МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиалв г. Барнауле
Кафедра философии, истории и права
Доцент Смехнова Г.П.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО СОЦИОЛОГИИ
Раздел I. Социология как наука
1. Определите, какой из указанных элементов социологического знания относится к общетеоретической социологии.
А) Социальные аспекты подсистем общества.
Б) Существующие противоречия и тенденции в развитии определенных социальных явлений и процессов.
В) Сущностные моменты развития общества, общественных отношений между социальными субъектами.
Г) Различные области общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов.
2. Какие из указанных теорий Р. Мертон характеризует как «теории среднего уровня»? А) Социальная философия. Б) Теории социальных общностей. В) Конкретные социологические исследования. Г) Теории общественных отношений. 3. Назовите двух ученых, считающихся предшественниками социологии в античном мире? |
||||||||||
|
4. Что является предметом социологии?
А) Общество и его структуры.
Б) Социальная обусловленность явлений.
В) Совместная жизнь людей?
5. Что является объектом социологии?
А) Социальные механизмы, закономерности общественной жизни?
Б) Современное общество, рассматриваемое как единый социальный организм.
В) Общественные отношения?
6. В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
А) В первой половине XIX века?
Б) В первой половине XX века?
В) Во второй половине XIX века?
7. Выберите правильный ответ
А) Социология – это совокупность эмпирических исследований социальных процессов.
Б) Социология – это многоуровневая, многоотраслевая наука.
В) Социология – это совокупность теорий макро- и микроуровня.
8. Христианское политическое учение в Средние века развивал-------------
А) Ф. Аквинский
Б) Аристотель
В) Н. Макиавелли
Г) Д. Локк
9. Основным фактором промышленной революции XVII - ХVШ является ...... |
А) Природа Б) Идеология В) Культура Г) Технология |
Раздел II. Общесоциологические теории
Тема 1. Классическая западная социология ХIХ – начала ХХ в.
1. Кто первым из социологов ввел в научный оборот понятие социология?
А) Э.Дюркгейм.
Б) М.Вебер
В) О.Конт.
Г) Г.Спенсер.
2. Кому из ученых принадлежит идея определять социологию как науку о социальных фактах, под которыми понимаются, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей?
А) Г.Зиммель.
Б). Э.Дюркгейм.
В) О.Конт.
Г) К.Маркс.
4. Кто из социологов открыл «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества»?
А) Г. Спенсер
Б) О.Конт.
В) М.Вебер
Г) Э.Дюркгейм
5. Мусульманин перед входом в мечеть снимает обувь. Согласно типологии М. Вебера - это пример действия ..... |
А) Традиционного Б) Целерационального В) Ценностно-рационального Г) Аффективного |
6. Согласно Г.Спенсору, для индустриального общества характерны следующие два признака….
А) Тотальная регламентация социальной жизни
Б) Защита частной собственности, политических прав и свобод граждан
В) Ориентация на организацию хозяйственно-экономической жизни
Г) Индивидуальное «я» целиком подчиняется
7. Кто ввел в социологию понятие «идеального типа»?
А) О.Конт.
Б) К.Маркс.
В) Р.Мертон.
Г) М.Вебер.
8. Основы социологии конфликта были заложены:
А) К.Марксом
Б) М.Вебером
В) Э.Дюркгеймом
Г) Г.Зиммелем.
9. Развернутое представление об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни разработал:
А) М.Вебер.
Б) К.Маркс
В) Ф.Теннис.
Г) Р.Мертон.
10. Кто из перечисленных ученых делил социологию две части: на статику и на динамику?
А) М.Вебер.
Б) О.Конт.
В) Г.Спенсер.
Г К.Маркс.
11. Кто из указанных ученых (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, О. Конт) ввел в научный оборот следующие понятия:
А) Аномия.
Б) Социология.
В) Социальный институт.
12. __________ тип социального действия используется Вебером в качестве чистого «идеального типа» для выявления причин и факторов разнообразных отклонений в реальном поведении людей от умозрительно сконструированного поведенческого эталона. |
||
А) Целерациональный Б) Аффективный В) Традиционный Г) Ценностно-рациональный
|
||
14. Исходя из теории Вебера, социальным действием не следует считать _____ А) Борьба с врагом Б) Обращение к Богу В) Сотрудничество с партнером Г) Любовь к другому человеку |
||
|
Тема 2. Социологическая мысль в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
1. Дайте правильный ответ: Российская социология начала складываться:
А) в первой половине XIX века?
