План
2. Теоретические основы налогообложения организации ЕНВД.. 3
2.1. Место ЕНВД в налоговой системе РФ.. 3
2.2. Анализ нормативной базы налогообложения предназначен ЕНВД.. 15
2.3. Анализ изменения произошедших на базе налогообложения организации перешедших на уплату ЕНВД.. 31
Список литературы.. 37
2. Теоретические основы налогообложения организации ЕНВД
2.1. Место ЕНВД в налоговой системе РФ
Введение единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ осуществляется поэтапно с 1 января 1999г. и решение о введении единого налога на вмененный доход не принято на сегодняшний день только в 5 регионах РФ.
Введение единого налога на вмененный доход в ряде субъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными с неурегулированностью ряда положений и регионального законодательства непосредственно оказывающих негативное влияние на взаимоотношения плательщиков единого налога на вмененный доход с налоговыми органами, государственными внебюджетными формами и государством в целом, на некоторые из которых хотелось бы обратить внимание.
Практика применения Закона № 148-ФЗ и принятых на его основе региональных законов выявила существенные недостатки федерального законодательства, выраженные прежде всего в отсутствии единого подхода к определению базовой доходности различных видов деятельности, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход.
Так во многих регионах показатели базовой доходности, оказывающие определяющие влияние на размер вмененного дохода, устанавливаются для организаций применительно к индивидуальным предпринимателям, имевшим до их перевода на уплату единого налога значительно меньшую базу для налогообложения, чем у организаций. В результате размер вмененного дохода по организациям не обеспечивает в ряде случаев сумму поступлений от единого налога, эквивалентную сумме налогов (НДС, прибыль, акцизы и т.п.) подлежащей уплате при общеустановленном режиме налогообложения. Кроме того, доступно занимается размер базовой доходности в результате лоббирования в законодательных (представленных) органах интересов отдельной группы предпринимателей, занимающихся определенным видом бизнеса следствием являются значительные колебания размеров базовой доходности по одним и тем же видом деятельности в разных регионах.
Очевидно, минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений составляющих формулы расчета единого налога на вмененный доход по видам деятельности необходимо устанавливать решениями правительства РФ. При этом следует учесть, что в настоящее время при определении базовой доходности за основу принимаются статистические данные о налоговой нагрузку и другие показатели по группе плательщиков, которые явно занижены в связи со значительными неуточненным наличным денежным оборотом, объемы которого в принципе рассчитываются и технологии расчета второго снижаются.
В 12 регионах РФ на уплату единого налога на вмененный доход переведены только индивидуальными предпринимателями. В результате все налоговые органы этих регионов отличают тенденцию к переводу юридических лиц в категорию индивидуальных предпринимателей. Так, в Свердловской области за 2002 г. количество магазинов, зарегистрированных за индивидуальными предпринимателями увеличилось с 4,8 тыс. до 11,7 тыс. или в 2,4 раза, что предопределило недопоступление в 2002 г. 265 млн.руб. налога, а в I квартале 2003г. – около 20,0 млн.руб.
С введением единого налога на вмененный доход по отдельным регионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающей природной среды сократилось в значительных размерах (до40%). Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малых предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительные, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничной торговлей в том числе горюче-смазочными материалами)
Как МНС России, так и Генеральная прокуратура РФ в результате изучения региональных законов отмечает в отдельных регионах наличие несоответствий норм действующего регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход нормам федерального законодательства, что приводит к снижению поступлений в бюджет и к конфликтам плательщиков с налоговыми организациями.
Среди нарушений федерального закона генеральная прокуратура отмечала следующее:
1. Нарушение сроков введения в действие региональных законов установлено в ст.5 части 1 НК.
2. Сужение круга плательщиков в соответствующих законах субъектов РФ.
Ряд региональных законов противоречит требованиям налогового кодекса РФ в вопросе соблюдения порядка уплаты налогов. Так закон Республики Марий Эл который устанавливает, что уплата единого налога на вмененный доход предпринимателями, зарегистрированными в других субъектах РФ, при осуществлении выездной торговли по территории Республики Марий Эл (когда отсутствует стационарная торговая точка) производится одним администрацией рынка, которая перечисляет собранные суммы налога в бюджет, или ответственному лицу. Аналогично решен вопрос законом Ставропольского края.
Согласно НК РФ уплата налога налогоплательщиком производится через банк, кассу органа местного самоуправления, либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации (п.2 ст.45; п.3 ст.58 НК РФ) НК РФ не наделяет администрацией рынков и иных лиц функциями по приему от налогоплательщиков сумм в уплату налогов и перечислению их в бюджет.
