3 Мероприятия по улучшению финансового состояния ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ»



В условиях рыночной экономики прибыль является показателем наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль стимулирует укрепление коммерческого расчета и интенсификации производства при любой форме собственности.

Прибыль является одним из основных финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятия, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Вместе с тем прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Эффективность функционирования предприятий определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность определения «что, сколько, где и какого качества производить» с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т. д.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно широк. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

На основании проведенного во 2 главе дипломной работы анализа финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «28 ЭС»  можно сделать несколько выводов, связанных с разработкой плана его финансового оздоровления.

В 2003 год активы предприятия уменьшились. В основном это произошло за счет уменьшения дебиторской задолженности и денежных средств. В то же время возросла величина производственных запасов, что привело к затовариванию складов предприятия. Резервом улучшения в данном случае будет служить определение оптимального размера запасов, то есть необходимо реализовать излишки  запасов.

Дебиторская задолженность и денежные средства в 2003 году незначительно уменьшились, при этом уменьшение денежных средств  подтверждает, что платежеспособность предприятия за год уменьшилась.

По проведенному анализу  финансовой устойчивости можно сделать вывод, что ФГПУ 28 ЭС ВМФ РФ» все таки имеет все шансы для развития дальнейшей своей деятельности.

Поэтому одним из способов увеличения прибыли ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ»  является налоговое планирование и выработка эффективной учетной политики.



3.1  Налоговое планирование и выработка эффективной учетной политики



В России понятие «учетная политика» введено Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Минфина Российской Федерации №100 от 28.06.96 г. Согласно этого положения под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности, - и одним из первых ее элементов была вариация оценки отдельных видов имущества и обязательств предприятия, затем формирование себестоимости продукции (работ, услуг), прибыли и т. д. различными способами. Как элемент формирования налогового планирования следует рассмотреть классификацию методов налоговой политики, которая представлена на рис 3.1.


 


 1                              2                                3                          4

Грамотная постановка договорных отношений  

 

Выбор региона организации бизнеса 

 

Организационно-правовой статус организации  

 

Выбор сферы и вида деятельности 

 
     





Выбор вариантов учетной политики и системы контроля   

 

Планирование налоговых платежей   

 
                5                                                                 6





Рис.3.1 Методы налогового планирования.


Рассмотрим только влияние 4, 5 и 6 факторов на деятельность ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ».

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрены различные типы договоров: договоры купли-продажи, комиссии, поручения агентный договор, договор возмездного оказания услуг, договор простого товарищества. Налогообложение хозяйственных операций по таким договорам в соответствии с законодательством различное. Например, не выгодно работать с поставщиком, не являющимся плательщиком НДС.

Важным моментом является установление условий оплаты: предварительная оплата (полностью или частично) или последующая.

Для оптимизации налоговых платежей «28 ЭС ВМФ РФ» необходим тщательный анализ различных вариантов налогообложения.

В частности, при заключении договоров с партнерами следует оговорить такие моменты: если предусмотрены авансовые платежи на поставку товаров, работ, услуг, то важно, чтобы они были зачислены на расчетный счет не в конце отчетного периода, а в начале следующего. Это позволит отодвинуть платежи в бюджет по НДС, акцизам на следующий отчетный квартал и использовать средства в обороте на другие цели.

Каждое предприятие имеет право самостоятельно выбирать по ряду элементов учета, определенные учетные операции, которые напрямую отражаются на результатах по хозяйственной деятельности. Поэтому обдуманный выбор отдельных положений учетной политики позволяет предприятию обеспечить сокращение затрат и минимизацию налогов.

Учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и подлежит обязательному раскрытию в пояснении к годовому отчету, предоставляемому в налоговые органы. Предприятиям запрещено изменять учетную политику в течение отчетного года, а изменение учетной политики при переходе к новому отчетному году должно быть обосновано (реорганизация предприятия, смена собственников, изменение законодательства Российской Федерации и системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета) и объяснено в налоговых органах. Кроме того, последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства РФ, должны быть оценены в стоимостном выражении.

Вот почему подготовка и объяснение учетной политики являются серьезными мероприятиями, последствия которых прямо влияют на финансовое положение предприятия. Выбор того или иного способа оценки имущества, определение некоторых расчетных величин приводит к разным налогооблагаемым базам и, соответственно, суммам налогов, подлежащим взносам в бюджет.

К тому же, единожды выбранная неэффективная учетная политика может привести предприятие к финансовым потерям в течение всего отчетного года. Поэтому выбор предприятием учетной политики является одной из важнейших процедур налогового планирования в процессе управления предприятием.

Классификация отдельных элементов учетной политики представлена на рис.3.2.

Классификация элементов учетной политики.

Оценка запасов и определение фактической себестоимости

отпущенных в производство материальных ресурсов.