Б) в начале XX века?
В) во второй половине XIX века?
2. Назовите виднейших представителей «субъективного метода» в социологии.
А) А.Е. Де-Роберти, Н.И.Кареев.
Б) Н. Михайловский, П.Лавров.
В) П.Струве, М. Туган-Барановский.
Г) П. Сорокин.
3. Кто из русских ученых представляет психологическое направление в социологии?
А) Н. Михайловский, П.Лавров.
Б) Е. Де-Роберти, Н.И.Кареев.
В) М.Ковалевский.
Г) П.Струве, М. Туган-Барановский.
4. Заслуга в обосновании социологического плюрализма принадлежит:
А) М.Ковалевскому.
Б) П.Сорокину
В) П.Струве, М. Туган-Барановскому.
Г) А.Е. Де-Роберти, Н.И.Карееву.
5. Кто из русских ученых делил социологию на теоретическую и практическую?
А) П.Струве, М. Туган-Барановский. Б) А.Е. Де-Роберти, Н.И.Кареев. В) М.Ковалевский. Г) П.Сорокин. 6. Высказывание: «Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут», - принадлежит ……; |
А) Туган-Барановскому Б) В.И. Ленину В) П. Лаврову Г) М. Бакунину Тема 3. Современная западная социология |
1. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э.Дюркгейма?
А) Конфликтная социология.
Б) Феноменология.
В) Структурно – функциональный анализ.
Г) Символический интеракционизм.
2. Представителем какого направления в социологии был Т.Парсонс?
А) Символического интеракционизма.
Б) Структурно-функционального анализа.
В) Теории действия.
3. Выберите правильный ответ: Идея объяснения механизма социального действия через использование пяти основных гипотез принадлежит:
А) А.Щюцу
Б) Дж. Миду
В) Р.Дарендорфу
Г) Дж. Хомансу.
4. Французский социальный психолог, подвергнутый Э.Дюрегеймом критике за абсолютизацию подражания как главной и конечной причины социального поведения индивидов, - это:
А) Г.Тард
Б) Г.Спенсор
В) М.Вебер Г) В.Зомбарт 5. Дж. Хоманс рассматривал социальное взаимодействие как ….. |
А) Кооперацию Б) Конфликт В) Обмен Г) Конкуренцию |
6. Согласно концепции Д.Белла содержанием «революции менеджеров» является….
А) Процесс формирования правительства страны из менеджеров
Б) Организация перманентных забастовок под руководством менеджеров
В) Государственный переворот, осуществленный менеджерами
Г) Процесс вытеснения из сферы организации производства капиталистов-собственников наемными работниками-управляющими
7. Кто из приведенных ниже современных западных социологов считается автором теории конвергенции («сближения»):
А) А. Тоффлер
Б) А. Турен
В) Д. Гэлбрейт
Г) Р.Арон.
8. В каком современном направлении социологии главным фактором общественной жизни считается уровень развития техники и технологий:
А) Теория социального действия
Б) Структурно-функциональный анализ
В) Технологический детерминизм
Г) Символический интеракционизм.
Раздел III. Специальные социологические теории
Тема 1. Теория социальной структуры общества
1. Какие из следующих определений социальной стратификации верны?
А) Наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Б) Социальная дифференциация, связанная с социальными различиями и социальным неравенством и стимулированием различных форм деятельности
В) Совокупность в обществе социальных слоев, расположенных в иерархическом порядке.
Г) Расслоение людей на классы и иерархические ранги.
Д) Расстояние между двумя статусами или позициями индивидов или социальных групп относительно друг друга.
2. Являются ли верными следующие определения социального статуса?
А) Социальный статус – это совокупность социальных ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается личность.
Б) Социальный статус – это социальная позиция индивида в группе или обществе.
В) Социальный статус – это принадлежность индивида к определенной касте, сословию, классу.
3. По вашему мнению, маргиналы – это:
А) Личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций.
Б) Индивид или группа, занимающие промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично ассимилированные в каждую, но полностью – ни в одну из них.
