СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.     Понятие о системе национальных счетов. 4

1.1.      Этапы развития системы национальных счетов. 4

1.2.      Принципы построения СНС.. 5

1.3.      Виды группировок в СНС.. 8

2.     Макроэкономические показатели СНС.. 10

2.1.      Система макроэкономических показателей. 10

2.2.      Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. 13

2.3.      Национальный доход и национальное богатство. 17

3.     Социально-экономическое положение России. 20

3.1.      Основные экономические и социальные показатели. 20

3.2.      Производство товаров и услуг. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 26




ВВЕДЕНИЕ

Система национальных счетов – современная система информации, используемая для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

Система национальных счетов возникла в XX в. в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. СНС является унифицированной методологией расчета макроэкономических показателей. Она рекомендована ООН в качестве международного стандарта и в настоящее время применяется в 150 странах мира. Термин национальное «счетоводство» был предложен голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей – баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС – для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС – это бухгалтерский учет для макроэкономики.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность системы национальных счетов как современной системы информации, используемой для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение СНС, основные концепции и определения, показать методологию построения СНС, систему макроэкономических показателей СНС и методы их оценки, а также раскрыть взаимосвязь счетов внутренней экономики.


1.    Понятие о системе национальных счетов

1.1.         Этапы развития системы национальных счетов

Система национальных счетов возникла в XX веке и является унифицированной методологией расчета макроэкономических показателей. Она рекомендована ООН в качестве международного стандарта и в настоящее время применяется почти во всех странах.

Система сформировалась в основном во второй половине XX века, однако история ее развития насчитывает несколько столетий. Это результат научных исследований и практики расчетов во многих странах мира. В ней нашло отражение развитие философских взглядов, затрагивающих важнейшие экономические проблемы. Одной из таких проблем является вопрос о доходе нации. Что такое доход нации, каковы источники его образования, как распределяется доход между членами общества, как он увеличивается, какая нация богаче – вот далеко не полный перечень вопросов, которые необходимо было решить как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Первые расчеты национального дохода связаны с именами В. Петти, Г. Кинга, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Кейнса. Первые официальные расчеты национального дохода были выполнены в Австралии в 1886 году, Канаде и Советской России – 1925 г., Германии – 1929 г., США – 1934 год. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС – это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики. В Англии с началом второй мировой войны под руководством Дж. Кейнса была создана группа экономистов, которая приступила к расчетам, позднее получившим название «Белая книга». В эту группу входил Ричард Стоун, ставший впоследствии нобелевским лауреатом за фундаментальный вклад в создание системы национальных счетов. Унифицированная методология расчетов была разработана и утверждена в качестве международного стандарта – СНС – после второй мировой войны.

Развитие СНС связано с появлением и расширением международных организаций. Возникла потребность в однородной и сопоставимой информации, позволяющей анализировать мировые экономические тенденции. В 1947 году был опубликован доклад ООН, подготовленный Р. Стоуном, в котором формулировались принципы национального счетоводства. В 1953 году ООН был принят документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», ставший первым международным стандартом в рамках ООН. Почти одновременно в 1952 году была принята Стандартная система национальных счетов для Европы. Развитие теории и накопление опыта расчетов привели к пересмотру некоторых положений системы и принятию в 1968 году второго стандарта СНС ООН – создается новая система счетов для Европы – Европейская система интегрирования экономических счетов (ЕСИЭС).

Одновременно начал разрабатываться Проект международных сопоставлений (ПМС ООН). Наиболее широким было сопоставление показателей СНС за 1993 год. Современный международный стандарт СНС был принят ООН в 1993 году с участием других международных организаций: Международного валютного фонда, Мирового банка, Евростата.

В СССР расчеты национального дохода осуществлялись с 1925 год на основе концепции К. Маркса и получили название Баланса народного хозяйства (БНХ). К концу восьмидесятых годов методология БНХ перестала соответствовать новым требованиям.

В 1998 году впервые был создан и опубликован проект построения СНС СССР. Особенность этого проекта состояла в том, что расчеты основывались на балансе народного хозяйства. Показатели СНС определялись на основе пересчета показателей БНХ по методу «переходных ключей», то есть корректировки показателей и приведения их к виду, сопоставимому с СНС. В 1991 году был создан проект СНС СССР, ставший основой действующей в настоящее время в России методологии расчета показателей.

