СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика статистического исследования………………………...4
2. Органы, задействованные в данном статистическом исследовании…………..7
3. Основные формы отчетности…………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………..25
Введение
В настоящей работе речь пойдет о круге задач, входящих в ведении Отдела обобщения судебной практики, учета и статистики. Основные направления его деятельности – анализ и обобщение судебной практики; подготовка предложений, направленных на совершенствование законодательства и рекомендаций по обеспечению единообразия судебной практики; ведение и анализ судебной статистики; составление статистических отчетов о работе Федерального Арбитражного суда Российской Федерации; учет и систематизация законов и иных нормативно-правовых актов.
Отдел рассматривает законопроекты Государственной Думы Российской Федерации, проекты постановлений правительства и готовит по ним предложения, направленные на совершенствование законодательства.
Управление делопроизводства:
а) общий отдел; б) отдел автоматизированной подготовки документов
Управление делопроизводства является структурным подразделением, в состав которого входят общий отдел и отдел автоматизированной подготовки документов. Основными задачами управления делопроизводства являются организация документационного обеспечения деятельности суда, установление и обеспечение функционирования системы делопроизводства. Решение поставленных задач осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы «Арбитраж-Округ» и системы автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело». Внедрение в работу суда современных технологий при организации работы с документами позволяет оперативно решать вопросы, связанные с регистрацией, прохождением документов и осуществлением контроля за их исполнением.
Осуществляет контроль за исполнением приказов и распоряжений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федерального арбитражного суда Московского округа, планов работы суда, а также поручений руководства суда. Посредством автоматизированной информационной системы «Арбитраж-Округ» производит распределение кассационных жалоб по судьям.
1. Общая характеристика статистического исследования
Согласно статистическим данным в 2003 году доля судебных актов, обжалованных и отмененных в апелляционной инстанции составила соответственно 11,7 % и 2,5 % (2002 год - 12,2 % и 2,7 %). Каждая четвертая жалоба (25,4 %) была признана обоснованной.
Следует отметить, что по 681 делу судебные акты отменены в связи с заключением мирового соглашения. В 2002 году таких дел было почти в два раза меньше - 390.
В связи с применением нового АПК РФ в практике арбитражных судов появились дела, судебные акты по которым отменяются на основании отказа от иска в апелляционной инстанции. В 2003 году по такому основанию отменены судебные акты по 237 делам. Растет число обращений в кассационную инстанцию.
Федеральными арбитражными судами округов в 2003 году рассмотрено 64 339 дел. Это на 26,1% больше, чем за прошлый отчетный период. 1
Согласно статистическим данным в истекшем году по 23 544 делам (36,6%), рассмотренным судами кассационной инстанции, законность и обоснованность судебных актов в апелляционной инстанции не проверялась. В федеральных арбитражных судах Восточно-Сибирского, Северо-Западного и Центрального округов рассматривается почти половина таких дел: 49,5, 42,2 и 47,5% соответственно.
В кассационной инстанции отменены судебные акты по 17 584 делам, что составляет 2,0% от количества рассмотренных дел в первой инстанции (2002 год - по 2,1% дел). Доля обоснованных кассационных жалоб составила 27,3%.
Согласно статистическим данным в 2003 году федеральными арбитражными судами округов отменено 9 222 постановлений апелляционной инстанции, что составляет 10,9% от числа дел, рассмотренных судами апелляционной инстанции.
От общего количества дел, по которым кассационной инстанцией отменены судебные акты, значительная часть (57,8%) была передана на новое рассмотрение в первую или апелляционную инстанцию (2002 год - 62,7%). В прошлом году несколько больше отменено судебных актов с принятием нового решения: 26,2% против 23,3% в 2002 году.
В отчетном периоде в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации было рассмотрено 12 122 заявления о пересмотре постановлений кассационной инстанции, что составляет 18,8% от общего числа принятых судами кассационной инстанции постановлений.
По результатам их рассмотрения вынесено 228 определений о передаче дел в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Из них 210 постановлений Президиум ВАС РФ отменил, что составляет 0,3% от числа рассмотренных в кассационной инстанции дел (2002 год - 411 или 0,8%). Почти каждое четвертое постановление отменено с оставлением в силе судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации. 1
В отчетном периоде в ВАС РФ рассмотрено 15 153 заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора. По результатам их рассмотрения 239 дел (1,6% от общего количества рассмотренных заявлений) переданы в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебных актов в порядке надзора и 246 дел (1,6% от общего количества рассмотренных заявлений) направлены на рассмотрение в суды кассационной инстанции.
