Тема № 10

Петровские реформы и начало модернизации

российского общества

План




1. Введение



2. Реформы Петра I: причины, цели, характер


3. Укрепление абсолютной монархии, ее основные черты. Образование Российской империи


4. Заключение















Введение

Выдающийся русский историк Л.Н. Гумилев дает такую характеристику преобразованиям Петра: «При Екатерине II родилась петровская легенда – легенда о мудром царе-преобразователе, прорубившем окно в Европу и открывшем Россию влиянию единственно ценной западной культуры и цивилизации. (…) На самом же деле все обстояло… совсем не так. Несмотря на все декоративные новшества, которые ввел Петр, вернувшись из Голландии: бритье, курение табака, ношение немецкого платья, - никто из современников не воспринимал его как нарушителя традиций. (…) Контакты с Западной Европой у России никогда не прерывались, начиная  по крайней мере с Ивана III. (…) Знающих иностранцев заманивали на русскую службу еще в XIV веке. (,,,) Да и отношение царя Петра к Европе, при всей его восторженности, в известной мере оставалось, если можно так выразиться, потребительским. Известна фраза царя: «Европа нам нужна лет на сто, а потом мы повернемся к ней задом». (…) Все петровские реформы были, по существу, логическим  продолжением реформаторской деятельности его предшественников: Алексея Михайловича, Софьи и Василия Голицына, - да и проблемы он решал те же самые. (…) И все же петровские реформы, являясь по сути продолжением политики западничества в России, оказались глубже, чем все предыдущие, по своему влиянию на русские стереотипы поведения».*

Действительно, многочисленные факты свидетельствуют, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Россия, где 9 июня 1672 года родился Петр, в некотором смысле уже была частью Европы, однако еще очень многое отличало ее от западных государств. Огромные территории, представляя собой мощные экономические ресурсы, слабо использовались, и управлять ими из центра, не имея жестких инструментов контроля и власти, было очень трудно.

·         Л.Н. Гумилев. «От Руси до России». М., 2000 г., стр.281 – 282.

Городов было мало (по сравнению со странами Европы): там жило около 5% населения России. Промышленность была развита слабо, и хотя уже складывался единой общероссийский рынок, товары на нем были в основном сельскохозяйственные и кустарно-ремесленные. Развитие внешней торговли тормозилось как слабостью промышленности, так и отсутствием выхода к морям – Черному и Балтийскому, доступны были только морские пути через Белое море, порт Архангельск.

Процесс секуляризации культуры уже шел полным ходом – церковный раскол и вызванные им духовные потрясения значительно ослабили влияние церкви на духовную и повседневную жизнь граждан, но светское образование только начинало формироваться, потребность в епропейски образованных людях  была невелика опять-таки из-за отсутствия видов деятельности, в которых они могли бы  проявить себя (кроме государственной службы).

Но действительно серьезные проблемы возникли в это время во внешней политике. Несмотря на экономическую слабость, международное влияние России росло В 1686 году Россия вступила в  Священную лигу, которая объединила ее с Польшей, Венецией и Австрией в борьбе против  Турции. Военные походы в Крым, предпринятые правительством царевны Софьи и князя Голицына, закончились неудачей, казна и военные силы были истощены, с севера угрожала Швеция. Неустойчивость власти, стрелецкие бунты, проникновение европейского влияние в экономику и культуру и рост антипольских настроений, духовные противостояния в обществе и консерватизм госаппарата  – такой принял в управление Россию 17-летний Петр. Ему предстояло разрешить если не все, то многие из этих проблем.







Реформы Петра: причины, цели, характер


Главной причиной реформ Петра I была, на наш взгляд, необходимость укрепить свои позиции в Европе, усилить внешнеполитическое влияние, преодолеть экономическую отсталость и  изоляцию страны, защититься от внешней агрессии и дипломатического и экономического давления европейских государств. Для этого в первую очередь нужна была сильная армия и флот, хорошее вооружение, не уступающее европейскому, профессиональные офицеры, военные инженеры, кораблестроители и т.д. А  для оснащения армии и флота необходимо было  развитие экономики, в первую очередь промышленности, постоянное пополнение казны для покрытия военных расходов, новые учреждения образования и др. Именно Петр понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их решение.

