Содержание


Введение.................................................................................................................. 3

1. Значение и роль государственных и муниципальных унитарных предприятий  4

2. Сущность и порядок организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий......................................................................................... 5

3. Пути совершенствования управления государственных и муниципальных унитарных предприятий....................................................................................... 10

Заключение............................................................................................................ 18

Список использованной литературы................................................................... 19


Введение

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации , субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.


1. Значение и роль государственных и муниципальных унитарных предприятий

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  государственные и муниципальные унитарные предприятия разрабатывают перспективы своего производственного и социального развития на основе составления прогнозного финансового плана. Для его формирования используются государственные и муниципальные заказы, контрольные цифры, налоги, экономические нормативы, лимиты и другое [5, стр. 367].

Государственные  и муниципальные унитарные предприятия играют важную роль в стимулировании повышения эффективности общественного производства, лучшего использования производственных фондов, роста производительности труда, расширения на этой основе производства и реализации продукции, снижение ее себестоимости, увеличение прибыли.

Это достигается рациональным и экономическим использованием финансовых ресурсов и путем финансового контроля за работой унитарных предприятий, материального стимулирования работников.

Значение государственных и муниципальных унитарных предприятий в экономическом стимулировании производства существенно возрастает в связи с:

1)    увеличением объема собственных финансовых ресурсов, оставляемых у унитарных предприятий для его развития,

2)    повышением ответственности унитарных предприятий за сохранность и правильное использование средств,

3)    усилением воздействия стоимостных экономических рычагов,

4)    совершенствованием системы экономического стимулирования,

5)    повышением роли финансовых и кредитных санкций,

6)    совершенствованием системы хозяйственных связей,

7)    укреплением договорной дисциплины.

Сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий проявляется в их функциях:

1)        воспроизводственная. Заключается в обслуживании денежными ресурсами круговорота средств в процессе расширенного воспроизводства на основе формирования, распределения и использования денежных фондов предприятия.

2)        контрольная – экономическое содержание этой функции состоит в создании условий для осуществления финансового контроля за производственно-хозяйственной деятельностью унитарных предприятий.

3)        регулирующая.

4)        Социальная (социальные гарантии).

5)        Функция планирования.

6)        Функция прогнозирования.



2. Сущность и порядок организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве хозяйственного управления. К числу унитарных предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия. [2]

- Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного государственного или муниципального органа. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. В свою очередь собственник не отвечает по обязательствам предприятия. Управляет унитарным предприятием руководитель, которого назначает собственник либо уполномоченный собственником орган. Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный фонд должен быть полностью оплачен к моменту государственной регистрации унитарного предприятия. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда, то последний должен быть соответственно уменьшен. В случае если в результате размер уставного фонда станет меньше предусмотренного законом, то предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Формирование и распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом унитарного предприятия осуществляются в общеустановленном порядке.

- Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства Российской Федерации . Его имущество находится в государственной собственности. Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника. Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать производимую продукцию, если иное не установлено законом. Порядок распределения доходов и прибыли определяется государством.

С 2002 г. введен ФЗ №161 от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятий». До этого закона деятельность унитарных предприятий регулировал только Гражданский кодекс и в связи с этим разъясняется следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федеральною закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №52-ФЗ) к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (статьи 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297, 299, 300).

На основании пункта 1 статьи 37 Закона №161-ФЗ уставы унитарных предприятий со дня вступления его в силу применяются в части, не противоречащей Закону №161-ФЗ. [1]

Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона №161-ФЗ в срок до 1 июля 2003 года.

Согласно статье 7 Закона №52-ФЗ при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, государственные и муниципальные унитарные предприятия освобождены от уплаты государственной пошлины.

При проведении указанной работы необходимо обращать внимание на место нахождения юридического лица унитарного предприятия.

На основании пункта 2 статьи 4 Закона №161 -ФЗ место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного  органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в государственном реестре содержатся сведения о юридическом лиц, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона №161-ФЗ унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Если вышеназванные юридические лица в силу обязанности, установленной пунктом 3 статьи 4 Закона №161-ФЗ, представят в регистрирующий (налоговый) орган уведомление об изменении своего почтового адреса, регистрирующий орган включает данное уведомление в регистрационное дело юридического лица на бумажном носителе.

