Управление региональным развитием: цели, критерии и методы



Содержание


Введение.......................................................................................................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием................................................................................................................................................................................................................... 4

1.1. Сущность развития региона.......................................................................................................................................... 4

1.2. Цели и критерии социально-экономического развития региона................................................................. 6

1.3. Методы управления региональным развитием................................................................................................. 12

2. Управление развитием Свердловской области................................................................................... 18

2.1. Анализ основных положений Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года........................................................................................................................................ 18

2.2. Характеристика управленческих округов Свердловской области........................................................... 20

2.3. Управление региональным развитием в Свердловской области............................................................... 26

Заключение................................................................................................................................................................................ 34

Список использованной литературы............................................................................................................... 36



Введение

Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием.

Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.

Объект исследования: экономика Свердловской области.

Предмет исследования: управление региональным исследованием.

Цель работы: провести исследование целей, критериев и методов управления региональным развитием на примере Свердловской области.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать сущность развития региона;

2. проанализировать цели и критерии социально-экономического развития региона;

3. дать характеристику методам управления региональным развитием;

4. провести анализ основных положений Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года;

5. дать характеристику управленческих округов Свердловской области;

6. описать управление региональным развитием в Свердловской области.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Вопросами управления региональным развитием занимались многие ученые, такие как Гапоненко А.Л., Полянский В.Г., Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., Гранберг А.Г., Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В., Кузнецова О., Каширских Н.И., Разорвина И.В., Тургель И.Д., Алексеева Ю.П., Падучина А.Н., Уколов В.Ф., Фролова Н.К. и др.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут быть освещены на научных студенческих конференциях.

1. Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием


1.1. Сущность развития региона


Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительной литературе уделено много внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания), наконец, социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет однозначное определение понятия «регион». Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы распределения, и как элемент социальной организации общества, место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека[1].

Понятие «регион» в научной и практической литературе используется для обеспечения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъект РФ, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования. Следовательно, к региону можно и отнести Челябинскую область.

Термин “развитие” часто употребляется в следующих словосочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере[2]. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитие, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

Ø рост производства и доходов;

Ø перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

Ø перемены в общественном сознании;

Ø перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

Ø повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

Ø создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;

Ø увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается большое значение.

Развитие любого региона – многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.


1.2. Цели и критерии социально-экономического развития региона


В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития региона строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия  между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека (ИРЧ), разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

Ø ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

Ø интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения  и средняя продолжительность обучения);

Ø величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности доходов.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

ИРЧ определяется как средняя арифметическая трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

                         X i --  X i min

                 Ii  = ---------------------,

                        Xi max  --- Xi min

где Xi – фактическое значение  i  показателя;

Ximax и Ximin – соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя.

Наряду с интегральным показателем можно использовать отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

Ø национальный доход на душу населения;

Ø уровень потребления отдельных материальных благ;

Ø степень дифференциации доходов;

Ø продолжительность жизни;

Ø уровень физического здоровья;

Ø уровень образования.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста ВНП в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целевых ориентиров. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

Ø привлечение новых видов бизнеса;

Ø расширение существующего бизнеса;

Ø развитие малого бизнеса;

Ø развитие центра города;

Ø развитие промышленности;

Ø развитие сферы услуг;

Ø повышение уровня жизни населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения – ВНП, ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста – жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить уровень социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальнйо сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсобируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организацией. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

Ø ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Ø средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Ø продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Ø уровень образования;

1. уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

2. уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Ø состояние окружающей среды;

Ø равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Ø обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки  экономического развития регионов является оценка уровня производства (как правило, материального производства). Такая оценка сегодня является недостаточной и односторонней. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений, а также уровень образования и квалификации людей – важнейшие параметры развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке – это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.


1.3. Методы управления региональным развитием


Местные органы власти любого уровня – региона, города или района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо- теплоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью многообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие региона, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано все местное сообщество.

