Содержание
Введение. 2
1. Сущность малого бизнеса. 3
1.1 Коммерческая схема. 5
1.2 Возможности фирмы.. 7
1.2 Виды товаров (услуг) 8
1.3 Рынки сбыта товаров (услуг) 9
1.4 Конкуренция на рынках сбыта. 10
1.5 План маркетинга. 10
1.6 План производства. 11
1.7 Финансовый план. 11
2. Организация малого бизнеса на примере биллиардного клуба «Пирамида». 13
2.1 Описание фирмы и предоставляемых ею услуг. 13
2.2 Оценка конкурентов и план производства. 15
2.3 Маркетинг-план. 16
2.4 Инвестиционный план. 18
2.5 Организационный план. 19
2.6 Финансовый план. 20
2.7 Анализ риска. 23
3. Рекомендации по организации биллиардного клуба «Пирамида». 24
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Сегодня актуальными являются вопросы организации малых предприятий. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости.
Таким образом, целью данной работы является выявление и анализ основных аспектов организации малого бизнеса.
Для достижения цели, необходимо поставить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы организации малого бизнеса;
- Продемонстрировать организацию малого бизнеса на примере предприятия;
- Дать рекомендации по совершенствованию деятельности организации.
1. Сущность малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является[1]:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней[2]:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
- в оптовой торговле – 50;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
2. Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие.
В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.
Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
3. Виды малых предприятий.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
4. Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.
Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства в России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.
5. Особенности и функции малого предприятия.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
6. Государственная поддержка малого бизнеса.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
- Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- Лекарственных препаратов и медицинской техники;
- Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
- Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
- Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
- Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
- Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
2. Организация малого бизнеса на примере биллиардного клуба «Пирамида»
2.1 Описание фирмы и предоставляемых ею услуг.
Местом, сочетающим в себе атрибуты спортивного отдыха, может являться клуб «Пирамида», находящийся в северной части Ленинского района г. Новосибирска. Клуб предлагает следующие виды услуг:
1. Бильярд или американский пул.
2. Дартс.
3. Бар.
Для занятий всеми этими спортивными играми клиенту совершенно не нужна специальная спортивная одежда, а объем получаемых удовольствий сравним с настоящими занятиями спорта.
Клиенты смогут воспользоваться услугами бара, в котором будут подаваться большое количество безалкогольных напитков и коктейлей, и из спиртных напитков будут представлены разнообразные сорта вина и пива. Более крепкое спиртное в баре будет продаваться по высоким ценам, что позволит создать спрос среди клиентов на легкие напитки.
Необходимым атрибутом клуба должна быть «хорошая» музыка. Клиент, приходя в этот клуб, получает целый комплекс услуг, которые в данный момент предлагаются частично немногими местами отдыха.
Клуб должен быть оформлен на высоком уровне и предлагать услуги отличного качества, т.е. поставлять на рынок конкурентоспособную услугу.
Т.к. спрос на спортивные развлечения является постоянным и мало зависит от сезонности, то вопрос занятия клубом части сегмента рынка развлечений в Новосибирске является лишь вопросом создания преимуществ перед другими конкурентами уже находящимися на этом рынке. (табл.1)
Таблица 1.
Преимущества по сравнению с конкурентами |
Недостатки |
Меры но преодолению недостатков |
1. Комплексное предложение услуг 2. Удобство парковки автомобиля, близость к автотранспортным магистралям 3. Оригинальность интерьера 4. Четкое определение сегмента рынка на который ориентированы услуги |
1. Отсутствие некоторых видов развлечений (кегельбан) |
1. Дальнейшее развитие и расширение деятельности. |
Создание такого рода клуба предполагает учреждение общества с ограниченной ответственностью "Пирамида", с минимальным уставным капиталом, составляющим 6200$. Учредителями указанной фирмы выступают: 000 "Фокус-Центр"; гражданин Цепаев В. А.
Доли учредителей в уставном капитале распределяются следующим образом: 000 "Фокус-Центр" -2200$ т.е.35%; гражданин Цепаев В. А. - 4000$ т.е.65%.