4. Отдельными законами субъектов РФ о едином налоге на вмененный доход установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельностью без уплаты единого налога, при отсутствии свидетельства о его уплате, в случае непредставления ими несвоевременного предоставления налогоплательщиком в налоговые органы расчетов сумм единого налога, что противоречит требованиям законодательства РФ о едином налоге на вмененный доход и сборах (законы Тамбовской, Тульской, Курской областей). Согласно требованиям ФЗ свидетельство об уплате единого налога является лишь документом подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
5. Законы о едином налоге на вмененный доход ряда субъектов РФ противоречат требованиям ФЗ в вопросе обязательности уплаты налогоплательщиками, попадающими под действие закона о едином налоге на вмененный доход в платежей, установленных ПП1-9 ч.3 ФЗ. Так закон Пермской области незаконно освободил определенную категорию субъектов малого предпринимательства от уплаты налога на приобретение транспортных средств. данным законом налог на приобретение транспортных средств отнесен к числу платежей обязательных к уплате налогоплательщиками подпадающими под действие закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, за исключением предприятий на которые распространяется действие п.2. ст.11 Закона Пермской области "О государственной поддержке малых предприятий на территории Пермской области". Положение указанного пункта освобождают от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств (за исключением приобретения легковых автомобилей_ малые предприятия, осуществляющие приобретенные виды деятельности в случае, если выручка от реализации продукции (работ, услуг) по данным видам деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ и услуг) .
6. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами РФ, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций (ст.4). Однако отдельные региональные законы нарушают это требование ФЗ, например, Закон Кабардино-Балкарской Республики налогоплательщики освобождены от обязательного применения КСМ при расчетах с населением.
7. Положения ряда региональных законов, касающихся определением предельной численности организаций не согласуются с требованиями ФЗ. В частности не соблюдается требование ФЗ об ограничении численности работающих в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания и розничной торговли. (Липецкая, Пензенская области и др.), либо неправильно исчисляется их предельная численность (Воронежская область).
Серьезным недостатком региональных законодательств является применение целого ряда показателей, характеризующих один вид деятельности и используемых при расчете единого налога на вмененный доход в то время, как письмом Правительства РФ от 7 сентября 1998г. № 4435 пп.5 рекомендовано применение только одного физического показателя по каждому виду деятельности.
8. Ряд региональных законов противоречат ФЗ О едином налоге на вмененный доход в вопросе определения объекта налогообложения и налога периода. Согласно ФЗ «О едином налоге на вмененный доход» объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц налоговый период на единый налог устанавливается в один квартал.
Законом Краснодарского края установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очередной полный календарный месяц. Законом Кабардино-Балкарской Республики установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный год. Периодом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный год.
Прежде чем начать анализ Закона РТ от 17.11.99 о едином налоге на вмененный доход и практику его применения, следует отметить, что все законы предусматривают, что конкретный механизм их реализации разрабатывают органы власти субъектов РФ. Как было сказано ранее органом власти субъектов Федерации предоставлены полномочия по установлено Закона "О едином налоге на вмененный доход", по его введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с Федеральным Законом на своих территориях. При этом законодательным (представительным органом власти РТ предоставлено право определения сферы предпринимательской деятельности в пределах установленного Федеральным Законом перечня; размер вмененного дохода и иные составляющие формам расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога, и иные особенности его взимания в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 3 Закона определены плательщики единого налога на вмененный доход. Ими являются юридические лица – организации и физические лица зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридические лица (индивидуальные предприниматели).
В Законе РТ определены виды предпринимательское деятельности осуществленные юридическими и физическими лицами попадающие под действе Закона РТ "О едином налоге на вмененный доход".
Организации, имеющие филиалы, представительства и иные места осуществления деятельности, расположенные на территории РТ, уплачивают единый налог по месту нахождения филиалов, представительств, иных мест осуществления деятельности.
В целях Законно РТ "О едином налоге на вмененный доход" иным местам осуществления деятельности понимается подразделения организации как имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, так и не имеющие самостоятельного баланса и отдельного расчетного счета, указанное (не указанное) в учредительных документах создавшего его юридического лица, а также имеющие недвижимое имущество и транспортные средства вне места регистрации головного предприятия.
Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог, по месту жительства или по месту осуществления предпринимательской деятельности.
В случае осуществления деятельности организациями и предприятиями на территории других субъектов РФ не взимающего единого налога, уплата налога производится индивидуальными организациями по месту жительства, а организациями – по месту постановки на налоговый учет. Если на территории иного субъекта РФ введен единый налог, обязательный к уплате на территории, то во избежании двойного налогообложения единого налога на территории РТ не взимается. Уплаченная сумма подтверждается справкой выданной налоговым органом по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели зарегистрированные в установленном порядке на территории субъекта РФ, но осуществление предпринимательской деятельности на территории РТ, обязаны встать на налоговый учет в РТ по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога от нестационарной выездной торговли, общественного питания на краткосрочных ярмарках и других мероприятий, проводимых по решениям органов местного самоуправления. Вмененный доход рассчитывается плательщиком самостоятельно по следующей форме:
М – сумма вмененного дохода;
C – базовая доходность на единый физический показатель
N – количество единиц физического показателя (торговая площадь в кв.м. количество торговых мест, используемых в хозяйственной деятельности предприятий общественного питания, численность рабочих специалистов, количество рабочих мест, количество единиц транспортных средств и т.д.);
D – повышающий (понижающий) коэффициент учитывающий особенности подвидов деятельности;
E – повышающий (понижающий) коэффициент учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;
F – коэффициент суточности работ;
G – коэффициент возможности использования дополнительной инфраструктуры;
J – учитывающий качество предоставленных услуг;
К – коэффициент парковки автотранспортных средств учитывающий ассортимент реализуемых горюче-смазочных материалов.
