СОДЕРЖАНИЕ




Введение.............................................................................................................. 3

1. Формы мифа.................................................................................................... 5

2. Функции мифа................................................................................................. 7

3. Мифология как форма общественного сознания........................................ 14

Заключение........................................................................................................ 17

Список литературы........................................................................................... 18

ВВЕДЕНИЕ


Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Понятию «миф» невозможно дать одно единственное оп­ределение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, куль­турном. Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контек­сте, в какое смысловое поле оно включено, в какой поня­тийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в со­циологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается осво­бодить сознание от всех мифов.

Разнобой в суждениях о мифе можно объяснить несколь­кими причинами. Безусловно, миф - живое явление созна­ния и культуры, его формы и содержание меняются от эпохи к эпохе, хотя это не означает, что нельзя попытаться найти адекватное, инвариантное понимание содержания этих форм, а тем самым и сущности самого феномена мифа. Другая при­чина - большое число определений понятий самой культу­ры (свыше 400). Это естественное явление, поскольку темпы накопления человечеством социального опыта и потребность в его рационализации и освоении обгоняют, как правило, рост наличного понятийного аппарата. В итоге новые явления и новый опыт начинают описываться в старых понятиях, в результате чего последние обрастают дополнительными смыс­ловыми «слоями» и приобретают новые, подчас неожидан­ные и странные значения.

Цель работы – рассмотреть взаимодействие мифологии и культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:

1.     Рассмотреть формы и функции мифа.

2.     Рассмотреть мифологию как форму общественного сознания.

 

 

 

1. Формы мифа

 

В зависимости от функций и сфер влияния можно выде­лить несколько форм бытования мифа в культуре:

1.  Древний, или архаический миф, - миф доклассового или традиционного общества. Исследователи сходятся на том, что древний миф репрезентирует специфику и характер ми­фологического мышления в наиболее полной, каноничес­кой форме. Формы архаического мифа - словесный, вещ­ный, действенный.

2.  Новый миф, представляющий собой продукт нового времени, практически является переработкой древних мифов.

3. Следующая группа мифов выделяется на основе функ­ционирования в различных сферах культуры. К ним относят­ся, например, религиозные, социальные, художественные, политические мифы[1].

Чтобы выяснить сущность мифа как феномена культуры, его роль на различных этапах эволюции человеческого обще­ства, возьмём за основу наиболее раннюю форму мифа, а именно миф архаический, встроенный в социокультурные структуры доклассового общества.

Из всех явлений культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен в самой своей сути, pro логика, если только он обладает таковою, бросает вызов эмпирико-научному сознанию. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различия между видами, родами или семействами. В мифи­ческом мышлении самым сильным и глубоким импульсом яв­ляется чувство единства с природой. Подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мир на классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспо­собностью примитивного человека уловить эмпирические различия между предметами. Он обладает большими знания­ми о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью.   

«Миф возник в первобытном обществе как интегральная форма духовного освоения мира и выступал как «нерасчлененная идеологическая первоматерия, из которой еще не успели выделиться наука и словесность, история и сага, религия и право, философия и теология...»[2]. Пер­вобытный миф являлся синонимом первобытного обществен­ного сознания, в котором не выкристаллизовались еще «фор­мы» и «уровни» (различаемые исследователями в обществен­ном сознании более поздних эпох) и для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным, естествен­ным и сверхъестественным. В своем непосредственном виде миф рождается и существует в первобытном обществе как освященная действием сверхъестественных сил история тво­рения мира и человека. История, задающая нор­мы восприятия и поведения, критерии оценки и вместе с тем живая, т.е. воспроизводимая последующими поколениями через переживание мифа, через мнимое возвращение к первоистокам бытия»[3].

Первобытные мифы - это не просто сознание, но скорее целая культура, включающая материальную, в частности обрядовую культуру, бессознательное обобщение «на образ­ном уровне духовно-материального опыта жизнедеятельнос­ти многих поколений.

Образы мифа - ни в коем случае не аллегории. Но они также отнюдь не являются тщательно выбранным одеянием, в которое облечена абстрактная мысль; Образность не отде­лима от мысли. Она представляет собой ту форму, в которой было осознано впечатление.

Иррациональный аспект мифа станет особенно ясен, если мы вспомним, что древние не удовлетворились простым пе­ресказом своих мифов как несущих информацию историй. Они драматизировали мифы, видя в них особую силу, эф­фективность которой можно было повысить декламацией.

Святое причастие - хорошо известный пример драмати­зации мифа. Другой пример можно найти в Вавилонии. Каж­дый раз во время новогоднего праздника вавилоняне разыг­рывали одержанную Мардухом победу над силами хаоса в первый день Нового года, когда был создан мир. На ежегод­ном празднике декламировался эпос о сотворении мира. Вавилоняне рассматривали свою историю сотворения мира не как удовлетворительное с рациональной точки зрения описа­ние того, как возник мир. Древний человек не придумывал ответы, для него ответ открывался в результате его взаимоотношений с природой. Поэтому представлялось разумным, чтобы человек каждый год в решающий поворотный пункт года объявлял о знании, делимом им с природными силами с тем, чтобы в очередной раз облечь их могущественной истиной этого знания.

