ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Регулирование имущественных отношений в период развития Революции и Гражданской войны………………………………………...6
2. Гражданское право в период НЭПа……………………………………….8
3. Регулирование гражданских и хозяйственных правоотношений в период строительства социализма……………………………………….12
4. Гражданский кодекс РСФСР 1964г……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Введение
В послереволюционные годы обнаруживается тенденция к отрицанию разграничения права на частное и публичное.1 Вместо этого было предложено его деление по признаку формального отображения материальных условий развития общественных отношений. Соответственно гражданское право рассматривалось как форма производственных отношений, а публичное – политических.2
Продолжая эту мысль, И.Б. Новицкий писал, что в административном акте выражается начало властвования, в связи с чем нет равенства сторон в установленном правоотношении.3 Частное же право основано на началах юридического равенства. Государство довольно часто вторгается в сферу частных интересов и ограничивает свободное усмотрение индивидов. Причем вмешательство государства может осуществляться в двух формах: путем использования в механизме гражданско - правового регулирования императивных норм и путем перевода отдельных правоотношений, традиционно регулируемых частным правом, в сферу публичного права. История советского гражданского права показывает, что наше государство пошло вторым путем: многие частноправовые отношения были переведены в сектор публичного (государственного) права и регулировались зачастую административными методами.
История советского гражданского права ведет свое начало с 1917г. с введением новых декретов «О земле», «Об отмене наследования» и т.п.
Теории советского гражданского права начинают свое развитие с периода новой экономической политики. Данный период характеризовался многоукладностью экономики, разными формами собственности.
Петр Яковлевич Стучко – явился основоположником двухсекторной теории права. Он считал, что гражданское право состоит из двух секторов – частного и социалистического, причем частный элемент должен скоро отмереть. Эта теория была доминирующей в тот период и именно поэтому Гражданский Кодекс 1922г. регулировал в основном отношения, складывающиеся между социалистическими предприятиями. Ошибка двухсекторной теории права, на мой взгляд, в том, что она указывала на скорое «отмирание» частного сектора экономики.
В 30-е годы появляется школа единого хозяйственного права. Ее представителями были – Пошукалес, Гинсбург. Они полагали, что хозяйственное право должно регламентироваться диктатурой пролетариата. Если современному гражданскому праву присущ принцип равноправного положения субъектов хозяйственно-правовых отношений, то в то время гражданские правоотношения строились на основе методов и принципов командно-административной системы. В данный период всемерно защищается лишь социалистическая собственность, частная собственность не признается и (особенно в деревне) ликвидируется государством. За хищение социалистической собственности Указ от 10 января 1941г. «О запрещении
продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов» карал лиц, виновных в этих деяниях заключением на срок от 5 до 10 лет.
В 50-е годы поступательное движение гражданского права связано с появлением так называемой школы хозяйственного права. Ее представители – Лаптев, Мамутов.
В годы восстановления народного хозяйства усиливается ответственность предприятий за невыполненный план. Этот институт назывался «экономической ответственностью» предприятия – если оно не выполняло план, то ему запрещалось отчислять средства в премиальный фонд. Как мы видим, налицо – социалистические методы поощрения за труд.
Следующий этап развития гражданского права связан с перестроечным периодом. Нормативно-правовая база этого периода формулируется на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 1990г.,1 Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года "О свободе торговли"2 и т.п. актов.
Методологической основой данной работы являются труды известных правоведов – Тихомирова Ю.А., Новицкого И.Б., Титова Ю.П. и других.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что изучение гражданского права юристом невозможно без исследования истории становления того или иного института в гражданском праве. Это необходимо, поскольку позволяет сделать ряд практических выводов об ошибках либо о преимуществах прежних норм.
Цель работы – исследование и анализ гражданско-правовых институтов и норм в период с 1917 по 1993гг. на основе нормативно-правовых актов.
1. Регулирование имущественных отношений в период развития Революции и Гражданской войны.