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояний в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя местные преимущества и создавая новые.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества. И поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете определяет успех той или иной социально-экономической политики.

Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

Ø создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

Ø регулирование деловой активности;

Ø прямая кооперация администрации и бизнеса.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и городские вокзалы, аэропорт и т.д.

В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляет прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия – объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать их в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

Данные методы воздействия на предпринимателей подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмерима меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.). Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в бюджет.

В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывается эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.

В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма весомых результатов. Так, администрация Новгородской области установив налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.

К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительства стало правилом строительство «с нагрузкой», когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций.

Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих  развитие своей деловой активности. При планировании того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.

Регулирование порядка правил застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.

Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты «Сити» и «Манежная площадь» в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для организации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно согласовать интересы развития города с конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством местной администрации.

Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития города. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону в целом.

Обеспечивая процесс экономического развития региона в целом, руководители местной адмиинстрации подчас действуют как посредники, как «создатели коалиций», помощники реальных действующих лиц, используя разные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне являются создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.

Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того нерутинность этой функции предполагает гибкий неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организации переговоров с частными и негосударственными и организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

2. Управление развитием Свердловской области


2.1. Анализ основных положений Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года


В декабре 2002 года было принято совместное постановление Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области №1481‑ПП/12 “О Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года”. В нем утверждены цели, задачи Схемы и динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Свердловской области как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Целевые значения показателей рассчитаны к 2005, 2010, 2015 годам.

В сопоставимых условиях к 2015 году валовой региональный продукт Свердловской области вырастет по сравнению с 2000 годом в 2,8-3,4 раза, продукция промышленности – в 2,5-2,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства – в 2,1-2,4 раза, объем инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий – в 6,5-7,6 раза, оборот розничной торговли – в 3-3,7 раза, номинальная заработная плата – в 10-13 раз.

За 3 года реализации Схемы в сопоставимой оценке динамика основных макроэкономических индикаторов такова:

·          темпы роста валового регионального продукта в 2003 году составили 107,1%, среднегодовые за 2000-2003 годы превысили 106%, при среднегодовых темпах, предусмотренных Схемой 105-106%;

·          темпы роста объёма промышленной продукции области в 2003 году составили 108,7%, в среднегодовом исчислении – 108%, при планируемых 104-105%;

·          недостаточно росли в области инвестиции в основной капитал – 109,4% в среднем за год при необходимых 115-117% в год в первые пять лет реализации Схемы (это потребует детального анализа и проработки, серьезных управленческих решений);

·          рост объёмов розничной торговли составил за год 113%, в среднем в год за три последних года – 116,7%, при показателях, предусмотренных Схемой –106-107%;

·          возросла заработная плата, её фактические темпы роста достигли за последний год 126%, за три последних года – в среднем 136% в год, при среднегодовых темпах, предусмотренных Схемой –125-127%.

Таким образом, на основе анализа социально-экономической ситуации в области и данных в периодической печати можно определить проблемы области:

1. высокая степень износа основных фондов производственного оборудования предприятий.

В среднем степень износа составляет около 60-65 процентов, сказал он. Кроме того, нормальному развитию экономики региона препятствует неразвитость внутреннего рынка и серьезная конкуренция со стороны мировой экономики, отметил губернатор. С такими параметрами экономического развития Свердловская область не должна вступать в ВТО.

2. существуют недостатки налоговой системы и слабая адаптация предпринимателей к быстро меняющимся экономическим условиям (основные проблемы в сфере малого бизнеса)

3. недостаточность регулирования рынка труда.

На малых предприятиях наемный работник защищен слабее, чем на крупных предприятиях. Там нет профсоюзных организаций и коллективных договоров, заработная плата выдается "в конвертах", что, безусловно, сказывается на размере пенсий".

