Тема № 20. Немецкая классическая философия 19 века.






























Задание № 1. Выписать из словаря следующие определения:

Абсолютная идея – понятие введенное Гегелем и являющееся у него  основным. Абсолютная идея – первоначало, субстанция мира, универсум во всей его полноте. Он существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений

Априорный – взгляд , точка зрения, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом (от слова априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него). Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и  обнаруживаются, т.е. действуют, только тогда, когда восприятия  формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющим непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время.

Вера – принятие чего-либо  за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с другой стороны, согласно христианскому учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости Бога.  В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера – основа доверия. Оправданием веря является только чувство нравственной ценности другой личности. Вера всегда ест риск, т.к. это чувство может ошибаться. Та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить.

Диалектика – искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона -–высшая наука, метод познания идей; начиная со Средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий». Для Гегеля диалектика есть движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. Для марксизма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и закономерность всего происходящего вообще. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями.

Идеализм – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал). Противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеал – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся  больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия (Лейбниц, Шопенгауэр). Противоположность – реализм.

Категории – в философии, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний  и понятий, от которых происходят остальные понятия (категории сознания, познания), а с другой – первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания.

Логика – 1) способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания (наука логики). В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем имеющимся понятиям.

Ноумен – объект мысли, разума. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он – ничто; это голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает  большое значение позитивному ноумену, которому присуще созерцание иной формы, например, нравственное. Противоположность ноумена – феномен.

Объективный дух – согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в религии, философии, искусстве  воплощается абсолютный дух.

Практический разум – по Канту, постижение нравственных законов для руководства поступками человека в жизни. Нравственные законы лежат за пределами опыта и принадлежат умопостигаемому миру. Движущая сила практического разума – автономная воля, которая подчиняется высшему, своему собственному закону.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога; чувство связанности, зависимости и долженствования по  отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.

Субъективный дух – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, воле индивида).

Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

Трансцендентальный – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями  и родовыми понятиями; свойство основных определений сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и необходимо.  Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в которой оно возможно  априори, т.е. независимо от опыта.

Теоретический разум – по Канту, постижение сущности предметов и явлений чувственно воспринимаемого мира средствами рассудка, мышления – понятиями и категориями. Теоретический разум не может выйти за пределы доступного человеку опыта.

Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от  ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.


Задание № 2. Немецкая классическая философия (сочинение)


1.     Почему немецкая философия второй половины 18 – первой половины 19 в. получила название классической?

К концу 18 века просветительская идея о безграничных возможностях науки и человеческого разума, о возможности плавного целенаправленного «окультуривания» человечества исчерпала себя. Исторические события рубежа веков, в первую очередь Великая французская революция, война за независимость в Северной Америке и образование США , наполеоновские завоевания и начало промышленного переворота в Англии расширили рамки философских представлений о человеке. -  с одной стороны, возрос интерес к глубинам человеческого сознания и причинам его поведения и поступков, с другой – произошло осознание человека как социального существа и значения общечеловеческого социального, исторического опыта для развития индивида.

Немецкая философия конца 18 – первой половины 19 вв. явилась итогом развития всей западной философии Нового времени, глобальным обобщением ее духовных исканий и теоретических достижений.  В рамках немецкой классической философии были переосмыслены и заново сформулированы проблема отношения субъекта и объекта, этики и религии, человека и природы, разработан диалектический метод преобразования и познания действительности. Получили целостное завершение основные направления развития западной мысли: идеалистические – в трудах Гегеля и Фихте, материалистические – у Фейербаха и Маркса; многовековой спор о возможности познания Бога и нравственной свободе человека завершил Кант (закон категорического императива). Работы немецких философов-классиков были последним торжественным гимном человеку, его разуму, его преобразующей силе и его нравственным достоинствам в европейской философии. Уже в середине 19 в. набирает силу философия иррационализма и пессимизма, философия переоценки ценностей и отрицания разумности мира и осмысленности человеческой жизни.