Еще одной причиной была скорость, с которой Петр I проводил свои преобразования. Понятно, что  за несколько десятков лет сознание русских людей, привыкших совсем к другому образу жизни, не могло измениться в сторону полного одобрения реформ, и Петру I потребовался сильный аппарат  принуждения, что привело к реорганизации государственного управления в целом, новые законы и правила, способствующие скорейшему развитию промышленности и торговли, и т.д. Причем никакого плана реформ у Петра I не было, многие решения принимались на ходу, непродуманно, затем отменялись, т.е. шел непрерывный процесс «проб и ошибок».

Можно назвать и такую причину, как личность самого Петра I. Петр сознательно противопоставлял себя, свои интересы, вкусы и привычки, приобретенные в результате общения с «просвещенными» немцами и голландцами, русской старине, которая для него ассоциировалась с ненавистной и опасной сестрой Софьей, стрелецкими бунтами и боярскими интригами. Петр I был одержим идеей государственной пользы и искренне верил в то, что действует для блага государства и всего народа. Ему хотелось скорее увидеть результаты своего труда, увидеть сильную процветающую Россию, и он  не жалел ни себя, ни других, ни сил, ни средств  в погоне за этой целью.

Собственно цели реформ Петра I  формулируются следующим образом:

1) укрепление политических позиций России в западной Европе;

2)    создание сильной боеспособной хорошо вооруженной армии и флота;

3)    развитие промышленности и торговли в России;

4)    реорганизация аппарата государственного и военного управления;

5)    обучение и воспитание собственных военных и управленческих кадров;

6)    укрепление политических и культурных связей с государствами Западной Европы

Характер преобразований Петра I, таким образом, был  принудительным, обусловленным политической необходимостью и личными качествами самодержца. Содержание преобразований касалось в первую очередь армии и госаппарата, промышленности, торговли, и в меньшей степени – культуры и образования.

Реформы, направленные на развитие  промышленности.

Ведущей отраслью экономики до сих пор было сельское хозяйство, осваивались новые земли - Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири, т.е. развитие шло экстенсивным путем, причем земля принадлежала боярам-вотчинникам и дворянам-помещикам. (Соборное уложение 1649 года, разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие).  В вотчинах возникали мануфактуры, в основном текстильные, но их роль в экономике страны была незначительна. К концу XVII века в стране насчитывалось всего 30 мануфактур.  За время  правления Петра I их число возросло до 200. 

Быстрыми темпами при Петре развивалась металлургическая промышленность. К середине XVIII века Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла. Действовали 75 металлургических заводов, из них 61 – на Урале, который стал важным промышленным районом. Кроме уже существовавшего Тульского оружейного завода,  были построены оружейные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга) и в Олонецком крае (Карелия). В 1719 году Петр I издал особый указ - Берг-привилегию, который позволял всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы.

В центральных районах страны наибольшее развитие получила текстильная промышленность, которая производила главным образом сукна для нужд армии. В Петербурге, Воронеже, Архангельске были построены верфи, развивалась новая отрасль промышленности – судостроение. В 1722 году был издан указ о создании ремесленных цехов  в русских городах.

Изменения в положении крестьян.

Еще в  1674 году черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. При Петре I отношение к крестьянам стало еще более жестким. В 1721 году в связи с необходимостью обеспечить заводы рабочей силой был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. Указом 1736 года они закреплялись за владельцами навечно, их можно было продать лишь вместе с заводом. Кроме того, с самого начала  крупного мануфактурного строительства, особенно на Урале и в Карелии,  к заводам стали приписывать крестьян, которые отрабатывали государственные  подати  на заводах по установленным расценкам. Таким образом, русская мануфактура почти ничем не отличалась от  крепостной вотчины.