Разграничение основных и оборотных средств.

Амортизация основных средств, нематериальных активов.

Способ включение косвенных  затрат в себестоимость продукции

(работ, услуг).

Метод определения выручки от реализации.

Создание ресурсов предстоящих расходов и платежей и резервов под

сомнительную задолженность.

Устанавливать способ учета выпуска продукции.

Выбирать методы учета затрат на производство и калькулирование

себестоимости продукции.

Устанавливать варианты сводного учета затрат на производство.

Определять сроки погашения расходов будущих периодов.


Рис.3.2 Классификация элементов учетной политики.


Для снижения налоговых обязательств ФГПУ «28 ЭС ВМФ РФ»  необходимо придерживаться следующих элементов учетной политики.

1. В условиях инфляции использовать в качества метода оценки производственных запасов метод ЛИФО.

Влияние метода оценки материальных запасов на налоговые обязательства организации сводится к следующему:

-         стоимость израсходования в процессе производства материальных ценностей  относится на себестоимость и, следовательно, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

-         запасы материальных ценностей входят в расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество;

-         поскольку налог на имущество относится  на финансовые результаты  организации,  на  сэкономленную  в результате уменьшения стоимость остатка материальных запасов величину налога на имущество увеличивается налогооблагаемая прибыль.

При увеличении стоимости остатка материальных ценностей на сумму дополнительно  начисленного налога на  имущество уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

Оптимальным, с точки зрения уменьшения налоговых обязательств, методом оценки товарно-материальных ценностей будет метод, увеличивающий стоимость списываемых ценностей и уменьшающий стоимость остатка ценностей. При выборе такого метода, во-первых, увеличивается себестоимость и уменьшается налог на прибыль, во-вторых, уменьшается среднегодовая стоимость имущества и налоговые обязательства по налогу на имущество.

2. Создавать резервы по сомнительным долгам.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии со статьей 266 Налогового Кодекса организация вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности  и исчисляется следующим образом:

1)       по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2)       по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней ( включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3)       по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва;

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использована организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми.

Сумма резерва, не полностью использованнная организацией в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть пересена  ею на следующий отчетный период.

Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница подлежит включению в состав внереализационных расходов.

При создании резервов увеличивается себестоимость или уменьшается финансовый результат как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Таким образом, создавая резерв, можно уменьшить реальное налоговое бремя путем получения отсрочек уплаты налогов. В этом случае номинальная величина налоговых платежей остается одинаковой, а налоговые выплаты сдвигаются на следующий отчетный период. Экономия достигается вследствие эффекта уменьшения стоимости денег с течением времени.

При формировании учетной политики следует не упускать из вида тот факт, что в России, как в никакой другой стране, часто вносятся изменения в законодательные акты. Поэтому важно не пропускать изменения, касающиеся конкретного предприятия, и своевременно вносить изменения в учетный процесс, в схему начисления налогов, формирование отдельных льгот или, наоборот, отказ от них.

Это позволит избежать дополнительных расходов на уплачу штрафов и пени.



3.2 Создание финансового отдела

Любые мероприятия по улучшению финансового предприятия не могут быть выполнены  без активной работы сотрудников этого предприятия. На современном этапе своего функционирования ФГУП «28 ЭС» не в состоянии решать различные финансовые задачи, в том числе проводить финансовый анализ, как внутренний, так и внешний. Предприятие не имеет не только отдела или службы, решающей данные вопросы, но и специалистов, которым можно поручить выполнение отдельных мероприятий по оздоровлению финансового состояния ФГУП «28 ЭС». Работники бухгалтерии занимаются расчетами отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности, но в вопросах планирования и поиска путей выхода из сложившейся ситуации они недостаточно компетентны.

Существующая неэффективная структура имущества предприятия, в частности большая доля дебиторской задолженности в 2002 году, но на 2,15% уменьшилась и составила на 1 января 2003 года 40985 тыс. руб., предполагает необходимым немедленное проведение работ по стабилизации и улучшению финансового состояния ФГУП «28 ЭС». Эту работу следует поручить специалистам финансового отдела, которых предполагается создать на предприятии.

Отдел будет решать следующие задачи, которые в настоящее время на предприятии не рассматриваются или недостаточно полно решаются, а именно:

-         обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности предприятия, изыскание резервов снижения издержек, увеличения прибыли и повышение рентабельности при полном выполнении обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками;

-         анализ текущей хозяйственной деятельности предприятия;

-         участие в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

-         постоянный анализ и контроль за налоговым законодательством, контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, также за задолженностью перед бюджетом и фондами;

-         анализ фондового рынка, работы с векселями и другими ценными бумагами, контроль за долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;

-         постоянный анализ дебиторской и кредиторской задолженности, анализ договоров и контрактов;

-         подготовка оперативной информации и движении средств на счетах предприятия.