2.     Что является, согласно И. Канту, истинным источником познания – чувство или разум?

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения, которые в свою очередь упорядочиваются доопытными формами чувственности – пространством и временем. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в  сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления, каковы вещи сами по себе, человек знать не может. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми. Отсюда вытекает вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка – им доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели.

3. Почему свою философию И. Кант называет трансцендентальной?

Точнее, Кант называл свою философскую систему трансцендентальным идеализмом. Докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. Кант, наоборот, сделал предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания.

Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – надиндивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Именно благодаря трансцендентальному опыту человека как субъекта познания возможно обобщение, объединение эмпирических восприятий  за пределами опыта, возможно объективное познание мира. Этот акт объединения восприятий переживается человеком как самосознание: я мыслю. Таким образом, мышление и познание есть трансцендентальная деятельность субъекта.

4.     В чем различие между теоретическим и практическим разумом? Какому из них Кант отдает первенство и по какой  причине?

Теоретический разум, по Канту, оперирует идеями. Идеи – это представления о цели, к которой стремится познание. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта.  Но его средства – понятия и категории – действуют только в пределах опыта. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Итак, теоретический разум опирается на мнимые идеи, которым не соответствует реальный предмет. Мир «вещей самих по себе» закрыт для чувственности и, следовательно, для теоретического разума.

Однако, по Канту, человек – житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. Свобода, по определению Канта, - это независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой.  Законы практического разума – это нравственные законы, это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире.  Главное требование – категорический императив – формулируется так: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь характер взаимных отношений.

Можно сделать вывод, что Кант отдает предпочтение практическому разуму – умопостигаемым этическим законам, возможным для реального исполнения человеком,  – перед теоретическим разумом, который не в силах постичь истинную суть вещей и объяснить мир и его законы.

5.     Какое понятие в философии Г. Гегеля является исходным? Укажите этапы самопостижения абсолютной идеи и работы, в которых они анализируются.

Исходное понятие философской системы Гегеля – Абсолютная идея, что означает разум, мышление, разумное мышление; Абсолютная идея – это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей, всего существующего. Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием и определить единые законы его бытия, его движущие силы. Такой силой, по Гегелю, является саморазвитие, самораскрытие Абсолютной идеи, которое происходит в несколько этапов.

Первый этап – логика, научно-теоретическое осознание Абсолютной идеи.  Через логику Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д. и заканчивая конкретными, многообразно определяемыми понятиями (познание, сознание, биологическое, физическое начало и т.д.). Категории – это находящиеся в состоянии непрерывного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

Второй этап саморазвития – природа. Гегель очень низко оценивает природу (он плохо знал естествознание). Природа – это необходимое в процессе развития Абсолютной идеи, но вспомогательное средство. Создавая природу, а точнее, превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. Природа создана для того, чтобы в ней возник человек и вместе с ним – субъективный дух, который реализуется на трех уровнях: душа (чувствующая субстанция), сознание и разум (результат развития души), духовное начало. Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух – сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через из связи и отношения (право, мораль, религия, искусство, государство). Развитие человеческого духа делает возможным окончательное самораскрытие Абсолютной идеи.

Высшая стадия реализации Абсолютной идеи – Абсолютный дух – совокупная духовная деятельность человечества на протяжении всей истории его существования. Таким образом, Абсолютный дух – это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Идея познает бытие во всем его многообразии.

Основные  произведения, исследующие развитие Абсолютной идеи: «Феноменология духа», «Логика», «Энциклопедия философских наук».

6.     Что есть логика по Гегелю? В чем проявился диалектический характер гегелевской философии?

В понятие логики Гегель вносит принципиально иной смысл, чем его предшественники (Аристотель, Лейбниц, Кант). С его точки зрения, логика, которая бы учила человека мыслить, - лишь «субъективная логика», или учение о понятии; она составляет последнюю, третью часть логики в целом. Ей предшествует «объективная логика» – учение  о бытии и учение о сущности. Объективная логика – это не логика в традиционном смысле, не логика человеческой мысли, а логика самого предметного мира, логика не зависящей от человека действительности. Объективная логика – это логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи, т.е. состояние до творения природы Богом.

