Содержание


1. Международная производственная кооперация: понятие, функции, особенности 3

2. Понятие, виды международных монополий. Историческое развитие международных монополий                                                                     6

Библиографический список                                                                      9


1. Международная производственная кооперация: понятие, функции, особенности

Международная производственная кооперация предусматривает совместное производство товаров  независимыми производителями. Такая кооперация осуществляется на основе долгосрочных  соглашений между иностранными партнерами.

Такие соглашения, как правило, осуществляются в несколько этапов.

На начальном этапе партнеры ведут переговоры по выяснению взаимной заинтересованности и возможностей сторон вести совместную разработку, производство и сбыт товаров. Анализируется экономическая устойчивость, производственная база каждой из сторон, конкурентоспособность уже выпускаемой продукции, наличие перспективных  разработок, в том числе изобретений ноу-хау, обеспеченность квалифицированным персоналом.

Если стороны взаимно  удовлетворены  потенциалом сторон, то возникает основа для совместной разработки проекта кооперации, который обычно представляет собой повременный план (в сокращенной форме)  следующих совместных действий:

1)    проведение маркетингового исследования рынка;

2)    совместная проработка конструкции изделия на стадии эскизного или технического проекта;

3)    предварительное разделение обязательств сторон по рабочему проектированию  и изготовлению отдельных частей изделия;

4)    проработка основных технических решений с определением необходимости  закупок патентов и нового оборудования;

5)    создание и испытание опытных образцов продукции, прогнозная оценка ее конкурентоспособности на момент выхода на мировой рынок, прогноз жизненного цикла товара;

6)    оценка необходимых капиталовложений в организацию серийного производства каждой из сторон;

7)    определение объемов необходимого финансирования сторон и источников получения средств;

8)    оценка самоокупаемости проекта и расчет ожидаемой нормы прибыли – важного показателя для принятия окончательного решения о целесообразности международной корпорации  по конкретному товару;

9)    разработка принципов коммерческих отношений кооперирующихся сторон.

В тех случаях, когда страны приходят к выводу о целесообразности продолжения кооперации,  разрабатывается окончательный план и порядок ее поэтапного осуществления. Из такого плана следует  указать только на некоторые основные виды работ:

1)    согласование сроков готовности промышленного образца и участия  в выставках для проверки его конкурентоспособности и спроса на это изделие;

2)    определение уровня цен поставщиков и цен реализации совместимыми сбытовыми структурами;

3)    разработка совмещенного графика выпуска комплектующих узлов и сборки готовой продукции кооперирующимися странами;

4)    составление плана совместных рекламных мероприятий на выбранных рынках сбыта;

5)    составление графика создания пунктов технического обслуживания.

Одновременно с разработкой плана стороны окончательно согласовывают  условия экономических отношений сторон.  Главным документом, определяющим  такие отношения, является Согласование производственной кооперации. В нем четко разграничиваются права, обязанности и ответственность кооперирующихся сторон.

Особенности международного корпорационного сотрудничества:

1)    если окончательной сборкой и сбытом продукции занимается одна из сторон, то ею должна быть сторона,  имеющая производственные мощности на рынке сбыта, поскольку импорт комплектующих узлов и деталей, как правило, не имеет количественных ограничений, а если и облагается пошлинами, то в размере гораздо более низком, чем импорт готовой продукции;

2)    если выпуск кооперируемой продукции ориентирован на экспорт в третьи страны, то, при прочих равных условиях, окончательную сборку организуют в стране, где имеется более дешевая рабочая сила;

3)    при международной корпорации стороны обычно проявляют большую осторожность в выборе способа взаиморасчетов, применяя такие способы платежей за взаимные поставки, как документарные  безотзывные револьверные аккредитивы, или предоставляя друг другу  финансовые гарантии банков;

4)    в тех случаях, когда в странах кооперирующихся сторон действуют разные валютные системы,  в качестве выплаты цен на комплектующие узлы и детали  и валюты расчетов принимается более стабильная валюта или вводится валютная оговорка;

5)    если кооперационное соглашение подписывается на длительный срок и существует опасность инфляции в любой из стран кооперирующих сторон, то рекомендуется применять скользящие цены.

Примером производственной кооперации может быть сотрудничество Новочеркасского электровозостроительного  завода с немецкой компанией «А Дтранц», которые в 1996 г. совместно разработали новый электровоз ЭП-10. Немецкая сторона поставила для первых 21 электровоза комплектующие узлы и детали, силовые трансформаторы поставляет фирма из Екатеринбурга, фирмы Санкт-Петербурга и Саранска  силовые преобразователи  и электронные системы управления.

