Содержание
1. Гражданское общество – понятие, основные элементы.................................... 3
2. Структура гражданского общества................................................................... 6
3. Признаки и механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества.................................................................................................................. 8
Список литературы............................................................................................... 12
1. Гражданское общество – понятие, основные элементы
В современных условиях демократизации всех сфер общественной жизни особую актуальность приобретает проблема взаимосвязи и разделения функций государства и гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» столь же древнее, как и политическая наука. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и др. гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Для примера - несколько фрагментов из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе: [1, стр. 325]
Н. Макиавелли: В жизнь общества, в такие его сферы, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться.
Ж.-Ж. Руссо: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах:
1) свобода каждого члена общества;
2) равенство его с каждым другим как подданного;
3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
Политическое представительство гражданского общества в государстве есть неприкрытое противоречие между гражданским обществом и государством, так как, наделяя себя политическими функциями, гражданское общество, по сути, отрицает себя.
К. Маркс рассматривал государство и гражданское общество в их единстве и противоречии и рассматривал три их возможных варианта:
- гражданское общество и государство - две враждебные армии (сегодняшнее состояние России);
- гражданское общество и государство - две дружественные армии (то, к чему человечество стремится);
- одна из армий в процессе противоборства становится победительницей и распускает другую армию (период тоталитарного режима).
По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. На современном этапе человеческой цивилизации такого сочетания политического и неполитического не достигнуто ни в одной стране, противоречия между ними часто достигают величайшего накала (забастовки, митинги, демонстрации, другие акты гражданского неповиновения).
В современном представлении гражданское общество - это:
1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частые, групповые интересы.
2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития; государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.
3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.
Гражданское общество существует и функционирует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
Высокоразвитое гражданское общество является основой стабильности государства, и если государство начинает «шататься», его надежно подпирает прочная структура гражданского общества. Это особенно характерно для скандинавских стран.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются: [1, стр. 327]
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это - базисное условие свободы личности.
2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. Законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.
2. Структура гражданского общества
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Для удобства размежевания в дальнейшем политического аспекта гражданского общества и сущности правового государства мы представим единую, социально-политическую характеристику указанного явления. [2, стр. 105]
1. Экономическая сфера. Здесь функционирует широкая сеть организаций - гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми). Об этих предприятиях можно сказать, что, во-первых, в современных демократических государствах она составляет абсолютное большинство. Во-вторых, будучи негосударственными они возникают и функционируют в условиях рыночной экономики со всеми вытекающими из этого последствиями: экономические риски, вероятность банкротства, конкуренция и т. п. С целью предотвратить нежелательные последствия рыночной стихии, воздействовать на государство, требуя обеспечения экономической и политической стабильности как важнейших условий для нормального функционирования предприятия в хозяйственной сфере, и создаются многочисленные объединения и организации бизнеса.
2. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные средства массовой информации.
Организации и объединения социально-политической сферы гражданского общества создаются и действуют, как и все субъекты гражданского общества, на основе общественной инициативы.
3. Политические характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются ныне в понятии правового государства. Правовое государство, по сути дела, политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце».
Политическая характеристика гражданского общества будет ущербной, если брать за основу только развитие государственности. «Чтобы демократия была действенной, нужен плюрализм гражданского общества» (Р. Дарендорф). Его обеспечивают многопартийность, широкая сеть общественных объединений, союзов предпринимателей, самодеятельных коллективов, различные формы местного самоуправления. Важный элемент политической системы гражданского общества - средства массовой информации. Посредством их осуществляется «обратная связь» - одно из главных условий жизненности гражданского общества, его способности адаптироваться к окружающей среде.
4. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказывать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. Сюда относятся различные творческие союзы и объединения: актеров, писателей, художников, журналистов, ученых.
Гражданское общество в этой сфере включает также многочисленные организации и фонды, выполняющие национальный и человеческий долг. Признаки гражданского общества в сфере духовной жизни фокусирует одна фраза: приоритет общечеловеческих ценностей. Последовательная ориентация на свободу, равенство перед законом, социальную справедливость обеспечивают в гражданском обществе равные стартовые возможности для всех людей, создают условия для раскрытия творческого потенциала каждого человека.