Создание нового права началось с коренной перестройки всего уклада хозяйственной жизни государства. 26 декабря 1917г. Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет «О земле»,1 согласно которому вся земля помещиков изымалось немедленно без выкупа. Земля распределялась между крестьянами и трудящимися по трудовой или потребительской норме. Вся земля после ее отчуждения поступала в общенародный земельный фонд.
В мае 1918г. началась национализация целых отраслей промышленности – сахарной, нефтяной, металлургической и т.д.
В этот же период резко сужается денежное обращение в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях между предприятиями. Продовольственные и промышленные товары распределяются по карточкам и бесплатно. В конце 1920 – 1921г. отменялась плата за жилье, пользование электроэнергией, топливом, телеграфом, телефоном и т.д.
В результате национализации сфера частной собственности граждан резко сократилась. Государство защищало собственность граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуататоров.
Сокращались договорные отношения. Вместе с тем, еще в декабре 1917г. СНК подтвердил, что все обязательства, возникающие из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, оставались в силе. Отношения между национализированными предприятиями строились в основном не на гражданском праве, а на административном.
Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918г. отменил наследование как по закону, так и по завещанию.2 После смерти владельца имущество переходило в собственность государства. Но «гуманное социалистическое» законодательство предусматривало, что нетрудоспособные и нуждающиеся родственники умершего могли получить его имущество до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении. Имущество, не превышавшее 10 тыс. рублей, переходило переживающему супругу или ближайшим родственникам независимо от их трудоспособности и нуждаемости. Главное – источник приобретения имущества, к тому же деньги обесценивались. В те годы данный декрет оценивался как важный шаг в ликвидации частной собственности, но в дальнейшем исследователи пришли к выводу, что декрет отменил наследование лишь буржуазной собственности, но не трудовой.
Декретом ВЦИК от 20 мая 1918г. дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавалась недействительными.
Несколько декретов 1918-1919гг. посвящались авторскому и изобретательскому праву. Государству было предоставлено право на национализацию авторских произведений. Нельзя было передать авторские права по наследству. Изобретателям выдавались свидетельства на изобретения.
Гражданская война отставила след и в гражданском праве. Военный коммунизм был социально-экономической политикой того времени, предусматривающей сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер. В области экономики такими мерами явились – полная национализация промышленности, земли, продразверстка в деревне (изымание продуктов у сельчан), запрет торговли, отказ от рыночных форм регулирования экономических отношений, принудительная трудовая мобилизация. Политика военного коммунизма быстро обнаружила свою несостоятельность как курс строительства социализма, вызвала политический и экономический кризис конца 1920 – начала 1921гг. В начале 1921г. она была заменена новой экономической политикой.
2.Гражданское право в период НЭПа.
ГК РСФСР предшествовал принятый ВЦИК 22 мая 1922 г. Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР,1 который регулировал значительный круг гражданско-правовых отношений. Однако детальное закрепление эти отношения нашли в ГК РСФСР 1922 г.2 Он исходил из наличия многоукладной экономики, проведения нэпа, товарно-денежных отношений. Однако, отдавая явное предпочтение социалистическому укладу, расширялось вмешательство государства в имущественные отношения и вводились статьи, направленные, как считалось, против злоупотребления нэпом. ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Разделы (кроме наследственного права) делились на главы, а последние - на статьи. ГК один из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Это и понятно, ибо ГК регулировал наиболее сложные и публичные правоотношения — личные и имущественные.
Уже в первой статье ГК закреплялось одно из важнейших положений о том, что гражданские права охраняются законом за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.
Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имели никакого влияния на объем гражданской правоспособности. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18-летнего возраста.
ГК различал собственность: государственную, кооперативную, частную. Причем земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось. Предметом частной собственности могли быть: демуниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом.
