Содержание
1. Общие положения. 2
2. Ход занятия. 3
3. Оценка результатов. 4
Список литературы.. 6
Конспект развивающего занятия для младшей группы ДОУ
1. Общие положения
Цель данного занятия – оказать содействие в развитии коммуникации детей, уметь понимать себя и других, находить выходы из трудных ситуаций в общении, уметь слушать и слышать, формулировать свои мысли.
Учащиеся на данном занятии получают знания и опыт в самой распространенной области общения - коммуникации. Получаемые на занятии навыки позволяют доходчиво и убедительно говорить, управлять вниманием слушателей. Особое внимание на занятии уделяется умению правильно понимать говорящего, слушать так, чтобы собеседнику хотелось говорить.
Структура занятия
Этапы |
Время |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
Приветствие |
|
Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность. |
Определенные ритуалы. |
Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу. |
Начало работы |
5 - 10 мин. |
Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают). |
Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием. |
Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. |
Разминка |
5 - 10 мин |
1.Объединение, сплочение группы. 2.Развитие межличностных связей. 3. Включение в совместную деятельность. |
Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами. |
1. Обозначение правил и границ. 2. Обеспечение безопасности участников. |
Работа по теме |
45 мин |
Задачи соответствуют теме занятия. (см. ход ханятия) |
Обсуждение предлагаемых сюжетов, общение на заданную тему. |
1. Дать определенную информацию в доступной форме. 2. Предоставить возможность выразить свои чувства. 3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации. |
Разминка |
10 - 15 мин |
|
|
|
Работа по теме |
25 мин |
|
|
|
Завершение занятия |
10мин |
1.Возможность «выплеснуть» накопившееся напряжение. 2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. |
Подвижные и/или релаксационные игры. |
Обеспечение безопасности участников. |
Прощание |
|
Обозначить конец занятия. |
Определенные ритуалы. |
Эмоциональная поддержка детей. |
Материал: картина, рассказ В. Бианки, мяч.
2. Ход занятия
После разминки, воспитатель настраивает детей на более сосредоточенную работу. Дети вместе с преподавателем садятся в круг для того, чтобы создать более тесную и непринужденную атмосферу и начинается основная работа по формированию навыков общения, и взаимодействия. Воспитатель показывает картинку «Купание медвежат». Основная задача составление рассказов по картине «Купание медвежат». Цель: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять рассказ по картине. Я предлагаю вам карточки. На них изображены буквы. Соединив буквы стрелочками, вы узнаете, о ком будете рассказывать.
Вот картина. Как вы думаете, какое время года изображено на картине. Какого цвета листья на деревьях? (зелёные). Значит, какое время года? (лето). Кто изображён на картине? Что делает медведица? (купает медвежонка). Она купает сына, значит она какая? (заботливая). Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову «заботливая»? (любящая, внимательная). Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (она большая). Как сказать по- другому? (огромная, здоровенная, большущая).Что делают медвежата? (одного мама окунает в воду, другой стоит на берегу). Как вы думаете, он хочет купаться? Почему вы так решили? Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке? (быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная). Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? Тогда, почему же мама всё - таки заставляет медвежат купаться? (если дети не дают ответов, то следует задать наводящие вопросы). Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (жарко, шерсть загрязнилась).
Послушайте отрывок из рассказа В. Бианки.
«… Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их…»
А теперь, послушайте план, по которому будете составлять рассказ.
Какое время года изобразил художник? Где происходят события?
Что происходит на картине?
Зачем медведица купает медвежат?
Чем всё закончилось?
Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.
Дети составляют 4-5 рассказов. При каждом рассказывании воспитатель обращает внимание детей на использовании в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа.
По окончании выполнения задания воспитатель предлагает поиграть в игру «Умное эхо».
Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу «у медведя нос»? (медвежий). Если у Стаса это получится, значит, он — «умное эхо».
У медведя хвост; У медведя лапа; У медведя ухо; У медведя берлога; У медведя сон; У медведя шуба; У медведя характер; У медведя шерсть; У медведя когти; У медведя поведение; У медведя лакомство.
Итог занятия.
3. Оценка результатов
В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.
Умения, навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.
1. Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей.
2. Средний - Ребёнок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников.
3. Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий.
Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.
1. Низкий - Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования.
2. Средний - Ребёнок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.
3. Высокий - Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.
Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети станут намного наблюдательнее и внимательнее, а также общительнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.
Дети становятся чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Список литературы
1. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство Омега, 1999.
2. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: Гардарика, 1997.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: Институт социальной реабилитации, 1997.
4. Салливан Г. Программы развития общения у детей. – СПб.: СГУ, 1999.
5. Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург, 1998.
6. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Гардарика, 1996.
7. Агеев В.С. Общение и взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Инфра-М, 2002.
8. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Психологическая литература, 2003.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:Инфра-М, 1996.
10. Антонова Н.В. Программы воспитания детей: Автореф. дис… канд. психол. Наук. - М. Издательство МГПУ, 1995.
11. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место детского возраста в онтогенезе // Психология современного подростка М., 1997.
12. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1999.