На сегодняшний день в сфере малого предпринимательства Свердловской области работают 25 тыс малых предприятий, 145,5 тыс индивидуальных предпринимателей и 2 тыс фермеров. На малых предприятиях области работает 11,3 процента всех занятых в экономике региона и производится 13,5 процента продукции, выпускаемой предприятиями и организациями всех отраслей экономики Свердловской области.

3. существует проблема экологически обусловленных заболеваний

К 2008 году в Свердловской области будет создана единая областная система реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.

Сегодня подобная программа реализуется в Первоуральске. Областная государственная целевая программа создания системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, в частности в Первоуральске, рассчитана на 6 лет с 2003 по 2008 годы, сообщили эпидемиологи области.

Планируется, что в 2003 году в Первоуральске будет оказана специальная медицинская помощь и поставлено медицинское оборудование на сумму 3 млн. рублей за счет целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области и 900 тысяч рублей за счет субвенций, направленных городу.

Кроме того, планируется, что к реализации программы реабилитации здоровья детей с экологически обусловленными заболеваниями из Первоуральска присоединятся предприятия Ревдинско-Первоуральского промышленного узла.


2.2. Характеристика управленческих округов Свердловской области


Более подробно остановиться на характеристиках управленческих округов Свердловской области, как они выделены в Схеме, и на механизме реализации стратегии.

Итак, в 1997 году в Свердловской области были образованы пять управленческих округов. Могу сказать, что их выделение стало результатом проведенного экономического районирования, то есть каждый из округов объективно имеет свою специфику, собственные особенности, свое место в территориальном разделении труда.

Горнозаводской управленческий округ – промышленное ядро области. По трудовым и природным ресурсам, производственному потенциалу он является наиболее крупным и промышленно развитым в Свердловской области. Около половины занятых в экономике округа работают в промышленности, здесь производится более четверти промышленной продукции области. В округе выпускается почти половина продукции черной металлургии Свердловской области, около 16% продукции цветной металлургии, четверть продукции машиностроения и металлообработки, являющихся основными отраслями специализации.

К территориям относительно аграрной специализации можно отнести в округе Пригородный и Невьянский районы. Другие муниципальные образования имеют преимущественно индустриальный характер с высокой долей городского населения.

Следует отметить напряженную экологическую обстановку, сложившуюся в округе из-за его интенсивного промышленного освоения.

Западный управленческий округ является как бы моделью области в целом, отражая тенденции и диспропорции, свойственные всей областной экономике. Доли округа в Свердловской области по основным показателям пропорциональны, что говорит об относительной сбалансированности в округе различных сфер жизнедеятельности. В округе получили значительное развитие как промышленный комплекс, так и сельское хозяйство при сохранении значения транспортной инфраструктуры благодаря транзитному положению территории – это ворота области в Европу.

В Западном округе представлены типичные для Свердловской области промышленные производства, значение которых для экономики региона трудно переоценить. При этом в округе сосредоточен второй по величине сельскохозяйственный потенциал области.

Северный управленческий округ – кладовая ресурсов области. Спецификой его является очаговый характер освоенности со значительными малонаселенными пространствами. Наименее освоены территории Гаринского и Серовского районов, города Ивделя и поселка Пелым.

Большая часть населения проживает в городах - центрах металлургической, горнодобывающей, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также в рабочих поселках при горнодобывающих и лесозаготовительных предприятиях.

Здесь расположены крупнейшие промышленные предприятия, в том числе обладающие мощным экспортным потенциалом. Значительны запасы минерально-сырьевых ресурсов, являющиеся сырьевой базой не только для предприятий округа, но и всей Свердловской области.

Восточный управленческий округ – житница Свердловской области, самая развитая в сельскохозяйственном отношении территория. На территории округа расположена почти треть всех пахотных земель, половина всей посевной площади зерновых культур области. Всего в хозяйствах округа производится почти треть всей сельскохозяйственной продукции области.

Благоприятные климатические условия и экологическая обстановка определили большое количество санаторно-курортных учреждений на территории округа.