В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Эти условия определялись для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др. При этом ограничивались возможности расширения частной собственности. Например, демуниципализированные жилые строения могли быть предметом купли-продажи при обязательном условии, чтобы в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. По договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6% годовых, а начисление процентов на проценты запрещалось. Признавались недействительными сделки, направленные к явному ущербу для государства. Частнопредпринимательская деятельность разрешалась в строго определенных государством рамках, выход за пределы которых влек за собой применение санкций ГК (недействительность сделок, возврат имущества и т.п.).
ГК РФ многие нормы, касающиеся договорного регулирования, воспринял из дореволюционной школы гражданского права. Тем не менее, в силу того, что многие российские правоведы, не принявшие революцию, были изгнаны, уничтожены физически, советское гражданское право развивалось без опоры на раннее достигнутые в науке частного права результаты. Проиллюстрируем сказанное на примере договора мены.
В Гражданском кодексе 1922 года имелся отдельный подраздел V "Мена" в разделе "Обязательственное право", что свидетельствовало об отношении к договору мены как к самостоятельному договору. Вместе с тем весь данный подраздел состоял из двух норм. Согласно первой "по договору мены производится между сторонами обмен одного имущества на другое. Каждый из участвующих в мене считается продавцом того, что дает в обмен, и покупателем того, что выменивает".1 Вторая норма устанавливала, что "к договору мены применяются соответствующие правила о купле - продаже".2
Из содержания приведенных норм видно, что выделение в Гражданском кодексе 1922 года договора мены в качестве самостоятельного договора скорее было данью традиции и не преследовало цели обеспечить его специальное регулирование. Видимо, этим объясняется отсутствие в тексте названных норм четких правил, указывающих на квалифицирующие признаки договора мены, которые позволяли бы характеризовать регулируемые отношения как договор мены. В самом деле, можно представить всякий договор купли - продажи или поставки как "обмен одного на другое", а учитывая отсутствие указания на то, что обмениваемое имущество должно поступать в собственность контрагента, данным выражением можно охарактеризовать действия сторон, составляющие предмет всякого возмездного договора, за исключением договоров на выполнение работ или оказание услуг. С точки зрения правового регулирования договора мены Гражданский кодекс 1922 года вообще не устанавливал никаких особенностей этого договора, требующих специального регулирования. Отсутствуют в тексте названных норм и какие-либо специальные правила, направленные на регламентацию договора мены. Юридическая школа дореволюционного права четко устанавливала, что основное (и единственное) различие между договорами мены и купли в том, что по договору мены оба контрагента должны передать друг другу вещи, встречным предоставлением в обмен на вещь не могут быть деньги. "Это последнее условие, - подчеркивал Д.И. Мейер, - именно и отличает мену от купли - продажи: если сторона, приобретающая право собственности на имущество, обязывается вознаградить противную сторону деньгами, то договор будет уже не о мене, а о купле - продаже".1 При отсутствии в ГК 1922г. таких специальных правил и распространении на отношения, связанные с обменом одного имущества на другое, всего комплекса норм о договоре купли - продажи без всяких изъятий выделение договора мены в самостоятельный тип гражданско - правового договора с точки зрения правового регулирования лишено практического смысла. Поэтому в Гражданском кодексе 1922 года договор мены предстает скорее как разновидность договора купли - продажи.
ГК 1922г. знал наследование как по закону, так и по завещанию. Важным положением наследственного права являлось ограничение имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей.
3. Регулирование гражданских и хозяйственных правоотношений в период строительства социализма.
