Содержание
Введение.. 4
1. Семья и семейное воспитание. 7
1.1. Сущность, структура и функции семьи. 7
1.1.1.Понятие семьи. 7
1.1.2.Функции семьи. 7
1.1.3.Структура семьи. 9
1.2. Роль отца и матери в семье. 9
1.3. Принципы и содержание семейного воспитания. 13
1.4. Стили родительского поведения. 15
2. Экспериментальные исследования. 17
2.1. Организация и методы экспериментального исследования. 17
2.1.1.Шкала Дж. Тейлора. 17
2.1.2.Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)... 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 20
2.2.1.Шкала Дж. Тейлора. 20
2.2.2.Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) 20
Заключение. 23
БИБЛИОГРАФИЯ. 24
Приложения. 25
Введение
Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации.
В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семья – продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек.
Актуальность проблемы
Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Родительский дом – самый главный фактор, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности.
Мотивы выбора
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Ошибки семейного воспитания приводят к нарушению самовосприятия, психического развития, невротических реакций и, возможно, к деформации личности ребенка.
В своей работе мы рассмотрим, есть ли взаимосвязь между уровнем тревожности у детей и особенностями родительского отношения к ним.
Цель работы: исследовать влияние родительского отношения к ребенку на уровень тревожности у него.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические материалы о семье и семейном воспитании;
2. Выбрать методы исследования тревожности у детей и родительского отношения к ребенку;
3. Исследовать степень влияния родительского отношения к ребенку на уровень детской тревожности;
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: Психология семейных отношений.
Предмет исследования: психологические особенности семейного воспитания.
Гипотеза Н0: особенности родительского отношения не влияют на уровень детской тревожности.
Гипотеза Н1: от родительского отношения к ребенку зависит уровень детской тревожности.
Для проведения диагностики была использована Шкала Дж. Тейлора и Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Беседа.
5. Экспертная беседа.
1. Семья и семейное воспитание
1.1. Сущность, структура и функции семьи
1.1.1. Понятие семьи
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. В семье сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
1.1.2. Функции семьи
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона [2, 38].
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её члена [2, 43].
1.1.3. Структура семьи
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
1.2. Роль отца и матери в семье
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье.
Отцовство – экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным [4, 52].
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это, прежде всего обязанность отца.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать – это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что женщина-мать имеет двойной рабочий день – на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье обязательно нужны и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
1.3. Принципы и содержание семейного воспитания
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
§ создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
§ обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
§ передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
§ научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
§ воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы.
Наиболее общие из них:
§ гуманность и милосердие к растущему человеку;
§ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
§ открытость и доверительность отношений с детьми;
§ оптимистичность взаимоотношений в семье;
§ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
§ оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:
§ запрещение физических наказаний,
§ запрещение читать чужие письма и дневники,
§ не морализировать,
§ не говорить слишком много,
§ не требовать немедленного повиновения,
§ не потакать и др.
Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады [12, 255].
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
1.4. Стили родительского поведения
Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель П). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III) [6, 254].
Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это оказание родительского давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность выражалась в том, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Результаты исследования оказались следующими.
Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родителя придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.
Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.
Модель поведения Ш. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
2. Экспериментальные исследования
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
В эксперименте участвовали 20 учащихся четвертых классов общеобразовательной школы ( 11 мальчиков и 9 девочек) и их родители.
В начале проводилось исследование детской тревожности в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной для детей обстановке. Были обследованы 73 учащихся 4-х классов. Затем были выделены две группы детей: группа А – с низким уровнем тревожности, и группа В – с высоким уровнем тревожности.
Родители данных детей были приглашены для проведения исследования родительского отношения. Исследование родительских отношений проводилось параллельно в экспериментальной группе Ар и в экспериментальной группе Вр.
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования, беседы с родителями, детьми и учителями.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:
1 этап – исследование уровня тревожности у детей.
2 этап – изучение родительских отношений у их родителей.
3 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
2.1.1. Шкала Дж. Тейлора
Данная методика служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).
Инструкция. Послушайте внимательно утверждения, которые я буду читать и поставьте в бланке ответов «да» в случае, если утверждение относится к тебе, «нет», если ты с этим не согласен. В случае затруднений возможен ответ «не знаю». (Приложение 3).
Обработка результатов. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.
Показатели ранжируются следующим образом:
от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
от 6 до 20 баллов - средняя,
выше 20 баллов - высокая.
Ключ для обработки: вопросы 1-12 – ответ «нет».