Сейчас разрабатывается система счетов по экономике страны в целом, по отдельным секторам и отраслям экономики. Осуществляются расчеты в рамках отдельных регионов. Создана информационная база получения первичной информации. Методология расчета национальных счетов России находится в процессе развития и совершенствования.[1]

1.2.         Принципы построения СНС

Национальное счетоводство в широком смысле представляет собой систему первичного бухгалтерского, статистического, налогового и других видов учета, действующую в определенной стране и отражающую специфические особенности, присущие экономике данной страны, ее истории и культуре.

Национальное счетоводство – комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Национальное счетоводство в узком, прикладном значении представляет собой методологию построения макроэкономических показателей. В мировом масштабе СНС принята в виде стандарта СНС ООН. В настоящее время рекомендован третий стандарт СНС ООН. Он определяет концепцию, основные понятия, классификации, показатели, унифицированные в мировом масштабе и является основой для разработки СНС каждой страны.

Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; модель межотраслевого баланса В. Леонтьева «затраты – выпуск»; анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений.

Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики.

Система национальных счетов – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве.

Система национальных счетов (System of national accounts) – это взаимосвязанные таблицы-счета. Они содержат макроэкономические показатели, отражающие результаты деятельности нации (государства) в сфере производства, распределение доходов, потребление, накопление, внешнеэкономическую деятельность, национальное богатство.

Для различных экономических процессов разрабатываются отдельные счета.

Счет нации – это таблица, отражающая определенные экономические процессы и содержащая макроэкономические показатели. По форме построения представляет собой двустороннюю таблицу. В ее правой части отражаются «Ресурсы»; в левой части – «Использование». Счета нации можно классифицировать следующим образом: по характеру операций – счета текущих операций и счета капитальных операций; по границам экономической деятельности – счета внутренней экономики и счета внешнеэкономической деятельности; по степени обобщения информации – для отдельных групп в экономике (отрасли и сектора); для экономики в целом; для территорий.

При построении счетов применяется принцип «двойной записи». Применительно к счетам нации он означает, что экономическая операция должна отражаться дважды: в разделе «Использование» одного счета и в разделе «ресурсы» другого счета (табл. 1). Например, предприятие нефинансового сектора использовали доходы на оплату труда наемных работников; их затраты составляют доходы домашних хозяйств и должны быть отражены в ресурсах этого сектора экономики.

Таблица 1. Схема построения счета в СНС, (в условных денежных единицах)

Использование

Ресурсы

Б = 1700

Балансирующая статья В

В = А – Б = 1300

А = 3000

Баланс = 3000

Баланс = 3000

Каждый счет должен быть сбалансирован, то есть суммарные ресурсы должны быть равны суммарному использованию. Для достижения этого равновесия в счетах определяется балансирующая статья.

Балансирующая статья счета – это разность общей величины ресурсов и направлений использования. Она отражает результат экономического процесса и является новым экономическим показателем. Балансирующая статья может иметь положительное или отрицательное значение.

Национальные счета строятся в определенной последовательности, отражающей воспроизводственный цикл: производство, распределение, потребление, накопление, финансовый результат экономической деятельности. Особенность счетов состоит в том, что балансирующая статья каждого счета, рассчитанная в разделе «Использование» и отражающая результат экономической деятельности на определенном этапе, переходит в следующий, новый счет, в котором отражается как основная величина «Ресурсов».

Национальные счета содержат две группы показателей. Первая группа – показатели, которые должны быть определены по данным первичного статистического учета (показатели А, Б). Например, в масштабах отрасли экономики, сектора экономики или страны в целом это такие показатели, как валовой выпуск, промежуточное потребление, оплата труда наемных работников, налоги, субсидии и др., для получения которых используются данные бухгалтерского и банковского учета, статистические оценки и досчеты, данные о бюджетных расходах и т.д. Для определения этих показателей необходима разработка методологии учета и надежная информационная база. Вторая группа – это показатели, которые рассчитываются на основе счетов и представляют собой сопоставление ресурсов и их использования (В). Основные трудности реального внедрения СНС связаны с получением первой группы показателей.