L – коэффициент учитывающий ассортимент реализуемых ГСМ
В соответствии с Договором РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взимания делегировании полномочий между органами государственно власти РФ органами государственной власти с учетом соглашения между правительствами РФ и РТ о бюджетных взаимоотношениях между РФ и РТ суммы единого налога уплачиваемого организациями, заключаются в Федеральный бюджет государственные внебюджетные фонды, а также в Республиканский бюджет РТ и местные бюджеты в следующих размерах:
а) Федеральный бюджет – 21% общей суммы налога;
б) Государственные внебюджетные фонды – 21,775% общей суммы единого налога из них:
- ПФ – РФ – 18,35%
- ФСС РФ – 3,425%
Организации, индивидуальные предприниматели представляют в ПФ РФ сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (профессиональном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
в) В целевые бюджетные фонды, консолидированные в Республиканском бюджете РТ – 11,225% из них:
- ФОМС РТ – 2,925%
- государственный фондовый бюджет РТ – 1,0 %
- Дорожный фонд в РТ 7,0%
Социальный счет "бюджетная безопасность" – 0,3%
г) Государственный внебюджетный фонд РТ – 1,0%
д) Республиканский бюджет РТ и местные бюджеты – 45% с распределением между ними в 2000г. по 50% соответственно суммы единого налога уплачиваемые индивидуальными предприятиями зачисляются в следующих размерах в:
а) местные бюджеты – 75% общей суммы единого налога;
б) государственные внебюджетные фонды – 25% общей суммы единого налога их них:
- ПФ РФ – 22,725%
ФОМС РТ – 2,275%
Законом РТ от 20 сентября 2001г. "О внесении изменения в статью 8 Закона РТ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности определен порядок зачисления сумм единого налога. Суммы зачисляются в Федеральный бюджет, государственные бюджетные фонды, а также в бюджет РТ в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Распределение сумм единого налога между Республиканским бюджетом производится по нормативам установленным законом РТ о Бюджетной системе РТ на очередной финансовый год.
Суммы единого налога и уплачиваемые организациями зачисляются в Федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих размерах:
- федеральный бюджет – 30%
- бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – 70%
При этом суммы налога, уплачиваемые предпринимателями зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере общей суммы налога.
Со дня введения в действие Закона РТ в отношении налогоплательщиков – организаций (юридических лиц) не применяется абзац 2 части первой статьи 9 Федерального Закона от 15.06.95г. № 88-ФЗ "О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ". Федеральный закон от 29.12.95 № 222-93 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей ст.11 ФЗ № 148-ФЗ от 31.07.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" Соответственно, по тем видам деятельности, которые приводятся на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, по организациям ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на 2001г. не принимаются.
При изучении порядка исчисления и уплаты единого налога кроме данного разъяснения следует руководствоваться так же следующим указанными УМНС РФ по РТ от 09.02.00г. № 03-01-07/1318 "Вопросы-ответы" по применению законы РТ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 2.06.2000г. № 03-01-07/6881. Разъяснения по видам налога правонарушений в сфере исчисления и уплаты едином налоге на вмененный доход" и ответственность за их совершения, Приказ УМНС РФ по РТ № 33-д от 24.03.00. Крупнейшим предприятиям ОА «Татнефть», ПЭО «Татэнерго», «Таттрансгаз», «Татавтодор», состоящие на налог учете в УМНС РФ по РТ имеющие особенные подразделения на территории районов и городов республики и осуществляя деятельность, подпадающую под действие единого налога на вмененный доход переходят на его уплаты в общеустановленном порядке. Подача расчета единого налога осуществляется по месту осуществления деятельности.
Применение закона РТ "О едином налоге на вмененный доход" индивидуальными предпринимателями вызвало не мало споров. Хотя и сами предприниматели хвалить новую систему, утверждая, что она упростила отчетность, сделала более прозрачными отношения коммерсантов и налоговиков, в то же время нельзя забывать о судьбе тех, кто прекращает свою деятельность. В Управлении МНС РФ по РТ активно анализируют поступающие предложения от предпринимателей, в части совершенствования закона.
Подготовлен пакет поправок, где предлагается ввести льготы аналогичные закону о продналоге для категории предпринимателей, не использующих в своей деятельности труд других физических лиц, предусмотрев два понижающих коэффициента базовой доходности 0,6 и 0,7. Эта льгота касается многодетных семей и родителей, имеющих на иждивении инвалидов, а также индивидуальных предприятий – инвалидов с детства и инвалидов I и II группы.