2.1.2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) – психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника. Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения.
3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Ключи к опроснику
1. «Принятие – отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Образ социальной желательности поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
¨ отвержение;
¨ социальная желательность;
¨ симбиоз;
¨ гиперсоциализация;
¨ инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160 (Приложение 4).
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1. Шкала Дж. Тейлора
Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента по данному тесту представлены в сводной Таблице 1.
Таблица 1
Соотношение показателей по тесту Дж. Тейлора в группах А и В
№ участника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Средний балл |
Группа А |
6 |
5 |
6 |
5 |
8 |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6,1 |
% |
12 |
10 |
12 |
10 |
16 |
8 |
12 |
14 |
16 |
14 |
12,4 |
Группа В |
22 |
28 |
40 |
21 |
47 |
33 |
32 |
46 |
40 |
25 |
33,4 |
% |
44 |
56 |
80 |
42 |
94 |
66 |
64 |
92 |
80 |
50 |
66,8 |
Таким образом, были сформированы группы для сравнения и определения значимости родительского отношения для формирования уровня тревожности у детей.
2.2.2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)
Для определения родительского отношения были подготовлены бланки с текстом опросника и розданы родителям детей из представленных выборок. Полученные результаты представлены в Приложении 1.
По данным результатам мы можем заключить, что в группе Ар результаты диагностики показывают высокий уровень принятия и социальной желательности своего ребенка, симбиоз и гиперсоциализация – ниже среднего уровня, показатели по шкале «маленький неудачник» – низкие.
В группе Вр результаты диагностики показывают достаточно высокий уровень отвержения, симбиоза, гиперсоциализации и по шкале «маленький неудачник», социальная желательность – среднего уровня.
Исходя из положения, что чем выше показатель по шкале, тем более проблематичное отношение родителя к своему ребенку, можно отметить, что в группе Вр наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В группе Ар напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка.
Таблица 2
Сравнительный анализ процентных показателей по группам
№ участника |
Группа А |
Группа Ар |
Группа В |
Группа Вр |
1 |
12 |
34,08 |
44 |
74,78 |
2 |
10 |
41,52 |
56 |
63,02 |
3 |
12 |
34,68 |
80 |
70,08 |
4 |
10 |
41,86 |
42 |
39,72 |
5 |
16 |
42,48 |
94 |
46,86 |
6 |
8 |
45,62 |
66 |
67,1 |
7 |
12 |
39,28 |
64 |
62,94 |
8 |
14 |
41,88 |
92 |
57,8 |
9 |
16 |
41,36 |
80 |
55,84 |
10 |
14 |
40,54 |
50 |
59,88 |
На графике хорошо видно, что в группах А и Ар показатели относительно ровные, без резких перепадов и значительно ниже, чем в группах В и Вр.
Выводы
Итак, на основании проведенного исследования, мы можем предположить, что, действительно, родительское отношение влияет на состояние и уровень тревожности ребенка. Чем больше уважения, доверия и уверенности, что ребенок успешен или будет успешен у родителей, тем ниже уровень тревожности и выше самооценка у ребенка.
И наоборот, если родители считают, что ребенок несамостоятелен, неуспешен, не способен принимать решения, глуп и не достоин уважения, тем выше у ребенка уровень тревожности, ниже самооценка и уверенность в себе.
Таким образом, гипотеза Н0, что особенности родительского отношения не влияют на уровень детской тревожности, не подтверждается.
Подтвердилась гипотеза Н1, что от родительского отношения к ребенку зависит уровень детской тревожности.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.
Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бедный М.С. Семья – здоровье – общество. – М., 1986. – 260 с.
2. Давлиев И.А. Я и моя семья. – Тат. Книгоиздательство, 1984. – 183 с.
3. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просвещение, 1981. – 195с.
4. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. – 360 c.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
7. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М., 1990. – 127 с.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
9. Сборник статей Культура семейных отношений.– М., 1985.
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н / Д: ФЕНИКС, 2003. – 352 с.
11. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М., 1978. – 211 с.