В) Индивиды или личности, находящиеся в социальных контактах и отношениях, которые носят безличностный характер.
4. Какие из следующих определений социальной мобильности верны?
А) Переход индивида (группы) из одних социальных слоев в другие, продвижение к позициям с более (менее) высоким престижем, доходом и властью.
Б) Любой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой.
В) Перемещение индивида или группы в социальной структуре, не сопровождающееся сменой социального статуса.
5. Американский социолог Р.Мертон к бедным слоям населения современных США относит бездомных, безработных и большую часть _________ |
А) Студентов Б) Учителей В) Пенсионеров Г) Рабочих |
6. Установите соответствие между видами социального статуса и содержанием определений:
ВИД статуса |
Содержание определений |
|||
|
Положение, которое человек приобретает в обществе благодаря собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и которое является вознаграждением данного индивида за его успехи, заслуги и т.д. |
Соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением и др. |
Положение в обществе, которое индивид занимает по своему рождению или социальному происхождению независимо от своего сознания, желания, воли, усилий и над которым он не обладает контролем. |
Положение, которое индивид занимает в первичной или малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личным качествам. |
|
А |
Б |
В |
Г |
1. 1. Статус социальный |
|
|
|
|
2.Личный статус |
|
|
|
|
3.Достигаемый статус |
|
|
|
|
4.Аскриптивный статус |
|
|
|
|
7. 7. В контексте теории социального неравенства, члены одного слоя имеют ..... |
А) Разные жизненные шансы Б) Схожие жизненные шансы В) Одинаковый доход Г) Одинаковый возраст |
8. В _______ обществе школьное образование приобретает массовый характер и становится одним из ведущих факторов социальной стратификации. |
А) Индустриальном Б) Феодальном В) Традиционном Г) Рабовладельческом |
9. 9. В российской системе стратификации незначительное влияние оказывает критерий ..... |
А) Образовательный Б) Профессиональный В) Обладание властью Г) Экономический |
10. Верны ли следующие суждения: А) Расовая принадлежность - это пример аскриптивного статуса; Б) Расовая принадлежность - это пример дескриптивного статуса
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
11. Понятия «первичная» и «вторичная» группы ввел в оборот социологии ….
А) Д.Белл Б) Г.Блумер В) Ч.Х.Кули Г) Н.Смелзер
12. Повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества получили название социальный(-ая) .....
А) Группа Б) Структура В) Организация Г) Стратификация
13. Положение индивида в группе определяется по его .....
А) Личностным качествам Б) Социальной роли В) Пространственному расположению Г) Умственным возможностям
14. Потеря работы и приобретение статуса безработного является примером .....
А) Групповой социальной мобильности Б) Нисходящей социальной мобильности В) Горизонтальной социальной мобильности Г) Восходящей социальной мобильности
15.Преимущественно рациональной формой протеста выступает ....
А) Паника Б) Восстание В) Бунт Г) Истерия
16. Преобладание «натурального хозяйства» является характерной чертой ________ общества. |
||
А) Индустриального Б) Постиндустриального В) Традиционного Г) Информационного |
||
|
||
|
||
|
||
|
||
21. Рост среднего класса является характерной чертой ________ общества. |
||
А) Индустриального Б) Постиндустриального В) Традиционного Г) Аграрного |
||
22. Группа, поведение в которой регулируется нормативными документами, называется …. |
||
А) Референтной Б) Неформальной В) Большой Г) Формальной |
||
23. Два критерия стратификации современного российского общества, которые являются базовыми — это …… |
||
А) Социальное происхождение Б) Пол В) Власть Г) Собственность |
||
24. Два признака, которые характеризуют кастовую принадлежность. |
||
А) Пожизненно Б) Из-за внешнего принуждения В) От рождения Г) В силу особых черт характера |
||
25. Два признака, характеризующие «олигархов» как социальную группу - это ….. |
||
А) Наличие крупной собственности и финансового капитала Б) Политическое влияние в высших эшелонах власти В) Проживание в мегаполисе Г) Высокий уровень образования |
||
26. Два признака, характеризующих публику как особый тип массовой общности. |
||
А) Индивиды духовно связаны друг с другом Б) Паралич рационального мышления В) Индивиды физически рассредоточены Г) Утрата чувства меры |
||
27. Два признака, характерные для современного общества ..... |