Так как не всегда деятельность осуществляется в календарный месяц, при осуществлении нестационарной выездной торговли на краткосрочных ярмарках и выставках, предложено производить расчет в зависимости от количества дней заметных деятельностью.
Предлагается вместе корректировку в сторону положения ряда коэффициентов по бытовому обслуживанию:
- по ремонту бытовой техники и т.п. служить коэффициента с 2 до 1,5
- по оказанию бухгалтерских услуг, аудиторских услуг снизить коэффициент с 1 до 0,5.
Предложено внести изменения в части расчета налога по автоуслугам. Учтена, по предложению предпринимателей, грузоподъемность автотранспорта и отменены коэффициенты связанные с парком используемых машин.
Внесены предложения по изменению базовой доходности и физических показателя по автостоянкам. По базовой доходности предложен размер 80 руб. с кв.м. общей площади автостоянки, вместо 285 руб. от площади занятой автомашинами.
Проблемным остается вопрос, связанный с исчислением данного налога в местах стационарной торговли через магазины и в общественном питании. В законе предусмотрены показатели по торговле – это "торговая площадь, на которую обеспечен доступ покупателю". Определение торговой площади дало в Постановлении Государственного Комитета РФ по статистике от 18.08.99г. № 78. Под торговой площадью понимается площадь торгового зала и помещений для обслуживания покупателей. Не включается в торговую площадь магазина площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению торговой площади за счет увеличения площадей прилавков. Поэтому есть предложения откорректировать понятие "торговой площади", оставив данный вид деятельности в Законе, или вообще исключить этот вид деятельности из текста Закона "О едином налоге на вмененный доход".
Для проведения анализа уплаты единого налога на вмененный доход предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю через магазины, была обследована деятельность 94 предпринимателей, имеющих магазины в городах Альметьевске, Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Казани. Всего было обследовано 30 предпринимателей, применивших обычную систему налогообложения (уплата подоходного налога) и перешедших на уплату единого налога и 64 предпринимателя, применивших упрощенную систему налогообложения (плата за патент) и перешедших на уплату единого налога:
1. Из 30 обследованных предпринимателей, применивших ранее обычную систему налогообложения и перешедших на уплату единого налога, у 9 предпринимателей налоги снизились на 221,3 тыс.руб., или в среднем каждый из них стал платить меньше на 24,6 тыс. руб. в год. У 21 предприятия из них заплатить в 2000г. в среднем на 16 тыс.руб. меньше причем, при одинаковых размерах торговой площади магазинов, используемой для расчета вмененного дохода, сумма отношений единого налога от прежней системы налогообложения у каждого предпринимателя существенно отличаются.
Предприниматели, которые уплачивали подоходный налог и окончательно рассчитывались с бюджетом по окончании года, при одинаковой торговой площади в различных регионах республики (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск) в основном стали платить больше.
2. Из 64 предпринимателей применивших ранее упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога у 32 – платежи в бюджетные и внебюджетные фонды снизились на 2 млн.руб., или у каждого в среднем – на 64, 8 тыс.руб., а у 32-х предпринимателей увеличились на 1,6 млн.руб или у каждого – на 50,8 тыс.руб. Аналогичная ситуация складывается и при обсчете единого налога по организациям, занимающимся розничной торговлей через магазины и обязанным с 2001г. перейти на уплату единого налога.
На основе проведенного анализа следует вывод: в случае с магазинами осуществляющими розничную торговлю, переход на уплату единого налога выгоден только магазинам с большими объемами товарооборота. По ним объем налогов уплачиваемых сокращается в 2 и более раз.
С момента принятия в Новосибирской области "О едином налоге на вмененный доход на вмененный доход" в налоговые органы от плательщиков стали поступать вопросы о целесообразности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, т.к. якобы теряется смысл их предназначения.
Действительно, на первый взгляд может показаться, что применение ККМ целесообразно при переходе на уплату единого налога на вмененный доход, который освобождает налогоплательщиков от уплаты таких основных видов налогов как налог на прибыль, НДС и т.д., и не зависит от получаемого дохода. Однако, не секрет, что теневой бизнес как нигде процветает именно в сфере налично-денежного обращения, как в целом по России, так и в Новосибирской области . Широко практикуется выдача зарплаты не по официальным денежным ведомостям, а "в конвертах", тем самым занижается сумма подоходного налога, которая должна поступать в местный бюджет. Такие факты особенно распространены в области розничной торговли а также в сфере услуг.
Контрольно-кассовые машины и контроль за их применением при переходе на уплату единого налога на вмененный доход обеспечивает не только полноту приходования выручки, но и достоверность исчисления и уплаты налогов. Кроме того, применение ККМ обеспечивает защиту прав потребителей, поскольку кассовый чек, выданный покупателю, является документов имеющим доказательную силу при возврате товара.
