СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1. Формы мифа.................................................................................................... 5
2. Функции мифа................................................................................................. 7
3. Мифология как форма общественного сознания........................................ 14
Заключение........................................................................................................ 17
Список литературы........................................................................................... 18
ВВЕДЕНИЕ
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном. Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов.
Разнобой в суждениях о мифе можно объяснить несколькими причинами. Безусловно, миф - живое явление сознания и культуры, его формы и содержание меняются от эпохи к эпохе, хотя это не означает, что нельзя попытаться найти адекватное, инвариантное понимание содержания этих форм, а тем самым и сущности самого феномена мифа. Другая причина - большое число определений понятий самой культуры (свыше 400). Это естественное явление, поскольку темпы накопления человечеством социального опыта и потребность в его рационализации и освоении обгоняют, как правило, рост наличного понятийного аппарата. В итоге новые явления и новый опыт начинают описываться в старых понятиях, в результате чего последние обрастают дополнительными смысловыми «слоями» и приобретают новые, подчас неожиданные и странные значения.
Цель работы – рассмотреть взаимодействие мифологии и культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:
1. Рассмотреть формы и функции мифа.
2. Рассмотреть мифологию как форму общественного сознания.
1. Формы мифа
В зависимости от функций и сфер влияния можно выделить несколько форм бытования мифа в культуре:
1. Древний, или архаический миф, - миф доклассового или традиционного общества. Исследователи сходятся на том, что древний миф репрезентирует специфику и характер мифологического мышления в наиболее полной, канонической форме. Формы архаического мифа - словесный, вещный, действенный.
2. Новый миф, представляющий собой продукт нового времени, практически является переработкой древних мифов.
3. Следующая группа мифов выделяется на основе функционирования в различных сферах культуры. К ним относятся, например, религиозные, социальные, художественные, политические мифы[1].
Чтобы выяснить сущность мифа как феномена культуры, его роль на различных этапах эволюции человеческого общества, возьмём за основу наиболее раннюю форму мифа, а именно миф архаический, встроенный в социокультурные структуры доклассового общества.
Из всех явлений культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен в самой своей сути, pro логика, если только он обладает таковою, бросает вызов эмпирико-научному сознанию. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различия между видами, родами или семействами. В мифическом мышлении самым сильным и глубоким импульсом является чувство единства с природой. Подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мир на классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспособностью примитивного человека уловить эмпирические различия между предметами. Он обладает большими знаниями о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью.
«Миф возник в первобытном обществе как интегральная форма духовного освоения мира и выступал как «нерасчлененная идеологическая первоматерия, из которой еще не успели выделиться наука и словесность, история и сага, религия и право, философия и теология...»[2]. Первобытный миф являлся синонимом первобытного общественного сознания, в котором не выкристаллизовались еще «формы» и «уровни» (различаемые исследователями в общественном сознании более поздних эпох) и для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным, естественным и сверхъестественным. В своем непосредственном виде миф рождается и существует в первобытном обществе как освященная действием сверхъестественных сил история творения мира и человека. История, задающая нормы восприятия и поведения, критерии оценки и вместе с тем живая, т.е. воспроизводимая последующими поколениями через переживание мифа, через мнимое возвращение к первоистокам бытия»[3].
Первобытные мифы - это не просто сознание, но скорее целая культура, включающая материальную, в частности обрядовую культуру, бессознательное обобщение «на образном уровне духовно-материального опыта жизнедеятельности многих поколений.
Образы мифа - ни в коем случае не аллегории. Но они также отнюдь не являются тщательно выбранным одеянием, в которое облечена абстрактная мысль; Образность не отделима от мысли. Она представляет собой ту форму, в которой было осознано впечатление.
Иррациональный аспект мифа станет особенно ясен, если мы вспомним, что древние не удовлетворились простым пересказом своих мифов как несущих информацию историй. Они драматизировали мифы, видя в них особую силу, эффективность которой можно было повысить декламацией.
Святое причастие - хорошо известный пример драматизации мифа. Другой пример можно найти в Вавилонии. Каждый раз во время новогоднего праздника вавилоняне разыгрывали одержанную Мардухом победу над силами хаоса в первый день Нового года, когда был создан мир. На ежегодном празднике декламировался эпос о сотворении мира. Вавилоняне рассматривали свою историю сотворения мира не как удовлетворительное с рациональной точки зрения описание того, как возник мир. Древний человек не придумывал ответы, для него ответ открывался в результате его взаимоотношений с природой. Поэтому представлялось разумным, чтобы человек каждый год в решающий поворотный пункт года объявлял о знании, делимом им с природными силами с тем, чтобы в очередной раз облечь их могущественной истиной этого знания.