Промышленность играет также значительную роль в экономике Восточного округа, но потенциал промышленного комплекса округа значительно ниже, чем в других управленческих округах Свердловской области, что обусловлено особенностью природных ресурсов - относительно бедной минерально-сырьевой базой. На долю промышленного комплекса Восточного управленческого округа приходится 3,5% от областного уровня объема промышленной продукции.

Наличие лесных ресурсов предопределило характер специализации промышленности - значительный удельный вес в объеме промышленного производства занимает продукция предприятий лесного комплекса.

Южный управленческий округ представляет сбалансированное развитие промышленности (здесь сосредоточены ряд важнейших для области производств) и сельского хозяйства. Специфической для территорий Свердловской области особенностью Южного округа является широкая научная база, наличие высококвалифицированных научных кадров.

Екатеринбургу как центру агломерации отводится роль не только административного центра, но средоточия наиболее перспективных ресурсов – высокопрофессиональных кадровых, информационных, технологических. Значение города как мощного промышленного, логистического, делового центра национального уровня с развитой инфраструктурой для торгового бизнеса будет возрастать.

В рамках работы над Схемой развития производительных сил корректность выделения пяти крупных экономических территорий области подтвердилась. Все они получили перспективные направления развития в соответствии со своей специализацией и конкретными особенностями.

В целом специализация территорий останется прежней. Доли управленческих округов в основных макроэкономических показателях области практически не изменятся. Изменения же будут носить качественный характер: общим для всех территорий станет увеличение производства продукции высоких переделов, опережающий рост социально-значимых отраслей промышленности, особое внимание инвестициям в коммунальное хозяйство, транспорт и связь.

При этом в Горнозаводском округе как старопромышленной зоне акцент будет сделан на обновление производственного аппарата и смягчение техногенной нагрузки на среду.

Округ станет локомотивом экономического роста области благодаря своему инновационному потенциалу и преобладанию отраслей инвестиционного спроса – металлургии, химии, промстройматериалов. Особое внимание будет уделено использованию потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса, созданию бронетанкового холдинга на базе Уралвагонзавода, проведению международных выставок вооружений и военной техники “Ural Expo Arms”, техническому и технологическому перевооружению горнодобывающего и металлургического производства, разработке техногенных образований, обеспечению экологического равновесия, повышению эффективности и совершенствование структуры агропромышленного комплекса, сохранению животноводческой специализации.

Итоги реализации стратегии за три года показывают, что округ действительно передовая промышленная территория. Среднегодовые темпы роста объема промышленного производства в округе в сопоставимой оценке составили за 2000-2003 годы более 115% при проектировках стратегии 105-105,5% в год. Доля округа в производстве промышленной продукции области возросла с 27,1% в 2000 году до почти 30% в 2003.

В Северном округе, где пока наибольшее развитие получили добывающие и перерабатывающие отрасли, усилия будут направлены на более глубокую переработку сырья и дальнейшее развитие транспорта, дающего значительные импульсы экономике округа.

Важнейшими направлениями дальнейшего социально-экономического развития округа станут восполнение и развитие сырьевой базы промышленного комплекса, в первую очередь, алюминиевого; усиление топливно-энергетического потенциала; ускоренное развитие лесной и лесоперерабатывающей промышленности; создание экономичной системы путей сообщения, в первую очередь, стратегических железнодорожных магистралей и современной сети автодорог; усиление социальной направленности развития экономики Северного округа, прежде всего развития пищевой и легкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства и социальной инфраструктуры.

Северный округ также превзошел заложенные в Схеме темпы роста – объем промышленного производства за период с 2000 года – порядка 106,8% в год при проектировках стратегии 103-104% в год.

Западный округ сохранит баланс промышленности и агропромышленного комплекса.

К сожалению, за прошедший период в округе не выполнен целевой показатель по темпам роста промышленности – 100,6% в среднем за год при требуемых 103-104%. Это снизило долю округа в общеобластном объеме промышленного производства с 14,8% в 2000 году до 13,5% сегодня.