В конечном итоге, добросовестные налогоплательщики сами заинтересованы в применении ККМ, поскольку она позволяет контролировать торговый процесс своего предприятия. Такое совпадение интересов создает основу для современного и наиболее полного пополнения бюджета.[1]
2.2. Анализ нормативной базы налогообложения предназначен ЕНВД
Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако данный налоговый режим имеет существенную специфику.
Например, упрощенная система налогообложения или система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяет свое действие на налогоплательщика в целом. Иными словами, данные системы налогообложения применяются в отношении всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.
Вместе с тем, система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий режим налогообложения.
В связи с этим, возможно, выделить следующие основные примеры сочетания системы единого налога на вмененный доход с иными системами налогообложения.
Организация осуществляет несколько видов деятельности, один из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация применяет общий режим налогообложения, а в отношении последнего вида деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.
Организация осуществляет два вида деятельности, каждый из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация отдельно по каждому виду деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.
Организация осуществляет несколько видов деятельности, два из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. При этом организация применяет общий режим налогообложения, а в отношении последних двух видов деятельности отдельно по каждому из них исчисляет единый налог на вмененный доход.
Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).
Основными признаками единого налога на вмененный доход являются следующие положения.
1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законом субъекта РФ.
При этом необходимо выделить следующие три основных момента.
Во-первых, региональные законы вступают в силу в порядке, установленном ст.5 Налогового кодекса РФ.
Так, для того чтобы с 1 января 2003 г. на территории субъекта РФ взимался единый налог на вмененный доход необходимо, чтобы региональный закон был принят и опубликован до 1 декабря 2002 г.
Если региональный закон будет опубликован в декабре 2002 г., то единый налог на вмененный доход должен взиматься с 1 апреля 2003 г.
Во-вторых, законами субъектов РФ определяются только следующие три положения:
- порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта РФ;
- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного гл.26.3 Налогового кодекса РФ;
- значения корректирующего коэффициента К2.
В случае установления в региональных законах иных положений данные положения применяться не должны.
Другой распространенной ошибкой региональных законодателей является ограничение прав субъектов на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Например, перечень видов деятельности, подпадающих под данную систему налогообложения, установлен вне зависимости от статуса субъекта. То есть при оказании парикмахерских услуг единый налог на вмененный доход применяется вне зависимости от того, кто их оказывает организация или индивидуальный предприниматель. Следовательно, региональные законодатели не вправе ограничивать круг лиц, на которых распространяется единый налог на вмененный доход.
В соответствии с подп.7 п.1 ст.3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются, в частности, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек. Иных ограничений Закон не устанавливает.
Судом установлено предоставление истцом в налоговый орган расчетов по установленной форме по спорной торговой точке с указанием количества работающих - 18 человек.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии у ответчика оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о переводе на уплату единого налога является законным и обоснованным.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98 N 148-ФЗ, сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются, в частности, в зависимости от ассортимента реализуемой продукции и устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Невключение в Закон субъекта Федерации необходимых составляющих для исчисления налога в отношении плательщиков, признанных таковыми Федеральным законом, не должно нарушать права налогоплательщиков такого субъекта.
Обратное противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ) и ч.3 ст.76 Конституции РФ.
В-третьих, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
2. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является обязательным.
Это означает, что если какой-либо субъект признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он обязан вне зависимости от своего желания (или от желания налогового органа) применять данную систему налогообложения.
В случае, если какой-либо субъект не является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он не имеет права на применение указанной системы налогообложения.
3. Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности пяти основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога.
Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке. В отношении иных видов деятельности применяется обычный режим налогообложения.
В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей данное правило состоит в следующем.
В отношении организаций уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям и налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с гл.25 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость с организаций взимается в соответствии с гл.21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение системы вмененного налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций:
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Организации - плательщики единого налога, являются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налог с продаж с организаций взимается в соответствии с гл.27 Налогового кодекса РФ.
Налог на имущество организаций до принятия соответствующей главы Налогового кодекса РФ взимается в соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Единый социальный налог с организаций взимается в соответствии с гл.24 Налогового кодекса РФ.
В отношении индивидуальных предпринимателей уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям и налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Налог на доходы физических лиц взимается в соответствии с гл.23 Налогового кодекса РФ.
При этом необходимо учитывать, что уплата единого налога по вмененному доходу освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой этим единым налогом.
Налог на добавленную стоимость с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл.21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение системы вмененного налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций:
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Индивидуальные предприниматели - плательщиками единого налога, являются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налог с продаж с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл.27 Налогового кодекса РФ.
Налог на имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении индивидуальных предпринимателей не предусмотрен. Планируется его принятие отдельной главой Налогового кодекса РФ.
Единый социальный налог с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл.24 Налогового кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве двух самостоятельных категорий налогоплательщиков единого социального налога. При переходе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога, как в отношении своих доходов, так и в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, в связи ведение деятельности, облагаемой единым налогом.
Особый случай возникает в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие на уплату единого налога по вмененному доходу, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС по виду деятельности, облагаемому единым налогом, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму НДС в бюджет.