Жизненный мир человека изначально имеет символическую природу. Механизм социализации древнего человека в немалой степени был связан с усвоением знаковых символических форм. В символах концентрируется реальность, в которой присутствует глубочайшая сущность мира[4].
2. Функции мифа
Остановимся подробнее на функциях мифа, так как одной из существенных характеристик мифа является его полифункциональность, проявляющаяся в том, что на различных этапах культурно-исторической жизни общества, или в контексте таких феноменов культуры, как история, религия, политика, наука, литература, - роль мифа будет различна.
Миф правомерно рассматривать как историческую форму символизации в контексте определенной культуры. Естественно, функции мифа в первобытном обществе будут отличаться от функций в последующие эпохи.
Среди многообразных функций архаического мифа можно отметить коммуникативную, которая возникает благодаря изначальной направленности мифологического сознания на специфический род духовного общения и приобщения к групповым ценностям, и шире — ценностям этническим. Повышенная эмоциональность, экспрессивность и суггестивность мифа обеспечивает его функционирование в обществе.
Данную функцию можно рассматривать в двух аспектах: синхроническом (единовременном) и диахроническом (историческом). Первый аспект вступает в силу при необходимости срочных совместных действий какой-либо группы для борьбы с общим врагом. Миф объединяет, сплачивает. Более длительное действие мифа в обществе - диахроническое, когда миф вбирает в себя ценностные ориентиры духовного плана, является заместителем институциональных форм, выступает носителем общественных или групповых идеалов, целей, норм, например, дает цели подрастающему поколению. Миф выступает как механизм приобщения индивида к жизни и ценностям определенной группы, племени, нации, этноса, то есть служит средством самоидентификации. При этом духовные ценности транслируются в горизонтальном плане - от одной группы, племени, нации к другим, и в вертикальном - от одного поколения к другому. Миф, таким образом, выступает как средство и способ общения, причем с превращением мифа в литературный факт эта функция не утратила своего значения, поскольку коммуникативные функции литературы и искусства связаны с их семиотической природой.
В дописьменный период культуры, вполне естественно, миф выполняет мнемоническую функцию, роль памяти, способствуя сохранению культурных стереотипов, жизнеспособных в данной среде. Эта функция начинает действовать со времен мезолита, но и после изобретения письменности она частично сохраняется.
Миф несет и не менее важные сигнификативную и моделирующую функции, которые заключаются в построениях знаковой системы действительности и модели окружающего природного и социального мира. В мифах, особенно космогонических, закреплена модель Вселенной, отражающая миропонимание древнего человека. Так, в мифологии структура мира состоит из трех частей: небесной, земной и подземной. Первым и основным ярусом в иерархии мира, например, для язычников-славян был мир небесный, населенный небожителями-богами: Сварогом, Даждьбогом, Перуном и т.д. Средний, земной, мир был местом обитания человека, также местом пересечения путей человека и разного рода сакральных существ, всевозможных духов природы (домовых, водяных и леших). Подводный и подземный миры представлялись своеобразной преисподней, где жили черти, бесы и бог подземного мира Чернобог (Ящер).
Зачастую основные модели космоса у различных народов совпадали, например, для индоевропейской мифологии характерно представление о мире как о диске, который держится на спине кита или черепахи. Многие исследователи считают моделирующую функцию главной или, по крайней мере, базовой для всей мифосистемы, а, кроме того, несущей большой сакральный заряд.
Нормативная функция мифа связана с общественной жизнью первобытного или архаического человека. Мифология служила в данном случае заменой еще не возникших общественных и правовых институтов, она закрепляла существующие порядки и обычаи, увековечивала и оберегала их. Миф закреплял структурные принципы мира и провозглашал незыблемость природного, общественного и космического порядка. Естественно, что данную функцию миф выполнял до появления специализированных форм государственного и общественного устроения, с появлением же различных общественных институтов нормативная функция устранилась; миф уже не может конституировать социальную целостность.