Естественно, что создание еще одного структурного подразделения на предприятии приведет к росту себестоимости, потребует дополнительных финансовых вложений. Но эффект, который может быть получен от данного мероприятия, очевиден.

Планируется, что отдел будет состоять из следующих подразделений, которые будут выполнять определенные функции.

Состав отдела:

-         бюро финансового планирования;

-         бюро оперативного учета финансовых вложений.

Основные функции бюро финансового планирования включают в себя:

-         участие в подготовке и визирования договоров, заключаемых предприятием, в частности условий расчетов  с поставщиками и потребителями в соответствии с финансовым планом;

-         обеспечение выполнения финансовых обязательств перед кредиторами;

-         ведение систематического наблюдения за финансовым состоянием  предприятия на основе анализа бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;

-         контроль за состоянием нормируемых оборотных средств.

Бюро оперативного учета финансово-расчетных операций осуществляет следующие функции:

-         ведет систематическое наблюдение за состоянием дебиторской задолженности, принимает меры  к ее взысканию;

-         подготавливает материалы для предъявления претензий, вытекающих из неоплаты счетов потребителями продукции;

-         регулирует ежедневные платежи поставщикам и подрядчикам.

Бюро оперативного учета финансовых вложений предприятия и анализа фондового рынка будет осуществлять  следующие функции:

-         работать с векселями и другими ценными бумагами;

-         осуществлять контроль за долгосрочными и краткосрочными  финансовыми вложениями предприятия, анализировать договоры и контракты.

Предположим, что для работы в финансовом отделе  первоначально будет трудоустроен один специалист, а по мере необходимости и расширения деятельности отдела руководство будет принимать решение о приеме дополнительных сотрудников.

Затраты, которые предприятие будет вынуждено нести в связи с созданием финансового отдела будут складываться  из капитальных вложений в размере стоимости персонального компьютера и мебели и затрат связанных с выплатой заработной платы. Расчет заработной платы специалиста представлен в таблице 3.1.


Таблица 3.1 – Расчет заработной платы специалисту финансового отдела


Оклад

ДВК

(0,3)

РК

(0,2)

Итого начислено



Отчисления в ПФ

Стандартные вычеты

НДФЛ

Итого удержано

Итого на руки

5000

1500

1000

7500

75

400

975

1450

6050


Заработная плата специалиста в год – 72600 рублей.

Затраты на создание финансового отдела показаны в таблице 3.2.


Таблица 3.2 – Затраты на создание финансового отдела на первый год, рублей


Статья затрат

Сумма

Компьютер

30000

Мебель

20000

Заработная плата специалисту финансового отдела

72600

Итого

122600


Таким образом, неэффективная структура имущества предприятия, в частности высокая доля в размере текущих активов дебиторская задолженность предполагает необходимым немедленное проведение работ по стабилизации и оздоровлению финансового состояния ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ». Эту работу следует поручить  специалистам финансового отдела, которых предлагается создать на предприятии.

Отдел будет решать следующие задачи, которые в настоящее время на предприятии не рассматриваются или недостаточно полно решаются, а именно: обеспечение финансовыми ресурсами предприятия, анализ текущей деятельности предприятия; участие в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности  предприятия, постоянный анализ и контроль за налоговым законодательством, контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, также за задолженностью перед бюджетом и фондами; постоянный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, анализ договоров и контрактов.

Первоначально будет трудоустроен один специалист, а по мере необходимости и расширения деятельности отдела руководство будет принимать решение о приеме дополнительных сотрудников.

Ожидаемый эффект от работы финансового отдела будет складываться из ожидаемого взыскания части дебиторской задолженности. Прогнозируется взыскать работниками финансового отдела за первый год своей эффективной работы 1/3 часть дебиторской задолженности. Сумма взысканной дебиторской задолженности:

40985*1/3 = 13661 тыс. рублей

Эффективность создания отдела  во многом будет зависеть от того результата, который принесет каждое из мероприятий, разработанных и реализованных специалистами отдела, по прогнозам эффективность от  данного мероприятия будет равна:

Эффективность = Годовой доход / Затраты;

Эффективность  = 13661 / 122600 = 111 %



3.3  Оказание дополнительных услуг

Рассчитанные во 2 главе дипломной работы коэффициенты рентабельности  ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» свидетельствует о необходимости пересмотра производственной политики предприятия. В дальнейшем ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» необходимо наращивать объем производства не за счет повышения цен, а за счет сокращения издержек, повышения качества и диверсификации  производства – расширения сферы спектра предлагаемых услуг, а также ускорения оборачиваемости производственных запасов.

Рассмотрим подробнее, какой финансовый результат получит ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» от оказания дополнительных услуг.

