Содержание
Введение. 2
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности на товарном рынке. 4
1.1 Особенности коммерческой деятельности в современных условиях. 4
1.2 Факторы коммерции производителя товаров. 8
2. Анализ коммерческой деятельности на товарном рынке ООО «Наутилус». 13
2.1 Описание коммерческой деятельности предприятия. 13
2.2 Эффективность коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке. 16
3. Основные направления развития коммерческой деятельности торговой фирмы на товарном рынке. 20
3.1 Совершенствование товарного ассортимента - важнейшее условие эффективной работы товаропроизводителя. 20
3.2 Обоснование возможности расширения географии продаж и система товароснабжения. 22
Выводы и предложения (вместо заключения) 24
Список литературы.. 26
Введение
Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи с формированием рыночных отношений в экономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий и, зачастую, определяет дальнейшее его существование.
Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует как понимания задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой работы.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
Адекватно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на товарном рынке.
В рыночной экономике важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Этот закон является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой. В этой связи и возникает функция цены как критерия оптимального размещения производства, капитала.
Предприятие решает: что, сколько, когда, где, какого качества изготовлять, кому и на каких условиях продавать свою продукцию. Следовательно, и экономические последствия решений, принимаемых хозяйством отражаются на конечных результатах его деятельности.
Правительство страны ставит под торговлей задачи улучшения торгового обслуживания населения, обеспечения его всеми необходимыми товарами высокого качества по доступным для покупателей ценам.
В настоящее время состояние торгового обслуживания населения еще далеко несовершенно и не удовлетворяет необходимым требованиям: недостаточно необходимых товаров, особенно отечественного производства; еще невысокое качество отдельных товаров отечественного производства; многие товары дорогие, не соответствуют доходам населения; еще много недостатков в работе поставщиков товаров (заводов, фабрик, мясокомбинатов, других предприятий перерабатывающей промышленности, оптовых торговых организаций и розничных магазинов, в частности, не соблюдаются договорные отношения между участниками коммерческой деятельности, имеет место большое количество торговых посредников, снижающих цену на товары у товаропроизводителей и существенно повышающих цены для конечных потребителей товаров и др.
В этой связи тема курсовой работы является актуальной.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа эффективности коммерческой деятельности на товарном рынке разработать основные направления по ее развитию.
Объектом исследования является комбинат ООО «Наутилус».
При написании работы были использованы общепринятые методы экономических исследований, такие как монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие.
Период исследования охватывает 1998 - 2000 годы, а по отдельным показателям были использованы данные с 1996 года.
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности на товарном рынке
1.1 Особенности коммерческой деятельности в современных условиях
Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.
В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политической экономии, дает такое весьма своеобразное толкование понятия «рынок»: «Сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы». В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филип Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок - это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».[1] Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популярном учебнике «Экономикс»: «Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».[2]
Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок - это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».[3] В узком смысле рынок - это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в условиях экономической деятельности являются: добровольность; возмездность; эквивалентность; свободный обмен информацией.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложение, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влияние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, - конкуренция.
В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют следующие основные группы рынков: средств производства и производственных видов деятельности; потребительских товаров, услуг, жилья; зданий и сооружений непроизводственного назначения; рабочей силы; ценных бумаг, валюты; информации и инноваций.
Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи: государство; предприятия; домашние хозяйства.
В таблице приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.
Предметы купли-продажи субъектами рынка.
Субъект рынка |
Предмет продажи |
Предмет покупки |
Государство |
Услуги государственных организаций и учреждений. Земля, природные ресурсы, жилье, лицензии |
Товары общественного, государственного, пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.) |
Предприятия |
Товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность |
Рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги |
Домашние хозяйства |
Труд, имущественные ценности, товары, услуги |
Потребительские товары, услуги, имущественные ценности |
Сегодня, несмотря на многозначительные трудности, Россия входит в рыночные условия, и рыночные категории находят все более широкое распространение в нашей экономике.