Развитие торговли.

Уже в середине XVII века дворяне, бояре и особенно монастыри активно включались в торговые операции и промысловую деятельность. Вотчины торговали хлебом, солью, рыбой, производили на продажу вино, кожи, смолу, ремесленные изделия. Укрепились позиции купечества, внутренняя и внешняя  торговля возрастала. В 1667 году был издан Новый Торговый устав, повысивший пошлины на иностранные товары и ограничивающий деятельность иностранных купцов на территории страны, с тем чтобы создать благоприятные условия купцам российским.

К концу XVII века значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Реформы Петра I значительно ускорили этот процесс.

Развитие промышленного и ремесленного производства, выход к Балтийскому морю, установление политических связей со странами Северной Европы способствовали росту внутренней и внешней торговли. Главным центром внешней торговли стал Петербург, вторым по значению – Архангельск. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии, стали своего рода  привилегированным сословием.  В 1724 году был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. Об успехе мероприятий Петра в области торговли говорит такой факт: к 1726 году объем экспорта товаров из России вдвое превысил импорт.

Табель о рангах (1722 год).

Еще в 1682 году было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков). Возросло значение личных способностей, образования, умений должностных лиц – их соответствия занимаемой должности. «Разрядные книги», в которых фиксировались родословные и назначение на должности, были торжественно сожжены.

Петр I подошел к делу о родословных и сословиях радикально. Сам он выбирал себе помощников «по уму и знаниям», нередко людей незнатных, как  Меншиков. Табель о рангах окончательно отменяла родовые боярские привилегии и создавала условия для продвижения наверх талантливых людей из низших сословий. Согласно Табели о рангах все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов.  Занять каждый последующий ранг можно было только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший 8-го класса, получал потомственное дворянство. Это была своеобразная демократизация общества в условиях монархии.

Указ о единонаследии.

Указ, изданный в 1714 году,  уравнивал в правах дворянское поместье и боярскую вотчину, предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей, остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в государственных органах власти.

Изменения в налоговой системе.

Ежегодным налогом в пользу государства облагалось все население, кроме дворянства и духовенства. В 1718 – 1724 годах была проведена подушная перепись мужского населения и введена подушная подать. Если раньше единицей налогообложения был двор (подворная подать), то теперь – «душа мужского пола», все мужчины от  грудных младенцев до дряхлых стариков. Сбор налогов, суд и заботы о городском  благоустройстве были переданы городским магистратам – выборным органам (еще одно «демократическое» новшество по европейскому образцу). Для руководства магистратами в 1721 году был создан Главный магистрат.

В 1724 году Петр I издал указ о запрещении крестьянам уходить на заработки без письменного разрешения помещиков. Так было положено начало паспортной системе в России.

Реформа армии и создание российского флота.

Попытки реорганизации армии предпринимались еще при царе Алексее Михайловиче. Создавались так называемые  полки «нового строя», из вольных, «охочих» людей: солдатские (пехота), рейтарские (конница),  драгунские (смешанного строя). В них набирали также «даточных» людей: сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Существовало также регулярное стрелецкое войско, но его боеспособность не отвечала потребностям времени.

Петр I в 1705 году ввел  рекрутскую повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута (в 5 раз больше по сравнению с аналогичными мерами Алексея Михайловича). Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Солдаты, в отличие от стрельцов, не имели  личных хозяйств, не занимали торговлей и вообще  ничем, кроме военных упражнений и тренировок. Это было принципиальное нововведение – регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным обмундированием и вооружением, которая к   концу царствования Петра I насчитывала около 200 000 человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 000 давало казачество. Были введены новые военные уставы (1716 год), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий.

Главной гордостью страны стал флот – при Петре I было построено 48 линейных кораблей и 800 галер с экипажем 28 000 человек. Армия и флот, созданные Петром I, стали одними из сильнейших в Европе.