В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога.
4. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
5. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Наиболее часто вопрос об организации раздельного учета возникает у субъектов, осуществляющих розничную и оптовую торговлю товарами.
По данному поводу в письме Минфина РФ от 03.06.2003 г. N 04-05-12/60 разъяснено, что при переходе организации на уплату единого налога на вмененный доход от розничной торговли товарами необходимо осуществлять уплату налогов в соответствии с общим режимом налогообложения в отношении деятельности по торговле товарами, реализуемыми по безналичному расчету, обеспечив раздельный учет имущества, используемого для осуществления этой деятельности. К указанному имуществу в данном случае относятся как сами товары, так и имущество, используемое для их реализации (например, помещения магазина, весы, контрольно-кассовые машины, транспортные средства и т.д.).
В том случае, если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных, и по данному имуществу нет возможности обеспечить раздельный бухгалтерский учет (например, если товар реализуется за наличный и безналичный расчет в одном торговом зале магазина с использованием одних и тех же помещений для хранения товара, весов, контрольно-кассовых машин и другого имущества), то Инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" установлена норма, согласно которой стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.
Доля выручки, полученной от реализации товаров по безналичному расчету за соответствующий период, определяется как разница между общей суммой выручки, полученной от реализации товаров, и суммой наличных денежных средств, поступивших в кассу продавца за этот период.
В письме МНС РФ от 04.09.2003 г. N 22-2-16/1962-АС207 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" по данному вопросу разъяснено следующее.
В целях реализации данного положения главы 26.3 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общехозяйственных, общепроизводственных расходов (общих расходов, связанных с производством и реализацией, и общих внереализационных расходов), расходов на оплату труда, а также расходов, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением страховых взносов в виде фиксированных платежей) пропорционально выручке, полученной от каждого вида осуществляемой ими деятельности.
6. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 15 декабря N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются две категории субъектов:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
2) индивидуальные предприниматели.
При этом необходимо отметить, что если индивидуальный предприниматель одновременно относится к обеим категориям плательщиков, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно. В этом случае индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.
7. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователями (лицами, обязанными уплачивать страховые взносы) являются - юридические лица либо физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
8. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.
Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40 (доведено письмом ЦБР от 04.10.1993 г. N 18). В соответствии с указанным документом порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории РФ (за исключением банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и др.). В соответствии с п.4 ст.346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны применять действующий порядок ведения кассовых операций.
Законом РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлен порядок применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Положения указанного закона распространяют свое действие на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом никаких особенностей для субъектов вмененного налогообложения данный закон не содержит. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогообложения, обязаны соблюдать установленный порядок применения ККМ.
9. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны выполнять требования законодательства о бухгалтерском учете в общем порядке.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. При этом каких-либо исключений для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не предусмотрено. Таким образом, данные организации ведут бухгалтерский учет в общем порядке. Вместе с тем, если Правительство РФ либо иной уполномоченный орган разработает для них специальные правила ведения бухгалтерского учета, то тогда будут применяться установленные специальные положения.
Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также должны учитывать следующие положения.
Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.
Порядок уплаты страховых взносов в ФСС организациями и индивидуальными предпринимателями установлен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". В соответствии с указанным законом предусматривается следующее.
Если субъекты вмененной системы налогообложения не осуществляют добровольную уплату страховых взносов, то выплата пособия по временной нетрудоспособности гражданам, работающим у них по трудовым договорам (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), осуществляется за счет двух источников.
За счет средств ФСС РФ оплачивается часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда.
В части сумм пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, оплата осуществляется за счет средств работодателей (организаций или индивидуальных предпринимателей).
Если субъекты вмененной системы налогообложения осуществляют добровольную уплату страховых взносов на своих работников, то выплата пособия по временной нетрудоспособности полностью осуществляется за счет средств ФСС РФ. При этом страховые взносы уплачиваются в размере 3% от налоговой базы по единому социальному налогу, предусмотренному для работодателей.
Помимо уплаты страховых взносов на своих работников индивидуальные предприниматели вправе добровольно уплачивать страховые взносы в ФСС РФ на себя. Размер взноса составляет 3,5% от налоговой базы по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей. При этом индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ в течение шести месяцев.
Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.
Положение о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утверждено постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. N 154.
В-третьих, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогообложения, должны выполнять функции налоговых агентов.
В гл.26.3 Налогового кодекса РФ в отличие от прежнего законодательства, регулирующего уплату единого налога на вмененный доход, напрямую не предусмотрено исполнение обязанности налогового агента. Однако, поскольку в ст.346.26 Налогового кодекса РФ не установлено, что единый налог заменяет исполнение обязанностей налоговых агентов, было бы логичней вести речь о ее выполнении (об обязанностях налоговых агентов см. главу I "Упрощенной системы налогообложения").[2]
Ставки налога
На необходимость введения для страховых взносов во внебюджетные фонды обратно пропорциональной (или регрессивной) шкалы, ставки указаны Постановлении Конституционным Судом РФ в п.5 от 23.12.99 N 18-П. Суть обратно пропорциональной шкалы заключается в том, что с увеличением размера налогооблагаемой базы ставка налога не увеличивается (как это было для подоходного налога), а уменьшается.