Президиумом ВАС РФ рассмотрено 260 дел. Отменены и изменены в порядке надзора судебные акты по 238 делам.
Статистическая отчётность арбитражных судов не может охватить все основания хозяйственных споров, но данные о причинённых убытках должны быть отражены в документах первичного учёта. Хозяйственно-правовая статистика не может не охватывать и внешнеэкономическую деятельность предприятий и хозяйственных объединений. Результаты экспортно-импортных операций влияет на формирование фондов экономического стимулирования и валютных отчислений. Предприятия часто оставляют выручку в валюте за границей. Поэтому необходимость подлежащего учёта и контроля в этом вопросе не вызывает сомнений. Показатели нарушений украинскими предприятиями внешнеторговых договоров с указанием их оснований и видов должны быть более обоснованными и шире фиксироваться хозяйственно-правовой статистикой, чем это имеет место ныне. Конечно, далеко не все возможные показатели необходимо включать в хозяйственно-правовую статистику, а только те, которые характеризуют именно хозяйственные правонарушения и размер ущерба, причинённого субъекту хозяйственной деятельности или государству. Отчётность арбитражного суда, правоохранительных и некоторых других органов даёт определённое представление о размере причинённых правонарушениями убытков, но в связи с ведомственной разделённостью, несогласованностью показателей сравнительный анализ в разных отраслях экономики невозможен. Нет возможности провести такой анализ, выявить причины и условия этих правонарушений и по отдельным регионам. Таким образом, ведомственный принцип организации хозяйственно-правовой статистики не даёт возможности проводить комплексный анализ хозяйственных правонарушений и не позволяет в полной мере использовать этот действенный, эффективный способ укрепления законности в хозяйственных отношениях. Большее повышение качества хозяйственно-правовой статистики должно базироваться на чётком размежевании её функций и задач с функциями и задачами экономической статистики. Система данных последней характеризует экономическую, финансовую, производственную деятельность субъектов хозяйствования. А хозяйственно-правовая статистика должна воспроизводить уровень соблюдения законности и правопорядка в сфере хозяйственной деятельности. Она имеет не столько экономический характер, сколько контролирующий, т.е. даёт возможность обществу и государственным органам контролировать качественные последствия некоторых экономических процессов и своевременно принимать решения по их устранению.
2. Органы, задействованные в данном статистическом исследовании
В соответствии с Планом работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на второе полугодие 1997 года сотрудники Управления совершенствования законодательства и Отдела информатизации ознакомились с организацией работы по учету и систематизации законодательства в арбитражных судах Республики Карелия, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа. В порядке информации сообщается о некоторых результатах этого ознакомления. Работа по учету и систематизации законодательства возложена на соответствующие структурные подразделения судов: отдел информатизации, систематизации и учета законодательства Арбитражного суда Республики Карелия, отдел обобщения судебно-арбитражной практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа и отдел статистики и систематизации законодательства Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые в своей деятельности руководствуются положениями об этих отделах и должностными инструкциями их сотрудников. Специальные подразделения информатизации, сформированные в этих судах, обеспечивают сопровождение и эксплуатацию всей имеющейся электронно-вычислительной техники и программных средств, производится обучение пользователей. 1 Указанные подразделения работают в тесном контакте со специалистами в области учета и систематизации законодательства и организационно входят в состав соответствующих структурных подразделений судов (за исключением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в котором компьютерная группа находится в составе подразделения, отвечающего за эксплуатацию здания суда). Заслуживает внимания осуществляемая руководством названных судов целенаправленная работа по внедрению современных компьютерных технологий в деятельность судов. В частности, в условиях недостаточной обеспеченности судов компьютерами (всего 7 компьютеров в Арбитражном суде Республики Карелия и 28 - в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и отсутствия локальных вычислительных сетей в этих судах созданы информационно-справочные центры, в которых сконцентрировано необходимое число компьютеров. Информационно-справочные центры оснащены электронными базами данных по действующему законодательству и судебно-арбитражной практике, что позволяет работникам, осуществляющим учет и систематизацию законодательства в этих судах, быстро находить необходимые нормативные документы, а также выдавать распечатки их текстов. В Арбитражном суде Республики Карелия с целью ускорения прохождения запросов и ответов по вопросам законодательства введена в строй собственная внутренняя 12-канальная телефонная станция. Электронные правовые информационно-справочные базы своевременно обновляются силами региональных представительств фирм-производителей, а в Арбитражном суде Республики Карелия - и с использованием модемной связи. В условиях отсутствия стабильного целевого финансирования информатизации арбитражных судов представляется заслуживающим внимания опыт формирования необходимого парка компьютерной техники посредством заключения договоров аренды, а также приобретения компьютеров в безвозмездное временное пользование от местных администраций и фондов поддержки юстиции. Это позволило, например, в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа обеспечить всех судей персональными компьютерами, оснащенными правовыми электронными базами и средствами подготовки документов. 