КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ


ПЛАН:


              Введение.

1.     История развития понятий Гражданского общества и Правового государства.

2.     Гражданское общество и правовое государство: понятие и признаки.

3.     Конституционные основы Гражданского общества и Правового государства в РФ. Проблемы формирования Гражданского общества и Правового государства в РФ.

     Заключение.

     Список литературы.


             

Введение


Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.

Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время  в России. Оно свидетельствует о возрастающей открытости общества, о расширении прав и свобод людей. Создается новое демократическое общество. Этот путь непрост.

В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. О гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад. Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.  Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, так как в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки  в организации общественного и государственного устройства стран Запада  и преподносить их в средствах массовой информации.

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях отсутствует представление о контурах гражданского общества и правового государства, которое мы хотим построить. Поэтому раскрытие понятий и признаков гражданского общества и правового государства, которое  мы хотим построить,  в настоящее время представляется весьма актуальным.


1.                История развития понятий Гражданского общества и          Правового государства


На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справед­ливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. При этом государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая пра­вовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...». Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических от­ношений (примитивные формы разделения труда, на­чальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый харак­тер социальной структуры).[1]

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье - сословность.

В результате развития общественных отноше­ний трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в ра­ботах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответ­ствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устрой­ства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой граж­данского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монар­хии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

а) человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отвечать за созданное;

б) столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

в) гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.[2]

Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концеп­цию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, дела­ет вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским общест­вом и государством. К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского об­щества, состоит, по его мнению:

а) из системы государ­ственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отво­дил противостоящим друг другу индивидам. «В граждан­ском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднима­ется над обществом, разрешает его противоречия, примиряет проти­воположные интересы.

Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой собственный интерес. "Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного", - продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со всеми, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия в некую всеобщность - гражданское общество.[3]

Гражданское общество, по Гегелю, - отнюдь не высшая форма "всеобщности" (коллективности). Оно результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество "посторонних" людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют "общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении", которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации.

Само по себе гражданское общество выступает в гегелевской картине мира в крайне неприглядном свете. Входящая в него отдельная личность, "особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза, разрушает в своих наслаждениях самое себя... с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей, как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам... картину столь же необычной роскоши, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения". Выявленные здесь пороки гражданского общества должны были объяснить, по мысли Гегеля, необходимость его перехода в государственное состояние.

Процесс становления гражданского общества охватывает десят­ки столетий, начиная с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такой «очаг» средневековья, как вольный город Новгород, и идет до развитых обществен­ных систем Европы и Америки в наше время. Станов­ление гражданского общества зависит от степени разви­тости экономических и правовых отношений, реальнос­ти личной и экономической свободы индивидов, дейст­венности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами.

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других.


2.     Гражданское общество и правовое государство: понятие и признаки


Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского общества.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействую­щее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобо­ды, права, долга, морали, собственности и др.)[4]. Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

·        высокое сознание людей;

·        высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

·        широкие связи между членами общества;

·        наличие государственной власти, подконтрольной, преодолев­шей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетент­ностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

·        децентрализация власти;

·        передача части власти органам самоуправления;

·        согласование позиций вместо конфликтов;

·        развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

·        личность гражданского общества — это человек, ориентирован­ный на созидание, духовность.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие:

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов. Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.[5]

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система. Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой — это многообразие форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и госу­дарственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям, про­тивоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и само­управляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства. Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо обще­ства. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступатель­ного развития гражданского общества.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти. Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством. Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества и условием его дальнейшего совершен­ствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношени­ях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.[6]

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

                        Разделение властей;

                        Верховенство закона;

                        Строгое соблюдение прав и свобод человека;

                        Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

                        Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

                        Наличие развитого гражданского общества;

                        Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

                        Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

                        Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

                        Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

                        Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

                        Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

                        Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

                        Единство прав и обязанностей граждан.[7]

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а,  как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская – 348,8 млн. голосов, демократическая – 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.[8]

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство прав и обязанностей граждан – важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

Итак, мы выяснили, что основой правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения общества и государства. Государство создается обществом и призвано обеспечить его гармонией существования в данном государстве. Основные принципы, условия и структура такого существования и отражены в пунктах первой главы. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но по-моему мнению, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан. По мнению многих великих деятелей прошлого и настоящего, государство образовывалось, как естественная форма существования общества. Поэтому основными принципами правового государства нужно считать правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.



3.                Конституционные основы Гражданского общества и Правового государства в РФ. Проблемы формирования Гражданского общества и Правового государства в РФ


Формирование гражданского общества в России имеет ряд специ­фических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

"Во-первых, в социальной психологии граждан России сформиро­валась привычка подчинения сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопро­сов общественной жизни.

Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллекти­вистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

В-третьих, основная часть населения России никогда не была ре­альным собственником, была отчуждена от земли и средств производ­ства.