В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом услуг можно рассматривать все население г. Новосибирска в возрасте от 18 до 45 лет, которые имеют доход свыше 300 $ в месяц. Поскольку предлагаемый комплекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения.
Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отнести к числу конкурентов клуба фирмы, предоставляющие услуги, аналогичные услугам клуба. Детальный анализ конкурентов в нашем случае проводится по следующим позициям месторасположение, время работы, качество и стиль интерьера, качество музыки, наличие, стоимость спортивных игр, цены в баре, наличие рекламы. (табл.2)
Таблица 2.
2.2 Оценка конкурентов и план производства
№ |
Факторы конкурентоспособности |
Основные конкуренты |
|||||
“Вега” |
"Восьмое чудо света " |
"Армадило" |
|||||
1 |
Месторасположение |
Ленинский район, ул. Ватутина |
4,5 |
Ленинский район, ул. Титова |
4,5 |
Кировский район, ул. Сибиряков-Гвардейцев |
4 |
2 |
Время работы |
12.00-24.00 |
4,5 |
17.00-6.00 |
4,5 |
12.00-6.00 |
5 |
3 |
Кач-во стиль интерьера |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
4 |
Бильярд -цена |
10$ час |
|
5 $ партия |
|
4 $ партия |
|
5. |
Дартс -цена |
4$ |
|
4,5$ |
|
3,5$ |
|
6. |
Бар -цена, пиво |
3-5$ |
|
3-6$ |
|
3-5$ |
|
7. |
Наличие рекламы |
вывеска, печать |
|
ТВ, печать |
|
Печать |
|
8. |
Охрана |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
9. |
ИТОГО: |
|
18 |
|
17 |
|
16 |
Бильярд-клуб начинает работу с июля 2000 г. Планируется обслуживать 600 клиентов ежемесячно. С сентября 2000 г. количество обслуживаемых клиентов должно увеличиться на 50 %, с ноября - на 70% по сравнению с июлем 2000 г. Производственная программа в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели |
Июль-август 2000г. |
Сентябрь-октябрь 2000г |
Ноябрь-декабрь 2000г. |
|||
коэф. роста |
кол-во клиентов |
коэф. роста |
кол-во клиентов |
коэф. роста |
кол-во клиентов |
|
Бильярд, Дартс, бар |
1,0 |
600 |
1,5 |
900 |
1,7 |
1020 |
ИТОГО: |
|
600 |
|
900 |
|
1020 |
Примечание: кол-во клиентов дается за месяц.
2.3 Маркетинг-план.
Целями и задачами Общества являются:
- создание новой «ниши» на существующем сегменте рынка развлечений в г. Новосибирске;
- окупаемость капитальных вложений за 1 год;
- получение дохода на вложенные средства не менее 80% в год;
- создание новых рабочих мест;
Целью маркетинга является создание условий для работы фирмы, при которых она может успешно выполнить свои задачи.
В комплекс мероприятий по маркетингу обычно входят следующие мероприятия:
- изучение потребителя услуги фирмы;
- анализ рыночных возможностей фирмы;
- оценка предлагаемой услуги и перспектив развития, анализ формы сбыта услуги;
- оценка, используемых фирмой методов ценообразования, исследование мероприятий по продвижению услуги на рынке, изучение конкурентов.
- выбор «ниши» (наиболее благоприятный сегмент рынка). На многие из поставленных вопросов уже были даны ответы ранее. Рыночные возможности фирмы определяются максимальным количеством клиентов, потребности которых фирма может удовлетворить за определенный период времени. Рыночная возможность напрямую зависит от площади помещения, в котором будет располагаться клуб, так как необходимо ограничить посещаемость клуба максимальным количеством людей, при котором будет сохраняться комфортная обстановка. Точное число будет определено в архитектурном плане. При расчетах берется средняя цифра 5 человек в час.
При анализе ценообразования необходимо учитывать:
- себестоимость услуг;
- цены конкурентов на аналогичные услуги или услуги заменители;
- уникальность данной услуги;
- цену, определяемую спросом на данную услугу.