1 Представляет интерес и установление связей между судами и местными университетами, в частности, с их юридическими факультетами. Такое взаимодействие позволяет судам быть в курсе новейших разработок в области применения современных информационных технологий в судопроизводстве, а также разрабатывать совместно с творческими коллективами университетов проекты собственных информационных систем, формировать кадры специалистов. Тесное взаимодействие этих арбитражных судов с местными администрациями позволяет в той или иной мере решать практические вопросы обеспечения деятельности судов и, в частности, вопросы их информатизации (оснащение компьютерами, своевременное пополнение собственных информационных фондов и т.д.). С 1998 года, например, предполагается включение арбитражных судов в уже действующую программу компьютеризации судебных органов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Работники, осуществляющие учет и систематизацию законодательства в названных судах, оперативно подготавливают информацию для судей и специалистов своих судов о принятых законах и иных нормативных правовых актах, а также о публикациях в периодических печатных изданиях материалов по вопросам деятельности арбитражных судов. В каждом арбитражном суде имеются официальные периодические издания с нормативными правовыми актами, фонд справочной и юридической литературы, которые регулярно пополняются и обновляются, осуществляется подписка на периодические издания. Обеспечивается сохранность этих фондов. Заслуживает, на наш взгляд, внимания работа, проводимая в Арбитражном суде Республики Карелия по дополнению стандартного банка данных по судебно-арбитражной практике постановлениями кассационной инстанции по делам, рассмотренным этим судом. В Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа судебно-арбитражная практика учитывается по классификатору, разработанному сотрудниками этого суда, который в процессе использования совершенствуется. 1 На основе использования разработанных в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации программных комплексов по разделам «Судопроизводство» и «Делопроизводство» в указанных судах налажен компьютерный учет всех поступающих документов и контроль за сроками их исполнения, а также оперативная подготовка справок по запросам судей. Компьютеры эффективно используются для автоматизации операций по бухгалтерскому, материальному и кадровому учету. такой опыт организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа, в Арбитражном суде Республики Карелия и Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дает основания отметить следующие положительные моменты в организации этой работы: - создание в суде информационно-справочного центра, оснащенного необходимым числом компьютеров, с установлением баз данных по законодательству и судебно-арбитражной практике, а также программных комплексов «Судопроизводство» и «Делопроизводство»; - структурное объединение специалистов в области электронной техники со специалистами, осуществляющими учет и систематизацию законодательства; - установление и развитие связей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учебными заведениями в части разработки и внедрения в практику программ информационного обеспечения, представляющих взаимный интерес, и др. 1 Кроме того, представляется возможным шире использовать и такие возможности в организации работы по информационному обеспечению арбитражных судов, как включение их в региональные программы компьютеризации органов государственной власти, в том числе органов судебной власти, подключение арбитражных судов к единой общефедеральной информационно-телекоммуникационной системе, к региональным центрам правовой информации и др. В то же время не следует отказываться и от ведения контрольных экземпляров кодексов, других законов и иных нормативно-правовых актов на бумажных носителях, используемых в правоприменительной практике арбитражных судов. При этом сотрудники Управления совершенствования законодательства и отдела информатизации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при необходимости готовы оказать помощь в организации работы по ведению учета и систематизации законодательства, в том числе с использованием электронных средств информатизации. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации О.В.Бойков 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859
Управление обобщения судебной практики и анализа судебной статистики
Управление обобщения судебной практики и анализа судебной статистики возглавляется судьей-ассистентом и осуществляет следующие полномочия:
а) обеспечивает обобщение судебной практики согласно утвержденным планам и представляет результаты обобщения соответствующим коллегиям;
в) подготавливает справки по результатам обобщения судебной практики для судебных инстанций;
c) подготавливает проекты постановлений Пленума разъяснительного характера;
d) подготавливает методические разъяснения по вопросам судебной практики;
e) осуществляет анализ судебной статистики;
f) выполняет другие обязанности, отнесенные к компетенции управления
2) Для осуществления своих полномочий Управление обобщения судебной практики и анализа судебной статистики вправе истребовать:
- из судебных инстанций гражданские, уголовные, административные дела, сведения по результатам обобщения судебной практики, осуществленной соответствующими инстанциями, а также статистические данные о деятельности инстанций;
- из Министерства юстиции данные судебной статистики о деятельности судебных инстанций по осуществлению правосудия.