Производство основного оборудования, сборку и сбыт электровозов осуществляет Новочеркасский  завод.



2. Понятие, виды международных монополий. Историческое развитие международных монополий

Словарь делового английского языка Lonqman  определяет международную монополию как монополию, существующую потому, что спрос во всем мире на продукцию может быть удовлетворен одним  производителем с минимальными затратами.[1] В такой отрасли эффективный объем товаров близок тот, на который мировой рынок предъявляет спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. Иными словами, монополия возникает и существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь мировой рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы конкурирующие фирмы.

Представление о международных монополиях сформировалось  в западной экономической науке в 40-е годы ХХ в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории монополий и не подвергалось сомнению экономистами на протяжении  многих десятилетий. Классические  определения можно встретить в работах Кана, Шерера[2] и других исследователей.

Причинами возникновения и существование естественных монополий  могут быть особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска; экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях; недостаточная емкость рынка.

Главной причиной подобной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть  оптимальным лишь при очень крупных современных капиталовложениях. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка.

В отличие от фирмы, продающей свою продукцию на конкурентном рынке, международный монополист не заинтересован в крупномасштабной реорганизации, обеспечивающей оптимизацию   товарно-денежных потоков компании, или во внедрении новых технологий. Можно ожидать, что размещение ресурсов в условиях монополии будет менее эффективным, чем при более конкурентной структуре рынка. Международные монополии являются главными участниками евровалютного рынка.  Посредниками выступают крупные банки индустриально развитых стран, причем нередко они являются иностранными для страны базирования еврорынка. С каждым годом все большее количество евровалютных операций производится в новых финансовых центрах, а их доля в общем объеме мирового рынка евровалют неуклонно растет. Крупнейшие банки ряда развивающихся стран проникают на международный рынок ссудных капиталов не только путем создания своих отделений и филиалов или поглощения кредитных институтов других стран, но и с помощью участия вместе с крупнейшими банковскими монополиями развитых стран в международных банковских консорциумах, что позволяет быстрее и эффективнее войти в евровалютный бизнес и облегчает проникновение на рынке многих стран.

Многочисленные исследования подтвердили, что ослабление конкуренции на мировом рынке ведет к снижению качества товаров и услуг и к росту цен. М. Армстронг, С. Кован и Дж. Викерс выделяют три возможных направления структурных реформ:

1.     Сохранение единой вертикально монополизированной структуры, что влечет за собой большой объем прямого и детального ценового регулирования, направленного на защиту потребителей от монопольных цен. По такому сценарию идет реформирование Газпрома (Россия).

2.     Выделение из международной монополии потенциально конкурентных видов деятельности, их либерализация и открытие для конкурентов. Монополия сохраняет свои позиции только в естественном монопольном сегменте. В результате на первый план выходит регулирование условий входа в отрасль и поощрение конкурентов.

3.     Промежуточный или смешанный вариант, объединяющий вертикально интегрированные схемы и варианты обособления: монополист сокращает свои позиции в отношении монопольных сетей, но не лишается права действовать и в потенциально-конкурентных областях.

Детальное обоснование конкретных управленческих решений на основе теории монополии должно обеспечить решение широкого круга проблем:

1.     Анализ структуры отрасли, выявление того. Насколько ее монопольная структура эффективна с точки зрения минимизации затрат.

2.     Анализ поведения фирмы-монополиста, диагностика устойчивости (неустойчивости) монопольной структуры.

3.     Определение условий введения для определенных сегментов рынка специальных типов конкуренции, формирование оптимальных стратегий с элементами саморегулирования.

Не все из предложенных мер могут быть реализованы в ближайшем будущем.

Библиографический список

1.     Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий // МЭМО. – 2003. - №12. – с. 3-11.

2.     Николаева В.М. Международная кооперация в промышленности // Риск. – 2001 - №3. С. 73-80.

3.     Синицкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Юристъ, 1998. – 6559 с.

4.     Современный рынок: природа и развитие / Под ред. Э.П. Дунаева. – СМ.: Феникс, 1999.

5.     Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М., 1999.




[1] Lonqman Dictionary jf Business Enqlish. J.H. Adam. – М., 1993.

[2] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М, 1999.