Эти преобразования, вызванные к жизни политической необходимостью и экономическими потребностями государства, в свою очередь создали условия для закрепления России в статусе, наиболее соответствующем ее положению на европейской арене.

 

Укрепление абсолютной монархии, ее основные черты. Образование Российской империи


Мерами укрепления государственной власти и превращения ее в абсолютную монархию стали  предпринятые Петром I реорганизация аппарата государственного управления, создание единой системы взимания налогов, подчинение церкви государству и официальное изменение названия государства – Российская империя. В немалой степени этому способствовали и военные успехи России.

Собственно переход к абсолютизму начался во второй половине XVII века. Помимо ослабления роли боярства и Боярской думы и уже упомянутого сожжения «разрядных книг», намечались и другие изменения. С 80-х годов XVII века прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор созывался в полном составе для принятия решения и воссоединении Украины с Россией. Тогда же изменился титул московского государя, в нем прозвучало слово «самодержец». Усиливалась роль чиновничьего дворянства, началась реорганизация громоздкой приказной системы: несколько приказов, близких по функциям, подчинялись одному лицу. Изменения вносились и в систему местного управления. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» - прообразы петровских губерний, их управители – воеводы  – были подотчетны непосредственно государю.

Однако существующий государственный аппарат не удовлетворял новым потребностям управления и  раздражал Петра своей неповоротливостью и волокитой. Нужна была мобильная, четко структурированная система управления армией, промышленностью, сельским хозяйством и государственным бюджетом. В создании такой системы Петр I опять-таки ориентировался на европейские образцы.

В 1711 году вместо Боярской думы  и подменявшей ее с 1701 года Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру сановников. Сенат разрабатывал новые законы, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации, но не имел, в отличие от Боярской думы, влияния на монарха, не мог оказывать давление, а находился у него в прямом  подчинении.

В 1718 – 1721 годах была преобразована система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 10 коллегий (прообразы министерств), каждая из которых отвечала за определенную отрасль управления. С целью укрепления власти на местах страну в 1708 году разделили на 8 губерний. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния делилась на провинции, их было 50. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно «наводить порядок». Местные органы управления подчинялись коллегиям, таким образом управление оказалось жестко централизованным. Значительно выросло число чиновников.  Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 года ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Произошло дальнейшее ослабление позиций церкви и ее фактическое подчинение государству. Авторитет церкви, значительно ослабленный в результате церковного раскола (попытки патриарха Никона добиться руководящей роли церкви в государстве) при Алексее Михайловиче, упал еще больше при Петре I, т.к. церковь традиционно ориентировалась на связи со странами юго-восточной Европы (православными) и  занимала консервативные позиции, а внешняя политика и реформы Петра I ориентировались на  Западную и Северную, главным образом протестантскую Европу. Культурные новшества Петра I церковь также не одобряла, считая их непристойными, и Петра это, конечно, не устраивало, и он принял свои меры.

Еще в 1700 году после смерти патриарха Адриана новый глава церкви не был избран, а был назначен местоблюститель патриаршего престола. А в 1721 году должность патриарха – главы русской церкви была упразднена. Вместо нее был создан Священный Синод, или Духовная коллегия. Наблюдение за деятельностью Синода  поручалось специальному государственному чиновнику – обер-прокурору. Таким образом, церковь перешла в подчинение государству и заняла позиции, сравнимые с позициями любого другого государственного института.

Реформы в управлении государством четко отразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. В результате реформ Петра I в начале XVIII века сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Российское государство приобрело все основные черты абсолютной монархии:

1)    законодательно закрепленная неограниченная власть императора на всей территории  страны;

2)    централизация власти сверху донизу, жесткая  иерархия системы управления;

3)    подчинение церкви государству и надзор за деятельностью церкви;

4)    оформление единого комплекса законов, регламентирующих экономическую деятельность граждан, действующих на всей территории страны;

5)    мощная армия и флот, подчиненные непосредственно императору.