План работы Управления обобщения судебной практики и анализа судебной статистики утверждается председателем Палаты. 1
Управление учета законодательства и информатики возглавляется судьей-ассистентом и имеет в своей структуре следующие подразделения: 1
а) отдел учета законодательства и судебной практики и информатики;
в) отдел редактирования и переводов;
Управление учета законодательства осуществляет следующие полномочия:
а) обеспечивает учет законодательства и юридической литературы;
в) осуществляет подбор и систематизацию судебной практики;
с) подготавливает справки для судебных инстанций по вопросам судебной практики и нового законодательства;
d) формирует банк данных по законодательству и судебной практике для всей судебной системы;
е) рассматривает и подготавливает замечания и предложения по проектам законов, представленным для заключения;
f) оказывает методическую помощь судебным инстанциям в вопросах законодательства и судебной практики;
g) обеспечивает подписку на юридические публикации, издаваемые в стране и за рубежом;
h) обеспечивает приобретение литературы по специальности для библиотеки Палаты;
i) обеспечивает выполнение обязательств Высшей судебной палаты по обмену информацией по отношению к подобным учреждениям других стран;
j) обеспечивает издание «Бюллетеня Высшей судебной палаты»
к) обеспечивает работу библиотеки палаты;
I) обеспечивает перевод и подготовку переписки Высшей судебной палаты с зарубежными странами;
m) обеспечивает организацию и успешное развитие связей с общественностью, прессой, телевидением, радио и другими учреждениями;
п) выполняет другие обязанности, отнесенные к ее компетенции.
Канцелярия Высшей судебной палаты
Канцелярия Палаты возглавляется начальником канцелярии и состоит из консультантов-специалистов, переводчиков, экспертов, архивариуса, машинисток и других работников, предусмотренных штатным расписанием Палаты.
Канцелярия подчиняется главному судье-ассистенту.
Персонал канцелярии распределяется по подразделениям председателем Палаты.
Персонал канцелярии осуществляет следующие полномочия:
а) получает, регистрирует и распределяет Пленуму, коллегиям и другим подразделениям Палаты дела, письма и другую корреспонденцию;
в) отправляет рассмотренные дела и корреспонденцию Палаты;
c) ведет учет документов по кадровым вопросам;
d) обеспечивает деятельность архива Палаты;
e) обеспечивает деятельность по гражданской обороне и секретной корреспонденции в условиях закона;
f) выполняет другие обязанности, отнесенные к ее компетенции.
В рамках этой деятельности ведутся и хранятся: 1
1) Отдельные общие журналы регистрации дел, писем и корреспонденции;
2) Ведомость почтовых отправлений и разносная книга дел, писем и корреспонденции;
3) Журнал приказов и распоряжений председателя;
4) Журнал по кадровым вопросам;
5) Журнал получения и учета дел в архиве;
6) Другие журналы, предусмотренные номенклатурой Палаты.
Персонал канцелярии, обслуживающий Пленум и коллегии, осуществляет следующие полномочия;
а) получает и регистрирует входящие дела, ведет их учет, а также их оборот;
в) осуществляет извещение сторон процесса и соответствующих лиц и следит за отправкой корреспонденции;
c) предоставляет сторонам дела для ознакомления;
d) подготавливает дела к судебному заседанию и обеспечивает их оборот в коллегии, а также их направление в инстанции;
e) подготавливает статистическую информацию о судебной деятельности;
f) выполняет необходимые действия по исполнению решений;
g) делает и выдает по требованию сторон копии постановлений и справки;
h) ведет переписку по делам отделов;
i) предоставляет лицам, пришедшим по конкретным делам, данные по делам, в которых они непосредственно заинтересованы;
j) выполняет и другие обязанности, отнесенные к компетенции Пленума и коллегий.