||
А) Секуляризация религии Б) Наследственная власть, правление старейшин В) Сложная система управления Г) Неформальное регулирование взаимодействий |
||
28. Два признака, характерные для традиционного общества ..... |
||
А) «Семейный» тип организации общности Б) Наследственная власть, правление старейшин В) Развитие разделения труда на профессионально-квалификационной основе Г) Ролевой характер взаимодействия |
||
29. Две тенденции, которые согласно социологической концепции П.Сорокина преобладают в системе стратификации современного западного общества – это ….. |
||
А) Отсутствие ярко выраженной тенденции к ослаблению неравенства Б) Отсутствие мигрантов В) Увеличение численности крестьянства Г) Отсутствие ярко выраженной тенденции к усилению неравенства |
||
30. «Диада» - это ..... |
||
А) Процесс поляризации Б) Малая группа, деленная на пары В) Вторичная группа Г) Малая группа, состоящая из двух человек |
||
31. Педагог, постоянно поучающий своих родных и близких, представляет пример …. |
||
А) Ролевой распущенности Б) Ролевой стабильности В) Ролевой заторможенности Г) ролевой некомпетентности |
||
32. Переход инженера на должность главного инженера является примером ..... |
||
А) Нисходящей социальной мобильности Б) Горизонтальной социальной мобильности В) Групповой социальной мобильности Г) Восходящей социальной мобильности |
||
33. Подлинный гуманизм в отношении государства к человеку как критерий общественного прогресса проявляется в …. |
||
А) Заверениях резко поднять в долгосрочной перспективе уровень жизни граждан Б) Сооружении дворцов спорта и правительственных комплексов В) Создании достойных условий жизнедеятельности (работа, зарплата, квартира и т.п.) Г) Открытии картинных галерей и реставрации музеев |
||
34. К тоталитарным общественным движениям можно отнести ….. |
||
А) Либерализм Б) Национал-социализм В) Консерватизм Г) Фашизм |
||
35. Как идеал гражданское общество не включает в себя ..... |
||
А) Свободный рынок Б) Независимость СМИ В) Преобладание государственной собственности на средства производства Г) Политический плюрализм |
||
36. К признакам малой группы не относится …. |
||
А) Уникальность Б) Наличие формализованного контроля В) Эмоциональный характер связей Г) Оограниченная численность |
37. К признакам малой группы не относится …. |
А) Уникальность Б) Наличие формализованного контроля В) Эмоциональный характер связей Г) Ограниченная численность 38. Форма социальной общности, когда люди ее составляющие проживают вне страны происхождения, но сохраняют чувство идентификации со своей Родиной, называется…. А) Диаспора Б) Дислокация В) Иммиграция Г) Эмиграция 39. Характеристикой вторичной группы не является А) Формализованные отношения социальной организации Б) Специализированные цели В) Опосредованные социальные контакты Г) Личностные эмоциональные отношения |
40. В современной социологии, к категории «синих воротничков» не относятся две следующие профессиональные группы:
А) Высококвалифицированных рабочих
Б) Топ-менеджеров
В) Звезд шоу-бизнеса
Г) Технических специалистов
41. Два признака многомерной стратификации в обществе- это…
А) Гендерное равенство
Б) Разнообразный статусный набор
В) Отсутствие неравенства
Г) Определенный статусный профиль
42. Важнейшим политическим основанием стратификации в теории М. Вебера выступает ..... |
А) Собственность Б) Образование В) Власть Г) Престиж |
|
Тема 2. Этническая социология
1. Общность, «срок жизни» которой отличается наибольшей длительностью, - это ..... |
А) Толпа Б) Этнос В) Участники антивоенного движения Г) Студенческая аудитория |
|
2. Верны ли следующие суждения: А) Татары-это этническая общность; Б) Русские - это этническая общность
А) Оба суждения верны
Б) Верно только Б
В) Верно только А
Г) Оба суждения не верны
3. Признаком этнической общности является….
А) Сословное деление
Б) Единое гражданство
В) Единство религии и морали
4. Общность языка и культуры
1.Выберите определение, соответствующее следующим понятиям: «нация», «народность», «раса»:
А) Исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследс- твенных, морфологических и физиологических признаках
Б) Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономи- ческая и культурная общность людей, следующая за племенем
В) Историческая общность людей, складывающаяся в процессе фор- мирования общности их территории, экономических связей, лите- ратуры, языка, этнических особенностей культуры и характера.