Образование Российской империи. В итоге экономических  преобразований Петра 1 Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Административные реформы создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Церковная реформа помимо прочего провозгласила веротерпимость, право иностранцев и иноверцев беспрепятственно исповедовать свою религию и строить храмы. Военные успехи в Прибалтике обеспечили России выход к Балтийскому морю, а приобретение крупных портовых городов – Риги, Ревеля, Выборга – способствовало резкому увеличению внешнеторгового оборота. Но самым значительным событием царствования Петра была победа в Северной войне над Швецией – своим главным соперником за обладание прибалтийскими территориями. ПО Ништадскому миру (1721) Россия получила Эстляндию, Лифляндию, Ингрию и часть Карелии. Этот факт имел огромное значение для исторических судеб народов, вошедших в состав Российской империи: присоединение Прибалтики к России положило конец борьбе северных держав за обладание ею.

После окончания Северной войны Россия также получила возможность активизировать  внешнюю политику в Закавказье (Персидский поход 1722 – 1723 гг.). Результатом похода стало присоединение к России прикаспийских провинций Ирана, рост политического влияния России в Закавказье и установлению более тесных связей между ними.

Таким образом, территория России расширилась в стратегически важные области – в Прибалтику и Закавказье, значительно вырос международный авторитет страны за счет укрепления военной мощи, активизации внешней торговли и расширения политических и культурных связей со странами Европы. Границы страны не только расширились, но и укрепились, стабилизировалось и окрепло и внутриполитическое устройство. Все эти характеристики давали основания для изменения статуса государства.

В 1721 году Петра I провозгласили императором, что означало законодательное закрепление абсолютной власти самого царя. Государство стало называться Российской империей. Смена статуса последовала непосредственно после победы над Швецией и подписания Ништадского мира. Из экономически слабого и политически незначительного Московского царства Россия превратилась в великую европейскую державу, вышла на широкую международную арену, и ни один вопрос международной жизни  теперь не мог решаться без ее участия.
















Заключение


Реформы первой четверти XVIII века неотделимы от личности Петра I. Отношение к ним и у современников, и у историков неоднозначное. Одни специалисты говорят, что петровские реформы привели к консервации феодально-крепостнической системы, деформации естественных экономических процессов, нарушению прав и свобод личности. Другие утверждают, что это были прогрессивные изменения, прорыв в экономике и государственном строительстве, т.к. Петр развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, внешней  политике, финансах, государственном устройстве.

Несомненно одно: Петр действовал, как он сам неоднократно подчеркивал, исключительно ради блага и процветания государства, и в этом был вполне искренен. То, что он принял на себя ответственность единолично судить и решать, что именно является для государства благом, вполне отвечало  духу времени (ср. известное высказывание современника Петра I короля Франции Людовика XIV «Государство – это я!») и российскому менталитету.

Специфика  реформ Петра Великого состояла в том, что они проводились в годы напряженной и изнурительной Северной войны, решавшей судьбу страны:  быть ли ей суверенным государством  или оказаться зависимой от Швеции и продолжать прозябать в роли отсталой державы.

Результатом деятельности Петра I стало образование независимого, сильного в военном и политическом отношении централизованного государства, что было на тот период времени, пожалуй, единственным эффективным инструментом управления обширной страной с многоукладной системой хозяйствования, стремительный подъем промышленного производства и торговли и европейская ориентация образования и культуры для высших сословий. Все это определило дальнейшее направление развития России вплоть до наших дней.




Литература


1. Андерсон М.С. Петр Великий: Пер. с англ.  Ростов-на-Дону, 1997.

2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2000.

3. Ключевский В.О. История России: Статьи. – Статья «Петр Великий среди своих сотрудников». М., 2003.

4. Корелин А.П. Краткое пособие по истории.  М., 1992.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 2001.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. М., 2002.

7. Павленко Н.И. История России с древнейших времен  до 1861 года. М., 2001.