В частности, под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра - все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена. Услуги - неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.
Система национального счетоводства, отражая это обстоятельство, включает в себя валовый выпуск как продукции, так и услуг: валовый выпуск продуктов; выпуск рыночных услуг; выпуск нерыночных услуг.
Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохранения, народного образования и др.
Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи[4].
Применяя к торговым услугам классификацию услуг по характеру удовлетворяемых потребностей и по участию в создании стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга наряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости ( товарной на денежную), маркетинговых исследованиях потребительских рынком, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара. В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.
Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительной стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.
Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Различают следующие виды торговли: оптовая - реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают; розничная - реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Таким образом, торговая деятельность является сложным и многогранным процессом, и она требует постоянного анализа и совершенствования.
1.2 Факторы коммерции производителя товаров.
Ниже рассматриваются факторы коммерции производителя, определяющие эффективность коммерческой деятельности, те факторы, которые вытекают из ее целей и показывают через какое существо воплощаются цели коммерции товаропроизводителя. Эти факторы можно было бы определить как факторы, являющиеся залогом успеха коммерческой деятельности предприятия - производителя товаров. Поскольку коммерция - обмен товара на деньги, то факторами обмена должен являться фактор, показывающий сколь хорошо удовлетворяются потребности потребителей товара, насколько эффективно меняет потребитель деньги на товар, и фактор, показывающий сколь эффективно производит товар производитель, насколько эффективно меняет производитель товар на деньги.
Обычно коммерческая деятельность рассматривается с точки зрения коммерческо-посреднической деятельности, что накладывает на ее рассмотрение отпечаток большей или меньшей самостоятельности и не затрагивает глубину производственного участия предприятия в ней. Поскольку в данной книге анализирует коммерческая работа на предприятии - производителе товаров, то в основу результатов коммерческой работы закладываются производственные факторы, отражающие рыночное влияние субъектов рынка.
Факторы помогают понять суть коммерческой работы на предприятии - производителе товаров, выяснить от чего зависит ее результативность и на этой основе выбрать направления работы, связывающей воедино коммерческую и производственную деятельности на предприятии. Такими факторами являются[5]:
- качество товара, которое показывает в какой мере выполнены в товаре требования потребителей, направленные на удовлетворение потребностей;
- качество производства, характеризующее эффективность произведенных затрат при производстве товара данного качества.
Объединение факторов качества товара и качества производства позволяет получить обобщенный показатель производства и реализации товаров предприятием - рентабельность оборота предприятия (уровень издержек в цене, в товарообороте), показывающий насколько эффективно предприятие производит и реализует товары данного качества.
Рассмотрение факторов связано с возможностью оценки по ним не только своего предприятия, но и необходимостью рыночной оценки по ним конкурентов для получения сопоставимых результатов. На основе анализа этих факторов и предлагается строить коммерческую работу, которая приобретает конкретную направленность в части рыночных исследований по качеству товара и качеству производству этого товара у производителя товара и его конкурентов, при выборе товарной номенклатуры, сегментации рынка и пр.
На рисунке 1 приведена схема, показывающая каким образом через действие факторов оценивается эффективность коммерции предприятия.
Качество товара воздействует на потребителя и позволяет производителю устанавливать рыночные взаимоотношения с потребителем назначением цены товара в соответствие с его качеством. Качество производства позволяет производителю иметь определенные издержки при производстве товара данного качества и устанавливать свои рыночные взаимоотношения с конкурентами через издержки в соответствие с качеством производства.
Одна из целей коммерческой деятельности состоит в удовлетворении потребностей покупателей через товары, производимые предприятием.
Деятельность, связанная с удовлетворением потребностей людей через товары, столь широка и многообразна, что обычное перечисление ее наименований заняло бы многие страницы текста, однако, привлекая для ее описания экономическую терминологию, можно свести ее к не столь большому кругу вопросов, связанному с понятием качества товара и задачей представляется возможность нахождения понятий, а с ними и метода, который позволил бы поставить и решить задачу общего подхода к оценке качества товара, на основе которого можно было рассчитать эффективность тех или иных факторов на конкретных примерах.