Выгодное географическое положение округа, используемое в качестве транспортной развязки Свердловской области, коридора между центральными районами России и Сибирью, определяет развитие в нем транспортной инфраструктуры.

Климатические условия, относительно благоприятная экологическая ситуация в западных, сельскохозяйственных районах округа позволят интенсивно развивать сельскохозяйственное производство. Благоприятны возможности для специализации округа на переработке сельхозпродукции что обеспечит бы развитие как сельского хозяйства, так и перерабатывающей и сопутствующих отраслей промышленности.

Благоприятная экология, климатические условия и минеральные источники позволяют видеть отдельные муниципальные образования Западного округа как рекреационную зону.

Планы развития Восточного округа связаны с ростом предприятий и подотраслей более глубокой переработки сырья, а также высокотехнологичных отраслей и производств. Пока округ вписывается в диапазон целевых значений, установленных Схемой: среднегодовой темп роста объема промышленности за последние три года составил здесь 104,6% при требуемых 104-105% в год.

Не менее важным останется усиление социальной направленности развития экономики Восточного управленческого округа, прежде всего, развития пищевой, легкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства, социальной и производственной инфраструктуры.

В Восточном и Южном округах приоритетно будут развиваться мощности по переработке сельхозсырья, получат свое развитие интегральные агропромышленные инновационные центры.

В Южном округе, наравне с этим, произойдут процессы качественной модернизации промышленных производств, а также выделяется перспективное развитие инновационной инфраструктуры. Пока округ перевыполняет планы по темпам роста промышленности – 110,3% в год в среднем за прошедший период против 104-105%, заложенных в стратегии.

Екатеринбург по итогам трех лет вписывается в диапазон, заданный стратегией, по показателю объема промышленного производства, и превосходит проектировки Схемы по росту объема инвестиций, .оборота розничной торговли, начисленной заработной платы.

Динамика показателей уровня жизни в Свердловской области и в разрезе управленческих округов.

Поскольку в уровне номинальной начисляемой заработной платы по территориям области существуют весьма значительные различия, в стратегии проводится политика на выравнивание уровня оплаты труда. Для этого целевые темпы ее роста были заложены дифференцированно по округам – максимальный в Восточном округе, где пока заработная плата самая низкая по области. Итоги реализации Схемы за три года показывают, что уровень оплаты труда на территориях области действительно выравнивается. В Восточном округе среднегодовой темп ее роста самый высокий – 146,6% в год при среднем по области – 135,8% в год за прошедшие три года.


2.3. Управление региональным развитием в Свердловской области


Сегодня на повестке дня стоит вопрос реализации стратегии. От успеха этого зависит, чтобы вся предшествовавшая работа не оказалась проделана впустую. В 2003 году Правительством Свердловской области принято соответствующее постановление под номером 340-ПП.

Залогом реализуемости стратегических планов области является создание целостной системы управления региональным развитием.

К сожалению, ее верхний этаж, на уровне Федерации объединяющий направления развития территорий, пока отсутствует.

Однако в последние недели здесь достигнут значительный прорыв. Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым принято решение о разработке Концепции территориального развития России на долгосрочную перспективу. В ее основу в значительной мере легли предложения и опыт Свердловской области.

Стратегические планы области в своей основе имеют долгосрочные намерения предприятий и программы муниципальных образований. Таким образом, стратегия изначально учитывает интересы хозяйствующих субъектов и территорий.

Тот факт, что положения стратегии разработаны и взаимоувязаны как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, также способствует их практической реализации, поскольку среди органов управления в Свердловской области представлены как отраслевые, так и территориальные, каждый из которых знает свою сферу ответственности в выполнении стратегии.

На управляющих округами в соответствии с указанным постановлением возложена обязанность вести совместную работу с органами местного самоуправления по разработке планов действий органов местного самоуправления по реализации стратегии и мониторингу реализации, по разработке и согласованию программ развития муниципальных образований.

