поведения. Неформальные группы.

В организации человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель определенной роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят конкретный вклад в жизнь группы.

Группа – это относительно обособленное объединение небольшого числа людей (обычно более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы основывается на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа может вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к происходящим в нем изменениям.

Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы отождествляют себя и свои действия с группой в целом и во внешних взаимодействиях  выступают как бы от ее имени. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т. п. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т. п. В группе люди непосредственно обращаются между собой, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается их неформальное распределение, обычно называемое группой. Одни члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие – координируют работу членов группы, третьи – заботятся о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые – следят за тем, чтобы работа выполнялась  в срок и доводилась до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

Эти  и другие групповые роли люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах человек обычно имеет возможность вести себя в соответствии с органично присущей ему определенной ролью в группе.

Существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа имеют значение для организации и оказывают большое влияние на ее членов.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации.

Неформальные группы создаются не распоряжением руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями,  привычками и т. п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они и не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют свои написанные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто не входит. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.

Почему возникают группы, что заставляет людей формировать группы и входить в них? Очевидно, что группы как обособленные структурные подразделения возникают и функционируют в связи с тем, что в результате разделения труда в организации выделяются отдельные специализированные функции, для выполнения которых требуется определенная совокупность людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых совместно выполнять определенную работу. Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп, призванных решать целевые задачи.

Но это только одна из причин появления групп (обычно формальных)  в организации. Другой важной причиной формирования групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивого взаимодействия с ними. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения.

В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или материального поощрения. В группе человек умчится, перенимает опыт других, лучше осознавая свои возможности. Группа придает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях.

Наконец, группа предоставляет человеку возможность проводить время в приятном для него окружении, избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности.

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять  свои потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранения беспокойства, и т. п.

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Каждый человек стремиться к тому, чтобы быть любимым кем-то, принадлежать кому-то, и группа может быть источником решения этих проблем.

Список литература

1.            Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.

2.            Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 285 с.

3.            Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб: Спец Лит, 2000. – 700 с.

4.            Мескон М.Х., Альберт М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 704 с.

5.            Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 160 с.