На основании пункта 1 статьи 38 Закона №161-ФЗ пункт 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации утратил силу.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №161-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

-         унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

-         унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона №161-ФЗ созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Закона №161-ФЗ дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Порядок реорганизации предприятий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №440 и Приложением к письму МНС России от 19.11.2002 №ММ-6-09/1785 «К вопросу о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с изменением учредительных документов».

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона №161 -ФЗ размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. [2]

На основании пункта 1 статьи 13 Закона №161-ФЗ уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

В целях обеспечения контроля за процедурами приведения юридическими лицами учредительных документов в соответствие с положениями части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговым органам, осуществляющим функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, рекомендуется:

1)           выявить с помощью Федеральной базы данных «Единый государственный реестр налогоплательщиков» государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2)           направить письменное уведомление о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 26.11.2002 №152-ФЗ), а также в соответствие с положениями, установленными в Законе №161-ФЗ.



3. Пути совершенствования управления государственных и муниципальных унитарных предприятий

Являясь владельцем определенного экономического объекта, государство обязано проводить соответствующую политику собственника, направленную на повышение прибыльности от использования своего имущество или эффективное выполнение иных экономических, социальных и других целей, которые оно преследует [4, стр. 37]

Данная политика должно включать в себя три главные составляющие:

-         оценка степени целесообразности создания или приобретения объекта,

-         оценка эффективности его функционирования, принятие решения о его дальнейшем использовании (оставление в прежнем состоянии, повышение или снижение доли государственной собственности, приватизация и так долее). Другими словами, перед государством, выступающим в роли собственника (как, впрочем, и перед любым другим собственником), стоят три основные проблемы: оценка необходимости присвоения собственности, оценка ее эффективности и проблема ее трансформации или реструктуризации.

К сожалению, как на федеральном, так и на региональном (в частности, московском) уровне эти проблемы решаются недостаточно эффективно, что, по нашему мнению, в значительной мере обусловлено отрывом существующей методологической базы от конкретных условий. Необходимо формулирование и описание макроэкономической модели управления государственной городской собственностью, которая позволила бы вырабатывать научно обоснованные и базирующиеся на количественно выраженных оценочных показателях управленческие решения.

Рассмотрим основные моменты построения макроэкономической модели оценки целесообразности создания, эффективного функционирования, необходимости той или иной трансформации такого вида государственной собственности, как государственные унитарные предприятия (ГУП).

ГУП - это экономические объекты, имущественные комплексы которых являются собственностью государства, находятся в непосредственном оперативном управлении с его стороны и передаются им на правах хозяйственного ведения.

Ввиду сложности формализации и строгой математизации при описании сложных экономических объектов, к числу которых следует отнести и ГУП, здесь, на наш взгляд, целесообразнее использовать «мягкие» имитационные модели, итеративно описывающие процесс управления и трансформации предприятий и использующие математический аппарат лишь для формализации ее отдельных блоков.

Такая модель определяет состав и процедуру получения аналитической информации, необходимой для принятия управленческого решения; единую методологию и критерии оценки эффективности экономического объекта; набор возможных вариантов управленческих решений, предпочтение одного из которых ставится в зависимость от конкретных количественных значений показателей, составляющих аналитическую информацию.

При этом модель должно быть сформулировано таким образом, чтобы с ее помощью можно было решать и общую проблему повышении эффективности управления объектами городской собственности в целом, и частные вопросы, связанные с отдельными аспектами проблемы (присвоение объекта городской собственности, оценка стоимости объекта городской собственности, трансформация объекта городской собственности и так далее). То есть модель следует строить как последовательно организованную систему, включающую в себя несколько самостоятельных, хотя и связанных между собой подсистем (подмоделей).