Гражданское право решало задачи по укреплению и защите социалистической собственности, по регулированию договорных отношений и т.д. Большое внимание уделялось договорным отношениям. В 1931 г. все хозяйственные органы должны были оформлять письменными договорами поставку товаров, производство работ, оказание услуг.1 Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами, на основании которых заключались локальные договоры между конкретными контрагентами. Постановление СНК 1933 г. усиливало ответственность за неисполнение договора и требовало, чтобы в договорах содержались санкции за их неисполнение. Дальнейшее развитие гражданского права базировалось па положениях Конституции СССР 1936 г. Так, в Конституции были зафиксированы положения о праве собственности, значении плана и т. д. Большое значение имело положение Конституции об определяющем и направляющем значении в хозяйственной жизни страны народнохозяйственного плана. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана по всем его количественным и качественным показателям. Особенно большое значение приобрели плановые договоры поставки и договоры подряда в области капитального строительства. Интенсивное развитие народного хозяйства привело к тому, что система генеральных договоров, оправдывавшая себя ранее, оказалась на данном этапе развития неприемлемой, так как слишком связывала инициативу низовых хозорганов и их оперативную самостоятельность, что вызвало переход от системы генеральных и локальных договоров к системе прямых договоров. В постановлении СНК СССР от 15 января 1936 г. «О заключении договоров на 1936г.» отмечалось, что центры хозяйственных систем в ряде случаев заключали договоры с детальной регламентацией действий без учета конкретных особенностей и запросов подчиненных им низовых организаций и, таким образом, подменяли собой низовые хозяйственные организации. Постановление признавало прямые договоры, заключаемые этими звеньями хозяйственных систем, основной формой хозяйственных договоров. Прямые договоры заключались вначале на основе протокольных соглашений, являвшихся совместным административным актом хозяйственных систем, адресованным подведомственным предприятиям. Протокольные соглашения предусматривали порядок заключения договоров и выработку их условий. Начиная с 1937 г. протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки. Как показывает само название, основные условия поставки должны были определять лишь важнейшие моменты отношений между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем. В 1939 г. договоры поставки заключались уже, как правило, на базе основных условий, которые утверждались СНК либо руководителями наркоматов-поставщиков с важнейшими потребителями соответствующей продукции и периодически подвергались пересмотру.
Развивается также практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д., т.е. усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым.
Обращалось внимание на обеспечение высокого качества поставляемой продукции. 29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил инструкцию Госарбитража при СНК СССР "О порядке и сроках предъявления претензии при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, хозяйственными и общественными организациями другим".1 Инструкция предусматривала довольно высокие штрафы. Большое значение в укреплении социалистической собственности имело постановление ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. "О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений", которое запрещало возмездную передачу одним госорганом другому и устанавливало, что передача эта может производиться лишь по распоряжению СНК СССР или в порядке, им установленном.
В связи с широким строительством фабрик, заводов, других объектов возросла роль договора подряда в капитальном строительстве. В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 11 февраля 1936 г. предложило наркоматам СССР и СНК союзных республик сформировать постоянно действующие строительные организации: тресты и стройконторы. Заключение подрядных договоров на проектные и изыскательские работы с частными лицами было запрещено.
Значительное внимание уделялось сохранению жилых помещений, правильному их использованию. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. были ликвидированы существовавшие ранее жилищно-арендные кооперативные товарищества - жакты. Сохранялись лишь те из них, которые производили строительство в основном на средства пайщиков. Единый государственный жилой фонд делился на фонд строений, находящихся в управлении местных Советов (жилищных управлений), и фонд строений, находившихся в управлении государственных учреждений и предприятий (так называемые ведомственные дома). Право пользования жилыми помещениями оформлялось письменным договором, заключавшимся квартиросъемщиком с управляющим домом. В договоре определялись права и обязанности сторон и последствия их нарушения. Этот договор заключался на срок не свыше 5 лет. Преимущественное право возобновления договора по истечении срока его действия предоставлялось гражданам, выполнявшим все обязательства по договору и добросовестно относившимся к предоставленному в их пользование жилищу.
Особую страницу в истории хозяйственного права в период социализма занимает процесс коллективизации, который намертво после НЭПа искоренил любые формы свободного ведение крестьянского хозяйства.