В рамках этой деятельности ведутся и хранятся:
1) журнал регистрации поступления всех дел, полученных Пленумом или коллегией с рубриками, предусмотренными для этих целей, под тем же номером регистрируются все последующие заявления или переписка по соответствующему делу;
2) Алфавитный журнал, в котором регистрируются стороны по делу;
3) Журнал сведений, в котором отмечается по каждому делу, зарегистрированному по порядковому номеру, первичный срок рассмотрения и последующие сроки, исходящий номер и лицо, которому было передано, число возвращения дела в канцелярию, номер и число принятого постановления, краткое содержание решения;
4) Журнал сроков канцелярии, в котором отмечаются все дела по назначенным срокам рассмотрения;
5) Книга судебного заседания, в которой отмечаются все дела соответствующего заседания в порядке записи в списках дел, новый срок рассмотрения, в случае если рассмотрение отложено вынесенное решение и фамилия его отредактировавшего;
6) Журнал учета редактирования постановлений, в котором вносятся по порядковым номерам все принятые постановления, и отмечается передача дела для редактирования, печатания, подписи постановления, а также дата передачи дела для направления в соответствующие инстанции;
7) Учетная книга передачи-принятия под расписку дел в порядке их оборота. 1
Все журналы и книги нумеруются и парафируются, а в конце каждого года составляются итоговые протоколы их закрытия, подписанные председателем Палаты и главным судьей-ассистентом,
При необходимости, по номенклатуре, утвержденной председателем Палаты, ведутся другие журналы.
1) Персонал канцелярии регистрирует дела, заявления, письма и другую корреспонденцию в день их поступления и приобщает к заявлениям конверты, в которых они поступили.
2) Корреспонденция, адресованная лично или конфиденциально председателю Палаты, заместителям председателя, судьям и судьям-ассистентам передается им в нераскрытых конвертах.
Дела, переданные персоналу Пленума и коллегий, представляются без задержки председателю Палаты или при необходимости председателю коллегии для назначения срока рассмотрения и принятия иных мер согласно закону и настоящему Положению.
Отданные распоряжения приводятся в исполнение без задержки заполнением и отправлением повесток, редактированием и отправлением корреспонденции и выполнением других работ, указанных в резолюции либо установленных ранее.
3. Основные формы отчетности
Отчет о работе арбитражного суда:
1. Движение рассмотренных дел в первой инстанции
2. Дела по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений
3. Рассмотрение дел в апелляционной инстанции
А. Движение дел
Б. Результаты рассмотрения дел
4. Исполнение судебных актов
А. Рассмотрение заявлений, связанных с обеспечением исполнения судебных актов
Б. Рассмотрение заявлений, связанных с совершением исполнительных действий
5. Государственная пошлина
Дела о банкротстве
1. Движение рассмотренных дел
2. Процедуры банкротства
А. Наблюдение
Б. Результаты рассмотрения дел
В. Конкурсное производство
Дела о несостоятельности (банкротстве). 1
Дела о несостоятельности (банкротстве)
Отчетный период характеризуется резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами. В 2003 году в арбитражные суды поступило 14 277 таких заявлений. Это в 7,5 раз меньше, чем за прошлый отчетный период.
Данная ситуация объясняется введением в действие в декабре 2002 года нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», когда практически перестали поступать заявления органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о признании банкротами отсутствующих должников. Если в 2002 году поступило 81 251 заявление о признании банкротами отсутствующих должников, то в прошлом году - 2 129.
Из 9 695 заявлений, принятых к производству в 2003 году, процедура наблюдения была введена в 5 351 случае.
Новая процедура «финансовое оздоровление» в отчетном периоде вводилась только в отношении 10 должников. Процедура внешнего управления проводилась в отношении 2 081 должника. В результате проведения этой процедуры только в 28 случаях (1,3% от количества дел, по которым проводилась процедура внешнего управления) производство было прекращено в связи с удовлетворением требований кредиторов.
Принято 17 081 решение о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Из них в 1 134 случаях (6,6%) признаны банкротами государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Значительно увеличилось, (на 23,0%) количество дел, по которым в отчетном периоде завершено конкурсное производство: 2002 год - 39 573, 2003 год - 48 789. 1
В отчетном периоде завершено производство по 56 440 делам, в том числе по 170 делам - в связи с заключением мирового соглашения и по 688 делам в связи с отказом в признании должника банкротом. Следует отметить, что большая часть мировых соглашений (37,0%) заключается на стадии конкурсного производства.
В рамках дел о банкротстве арбитражными судами рассмотрено 53 610 разногласий, заявлений, жалоб. Это в 2,4 раза больше, чем в 2002 году (2002 год - 22 696). Из общего количества рассмотренных заявлений 33 020 (61,6%) составили заявления об установлении размера требований кредиторов.