Для реализации отраслевого раздела стратегии создан соответствующий Координационный совет, в состав которого вошли члены Правительства Свердловской области, руководители отраслевых союзов и общественных организаций. В области действует Межведомственная комиссия по размещению производительных сил и использованию природных ресурсов, которая решает вопросы рационального размещения производительных сил с учетом возможностей ресурсной базы.

В области работает отдельная Совещательная комиссия, организующая работу по корректировке действующих с 80-х годов генпланов городов и схем районной планировки, взаимоувязке размещения производственных, инфраструктурных, социальных объектов с системой расселения на территории области.

Являясь главным стратегическим документом, Схема развития на региональном уровне поддерживается целым блоком концепций развития отдельных отраслей и видов деятельности. Среди наиболее важных можно отметить концепции развития малого предпринимательства, банковского сектора и страхования, концепцию промышленной политики, концепцию реформирования ЖКХ, целый комплекс концепций в социальной сфере, – глобальную –"Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", и ряд локальных – реформирования здравоохранения, реализации государственной семейной политики, и других, детализирующих и раскрывающих функционально положения стратегии.

Управление развитием – процесс, продолжающийся во времени, и понятно, что работа по его совершенствованию должна идти постоянно. Целый ряд концепций еще только предстоит разработать, а в существующие в некоторых случаях следует внести изменения.

Сегодня Схема развития – закон для всех органов исполнительной власти в Свердловской области. Именно по ней сверяются принимаемые решения в самых различных областях управления экономикой и социальной сферой. Главенство положений стратегии в процессе управления на всех уровнях – обязательный атрибут ее успешной реализации.

Это подразумевает соответствие программ, принимаемых на муниципальном уровне, программ развития отраслей, подотраслей и конкретных предприятий проектировкам Схемы развития.

Именно поэтому Губернатор и Правительство Свердловской области так настойчиво рекомендуют всем муниципальным образованиям области совместно с управляющими округами Свердловской области заняться разработкой своих стратегических планов, скорректировать генеральные планы городов и схемы районных планировок в соответствии с параметрами стратегии области. На сегодняшний день стратегические планы созданы либо находятся в работе в более половины от общего числа территорий Свердловской области. Специалисты Министерства экономики и труда оказывают в этом методическую помощь.

Был разработан и утвержден Типовой макет программы социально-экономического развития муниципального образования, в соответствии с которым эту программу разработать вполне посильно.

То же самое касается и предприятий. Каждому хозяйствующему субъекту необходимо иметь стратегическую программу. Помочь в этом должно и наличие стратегии области, и документы более низкого порядка – развития конкретных отраслей, секторов рынка.

Механизм реализации стратегии можно описать через три выделенные стратегические направления: человеческий капитал, инвестиции, инновации. Охарактеризую методы реализацию каждого из них.

Человеческий капитал. Основным стратегическим документом в социальной сфере является Концепция “Сбережение населения Свердловской области до 2015 года”. Она разворачивается на 15 направлений, которые Вы видите на слайде. Разработаны планы конкретных мероприятий как в разрезе всех территорий, так и по области в целом, по выполнению каждого из вышеперечисленных направлений.

Следующее стратегическое направление – рост инновационной активности. Его можно разделить на три этапа. Суть первого, стабилизационного этапа, до 2005 года – удержание позиций и создание стартовых условий для активизации инновационной деятельности.

Высокотехнологичный машиностроительный комплекс Свердловской области должен стать локомотивом второго этапа. Доля машиностроения и металлообработки в отраслевой структуре производства вырастет с 16% в 2000 году до 28% в 2015 году.

Также предусмотрены мероприятия по росту инновационной активности в сельском хозяйстве, развитию научно–технического потенциала области, созданию комплексной инновационной инфраструктуры.

Третий этап – начиная с 2010 года – развитие экономики по инновационной модели, превращение инновационной деятельности в ключевой фактор социально–экономического развития области.

Третья точка роста – активизация инвестиционной деятельности. Для реализации стратегических параметров рост инвестиций в Свердловской области должен вдвое превышать темп роста промышленности.

