Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Классицизм в строительстве Санкт-Петербурга.......................................... 4

2. Эклектика в строительстве Санкт-Петербурга.............................................. 8

3. Модерн в строительстве Санкт-Петербурга................................................ 13

Заключение........................................................................................................ 22

Список использованной литературы............................................................... 24


Введение


Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоеванной у шведов земле Петр I основал новую столицу - Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе - Санкт-Петербург, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Петр был небесным покровителем русского монарха).

1 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города - крепость Санкт-Петербург, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

По замыслу Петра I, прежде всего, нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с ее многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии.

Целью работы является рассмотрение истории строительства Санкт-Петербурга.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются рассмотрение основных стилей архитектуры Санкт-Петербурга - классицизма, эклектики и модерна.


1.     Классицизм в строительстве Санкт-Петербурга


Выдающиеся строения эпохи раннего классицизма - это Академия художеств (арх. А.Ф.Коридоров и Ж.-Б.Валлен-Деламот), Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (все Ж.-Б.Валлен-Деламот), Мраморный дворец (арх. А.Ринальди) и др.

1780-1800 гг. - время зрелого, строгого классицизма. В его становлении важную роль сыграло обращение к творческому наследию великого зодчего итальянского Возрождения А.Палладио.

Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И.Е.Старовым. По типу его строились впоследствие многие усадебные дома.

Ведущим мастером строгого классицизма в Петербурге был Джакомо Кваренги. Сооружения его проникнуты спокойным величием, несколько холодной монументальностью. Типичные примеры палладианства - здания Эрмитажного театра и Ассигнационного банка. В здании Академии наук лаконичному объему, обнаженной глади стен контрастно противопоставлен вынесенный вперед колонный портик с фронтоном. Этот прием, ставший главным выразительным средством строгого стиля, использован и в композиции Смольного института.

Кроме Старова и Кваренги в стиле зрелого классицизма творили Н.А.Львов, Е.Т.Соколов, Ф.И.Волков, Ф.И.Демерцов, А.Порто.

Эволюция стиля классицизма в петербуржском зодчестве разделяется на три периода: 1760-1770 годы - ранний классицизм, 1780-1800 годы - зрелый или строгий классицизм, 1800-1830 годы - высокий классицизм или ампир. Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в которых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором.

Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е. Старовым - одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д. Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.

Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно-пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

Период высокого классицизма, или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразными пропилеями «классического» Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражение нашествия наполеоновских армий в 1812 году и освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое воплощение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной России. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учрежден «Комитет строений и гидравлических работ», который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур. Деятельность Комитета имела исключительное значение для формирования в центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно, принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербуржского ампира. С 1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей), связанная с ним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсова поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала связующей трассой между главной городской магистралью - Невским и Невой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданием общественного назначения, Росси применил при постройке Александрийского театра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов), торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее ее назначению центра столицы великой империи.

Эстетические и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь[1].


2. Эклектика в строительстве Санкт-Петербурга


Постепенно поздний классицизм приобрел черты казенности и официальности. В условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений на смены ему пришла эклектика (эклектизм). Она базировалась на свободном выборе и произвольном сочетании приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочных решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определенным единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России.

Ранний этап эклектики (1830-1860 гг.) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и «умном выборе» исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко.

Одним из первых зодчих, перешедших к стилизаторству, был А.П.Брюллов. Ведущий мастер середины XIX века А.И.Штакеншнейдер продемонстрировал в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная плпстика. Оформление фасадов многих зданий выполнил скульптор Д.И.Иенсен.

Другие видные зодчие этого периода - архитектор театральных зданий А.К.Кавос, приверженцы неоренессанса Н.Е.Ефимов и А.И.Кракау, утонченные стилисты Г.А.Боссе, Н.Л.Бенуа, И.А.Монигетти, мастер промышленной архитектуры Р.Б.Бернгард[2].

Особое место среди различных стилизаторских направлений занимал русский стиль. В нем отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглошали К.А.Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А.М.Горностаева.

Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий. Архитектура зрелой эклектики тяготела к подчеркнутой репрезентативности форм, богатству и насыщенности декора. Эти качества символизировали благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. В одной композиции, на одном фасаде теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей. Они произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металические, а затем и железобетонные конструкции - широко внедрялись в строительство периода эклектики. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались «за кулисами» архитектуры. Среди видных представителей эклектики, которые ориентировались на европейские стили, следует назвать А.И.Резанова и М.Е.Месмахера. П.Ю.Сюзора и Л.Н.Бенуа, Р.А.Гедике и А.Ф.Красовского, М.А.Макарова и А.В.Иванова. Продолжателями русского стиля выступали А.И.Томишко, В.А.Косяков, Н.Н.Никонов и А.А.Парланд, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию «русского ренессанса», то есть возрождения форм допетровского зодчества XVII века.

Новые идеи «рациональной архитектуры» получили претворрение в «кирпичном стиле». Лидеры этого направления В.А.Шретер и И.С.Китнер отказывались от штукатурного декора, оставляя открытой кирпичную кладку стен или применяя долговечную облицовку из керамической плитки.

 В 1833 году разработали «Положение о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге», что защитило центральные районы города от внедрения в них промыпшенных строений, лишенных художественной выразительности. В 1844 году была установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должна была превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно плодотворные результаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота дома не могла быть больше, чем ширина улицы, что также имело позитивное значение, предопределившее пространственную четкость городских перспектив.

Вторая треть XIX века отмечена несколькими существенными градостроительными решениями. Архитектор Александр Брюллов, построив Штаб гвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность Дворцовой площади. Архитектор Николай Ефимов возвел на Исаакиевской площади два симметричных здания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям ее главную часть, где установлен памятник Николаю I, спроектированный Монферраном. Использование композиционного приема пропилеи в виде зданий, близких по решению, симметрично поставленных по сторонам предмостных участков, стало характерным для градостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. До Невского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу, получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).

1830-1850 годы отмечены возведением домов с различными башенками, бельведерами, шпилями, флюгерами, которые возвышались над регулярным уровнем зданий, умножая высотные акценты и разнообразя силуэты и перспективу улиц. Это явилось одним из проявлений расширения палитры стилистических, конструктивных, декоративных приемов, которые были вызваны новыми функциональными требованиями. В своих поисках архитекторы обратились к общечеловеческому художественному наследию, выбирая наиболее привлекающие их исторические стили.

Период, охватывающий 1830-1860 годы, определяется как ранний этап петербургской эклектики. Крупнейшей фигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно, являлся А.И. Штакеншнейдер - мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно чувствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса и барокко, русского народного зодчества и готики. Крупнейшие строения, связанные с деятельностью А.И.Штакеншнейдера - это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда), определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной.

Значительным творческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведения Константина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади (пл. Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения - церкви и храмы, украсившие Петербург.

В 1830-1860 годах, в Петербурге трудилась значительная группа высококвалифицированных профессионалов, произведения которых отмечены несомненной одаренностью и высокой архитектурной культурой: Франц Руска, Викентий Беретти, Александр Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, Альберт Кавос, Гарольд Боссе, Николай Бенуа, Александр Кракау, Ипполит Монигетти. Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначения органически вошли в ткань ансамблей Центральных районов, играя существенную композиционную и художественную роль.

Реформа 1861 года стала своеобразной границей отсчета в градостроительном развитии Петербурга. У архитекторов столицы наряду с прежними традиционными заказчиками, правительственными учреждениями и богатым дворянством, появился новый, более широкий круг "потребителей" - промышленники, финансисты, оптовые торговцы, домовладельцы, акционеры крупных фирм. В духе требований времени, используя новые строительные материалы и конструкции, петербургские архитекторы проектировали и строили здания, которых до того русская архитектура не знала - частные банки, страховые конторы, огромные доходные дома и гостиницы, специализированные торговые здания, конторы, различного рода особняки, вокзалы, театрально-концертные залы нового типа, выставочные здания.

При несомненном превалировании частного заказа в Петербурге проводилась и определенная градостроительная регламентация, закрепленная в 1857 году строительным уставом. Между 1861 и 1880 годами были утверждены планы урегулирования отдельных частей города - Васильевского острова, Петроградской стороны, между Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные планы были сведены в общий «План урегулирования Санкт-Петербурга». Этим планом были намечены координаты уличной сети, вплоть до пустовавших окраин, административно включенных в городскую границу и тем самым предопределена организованность и координация отдельных решений.

Следует отметить, что период с конца 1860 года и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики, для которого свойственно зачастую сочетание в одном произведении декоративных элементов, почерпнутых из различных стилистических источников. Все выразительные средства направлялись на то, чтобы выделить здание, привлечь к нему внимание[3].