5. Ассимиляция - это:
А) Слияние одного народа с другим при утрате одним из них своего языка, культуры, национального самосознания
Б) Влияние расовых различий на историю и культуру общества
В) Самостоятельное существование этнических групп.
6. Этнократическое государство - это:
А) Этнически однородное государство;
Б) Государство, где люди нетитульной нации не могут получить гражданство;
В) Государство, в котором несколько языков являются государствен- ными.
Тема 3. Социология культуры
1. Засеянное поле ухоженный сад - это примеры ….. |
А) Духовной культуры Б) Идейной культуры В) Нормативной культуры Г) Материальной культуры |
2. Модификацию черт культуры во времени и пространстве описывает ….. |
А) Культурная диффузия Б) Ассимиляция В) Аккультурация Г) Культурная динамика |
3. Культура поморов в рамках русской культуры представляет собой пример …. |
А) Элитарной культуры Б) Массовой культуры В) Контркультуры Г) Субкультуры |
4. Коммуникативную функцию культуры постиндустриального общества иллюстрирует …. |
А) Электронная почта Б) Почтовый вагон В) Почтовый голубь Г) Почтовая тройка |
5. К молодежной субкультуре относится система ценностей ….. |
А) «Готов» Б) «Зеленых» В) Членов КПРФ Г) Куртуазных маньеристов |
6. Контркультура в отличие от субкультуры…..
А) Имеет отличный от доминирующей культуры ценностный набор
Б) Выступает как средство разрушения содержания и форм доминирующей культуры
В) Не вступает в противоречие с доминирующей культурой
Г) Носит преимущественно развлекательный характер
7. Конфессиональная культура является проявлением______культуры.
А) Молодежной
Б) Религиозной
В) Профессиональной
Г) Феминистской
8. Навязывание господствующей культуры в региональном, континентальном, глобальном масштабе называется культурным….
А) Шовинизмом
Б) Конфликтом
В) Национализмом
Г) Империализмом
9. Убеждения, ценностные ориентации, поведенческие нормы «рокеров», «Панков», «металлистов» социологически правильно определять как….
А) Субкультуру
Б) Квазикультуру
В) Мнимую культуру
Г) Псевдокультуру
10. Первоосновой культуры является:
А) Наследственность;
Б) Социализация;
В) Язык.
11. Что такое контркультура:
А) Культурный образец, который выделяет некоторые группы населения общества;
Б) Культурный образец, который выделяет элиту общества;
В) Культурный образец, который противостоит образцам, принятым в обществе.
12. Кто из классиков называл культуру репрессивной:
А) Э. Тайлор;
Б) Дж. Мердок;
В) 3. Фрейд;
Г) П. Сорокин;
Д) К. Ясперс.
13. Использование в русском языке заимствование из греческого, таких как «кровать», «капуста» является примером….
А) Культурной дифференциации
Б) Глобализации культуры
В) Культурной ассимиляции
Г) Культурной диффузии
14. Контркультура в отличие от субкультуры…..
А) Имеет отличный от доминирующей культуры ценностный набор
Б) Выступает как средство разрешения содержание и форм доминирующей культуры
В) Не вступает в противоречие с доминирующей культурой
Г) Носит преимущественно развлекательный характер
Тема 4. Социальные институты и организации
1. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:
А) Социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Б) Реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении.
В) Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
12. Характерной чертой поведения человека в толпе является ..... |
А) Деиндивидуализация Б) Индивидуализация В) Самопознание Г) Самоидентификация |
13. Экономическая подсистема общества включает в себя институт ..... |
А) Государства Б) Производства В) Семьи Г) Науки |
|
14. Предпосылкой возникновения любого социального института является…
А) Возникновение общественной потребности
Б) Наличия общественного договора
В) Возникновение социальных стереотипов
Г) Государственное регулирование
15. Правительственные учреждения, университеты – это…
А) Тоталитарные организации
Б) Принудительные организации
В) Утилитарные организации
Г) Ассоциации
16. Согласно Г.Тарду, два признака характеризуют публику как особый тип массовой общности…
А) Индивиды духовно связанны друг с другом
Б) Отсутствие рационального мышления
В) Неграмотность поведения
Г) Индивиды физически рассредоточены
17. Элементом социального института не является….