Как уже было отмечено ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» занимается обслуживанием и ремонтом линий электропередач. Предлагаемое мероприятие связано с оказанием услуг юридическим и физическим лицам, а именно:

-         предоставление транспорта (оборудования) во временное пользование;

-         ремонт и обслуживание линий электропередач предприятиям (кроме воинских частей).

Затраты на предоставление транспорта будут складываться из текущего ремонта транспорта (оборудования), которые представлены в таблице 3.3.


Таблица 3.3 – Необходимое количество материалов для текущего ремонта транспорта в месяц


Наименование

Единица измерения

Количество

Стоимость за единицу

Цена, руб.

Авторезина

шт

66

3106

204996

Аккумуляторы

шт

10

2120

21200

Автолампочки

шт

220

14

3080

Бензонасос

шт

1

420

420

Коленвал

шт

1

2400

2400

Карбюратор

шт

1

2400

2400

Крестовина

шт

6

270

1620

Водительский комплект

шт

5

5600

28000

Накладки тормозные

шт

40

20

800

Ремни

шт

6

250

1500

Реле стартера

шт

4

90

360

Продолжение таблицы 3.3

Наименование

Единица измерения

Количество

Стоимость за единицу

Цена, руб.

Тормозная жидкость

шт

60

80

4800

Фильтр масляный

шт

67

80

4690

Внеплановая замена запчастей




10000

Ремонт инжененого оборудования




40000

Итого затрат




326266


Ориентировочно будет предоставляться во временное пользование машина марки УАЗ в течение месяца 200 часов.

Рассчитаем себестоимость одной услуги:

С/с усл. = Затраты  /  Количество часов =326266/200 = 1631руб.

Цена одной услуги будет складываться из себестоимости услуги и установленной нормы рентабельности (25%).

Ц = 1631 руб. + 408 руб. = 2039 руб. – за один час.

Выручка от реализации данной услуги:

В = 2039 руб. * 200 шт. = 407800 руб.

 Эффект от реализации данной услуги:

Эффект = 407800 руб. – 298266 руб. = 81534 руб.

Срок окупаемости данного проекта составляет:

Т =   Затраты  =  326266 руб. ≈ 4 месяца

        Эффект       81534 руб.

Эффективность от предложенного мероприятия рассчитаем по следующей формуле:

Эффективность = Эффект / Затраты;

Эффективность = 81534 / 326266 = 24%


Таким образом, применение данного мероприятия окупится в течении четырех месяцев и будет с пятого месяца приносить дополнительный доход            « 28 ЭС ВМФ РФ».

Рассчитаем затраты  на ремонт и обслуживание линий электропередач юридически и физическим лицам, и посмотрим какой результат может получить ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» от реализации данной услуги.

Расчет необходимого количества материалов для проведения текущего ремонта сетей и оборудования, представлен в таблице 3.4.


Таблица 3.4 – Необходимое количество материалов для проведения текущего ремонта сетей и оборудования в месяц

Материалы

Единица измерения

Количество

Стоимость  единицы

Цена, руб.

Автомат

шт

4

4500

18000

Бензин Б – 70

л

300

9,50

2850

Выключатели наружной установки

Шт

30

50

1500

Гвозди

Кг

100

20

2000

Дюбеля

Кг

3

75

225

Изолента

Шт

40

15

600

Кабель

М

200

226

45200

Крепежные изделия

Кг

350

47

16450

Муфта

Шт

30

540

16200

Предохранитель

Шт

80

308

24640

Электроды

Шт

20

48

960

Электрические лампочки

шт

1000

5

5000

Итого




133625


На основании заявок и от спроса в  течение месяца ремонт и обслуживание линий электропередач сторонним лицам, будет производиться  100 раз.

Себестоимость одной услуги:


С/с = 133625 / 100 = 1336 рублей  

Цена одного ремонта будет складываться из себестоимости одного ремонта  и установленной нормы рентабельности (25%).

Ц = 1336 + 334 = 1670 руб.

Выручка от реализации:

В = 1670 руб. * 100 = 16700

Эффект  от реализации данной услуги:

              Эффект = 167000 руб. – 133625 руб. = 33375 руб.

Данный проект по расчетам окупится  в течение четырех месяцев.

Не производя значительных капиталовложений, ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» будет получать дополнительный доход от более эффективного использования имеющихся производственных мощностей. Все это скажется благоприятно на финансовом состоянии  «28 ЭС ВМФ РФ».

Таким образом, повышение эффективности своей деятельности ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» следует создать финансовый отдел. Этот отдел будет заниматься анализом текущей финансовой деятельности предприятия и выявлением резервов.

Из всего вышесказанного следует, что для укрепления финансового состояния ФГУП «28 ЭС ВМФ РФ» необходимо предпринять следующие меры:

1)    налоговое планирование;

2)    разработка эффективной учетной политики;

3)    освоить новые виды услуг, предоставляемых предприятием.