После XV съезда ВКП (б) была образована Комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросам коллективизации под руководством Я.А. Яковлева, которая должна была рекомендовать модель колхоза. 7 декабря 1929 г. постановлением ЦИК СССР был образован Наркомат земледелия СССР. Наркомом был назначен Я.А. Яковлев. В ведение Наркомзема перешла и Академия сельскохозяйственных наук с сетью ее институтов.
Поначалу образование колхозов шло успешно, крестьяне воспринимали колхоз как артель, известный вид производственной кооперации, не разрушающий крестьянский двор - основную ячейку всего уклада русской деревни. Коллективизация виделась как возрождение и усиление общины. Вскоре, однако, оказалось, что обобществление заходит так далеко (рабочий и молочный скот, инвентарь), что основная структура крестьянского двора рушится. Начался отток из колхозов, возникло сопротивление, в ответ - административный нажим, а потом и репрессии.
Много было написано о «перегибах» в коллективизации: вопреки намеченным в центре темпам, местные парторганизации, а с ними и органы власти, стремились силой загнать крестьян в колхозы за невероятно короткий срок, развивая при этом огромную энергию и упорство. Этот энтузиазм (или фанатизм - идеологические оценки здесь не важны) представляет собой, на мой взгляд, сложное явление, анализ которого выходит за рамки данного курса. Но его надо принимать во внимание как важный факт, без которого нельзя понять сути Советского государства, тем более в период 30-40-х гг.
Процесс коллективизации в 1931-1932 гг. принял катастрофический характер (снижение сборов зерна в 1933 г. до 68,4 млн. т против 83,5 в 1930 г., поголовья коров и лошадей - вдвое, овец - втрое), который завершился страшным голодом зимы 1932 - 1933 г. с гибелью большого числа людей (в основном на Украине). В годы перестройки широко распространилось мнение, будто голод был вызван резким увеличением экспорта зерна для покупки западного промышленного оборудования. Это неверно: в 1932 г. экспорт был резко сокращен - всего 1,8 млн. т. против 4,8 в 1930 и 5,2 млн. т в 1931 г., а в конце 1934 г. - вообще прекращен. Не были чрезмерными и государственные заготовки - менее 1/3 урожая. Причина голода, видимо, в том, что был введен порядок изымать зерно у колхозов и хранить его на элеваторах, а возникший на селе и на транспорте хаос не позволил быстро спасти положение.
В марте 1933 г. состоялся судебный процесс против ряда работников Наркомзема СССР как виновных в возникновении голода.
Несмотря на множество разумных, но запоздалых постановлений, устраняющих перегибы, положение выправилось лишь в 1935 г. Начали расти сборы зерна, поголовье скота, оплата труда колхозников. С 1 января 1935 г. в городах были отменены карточки на хлеб. В 1937 г. валовой сбор зерна составил уже 97,5 млн. т.
Провал крупнейшего мероприятия Советского государства в программе модернизации страны был столь тяжелым, что на его исследование и гласное обсуждение было, по сути, наложено табу. Это помешало извлечь важный урок. Между тем причина провала была фундаментальной: несоответствие социально-инженерного проекта социально-культурным характеристикам человека. Тот тип колхоза, в который пытались втиснуть крестьян, был несовместим с его представлениями о хорошей и даже приемлемой жизни. Не имея возможности и желания сопротивляться активно, основная масса крестьян ответила пассивным сопротивлением: уходом из села, сокращением пахоты, убоем скота. В ряде мест были и вооруженные восстания (с января до середины марта 1930 г. на территории СССР без Украины было зарегистрировано 1678 восстаний), росло число убийств в конфликтах между сторонниками и противниками колхозов.
В рассматриваемый период необходимо уделить внимание и развитию гражданского права в период Великой Отечественной Войны. Прежде всего, нужно отметить, что советские законы считались действовавшими и на территории, временно оккупированной врагом. Поэтому всякого рода гражданско-правовые сделки, совершенные на какой-либо территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными.1
Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.
