Содержание

                                                                                                                             стр.


Введение                                                                                                                3

1. Зарождение практики управления                                                            5    

2. Развитие различных подходов  к управлению                                                  7

     2.1  Школы в управлении                                                                         7

     2.2.Процессный подход                                                                          10

     2.3. Системный подход                                                                                  11        

     2.4. Ситуационный подход                                                                            13     

3. Развитие менеджмента на современном этапе                                         14

Заключение                                                                                                           19

Список литературы                                                                                              21

















                                                      Введение            

 

Менеджмент представляет собой особый вид профессио­нальной деятельности, направленной на достижение пред­приятием, действующим в рыночных условиях, оптималь­ных хозяйственных результатов на основе применения мно­гообразных принципов, функций и методов социально-эконо­мического механизма менеджмента. Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время — это область зна­ний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управ­ления.

 Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление — это самостоятельная область знаний, наука, имею­щая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и спосо­бы их решения. В определении менеджмента как науки подчерки­вается важность системных, упорядоченных знаний в этой области.

 Развитие управ­ления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объ­екты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управле­ния всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех органи­зации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

   В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства нача­ли все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать сущест­вование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управ­ления.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного уп­равления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.





















1. Зарождение практики управления.


          Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова. Практика управления  имеет  такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной, только начиная с 1910г.

Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой  можно выделить уровни управления. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководители этих организаций были короли и генералы. Так же были и лейтенанты, были хранители житниц, погонщики и надсмоторщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми.  Хорошим примером тому служит Римская  империя, просуществовавшая  сотни лет.  Формы почти всех видов проявления современного управления   можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом характер и структура управления в те времена  отличалась от сегодняшних.

 Например, пропорция между руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения.  Очень часть руководство осуществлялось одним человеком.

Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) был хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более менее гладко. Когда к власти приходил неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.

Были примеры в истории организаций, которые управлялись так же как, организации управляются в наше время. Ярким примером является Римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в наше время, и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня.

Хотя организации существуют столько, сколько существует мир, люди не задумывались как управлять ими системно. Людей интересовало, как использую организацию, заработать больше денег, приобрести политическую власть, но не то, как управлять ими.

Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организаций, едва ли вызывало интерес к способам и средствам управления. В начале 19 века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим жилью, улучшал условия работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские   для того времени, явились уникальным прорывов в суть человеческого восприятия действительности и  роли руководителя.

Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение управленческой деятельности началось только со времен Ф. Тейлора.

Взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Концепция систематизированного управления развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины ХIХ века до 20 – х годов  века нынешнего.

Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований было вызвано объективной реальной развития экономики.


2. Развитие различных подходов  к управлению


К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управ­ления.

На рисунке 1 представлена эволюция управления как науки во временном периоде (от зарождения науки до настоящего времени). Явно просматривается, какие подходы в управлении получили развитие на практике менеджмента и на современном этапе, а какие остались лишь в теории.

 










Рис. 1. Эволюция управления как науки.


2.1. Школы в управлении

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в сле­дующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количествен­ная школа). Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор использу­ют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

Научное управление.

          Создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добива­ясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управ­ления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинте­ресовать работников в увеличении производительности и объема производства. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих фун­кций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область на­учных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

  Административная школа.

   С возникновением административной школы спе­циалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенство­ванию управления организацией в целом.

Возникновение  этой школы связывают с именем Анри Файоля, которого иногда называ­ют отцом менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсаль­ный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как плани­рование и организация.

      Вторая категория классических принципов касалась построения структуры ор­ганизации и управления работниками. Примером может служить принцип единона­чалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

     Школа человеческих отношений

     Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуни­кации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отноше­ний, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных от­ношений.

    Главный постулат поведенческого подхода состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

     Количественный подход

   Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных мето­дов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, кото­рые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

    Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористско­го подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.


2.2. Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — ото не какое-то единовременное действие, а серия непре­рывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управлен­ческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концеп­ции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координи­ровать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функции Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планиро­вание, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководст­во, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключе­ние сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.


2.3.         Системный подход

         Когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

    Такие эффекты возникают при изменениях физического характера, вроде необ­ходимости нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых машин и оборудования, а также при изменениях одной из управленческих функций.

Напри­мер, если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руково­дителей большую свободу действий, это повлияет на мотивацию данного руководителя, на то, как он будет вести себя со своими подчиненными, и на то, как подчиненные будут взаимодействовать с новым руководителем. Кроме того, может снизиться мотивация к работе других руководителей, которые находятся на той же ступени иерархической лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать себя ущемленными по многим организационным аспектам, влияющим на их работу. Все эти изменения будут происходить в разное время. Следовательно, в будущем организация станет некоей иной целостностью, находя­щейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли. Чтобы наглядно представить себе эти взаимодействия и многочисленные послед­ствия, руководители, в особенности на высшем уровне, должны увидеть перспективу для организации в целом и для связей организации с окружающей средой. Руководи­тели не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь. Руководители должны осознавать непос­редственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредован­ное воздействие на различные аспекты организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду. В сегодняшнем сложном мире организации чрезвычайно трудно увидеть «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», кото­рые либо отвлекают внимание, либо загораживают перспективу и не дают возмож­ности воспринять картину в целом. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов.

     Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно пере­плетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех «школ» которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

         

2.4. Ситуационный подход

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Цен­тральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот под­ход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

      Ситуационный подход, разработанный в конце б0-х годов не считает, что концеп­ции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки уп­равления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и. не рассматривает их по отдельности.

    Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об органи­зационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концеп­ция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

   Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организа­ции наиболее эффективно.

   Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между ор­ганизациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значи­мые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникнет необходимости прибегать к догад­кам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. К счастью для руководителей, хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены. Установление этих основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.

  Ситуационный подход представляет собой наибо­лее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.


3. Развитие менеджмента на современном этапе


Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изме­нения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управ­ление развивались по мере того, как развивались общественные от­ношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология произ­водства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления — изменялось и учение об управле­нии. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следо­вания за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управ­ления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых проис­ходили широкие преобразования в практике управления[1].

Ниже приведены в сравнении управление и организации в древности и на современном этапе. (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение старой и современной организации

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций

Большое количество чрезвычайно мощных крупных  организаций, как коммерческих, так и не коммерческих

Относительно небольшое количество руководителей, практически отсутствие руководителей среднего звена

Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности

Четко очерчены  управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдение законности  и порядка.

Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и рациональность.


Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась тео­рия управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношения­ми. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управле­ния. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли. В таблице 2 отмечены принципы управления, присущие централизованному управлению и управлению в рыночных условиях

Таблица 2

Принципы


Централизованное управление

Рыночные отношения

Демократический централизм


+

Единоначалие

+


Единство политического и хозяйственного руко­водства

+


Отраслевой и территориальный подходы


+

Плановость

+


Научность

+

+

Стимулирование:       моральное;         материальное


+


+

Ответственность


+

Профессионализм в подборе кадров


+

Партийность в подборе кадров

+


Патернализм в подборе кадров

+


Экономичность


+

Эффективность


          +


Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явле­ний — задачи, человек, управленческая деятельность. Для началь­ной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Можно совершенно по-разному структурировать совокупность учений об управлении: по авторам, по времени создания, по странам и т.п. Управленческая мысль XX в. разбита на две большие группы в зависимости от того, была ли разработана управленческая теория преимущественно применительно к одному из трех названных выше явлений, либо теория имеет синтетический характер.

Возникновение и объективная необходимость управления, т.е. как профессии и самостоятельного вида деятельности предопределена следующим:

· общественным разделением труда

· развитие в кооперации

· увеличение масштабов производства

Методы и формы менеджмента менялись и совершенствовались в тесной связи с фазами промышленного развития. Существуют три основные фазы:

1. эпоха массового производства (начало 20в. до 30-х годов)

2. эпоха массового сбыта (30-е до 60-е годы 20в.)

3. постиндустриальная эпоха (середина 60-х)

Акцент для этой фазы переносится все больше на проблемы продвижения товара на рынок. Характерные особенности для третьей фазы:

· Жесткая конкуренция

· Быстрое устаревание основного капитала

· интернационализация предпринимательства

· курс решения стратегических задач

В таблице 3 выделены принципы управления, господствующие до середины XX века и современные (на рубеже XXI века):

Таблица 3

Принципы


До середины XX века

На рубеже XX и XXI веков

Максимальное разделение труда


+

Передача полномочий и ответственности


+

Дисциплина

+

+

Единоначалие

+


Единство команд и действий


+

Соотношение целей и личных интересов


+

Мотиваторы к результативной деятельности: материальные; поведенческие; материальные и духовные

+


Централизация

+


Децентрализация


+

Скалярная цель

+


Порядок и дисциплина

+

+

Справедливость


+

Стабильность

+


Инициатива


+

Корпоративный дух


+





Заключение


       Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организа­ции, но управление стало признанной и широко распространенной научной дис­циплиной только начиная с 1910 г.  В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классиче­ская школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социаль­ного взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха органи­зацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассмат­ривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях. Школа науки управления использует количественные методики, такие как по­строение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе  процессного, системного и ситуационного подходов.

     Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. Основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Комму­никации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

  Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоя­щую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между от­дельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

    Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, опре­делив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на органи­зацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применены к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явле­ний — задачи, человек, управленческая деятельность. Для началь­ной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.  Управленческая мысль XX в. разбита на две большие группы в зависимости от того, была ли разработана управленческая теория преимущественно применительно к одному из трех названных выше явлений, либо теория имеет синтетический характер.


                            




    


Список использованной литературы:


1.     Бовыкин В. Новый менеджмент. – М.: Экономика, 1997.

2.     Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001.

3.     Гончаров В.В.  Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. - М.: МНИИПУ, 1998.

4.     Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента – М.: ИНФРА – М, 1998.

5.     Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте - М.: Дело, 1996.

6.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

7.      Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов. – М.: Зерцало, 1998.




[1] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: 2002г., стр.45