Когда мы говорим о более глубоком понимании товарного рынка, то подразумеваем вполне конкретное содержание, смысловое значение которого можно было бы определить как понятие качества. При этом понятие качества распространяется как на товар, так и на сам товарный рынок, но в различной трактовке и выражается разными факторами. Рассмотрим сначала то, что относится к качеству товара.
Учитывая, что потребитель различает товары одного названия по потребительским функциям, которые в каждом конкретном товаре выражают реализованную потребность ( в одном товаре хорошо реализованную, в другом - хуже , в третьем - лучше), свяжем эти потребительские функции с определением качества товара, понимая под качеством товара его сравнительную характеристику с другими товарами по потребительским функциям.
Качественное понимание рынка непосредственно связано с качеством товара и должно выражать мнение потребителей товара о его свойствах, о работе, о том, как он выполняет свои функции. Один товар выполняет свои функции хорошо и им покупатель доволен, другой товар выполняет свои функции хуже, им покупатель доволен меньше. Свое удовлетворение первым товаром покупатель выражает в виде готовности купить этот товар по более дорогой цене, считая, например, что, купив более лучший товар по более дорогой цене, он в дальнейшем затратит меньше средств на ремонт, если бы приобрел товар более худший. Как говорится, «скупой платит дважды». Можно говорить, что рынок реагирует на качество товара ценой, которая является тем общим показателем, который полностью отражает наши представления о качестве товара - при плохом качестве товара его цена уменьшается и, напротив, товар хорошего качества приобретается по более высокой цене.
Товаром называют продукт, созданный трудом человека для удовлетворения определенной потребности людей, предназначенный для обмена на деньги ( или другие товары) и востребованный потребителем.
Из этого определения можно выделить четыре свойства товара. Во-первых, этот продукт должен удовлетворять определенную потребность людей, во-вторых, он создан трудом человека, в-третьих, он предназначен для обмена на деньги и в-четвертых, он должен быть востребован потребителем. В настоящем изложении товар рассматривается в этих аспектах: как фактор удовлетворения потребностей людей, которые нуждаются в товаре и готовы обменять его на деньги после определенного выбора.
Потребность вызывает появление товара, и каждый конкретный товар удовлетворяет определенные потребности в процессе его использования, при этом проявляются функциональные возможности товара, обусловленные его реальным исполнением и являющиеся функциями самого товара. Каждый конкретный товар осуществляет одну или несколько функций, которые и обеспечивают удовлетворение потребностей.
Функция потребностей (потребительская функция, свойство) - внешнее проявление свойств товара или отдельных его частей в определенных условиях. Функция потребностей - это деятельность, работа, назначение, действие какого-либо товара в данной системе отношений.
Описание потребности и функции товара в принципе совпадают. Отличие между ними заключается в том, что понятие потребности всегда связано с человеком (определенной общностью людей), поставившим задачу реализации потребностей и изготовлением товара, оно носит общий характер, а понятие функции всегда связано с конкретным носителем этих функций - товаром (или его элементами), реализующим эту потребность, в связи с чем функция, отражая потребность выражает присущую носителю определенность. При этом человек часто вступает в двух ролях - как субъект, формирующий потребность и как элемент объекта, реализующий эту потребность. Все это необходимо учитывать товаропроизводителям в своей повседневной работе.
2. Анализ коммерческой деятельности на товарном рынке ООО «Наутилус»
2.1 Описание коммерческой деятельности предприятия
ООО «Наутилус» является одним из процветающих в настоящее время, предприятий пищевой индустрии города Новосибирска.
Только в 1998 году оно произвело 18924 тонны кондитерских изделий, и это не смотря на то, что финансовый кризис августа 1998 года и последовавший за ним рост курса доллара США уменьшили объем импорта отдельных видов сырья и компонентов, на основе которых изготавливаются кондитерские изделия.
