Вариант 4
Задача 4.1.
Проведены измерения уровня интеллектуального развития (IQ) десяти американских семей. С помощью коэффициентов ранговой корреляции определите, согласуются ли значения коэффициентов IQ у родителей и их детей.
Семья |
Значения IQ |
|
Для родителей |
Для детей |
|
1 |
125 |
110 |
2 |
120 |
105 |
3 |
110 |
95 |
4 |
105 |
125 |
5 |
105 |
120 |
6 |
95 |
105 |
7 |
95 |
75 |
8 |
90 |
95 |
9 |
80 |
90 |
10 |
75 |
80 |
Решение.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена рассчитывается по формуле:
.
Коэффициент ранговой корреляции Кендэлла рассчитывается по формуле:
.
Составляем расчетную таблицу:
Семья |
Значения IQ |
Разность рангов d |
d2 |
Баллы для рангов |
|||
Для родителей R1 |
Для детей R2 |
Положи- тельные Q |
Отрица-тельные Р |
Итого |
|||
10 |
1 |
2 |
-1 |
1 |
8 |
1 |
7 |
9 |
2 |
3 |
-1 |
1 |
7 |
1 |
6 |
8 |
3 |
4,5 |
-1,5 |
2,25 |
5 |
1 |
4 |
6 |
4,5 |
6,5 |
-2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
4,5 |
1 |
3,5 |
12,25 |
5 |
0 |
5 |
4 |
6,5 |
10 |
-3,5 |
12,25 |
0 |
4 |
-4 |
5 |
6,5 |
9 |
-2,5 |
6,25 |
0 |
3 |
-3 |
3 |
8 |
4,5 |
3,5 |
12,25 |
2 |
0 |
2 |
2 |
9 |
6,5 |
2,5 |
6,25 |
1 |
0 |
1 |
1 |
10 |
8 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
|
|
|
61,5 |
|
|
19 |
Получаем:
.
Вывод:
Так как коэффициенты ранговой корреляции не близки к нулю и не близки к 1, то согласованность значений коэффициентов IQ у родителей и их детей средняя.
Задача 4.2.
Является ли данное распределение – распределением Пуассона?
Количество бракованных из- делий на 100 проверок |
Число рабочих |
0 |
282 |
1 |
160 |
2 |
39 |
3 |
15 |
4 |
3 |
5 |
1 |
Итого |
500 |
Решение.
Проверяем примерное равенство средней и дисперсии. Составляем расчетную таблицу:
x |
f |
x*f |
||
0 |
282 |
0 |
-0,6 |
101,52 |
1 |
160 |
160 |
0,4 |
25,6 |
2 |
39 |
78 |
1,4 |
76,44 |
3 |
15 |
45 |
2,4 |
86,4 |
4 |
3 |
12 |
3,4 |
34,68 |
5 |
1 |
5 |
4,4 |
19,36 |
Итого |
500 |
300 |
11,4 |
344 |
Итого/500 |
|
0,6 |
0,0228 |
0,688 |
Получаем: , . Итак, , следовательно, данное распределение может быть распределением Пуассона.
Рассчитаем и :
Количество бракованных из- делий на 100 проверок |
Число рабочих |
||
0 |
282 |
274,406 |
0,210 |
1 |
160 |
164,643 |
0,131 |
2 |
39 |
49,393 |
2,187 |
3 |
15 |
9,879 |
2,655 |
4 |
3 |
1,482 |
1,556 |
5 |
1 |
0,178 |
3,802 |
Итого |
500 |
500 |
10,540 |
,
Так как , то распределение не является распределением Пуассона. Задача 4.3.
Имеются данные о количестве совершенных преступлений против собственности:
Активность полиции |
Среднедушевой доход в районе |
Итого |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Низкая |
115 |
128 |
100 |
343 |
Умеренная |
98 |
100 |
80 |
278 |
Высокая |
90 |
50 |
30 |
170 |
Всего |
303 |
278 |
210 |
791 |
Оцените уровень связи признаков с помощью коэффициентов взаимной сопряженности и теоретико-информационных мер связи.
Решение.
Проверяем условие: , где
.
Получаем:
.
Так как , то среднедушевой доход в районе можно считать фактором количества совершенных преступлений против собственности.
Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона:
Коэффициент взаимной сопряженности Чупрова:
Скорректированный коэффициент Пирсона:
, , .
Таким образом, между среднедушевым доход в районе и количеством совершенных преступлений против собственности существует не очень тесная связь.
Задача 4.4.
Заполните пустующие ячейки таблицы сопряженности. Есть ли взаимосвязь между признаками? Если «да», охарактеризуйте ее тесноту с помощью известных показателей.
Средний возраст родителей при рождении ребенка |
Успеваемость ребенка в школе |
Итого |
|||
Неуд. |
Удовл. |
Хорошо |
Отлично |
||
16-20 |
|
45 |
38 |
12 |
110 |
21-25 |
10 |
|
56 |
18 |
|
26-30 |
3 |
26 |
40 |
|
107 |
31-35 |
6 |
25 |
45 |
|
106 |
36-40 |
10 |
40 |
|
27 |
115 |
41-45 |
8 |
38 |
40 |
30 |
|
Всего |
|
216 |
|
|
|
Решение.
Заполним пустые ячейки:
Средний возраст родителей при рождении ребенка |
Успеваемость ребенка в школе |
Итого |
|||
Неуд. |
Удовл. |
Хорошо |
Отлично |
||
16-20 |
15 |
45 |
38 |
12 |
110 |
21-25 |
10 |
42 |
56 |
18 |
126 |
26-30 |
3 |
26 |
40 |
38 |
107 |
31-35 |
6 |
25 |
45 |
30 |
106 |
36-40 |
10 |
40 |
38 |
27 |
115 |
41-45 |
8 |
38 |
40 |
30 |
116 |
Всего |
52 |
216 |
257 |
155 |
680 |
Проверяем условие: , где
.
Получаем:
.
Так как , то средний возраст родителей при рождении ребенка можно считать фактором успеваемости ребенка в школе.
Охарактеризуем тесноту взаимосвязи с помощью коэффициентов взаимной сопряженности.
Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона:
Коэффициент взаимной сопряженности Чупрова:
Скорректированный коэффициент Пирсона:
, , .
Таким образом, между средним возрастом родителей при рождении ребенка и успеваемостью ребенка в школе существует заметная связь.