Первой подсистемой является информационная модель, позволяющая производить структурирование входной информации в вид, необходимый для использования в последующих подсистемах. В свою очередь информационная модель включает в себя несколько функциональных блоков:

-         блок специализированных форм сбора исходной информации по объектам городской собственности. Он реализован в формах отчетности ГУП, находящихся в собственности города Москвы: форма №1А ГУП-си «Отчет о составе и количестве имущества государственного унитарного предприятия» и форма №2А ГУП-фэ «Отчет о финансово-экономическом состоянии государственною унитарного предприятия».

-         блок обеспечения электронного ввода исходной информации в модель, реализованный в виде разработанных в формате Ехсеll электронных версий шаблонов представления вышеперечисленных форм отчетности.

-         блок обеспечения входного контроля за полнотой и достоверностью вводимой в модель исходной информации. Данный блок был реализован уже на стадии разработки специализированных форм отчетности, поскольку практически все исходные показатели имеют ссылки на соответствующие формы государственной статистической отчетности. Такой подход обеспечивает однозначную трактовку показателей и возможность в случае необходимости сравнения их значений со значениями в вышеупомянутых официальных формах государственной отчетности, за достоверность которых руководство предприятия несет установленную законом ответственность Кроме того, данный блок реализован в виде специальных программных проверок правильности приводимых значений показателей, являющихся суммой других показателей, также вносимых в специализированные формы отчетности. Подобная программная проверка предусмотрена в электронных шаблонах специализированных форм отчетности в формате Ехсеl.

-         блок структурирования исходной информации. Реализуется при предварительном структурировании исходной информации уже на стадии заполнения специализированных форм отчетности, при последующей группировке исходной информации по направлениям дальнейшего использования в отдельных подсистемах и блоках модели, при количественно выражаемой идентификации каждого показателя, необходимой для алгоритмизации и автоматизации математических расчетов, ранжирования и классификации, в свою очередь необходимых в дальнейшем использовании модели.

Вторая подсистема представляет собой аналитическую модель, в которой структурированная исходная информация преобразуется в информацию, используемую в последующих подсистемах для принятия эффективных управленческих решений. Оно также включает в себя несколько блоков:

-         блок инвентаризации и периодического мониторинга. Здесь определяются стоимостные и физические показатели состояния и изменения имущественных комплексов государственных унитарных предприятий. Для этих целей служат исходные данные, приведенные в форме №1А ГУП-си.

-         блок показателей оценки эффективности деятельности ГУП. В этом блоке определяются абсолютные и относительные результаты аналитического мониторинга объектов ГУП. Блок периодического аналитического мониторинга реализован в виде математическою описания алгоритма расчета фактических значений специальной системы показателей по исходным донным, приведенным в форме №1 ГУП-си и форме №2А ГУП-фэ.

Система показателей оценки деятельности ГУП опять же строится по блочному принципу:

1)             показатели эффективности использования имущества ГУП (рентабельность, обновление основных фондов, износ основных фондов и так долее).

2)             показатели бюджетной эффективности (соотношение бюджетных поступлений и бюджетных ассигнований, доля платежей в бюджет в выручке, бюджетная задолженность и так долее).

3)             показатели социальной эффективности (уровень заработной платы, задолженность по ее выплате и так далее).

4)             показатели общеэкономической эффективности (рентабельность основной деятельности, норма чистой прибыли, финансовая устойчивость, реализуемость продукции и так далее).

-         блок критериальных значений системы аналитических показателей. Он реализован в виде системы критериальных значений специальной системы показателей, используемых при периодическом аналитическом мониторинге эффективности деятельности государственных унитарных предприятий,

-         блок требований и критериальных значений показателей, определяющих эффективность создания государственных унитарных предприятий. Реализован в виде «Методических положений и инструментария оценки эффективности создания предприятий с участием г. Москвы на основе анализов бизнес-планов, инвестиционных проектов и технико-экономических обоснований»;

-         блок моделирования показателей оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий. Реализован в виде методики и математического описания алгоритма ранжирования и классификации предприятий по их эффективности на основе сопоставления фактических и критериальных значений специальной системы показателей оценки эффективности деятельности предприятий. Этот блок занимает центральное место не только в аналитической, но и в целом во всей модели оценки эффективности деятельности ГУП, поскольку именно на этом этапе производится отбор объектов, по которым после проведении индивидуального дополнительного анализа будет приниматься то или иное управленческое решение.   [2]