В обязательственном праве четко прослеживалась тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, а также поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при условии, если их эвакуация была в свое время оформлена, квартирная плата аккуратно ими вносилась, а лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили. В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым.
В связи с тем, что во время войны много людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставите все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.
Послевоенные годы в истории государства и права СССР отмечены подвигом советского народа, восстанавливавшего народное хозяйство.
В развитии права проявились как специфические тенденции данного периода, так и более общие закономерности.
В послевоенные годы договор как средство правового оформления хозяйственных связей в обобществленном секторе вновь получает широкое распространение. Известно, что в период войны договорные связи были значительно ослаблены. В постановлении Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. "О заключении хозяйственных договоров" подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами. Вновь предусматривалась система генеральных и локальных договоров. Эти договоры были важным средством укрепления хозрасчета. Наряду с системой генеральных и локальных договоров, являвшейся в тот период основной, в некоторых отраслях народного хозяйства, в частности в торговле, применялись и прямые договоры. Развернулась борьба с бездоговорными поставками. Здесь большую роль сыграли органы арбитража, отказывавшие в исках при отсутствии договора.
Гражданское право в послевоенный период внесло свой вклад в решение такой острой проблемы, как обеспечение населения жильем. Наряду с государственным жилищным строительством в тех условиях важно было привлечь и средства населения. 26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", а Совет Министров СССР принимает соответствующие постановления. На основании этих нормативных актов граждане имели право построить или купить на праве личной собственности как в городе, так и вне его один жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно, общей площадью, не превышающей 60 м. Исполкомы местных Советов должны были отводить земельные участки под строительство. Таким образом, отпадала необходимость в договоре застройки, предусмотренном законодательством 20-х годов.
Названные акты имели практический успех: гражданами было построено значительное количество жилой площади. Государство оказывало помощь населению путем предоставления кредитов. За 1946-1952 гг. всего было построено в городах и рабочих поселках 157,8 млн. кв. м. жилой площади.
4. Гражданский кодекс РСФСР 1964г.
Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на содержании гражданского права. И здесь, прежде всего, следует иметь в виду тот факт, что определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической (государственной и общественной) собственности в главный фактор экономической жизни страны.
Действовавшее к началу периода гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем факт объединения республик в союзном государстве делал необходимым выработку и закрепление норм, которые определили бы единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.
В ГК РСФСР 1964г. были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений, в основе которых лежала государственная и общественная собственность. Кодекс закрепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
В разделе ГК РСФСР, посвященном праву собственности, подчеркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.
ГК РСФСР вслед за Основами давал классификацию оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.
В разделе ГК РСФСР, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Эти нормы имели целью использовать договорную форму как инструмент выполнения хозяйственных планов, обеспечения ответственности предприятий и организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременной ее поставки.
ГК РСФСР как и Основы определял принцип регулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государство защищает личную собственность граждан, которая не могла быть использована для извлечения нетрудовых доходов.
Таким образом, ГК РСФСР и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные рыночные отношения, где господствовала экономическая система, построенная на командно-административных принципах.
Интенсивные изменения в стране, связанные с перестройкой, находят свое выражение в договорной практики гражданского права. Например, детальную разработку в Гражданском Кодексе РСФСР получает договор поручительства.
В соответствии со ст. 203 ГК РСФСР поручительство должно было оформляться в письменной форме - в виде договора, то есть двусторонней сделки. Указанная норма послужила причиной появления хорошо известной юрисконсультам коммерческих банков практики арбитражных судов Российской Федерации. История проблемы такова. Ранее в соответствии с Правилами кредитования производственных запасов и материальных затрат N 1, утвержденными Госбанком СССР 30 октября 1987 года, гарантийное обязательство оформлялось так называемым гарантийным письмом. В тексте этого письма предусматривалось, что гарант принимает на себя обязательство перед банком-заимодавцем отвечать за своевременный возврат кредита, полученного конкретным заемщиком. Единственным ограничением объема ответственности гаранта являлась только та предельная сумма гарантии, которую он специально указывал в своем обязательстве. Ранее банк - кредитор, получивший такое письмо, имел возможность списать со счета гаранта сумму выданного им кредита в безакцептном порядке в случае просрочки заемщика. Поскольку при оформлении гарантийного письма волю выражала только одна сторона - гарант, можно сделать вывод, что отношения гарантии устанавливались односторонним волеизъявлением гаранта. Эта гарантия ранее регулировалась ст. 210 ГК РСФСР.