Социализирующая функция мифа связана с тем, что в ней выкристаллизовывались духовные ориентиры, нормы и ценности, общественные порядки, обычай и обряды. Мифы касаются не только вопросов мироустройства, но и воспитывают, прививают нормы и ценности молодым членам рода, то есть выступают наряду с различными обрядами (например, инициации) как некий способ приобщения к социуму. Миф формировал первобытный коллектив, прививая индивидууму социальные качества, благодаря которым они становились полноправными членами общества. Важной функцией мифа является функция создания коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Обсуждая мифологический аспект, мы не случайно употребляем термин «коллектив», а не «социальная группа». Мифами образуются именно коллективы, мифы наделяют их содержанием и энергией. Социальная группа - формальная категория, и все классификации групп - формальны; используя их, гораздо труднее уловить исторические сдвиги.
Еще одна функция мифа - формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудие единения коллективного субъекта с поступком, а с другой - орудие соединения представления с поступком. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов.
Следующая функция мифа - формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и.разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия - это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика - это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, т.е. территорией. В то же время эти мифы энергизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия.
Миф в первобытном обществе выступает не только как механизм социализации, но и как средство интериоризации - когда внешние отношения становятся частью внутреннего мира члена того или иного коллектива. При этом выживание индивида и всего рода зависит от того, насколько глубоко индивид воспринимает доминирующие ценности и нормы данной группы, то есть насколько успешно пройдет процесс адаптации. Не последнюю роль в процессе социализации играют различного рода запреты, табу и другие системы знаков, посредством которых управляется индивид и коллектив.
«Процесс интериоризации происходит на всех этапах человеческого развития, он характерен для индивидов различных культур. Процесс погружения социальных связей в глубь сознания в логическом плане есть процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», ее готовых феноменов в культуру мышления, динамическую, расправленную, конденсированную в точке личности. Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность»[5].
Важными функциями мифа являются аксиологическая и телеологическая, в которых выразилась аттрактивная сторона человеческой субъективности, ценностное отношение субъекта мифологического сознания к миру, общезначимые ценности и цели исторического развития, с помощью которых индивид может ориентироваться в различных жизненных ситуациях и соответствующим образом корректировать свои поступки. В мифе закреплена безусловная ценность данного носителя мифологического сознания или целого рода, ярко выражен эгоцентризм первобытного человека и архаического коллектива в целом. Этнографы неоднократно отмечали, что члены архаичных коллективов считают себя во всех отношениях выше других, а место своего обитания принимают за центр мироздания. В мифах закрепляются ценностные самоопределения субъекта мифологического сознания, а поскольку для него возможное и действительное тождественны, то и собственная роль в истории понимается как выдающаяся и исключительная. Более того, уже в древнейших мифах, ритуалах и празднествах в символической форме закреплен принцип инверсии статусов, миф о реванше всего маргинального, лиминального и бесструктурного над структурно оформленным и сильным. В.Тэрнер и другие исследователи в этой связи замечают, что взгляды «коммунитас» (структурно низших, тяготеющих к полной бесструктурности) связаны с ожиданиями эсхатологической катастрофы, важное звено которой составляет момент гибели богов или их добровольное принесение себя в жертву для искупления грехов человечества и рода. Тоталитаризм с его выраженным эсхатологическим аспектом и ритуалы инверсии общественного статуса в архаичном коллективе имеют несомненное сходство и древние корни. Чем слабее в действительности по сравнению с другими какая-либо нация или общество в целом, тем сильнее в них слышны идеи мессианизма и веры в великое будущее, не имеющие под собой никаких практических оснований, приобретающие характер социального иллюзионизма. С аксилогической тесно связана телеологическая функция мифа, т.к. в мифе отражаются исторические цели и задачи племени, нации, народа, дается определенная картина прошлого и конструируется будущее, поэтому эту функцию подразделяют на а) генетическую и б) прогностическую. Цели субъектов мифологического сознания формулируются в имплицитной форме, в ярких и запоминающихся образах, способных сразу же привлечь к себе внимание и оказывать сильное психологическое давление. Главным в данном случае становится привлечение наибольшего количества сторонников, желательно всего народа.
О телеологической функции писали Ж.Сорель, А.ф.Лосев и др. Мы не будем останавливаться детально на рассмотрении этой важной, но достаточно разработанной функции, а сошлемся на В.М.Пивоева, который указывал, что миф «создает иллюзию единства народа с властью, поскольку они объединены в мифе единой Целью и движением к ней, не допускает критической рефлексии, значит, обеспечивает прочность и незыблемость идеологии и политических структур; служит духовно-психологической опорой политическому режиму, на основе которой возможно манипулирование сознанием масс, создает обнадеживающую картину мира, примиряет Человека и массы с временными трудностями и бедствиями»[6].