В конечном итоге результаты 2000 года оказались ниже результатов 1999 года, котором были достигнуты наивысшие за период 1996-2000 годов показатели производства и реализации продукции. Анализ показывает, что, как объем производства, так и объем продаж в 2000 году оказались ниже, чем в 1999 году.
Примечательно то, что по отдельным кварталам года объемы производства, а, следовательно, и продаж, существенно колеблются. Наиболее производительными за анализируемый период являются первый и четвертый кварталы, т.к. в это время имеется достаточное количество сырья, а также имеется и спрос на изделия.
Резкий подъем производства и реализации изделий в 4 квартале 2000 года обусловлен резким увеличением цен на импортные изделия и следственно возросшим спросом на отечественную продукцию. Все это свидетельствует о большом производственном потенциале отечественных товаропроизводителей, им только нужна поддержка со стороны государства.
Однако следует отметить, что не все цеха комбината работали с одинаковой напряженностью. Данные за последние 7 лет приведенные в таблице 1 - наглядное тому подтверждение.
Анализ приведенных данных показывает, что за рассматриваемый период объем выпуска кондитерских изделий сократилось на 3,1%. Однако произошло это главным образом за счет уменьшения производства крекеров и шоколадных конфет.
Таблица 1. Объемы производства кондитерских изделий по отдельным цехам ООО «Наутилус», т.[6]
Цех |
11996 |
11997 |
11998 |
11999 |
12000 |
в % к 1999 году |
Карамельный |
3935 |
4014 |
3112 |
3112 |
4852 |
93,2 |
Конфетно-розничный |
2924 |
3844 |
3333 |
3112 |
4185 |
107,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Цех № 7 |
3622 |
4453 |
2439 |
1951 |
2133 |
100,7 |
в т.ч. карамельная линия «Прогресс -1000» |
|
|
|
|
|
193,7 |
Вафельный |
1038 |
977 |
894 |
920 |
1149 |
98,3 |
Крекерный |
3636 |
4480 |
3593 |
2716 |
3607 |
86,0 |
ИТОГО |
15155 |
17768 |
13371 |
11811 |
15926 |
96,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Карамель |
3935 |
4014 |
3112 |
3112 |
4852 |
112,4 |
Конфеты и шоколад |
6546 |
8297 |
5772 |
5063 |
6318 |
90,5 |
Одновременно с этим выросло производство карамели, в первую очередь на новой карамельной линии «Прогресс-1000» Данные структурные изменения соответствуют изменениям доходов населения. Как известно, уровень доходов в настоящее время значительно снизился по сравнению с дореформенным периодом. Вследствие этого упал спрос на дорогостоящие кондитерские изделия, в частности на шоколадные конфеты, а карамели как наиболее дешевые изделия, приобрели еще большую популярность и их выпуск увеличился.
Одновременно с увеличением объема выпуска изделий, проводилась большая работа по улучшению их качества.
В частности, в 1998 году специалистами предприятия разработаны и освоены в производстве 16 новых сортов продукции в количестве 192,9 тонн (см. Таблицу 2), против 10 видов в количестве 644 тонны в 1997 году.