По состоянию на 01.01.2004 в производстве арбитражных судов находилось 56 092 дела о банкротстве (по состоянию на 01.01.2003 - 102 820).
Дела, рассмотренные в порядке искового судопроизводства.
Количество рассмотренных дел, возникающих из гражданских правоотношений, увеличилось на 10,9%: 2002 год - 317 098, 2003 год - 351 640.
В прошлом году, после некоторого сокращения в 2002 году вновь наблюдается рост дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам. Увеличилось количество рассмотренных дел по договору купли-продажи - на 28,3%, аренды - на 13,2%, займа - на 15,9%, страхования - на 23,0%. 1
В то же время продолжилось уменьшение числа дел по спорам, вытекающим из договоров поставки - на 6,4%, перевозки - на 7,4%, кредита - на 10,6%, банковского счета - на 32,0%.
Наблюдается рост количества дел по спорам о заключении, изменении, расторжении договоров - на 6,8%, о признании договоров недействительными - на 30,9%, по спорам о признании права собственности - на 33,8%, о государственной регистрации - на 31,4%, связанных с защитой интеллектуальной собственности - на 23,9%. Больше рассмотрено дел о защите деловой репутации: 2002 год - 323, 2003 год - 803.
Дела, рассмотренные в порядке административного судопроизводства.
После некоторой стабилизации вновь опережающими темпами растет число дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений. Их количество в отчетном периоде выросло на 36,5% и составляет сейчас более половины всех дел (51,2%), рассмотренных арбитражными судами: 2002 год - 325 798, 2003 год - 444 804.
Увеличение числа дел в сфере административных и иных публичных правоотношений вызвано, прежде всего, продолжающимся ростом дел, связанных с применением налогового законодательства. Таких дел в прошлом году рассмотрено 253 тысячи против 207 тысяч в 2002 году.
Подавляющая часть дел, возникающих из налоговых правоотношений, связана со взысканием в бюджет обязательных платежей и санкций: 210 197 или 83,1%. Требования почти по 70% указанных дел арбитражными судами удовлетворяются.
Заметно увеличилось количество исков налогоплательщиков о признании решений налоговых органов недействительными: с 24 648 в 2002 году до 33 756 в 2003 году (на 37%). Заявления налогоплательщиков в 74% случаев были удовлетворены (2002 год - 70%).
В отчетном периоде более чем в пять раз выросло количество дел по заявлениям Пенсионного фонда Российской Федерации: 2002 год - 21 148, 2003 год - 109 128. По сообщениям арбитражных судов это дела о взыскании страховых взносов в бюджет и штрафов за несвоевременную постановку на учет в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 2003 году арбитражными судами рассмотрено 31 037 дел, связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А именно: 15 456 дел - о привлечении к административной ответственности и 15 581 дело - об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. 1
Наиболее часто обращались в арбитражные суды государственные органы о привлечении к административной ответственности за нарушение требований по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной продукции - 6 768 заявлений, за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации - 4 672 заявления, за нарушения требований государственных стандартов - 2 280 заявлений. Указанные заявления составляют около 90% всех рассмотренных заявлений о привлечении к административной ответственности.
Среди дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности почти половину - 43% (6 619) составляют дела об оспаривании решений налоговых органов, 15% (2 333) - об оспаривании решений таможенных органов.
Согласно статистическим данным в 2003 году арбитражными судами рассмотрено 971 дело об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления. В 2002 году было рассмотрено 620 таких дел.
В отчетном периоде увеличилось и количество дел о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц: с 15 159 до 24 106 или на 59%.
В числе этих дел учтены и дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Таких дел судами рассмотрено 10 854 дел. По результатам рассмотрения в 31,1% случаев постановления и действия судебных приставов-исполнителей признаны незаконными (2002 года - 28,7%).
Процессуальные сроки.
Согласно статистическим данным в отчетном периоде с нарушением установленных АПК РФ сроков в первой инстанции разрешено 3,7% дел, в апелляционной инстанции - 12,5%, в кассационной инстанции - 1,1% (2002 год - 4,3%, 12,9% и 0,9% соответственно). Улучшились и показатели, характеризующие сроки направления судебных актов лицам, участвующим в делах. Так, арбитражными судами субъектов Российской Федерации сроки рассылки судебных актов в отчетном периоде нарушались по 1,9% дел, рассмотренных в первой инстанции (2002 год - 2,7%) и по 2,5% дел, рассмотренных в апелляционной инстанции (2002 год - 4,7%). 1
Федеральными арбитражными судами округов с нарушением срока направлено менее 1% постановлений: 0,3% (2002 год - 0,5%).