Основными счетами СНС, отражающими текущие и капитальные операции, являются следующие: счет производства; счет образования доходов; счет распределения первичных доходов; счет вторичного распределения доходов; счет использования располагаемого дохода; счет операций с капиталом; финансовый счет.

Внешнеэкономическая деятельность отражается на счетах: внешний счет «Товары и услуги»; внешний счет первичных доходов и текущих трансфертов; внешний счет операций с капиталом. В построении счетов для экономики в целом, для отдельных отраслей и секторов экономики имеются некоторые особенности. По стране в целом разрабатывается сводный счет «Товары и услуги».[2]

1.3.         Виды группировок в СНС

В основе построения национальных счетов лежит метод группировок. Он позволяет получить пригодную для обобщения информацию, выделить в экономике страны однотипные группы, изучить структуру экономики и структурные изменения, которые в ней происходят. Группировки осуществляются на основе ряда важнейших классификаций, носящих нормативный характер. Международные классификации представленные международными стандартами, на основе которых разрабатываются национальные классификаторы, принимающиеся и используемые в учете каждой страны. Классификации носят универсальный характер. Они используются не только для построения национальных счетов, но и для решения других экономических задач. Задача классификаций и основанных на них группировок состоит в том, чтобы показать, где создается доход нации, как он распределяется, какова структура располагаемого дохода, какие взаимосвязи существуют в экономике.

Классификатор представляет собой систематизированный перечень объектов, разделенных на несколько иерархических ступеней в соответствии с признаками однородности и имеющих определенный код, используемый в первичном учете и группировке.

Важнейшими современными классификаторами являются следующие: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, в котором дана классификация видов продукции и услуг по всем отраслям экономики; Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства, в котором выделяются отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги; Общероссийский классификатор продукции – представляет основные виды продукции по их технико-экономическим признакам; Общероссийский классификатор услуг населению – группирует основные виды услуг населению.

Для построения счетов принципиальное значение имеют следующие группировки: группировка предприятий по отраслям экономики; группировка институционных единиц по экономическим секторам. Указанные группировки определяют сферу применения различных счетов. Кроме названных группировок важное значение имеют группировки, используемые при построении отдельных счетов и определении показателей. К ним относятся группировка налогов и субсидий, группировка текущих трансфертов, группировка активов и пассивов.

Группировка предприятий по отраслям экономики. Классификация отраслей осуществляется на основе ОКДП и ОКОНХ. Укрупненно выделяются три группы отраслей: отрасли, производящие товары – промышленность, сельское, лесное хозяйство, строительство и пр.; отрасли производящие рыночные услуги – транспорт, связь, торговля и общественное питание, жилищное хозяйство, страхование и т.д.; отрасли, производящие нерыночные услуги – дорожное хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и искусство, физическая культура.

Классификация отраслей экономики позволяет четко определить границы производства в СНС, которое включает не только производство товаров, но и услуг. Группировка предприятий по отраслям необходима для определения объема производства товаров и услуг, а также для изучения структуры производства и роли каждой отрасли в создании национального дохода. В разрезе отраслей экономики разрабатывается два счета наций: счет производства и счет образования доходов. Т.о., по каждой отрасли формируется система показателей, характеризующая стоимостной состав продукта отрасли и структуру распределения доходов.

Группировка институционных единиц по секторам экономики. Экономический сектор – это совокупность институционных единиц, однородных по функциям в экономическом процессе и источникам финансирования своих затрат. Выделяются следующие экономические сектора: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; внешнеэкономические связи – «остальной мир».

Отдельные экономические сектора взаимодействуют между собой. Потоки товаров, услуг, доходов перемещаются меду секторами. Группировка по секторам позволяет изучить роль каждого сектора в определенной сфере экономики.[3]


2.    Макроэкономические показатели СНС

2.1.         Система макроэкономических показателей

Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется, в конечном счете, для получения так называемых агрегатов, то есть наиболее важных макроэкономических показателей, используемых для измерения общественного продукта: валовой общественный продукт (ВОП); конечный общественный продукт (КОП); чистый общественный продукт (ЧОП); валовой национальный доход (ВНД); чистый национальный продукт (ЧНП); валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; валовое накопление; сальдо экспорта и импорта; национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование; национальное богатство.