3. Модерн в строительстве Санкт-Петербурга


На рубеже XIX-XX веков, когда капитализм вступил в свою завершающую стадию - империализм, в архитектуре зародился новый стиль - модерн. В Петербурге он развивался с конца 1890-х. и до 1910-х. годов. Поборники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества[4].

Принципам нового стиля соответствовали свободное построение плана с перетекающими пространствами и живописно-асимметричная композиция объемов с различными по размерам и конфигурации проемами. Эти особенности отличают, например, здание Витебского вокзала (арх. С.А.Бржозовский, С.И.Минаш) и особняк Кшесинской (арх.А.И.Гоген). Раннему модерну были свойственны текучесть форм, криволинейность очертаний, стилизованный рисунок. В отделке широко применялись майолика, мозаика, витражи, скульптурный рельеф и художественный металл. Зрелый модерн - более строгий, изысканно сдержанный, рационалистичный. В его русле зародилось протоконструктивистское направление архитектуры. Крупными мастерами петербургского модерна были Г.В.Барановский, В.В.Шауб, К.К.Шмидт, Р.Ф.Мельцер. Группа зодчих - Ф.И.Лидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубарь, И.А.Претро - примыкала к «северному» модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объемов, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов, романтичной трактовкой образа. В формах нового стиля было создано одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник «Стерегущему» (автор К.В.Изенберг).

Последняя треть XIX века особенно характеризуется нарастающей волной частного строительства и отмечена заполнением пустующих участков в центре города или перестройкой существовавших здесь малоэтажных зданий, решенных в различной стилистической ориентации. Проекты новых заказчиков разрабатывали видные, европейски образованные зодчие архитектуры - Александр Резанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда, Максимилиан Масмахер, Иероним Китнер, Виктор Шретер. Каждый из них создавал самостоятельное произведение, связанное с соседним местоположением и близостью размеров, но отличные и тем, что в них использованы разные мотивы - готики раннего французского классицизма, ренессанса, барокко, восточного зодчества, допетровской архитектуры и так называемого «кирпичного стиля». Эти здания отмечены определенной выразительностью, безусловно, высоким профессиональным качеством и строительной культурой, которые делают их образцовыми произведениями своего времени[5].

Примечательно, что несмотря на разностильность отдельных зданий, включенных в структуру улиц и других градостроительных образований последней трети XIX века, исподволь формировалась целостная архитектурная среда, в которой в разной степени проявлялась ансамблевая направленность. Такими свойствами отмечена застройка улиц Восстания (Знаменская), Марата (Николаевская), Чайковского (Сергиевская), Большой Морской, Литейного и Измайловского проспектов; Невского проспекта от Фонтанки до Александро-Невской лавры, Театральной площади.

Последние годы XIX и первые десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного в облик города на Неве. Прежде всего, это здания, выдержанные в так называемом «новом стиле», или как его еще называют, «модерн». Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены жилой комплекс на Каменноостровском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в котором классицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница «Астория», завершившая формирование Исаакиевской площади.

Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании «Зингер», ныне Дом книги (архитектор П. Сюзар), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова[6].

В середине 1900 года, как антитеза модерну, поднялась волна увлечения архитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поисках новых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась в сооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянского ренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, Лев Ильин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович, Мариан Лялевич, Александр Дмитриев.

Продолжались искания и в направлении возвращения к национальным истокам русского зодчества, запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлении трудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм, Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль. Несмотря на множественность стилистических исканий, всех архитекторов Петербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно благодаря этому в конечном итоге выкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградской стороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особым композиционно-художественным единством.

После 1917 года в архитектуре Петрограда (так стали именовать Санкт-Петербург с 1914 года) произошел катастрофический разлом. Частная собственность на недвижимость была упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918-1921 годах переселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушив функциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичной утрате или гибели их художественных качеств.