Таблица 2. Новые сорта кондитерских изделий 1998 года.[7]
Наименование изделий |
Линия |
Количество, кг |
1. Карамель «Ежевика» 2. Конфеты «Жар-Цвет» 3. Конфеты «Вальс-каприс» 4. Конфеты «Звездный мальчик» 5. Шоколад «Барышня» 6. Конфеты «Первоклассница» 7. Конфеты «Батончики с орехом» |
Прогресс - 1000 ЛПК -700 ЛПК -700 ЛПК -700 Линия 850/870 ШПФ- 22 |
53620 42951 11088 891 4502 2682 4152 |
ИТОГО по цеху № 7 |
|
119886 |
Конфетный цех 8. Конфеты «Мулатка» 9. Конфеты Осень» 10. Конфеты «Абрикосовые» 11. Карамель «Княжеская» Розничное отделение 12. Конфеты «Мишутка» 13. Конфеты «Полянка» 14. Конфеты «Звездный дом» 15. Конфеты «Пастушок» |
ЦФ -1 ЦФ -1 ЦФ -1 ЦФ -1 Намазная ШПФ - 18 ШПФ - 18 ШПФ - 18 |
24286 2205 2023 532 2370 11072 14472 10422 |
ИТОГО по конфетному цеху |
|
67382 |
Крекерный цех 16. Крекер с маком и кунжутом |
|
5636 |
ИТОГО по крекерному цеху |
|
5636 |
ВСЕГО по предприятию |
|
192904 |
Приведенные данные показывают, что комбинату удалось смонтировать и пустить в строй действующих 6 новых линий с более производительным оборудованием, обеспечивающим производство более качественной продукции. Это потребовало значительных капиталовложений и других материальных ресурсов, но в то же время обеспечило более эффективную работу предприятия не только в настоящее время, но и на будущее.
2.2 Эффективность коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке.
Главной экономической целью коммерческой деятельности любого товаропроизводителя является обеспечение конкурентоспособности своего предприятия. Это в свою очередь требует разработки грамотной товарной политики, поиска эффективных рынков сбыта, обеспечения максимальной прибыли как в производстве, так и в реализации продукции.
С позиции коммерческой деятельности, ООО «Наутилус» имеет неплохие результаты своей деятельности. В частности, как свидетельствуют данные таблицы 3 реализация произведенной продукции осуществляется успешно, хотя в определенные годы наблюдался и спад.
Таблица 3. Объем реализации отдельных видов продукции
ООО «Наутилус», т.[8]
Виды изделий |
11996 |
11997 |
11998 |
11999 |
22000 |
12000 г. в % к 1996г. |
Карамель |
3930 |
4046 |
3063 |
3075 |
4883 |
171,5 |
Мягкие конфеты |
6498 |
8308 |
5742 |
5016 |
6394 |
112,6 |
Вафли |
1027 |
974 |
924 |
904 |
1167 |
122,1 |
Крекеры |
3630 |
4488 |
3515 |
2706 |
3640 |
106,6 |
ВСЕГО |
15085 |
17826 |
14168 |
11701 |
16084 |
125,7 |
Наиболее неблагоприятными были для предприятия 1998 - 1999 годы. Однако комбинату удалось преодолеть падение производства и более того, уровень реализации в 1998 – 2000 годах превысил уровень 1996 года, причем по всем выпускаемым видам продукции без исключения. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась реализация карамели и вафлей. По крекерам прирост реализации оказался минимальным, что свидетельствует о том, что освоенный предприятием рынок насыщен данными изделиями и надо осуществлять поиск новых рынков сбыта данного товара.
Учитывая снижающийся из года в год уровень жизни населения России и стран ближнего зарубежья, мы считаем, что для завоевания новых рынков и расширения уже освоенных, предприятие должно в первую очередь снизить отпускные цены на кондитерские изделия. А чтобы это осуществить, надо добиться снижения их себестоимости.
Однако при рассмотрении динамики затрат, представленной в таблице 4, они растут.