Абсолютная идея тождественна понятию Бога. Но при этом Бог всегда равен самому себе, а Абсолютная идея находится в непрерывном развитии. Объективная логика Гегеля прослеживает и выстраивает иерархическую цепь категорий, каждая из которых составляет как бы след на пути диалектического движения Идеи. И только после этого субъективная логика прорабатывает эту же тему с помощью своих традиционных орудий: понятий, суждений, умозаключений.

Общий вывод и величайший пафос философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Однако разумен, истинен не результат  развития сам по себе; истинно, разумно само развитие как процесс (включая и все результаты процесса). Всеобщая взаимосвязь явлений и процессов в их непрерывном развитии есть результат действия диалектики – движущей силы, души истинного познания – и диалектических законов.

Закон перехода количественных изменений в качественные  описывает механизм саморазвития. Гегель  дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. 

Качество – это внутренняя определенность предмета, которая характеризует предмет или явления в целом, внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи. Качество проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Количество -  это внешняя для бытия определенность. Качество и количество Гегель рассматривал как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственное конкретное единство качества и количества Гегель выражал в категории меры. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, - это  границы меры.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка.  Скачок – это сложное диалектическое состояние, борьба нового со старым. Возможен и обратный процесс – переход качества в количество.

Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, побудительную силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон того или иного процесса или явления. При характеристике этого закона Гегель оперирует категориями тождества, различия,   противоположности, противоречия. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и  разрешения противоречий. Каждому предмету присущи свойства, которые, развиваясь, образуют противоположности. Столкновение противоположностей внутри предмета или явления вызывает конфликт, момент единства и борьбы противоположностей (противоречие), который разрешается путем скачка – перехода в новое качество.

Закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Отрицание не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой, которая проявляется в единстве трех моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового.  Главное в этом процессе состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, но на принципиально иной качественной основе.  Поэтому процесс развития носит поступательный характер: цикличность развития имеет направление от простого к сложному, от низшего к высшему.  Поступательность и повторяемость придают процессу развития форму восходящей расширяющейся спирали.

7.     В чем новизна воззрений на человека Л. Фейербаха?

Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека по  преимуществу как духовное существо, и стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в его философской системе – это не познающее мышление и не Абсолютный дух, мировой разум, а реальный целостный человек  в единстве его телесных и духовных качеств.  Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке. «Я» у Фейербаха – это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового способно созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта в системе Фейербаха является чувственность – синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, сердца. Однако он не замыкается на натуралистическом описании субъекта. По его мнению, идеи возникают не из «Я», а из общения между людьми. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности; индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей.

8.     За какую новую форму сознания ратует Фейербах?

Фейербах стремится возродить у человека чувство самоутверждения и собственного достоинства, но сделать это, по его мнению, можно только на основе материалистического мировоззрения. При этом термины «материя», «материализм» кажутся ему неприемлемыми в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения, он предпочитает слово «природа» Фейербах называет свою философию антропологией (антропологический материализм) – всесторонним учением о человеке, его теоретическом и практическом отношении к миру. В новой антропологии, которая появится в будущем, образ человека будет формироваться как на основе данных науки, так и на основе религиозного учения о Боге, который, по Фейербаху, равнозначен человеческой сущности (Бог – это результат обожествления человеком собственных потенций, человек – творец Бога, а не наоборот).  Человек – универсальное природное существо, особая производительная сила природы. Вся история человечества является процессом постепенного выявления изначальной природной сущности человеческого рода. Появление потребности в новом учении о человеке знаменует новый уровень проявления природной человеческой сущности, новую эпоху мировой истории.

9.     Изложите положения критики религии Л. Фейербаха.

