ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
РЕГИОНАЛЬНАЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
на тему: «Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции»
Вариант № 5
Выполнил:
Курс, поток, специальность, группа
№ зачетной книжки
Ф.И.О.
Проверил:
Должность
Ф.И.О.
Уфа, 2008 г.
Содержание
1. Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции …….
2. Задача № 1 ……………………………………………………………………
3. Задача № 2 ……………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………….
1. Организация (фирма) в рыночной экономике.
Цель, задачи, функции
Понятие фирмы, ее общая характеристика.
В современной экономике насчитывается примерно 40 млн. фирм, 99% которых относится к сфере малого и среднего бизнеса. Почти половина из них функционирует в США. В России с началом рыночных реформ также быстро растет количество разнообразных фирм – в торговле, промышленности, сфере услуг, финансовом секторе, в других отраслях экономики. Если в плановом хозяйстве бывшего Советского Союза было в общей сложности около 40 тыс. предприятий, то в российской экономике сегодня уже действует несколько миллионов фирм.
Организация (фирма) как хозяйственная структура и как экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» (от итал. Firma – подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. [6]
В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.
Вместе с тем нужно отметить, что в экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».
В научной и учебной литературе широко используется не одно. А два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном, промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» - общее понятие коммерческой организации.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.
Вместе с тем следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие выполняет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции. [3. С. 25-26]
Рынок – совокупность интересов действий существующих и потенциальных покупателей и продавцов, а так же условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующий через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.
Организация (фирма) в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или международный рынок. Организация (фирма) в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуации. Рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий, учет которых необходим при характеристике положения предприятия в рыночной экономике.
Прежде всего, это общественное разделение труда, возникновение обмена, что привело к появлению денег, которое расширяло стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. В результате появлялось товарное производство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные для него предметы.
Важным условием складывания экономических отношений является экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает вследствие экономической обособленности интересов, исторически возникшей на базе частной собственности. Впоследствии экономическая обособленность начала опираться и на коллективную собственность, тоже, однако ограниченную каким-то определенным кругом интересов (кооперативы, хозяйственные общества, государственные предприятия и т.д.).
Чтобы рыночное хозяйство эффективно функционировало, необходимо еще и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление внерыночного регулирования хозяйством допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. С другой стороны, сама организация (фирма) является продуктом рыночных отношений. Выделим основные, наиболее существенные признаки таких институтов координации хозяйственных действий людей (табл. 1).
Таблица 1
Признаки институтов координации хозяйственных действий людей
Рынок |
Организация |
Предполагается обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам) |
Основывается на концентрации (объединении) факторов производства |
Господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми – через цены, деньги |
Господство прямых (непосредственных) форм связей между сотрудниками |
Использование экономических (материальных) стимулов; исключается прямой диктант, приказ |
Предполагается единоначалие основывается на административных методах управления |
Источник [7].
Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархическую, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
Фирма необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственная и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии получить результаты, которых добиваются две, три, или больше фирм. На поведения каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. [4. С. 23-26]
Таким образом можно сделать следующий вывод, фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений. [5. С. 55-56]
Цели, задачи и функции фирмы.
Целью деятельности фирмы является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество. [1. С. 24]
Бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать относительно высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства, все это и составляет важную цель предпринимательства – удовлетворение общественных потребностей.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:
· увеличение объема продаж;
· достижение более высоких темпов роста;
· увеличение доли рынка;
· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
· увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
· увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
· изменение структуры капитала.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.
Фирмы не могут успешно стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприятия, предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены соответствующим капиталом, всеми необходимыми материальными ресурсами, квалифицированными кадрами. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе фирмы – бизнес-плане. Ясно сформулированная цель необходима так же, как основа выработки критерия оценки текущего положения дел. Наличие цели позволяет строить базу сравнения и рассматривать ценность текущих контрактов и обязательств, решений об инвестициях и инновациях с точки зрения их соответствия долгосрочным перспективам.
Существенным качеством современного предприятия, фирмы является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие изменения к этим целям. Для этого менеджерам и специалистам надо быть компетентными в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью постоянно учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе.
Важность наличия у фирмы цели обусловлена также необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию и поддержать заинтересованность в работе персонала фирмы и, в первую очередь, наемных менеджеров.
Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналом. Соответственно каждая из областей реализует и свои цели.
Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная частная задача предприятия, фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг. [2. С. 8-9]
Литература
1. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 608 с.
2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601 с.
3. Экономика предприятия (фирма): Учебное пособие / под ред. А.С. Пелих, Т.А. Высоцкая. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 512 с.
4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. Е.Л. Кантора. – СПб.: Литер, 2003. – 352 с.
5.Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.И. Шежленко. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 592 с.
6. www. myvzfei.ru.
7. www. ucheba.info.ru.