Таблица 4. Себестоимость производства 1 тонны продукции, тыс. рублей (неденоминированных).[9]
Статьи калькуляции |
1996 |
11997 |
11998 |
11999 |
12000 |
в % к 1997 |
Сырье |
418 |
1219 |
3257 |
3696 |
4248 |
125,3 |
Вспомогательные материалы |
14 |
148 |
521 |
906 |
1016 |
154,9 |
Тара |
7 |
96 |
337 |
320 |
301 |
75,7 |
Топливо |
1 |
9 |
35 |
38 |
46 |
84,8 |
Вода |
2 |
8 |
13 |
39 |
49 |
110,2 |
Электроэнергия |
4 |
26 |
71 |
115 |
124 |
90,3 |
Заработная плата |
19 |
76 |
154 |
364 |
393 |
112,5 |
Отчисления на социальные нужды |
7 |
29 |
60 |
135 |
147 |
110,2 |
Цеховые расходы |
24 |
215 |
630 |
1224 |
1180 |
117,6 |
Общефабричные расходы |
66 |
220 |
604 |
750 |
845 |
124,9 |
ВСЕГО |
562 |
2046 |
5682 |
7587 |
8350 |
124,3 |
в том числе: |
|
|||||
Условно-переменные |
472 |
1610 |
4448 |
5613 |
6325 |
125,4 |
Условно-постоянные |
90 |
436 |
1234 |
1974 |
2025 |
120,6 |
Удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости, % |
16 |
21 |
22 |
26 |
24,2 |
--- |
Приведенные данные показывают, что затраты на производство кондитерских изделий из года в год устойчиво растут. Только с 1997 по 1998 годы они увеличились на 24,3%. При этом в наибольшей степени выросли затраты на вспомогательные материалы, которые в основном поступают по импорту, на сырье и заработную плату. Существенно выросли цеховые и общефабричные расходы, что свидетельствует о преуспевающей жизни предприятия и отсутствии строгого режима экономии.
В целом, несмотря на рост себестоимости продукции, комбинат увеличивает получаемую прибыль, так как цены на продукцию предприятия тоже растут. При этом судя по данным таблицы 5, рост цен на производимую предприятием продукцию опережает рост затрат, а потому прибыль увеличивается.
Таблица 5. Изменения показателей отчета о прибылях, тыс. руб.[10]
Показатели |
1999 |
2000 |
Прирост в 2000 г. (+) относительно 1999 г. |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг ( без НДС и акцизов) |
186632 |
235073 |
+48441 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, услуг. |
161173 |
193172 |
+31999 |
Коммерческие расходы |
9543 |
7326 |
-2217 |
Прибыль от реализации |
15916 |
34575 |
+18659 |
Прочие операционные доходы |
2301 |
3076 |
+775 |
Прочие операционные расходы |
4291 |
3184 |
+12921 |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, всего |
13927 |
20439 |
+6512 |
Налог на прибыль |
2445 |
6889 |
+4444 |
Отвлеченные средства |
11482 |
13550 |
+2068 |
Приведенные в таблице данные показывают, что несмотря на значительный рост затрат по комбинату, прибыль все равно увеличилась. Этому способствовало не только увеличение цены произведенного товара, но и экономия коммерческих расходов, т.е. затрат связанных с реализацией продукции. Правда, прочие операционные доходы оказались меньше расходов, что несколько убавило получаемую прибыль. Но в наибольшей степени прибыль уменьшилась из-за налогов, сумма которых увеличилась в большем объеме, чем увеличилась прибыль, что свидетельствует об ужесточении налогового бремени.
3. Основные направления развития коммерческой деятельности торговой фирмы на товарном рынке
3.1 Совершенствование товарного ассортимента - важнейшее условие эффективной работы товаропроизводителя.
Мы считаем, что работа по совершенствованию ассортимента кондитерских изделий в ООО «Наутилус», как впрочем, и на других родственных предприятиях, должна осуществляться по следующей схеме.
Во-первых, непосредственно на предприятии-изготовителе необходимо выявить, какие сорта конфет и других кондитерских изделий дают какую прибыль, сопоставив для этого производственные затраты по каждому виду и сорту изделий с отпускной их ценой.
Во-вторых, необходимо проанализировать оборачиваемость товара в торговле, ибо, чем быстрее реализуется товар, тем больше можно получить прибыли за один и тот же календарный срок.
Наконец, во внимание следует принять величину торговой розничной наценки, которую устанавливают торговые предприятия. А она, как известно, зависит от отпускной цены товара, величины спроса на него и других факторов. Причем по кондитерским изделиям у предприятий торговли имеется широкое поле для маневра, так как по этой группе товаров нет ограничений в размере торговых наценок, ибо она не относится к социально значимой. Здесь все определяется экономическими условиями и, прежде всего конкурентной борьбой в сфере торговли.