При создании имиджа престижного (модного клуба) необходимо поддерживать цены на относительно высоком уровне, не должны быть выше. Чем у конкурентов. Ценовая политика фирмы должна строится на принципе высокое качество — высокая цена. Для максимального использования возможностей фирмы необходимо рассмотреть возможность введения скидок, льготного времени и т.д. Ценовая политика фирмы, таким образом, должна учитывать следующие моменты:
- Средние валовые издержки для производства (услуги) в час. (Постоянные затраты + переменные затраты) 1 кол-во раб, часов
- Цены: бильярд — 9$ в час; дартс - от 4$.
Ценовая политика должна строиться на принципах максимизации загрузки производственных мощностей.
Для успешного продвижения этих услуг на рынке необходимо применять методы стимулирования продаж, которые создают дополнительные преимущества для нашей фирмы перед конкурентами. В качестве одного из них можно рассмотреть:
- скидки для постоянных клиентов (или дополнительные услуги, предлагаемые бесплатно);
- проведение специализированных вечеринок.
Важным фактором стимулирования продаж услуг является стимулирование работы персонала фирмы.
Говоря об имидже клуба, необходимо отметить, что реклама очень тесно связана с процессом установления имиджа клуба. При создании рекламы и имиджа необходимо акцентировать внимание на спортивно-развлекательных возможностях клуба. На здании должен быть установлен интересный световой щит, сообщающий о клубе, который было бы хорошо видно с прилегающих автодорог. Задача рекламной компании — обеспечить посещаемость с первых дней работы клуба.
2.4 Инвестиционный план
В качестве места для организации клуба можно рассматривать первый этаж здания в одном из развивающихся районов г. Новосибирска - Ленинском. Помещение взято в аренду у ЖКХ до 2010 года. Арендная плата составляет 500$ в месяц.
Месторасположения клуба очень удачно со следующих позиций:
- удобный подъезд к клубу;
- близость к крупным автотранспортным магистралям;
- большое количество офисов, компаний, жилых домов, находящихся поблизости;
- близость к источникам продуктов питания для бара. Для оказания услуг нам потребуется произвести ремонт, приобрести оборудование.
Основные средства, необходимые для организации работы:
1. Здания и сооружения: в предлагаемом помещении необходимо сделать ремонт в соответствии с архитектурным планом. Стоимость ремонта до 711$.
2. Оборудование: 3 комплекта оборудования для бильярда арендуется у фирмы "Баярд" сроком на 3 года с последующим выкупом и с зачетом выплаченной суммы. Стоимость одного комплекта 1000$. стоимость аренды 400$ в год за один комплект; осветительное оборудование; стоимость - 300$ за 3 шт.: оборудование для дартса: стоимость - 200$ за 2 шт.; оборудование для бара: стоимость комплекта - 1000$; аудио, видео техника: стоимость - 500$; оборудование для охраны: стоимость 200$.
2.5 Организационный план
Организационная структура управления фирмой представлена на схеме.
Генеральный директор осуществляет руководство работой клуба, решает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой клуба, а финансовые и организационные вопросы, касающиеся использования части прибыли и направлений развития клуба решаются совместно с учредителями фирмы.
Бухгалтер-кассир ведет бухгалтерский учет фирмы, снимает кассу, совместно с главным менеджером подготавливает финансовые отчеты, осуществляет выплату зарплаты.
Гл. менеджер выполняет функции директора во время его отсутствия. Осуществляет организацию работы всех сотрудников фирмы. Осуществляет закупки по указанным ценам в ранее обусловленных местах поставок.
Сотрудник в зале занимается выдачей необходимого инвентаря для занятий играми, осуществляют контроль за временем использования игрового оборудования.
Бармены осуществляют приготовление безалкогольных коктейлей и продажу всех напитков и продуктов, находящихся в ассортименте бара. Принимают в кассу деньги от сотрудников в залах. Подает заявки гл. менеджеру на приобретение определенного количества товаров из ассортимента бара, которые заканчиваются.