Однако свой вывод КС РФ сделал только в отношении самозанятых граждан, поскольку фиксированная ставка тарифа, не зависящая от размера полученного дохода, приводит к тому, что эта категория плательщиков перечисляет в частности в ПФР суммы, многократно превышающие размер их будущих пенсий.
Тем не менее обратно пропорциональная шкала введена ст.241 НК РФ для всех плательщиков, а не только для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, устанавливая ставки, законодатель также пытался учесть и другие выводы КС РФ, - в частности об установлении более низких тарифов для предпринимателей и адвокатов.
До принятия гл.24 НК РФ очень много говорили о существенном снижении страховых взносов и о преимуществах для плательщиков ведения новой шкалы ставок.
Самое большое снижение произошло у адвокатов, а именно на 6,6%. У индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН будет всего на 1,4% меньше чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, которые они уплачивали со своих доходов до 1 января.
Ставки, установленные статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
Ставки единого социального налога отличаются в зависимости от категории плательщиков.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
|||
До 100 000 рублей |
9,6% |
0,2% |
3,4% |
13,2% |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей |
9 600 руб.+5,4% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
200 руб.+0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
3 400 руб.+1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
13 200 руб.+7,4% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей |
20 400 руб.+2,5% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
400 руб |
7200 руб.+0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
28 000 руб.+3,65% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. |
28 650 руб.+2% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
400 руб. |
9 900 руб. |
38 950 руб. +2% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
|||
До 100 000 рублей |
7,0% |
0,2% |
3,4% |
10,6% |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей |
7 000 руб.+5,3% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
200 руб.+0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
3 400 руб.+1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
13 200 руб.+7,4% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей |
17 600 руб.+2,7% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
7200 руб.+0,8% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
25 200 руб.+3,6% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. |
25 700 руб.+2% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
400 руб. |
9 600 руб. |
35 700 руб. +2% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
В главе 24 Налогового Кодекса, регулирующей уплату единого социального налога, указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.
Ставки, установленные статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.[3]
2.3. Анализ изменения произошедших на базе налогообложения организации перешедших на уплату ЕНВД
Федеральным законом от 24.06.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) введены в действие главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Глава 26.3 НК РФ практически заменяет Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ), который утрачивает силу с момента введения в действие главы 26.3 НК РФ - с 1 января 2003 года.
Вышеуказанная глава НК РФ действует с 1 января 2003 года с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
Особенностью и сущностью единого налога на вмененный доход (ЕНВД) по-прежнему является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест.
Перевод на уплату ЕНВД обусловлен рядом обстоятельств, вытекающих из действующего налогового законодательства и негативной практики уплаты налогов отдельными (в основном малыми) хозяйствующими структурами.
Во-первых, действующая система налогообложения громоздка, содержит большое количество налогов с разными объектами налогообложения, что создает сложности в расчетах хозяйствующих субъектов с бюджетом и в осуществлении предпринимательской деятельности.
Во-вторых, существуют некоторые сферы предпринимательской деятельности, в которых учет доходов и контроль за полнотой уплаты налогов затруднены. Это в основном сферы деятельности, применяющие налично-денежные расчеты, например торговля, оказание услуг населению.
В главе 26.3 НК РФ прописаны общие принципы уплаты ЕНВД, определены виды деятельности, переводимые на уплату этого налога, даны понятие базовой доходности, корректирующие коэффициенты, ставка и порядок зачисления сумм ЕНВД в бюджет.
Этот налог по-прежнему остается обязательным, и выбирать: переходить на его уплату или нет, - налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в главе 26.3 НК РФ, не смогут.
Согласно ст.346.26 НК РФ система обложения ЕНВД вводится региональными законодательными актами и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Представительным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в региональных законах "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" отражать:
- порядок введения ЕНВД в регионе;
- виды предпринимательской деятельности, которые переводятся на уплату ЕНВД (в пределах перечня видов деятельности, указанных в главе 26.3 НК РФ);
- корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность факторов, таких как ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, доходность, время и место работы (этот коэффициент определен как коэффициент К2).
Из вышеизложенного следует, что согласно главе 26.3 НК РФ плательщиками ЕНВД должны быть организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые в субъекте Российской Федерации, где осуществляется их деятельность, переведены на уплату ЕНВД.
Согласно п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказание бытовых услуг;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2;
6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Отметим, что по сравнению с видами деятельности, предусмотренными Законом N 148-ФЗ, их количество значительно сократилось. Так, с 2003 года нельзя перевести на уплату ЕНВД такие виды деятельности, как оказание бухгалтерских, аудиторских, медицинских, юридических услуг, а также виды деятельности в сфере образования и предоставления автомобильных стоянок и гаражей.