В 1917-1923 годах на Марсовом Поле по проекту Льва Руднева был создан гранитный монумент «Памятник борцам революции», а по чертежам Ивана Фомина и садостроителя Рудольфа Катцера Партерный сад. К 1927 году завершили строительство ансамбля Тракторной улицы, в котором четко проявлены черты стиля конструктивизма. С главной осью Тракторной улицы увязано здание школы имени 10-летия Октябрьской революции, оригинальное по плану и сочетанию разновеликих объемов. Авторы ансамбля Тракторная ул. школа 10-летия Октября арх. А. Никольский, Г. Симонов, А. Тегелло. Сооруженный у Нарвских ворот первый в городе Дворец культуры имени Горького стал объемно-пространственной основой формирования Нарвской площади (1925-1927 годы, арх. А. Тегелло, Д. Кричевский), которая была вскоре замкнута построенным напротив зданием, совмещающим Универмаг и фабрику-кухню. Эти здания можно назвать классическими образцами конструктивизма с характерной для этого стиля жесткой геометричностью форм и объемов и большими застекленными поверхностями фасадов.

С 1930 годов направление развития градостроительства и выбор стилистических приемов определился постановлениями Правительства и указаниями руководящих партийных и советских органов. В 1933-1937 годах был разработан генеральный план развития города. В последующие годы Генеральный план корректировался и совершенствовался. В рамках этих планов, связанных преемственностью основного замысла, шло разностороннее строительство. В 1936 г. одновременно развернулась застройка в четырех районах: Автово, по и Московскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилые районы. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился в начале XX века - Андрей Оль, Лев Ильин, а также Евгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер. Значительный вклад в формирование архитектурного Ленинграда 1930-1940 годов внес архитектор Ной Троцкий. По его проекту построено здание Кировского райсовета, определившее масштаб и глубину площади, идейно-композиционным центром которой стал памятник С.М.Кирову (скульптор Николай Томский, 1938 год). Авторские группы, возглавляемые Троцким, выполнили проекты таких значительных зданий, как Дворец Культуры имени Кирова на Васильевском острове, Административное здание на Литейном проспекте (1936-1940 годы) и, наконец, грандиозный Дом Советов на Московском проспекте (так называемый «Большой дом»). В последнем проекте явственно проступает возвращение к ордерной системе, трактованной в колоссальных масштабах и преувеличенно монументальных формах.

Основные ориентирующие направления послевоенного градостроительного развития Ленинграда были определены Генеральным планом 1948 года, откорректированный спустя три года и действовавшим до 1966 года. По этому плану, при сохранении исторических районов, центр города развивался не только как предусматривалось в 1930 годах, на юг, но строительство охватило северное и западное направление и вышло к берегам Финского залива.

В 1960 годах сформировали главную площадь в микрорайоне Автово - Комсомольская. К 1962 году сложилась композиция площади, архитектурной доминантой которой стал Театр юных зрителей (архитектор А. Жук), а скульптурной - памятник А.С. Грибоедову (скульптор В. Лишев, архитектор В. Яковлев). Массовое жилищное строительство распространилось на обширные пространства, до того мало освоенные - Дачное, правый берег Невы, Полюсгрово и Гражданский проспект.

Продолжалась застройка на всем протяжении Московского проспекта, предмостных площадей у Большого Охтинского моста и моста Володарского. Велась ансамблевая застройка Новоизмайловского проспекта. В 1966 году завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище с монументальной гранитной стеной-стеллой, скульптурой Матери-Родины, горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы Александр Васильев, Евгений Левинсон). В аналогичном духе сочетания лаконичных форм, скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище (архитектор Яков Лукин).

15 июля 1966 года Совет Министров СССР утвердил генеральный план развития Ленинграда. Этот третий градостроительный документ был рассчитан на 20-25 лет, то есть до 2005 года (архитекторы В. Каменский, А. Наумов, Г. Булдаков). В последующие годы сформировались и продолжают развиваться обширные жилые массивы во всех направлениях от исторического ядра XIX - начала XX веков и районов, сложившихся в 1930-1950 годах. Одним из кардинальных, направляющих замыслов этого генерального плана стал решительный выход к берегам Финского залива и формирование здесь комплекса взаимосвязанных ансамблей.

Строительство конца 60-х, а затем 70-х и 80-х годов развивалось по дуге побережья Финского залива и по всему периметру прежних направлений на северо-запад и на юг. Благодаря этому отдельные «градостроительные пятна» периферийных районов слились в единую обьемно-пространственную систему. Обширные градостроительные образования сложились за эти годы в микрорайонах, тяготеющих к Муринскому ручью, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Здесь интересными архитектурными решениями отмечены жилой район у проспекта Шверника, площадь Мужества, Красногвардейская площадь.

В ансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развития архитектуры Ленинграда, начиная с 1930 годов, коллектив проектировщиков под руководством Сергея Сперанского в 1960 годах внес сильные архитектонические акценты, построив жилые дома у площади Победы, центром которой стал мемориальный ансамбль с многофигурной скульптурной композицией (скульптор М.К. Аникушин, архитектор В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороны Ленинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна.

На северо-западной части Васильевского острова формировался жилой массив, который, выйдя к морю, образует часть морского фасада города. Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала, построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектора В.Сохина. «Парусные» завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпилем прекрасно означили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланаду Васильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью - изначальными высотными доминантами города на Неве.

Во многом сформировался ансамбль набережных на правом берегу Невы. Здесь выделяется удачно найденным масштабом и ритмом ансамбль крупных зданий Свердловской набережной (ведущий архитектор А.В. Васильев). Среди наиболее крупных и выразительных архитектурных сооружений 1960-1980 годов - киноконцертный зал (1967год, архитектор В.Каменский, Ж. Вержбицкий, Г. Влацин, А. Жук); дворец спорта «Юбилейный», гостиница «Москва», (архитектор Д. Гольдгор), гостиница «Пулковская» (архитектор С. Сперанский, В. Волоксович), аэровокзалы «Пулково» (архитектор А. Жук), здание кораблестроительного института (И. Матусевич, Е. Савицкая, Ф. Фадеев), универсальный спортивно-концертный зал за Московским парком Победы (архитектор И. Чайко, Ф. Яковлев).

Принципиальные изменения государственных структур и экономической политики, возрождение многих ранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернули возможность создания индивидуальных проектов. Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения и изысканностью современного декора интерьеров. Архитектура Санкт-Петербурга не застыла - она в движении и поиске стиля, отвечающего традициям города и потребностям времени[7].

Заключение


За два с половиной столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных ансамблей.

Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у водного зеркала Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине ХVIII века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города. Город расположен на ровной низменной поверхности. Это позволило в условиях государственного регулирования строительства до середины ХIХ века осуществить сравнительно ровную по высоте застройку города, акцентируемую местами высотными композициями. Некоторые из них - шпиль Петропавловского собора, «Адмиралтейская игла», купол Исаакиевского собора - сверкают золотом, доминируя над городом, и хорошо видны с больших расстояний - с моря, с Пулковских высот и других точек, находящихся за пределами города. Типичны для Санкт-Петербурга широко раскрывающиеся величественные перспективы Невы, больших парадных площадей - Марсова поля, Дворцовой площади, прямых, просторных проспектов - Невского, Московского, проспекта Стачек и других. Вместе с тем в городе часто встречаются и более скромные по размерам, но по-своему прекрасные площади, скверы, улицы, набережные каналов, - такие, как пл. Искусств, пл. Островского; ул. Петра Лаврова, Пушкинская ул. и другие. Улицы города, как правило, прямые и в большинстве своем достаточно широкие. В этом одно из его отличий от многих европейских городов, сложившихся не только в средине века, но и в более позднее время. Облик города во многом определяют мощная полноводная река Нева, многочисленные малые реки и каналы, гранитные набережные, разнообразные мосты.

Список использованной литературы:


1.     Доменико Т. Искусство России VIII в. Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII в. М.: Экзамен, 2000.

2.     Исаченко В. Архитектура Санкт-Петербурга. М.: Логос, 2000.

3.     Мартовицкая А. Блеск и нищета Санкт-Петербурга // Культура. №5. 2001.

4.     Пилявский В.И. История русской архитектуры. Учебник для ВУЗов. СПб: Издательство «Санкт-Петербург», 1999.

5.     Энциклопедия искусства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.


[1] Доменико Т. Искусство России VIII в. Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII в. М.: Экзамен, 2000. С. 89-90.


[2] Энциклопедия искусства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 144.


[3] Мартовицкая А. Блеск и нищета Санкт-Петербурга // Культура. №5. 2001. С. 23-28.


[4] Доменико Т. Искусство России VIII в. Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII в. М.: Экзамен, 2000. С. 96.


[5] Энциклопедия искусства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 155-156.


[6] Пилявский В.И. История русской архитектуры. Учебник для ВУЗов. СПб: Издательство «Санкт-Петербург», 1999. С. 87-88.

[7] Исаченко В. Архитектура Санкт-Петербурга. М.: Логос, 2000. С. 107.