Как Вы знаете, ежегодно Правительством Свердловской области утверждается перечень основных объектов нового строительства, реконструкции и технического перевооружения на территории области. Ежегодно перечень расширяется. Так, в 2002 году он охватывал 67 важнейших объектов в промышленности, требующих вложения 4,7 млрд. рублей. В 2003 году он содержал уже 135 важнейших строек не только в промышленном комплексе, но и сельском хозяйстве, транспорте и связи с контролируемым объемом инвестиционных вложений 10,5 млрд. рублей. Ведется работа по составлению аналогичного перечня на 2004 год.

Для работы с инвесторами и поддержки инвестиционного имиджа области создан Фонд поддержки инвестиций при Губернаторе Свердловской области. Презентации стратегии, проведенные в Италии и на российско-германских консультациях на высшем уровне, проходивших этой осенью в Екатеринбурге, вызвали живой конструктивный интерес в правительственных, финансовых, деловых кругах этих государств, были достигнуты конкретные договоренности об инвестиционном сотрудничестве. В ближайшие дни Губернатор Свердловской области представит стратегию области на Международном конгрессе в Баден-Бадене.

Еще одним, традиционно широко применяющимся в Свердловской области инструментом, направленным сегодня на реализацию положений стратегии, является программно-целевой метод.

Государственные областные целевые программы нацелены на решение острейших проблем экономики и социальной сферы: строительство жилья, развитие образования, здравоохранения, культуры; экологию. В 2004 году в области действуют 28 областных целевых программ. Разработка и принятие целевых программ должны сегодня быть подчинены приоритетам развития, определенным в стратегии.

Одним из важнейших механизмов реализации стратегии является Программа Губернатора Свердловской области на 2003-2007 годы, которая полностью ей созвучна. Охватывая основные аспекты функционирования регионального комплекса, Программа Губернатора задает по ним целевые показатели и предлагает направления развития, основные точки приложения усилий. Основные приоритеты Программы Губернатора – “Развитие человеческого потенциала”, “Экономика – фундамент социального благополучия населения”, “Комплексное развитие территорий”.

Среди ключевых направлений – защита человека труда и введение в области трудового стандарта. Он подразумевает закрепление на договорных с предприятиями-работодателями началах минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума; ставки первого разряда ЕТС – на уровне 70% от прожиточного минимума; дополнительное медицинское страхование и негосударственное пенсионное обеспечение работников за счет средств предприятий; поддержание образовательного уровня работников.

Распространенная в области практика социального партнерства, заключения трехсторонних соглашений, коллективных договоров дает хорошую возможность реализовать “трудовой стандарт” в максимальном масштабе.

Среди главнейших направлений Программы Губернатора по развитию человеческого потенциала следует упомянуть также преодоление бедности, наращивание объемов жилищного строительства, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение экологической безопасности.

В сфере экономики Программа предусматривает поддержку качественных структурных изменений в экономике, стимулирование интеграции крупного и малого бизнеса, привлечение стратегических инвесторов, снижение издержек производства.

В направлении территориального развития усилия исполнительных органов государственной власти Свердловской области согласно Программе Губернатора будут направлены на создание условий для саморазвития территорий на основе разумной специализации и территориального разделения труда, поддержку депрессивных территорий.

Достижение к 2007 году заданных Программой Губернатора Свердловской области темпов роста экономики и социальной сферы будет означать выполнение проектировок стратегии области.

Как Вы знаете, принят План мероприятий Правительства Свердловской области на 2004 год по выполнению Программы Губернатора, где определены ответственные за выполнение задач, поставленных Губернатором, и сроки исполнения.

Полноценная реализация стратегии невозможна без системного мониторинга. Функции мониторинга возлагаются как на территориальные, так и на отраслевые органы управления. Основным уполномоченным органом Правительства Свердловской области по мониторингу реализации стратегии является Министерство экономики и труда Свердловской области. В прошедшем году Министерством на выездных коллегиях были подведены первые итоги реализации стратегии в управленческих округах. Эта практика продолжена и в текущем году.