Уборщица осуществляют уборку всех залов клуба, вынос грязной посуды и смену пепельниц в игровых залах. Осуществляют постоянную уборку туалетных помещений, подают заявки на необходимые принадлежности для помещений гл. менеджеру.
Гардеробщик осуществляет прием и выдачу верхней одежды клиентов.
Охрана осуществляет пропуск клиентов в клуб. Решают вопросы, возникающие в случае некорректного поведения клиентов и недопущение их в клуб впредь.
Режим работы клуба с 12.00 до 24.00 т.е. составляет 12 часов в сутки.
Все сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид. Руководящий персонал и бухгалтер приходят на работу ежедневно. Высокие требования по квалификации предъявляются к гл. менеджеру, бухгалтеру, охране. При приеме на работу сотрудник проходит испытательный срок
2.6 Финансовый план
Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды и дает ответы на следующие вопросы:
Сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта? Где можно получить необходимые средства и в какой форме? Когда можно ждать возврата вложенных средств и получение дохода?
Для успешной работы на фирме целесообразно представлять результаты финансово-хозяйственной деятельности в виде системы планово отчетных документов.
Плановые отчеты готовятся совместно бухгалтером и гл. менеджером. Завершающей формой отчета будет являться балансовый отчет, подготавливаемый бухгалтером, форма которого утверждена законодательством. Определим численность персонала и заработную плату. Всем сотрудникам выплачивается установленная заработная плат. в зависимости от занимаемой должности и процента от прибыли (10%).
Начисления на з/п складываются из отчислений единого социального налога (35,6%).
Таблица 4.
Ориентировочная численность персонала
№ |
Должность |
Кол-во, чел. |
Ср. з/п в месяц, $ |
З/п в год, $ |
Начисления на з/п (38.5%) |
1 |
Генеральный директор |
1 |
200 |
2400 |
924 |
2 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
150 |
1800 |
693 |
3 |
Гл. менеджер |
1 |
150 |
1800 |
693 |
4 |
Сотрудник в зале |
1 |
100 |
1200 |
462 |
5 |
Бармены |
2 |
100 |
2400 |
924 |
6 |
Уборщица |
1 |
50 |
600 |
231 |
7 |
Гардеробщик |
1 |
50 |
600 |
231 |
8 |
Охранники |
2 |
100 |
2400 |
924 |
9 |
Итого на з/п |
10 |
1100 |
13200 |
5082 |
Определим стоимость основных производственных фондов.
Таблица 5.
Стоимость основных производственных фондов
№ |
Вид ОПФ |
Кол-во ед., шт. |
Стоимость за ед.,$ |
Стоимость всего, $ |
1 |
Оборудование для бильярда |
3 |
400 |
1200 |
2 |
Оборудование для дартса |
2 |
100 |
200 |
3 |
Оборудование для бара |
- |
1000 |
1000 |
4 |
Осветительное оборудование |
3 |
100 |
300 |
5 |
Охранное оборудование |
- |
200 |
200 |
6 |
Аудио, видеотехника |
- |
500 |
500 |
7 |
ИТОГО: |
|
- |
3400 |
Планом предусмотрена реклама:
1) печать в еженедельной местной газете 4 раза в месяц. Стоимость - 290 руб. (10$) в месяц. Расходы на рекламу (июль-сентябрь) -290руб.*3 мес.=870руб. (30$);
2) Вывеска стоимость - 5800руб. (200$)
Расчет объема продаж:
В среднем один клиент оставляет в клубе 4,5$.
Количество клиентов с июля по август составило - 1200 чел. (600чел. х 2мес.=1200чел); с сентября по октябрь - 1800чел (900чел. х 2 = 1800чел.); с ноября по июнь - 8160чел. (1020 х 8мес. = 8160 чел.). Итого: общее кол-во клиентов за год равно 1200+1800+8160=111б0чел. Т.о. объем продаж составит -11160 х 4,5 =50220$ (1456380 руб.) за год.
Сумма амортизационных отчислений исчисляется исходя из средней ставки амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в размере 20 % балансовой стоимости.
Таблица 6.