А) Роли
Б) Нормы
В) Ценности
Г) Знания
Тема 5. Социология семьи и брака
1. Семья, состоящая из родителей, двоих, зависимых от них, детей (влияние и власть между родителями распределяется равномерно) называется:
А) Патриархальной.
Б) Расширенной.
В) Эгалитарной.
Г) Неполной.
2. Семья, которая включает в свой состав два поколения - родителей и детей – называется ...... |
А) Неполной Б) Малой В) Нуклеарной Г) Расширенной |
|
3. Семьи, в которых супруги сохраняют равенство в принятии важных решений, называются .....
А) Эгалитарные Б) Традиционные В) Полигамные Г) Патриархальные
4. Снижение рождаемости, увеличение детской беспризорности и подростковой преступности являются проявлениями дисфункций социально го института ..... |
А) Образования Б) Экономики В) Семьи Г) Политики |
5. Основополагающую ценность современной семьи как социального института, ее идеологию, составляет ...... |
А) Романтическая любовь Б) Свобода слова, печати и собраний В) Академическая свобода Г) Свободная торговля |
6. Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века, - это .... |
А) Полигиния Б) Полиандрия В) Последовательная моногамия Г) Моногамия |
7. Санкционированный обществом сексуальный союз одного мужчины и нескольких женщин, образуемый с целью создания семьи, рождения и социализации детей, следует определять как_____
А) Полигинию
Б) Полигамию
В) Полиандрию
Г) моногамию
8. Рождаемость ниже там, где:
А) Высокий уровень и качество жизни;
Б) Низкая культура и образованность;
В) Существует соответствующая культурная установка.
9. Признаки депопуляции:
А) Число родившихся превышает число умерших;
Б) Число умерших превышает число родившихся;
В) Уровень рождаемости и смертности одинаков.
10. Какой тип семьи является преобладающим в современном обществе:
А) Домовая община;
Б) Моногамная патриархальная семья;
В) Нуклеарная моногамная семья.
Тема 6. Социология личности
1. Вручение Нобелевской премии Мира может выступать примером …..
А) Формальных негативных Б) Неформальных негативных В) Формальных позитивных Г) Неформальных позитивных
2. Под «Я» Мид понимает __________
А) «Социальное «Я» Б) «Отраженное «Я»» В) Я сам, как Я есть Г) Я, каким видят меня другие
3. Верны ли следующие суждения. Играя в куклы, девочка изображает то заботливую и строгую маму, то капризного ребенка. Согласно концепции Дж Мида, это поведение соответствует: А) Игровой стадии развития личности; Б) Имитационной стадии развития личности.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
4. Верны ли следующие суждения. Каждый игрок футбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды. Согласно концепции Дж Мида, это поведение соответствует: А) Игровой стадии развития личности; Б) Стадии коллективных игр в развитии личности.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
5. Первичным отклонением является …... |
0 нарушение табу 1 такое отклонение от социальных норм, при котором человек не идентифицируется как девиант 0 отклонение, подлежащее уголовному наказанию 0 серьезное отклонение от социальных норм |
6. Педагог, постоянно поучающий своих родных и близких, представляет пример ….; |
А) Ролевой распущенности Б) Ролевой стабильности В) Ролевой заторможенности Г) Ролевой некомпетентности |
7. Невозможность бывшего осужденного устроиться на работу, можно рассматривать, как пример .....; |
А) Реабилитации Б) Десоциализации В) Актуализации Г) Ресоциализации |
8. Верны ли следующие суждения: А) Процесс, в ходе которого индивид обучается в специализированных институтах социализации, а также у окружающих – это «непрямая» трансмиссия; Б) Процесс освоения социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками — это горизонтальная трансмиссия
А) Верно только А Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
9. Верны ли следующие суждения: А) Процесс, в ходе которого индивид обучается в специализированных институтах социализации, а также у окружающих – это «непрямая» трансмиссия; Б) Процесс освоения социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками — это горизонтальная трансмиссия
А) Верно только А Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
10. Верны ли следующие суждения: А) Процесс десоциализации характеризует отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения; Б) Процесс десоциализации характеризует обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам взамен старых.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
11. Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения определяются в социологии понятием социальные .....