После принятия ГК РСФСР 1964г. арбитражная практика исходила из того, что ст. 210 ГК РСФСР, которая регулирует отношения гарантии, ранее использовалась как средство обеспечения обязательств исключительно между социалистическими организациями. Таким образом, эта статья ГК РСФСР не может применяться к отношениям с участием коммерческих банков и коммерческих организаций. Пункт 6 ст. 68 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик рассматривает поручительство и гарантию как единое обязательство и не предусматривает особого правового регулирования по договору гарантии. Следовательно, к договору гарантии, заключенному после введения в действие Основ, следует применять нормы Гражданского кодекса РСФСР о поручительстве в части, не противоречащей Основам гражданского законодательства.1 Учитывая, что в соответствии со ст. 203 ГК РСФСР поручительство - это договор, то есть сделка, для заключения которой волю должны выразить обе стороны, гарантийное письмо, составленное по форме Госбанка СССР, арбитражный суд рассматривал только как оферту (формальное предложение определенному лицу заключить сделку с указанием полных условий). Если банк - заимодавец не направлял гаранту ответное письмо о согласии заключить договор - акцепт, договор гарантии не мог считаться заключенным.
Переворот в хозяйственной жизни страны совершила перестройка. В 1990г. появляется Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем под предпринимательской деятельностью понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Устанавливалось, что деятельность осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В Законе четко сформулировали права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии, предоставляемые им со стороны государства.
Заключение
Резюмируя, следует отметить основные черты развития гражданского права в каждый из периодов.
В первые годы после революции и в годы гражданской войны экономическая жизнь страны была связана с национализацией земли, промышленности, уничтожением частной собственности.
Развитие права в период НЭПа определялось следующими факторами: переходом страны от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к обычным, мирным условиям; осуществлением новой экономической политики; многоукладностыо экономики страны. Право должно было способствовать осуществлению поставленных правящей Коммунистической партией и Советским государством задач: восстановление разрушенного войнами хозяйства страны, построение социализма, укрепление Советской власти и социалистической законности. Образование СССР привело к появлению общесоюзного законодательства, которое действовало и на территории РСФСР.
В период строительства социализма одним из белых пятен истории является коллективизация.
Кризис коллективизации привел к снижению производства зерна в 1931, 1932 и 1934 гг. по сравнению с 1929г. на 3%. Засуха 1933 г. была стихийным бедствием, а затем производство стало расти и через пять лет коллективизации превысило уровень 1929 г. на 36%. Войдя после войны в стабильный режим, колхозы и совхозы довели производство зерна в 1986-1987 гг. до 210-211 млн. т, то есть увеличили его более чем в три раза (а молока, яиц, технических культур - в 8-10 раз. Каков же был кризис ликвидации?
Колхозный строй ликвидировали в 1991-1992 гг. С тех пор в течение 7 лет производство всех видов продукции стабильно снижается и упало вдвое. А главное - в отличие от 30-х гг., нет никаких признаков оживления: подорвана база производства. В 1997 г. впервые в России в XX в. количество коров на 10 человек упало ниже 1. Ниже всего оно было после массового забоя скота в 1933 г. (1,3 голов на 10 человек). Количество овец и коз во время коллективизации ниже всего упало в 1935 г. - до 2,6 голов на 10 человек, в «годы застоя» держалось на уровне 4,9, а в конце 1997 г. составило 1,3.
