Содержание

Вопрос № 5: Экономическая характеристика  оборота розничной торговли, основные тенденции его развития. 3

Вопрос № 13: Планирован6ие закупок и сбыта сельскохозяйственных продуктов и  сырья. 5

Задача № 23. 8

Задача № 39. 10

Задача № 48. 11

Список литературы.. 13






















Вопрос № 5: Экономическая характеристика  оборота розничной торговли, основные тенденции его развития

ОТВЕТ:

Чтобы предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить  глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющихся условий окружающей среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности  можно быстро и качественно оценить результативность коммерческой деятельности работы всего предприятия  за какой- то период времени. Показателем результативности коммерческой работы розничного предприятия торговли  выступает борот розничной торговли, то есть выручка о   реализации и продажи товаров.

Оборот розничной торговли или выручка от реализации и продажи товаров складывается из двух основных элементов[6, с. 123]:

-         прибыли от реализации и продажи товаров;

-         себестоимости проданных товаров или издержек обращения.

ОбТ = Пр + ИО,                    (1)

где     ОбТ – оборот розничной торговли, тыс. руб.

         Пр – прибыль от реализации и продажи товаров, тыс. руб.,

         ИО – издержки обращения, тыс. руб.

         Экономический смысл прибыли: в ней отражаются  результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, его состав, ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов  и так далее.

         От размера полученной прибыли зависит пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и так далее. Наличие у  предприятия прибыли свидетельствует о том, что расходы организации полностью покрываются доходами от реализации товаров, то есть выручкой от реализации  и продажи. Прибыль торгового розничного предприятия рассчитывается как разница между всеми  его доходами и расходами.

         В розничной торговле различают  прибыль от продажи товаров (операционную прибыль) и чистую прибыль или балансовую прибыль[8, с. 67]. Операционная прибыль- это  разность между торговыми надбавками и издержками обращения.

         Балансовая прибыль рассчитывается  с учетом так называемых прочих планируемых и не планируемых доходов и расходов. Планируемые расходы: налоги предприятия. Не планируемые расходы: штрафы, пени и неустойки, убытки от списания безнадежных долгов и потери. Планируемые доходы:  штрафы, пени и неустойки от сторонних организаций, излишки ТМЦ.

         Если известен уровень прибыли (УП) розничного торгового предприятия и прибыль от продаж (Пр), то можно найти значение оборота розничной торговли по формуле (2):

УП = Пр/ ОбТ,                      (2)

Отсюда,

ОбТ = Пр / УП,                     (3)

         Уровень прибыли показывает долю чистого дохода в обороте розничной торговли предприятия.

         Второй важнейшей составляющей оборота розничной торговли является издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).

         Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки обращения могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть с выполнением торговлей дополнительных функций[3, с. 267].

         Расходы,   связанные с осуществлением процессов купли - продажи товаров называются чистыми издержками обращения.

         Если известен уровень  издержек обращения (УИО)  розничной торговли и  сумма издержек обращения (ИО), то  можно определить оборот розничной торговли по формуле (5):

УИО = ИО /ОбТ,                            (4)

Отсюда,

ОбТ = ИО / УИО,                           (5)

         В последние годы  в связи с ростом цен на тарифы по перевозкам товаров, энергоносители и прочие услуги наблюдается рост издержек обращения розничного торгового предприятия, приводящий в последующем к росту значения оборота розничной торговли, но снижению прибыли, и как следствие, к убыточности и даже банкротству  многих предприятий.


Вопрос № 13: Планирован6ие закупок и сбыта сельскохозяйственных продуктов и  сырья

ОТВЕТ:

         Закупка товара - это узловой момент коммерческой работы. От того, насколько соответствует запланированный   объем и структура закупленных товаров спросу населения, экономическим интересам торгового предприятия и его организационно- техническим возможностям зависит весь следующий ход хозяйственной деятельности предприятия[1, 2, 5 и др.].

Планирование закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья начинают с определения возможной розничной продажи отдельных сельскохозяйственных продуктов и сырья в плановом году, исходя из спроса покупателей [4, с. 185].

1)      определяем среднюю степень достаточности товарной группы в целом за три  плановых года:

С = Ε рс / Ε р,                       (6)

где    С – средняя степень достаточности по группе  товаров,

         с – степень достаточности по отдельной ассортиментной позиции, входящей в состав товарной группы

         р – продажа каждой ассортиментной позиции

2)      определяем уровень  обеспеченности товарных запасов за каждый год планируемого периода:

У = (360 + Ф) / (360 + Н),                        (7)

где    У – уровень обеспеченности товарными запасами на конец года,

         Ф – фактический уровень товарных запасов на конец года, дни оборота,

         Н – норма  товарных запасов, дни оборота.