Жизненный мир человека изначально имеет символичес­кую природу. Механизм социализации древнего человека в немалой степени был связан с усвоением знаковых символи­ческих форм. В символах концентрируется реальность, в кото­рой присутствует глубочайшая сущность мира[4].


2. Функции мифа



Остановимся подробнее на функциях мифа, так как одной из существенных характеристик мифа является его полифун­кциональность, проявляющаяся в том, что на различных этапах культурно-исторической жизни общества, или в кон­тексте таких феноменов культуры, как история, религия, политика, наука, литература, -  роль мифа будет различна.

Миф правомерно рассматривать как историческую форму символизации в контексте определенной культуры. Естествен­но, функции мифа в первобытном обществе будут отличаться от функций в последующие эпохи.

Среди многообразных функций архаического мифа можно отметить коммуникативную, которая возникает благодаря изначальной направленности мифологического сознания на специфический род духовного общения и приобщения к груп­повым ценностям, и шире — ценностям этническим. Повы­шенная эмоциональность, экспрессивность и суггестивность мифа обеспечивает его функционирование в обществе.

Данную функцию можно рассматривать в двух аспектах: синхроническом (единовременном) и диахроническом (исто­рическом). Первый аспект вступает в силу при необходимос­ти срочных совместных действий какой-либо группы для борьбы с общим врагом. Миф объединяет, сплачивает. Более длительное действие мифа в обществе - диахроническое, когда миф вбирает в себя ценностные ориентиры духовного плана, является заместителем институциональных форм, выступает носителем общественных или групповых идеалов, целей, норм, например, дает цели подрастающему поколе­нию. Миф выступает как механизм приобщения индивида к жизни и ценностям определенной группы, племени, нации, этноса, то есть служит средством самоидентификации. При этом духовные ценности транслируются в горизонтальном плане - от одной группы, племени, нации к другим, и в вертикальном - от одного поколения к другому. Миф, таким образом, выступает как средство и способ общения, причем с превращением мифа в литературный факт эта функция не утратила своего значения, поскольку коммуникативные фун­кции литературы и искусства связаны с их семиотической природой.

В дописьменный период культуры, вполне естественно, миф выполняет мнемоническую функцию, роль памяти, спо­собствуя сохранению культурных стереотипов, жизнеспособных в данной среде. Эта функция начинает действовать со времен мезолита, но и после изобретения письменности она частично сохраняется.

Миф несет и не менее важные сигнификативную и модели­рующую функции, которые заключаются в построениях зна­ковой системы действительности и модели окружающего природного и социального мира. В мифах, особенно космого­нических, закреплена модель Вселенной, отражающая ми­ропонимание древнего человека. Так, в мифологии структура мира состоит из трех частей: небесной, земной и подземной. Первым и основным ярусом в иерархии мира, например, для язычников-славян был мир небесный, населенный небожи­телями-богами: Сварогом, Даждьбогом, Перуном и т.д. Сред­ний, земной, мир был местом обитания человека, также местом пересечения путей человека и разного рода сакраль­ных существ, всевозможных духов природы (домовых, водя­ных и леших). Подводный и подземный миры представлялись своеобразной преисподней, где жили черти, бесы и бог под­земного мира Чернобог (Ящер).               

Зачастую основные модели космоса у различных народов совпадали, например, для индоевропейской мифологии ха­рактерно представление о мире как о диске, который дер­жится на спине кита или черепахи. Многие исследователи считают моделирующую функцию главной или, по крайней мере, базовой для всей мифосистемы, а, кроме того, несущей большой сакральный заряд.

Нормативная функция мифа связана с общественной жизнью первобытного или архаического человека. Мифоло­гия служила в данном случае заменой еще не возникших общественных и правовых институтов, она закрепляла суще­ствующие порядки и обычаи, увековечивала и оберегала их. Миф закреплял структурные принципы мира и провозгла­шал незыблемость природного, общественного и космичес­кого порядка. Естественно, что данную функцию миф выполнял до появления специализированных форм государ­ственного и общественного устроения, с появлением же раз­личных общественных институтов нормативная функция ус­транилась; миф уже не может конституировать социальную целостность.