Совместно с администрациями управленческих округов, органами местного самоуправления, руководителями промышленных предприятий был проведен анализ выполнения основных мероприятий по техническому перевооружению, хода достижения заложенных в Схеме ключевых индикаторов развития области.

На сегодня большинство запланированных мероприятий успешно выполняется. Более того, неоднократно отмечалось, что Схема оказала мобилизующее и направляющее воздействие, обусловила опережающее развитие Свердловской области. Область вышла на 3 место в России по объему промышленного производства. О степени реализованности намеченных макроэкономических показателей мы говорили выше.

По основным показателям результаты превзошли проектировки стратегии. Тем не менее, реализация стратегии в полном объеме требует скоординированных и системных усилий всех органов государственной власти и местного самоуправления на территории области. Все условия для этой работы созданы: есть реальная рабочая стратегия, каждый задействованный субъект экономики знает сферу своей ответственности в ее реализации. Стратегия, как и механизм ее воплощения, продолжают совершенствоваться. Все это дает уверенность в успехе.

Заключение


В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

В настоящее время существует множество значений понятию регион. Обобщенно, можно сказать, что, регион – это территориальная общность людей, имеющая общие производственно-функциональные, административные, культурные признаки.

К определению экономического развития существует множество подходов. Наиболее полное определение обозначает, что экономическое развитие имеет циклический характер, связано с экономическим ростом, направлено на возрастание благосостояния, доходов на душу населения и ведет к увеличению качества жизни населения.

Концепция развития Свердловской области сроком до 2015 года основана, прежде всего, на опоре на внутренние силы: собственный ресурсный и кадровый потенциалы.

Так, до 2005 года, в среднесрочном аспекте, развитие Свердловской области будет основываться на экспортном потенциале черной и цветной металлургии и военно-промышленного комплекса. За счет этого в дальнейшем планируется произвести модернизацию производственных мощностей и создать условия для будущего экономического прорыва.

В концепции названы и конкретные проекты, призванные обеспечить свердловское "экономическое чудо". Прежде всего, это "стан-5000", строительство которого началось вчера в Нижнем Тагиле. Кроме этого, будет уделено внимание производству марганцевых ферросплавов из сырья, добываемого на месторождении Полуночное.

Будет создан замкнутый цикл производства ванадийсодержащих сплавов, расширена переработка бокситов на Богословском алюминиевом заводе, построена шахта Новокальинская в Североуральске.

Особую роль будет играть продвижение продукции оборонной промышленности на внешние рынки, это основная задача государственного выставочного центра в Нижнем Тагиле.

Большое внимание в правительстве области намерены уделить выравниванию диспропорции в развитии отдельных территорий. При этом сохранится роль Екатеринбурга как крупного промышленного, научного, культурного центра. В перспективе в областном центре будет построен крупный железнодорожный терминал.

Основная задача, поставленная в рамках концепции, – довести прирост физических объемов производства к 2015 году до 5–8 процентов в год.

Список использованной литературы


1.     Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 224 с.

2.     Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. – М., 1997.

3.     Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. – М.: Изд-во РАГС, 1999.

4.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

5.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

6.     Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.

7.     Кузнецова О. Экономическое развитие регионов. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 308 с.

8.     Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 568 с.

9.     Развитие экономики регионов: учебное пособие. Под ред. Н.И. Каширских, И.В. Разорвина, И.Д. Тургель. Екатеринбург, 2002.

10.           Регион: к новому качеству управления /Под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Падучина. М.: Издательство “Луч”. 2000. Спецкурс, Вып. 9. 320 с.

11.           Уколов В.Ф. Приоритеты управления региональным развитием. - М.: 2001. - 250 с.

12.           Управление развитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (октябрь 1999 г.) / Под общ. ред. А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 235 с.

13.           Фролова Н.К. Финансово-экономическая стабилизация регионов России: теория и практика. М.: Финансы и статистика. 2003.


[1] Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – с.132-133

[2] Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – с.276