Если бы сегодня страна не имела созданной в советский период мощной нефтяной и газовой промышленности, в России наступил бы всеобщий и смертельный голод, поскольку уже больше половины продовольствия поступает по импорту за нефть и газ.
Сегодня отличительной особенностью конкурентного рынка, который должен быть построен в условиях развития демократии, является свобода торговли. Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года "О свободе торговли" всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. В настоящее время практически нет организаций, которые в той или иной степени не занимались бы торговой деятельностью.
Список использованной литературы
1. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I)// Ведомости ВС СССР от 26 июня 1991 г., N 26, ст. 733
2. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.,// Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст.1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966.
3.Письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 января 1994 года N ОЩ-7/ОП-48//Справочная поисковая правовая система Консультант-плюс
4. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 2. М.: Статут, 1997.
5. Новицкий И.Б. История советского гражданского права. М., 1957.
6. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
7. Корнилов Ф.Д. Юридический догматизм и диалектический материализм. Критический набросок. Саратов, 1985.
8. Наше отечество. Опыт политической истории. –М.: 1991.- Т.1.
9. Гражданское право России. Часть первая: Учебник // Под ред. З.И. Цыбуленко.- М.:Юристъ, 2000.- 464c.
10. Гражданское право в схемах: Учеб. пособие. Ч. 1. / Под ред. И. А. Еремичева. М.: МЮ И МВД России: Щит – М, 1997. – 150 с.
11. Гражданское право: В 2-х т. Учебник. Т. 1. / Отв. ред. Е. А. Суханов. – 2-е изд. М.: БЕК, 1998. – 816 с.
12. Исаев И. А. История государства и права России. M.: Юристъ, 2001-768 с.
13.История государства и права России/Под ред. Ю.П.Титова.-М.-1999.-544с.
14.История государства и права России/Под ред. С.А.Чибиряева.- М. -2000.-528с.
15.История отечественного государства и права.Ч.1./Под ред. О.И.Чистякова.- М.-1998.-368с.
16. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов. В 2-х частях.- Ч.1./Под ред. А.С. Орлова.-М.-1984.-352с.
17.Хрестоматия по истории отечественного государства и права/Под ред. Ю.П. Титова. – М. . «Проспект».- 1999
18. 1000 вопросов и ответов по истории: Учеб. Пособие./Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М.: АСТ, 1997.-224с.
19. Витрянский В. В. Договор мены.//Вестник ВАС РФ, N 1-2, 2000
20.Новоселова Л. Договор гарантии (поручительства) в банковской практике /Бизнес и банки, 1993, N 44,с.8-15
1 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 32.
2 Корнилов Ф.Д. Юридический догматизм и диалектический материализм. Критический набросок. Саратов, 1985. С. 46, 48.
3 Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1999. – с.67
1 Федеральный Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 27.12.1990, N 30, ст. 418.
2 Справочная поисковая правовая система Консультант-плюс
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права/Под ред. Ю.П. Титова. – М. . «Проспект».- 1999.- с.399
2 там же; с. 402
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права/Под ред. Ю.П. Титова. – М. . «Проспект».- 1999.-с.406
2 там же; с.412
1 ст. 406 Гражданского кодекса 1922г.; там же. – с.422
2 ст. 407 Гражданского кодекса 1922г.; там же. – с.422
1 Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 2. М.: Статут, 1997. «Классика российской цивилистики». С. 222.
1 Гражданское право: В 2-х т. Учебник. Т. 1. / Отв. ред. Е. А. Суханов. – 2-е изд. М.: БЕК, 1998. – с.45
1
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права/Под ред. Ю.П. Титова. – М. . «Проспект».- 1999.- с.467
1 Новоселова Л. Договор гарантии (поручительства) в банковской практике / Бизнес и банки, 1993, N 44, с.8; п. 8 письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 января 1994 года N ОЩ-7/ОП-48.