Социализирующая функция мифа связана с тем, что в ней выкристаллизовывались духовные ориентиры, нормы и цен­ности, общественные порядки, обычай и обряды. Мифы ка­саются не только вопросов мироустройства, но и воспитыва­ют, прививают нормы и ценности молодым членам рода, то есть выступают наряду с различными обрядами (например, инициации) как некий способ приобщения к социуму. Миф формировал первобытный коллектив, прививая индивидууму социальные качества, благодаря которым они станови­лись полноправными членами общества. Важной функцией мифа является функция создания коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и по­ведения многочисленных разрозненных индивидов. Обсуждая мифологический аспект, мы не случайно употребляем тер­мин «коллектив», а не «социальная группа». Мифами образу­ются именно коллективы, мифы наделяют их содержанием и энергией. Социальная группа - формальная категория, и все классификации групп - формальны; используя их, гораздо труднее уловить исторические сдвиги.

Еще одна функция мифа - формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудие единения коллектив­ного субъекта с поступком, а с другой - орудие соединения представления с поступком. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов.

Следующая функция мифа - формирование и структу­рирование пространства. Каждый миф формирует свое соб­ственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и.разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия - это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика - это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объек­том, т.е. территорией. В то же время эти мифы энергизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и дей­ствия.        

Миф в первобытном обществе выступает не только как механизм социализации, но и как средство интериоризации - когда внешние отношения становятся частью внутреннего мира члена того или иного коллектива. При этом выживание индивида и всего рода зависит от того, насколько глубоко индивид воспринимает доминирующие ценности и нормы данной группы, то есть насколько успешно пройдет процесс адаптации. Не последнюю роль в процессе социализации иг­рают различного рода запреты, табу и другие системы зна­ков, посредством которых управляется индивид и коллектив.

«Процесс интериоризации происходит на всех этапах чело­веческого развития, он характерен для индивидов различных культур. Процесс погружения социальных связей в глубь со­знания в логическом плане есть процесс превращения раз­вернутых и относительно самостоятельных «образов культу­ры», ее готовых феноменов в культуру мышления, динами­ческую, расправленную, конденсированную в точке лично­сти. Социальные связи не только погружаются во внутрен­нюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое на­правление во внешнюю деятельность»[5].

Важными функциями мифа являются аксиологическая и телеологическая, в которых выразилась аттрактивная сторона человеческой    субъективности,    ценностное    отношение субъекта мифологического сознания к миру, общезначимые ценности и цели исторического развития, с помощью кото­рых индивид может ориентироваться в различных жизненных ситуациях и соответствующим образом корректировать свои поступки. В мифе закреплена безусловная ценность данного носителя мифологического сознания или целого рода, ярко выражен эгоцентризм первобытного человека и архаического коллектива в целом. Этнографы неоднократно отмечали, что члены архаичных коллективов считают себя во всех отноше­ниях выше других, а место своего обитания принимают за центр мироздания. В мифах закрепляются ценностные само­определения субъекта мифологического сознания, а посколь­ку для него возможное и действительное тождественны, то и собственная роль в истории понимается как выдающаяся и исключительная. Более того, уже в древнейших мифах, риту­алах и празднествах в символической форме закреплен прин­цип инверсии статусов, миф о реванше всего маргинально­го, лиминального и бесструктурного над структурно оформ­ленным и сильным. В.Тэрнер и другие исследователи в этой связи замечают, что взгляды «коммунитас» (структурно низ­ших, тяготеющих к полной бесструктурности) связаны с ожиданиями эсхатологической катастрофы, важное звено которой составляет момент гибели богов или их доброволь­ное принесение себя в жертву для искупления грехов челове­чества и рода. Тоталитаризм с его выраженным эсхатологичес­ким аспектом и ритуалы инверсии общественного статуса в архаичном коллективе имеют несомненное сходство и древ­ние корни. Чем слабее в действительности по сравнению с другими какая-либо нация или общество в целом, тем сильнее в них слышны идеи мессианизма и веры в великое буду­щее, не имеющие под собой никаких практических основа­ний, приобретающие характер социального иллюзионизма. С аксилогической тесно связана телеологическая функция мифа, т.к. в мифе отражаются исторические цели и задачи племени, нации, народа, дается определенная картина про­шлого и конструируется будущее, поэтому эту функцию под­разделяют на а) генетическую и б) прогностическую. Цели субъектов мифологического сознания формулируются в им­плицитной форме, в ярких и запоминающихся образах, спо­собных сразу же привлечь к себе внимание и оказывать силь­ное психологическое давление. Главным в данном случае ста­новится привлечение наибольшего количества сторонников, желательно всего народа.

О телеологической функции писали Ж.Сорель, А.ф.Ло­сев и др. Мы не будем останавливаться детально на рассмот­рении этой важной, но достаточно разработанной функции, а сошлемся на В.М.Пивоева, который указывал, что миф «создает иллюзию единства народа с властью, поскольку они объединены в мифе единой Целью и движением к ней, не допускает критической рефлексии, значит, обеспечивает прочность и незыблемость идеологии и политических струк­тур; служит духовно-психологической опорой политическо­му режиму, на основе которой возможно манипулирование сознанием масс, создает обнадеживающую картину мира, примиряет Человека и массы с временными трудностями и бедствиями»[6].