Изменены критерии перевода на уплату ЕНВД предприятий розничной торговли и общественного питания. Если согласно Закону N 148-ФЗ критерием перевода на этот налог являлась численность работающих в этих предприятиях: в предприятиях розничной торговли - не более 30, в предприятиях общественного питания - не более 50 человек, - то с 2003 года вышеуказанные организации могут быть переведены на уплату ЕНВД, если площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не превышает 150 м.
В соответствии с п.4 ст.346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагают единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.)
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляется налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Рассчитывая единый налог, бухгалтер использует базовую доходность, физические показатели (количество работников, размер торговой площади и т. д.), а также корректирующие коэффициенты - К1, К2 и К3. Размеры двух коэффициентов - К1 и К3 - устанавливаются в Налоговом кодексе РФ. А значение коэффициента К2 определяется в региональных законах о едином налоге на вмененный доход.
В этом году "вмененщикам" фактически придется брать в расчет только один коэффициент - К2. Это стало возможным после того, как статья 2 Закона N 191-ФЗ пополнила Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ новой статьей 7.1. В ней, в частности, говорится, что в 2003 году коэффициент К1 в расчет единого налога на вмененный доход не входит. А коэффициент К3 в этом году равен 1.
Таким образом, в нынешнем году единый налог на вмененный налог надо рассчитывать по следующей формуле:
ЕНВД = П х БД х К2 х 15%,
где П - физический показатель. Например, количество работников, площадь торгового зала, количество автомобилей. Конкретный показатель зависит от вида деятельности вашего предприятия. Если для деятельности используется такой показатель, как количество работников, то нужно учитывать и совместителей. Таково требование статьи 346.28 Налогового кодекса РФ; БД - базовая доходность; 15% - налоговая ставка; К2 - коэффициент, который учитывает особенности конкретного вида деятельности. Теперь его минимальный размер значительно снижен и равен 0,01. Первоначально же было предусмотрено, что его размер может составлять от 0,1 до 1.[4]
Список литературы
1. Балкизов В.Б., Чеченов А.А. Единый налог на вмененный доход: Проблемы и просчеты // Финансы № 7- 2002
2. Братчикова Н.В. Налоговый кодекс: Порядок уплаты единого социального налога (взноса)//Мир права. - № 12. – 2002
3. Васильева А. Единый налог на вмененный доход // Налоги 2000г. № 14- С.4
4. Гейц И.В. ЕНВД. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М.: Бизнес, 2002. –296 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября 2003 г.)
6. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие – М :ИНФРА – М.: логос, 2002. - 371 с.
7. Егорушков А.П.Проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы 2003. № 2 – стр.9-11
8. Единый налог на вмененный доход // Бухг.учет на налоги – 2003. № 4 стр.5-54
9. Единый налог на вмененный доход. А. Першин, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", №24, 2003.
10. Единый налог на вмененный доход: последние изменения./М.В. Истратова, "Российский налоговый курьер", N 4, 2003.
11. Ерошина П.А. Единый налог на вмененный доход как авансовая форма уплаты налога // Бухг.учет и налоги – 2002. № 4 – стр.97-104
12. Козлова О.М. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства // Финансы – 2003. № 9 - стр.26-28
13. Лазарев А.Р. Уплата единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности // Глав.бух. 2002. № 12 стр.47-54
14. Малис Н.И, Левицкая А.И. Единый налог на вмененный доход – панацея от всех бед? // Финансы – 2003г. № 2 – стр.21-24
15. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8 декабря 2003 г.)
16. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации./О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. М.: СПС "Гарант", 2003. – 490 с.
17. Никитов Н.Н. ЕНВД – проблемы и перспективы// Российский налоговый курьер. – № 6. – 2003
18. Новосибирская область Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» 16 октября 2003 г. №142-ОЗ
19. Павлик В.Д. ЕНДВ для определенных видов деятельности // Консультант 2003., № 9 – стр.30-36
20. Письмо МНС РФ от 27 февраля 2003 г. N 22-1-15/453-3133 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
21. Подпорин Ю.В. Единый налог: на вмененный доход; на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства. М.: ИДДБК – пресс, 2002. - 433 с.
22. Практическая налоговая энциклопедия/Под ред. Брызгалина А.В. – М.: Бизнес, 2003. – 475 с.
23. Приказ МНС РФ от 19 декабря 2002 г. N БГ-3-09/722 «Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности».
[1] Малис Н.И, Левицкая А.И. Единый налог на вмененный доход – панацея от всех бед? // Финансы – 2003г. № 2 – стр.21-24
[2] Подпорин Ю.В. Единый налог: на вмененный доход; на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства. М.: ИДДБК – пресс, 2002. - 433 с.
[3] Единый налог на вмененный доход: последние изменения./М.В. Истратова, "Российский налоговый курьер", N 4, 2003.
[4] Никитов Н.Н. ЕНВД – проблемы и перспективы// Российский налоговый курьер. – № 6. – 2003