Первые три показателя долгое время являлись основными при оценке результатов годового производства в нашей стране. В основе методологии годового производства лежала марксистская доктрина о делении общественного производства на материальное и нематериальное и соответствующем делении общественного труда на производительный и непроизводительный. Производительным считался только труд, затраченный в сфере материального производства, понятие которого связывалось с созданием продукции, имеющей натурально-вещественную форму, и доведением ее до конечных потребителей.

ВВП – центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т.д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, то есть до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. ВНД отличается от ВВП как в качественном, таки в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей и т.д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т.е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т.е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т.е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов ( за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение – важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение – это источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование или чистое заимствование – это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры.

Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единице времени, как правило, в расчете на год. К потоковым величинам относятся расходы на потребление (С), сбережения (S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (Т), экспорт (Е), импорт (Z) и некоторые другие важнейшие показатели.

Запасы характеризуют накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и т.д. Имущество (активы) – источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы, например реальный капитал (К), так и финансовые активы (акции, облигации), кроме того, выделяют имущественные права и интеллектуальную собственность. Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту. Реальные денежные остатки – запас платежных средств, который экономический субъект желает держать в форме наличности.

Состояние экономической конъюнктуры отражают следующие показатели: ставка процента (i), норма доходности капитального актива (r), уровень цен (Р), темп инфляции (), уровень безработицы (u) и другие.[4]

2.2.         Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт

Центральным показателем, характеризующим величину общественного продукта и признанным в мировой хозяйственной практике, является валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную ценность предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.

По своему экономическому смыслу ВНП близок к показателю КОП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производства. Все ресурсы, задействованные в национальном хозяйстве, и все факторы, влияющие на их использование, в конце концов сказываются на результатах общественного производства, и прежде всего – на валовом национальном продукте.

При расчете ВНП исключают повторный счет и берут во внимание только конечный продукт, т.е. товары и услуги, которые приобретаются для различных форм потребления. ВНП можно оценить различными методами: через расходы, через доходы и через производство. Сумма полученная в результате расчетов по различным методам, должна быть одинаковой. Связано это с тем, что всегда в рыночном хозяйстве расходы одних субъектов хозяйствования одновременно являются доходами для других.

ВНП, оцененный через расходы, состоит из товаров и услуг, приобретенных отдельными людьми, предприятиями и правительством. Сюда включаются также инвестиции в основные фонды и остатки нереализованной продукции. По сути это общая денежная стоимость всех потоков потребленных в обществе продуктов:

ВНП = С + I + G + X,

где С – потребление, I – инвестиции, G – государственные закупки, Х – чистый экспорт.

Потребление (С) – включает текущее потребление всех товаров и услуг. В соответствии с особенностями статистического подсчета все товары кратковременного пользования (или разовые), длительного пользования, и отдельно выделяются услуги. Необходимо иметь в виду, что затраты населения на покупку жилья не входят в товары длительного пользования, они относятся к инвестициям.

Инвестиции (I) – это сумма расходов предприятий на приобретение зданий, оборудования, сырья, энергии и пр., а также расходы отдельных граждан на покупку жилья. В ВНП отражаются валовые инвестиции, но если из них исключить амортизационные отчисления, то они не превратятся в чистые инвестиции. Чистые инвестиции показывают наличие вложенного капитала на начало и конец года.

Государственные закупки товаров и услуг (G) включают то, что закуплено не только центральным правительством, но и местными властями. Сюда входят все расходы от закупки вооружения до строительства дорог и жилья, оборудования больниц, интернатов. Но в ВНП не включаются выплаты процентов по государственному долгу и трансфертные платежи.

Таким образом, потребление, инвестиции и государственные закупки характеризуют расходы на приобретение товаров и услуг внутри страны. Но в открытой экономике часть произведенных товаров продается за пределами страны, так как товары экспортируются. В то же время часть денег внутри страны тратится на покупку ввезенного из других стран импортного товара. Разница меду экспортом и импортом составляет чистый экспорт (Х), сумма которого включается в ВНП.

Второй способ оценки ВНП – через доходы. Доходная часть складывается из доходов населения от трудовой деятельности (заработная плата) и доходов собственности (прибыль, процент, рента):                                ВНП = W + R + i + P,

где W – заработная плата; R – рента; i – процент; P – прибыль.