Калькуляция расходов и доходов
№ |
Статьи расходов |
Сумма, $ |
Сумма, руб. |
Постоянные расходы |
|||
1 |
Материалы |
700х12-8400 |
243600 |
2 |
Заработная плата |
13200 |
382800 |
3 |
Начисления на заработную плату |
5082 |
147378 |
4 |
Реклама |
200+30=230 |
6670 |
5 |
Амортизационные отчисления по оборудованию за год |
680 |
19720 |
6 |
Арендные платежи |
500х12=6000 |
174000 |
7 |
Текущие расходы |
100х12=1200 |
34800 |
8 |
Сумма постоянных затрат |
34792 |
1008968 |
9 |
Переменные затраты |
|
|
11 |
Ремонт помещения |
500 |
14500 |
12 |
Оборудование |
3400 |
98600 |
13 |
Сумма переменных затрат при максимальных загрузках |
3900 |
113100 |
14 |
Прибыль |
50220 -38692=11528 |
334312 |
15 |
Премиальные (10% от прибыли) |
1153 |
33437 |
16 |
Чистая прибыль |
10375 |
300875 |
Срок окупаемости вложений 6200: (10375:12) =6200:864,58=7.17 » 7.2 месяца.
Срок окупаемости оборудования для бильярда (3 комплекта) = == (1000х3): (400х3) =3000:1200=2.5 года.
2.7 Анализ риска
1. Риск отсутствия сбыта. Его вероятность невелика и объемы сбыта зависят от правильной маркетинговой политики фирмы.
2. Риск потери помещения, в случае не пролонгации договора аренды помещения, который действует на протяжении 4 лет, учредители могут рассмотреть возможность выкупа помещения в собственность за счет полученной прибыли.
3. Рекомендации по организации биллиардного клуба «Пирамида»
Из всех различных проблем ООО «Пирамида», директор предприятия Цепаев В. А. назвал трудности, связанные с началом функционирования малых предприятий в российских условиях. Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Он выделил следующие «внешние» трудности:
Порядок значимости по мере упоминания |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность партнёров, клиентов |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 |
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 |
Недостаток информации, культуры, опыта |
14 |
Кадровые проблемы |
15 |
Рэкет |
16 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
Одной из главных проблем Цепаев В.А. выделил «нереальное налоговое законодательство». Трудности с уплатой налогов – это главные неприятности ООО «Пирамида». Они связаны с несовершенством налогового законодательства. Можно дать рекомендацию по совершенствованию налога на вмененный доход. Она заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.
Такое предложение связано, прежде всего, с тем, что сегодня большая часть (80-90 %) заработной платы выплачивается вчерную и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате практически все оказываются в криминальной сфере.
Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По мнению специалистов, этого можно добиться, если перенести центр тяжести налоговых сборов с юридических лиц на лиц физических. Для этого следует узаконить такой подход: если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП, то предприятию предоставляется льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то и у рядовых работников получится двойная заинтересованность в том, чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой вчерную.
Трудное налоговое бремя особенно в начале функционирования организации, когда она уже формально функционирует, но еще не раскрутилась и очень неустойчива, можно облегчить, если взять кредит в специальном банке.
Для финансирования и помощи малому бизнесу существует очень выгодная система кредитования в следующих банках, отделения которых существуют и в Новосибирске:
- Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банк) - единственный иностранный банк в России, полностью ориентированный на обслуживание и продвижение микро-, малого и среднего бизнеса, основной задачей которого является кредитование малых и средних предприятий и предоставление им полного спектра современных банковских услуг европейского уровня. Банк готов обслуживать и финансировать любой бизнес, вне зависимости от его размера, и стремится к установлению долгосрочных, стабильных отношений с клиентами. КМБ-Банк работает по западной технологии, адаптированной к условиям российского рынка.