Главной темой творчества Фейербаха была критика религии (прежде всего христианской). Эту критику он вел как бы параллельно с критикой идеализма Гегеля. Религия и идеализм, согласно Фейербаху, имеют общую основу: они наделяют самостоятельной сущностью  мышление, превращая его в «мировой разум», «Абсолют», высшую творческую сознательную силу – Бога. Между тем мышление – одна из способностей человека, одна из характеристик человеческого рода, оно неотъемлемо принадлежит человеку.

Религия, таким образом, - это следствие перенесения свойств, качеств и достижений человека и человечества вовне, на фантастическое существо. Бог есть абстракция реального человеческого потенциала, который сами люди не всегда способны осознать. Перенося на «абстракцию» свои лучшие свойства, человечество тем самым обедняет себя. Религия же, закрепляя и узаконивая эту ситуацию, утверждает слабость и бессилие человека, унижает его достоинство.

Дуалистический взгляд на человека, признание в нем несовместимых начал – телесного и духовного, природного и надприродного, материального и транцендентного, который предлагает религия, лишает человека не только потенциала, но и цельности, образуется перекос: внимание уделяется либо духовной стороне (тело отрицается), либо телесной, материальной жизни (тогда страдает духовность). В противовес одностороннему или дуалистическому взгляду на человека Фейербах предлагал концепцию целостности, единства телесного и духовного в человеке. Необходимо, считал Фейербах, уйти от противопоставления, от фантастических абстракций, чтобы человечество могло сосредоточиться на самом себе, на своем мире и своем настоящем. На место любви к Богу нужно поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.


Задание № 3. Заполните таблицу.

Представитель немецкой классической философии

Основные произведения

Основные понятия его философии

Гегель

«Феноменология духа»

«Логика»

Абсолютный дух

Абсолютная идея

Всеобщий принцип  развития идеи (диалектика)

Законы диалектики:

1) Переход количественных изменений в качественные

2) закон взаимопроникновения противоположностей

3) закон отрицания отрицания

развитие истории (исторического времени) по спирали

Кант

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума

«Критика способности суждения»



«Вещь сама по себе» и «Вещь в себе» (непознаваемость сути вещей)

Теоретический разум (постижение мира на чувственно-материальной основе и инструментами мышления)

Практический разум (постижение нравственных законов и правил человеческой жизни)

Категорическим императив (высший нравственный закон)

Фейербах

«Сущность христианства»

«К критике философии Гегеля»

Человек как универсальное природное существо, движущая сила природы

Бог как объективированная абстракция человеческого разума

Антропологический материализм

Задание № 4. Логические задачи, упражнения и комментарии.

Л. Фейербах писал, что религиозная вера «…ограничивает, сужает горизонты человека, отнимает у него  свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается. Вера сообщает человеку особое чувство тщеславия и эгоизма».

1.     Согласны ли вы с Л. Фейербахом? Почему?

Фейербах абсолютно прав. Вера в Бога как высшее существо, наделенное неограниченной силой и властью,  обладающее знанием прошлого и будущего и способностью решать судьбы людей избавляет человека от ответственности за свою жизнь. Что бы там ни говорили о свободе человека выбирать, поступать ли ему по заповедям, или по высшему нравственному закону, или на свое усмотрение, - все сводится к одному: есть добро и зло, есть хорошие поступки и есть плохие, есть истина, одна для всех, а есть твои слабые метания в поисках истины, которую тебе все равно не найти, потому что ты хуже и слабее Бога. Гораздо проще довериться высшей силе, и пусть она решает, что хорошо и что плохо. Верующий человек инфантилен, т.к. зависим от Бога. Он может быть только «хорошим ребенком» (если соблюдает предписания религии) или «плохим ребенком», если нарушает предписания. В последнем случае его ждет наказание. Проявление «свободы выбора» для верующего есть то же самое, что непослушание для ребенка, который отлично знает, что нарушает запреты, но надеется как-нибудь избежать наказания и тем самым досадить маме и папе, в помощи и опеке которых он тем не менее нуждается.