А) Роли Б) Функции В) Нормы Г) Экспектации
12. Процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека можно определить как социализацию ...... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) Вторичную Б) Базовую В) Первичную Г) Начальную |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.Разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным представлениям – это ...... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) Аккультурация Б) Аномия В) Ассимиляция Г) Культурная трансмиссия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Согласно концепции аномии Р.Мертона расхождение между утвердившимися в данном обществе ценностям и институциализированными нормами стимулирует…. А) Конформное поведение Б) Свободу личности В) Девиантное поведение Г) Групповую интеграцию 19. В концепции личности Дж. Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как…. А) «Зависимые другие» Б) «Обобщенные другие» В) «Вытесненные другие» Г) «Значимые другие» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Социологическое изучение общественного мнения
Тема 8. Социология конфликта
3. Ролевым конфликтом в социологии называется…. А) Явление большого количества социальных функций у одного человека Б) Противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком В) Отсутствие выполняемых человеком социальных функций 4. Явления социальной маргинальности «социальной патологией» считал конфликты… А) К. Маркс Б) К. Боулдинг В) Л. Козер Г) Т. Парсонс 5. Урегулирование социального конфликта путем принятия резолюции Генеральной Ассамблей ООН о ситуации на Ливано-Израильской границе летом 2006 года и направления контингента миротворческих сил в этот регион является примером А) Арбитража Б) Игнорирования конфликта В) Посредничества Г) Третейского суда 6. Социальный конфликт - это: А) Высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов; Б) Борьба индивидов за признание обществом, группой, коллективом личных достижений и творческих способностей; В) Борьба между индивидами за доступ к материальным и духовный ценностям. 7. Теорию социального конфликта разработали: А) К. Маркс, В. Ленин; Б) М. Цзэдун, Г. Маркузе; В) Г. Гегель, Г. Зиммель. 8. Диалектическая теория так определяет конфликт: А) Продукт функционирования любой общественной системы; Б) Конфликт объясняется социально-психологическими мотивами; В) Конфликт определяется естественной агрессивностью человека и отдельных групп. 9. Нарушение функциональных отношений в организации, затрудняющее выполнение общих задач, называется…. А) Конфликтом Б) Дезорганизацией В) Интеграцией Г) Дифференциацией Тема 9. Мировая система и процессы глобализации. Место России в современном мире
Раздел IV. Прикладная социология. Методология, методика и техника социологических исследований Тема 1. Методология социологических исследований 1. Укажите, сколько разделов содержит программа социологического исследования. А) Три раздела. Б) Четыре. В) Два. Г) Пять. 2. Выберите правильное определение понятия гипотезы. А) Гипотеза – это идея, характеристика, значимая с теоретической и практической точки зрения и подлежащая непосредственному изучении. Б) Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. В) Гипотеза – это социальное противоречие, проблемная ситуация, требующая специального исследования. Г) Гипотеза – это предварительное представление причинно – следственных связей социальных явлений. 3. Дополните следующее определение правильным ответом, выбрав его из приведенных ниже терминов. «Совокупность всех возможных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется … А) Случайной выборкой Б) Выборочной совокупность В) Генеральной совокупностью Г) Стихийной выборкой. |
Тема 2. Методика социологических исследований
1. Исключите из нижеперечисленных видов социологического исследования тот, который не относится к ним.
А) Разведывательное исследование
Б) Методологическое
В) Аналитическое
Г) Описательное
2. Продолжите предложение, исключив из нижеперечисленных утверждений неверное определение: Особенность применения Метода Дельфи состоит
А) В последовательном индивидуальном опросе экспертов
Б) Исключает непосредственный контакт экспертов
В) В обобщении мнения группы экспертов и определении степени согласованности их оценок
Г) В сокращении затрат на сбор и обработку социологической информации
3. Назовите: Какой из перечисленных видов эксперимента является неправильным?
А) Формализованный эксперимент.
Б) Мысленный эксперимент.
В) Натурный эксперимент.
Г) Модельный эксперимент.
4. Сколько дискуссионных групп формируется для реализации фокус-групповой методики сбора и анализа социальной информации? Укажите правильные варианты:
А) Количество групп необходимо увеличивать до тех пор, пока в обсуждении появляются новые мнения
Б) Две группы.