Исходя из этого формирование гражданского общества в России связано с решением следующих задач:

1) созданием экономической основы гражданского общества, кото­рая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыноч­ной экономике, исключающей экономическое принуждение. По свое­му характеру эта экономика должна быть многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государствен­ных товаропроизводителей — собственников;

2) достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведенного ими общественного продукта;

3) изменением социально-экономической системы общества и формированием “среднего класса”, который бы состоял из квалифи­цированных, инициативных и предприимчивых работников с доста­точно высоким уровнем доходов;

4) демократическим преобразованием политической .системы, ко­торое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием поли­тического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воз­действие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управле­нии;

5) повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры"[9].

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переход­ного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание, на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Так, в ч. 2 ст. 8 Конституции устанавливаются формы собственнос­ти — частная, государственная, муниципальная и иные формы, и госу­дарство обеспечивает равную их защиту. В ч. 2 ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности, а ст. 36 указывает на право граждан и их объ­единений иметь в собственности землю. Провозглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурса­ми, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В целях создания основ социальной рыночной экономики Консти­туция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции и свободу экономической деятельности.

Специальный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках” регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Социальные основы гражданского общества тоже отражены в содер­жании действующей российской Конституции.

Прежде всего, следует выделить ст. 7 Конституции, где в ч. 1 гово­рится о России, как о социальном государстве, политика которого на­правлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

"Введение термина “социальное государство” в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную соци­альную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека. Упоминание о “достойной жизни” и “свободном развитии человека” свидетельствует, что госу­дарство ставит перед собой цель обеспечить возможность материаль­ного благополучия граждан на уровне стандартов современного разви­того общества, доступ к ценностям культуры, гарантировать личную безопасность, а также физическое, умственное и нравственное совер­шенствование человека.

Часть 2 ст. 7 Конституции определяет основные направления со­циальной политики российского государства. К ним относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимально­го размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граж­дан; развитие системы социальных служб; установление государствен­ных пенсий, пособий и иных гарантий социальных защиты.

Социальные аспекты Конституции 1993 г. отражены также в гл. 2 “Права и свободы человека и гражданина”, где устанавливаются гаран­тии социальной защиты.

Российская Федерация в ст. 14 Конституции признается светским государством, и поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер госу­дарства исключает религиозные формы из числа источников права, не допускает взаимное вмешательство государства и церкви в дела друг друга, хотя государство и охраняет законную деятельность религиоз­ных объединений. Светский характер имеет и система государственно­го образования"[10].

Нормы российской Конституции создают основу для формирова­ния новых политических отношений в обществе. Этому способствует определение России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1 Конститу­ции).

Закрепляя демократический характер государства, ст. 3 Конститу­ции признает носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, кото­рый осуществляет свою власть как непосредственно (путем референ­думов и свободных выборов), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Впервые в России на конституционном уровне закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоя­тельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции демократические принципы функ­ционирования политической системы. Провозглашенный в этой ста­тье принцип идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается установление в обществе государствен­ной или обязательной идеологии.

В той же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это спо­собствует более полной реализации народовластия в стране, вовлече­нию в политическую деятельность новых групп населения, формиро­ванию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерб обществу, в ч. 5 ст. 13 Конституции вводятся огра­ничения в отношении тех общественных объединений, цели и дейст­вия которых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирова­ний, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, предоставляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе лично или с помощью независи­мых

Россия на сегодняшний день считается правовым государством, что закреплено в статье 1 Конституции РФ. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия”[11]. Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовым государством, так как на данный момент Россия является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.

Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них – наличие развитого гражданского общества, то есть как раз то, чего России в первую очередь не хватает. В России есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в России. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”.[12] Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого — возникновение правового государства.

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».[13]

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ,   закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины,  тогда правовая культура – то  и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет как она будет использована».[14] 

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!




Заключение

В настоящее время многие черты российского гражданского обще­ства находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивили­зованным рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников, низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклиз­мы, формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобыт­ных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Кон­ституции Российской Федерации процесс формирова­ния гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были за­креплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью госу­дарства. Провозглашено разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Список литературы:


1.     Конституция Российской Федерации. — М.: Юрайт, 1998.

2.     Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М: Издательство Бек, 1994.

3.     Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.:  Юрид. лит., 1996.

4.     Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

5.     Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 1995.

6.     Конституционное право.: Учебное пособие: в 2-х частях. — М.: Юридический колледж МГУ, 1994.

7.     Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994.

8.     Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М.: Юрист, 1994.

9.     Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Фирма Гардарика, 1996.

10.           Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 1996.

11.           Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.







[1] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 1995.


[2] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 1995.


[3] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 1995.


[4]  Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.

[5] Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.

[6] Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.

[7] Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.

[8] Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.

[9] Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития//Вестник Московского университета .Сер 12 Политические науки,1998 №4 с.85-88


[10] Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития//Вестник Московского университета .Сер 12 Политические науки,1998 №4 с.85-88


[11] Общая теория права и государства. / под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — С. 293.

[12] Нерсесянц В.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.

[13] Туманов «правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе» «Государство и право»  1993, стр.52

[14] Л.Фриодмен «введение в американское право», Прогресс, М., 1992 год.стр.11