Приложения
Приложение 1
Соотношение показателей по тесту–опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) в группах Ар и Вр
№ участника |
Шкала (в %) |
Среднее значение |
||||
Принятие-отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоци- ализация |
Маленький неудачник |
||
|
Σ=32 |
Σ=9 |
Σ=7 |
Σ=6 |
Σ=7 |
|
Группа Ар |
|
|
|
|
|
|
1 |
21,9 |
88,9 |
28,6 |
16,7 |
14,3 |
34,08 |
2 |
25 |
77,8 |
42,9 |
33,3 |
28,6 |
41,52 |
3 |
28,1 |
100 |
14,3 |
16,7 |
14,3 |
34,68 |
4 |
18,8 |
66,7 |
57,1 |
66,7 |
0 |
41,86 |
5 |
18,8 |
88,9 |
71,4 |
33,3 |
0 |
42,48 |
6 |
31,3 |
44,4 |
71,4 |
66,7 |
14,3 |
45,62 |
7 |
28,1 |
77,8 |
28,6 |
33,3 |
28,6 |
39,28 |
8 |
12,5 |
77,8 |
42,9 |
33,3 |
42,9 |
41,88 |
9 |
25 |
88,9 |
42,9 |
50 |
0 |
41,36 |
10 |
31,3 |
66,7 |
14,3 |
33,3 |
57,1 |
40,54 |
Среднее значение |
24,08 |
77,79 |
41,44 |
38,33 |
20,01 |
40,33 |
Группа Вр |
|
|
|
|
|
|
1 |
46,9 |
88,9 |
100 |
66,7 |
71,4 |
74,78 |
2 |
50 |
55,6 |
57,1 |
66,7 |
85,7 |
63,02 |
3 |
65,6 |
44,4 |
100 |
83,3 |
57,1 |
70,08 |
4 |
43,8 |
33,3 |
28,6 |
50 |
42,9 |
39,72 |
5 |
37,5 |
44,4 |
14,3 |
66,7 |
71,4 |
46,86 |
6 |
62,5 |
44,4 |
42,9 |
100 |
85,7 |
67,1 |
7 |
71,9 |
33,3 |
71,4 |
66,7 |
71,4 |
62,94 |
8 |
40,6 |
55,6 |
57,1 |
50 |
85,7 |
57,8 |
9 |
62,5 |
66,7 |
28,6 |
50 |
71,4 |
55,84 |
10 |
43,8 |
88,9 |
71,4 |
66,7 |
28,6 |
59,88 |
Среднее значение |
52,51 |
55,55 |
57,14 |
66,68 |
67,13 |
59,802 |
Приложение 2
Опросник к шкале Дж. Тейлора
1. Обычно я спокоен в школе и дома и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше чем у других ребят.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще чем другие.
11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.
12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
13. Я застенчив не более чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести предстоящий экзамен.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
23. У меня беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня тревожат возможные неудачи в школе.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на каком-нибудь задании.
27. Я делаю уроки с большим напряжением.
28. Я легко теряюсь у доски.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте.
32. Меня мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мне не хватает спокойствия.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легковозбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Иногда мне кажется, что я разозлюсь и нагрублю кому-нибудь.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я очень чувствительный.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
49. Школьная жизнь для меня всегда связана с напряжением.
50. Я не могу долго ждать.
Приложение 3
Текст опросника родительского отношения
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне
не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только
требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение
ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное
детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кою угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно,
а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Приложение 4
Таблица процентильных рангов тестовых баллов
|
1 шкала: «принятие – отвержение» |
|||||||||
«сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
процентильный ранг |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0.63 |
3.79 |
12.02 |
31.01 |
«сырой» балл |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
процентильный ранг |
53.79 |
68.35 |
77.21 |
84.17 |
88.60 |
90.50 |
92.40 |
93.67 |
94.30 |
95.50 |
«сырой» балл |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
процентильный ранг |
97.46 |
98.10 |
98.73 |
98.73 |
99.36 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
«сырой» балл |
30 |
31 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
процентильный ранг |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 шкала: «кооперация» |
|||||||||
«сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
процентильный ранг |
1.57 |
3.46 |
5.67 |
7.88 |
9.77 |
12.29 |
19.22 |
31.19 |
48.82 |
80.93 |
|
3 шкала: «Симбиоз» |
|||||||||
«сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
процентильный ранг |
4.41 |
19.53 |
39.06 |
57.96 |
74.97 |
86.63 |
92.93 |
96.65 |
|
|
|
4 шкала: «Авторитарная гиперсоциализация» |
|||||||||
«сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
процентильный ранг |
4.41 |
13.86 |
32.13 |
53.87 |
69.30 |
83.79 |
95.76 |
|
|
|
|
5 шкала: «Маленький неудачник» |
|||||||||
«сырой» балл |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
процентильный ранг |
14.55 |
45.57 |
70.25 |
84.81 |
93.04 |
96.83 |
99.37 |
100.0 |
|
|