Этиологическая функция (познавательная) мифа заключается в попытках дать объяснение причинам и способам возникновения отдельных частей мира, а также человека. Сюда же относятся объяснения гибели человека, живых существ и мира в целом. Миф, например, дает ответ на вопрос — каким образом из Хаоса возникла Вселенная (космогонические мифы). Очень распространен в мифологиях различных народов миф о браке Неба и Земли, миф о Мировом яйце, миф о происхождении космоса из расчлененного тела бога или тотема. Этиологическую нагрузку несут и полярные космогоническим эсхатологические мифы (наиболее известный из них запёчатлён в «Апокалипсисе»). Полностью этиологическую функцию выполняют так называемые этиологические мифы, в которых дано приемлемое для мифологического сознания объяснение причин возникновения отдельных явлений универсума и человека (антропологический миф о создании человека). Этиологические мифы призваны объяснить внешний облик и характерные черты живых существ, появление того или иного предмета или природного явления. Сакральная часть этиологических мифов объясняла, например, каким образом появился огонь, горы, леса; профанный массив - каким образом возникли более мелкие и незначительные природные объекты (отдельные реки и т.п.)
Познавательная функция зачастую объявлялась в истории изучения мифологии основной, но на самом деле она является скорее побочным продуктом мифического сознания. Признанные авторитеты в деле изучения мифологии А.Ф.Лосев, О.М.Фрейденберг отмечали нецеленаправленный характер познания и антикаузальность мифического мышления, отличающее миф от других форм освоения действительности. Безусловно, в мифе, так или иначе, откладывались в наличной форме продукты рационального знания и интуитивного постижения, объяснения мироздания, определения крупицы общечеловеческого опыта, то, что современные феноменологи обозначают понятием Fremdefahrung - «опыт чужого», который затем конструировал знания последующих поколений. Известно, что отличительной особенностью мифологического сознания является проекция качеств и свойств индивида на все мироздание, что приводит к социоантропоморфизму. Мифологическое сознание очеловечивает природные силы, перенося на них свои природные переживания, носящие субъективный характер, и в результате природные явления воспринимаются им как сверхъестественные и демонические.
Компенсаторной функции мифа в последнее время исследователи отводят значительную роль. Миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способность мифа, при этом происходит отождествление реального и воображаемого, желаемого и действительного и т.п. Ограниченность человеческих возможностей и непрочность собственного существования, постоянно находящегося во власти непонятных человеку сил, страх перед необъяснимым и таинственным в мире природы, осознанием конечности земного бытия и неизвестность посмертного — все эти факторы приводили к необходимости адаптации к окружающей действительности, подхлестывали воображение. Замечено, что интерес к мифу обострялся в переломные моменты истории, в эпохи кризисов и потрясений, и это происходило, наряду с другими причинами, и потому, что-с помощью мифа человек пытался сделать жизнь более приемлемой, обжить непонятный мир, сконструировать более привлекательное и светлое будущее.
3. Мифология как форма общественного сознания
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.
Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
· диахронический (рассказ о прошлом)
· синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, «теоретический» и «практический»[7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифы - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколение в поколение. Мы можем сказать об образе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе как первичной реальности мы так сказать не можем. Первообраз - это образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияние. Первообраз - это своеобразный «глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помыслить сам первообраз также трудно, как увидеть глаз. Разве что с помощью зеркала. В зеркале же мы увидим лишь самих себя. Наш собственный вид и есть один из первообразов.
Исходя из вышеизложенного, мы можем определить миф как первичную реальность, воспроизводящуюся при помощи сакральных действий и обусловливающую мировоззрение и поведение человека, представляющую собой онтологическое основание и экзистенциальную форму человеческого и социального бытия.
Таким образом, миф предстает как универсальное явление, в котором сфокусировано прошлое, настоящее и будущее.
Список литературы
1. Барт Р. Мифология. М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Мифология Древнего мира. М.: ГИС, 1997.
4. Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: Проспект, 1993.
5. Саровская И.Г. Мифология. СПб: Питер, 2000.
[1] Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М., 1993, С. 115.
[2] Барт Р. Мифология. М.:ИНФРА-М, 2000. С. 256.
[3] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 26.
[4] Саровская И.Г. Мифология. СПб: Питер, 2000. С. 65.
[5] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 82.
[6] Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: ИНФРА-М, 1993. С. 123.
[7] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 15-16.