- Московский коммерческий банк «Сатурн» (МКБ «Сатурн») имеет честь предложить Вам взаимовыгодное сотрудничество в финансовой и коммерческих сферах деятельности Вашей организации. Руководство Банка выбрало для себя стратегию, которая помогает избежать серьезных потерь и позволяет достичь хороших финансовых показателей, что позволяет утвердиться в лице старых клиентов и завоевывать доверие новых клиентов. В своей деятельности МКБ «Сатурн» в первую очередь делает ставку на высокопрофессиональный уровень обслуживания клиентов. Среди клиентов банка: крупные строительные, лизинговые, страховые, торговые, нефтеперерабатывающие, инвестиционные и финансовые компании, медицинские центры. Число клиентов банка постоянно растет, и мы связываем это с внешней оценкой стабильности и надежности работы банка.
Как показывает опыт, множество Новосибирских организаций малого и среднего бизнеса сотрудничают с этими банками. Среди них такие известные предприятия «Топ-Книга» или сеть магазинов «Меломан» и др.
Следующей важной проблемой любой организации, не только ООО «Пирамида» является неправильное построение системы управления организацией. Директора предприятий и организаций в большей части не имеют специального управленческого образования и выстраивают внутреннюю иерархию исходя из своего опыта и не учитывают объективные схемы управления, изученные в менеджменте.
Для ООО «Пирамида» необходимо найти профессиональных управленческих кадров, т.к. настоящее руководство организацией ранее никогда не сталкивалось конкретно с управлением организацией, решением проблем финансовой деятельности, распределения кадров и управления персоналом и т.п.
Возможно, на первом этапе это будет дороже, но в перспективе, умелая организация работы внутри организации даст большие прибыли.
Заключение
В результате проделанной работы были выявлены и проанализированы основные аспекты организации функционирования малого бизнеса.
При достижении цели были изучены следующие задачи:
- Рассмотрены теоретические основы организации малого бизнеса. Сущность организации малого бизнеса заключается в системе мер по функционированию производства. Документ, в котором предусматриваются эти меры, в организации называется бизнес-план. Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс организации функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
- Была изучена практическая реализация организации малого бизнеса на примере ООО «Пирамида». Этот клуб предлагает следующие виды услуг: бильярд или американский пул; дартс; бар. Были представлены пути создания организации, предоставляющей спортивные и развлекательные услуги. Определена её организационно-правовая форма, определено предполагаемое место положения создаваемой организации на рынке (рыночная ниша), представлено описание услуг, которые организация будет оказывать потребителям, проанализирована целесообразности создания подобной организации с точки зрения рентабельности и прибыльности. Создание такого рода клуба предполагает учреждение общества с ограниченной ответственностью "Пирамида", с минимальным уставным капиталом, составляющим 6200$. Учредителями указанной фирмы выступают: 000 "Фокус-Центр"; гражданин Цепаев В. А. Доли учредителей в уставном капитале распределяются следующим образом: 000 "Фокус-Центр" -2200$ т.е.35%; гражданин Цепаев В. А. - 4000$ т.е.65%. В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом услуг можно рассматривать все население г. Новосибирска (преимущественно Ленинского и Кировского района) в возрасте от 18 до 45 лет, которые имеют доход свыше 300 $ в месяц. Поскольку предлагаемый комплекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения. При организации функционирования предприятия рассматривались следующие положения, которые были включены в бизнес-план ООО «Пирамида»: Возможности фирмы (резюме); Виды услуг; Рынки сбыта услуг; Конкуренция на рынках сбыта; План маркетинга; План производства; Организационный план; Оценка риска; Финансовый план.;
- Были даны несколько рекомендаций по решению текущих проблем ООО «Пирамида».
Список литературы
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997.
2. Бизнес-план. Методические материалы. Издание второе, дополненное. / Под редакцией профессора Р. Г. Маниловского. - СПб.: Бизнес, 1997.
3. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999.
4. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996.
5. Курс экономической теории. / Под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997.
6. Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М.: Наука, 1996.
7. Справочник директора предприятия. / Под редакцией М. Г. Лапусты. – М.: Инфра-М,1997.
8. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002.
9. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.
10. Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. – М.: Инфра-М, 1998.
11. Экономика. Учебник о курсу "Экономическая теория". Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией кандидата экономических наук, А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.
[1] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997. – с. 51.
[2] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 113.