СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

















Курсовая работа:

по экономической теории

 

Тема: «Таможенные платежи как элемент налоговой системы»







Выполнила: Игнатьева

 Елена Юрьевна

гр. №3205

по специальности

финансы и кредит

Руководитель: доцент к.э.н.

Брызгалова

Ирина Валентиновна









Новосибирск, 2004

Содержание


Введение. 3

1. Общая характеристика таможенных платежей. 5

1.1 Сущность и назначение таможенных платежей. 5

1.2. Таможенные платежи, их виды.. 8

1.3. Роль таможенных платежей в налоговой системе РФ.. 17

2. Таможенное дело в Сибирском Федеральном округе. 19

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

Введение


Мировая  экономика  базируется  на мировом  рынке, материальной  основой  которого  служит  научно-технический  прогресс  и стимулируемое  им  общественное  разделение  труда.  Практически  все  национальные  экономики  интегрированы  в международное  разделение  труда  и  связанные  с  ним  экономические  отношения. 

Некоторые  страны  влились  во  всемирное  хозяйство  в связи  с  потребностями  их  собственного  развития,  другие  же  были  втянуты  в  международное  разделение  труда  и  международные  экономические  отношения  до  становления  своих  национальных  рынков.  Естественно,  что  эти  обстоятельства  обусловили  специфику  взаимоотношений   национальной и  мировой  экономик  в  каждом  конкретном  случае,  но,  несмотря  на  наличие  характерных  черт, существует общее  направление  международных  экономических  отношений,  которое  не  обошло на  сегодняшний  день  стороной,  вероятно,  ни одно  государство  в  мире,  -  международная торговля  товарами  и  услугами.  Составной  частью  этого  направления   является  импорт,  то  есть  ввоз  товаров  и  услуг  на  внутреннюю  территорию  страны.

Таможенная политика государства играет решающую  роль  в развитии  экономических  отношений   России с другими странами. Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности, ее  структура,  цели  налоговой  политики  оказывают  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,  и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц. Таким  образом,  налогообложение  является  одной  из  важнейших  составляющих  внешнеэкономической  политики  государства.

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может   стимулировать рост отечественного  производства, особенно  в  секторе  производства  экспортной  продукции, и  ввоз  импортных  товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует  значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

 На  сегодняшний  день  в  импорте,  как  и  во  всей  экономике  нашей страны, происходят  глубокие  изменения.  Если  раньше внешнеэкономическая  деятельность,  а значит  и  импорт  товаров  и  услуг,  была  монопольной  сферой  деятельности  государства,  то  сегодня  ситуация  изменилась: РФ пошла  по  пути  либерализации  внешней  торговли,  открыв  свободный  доступ  к  участию  в  ней  предприятий,  организаций  и  других  хозяйствующих  субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентноспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая  непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие   сборы), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, целями использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Цель  курсовой  работы - раскрыть действующую  систему  налогообложения   внешнеторговой деятельности в  Российской  Федерации,  правовые аспекты таможенной политики, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию. Особое внимание обратить на рассмотрение места таможенных платежей в налоговой системе РФ , а также таможенное дело в Сибирском Федеральном округе.

1. Общая характеристика таможенных платежей

1.1 Сущность и назначение таможенных платежей


При перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных статьей 110 Таможенного кодекса, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление товаров;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Специфика таможенных платежей  состоит в том, что уже никто не препятствует вывозу или ввозу товаров в Россию; таможенное оформление происходит в субъектах Федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, налогов и сборов, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны.

 Появилось понятие внутренней и пограничной таможни. Сложился и действует порядок, при котором ввезенный товар представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и оформления во внутренний таможенный орган.

Таможенные платежи можно охарактеризовать следующим образом:

 1. Таможенные платежи, установленные ст.110 Таможенного кодекса, обладают разной правовой природой, из которой следует, соответственно, определенное место в системе государственных доходов и конкретное финансовое назначении каждого платежа.

Часть платежей - НДС и акцизы - косвенные налоги в полном смысле этого слова. Им свойственны индивидуальная безвозмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки, их размер входит в цену товара и, в конечном счете, оплачивается покупателем. Эти особенности определяют их поступление в федеральный бюджет. К таможенной пошлине полностью относятся все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное ее отличие от них - закон не называет ее налогом буквально.