Что касается «особого чувства тщеславия и эгоизма» верующих, то это еще мягко сказано. Доходит и до презрения и агрессии по отношению к иноверцам. Верующий мало того что инфантилен и труслив, он еще и считает себя приобщенным  к истине (заповедям своей религии), он якобы знает, что хорошо и что дурно на самом деле (в отличие от приверженцев неистинной веры, которые все поголовно заблуждаются). Ему и думать не надо – за него думает Бог. Достоинства Бога и религии человек переносит на себя, независимо от своих личных качеств, и тщеславится своей причастностью к высокому и вечному.

2. В чем заключается достоинство, а в чем  ограниченность воззрений Фейербаха на религиозную веру?

Тезис Фейербаха о том, что Бог есть порождение человеческого разума, истинная сущность человека, вынесенная за его пределы и обожествляемая как нечто отдельное, уничтожает самую идею Творца. Человек освобождается от зависимости, обретает свободу, и его задачей становится высвобождение и реализация в самом себе того потенциала, тех возможностей и свойств, который он приписывал Богу. Проще говоря, человек способен сам распоряжаться свой жизнью на основе тех законов, которые он считал божественными, а на самом деле они – человеческие, органически ему присущие, например, любовь, милосердие, доверие. Это бесспорное достоинство концепции Фейербаха. Он только не учел, что люди вовсе не жаждут свободы, что бремя ответственности за свою жизнь для многих непосильно. Этой проблемой спустя полсотни лет после Фейербаха займутся философы современности – Бердяев, Фромм, Франкл. Ограниченность взглядов Фейербаха на религию, как мне думается, в том, что он считал религию неким самостоятельным явлением. Между тем религию и Бога люди создали в своих интересах, она является таким же проявлением человеческой природы, как и философское сомнение, и творческая деятельность и прочее. Религия – это не только «зашифровка  природной сущности человека и отношений между людьми», как считал Фейербах, но и сложный комплекс воззрений, инструмент принуждения, средство защиты от реальности и  многое другое. «Расшифровать» ее и превратить в  «новую истинную религию» – веру человека в самого себя – задача утопическая. Но привлекательная. Сегодня ее пытается решать т.н. гуманистическая психология.

Задание № 5. Тестовая проверка знаний.


1.     Найдите соответствие между:

а) онтология – бытие,

б) гносеология – истина,

в) эстетика – красота,

г) этика – добро.


2.     Немецкий философ, обосновавший диалектику абсолютного духа:

а) Шеллинг,

б) Гегель,

в) Фихте,

г) Кант.


3.     Найдите соответствия между:

а) Ницше – воля к власти,

б) Гегель – абсолютная идея,

в) Маркс – общественно-экономическая формация,

г) Кант – вещь в себе.


4.     Завершите изречение Гегеля: «Что разумно, то действительно, а что действительно, то разумно».


5.     Что, по Канту, является единственной опорой нравственности:

а) любовь,

б) долг,

в) чувство юмора,

г) эгоизм,

д) глупость.


6.     Укажите, кто из перечисленных мыслителей не является представителем немецкой классической философии:

а) Кант,

б) Ницше,

в) Ясперс,

г) Гегель,

д) Маркс,

е) Шеллинг.


7.     Л. Фейербах считал, что человек – это  прежде всего часть…

а) общества,

б) природы,

в) Вселенной,

г) творения Бога.


8.     Укажите основные элементы диалектической триады Гегеля:

а) эйдос,

б) антитезис,

в) теизм,

г) тезис,

д) синтез,

е) синопсис.


9.     Материализм Л. Фейербаха по своему  характеру был:

а) механистический,

б) диалектический,

в) антропологический,

г) вульгарный.


10.            Учение о категорическом императиве было сформулировано:

а) К. Марксом,

б) Л. Фейербахом,

в) И. Кантом;

г) И. Фихте.


























Литература


Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.


Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: «Центр», 1996.


Философский энциклопедический словарь. – М.: «ИНФРА-М», 1997.


Философия: Учебник для высших учебных заведений // под ред. проф. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.


Философия: Учебное пособие // под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: 1998.