Следует отметить, что 57,0% от общего количества дел, рассмотренных с нарушением срока в первой инстанции, составляют дела, разрешенные по правилам административного судопроизводства (2002 год - 48%). По сообщениям председателей арбитражных судов в это количество попадают, в основном, дела, по которым в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены сокращенные сроки рассмотрения.
В 2003 году арбитражными судами рассмотрено 24 048 заявлений, касающихся исполнения судебных актов. Это на 17,7% меньше, чем за прошлый отчетный период.
Указанные заявления подаются, в основном, лицами, участвующими в деле. Судебные приставы-исполнители обращаются в арбитражные суды крайне редко. За отчетный период от судебных приставов-исполнителей поступило всего 1 201 заявление, что составляет 5% от общего количества поступивших.
Большая часть рассмотренных заявлений, связанных с совершением исполнительных действий (9 662 или 40,2%), касается вопросов приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, 39,0% заявлений - об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения судебных актов.
За отчетный период арбитражными судами выдано 760 322 исполнительных листа. По данным арбитражных судов исполненными возвращено 188 990 исполнительных листов.
В отчетном периоде арбитражными судами рассмотрено 45 069 заявлений о применении обеспечительных мер. Это на 43,9% больше, чем в 2002 году (31 328). По результатам рассмотрения половина таких заявлений была удовлетворена: 22 734 (50,4%). 1
В соответствии с нормами нового АПК РФ судами рассмотрено:
783 заявления о принятии предварительных обеспечительных мер, из которых 350 (44,7%) удовлетворены;
411 заявлений о замене одной обеспечительной меры другой. Удовлетворено 261 заявление (63,5%).
Следует отметить, что почти по каждому восьмому удовлетворенному заявлению поступало ходатайство об отмене обеспечительных мер. Арбитражными судами рассмотрено 2 708 таких ходатайств и в 2 218 случаях (81,9%) принятые обеспечительные меры были отменены.
Согласно статистическим данным меры, связанные с запрещением ответчику и другим лицам совершать определенные действия, составляют 43,0% от общего количества принятых обеспечительных мер; 31,2% - связаны с наложением ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику. В 12% случаев заявления о применении обеспечительных мер удовлетворены с приостановлением взыскания по исполнительному документу.
В 2003 году в апелляционную и кассационную инстанции было обжаловано 2 131 определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений о применении обеспечительных мер (4,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами заявлений). Почти каждое четвертое обжалованное определение было отменено (23,0%). Количество рассмотренных дел в первой инстанции увеличилось в отчетном периоде на 24,7% и составило 869 355 против 697 085 в 2002 году. В 15 судах число рассмотренных дел увеличилось весьма существенно: на 50 - 70% и более. Это арбитражные суды Волгоградской, Кировской, Костромской, Орловской, Пермской, Рязанской, Ульяновской областей и другие. 1 В соответствии с нормами нового АПК РФ в порядке упрощенного производства арбитражными судами рассмотрено 67 272 или 7,7% от общего количества рассмотренных дел. Наиболее активно применяется эта практика в арбитражных судах Архангельской, Владимирской и Калининградской областей, где рассмотрено около 30% дел в порядке упрощенного производства. От 15 до 25% дел по такой процедуре рассмотрено в арбитражных судах Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Вологодской, Калужской, Омской, Свердловской, Смоленской и Томской областей, города Москвы, Коми-Пермяцкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Арбитражные заседатели принимали участие в рассмотрении 816 дел. Следует отметить, что рассмотрение 23 810 дел в 2003 году закончилось утверждением судом мирового соглашения сторон. Более 97% мировых соглашений заключалось по делам, рассмотренным в порядке искового производства. А это значит, что почти 7% споров, возникающих из гражданских правоотношений, завершилось примирением сторон (2002 год - 5,4%). В 2003 году рассмотрено 3 607 дел по заявлениям и искам прокуроров, что на 45% меньше, чем за прошлый отчетный период. Это, прежде всего, связано с изменениями норм АПК РФ. С участием иностранных лиц арбитражными судами рассмотрено 1 196 дел (2002 год - 1 116). Кроме того, исполнено 48 судебных поручений иностранных судов. Выполняя задачи судопроизводства арбитражными судами в 2003 году было вынесено 361 определение о наложении на лиц, участвовавших в делах, судебных штрафов. Из них за неисполнение обязанности представить истребуемые судом доказательства (часть 9 статьи 66 АПК РФ) 165 определений на сумму 1 144 тыс. рублей, за проявление неуважения к суду (часть 2 статьи 119 АПК РФ) - 175 определений на сумму 2 228 тыс. рублей, за неявку лиц, участвующих в делах, в судебное заседание (часть 4 статьи 156 АПК РФ) - 78 определений на сумму 684 тыс. рублей. Анализ характера рассмотренных дел свидетельствует о некоторых изменениях в их качественном составе.