Здесь нами учтены не все сорта и виды кондитерских изделий, которые выпускает комбинат, ибо, если охватить весь ассортимент, потребуется очень большой объем печатных листов.
Анализ полученных данных убедительно доказывает, что в производстве наиболее выгодны шоколадные конфеты. Из них наибольшую прибыль в расчете на единицу продукции дают такие сорта, как «Звездный мальчик» и «Пастушок».
Производство карамели менее выгодно. Тем не менее отдельные их виды приносят прибыли до 1125 рублей на тонну - речь идет о карамели «Клубника со сливками», в то время как «Мятная» дает предприятию только 850 рублей прибыли[11].
Производство крекеров не дает предприятию ощутимой прибыли, так как используемые здесь отдельные компоненты закупаются по импорту и имеют высокую цену, особенно после августовского падения курса рубля. И хотя розничные цены на крекеры существенно возросли, они едва-едва перекрывают затраты.
Однако при планировании ассортимента выпускаемой продукции, только изложенной информации товаропроизводителю мало.
Ему необходимо учитывать еще и то, как реализуется произведенная продукция, потому что при недостаточных объемах продаж производство вынуждено будет остановиться, т.к. пищевые товары не могут храниться больше установленного срока, это ведь не металлические или пластмассовые изделия.
Да если бы произведенный товар мог долго храниться, все равно его производство при сокращении сбыта неминуемо падает из-за отсутствия оборотных средств.
Следовательно, оптимизация ассортимента для товарного рынка должна осуществляться и с учетом результатов продаж.
В расчет мы примем объемы реализации в розничной торговле кондитерских изделий только по Новосибирской области, потому что получить информацию из других регионов не представляется возможным. А ведь речь идет не только о объеме продаж, но и величине наценок, а она неодинакова в различных торговых предприятиях.
Но с большой долей вероятности можно допустить, что в других регионах России ситуация примерно такая же, что и в Новосибирской области, а потому полученные результаты едва ли будут существенно отличаться от тех, которые были бы исчислены в Томской или Омской областях.
Кроме того, с распадом СССР исчезли различия в национальных особенностях жителей отдельных регионов, например, казахов, узбеков, эстонцев, бурятов, хакасов и т.д.
Поэтому приведенные данные типичны для всей России, а они наглядно свидетельствуют, что в сложившихся условиях ООО «Наутилус» должен расширить выпуск шоколадных конфет «Звездный мальчик» и «Пастушок». Из карамельных - конфеты «Клубника со сливками», из крекеров - продукцию с маком и кунжутом.
3.2 Обоснование возможности расширения географии продаж и система товароснабжения
У ООО «Наутилус» имеются хорошие заделы и богатый опыт в производстве высококачественной продукции. Этому способствует, прежде всего, наличие хорошей сырьевой базы. В Томской области функционирует девять специализированных плодоводческих хозяйств, которые производят 30-35 тыс. тонн плодов и ягод в год. Из этого сырья можно произвести достаточное количество компонентов для производства кондитерских изделий.
Кроме того, в области функционирует одиннадцать сахарных заводов, а сахар - основное сырье для большинства видов конфет. Небольшое расстояние перевозки его, а также то обстоятельство, что закупку сахара можно осуществлять непосредственно у товаропроизводителя, делают возможной его низкую стоимость, что также благотворно влияет на эффективность работы кондитерского комбината.
Ему только надо активизировать работу по расширению географии продаж своей продукции. Однако до настоящего времени эта работа на комбинате осуществляется не всегда успешно и с неодинаковыми результатами в отдельных регионах.
Приведенные данные показывают, что наибольших успехов в увеличении объемов реализации кондитерских изделий комбинат добился в Новосибирской и Томской областях. В то же время в Кемеровской области и красноярском крае ООО «Наутилус» имеет очень слабое присутствие, а кроме того оно не возрастает, а даже сокращается.