Остальные таможенные платежи относятся к неналоговым доходам государства. Им свойственны индивидуальная возмездность, добровольность уплаты, для них характерен признак целевой направленности. Из всех возмездных платежей можно выделить группу, имеющую характер платы государству за выполнение действий, имеющих юридическое значение[1]:

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- плата за принятие предварительного решения.

    Остальные возмездные платежи, взимаются в оплату других действий различного рода:

-                      таможенные сборы за таможенное оформление;

-                      таможенные сборы за хранение товаров;

-                      таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

-                      плата за информирование и консультирование;

-                      плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи, носящие возмездный характер, входят в систему неналоговых доходов государства, поступают во внебюджетный фонд, консолидируются в бюджете, имеют целевую направленность, расходуются в порядке указанном в законе о бюджете на текущий год.

2.   Криминалистическое значение имеет то обстоятельство, что вследствие особенностей правовой природы, уклониться можно только от уплаты платежей, входящих в систему налоговых доходов государства. Исключение составляют таможенные сборы за таможенное оформление, которые, хотя и являются неналоговым доходом государства, но уплачиваются вместе с налоговыми платежами до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом, либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом  до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях - государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей не предоставляется.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица, либо внесением на депозит причитающихся сумм. При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения. Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке. За время задолженности взыскивается пеня в размере 0,3 % суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты.

При отсутствии у плательщика денежных средств, взыскание обращается на имущество плательщика.

В случае если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они  знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они  знали или должны были знать о незаконности ввоза[2].

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются.


1.2. Таможенные платежи, их виды


1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).  Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

 В РФ ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О Таможенном тарифе».

 Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в установленном Правительством размере.  Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).   Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преференций. Перечень таких стран утвержден Постановлением Правительства РФ № 1057 от 13.09.94.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций, - ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются.    Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Это - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

   При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в ЭВРО (до 2002 года в ЭКЮ) за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в ЭКЮ за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

 1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (в ЭВРО за единицу товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара  - двухколонные, трехколонные тарифы, говоря иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Классификация таможенных пошлин:

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

 Определение стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, производится путем применения следующих методов:

- по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости; сложения стоимости;

- резервного метода.

Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

2. Налог на добавленную стоимость.

 НДС уплачивается непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении:

- продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса РФ;

- по товарам для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса РФ.

Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

 Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется ставка НДС в размере 20 процентов.

 Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется как сумма:

- таможенной стоимости товаров;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

 Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом РФ "О Таможенном тарифе" и используется при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства.

Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и НДС.

3. Акцизы

Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

При ввозе на таможенную территорию РФ подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары:

1)                  спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

-  лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;

-  препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;

-  парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;

-  подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

-  товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

3)                  алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

7) автомобили легковые и мотоциклы;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ и нормативными правовыми актами ГТК России.

 Налоговые ставки (ставки акцизов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются законодательством о налогах и сборах, являются едиными на всей территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов.

При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ акцизы уплачивает непосредственно декларант, либо иное лицо в соответствии с таможенным законодательством РФ.

4. Таможенные сборы за таможенное оформление

В зависимости от стадии таможенного оформления его порядок определяется различными нормативными актами, каждый из которых регламентирует отдельные вопросы таможенного оформления.

В процессе таможенного оформления различаются такие стадии, как: предварительные операции, временное хранение, декларирование, деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика, оформление основных таможенных документов, таких, как грузовая таможенная декларация, декларация таможенной стоимости и другие операции таможенных органов.

Таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, определяется как совокупность операций, производимых должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров, либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа, устанавливаемых ГТК РФ. Язык, на котором производится таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и нормативными актами ГТК РФ. В случаях, предусмотренных законодательством, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через  границу, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Начало таможенного оформления начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств.   В целях таможенного оформления таможенные органы вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (экспертизу). За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождающем багаже международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются таможенные сборы в валюте РФ в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой контролируется Центральным банком, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере.