Статистические сведения представляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в установленные им сроки. Статистические сведения основываются на первичном учете, который заключается в ведении учетно-статистической карточки на каждое дело, заявление и жалобу. Ответственность за достоверное и своевременное представление статистической отчетности несет председатель арбитражного суда. К функциям арбитражных судов относится подготовка статистических: отчетов по установленной форме. Статистические сведения представляются в определенные сроки в Высший Арбитражный Суд РФ. Основой этих сведений является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистической карточки на каждое арбитражное дело, заявление и жалобу.
Заключение
Отдел обобщения судебной практики, учета и статистики. Основные направления деятельности - анализ и обобщение судебной практики; подготовка предложений, направленных на совершенствование законодательства и рекомендаций по обеспечению единообразия судебной практики; ведение и анализ судебной статистики; составление статистических отчетов о работе ФАС МО; учет и систематизация законов и иных нормативно-правовых актов.
Отдел рассматривает законопроекты Государственной Думы Российской Федерации и Московской городской думы, проекты постановлений правительства города Москвы и готовит по ним предложения, направленные на совершенствование законодательства.
Управление делопроизводства
а) общий отдел;
б) отдел автоматизированной подготовки документов
Управление делопроизводства является структурным подразделением, в состав которого входят общий отдел и отдел автоматизированной подготовки документов. Основными задачами управления делопроизводства являются организация документационного обеспечения деятельности суда, установление и обеспечение функционирования системы делопроизводства. Решение поставленных задач осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы «Арбитраж-Округ» и системы автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело». Внедрение в работу суда современных технологий при организации работы с документами позволяет оперативно решать вопросы, связанные с регистрацией, прохождением документов и осуществлением контроля за их исполнением.
Список использованной литературы
1. Аналитический обзор: важнейшая правовая информация. Выпуск 9 июня 2003 года.
2. Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в арбитражных судах. Письмо Высший арбитражный суд РФ 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859 (ВВАС 98-2).
3. Отчет о работе Арбитражного суда г. Москвы за 2002 г.
4. Положение о Государственном комитете РФ по статистике: Постановление СМ РФ от 9 июля 1994 г.
5. Постановление Высшего арбитражного суда Российской Федерации. № 17 2003 г.
6. Постановлением Пленума Высшей судебной палаты N 7 от 23 сентября 2000 г. Положение об организации и деятельности Высшей судебной палаты.
7. Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.
1 Постановление Высшего арбитражного суда Российской Федерации. № 17 2003 г.
1 Постановление Высшего арбитражного суда Российской Федерации. № 17 2003 г.
1 Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в арбитражных судах. Письмо Высший арбитражный суд РФ 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859 (ВВАС 98-2).
1 Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в арбитражных судах. Письмо Высший арбитражный суд РФ 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859 (ВВАС 98-2).
1 Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в арбитражных судах. Письмо Высший арбитражный суд РФ 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859 (ВВАС 98-2).
1 Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информатизации в арбитражных судах. Письмо Высший арбитражный суд РФ 18 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-859 (ВВАС 98-2).
1 Постановлением Пленума- Высшей судебной палаты N 7 от 23 сентября 2000 г. Положение об организации и деятельности Высшей судебной палаты.
1 Постановлением Пленума- Высшей судебной палаты N 7 от 23 сентября 2000 г. Положение об организации и деятельности Высшей судебной палаты.
1 Постановлением Пленума- Высшей судебной палаты N 7 от 23 сентября 2000 г. Положение об организации и деятельности Высшей судебной палаты.
1 Постановлением Пленума- Высшей судебной палаты N 7 от 23 сентября 2000 г. Положение об организации и деятельности Высшей судебной палаты.
1 Отчет о работе Арбитражного суда г. Москвы за 2002 г.
1 Отчет о работе Арбитражного суда г. Москвы за 2002 г.
1 Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.
1 Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.
1 Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.
1 Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.
1 Яковлев В. Ф. Судебная статистка арбитражных судов по состоянию на 11 февраля 2004 г.