3)       определяем степень достаточности товарной группы с учетом  уровня обеспеченности товарных запасов за каждый год анализируемого планового периода:

Сз = С * у,                    (8)

где    Сз -  степень достаточности товаров с учетом уровня обеспеченности запасами.

4)       определяем фактические продажи группы товаров:

Р’ = Р / СЗ,                   (9)

где    Р’ – скорректированные фактические продажи,

         Р – фактические продажи

5)       определим возможные продажи при обеспечении полного соответствия товарного  запаса ассортиментной  структуре спроса за каждый год:

Р’’ = ( Р’ * (100 + ПР)) / 100,                            (10)

где    Р’’ – возможная продажа товара при обеспечении  полного соответствия спроса и предложения по ассортименту

         ПР -  ориентировочные темп прироста продажи при обеспечении  соответствия спроса и предложения по ассортименту.

6)      установить изменение товарных запасов в предстоящем  плановом году, определяя долю 4 квартала в предплановом году и вычисляя  возможные продажи группы товаров в 4 квартале предстоящего года

7)      определить норматив товарных запасов по группе товаров на конец планового года:

Зк = (Р” кв * Нпл) / 90,                        (11)

где    Зк – норматив товарных запасов на конец года

     Р” кв – возможная продажа данной группы товаров в 4 квартале планового года

     Нпл – норма товарных запасов в днях оборота в 4 квартале планового года

8)      П = Р” кв + Зк + Е – Зн,                          (12)

где    П – потребность в поступлении данной группы товаров в плановом голу

         Зн – ожидаемый запас данной группы  товаров  к началу планового года

Е – планируемый предприятием уровень товарных потерь на плановый год

9)      определение годовой потребности в ресурсах данной товарной группы по кварталам на основе расчета сезонной волны продажи пропорционально средней доли каждого квартала в годовой реализации за 3 предплановых года.

При планировании сбыта продукции необходимо выявить круг конкретных потенциальных покупателей, после чего рекомендуется подготовить коммерческое предложение. Путем получения ответов на предложения (запросы), а не заключением договоров, сразу достигаются две цели[7, с. 216]:

-         выявляется оптимальный минимальный объем одной партии и ее цена;

-         формируется мнение о финансовых возможностях будущего партера, что позволяет подготовить предварительные  условия договора: срок  м и форму расчетов.

Далее оценивается деловая репутация потенциального контрагента. При  положительном результате стороны могут оформлять договорные отношения.


Задача № 23

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Рассчитайте на планируемый год объем оборота розничной торговли по потребительскому обществу по товарной группе «Хлеб и хлебобулочные изделия». Оборот  по реализации хлеба в отчетном году составил 4220 тыс. руб. Численность населения  по прогнозу снизится на 2,5 %, а розничные цены на хлеб возрастут на 5 %.

РЕШЕНИЕ:

1)    Определим влияние изменения численности населения:

Δ ОбТ ( Δ Ч) = ОбТ отч * Δ Ч / 100 %,                      (13)

где    Δ ОбТ ( Δ Ч) – изменение оборота розничной торговли за счет изменения численности населения, тыс. руб.

         ОбТ отч – оборот розничной торговли в отчетном году, тыс. руб.

         ОбТ отч = 4220 тыс. руб.

         Δ Ч  -  изменение численности населения, %

         Δ Ч = - 2,5 %

Тогда, Δ ОбТ ( Δ Ч) = 4220 * (-2,5) / 100  = - 105,5 (тыс. руб. )

То есть, оборот розничной торговли  при изменении  численности населения упадет на 105, 5 тыс. рублей.

2)    Определим влияние изменения цен на хлеб  на оборот  розничной торговли:

Δ ОбТ ( Δ Ц = ОбТ отч * Δ Ц/ 100 %,                       (14)

где    Δ ОбТ ( Δ Ц) – изменение оборота розничной торговли за счет изменения  цен на товары, тыс. руб.

         ОбТ отч – оборот розничной торговли в отчетном году, тыс. руб.

         ОбТ отч = 4220 тыс. руб.

         Δ Ц  -  изменение цен на хлеб, %

         Δ Ч = + 5 %

Тогда, Δ ОбТ ( Δ Ц) = 4220 * (+ 5) / 100  =  211 (тыс. руб. )

То есть, оборот розничной торговли  при изменении  цен  вырастет  на 211 тыс. рублей.

3)    совместное влияние прогнозного изменения численности населения  и цен на хлеб определяем:

Δ ОбТ = Δ ОбТ ( Δ Ц) + Δ ОбТ ( Δ Ч),                       (15)

Δ ОбТ = 211 – 105,5 = 105,5 (тыс. руб.)