ГТК РФ вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

5. Таможенные сборы за хранение товаров

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за хранение представляют собой вид таможенного платежа, уплачиваемого за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

Определение величины сборов находится в компетенции ГТК РФ и в настоящее время установлены Приказом ГТК от 07.10.93 N 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)". В случае фактического помещения товаров и транспортных средств на склад временного хранения в течение суток с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются в следующем размере: - за хранение товаров – сумма, эквивалентная 0.04 ЭКЮ за килограмм в сутки;- за хранение транспортных средств – сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ за единицу в сутки[3].   Если товары и транспортные средства фактически не были помещены на склад временного хранения в течение суток с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза, то сборы за хранение вышеназванных товаров не взимаются.  В случае помещения товаров на транспортном средстве на склад временного хранения без разгрузки в течение первых суток и в последующие сутки сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются соответственно в сумме, эквивалентной 0,04 экю за кг в сутки и в сумме, эквивалентной 3 экю за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.   За хранение на складе временного хранения таможенного органа транспортных средств, перемещаемых в качестве товаров, таможенные сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются в сумме, эквивалентной 0,04 экю за кг в сутки.  При применении ставки таможенных сборов за хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения за неполный календарный день (неполные сутки) применяются ставки за одни календарные (полные) сутки.  Если товары и транспортные средства находятся на складе временного хранения полный и неполный календарный день (т.е. полные и неполные сутки), то к таким товарам применяются ставки таможенных сборов за двое суток.

Таможенные сборы за хранение на таможенном складе уплачиваются в размере 0.02 ЭКЮ за 1 кг. брутто в сутки, а за хранение в специально приспособленных помещениях (например, особый температурный режим) в размере 0.03 ЭКЮ. Региональные таможенные управления вправе устанавливать свои суммы сборов за хранение, но не выше сумм, установленных ГТК.

6. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров

Согласно распоряжения ГТК от 17.11.00. № 01-99/1265  и приказа ГТК № 897 от 03.10.00 «Об утверждении Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств» в целях усиления таможенного контроля, исключения случаев недостоверного декларирования и неуплаты таможенных платежей в отношении отдельных категорий товаров на основании статьи 23 Конвенции МДП 1975года и статьи 136 Таможенного кодекса необходимо производить доставку иностранных товаров, указанных в перечне, перемещаемых автомобильным транспортом в регион деятельности Центрального таможенного управления, а также между таможенными органами, при условии их таможенного сопровождения в случае, если у таможенного органа имеются основания полагать, что перевозчик, либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений Таможенного кодекса РФ.

Перечень некоторых отдельных товаров, доставка которых осуществляется с таможенным сопровождением[4].


Код по ТН ВЭД России

Наименование позиции

7321

Печи отопительные, печи отопительно-варочные и печи для приготовления пищи (включая со встроенными котлами центрального отопления), фритюрницы, жаровни, горелки для плит, подогреватели для разогрева пищи и аналогичная бытовая аппаратура неэлектрическая, и их части, из черных металлов

8418

Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов; тепловые насосы.

8421

Центрифуги, включая центробежные сушилки; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов

8423

Оборудование для взвешивания (кроме весов чувствительностью 0,05 г или выше), включая весы, оборудованные устройствами для подсчета и контроля массы товаров; разновесы для весов всех типов

8450

Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством

8469

Машинки пишущие, кроме принтеров товарной позиции 8471; устройства для обработки текстов

8471

Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные

8472

Оборудование конторское (например, гектографические или трафаретные множительные аппараты, машины адресные, автоматические устройства для выдачи банкнот, машины для сортировки, подсчета или упаковки монет, машинки для заточки карандашей, перфорац

8476

Автоматы торговые (например, для продажи почтовых марок, сигарет, продовольственных товаров или напитков), включая автоматы для размена банкнот и монет

85

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

9006

Фотокамеры (кроме кинокамер); фотовспышки и лампы - вспышки, кроме газоразрядных ламп товарной позиции 8539

9402

Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения, поворота, подъема и наклона; части вышеупомянутых изделий


1.3. Роль таможенных платежей в налоговой системе РФ


Предприятие,  желающее  “раздвинуть”  рамки  своей  хозяйственной  деятельности  за  территорию  Российской  Федерации, сталкивается  с  такими  вопросами,  как правила  экспорта-импорта  товаров  и  услуг,  порядок  валютных  операций  при  экспорте-импорте,  процедура  выхода  на  мировой  рынок.  Немаловажную  роль  здесь  играют  и  вопросы,  связанные  с  порядком  налогообложения  внешнеэкономической  деятельности.  От  государства  в  данной  ситуации  требуется  создание  таких  условий  функционирования,  которые  бы  способствовали  реализации  целей  внешнеэкономической  политики  страны. 

Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    окажут  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц. Таким  образом,  налогообложение  является  одной  из  важнейших  составляющих  внешнеэкономической  политики  государства.

Поддержанию внешнеторговой деятельности всегда способствовал особый механизм государственного регулирования. Государство, применяя различные, в том числе налоговые, методы регулирования ВЭД, оперативно реагирует на все изменения на мировых рынках. В механизме косвенного регулирования действуют два основных активных элемента: налоги и таможенные платежи. Налоговая система действует обособленно от системы таможенных платежей. Обе системы сложились таким образом, что они не способны улавливать значительные валютные поступления в доход федерального бюджета[5].

ГТК РФ принимает меры по упорядочению товародвижения через границу РФ и обеспечению полноты поступления в бюджет таможенных налогов. Алкогольные напитки и табачные изделия, вывозимые из РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта (в том числе после нахождения под таможенным режимом временного ввоза, таможенного склада, переработки, свободного склада, свободной таможенной зоны, магазина беспошлинной торговли или после нахождения на складах временного хранения) оформляются для доставки до таможенного органа назначения под контролем только после уплаты таможенных платежей. Размер этих выплат определяется суммой таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при режиме выпуска для свободного обращения.

НДС и акцизы, являясь до настоящего времени основными фискальными каналами формирования казны государства, постепенно приобретают свое второе функциональное назначение - стимулировать инвестиционные процессы в российской экономике, способствовать укреплению внешнеторгового баланса страны.

НДС  и акцизы, взимаемые на таможне, занимают особое место в системе косвенного обложения.

1.4. Влияние таможенных платежей на цены и объем рынка


Влияние таможенных платежей на цену и объем рынка зависит от видов пошлин. Для защиты внутреннего рынка и отечественных произво­дителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинго­вые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию  РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответствен­но, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной суб­сидии.

Таким образом,  таможенные платежи влияют на цены, чтобы регулировать объем рынка  для его защиты.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного произ­водителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время

2. Таможенное дело в Сибирском Федеральном округе


Толмачевская таможня образована приказом Государственного таможенного комитета РФ на базе Толмачевского таможенного поста в январе 1994 года. За 10 лет существования Талмачевской таможней в федеральный бюджет перечислено более 100 млн. долларов, оформлено более 57 тыс. воздушных судов, около 3 млн. пассажиров. Только за 2003 год таможня перечислила в федеральный бюджет свыше 265 млн. руб. Уникальность Толмачевской таможни в том, что она единственная за Уралом имеет статус «воздушной» и является своего рода «небесными вратами» сибирского федерального округа[6].

Правоохранительными подразделениями таможни за эти годы выявлено более 3300 административных правонарушений, возбуждено 350 уголовных дел, задержано валюты и валютных ценностей на сумму около 1 миллиона долларов США, осуществлено более 2200 оперативно-розыскных мероприятий, из незаконного оборота изъято более 20 килограммов героина. В 2003 году был задержан наркокурьер, гражданин Таджикистана, перевозивший 377 капсул с героином, вес которого составил 930 грамм. Пресечена попытка ввоза 1кг 225 г героина, сокрытого в полости обычной декоративной вешалки.

Отмечают сотрудники таможни и другие опасные тенденции. Все чаще выявляются попытки незаконного вывоза за рубеж предметов культурного и исторического достояния. В конце прошлого года был предотвращен незаконный вывоз в Германию старообрядческой иконы “Богоматерь всех скорбящих радость” и редкого экземпляра книги “Новый Завет”.

Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 ноября 2001 года № 40 (276) "О результатах комплексной проверки в Сибирском таможенном управлении по вопросам организации полноты, своевременности начисления и перечисления в доход федерального бюджета таможенных платежей и изыскания дополнительных поступлений средств в доход федерального бюджета в результате применения действующего таможенного законодательства в регулировании внешнеэкономической деятельности в 2000-2001 годах": Утвердить отчет о результатах проверки. Направить представления Счетной палаты Правительству Российской Федерации и ГТК России с учетом состоявшегося обсуждения.Направить отчет о результатах проверки в Государственную Думу, Совет Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Включить в проект плана работы Счетной палаты на 2002 год проверку возмещения налоговыми органами налога на добавленную стоимость при применении таможенных режимов переработки товаров.

ОТЧЕТ о результатах комплексной проверки организации полноты, своевременности начисления и перечисления в доход федерального бюджета таможенных платежей и изыскания дополнительных поступлений средств в доход федерального бюджета в результате применения действующего таможенного законодательства в регулировании внешнеэкономической деятельности в Сибирском таможенном управлении в 2000-2001 годах

Основание для проведения проверки:

План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год (пункт 1.3.2.27), утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 22 декабря 2000 года № 42 (234).

Цель проверки:

Оценка полноты, своевременности начисления и перечисления таможенных платежей от участников внешнеэкономической деятельности и изыскание дополнительных возможностей поступлений рублевых и валютных средств в доход федерального бюджета.

Предмет проверки:

Организация таможенного оформления, таможенного контроля и использование таможенных режимов при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств участниками внешнеэкономической деятельности как важнейший фактор полноты начисления таможенных платежей.

Полнота, своевременность поступления на счета таможенных органов и перечисления в доход федерального бюджета начисленных таможенных платежей.

Достоверность декларирования товаров и их таможенной стоимости как основы исчисления таможенных платежей.

Законность и порядок предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей.

Изыскание дополнительных возможностей поступления рублевых и валютных средств в доход федерального бюджета. Эффективность работы с товарами, обращенными в федеральную собственность.

Защита экономических интересов России в части усиления борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Выполнение представлений, а также устранение недостатков, выявленных предыдущими проверками Счетной палаты Российской Федерации.

Объекты проверки:

Сибирское таможенное управление и его структурные подразделения; Новосибирская таможня; Толмачевская таможня.

Выводы[7]:

1. Изменение организационной структуры таможенных органов и создание таможенных управлений, регион деятельности которых совпадает по территории федеральных округов, ограничивает возможность оперативного контроля за таможенным оформлением товаров. В ряде случаев при современных системах связи функции оперативного управления таможнями принимает на себя Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

2. Контроль, осуществляемый таможенными органами Сибирского таможенного региона за применением мер нетарифного регулирования, в ряде случаев проводится формально. При несоблюдении сроков действия режима временного ввоза (вывоза) с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей только по строительному оборудованию, временно ввезенному в 1996 году для строительства автомобильного пункта пропуска на границе, не взыскано 27,7 млн. рублей таможенных платежей. Указание ГТК России от 21 февраля 1995 г. № 01-12/275, которое вступает в противоречие с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 г. № 599 "О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов" в части сроков и пол-ноты применения освобождения, не отменено и применяется в практике таможенных органов, что уменьшает размер платежей, поступающих в федеральный бюджет.

3. В связи с разрешением ГТК России в лице заместителя председателя В. В. Шпагина применить к ввезенным, но вовремя недекларированным товарам, режим реэкспорта и вывезти их в Китай, в Толмачевской таможне была нарушена статья 279 Таможенного кодекса Российской Федерации об ответственности за недекларирование товара, по которой товар на сумму 14,7 млн. рублей подлежал конфискации.

4. Предоставление льготных условий таможенного оформления при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации под таможенными режимами переработки товаров на таможенной территории в ряде случаев создает условия для возможности коррупции в таможенной системе. Потери федерального бюджета только по экспортной пошлине от двух выданных Екатеринбургской таможней лицензий на переработку на таможенной территории бокситов в нелегированный алюминий составляют 3,1 млн. долларов США. ГТК России в лице заместителя председателя В. В. Шпагина признал необходимым изменить лицензии и довзыскать таможенные платежи. Однако ГТК России не потребовал провести служебное расследование по выявленному факту и дополнительные проверки по другим, в том числе и завершенным лицензиям.