Этиологическая функция (познавательная) мифа заклю­чается в попытках дать объяснение причинам и способам воз­никновения отдельных частей мира, а также человека. Сюда же относятся объяснения гибели человека, живых существ и мира в целом. Миф, например, дает ответ на вопрос — каким образом из Хаоса возникла Вселенная (космогонические мифы). Очень распространен в мифологиях различных наро­дов миф о браке Неба и Земли, миф о Мировом яйце, миф о происхождении космоса из расчлененного тела бога или тотема. Этиологическую нагрузку несут и полярные космого­ническим эсхатологические мифы (наиболее известный из них запёчатлён в «Апокалипсисе»). Полностью этиологичес­кую функцию выполняют так называемые этиологические мифы, в которых дано приемлемое для мифологического сознания объяснение причин возникновения отдельных яв­лений универсума и человека (антропологический миф о создании человека). Этиологические мифы призваны объяс­нить внешний облик и характерные черты живых существ, появление того или иного предмета или природного явления. Сакральная часть этиологических мифов объясняла, напри­мер, каким образом появился огонь, горы, леса; профанный массив - каким образом возникли более мелкие и незначи­тельные природные объекты (отдельные реки и т.п.)  

Познавательная функция зачастую объявлялась в истории изучения мифологии основной, но на самом деле она является скорее побочным продуктом мифического сознания. Признан­ные авторитеты в деле изучения мифологии А.Ф.Лосев, О.М.Фрейденберг отмечали нецеленаправленный характер позна­ния и антикаузальность мифического мышления, отличающее миф от других форм освоения действительности. Безусловно, в мифе, так или иначе, откладывались в наличной форме продук­ты рационального знания и интуитивного постижения, объяс­нения мироздания, определения крупицы общечеловеческо­го опыта, то, что современные феноменологи обозначают понятием Fremdefahrung - «опыт чужого», который затем кон­струировал знания последующих поколений. Известно, что отличительной особенностью мифологического сознания яв­ляется проекция качеств и свойств индивида на все мирозда­ние, что приводит к социоантропоморфизму. Мифологичес­кое сознание очеловечивает природные силы, перенося на них свои природные переживания, носящие субъективный харак­тер, и в результате природные явления воспринимаются им как сверхъестественные и демонические.

Компенсаторной функции мифа в последнее время иссле­дователи отводят значительную роль. Миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающе­го, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способность мифа, при этом происходит отождествление ре­ального и воображаемого, желаемого и действительного и т.п. Ограниченность человеческих возможностей и непроч­ность собственного существования, постоянно находящего­ся во власти непонятных человеку сил, страх перед необъяс­нимым и таинственным в мире природы, осознанием конеч­ности земного бытия и неизвестность посмертного — все эти факторы приводили к необходимости адаптации к окружаю­щей действительности, подхлестывали воображение. Замече­но, что интерес к мифу обострялся в переломные моменты истории, в эпохи кризисов и потрясений, и это происходи­ло, наряду с другими причинами, и потому, что-с помощью мифа человек пытался сделать жизнь более приемлемой, обжить непонятный мир, сконструировать более привлека­тельное и светлое будущее.

3. Мифология как форма общественного сознания


Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.

Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

·        диахронический (рассказ о прошлом)

·        синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, «теоретический» и «практический»[7].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифы - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколение в поколение. Мы можем сказать об образе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе как первичной реальности мы так сказать не можем. Первообраз - это образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияние. Первообраз - это своеобразный «глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первооб­разом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помыс­лить сам первообраз также трудно, как увидеть глаз. Разве что с помощью зеркала. В зеркале же мы увидим лишь самих себя. Наш собственный вид и есть один из первообразов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем определить миф как первичную реальность, воспроизводящуюся при помо­щи сакральных действий и обусловливающую мировоззрение и поведение человека, представляющую собой онтологичес­кое основание и экзистенциальную форму человеческого и социального бытия.

Таким образом, миф предстает как универсальное явле­ние, в котором сфокусировано прошлое, настоящее и будущее.

Список литературы


1.     Барт Р. Мифология. М.: ЮНИТИ, 2000.

2.     Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004.

3.     Мифология Древнего мира. М.: ГИС, 1997.

4.     Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: Проспект, 1993.

5.     Саровская И.Г. Мифология. СПб: Питер, 2000.




[1] Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М., 1993, С. 115.


[2] Барт Р. Мифология. М.:ИНФРА-М, 2000. С. 256.

[3] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 26.



[4] Саровская И.Г. Мифология. СПб: Питер, 2000. С. 65.

[5] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 82.


[6] Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: ИНФРА-М, 1993. С. 123.


[7] Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 15-16.