В настоящее время, когда отменена система прикрепления покупателей к поставщикам, осуществляется свободная купля-продажа товаров и созданы условия для самостоятельного выбора магазинами поставщиков товаров, возрастает значимость коммерческой деятельности по установлению оптимальных хозяйственных связей с различными предприятиями.
Выводы и предложения (вместо заключения)
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ООО «Наутилус» является одним из ведущих предприятий пищевой промышленности Новосибирской области, работающее эффективно даже в условиях нестабильной экономики России в целом.
Это достигается благодаря постоянной напряженной работе коллектива по обновлению ассортимента выпускаемой продукции, модернизации имеющегося оборудования, внедрению прогрессивных технологий.
Комбинат успешно осуществляет коммерческую деятельность на товарном рынке. С 1996 по 2000 годы он увеличил объем продаж кондитерских изделий на 25,7%, а по карамельным конфетам на 71,5%.
Менее всего был прирост в продаже крекеров, что свидетельствует о насыщенности данным товаром освоенного предприятием рынка и необходимости поиска нового. Эта работа ведется, но не во всех регионах одинаково успешно.
Очень результативной она оказалась в Томской, Новосибирской и Омской областях.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности исследуемой торговой фирмы на товарном рынке и улучшения ее результативности, коммерческой службе ООО «Наутилус» необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции на основе учета эффективности производства и эффективности реализации, по методике, предложенной в работе.
- Сосредоточить внимание и ресурсы на производстве наиболее выгодных с позиции производства и сбыта изделий. Расчеты показали, что таковыми являются шоколадные конфеты «Звездный мальчик» и «Пастушок», карамельные конфеты «Клубника со сливками», крекер с маком и кунжутом и другие изделия.
- Для завоевания новых рынков сбыта комбинату следует не только участвовать в проводимых кем-то выставках, а самому устраивать выставки-продажи своих изделий в городах и областных центрах, где продукция комбината неизвестна. Это можно сделать совместно с другими предприятиями города Новосибирска.
- В городах, где продукция комбината уже завоевала популярность необходимо открыть фирменные магазины по реализации кондитерских изделий, например, под вывеской «Конфеты соловьиного края».
- В связи со снижением жизненного уровня населения, необходимо больше выпускать наборы конфет в коробках весом 100-150 грамм, используя кассетный способ укладки, и увеличивая, таким образом, размеры коробок без увеличения веса содержимого.
- Комбинату следует определить свой целевой рынок, для чего необходимо выбрать целевую группу магазинов по признакам их размеров, специализации и т.д.
Практическая реализация всех этих предложений сделает товарную политику комбината еще более эффективной.
Список литературы
1. О свободе торговли. Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. (Российская газета - 1992.- 1 февраля).
2. О мерах по государственному регулированию и улучшению торгового обслуживания населения. Постановление от 12.08.1994 г. - №38 -с.3
3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая.- М.; Юридическая литература. 1994. - 240 с. Часть вторая 1996.
4. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. Минск. «Высшая школа» 1998 .
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Бизнес», 1990.
6. Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 1992.
7. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995.
8. Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001.
9. Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи» 2001.
10. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. М.; 2000.
11. Панкратов Ф.Г. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для ВУЗов.- М. - ИВЦ «Маркетинг». 1994.
12. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность . Учебник. М.; Информ-центр. 1996.
13. Проблемы торговли; управление, маркетинг, финансовый анализ. ; Сб научных трудов. / Под редакцией В.Ф. Егорова; Санкт-Петербургский торгово-экономический институт./. - СПб, 1995.
14. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.; Наука, 1999.
15. Фатрел Ч. Основы торговли. - М.: Довгань, 1996.
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990. - С.54.
[2] Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 1992. - С.61.
[3] Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995. - С. 95.
[4] Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.; Наука, 1994 – с. 92.
[5] Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. М.; 1998. - с 320.
[6] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 48.
[7] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 49
[8] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с 54.
[9] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 55.
[10] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 57.
[11] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 98.