5. В связи с тем, что приказом ГТК России от 26 июня 2001 г. № 598 не предусмотре-но, что таможенные органы при подтверждении вывоза товаров предоставляют информацию об особенностях налогообложения при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории или под таможенным контролем и суммах возвращенного таможенными органами НДС, требует дополнительной проверки Счетной палатой Российской Федерации вопрос о возмещении налоговыми органами экспортерам товаров налога на добавленную стоимость в случае применения указанных режимов.

6. Контроль за исполнением фискальной функции таможенных органов осуществляется ГТК России установлением и последующим выполнением плановых показателей по взысканию таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности. Плановые задания неоднократно корректируются и, как правило, перевыполняются. В 2000 году задания выполнены на 100,1 %, или в размере 18,8 млрд. рублей, за 8 месяцев 2001 года - на 109 %, или 12,3 млрд. рублей. Вместе с тем контроль ГТК России за перечислением таможенных платежей в федеральный бюджет носит формальный характер, направляемые ГТК России в СТУ ежедекадные реестры о поступлении денежных средств на счета в ОПЕРУ-1 Банка России не являются официальным финансовым документом, не имеют не только печати, но также и подписей уполномоченных лиц. Причины непоступления средств в сумме 390,84 млн. рублей, перечисленных таможнями Восточно-Сибирского таможенного управления в 2000 году на счета федерального бюджета, контролируемые ГТК России, до сих пор не выявлены. Ущерб федеральному бюджету не возмещен.

7. В 2001 году продолжает действовать схема уплаты таможенных платежей, минуя счета таможен и СТУ, при которой отдельные участники внешнеэкономической деятельности осуществляют уплату таможенных платежей через счета ГТК России или счета Центральной энергетической таможни (ЦЭТ). При этом объем таких платежей, минуя счета СТУ, вырос с 34 % от общего объема перечисленных платежей в 2000 году до 43 % за 8 месяцев 2001 года. Указанная схема приводит к нарушению действующего таможенного законодательства. В нарушение статьи 119 Таможенного кодекса Российской Федерации Омская таможня не взыскала таможенные платежи на сумму 5,97 млн. рублей при таможенном оформлении экспорта нефти ОАО "Сибнефть" без предъявления платежного документа. Тем самым в федеральный бюджет за 2000 год не поступили доходы на сумму 5,97 млн. рублей.

8. В 2000 году в результате контроля таможенной стоимости было взыскано в доход федерального бюджета 781 млн. рублей. По итогам за 9 месяцев 2001 года эффективность работы таможенных органов СТУ по корректировке таможенной стоимости значительно снизилась, довзысканные в результате контроля таможенной стоимости таможенные платежи составили 18 млн. рублей, или 0,01 % к общей сумме начисленных платежей по декларированным товарам.

В связи с недостаточным контролем таможенной стоимости товаров в Новосибирской таможне в 2000 году было выпущено в свободное обращение 24 товарные партии гранул полиэтилентерефталата на общую сумму 0,5 млн. долларов США по заниженной в восемь раз цене, федеральный бюджет недополучил 28,5 млн. рублей. По аналогичному товару в 2001 году таможенная стоимость была скорректирована после выпуска товара в свободное обращение, таможенные пошлины начислены, но в сумме 15,5 млн. рублей не взысканы в связи с отсутствием средств на счетах этих фирм. Общая сумма непоступивших доходов составила 44 млн. рублей.

9. По состоянию на 1 сентября 2001 года в таможенных органах СТУ продолжает оставаться задолженность по отсрочкам, предоставленным в 1999 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1998 г. № 1235 "О мерах по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах". Неуплаченные таможенные платежи составляли 14,4 млн. долларов США. Принимаемые таможенными органами меры по взысканию задолженности положительных результатов не принесли.

В связи с тем, что Правительство Российской Федерации не исполнило статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившую в силу с 1 января 2001 г., по определению кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также кодов товаров номенклатуры внешнеэкономической деятельности России для применения к ним ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 %, таможенные органы СТУ произвольно по собственному усмотрению применяли льготную ставку при начислении таможенных платежей.