В качестве вывода можно добавить, что все организации гражданского общества относятся к числу добровольных самоорганизующихся и самоуправляющихся, имеющих чаще всего горизонтальные связи.
3. Признаки и механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества
В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы. В рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае - о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т. д., а во втором - о ее поэтических правах. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. [3, стр. 117]
Большинство людей в странах Запада, занятых насущными проблемами жизнеобеспечения и жизнедеятельности, уделяют мало внимания политической сфере, рассматривая ее как далекую от конкретных реалий жизни. Семейная жизнь, дружеские связи, повседневная экономическая деятельность, учеба испытывает на себе лишь косвенное влияние со стороны самых драматических политических изменений. Люди ведут частную жизнь в самых разных политических условиях. Разумеется, политика затрагивает их, но в значительной мере их борьба за личную идентичность не связана с политикой в стратегически важные моменты их жизни.
Опыт мирового развития позволяет говорить о «количественных» и «качественных аспектах» отношений между гражданским обществом и государством. К первому можно отнести степень «погружения» государства в общество. Второй аспект связан с самим механизмом взаимодействия, являющимся ядром всей системы политического управления обществом. Говоря о «качественной» стороне, следует отметить, что анализ ситуации в странах Запада, где механизм взаимодействия гражданского общества и государства развился в целостную структуру, позволяет вычленить два его основных элемента. Первый - это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе. Основным связующим звеном здесь являются партии; причем одна их часть действует в рамках гражданского общества (так называемые классовые партии), а другая - в рамках государства (парламентские фракции).
В странах Запада сформировались и специфические институты представительства интересов - многочисленные конституционные комитеты и комиссии, в работе которых обычно участвуют представители групп и объединений по интересам. Число таких институтов обычно только при органах центральных правительств насчитывается сотнями, и они выполняют крайне важную функцию выработки рекомендаций и предварительной проработки ответственных государственных решений.
Указанная система, именуемая чаще всего функциональным представительством, превратилась в результате длительного исторического развития не только в один из каналов связи между государством и обществом, но и в необходимейшее звено управления.
Однако само состояние гражданского общества в странах Запада не дает никаких оснований для утверждений, будто найдена идеальная модель общественного развития и западное общество застраховано от социальных кризисов. Так, в начале 30-х годов XX века выявилась необходимость более глубокого подключения государства к регулированию экономических и социальных процессов.
Вместе с тем сложившуюся там систему отношений гражданского общества и правового государства можно рассматривать как носящую преимущественно общецивилизационный характер.
Современные авторы признают также существенное изменение функции государства. Так К.С. Гаджиев, подчеркивает, что на определенном этапе в «индустриальных странах в результате неуклонного расширения государственных социальных программ утвердилось «государство благосостояния» - по сути дела взявшее на себя функции ранее принадлежащие гражданскому обществу. Социальные программы стали неотъемлемой частью правового государства» (Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1992. №1-2. С. 32)
Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тенденцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ограничивающую ее влияние.
На Западе и у нас различные условия формирования гражданского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиции, экономических и политических свобод. У нас же его формирование происходит в условиях, когда на предшествующих этапах развития страны утвердился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций (прежде всего относительно положения человека) и реальными общественными отношениями.
Избавление целых поколений от внушенных им догм - процесс длительный. Механическое перенесение на нашу почву различных институтов гражданского общества, существующих в демократических странах Запада, не принесет ожидаемых результатов.
Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюрократической системы, находится в зачаточном, аморфном состоянии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается.
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России: [3, стр. 119]
- создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;
- формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;
- создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
- преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, то есть стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правого государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.
Список литературы
1. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998. – 480 с.
2. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 432 с.
3. Политология: Ученое пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 224 с.
4. Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Центр, 1993. – 431 с.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 447 с.