Таким образом, в плановом году объем розничной торговли возрастет на 105,5 тыс руб.

4)    результаты расчетов занесем в таблицу 1

Таблица 1

Результаты расчетов влияния факторов на объем розничной торговли в плановом году

№ п/п

Фактор

Влияние, тыс. руб.

Значение оборота в отчетном году, тыс. руб.

Значение оборота в плановом году, тыс. руб.

1

Сокращение численности населения

- 105,5

4220

4114,5

2

Рост цен

211

4220

4431


ИТОГО


4220

4325,5


         Таким образом, значение оборота розничной торговли в предстоящем плановом году составит 4325,5 тыс. рублей.

ОТВЕТ:

Значение оборота розничной торговли в предстоящем плановом  году составит 4325,5 тыс. рублей.



Задача № 39

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Рассчитайте сумму и уровень расходов на освещение на планируемый год на основе данных, занесенных в таблицу 2

Таблица 2

Исходные данные задачи

№ п/п

Наименование показателя

Ед. измерения

Обозначение

Значение

1

Оборот столовой по плану

тыс. руб.

ОбТ

2820

2

Площадь столовой

м2

S

260

3

Нормы освещенности на 1 м2

квт/ час

Носв

0,02

4

Стоимость 1 квт/ час

руб

Ст 1квт/час

0,95

5

Время работы столовой в сутки (без выходных)

час.

В

10


РЕШЕНИЕ:

1)       Рассчитаем затраты в квт/час на освещение всей столовой в час в соответствии  с нормами освещения:

Оs = Носв  * S,                      (16)

Оs = 0,02 * 260 = 5,2 (квт/час)

2)       Определим затраты в рублях на освещение всей столовой в час:

Ст час = Ст 1квт/ час * О s  час,                       (17)

Ст час = 5,2 * 0,95 = 4,94 (руб.)

3)       Определим затраты в рублях на освещение всей столовой в сутки при условии, что столовая работает 10 часов в сутки без выходных:

4)       Ст сутки = Ст час * 10,                           (18)

Ст сутки = 4,94 * 10 = 49,4 (руб.)

5)       Определим суммарные затраты в рублях на освещение всей столовой в год :

Ст год = Ст сутки * 365,                          (19)

Ст год = 49,4 * 365 = 17851 (руб.)

     6)   Определим уровень расходов на освещение столовой в планируемом году:

УР осв = Ст год / ОбТ ,                           (20)

Ур осв = 17851/ 2820000 * 100 = 0,63 (%)

ОТВЕТ:

Сумма расходов на освещение столовой равна 17851 руб, а уровень расходов 0,63 %


Задача № 48

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Произведите расчет оплаты труда рабочему 4 разряда за май месяц на основе  исходных данных в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные задачи

№ п/п

Показатель

Ед. измерения

Обозначение

Значение

1

Часовая тарифная ставка рабочего 4 разряда

руб.

Тс час

6?25

2

Норма выработки изделий  в смену

кг

Q см

560

3

Число человек в бригаде

чел.

Ч

3

4

Произведено продукции в месяц

кг

Q мес

78300


РЕШЕНИЕ:

1)    Определим сколько продукции в месяц произведено одним рабочим:

Q мес 1 раб = Q мес. / 4,                          (21)

Q мес 1 раб =  78300/ 3 = 29100 (кг)

2)    Определим число смен в месяц:

Ч смен = Q мес 1 раб / Q см,                   (22)

Ч смен  = 29100/ 560 = 52 (смены)

3)    При продолжительности рабочей смены 8 часов определим оплату труда рабочего в одну смену:

ОпТр см = ТС час * П см,                       (23)

где    П см – продолжительность смены, час

         Псм = 8 часов

ОпТр см = 6,25 * 8 = 50 (руб.)

4)    Определим оплату труда рабочего  4 разряда в месяц:

ОпТр мес = ОпТр см * Ч см,                   (24)

ОпТр мес = 50 * 52 = 2600 (руб.)

ОТВЕТ:

Оплата труда рабочего 4 разряда за май составит 2600 рублей.










Список литературы

1)    Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособ. – М.: ДиС, 2000. – 512 с

2)    Вебер М. Коммерческие расчеты от А до Я. – М.: ДиС, 2000. – 320 с

3)    Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учеб. – М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

4)    Российская торговая энциклопедия. В 5 т. – М.: РООИ и П за соц. защиту и справедливое налогообложение, 1999

5)    Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд, переаб., доп. – М.: Юристъ,1998. – 659 с.

6)    Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение: Учеб. – М.: Дашков и К, 2001. – 620 с.

7)    Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Дело и сервис, 2000. – 704 с.

8)    Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая  торговля. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Дело и сервис, 2000. – 544 с.