10. При реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, издержки при хранении и реализации достигают в 2001 году 24 % от суммы полученных от реализации товаров средств. Таможенными органами СТУ в качестве комиссионеров были привлечены дочерние предприятия ГУП "Ростэк", несмотря на их большую задолженность по возврату средств от реализации товаров. Штрафные санкции за неисполнение условий договоров таможни к комиссионерам не предъявляли. Только в Новосибирской таможне сумма непредъявленных штрафов к ДГУП "Ростэк-Сибирь" составила 166,8 тыс. рублей.

Оценка товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, не соответствует реальной стоимости товаров. Так, в Новосибирской таможне при реализации 800 штук стиральных машин стоимость была занижена на 1 млн. рублей. В нарушение Федерального закона "Об акцизах" при реализации автомобилей полученная выручка не компенсировала таможенные платежи, начисленные при их ввозе.

Исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" сдерживается отсутствием согласованного ГТК России и РФФИ порядка передачи конфискованного таможенными органами имущества на реализацию.

11. Все проверочные мероприятия, проводимые таможенными органами СТУ и направленные на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, отличаются крайне низкой результативностью при большом объеме проводимых работ. Так, при общей сумме наложенных в связи с нарушением таможенных правил штрафов на сумму более 2 млрд. рублей, в течение 2001 года было взыскано 102,4 млн. рублей. При объявлении организаций-участников внешнеэкономической деятельности банкротами задолженность их по уплате таможенных платежей будет переходить в разряд безнадежной, поскольку по Федеральному закону "О несостоятельности и банкротстве" таможенные органы относятся к очередникам четвертой очереди.

Предложения:

1. Направить представление в Правительство Российской Федерации с предложением о выполнении статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и устранении выявленных недостатков, находящихся в компетенции Правительства.

2. Направить представление в ГТК России с предложением отмены ведомственных нормативных актов, обеспечения взыскания таможенных платежей по таможенным лицензиям на переработку товаров, выданных в нарушение нормативных документов, проведения проверки перечисления таможенных платежей в 2000 году таможнями Восточно-Сибирского таможенного управления и зачисления их на счета федерального бюджета, приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства оформления документов по учету таможенных платежей, в том числе средств, внесенных, минуя счета таможенных органов, разработки порядка передачи на реализацию имущества, конфискованного таможенными органами, а также обеспечения устранения недостатков, отмеченных по результатам проведенной проверки, в таможенных органах Сибирского таможенного управления.

3. Направить представления в Новосибирскую и Толмачевскую таможни с предложением устранить выявленные недостатки и компенсировать федеральному бюджету ущерб, нанесенный допущенными недостатками в работе.

4. Направить копии отчета в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

5. Включить в план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2002 год проверку возмещения налоговыми органами налога на добавленную стоимость при применении таможенных режимов переработки товаров.


Заключение


Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов. Прошедшие 4 года были нелегкими для российских таможенников. Резкое сокращение импорта, падение курса рубля, последствия финансового и банковского кризиса, серьезные просчеты в деятельности ряда таможенных органов - все это негативно отразилось на качестве организации таможенного дела, привело к снижению объема поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Руководство ГТК России вынуждено было принимать жесткие и непопулярные меры для повышения качества таможенного контроля и увеличения собираемости таможенных платежей. Пришлось расстаться с некоторыми руководителями и оперативными сотрудниками, допустившими серьезные ошибки в работе. Ценой напряженных усилий российским таможенникам удалось при неизменной налогооблагаемой базе остановить падение объема собираемых таможенных платежей, вернуть незаслуженно уволенных профессионалов, укрепить авторитет подразделений правоохранительного блока и службы собственной безопасности. ГТК России совместно с другими правоохранительными ведомствами разработал комплекс мер административного характера в целях полного вытеснения с внутреннего рынка контрабандных товаров. Так, будет продолжено проведение проверок организаций, торгующих импортными товарами, в ходе которых продавцы должны подтверждать их легальность. Предполагается ввести новый порядок учета лиц, занимающихся внешней торговлей, который позволит выявлять нарушителей таможенных правил, в том числе т. н. фирмы-однодневки. Одновременно будет установлен жесткий контроль в околотаможенной сфере, который подразумевает дальнейшее сокращение мест таможенного оформления отдельных категорий товаров, а также таможенных складов и складов временного хранения, нарушавших таможенные правила.

Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. Уже сейчас национальные таможенные службы ориентируются на международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией. Сегодня ВТО - авторитетная международная организация, объединяющая 150 государств, в том числе страны СНГ (Россия является членом ВТО с 1992 года).

Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами.  Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам.

Таможенные пошлины и платежи с 2000 года  стали выполнять более серьезную роль,  чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта  не сырьевых ресурсов, а продукции несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства.

Толмачевская таможня образована приказом Государственного таможенного комитета РФ на базе Толмачевского таможенного поста в январе 1994 года. За 10 лет существования Талмачевской таможней в федеральный бюджет перечислено более 100 млн. долларов, оформлено более 57 тыс. воздушных судов, около 3 млн. пассажиров. Только за 2003 год таможня перечислила в федеральный бюджет свыше 265 млн. руб. Уникальность Толмачевской таможни в том, что она единственная за Уралом имеет статус «воздушной» и является своего рода «небесными вратами» сибирского федерального округа.

Правоохранительными подразделениями таможни за эти годы выявлено более 3300 административных правонарушений, возбуждено 350 уголовных дел, задержано валюты и валютных ценностей на сумму около 1 миллиона долларов США, осуществлено более 2200 оперативно-розыскных мероприятий, из незаконного оборота изъято более 20 килограммов героина. В 2003 году был задержан наркокурьер, гражданин Таджикистана, перевозивший 377 капсул с героином, вес которого составил 930 грамм. Пресечена попытка ввоза 1кг 225 г героина, сокрытого в полости обычной декоративной вешалки.


Список использованной литературы


1.      Авдокушин Е. Ф. "Международные экономические отношения". Учебное пособие. М.: «Маркетинг», 1999.

2.      Берков Е. А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие  в  помощь  слушателям, изучающим таможенное   дело”. Москва.  1998. 

3.      Буглай В. Б.,  Ливенцев Н. Н., «Международные экономические отношения» -   М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

4.      Диденко  Н.  "Основы  внешнеэкономической  деятельности  в  Российской Федерации,  - Спб,  2000 г.

5.      Иваненко С. И., Федоскин Ю.Г. "Таможня: Что нужно знать деловому человеку". В 3-х томах. М.: «Руссико», 1999.

6.      Карпов В. "Все  пошлины,  сборы,  платежи  и  налоги  на  таможне" – Новая редакция на 2001 г., - М.,  2001.

7.      Козырин  А. " Акцизы в системе таможенных  платежей",  “Финансы”, №1,  1998.

8.      . Козырин  А. " Правовое  регулирование  таможенных  платежей",  “Налоговый вестник ”,  №2, 3,  2002.

9.      Стрельник  В. "Таможенно-тарифное  регулирование  внешней  торговли  в  Российской  Федерации”,  “Внешнеэкономический  бюллетень”,  №12  2000,  №1,  2001.

10.  Юткина Т.Ф. "Налоги и налогообложение" - М.: ИНФРА-М, 2002.

11.  Аргументы и факты на Оби №3, 2004.

12.  Журнал "Таможенный вестник", №1, 2004.





[1] Авдокушин Е. Ф. "Международные экономические отношения". Учебное пособие. М.: «Маркетинг», 1999. – с89.


[2] Берков Е. А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие  в  помощь  слушателям, изучающим таможенное   дело”. Москва.  1998. – с 56.


[3] Карпов В. "Все  пошлины,  сборы,  платежи  и  налоги  на  таможне" – Новая редакция на 2001 г., - М.,  2001.- с.101.


[4] Иваненко С. И., Федоскин Ю.Г. "Таможня: Что нужно знать деловому человеку". В 3-х томах. М.: «Руссико», 1999. – с 46.


[5] Стрельник  В. "Таможенно-тарифное  регулирование  внешней  торговли  в  Российской  Федерации”,  “Внешнеэкономический  бюллетень”,  ,  №1,  2001. – с 10.

[6] Аргументы и факты на Оби №3, 2004. – с 3.


[7] Журнал "Таможенный вестник", №1, 2004. – с 14.