Третья подсистема - модель принятия управленческих решений. Оно включает в себя следующие блоки:

-         блок возможных вариантов управленческих решений в отношении конкретных ГУП, перечень которых определяется на этапе применения аналитической модели: создание, ликвидация, реструктуризация имущественного комплексе, реорганизация государственное учреждение, реорганизация в акционерное общество со 100-процентной долей государства, приватизация, финансовое оздоровление, дотирование,

-         блок показателей более детального индивидуального анализа эффективности деятельности и трансформации ГУП, выделенных на этапе применения аналитической модели. В качестве таковых могут использоваться показатели, определенные «Методическими рекомендациями по организации и проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности», утвержденными распоряжением №183-р Министерства имущественных отношений от 10 июля 2000 года. Этот достаточно большой по объему перечень вводится не в информационную подсистему модели по всем предприятиям, а непосредственно в данный блок модели принятия управленческих решений только по ограниченному списку предприятий.

-         блок описания процедуры проведения индивидуального анализа эффективности деятельности и трансформации ГУП, выделенных на этапе применение аналитической модели. Здесь может быть применена процедура, содержащаяся в упомянутых выше «Методических рекомендациях...»

«Работа» модели оценки эффективности создания, деятельности и трансформации государственных унитарных предприятий представляет собой следующий итеративный процесс:

1.     Применение информационной модели:

1.1.         Сбор исходной информации по специальным формам отчетности (формы №1А ГУП-си и №2А ГУП-фэ).

1.2.         Сбор электронного варианта исходной информации по шаблонам в формате Ехеll.

1.3.         Проверка полноты и достоверности электронного варианта исходной информации, ее корректировка по результатам проверки.

1.4.         Ввод в информационную систему заинтересованных городских органов управления откорректированного электронного варианта исходной информации.

1.5.         Структурирование исходной информации по дальнейшим направлениям использования - в отраслевом разрезе, в территориальном разрезе, по ведомственной подчиненности.

2.     Применение аналитической модели:

2.1. Оценка технико-экономических обоснований создании новых ГУП.

2.2. Составление свода информации по форме №1А ГУП-си для проведения инвентаризации и периодического мониторинга имущественных комплексов, переданных ГУП в хозяйственное ведение.

2.3. Расчет фактических значений показателей оценки эффективности деятельности ГУП.

2.4. Ранжирование и классификация ГУП на группы по степени их эффективности.

2.5. Подготовка аналитической информации, характеризующей эффективность создания, деятельности и трансформации ГУП, а также перечня предприятий, по которым необходимо принятие управленческих решений.

3Применение модели принятия управленческих решений.

3.1. Принятие управленческих решений о создании новых ГУП.

3.2. Индивидуальный анализ деятельности выделенных на этапе применения аналитической модели предприятий.

3.3. Принятие управленческих решений о трансформации выделенных на этапе применения аналитической модели предприятий.

Применение описанной выше модели позволяет существенно повысить эффективность функционирования государственных унитарных предприятий, что подтверждается ее апробацией в Восточном административном округе Москвы.



Заключение

Унитарное предприятие является особой формой собственности. Предприятия работают для государственных нужд, то есть выполняет непосредственно целевые функции. На данном предприятии сохраняются социальные гарантии, желающим устроиться на предприятие не вправе отказать. В основном действующие унитарные предприятия  - военные заводы (казенное предприятие), строительные отряды, которые непосредственно выполняют очень важные функции и выполняют государственные заказы, что очень важно.

Список использованной литературы

1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации . – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.

2.     ФЗ №161-ФЗ от 14.11.02 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» // Консультант +.

3.     «К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью 1 ГК Российской Федерации » // Экономика и учет. - №4. – 2003. – 57 с.

4.     Кондратенко М.В. Государственные унитарные предприятия – модель управления» // Архитектура и строительство. - №1. – 2002. – 37 с.

5.     Финансы предприятий. Учебное пособие / Под ред. Колчина А.В. – М.: ИНФРА-М, 2003.