В) Одна группа.
Г) Не менее двух
5. Назовите оптимальное количество участников фокус-группы
А) 5-10 человек.
Б) 5-8 человек.
В) 10-12 человек
Г) 10-20 человек.
6. В каких случаях применяется контент – анализ? Из приведенных ниже утверждений исключите неверное.
А) При наличии большого несистематизированного материала.
Б) Если материал нельзя охватить без суммарных оценок.
В) Если необходима первичная основа для формулирования гипотез исследования.
Г) Когда требуется высокая степень точности социологического анализа.
Тема 3. Специфические характеристики прикладной социологии
1. Установите соответствие между указанными разновидностями опроса и содержанием их определений:
Вид опроса |
Содержание определения |
||
|
Способ изучения мнений, позиций, ожиданий различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о разных сферах общественной жизни, происходящих в обществе явлениях, процессах, событиях. |
Специфический метод, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. |
Специфическая разновидность опроса, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. |
|
А |
Б |
В |
1. Экспертный опрос |
|
|
|
2. Массовый опрос |
|
|
|
3.Социометрический опрос |
|
|
|
2. Из приведенных видов интервью исключите неправильный вариант ответа.
А) Фокусированное интервью.
Б) Свободное интервью.
В) Включенное интервью.
Г) Глубинное интервью
3. Установите соответствие между разновидностями социологических исследований и содержанием их определений:
Вид исследования |
Содержание определения |
||
|
Разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц. |
Прикладное социологическое исследование, ориентированное на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявления основных тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров. |
Разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на получение первичной социологической информации и установление адекватности методики сбора данных познавательным задачам исследования и особенностей изучаемого объекта. |
|
А |
Б |
В |
1.Исследование пилотажное |
|
|
|
2.Исследование лонгэтюдное |
|
|
|
3.Исследование маркетинговое |
|
|
|
4. Дополните следующее определение правильным ответом, выбрав его из приведенных ниже терминов. «Прикладные исследования – это …»
А) Исследование, в котором одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений;
Б) Изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение;
В) Маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения;
Г) Сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.
5. Панельное исследование, по вашему мнению, включает в себя:
А) исследование, проводимое по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени;
Б) совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе через определенные промежутки времени;
В) совокупность всех социологических исследований, которые проводятся в определенный период времени;
Г) способ сбора социологической информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности.
6. Выберите те определения, которые, на ваш взгляд, верно отражают содержание понятия «точечные исследования».
А) Сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения.
Б) Совокупность действий по исследованию реальных явлений и фиксации их изменений.
В) Совокупность однонаправленных и повторяющихся действий по исследованию социальных фактов или явлений.
7. Два вида опросов, используемых для оценки популярности политических лидеров, партий, политических движении и т.п. ......
А) Глубинное интервью Б) Праймериз В) Exit-Poll Г) Свободное интервью
8. Два вида экспертного опроса – это .....
А) Почтовый опрос Б) Метод прогнозных сценариев В) Телефонный опрос Г) Метод «Дельфи»
9. Два характерных признака телефонного опроса типа омнибус – это ..... |
А) Дороговизна исследования Б) Исследование посвящено всестороннему анализу одной темы В) Разнотемье, многоместность Г) Периодичность, регулярность |
10. Интервью, которое проводится без заранее подготовленного вопросника, можно определить как ….; |
А) Свободное Б) Структурированное В) Систематизированное Г) Формализованное |
11. К качественным методам исследования относятся два следующих метода ..... |
А) Массовый опрос Б) Телефонный опрос В) Нарративное интервью Г) Глубинное интервью |
12. К количественным методам исследования относятся два следующих метода .....; |
А) Глубинное интервью Б) Массовый опрос В) Нарративное интервью Г) Телефонный опрос |
Рекомендуемая литература:
1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. Проф.В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-407 с.
2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 624 с. - (Серия «Высшее образование»).
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с.- (Gaudeamus)
5. Кравченко А.И. История социологии: учеб.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 408 с.
6. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2009.-252 с.
7. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Союз», 2003, - С69 463 с. – (Серия «Высшая школа»).
8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв.редак. академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 912с.
9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-во «Самарский университет», 1995.- 329 с.