Но в этом случае следует иметь в виду, что в составе ВНП есть части, которые не принимают форму дохода: это амортизация и косвенные налоги. К последним относят акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины.

Третий способ оценки ВНП – через производство. Посредством этого способа определяется вклад каждого из производителей в создание ВНП. В этом случае определяется добавленная стоимость, т.е. то, что каждое предприятие добавило к стоимости производимого продукта. Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от продажи продукции и расходами на вещественные факторы производства. По сути, в этом случае определяется вся вновь созданная стоимость, к которой прибавляется амортизация.

От валового национального продукта следует отличать валовой выпуск. Валовой выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовой выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и предназначенные для производства других товаров и услуг. Последние составляют промежуточное потребление в отличие от конечного потребления. ВНП в отличие от валового выпуска очищен от промежуточного потребления. Уровень валового выпуска, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется уровнем естественного выпуска.

Инфляция и дефляция затрудняют расчет ВНП, так как данный показатель характеризует денежное, временное и количественное состояние производства. Первичными данными для расчета ВНП являются объем продаж, но последние зависят как от количества проданных изделий, так и от уровня цен на них. ВНП, рассчитанный по действующим ценам, называется номинальным ВНП, а скорректированный на изменение цен, или рассчитанный по базовым ценам – реальным ВНП.

Макроэкономическая теория использует различные индексы цен для исчисления реального ВНП. Отношение между номинальным и реальным ВНП – показатель, называемый дефлятором ВНП:       Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП.

Дефлятор ВНП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса – дефляции. Если величина индекса цен больше 1, то произошло дефлирование ВНП, если индекс цен меньше 1, то произошло инфлирование.

Дефлятор ВНП учитывает цены всех товаров и услуг, произведенных в стране. Дефлятор не учитывает цены импортных товаров. Дефлятор допускает изменения в наборе товаров и услуг в соответствии с изменением состава ВНП.

Индекс цен – это отношение цены текущего года к цене базисного года, умноженное на 100 %. Различают следующие основные виды индексов цен: индекс потребительских цен; индекс оптовых цен; индекс цен – неявный дефлятор ВНП; индекс экспортных и импортных цен. Наиболее часто используется показатель уровня цен – индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской корзины в текущем году к ее цене в базисном году. При исчислении этого индекса принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные, связи, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекс Ласпейраса. Он вычисляется по формуле:

,

где IL – индекс Ласпейраса; Рt – цена текущего года; Рb – цена базисного года; Qb – количество товара базисного года.

Этот индекс учитывает цены импортных товаров и не учитывает возможность замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка изменения товарной структуры.

Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Он вычисляется по формуле:

.

Дефлятор ВНП представляет собой индекс Пааше. Иногда этот индекс называют индексом цен производителей, где в качестве весов цен используется количество товаров и услуг, произведенных в текущем году.

Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов:

.

Таким образом, индекс Фишера, получивший широкое применение в последние годы, представляет собой среднегеометрическое значение из индексов Ласпейраса и Пааше.

Обобщающим показателем результатов функционирования национальной экономики может служить и валовой внутренний продукт (ВВП). По сути это также отражение совокупной стоимости созданного в масштабах общества продукта для конечного потребления, и так же, как и ВНП, он может быть рассчитан теми же тремя методами. Разница заключается в том, что при расчете ВВП учитывается только продукт, произведенный в границах данной страны, без учета заграничных отделений и филиалов отдельных фирм, а ВНП учитывает продукт, произведенный национальным капиталом, расположенным за пределами страны.

Если из ВВП вычесть сумму стоимостей, созданных на территории данной страны при помощи использования иностранного капитала, и прибавить сумму стоимостей, произведенных за границей при использовании ресурсов, принадлежащих гражданам данной страны, то мы получим ВНП.

В полностью закрытой экономике ВНП всегда равен ВВП. В открытой экономике разница между ними возникает вследствие разницы уровня развития иностранных фирм на территории страны и соответственно участия национальных ресурсов в различных формах производственной деятельности за рубежом, внешних займов. ВНП будет больше ВВП, когда доходы владельцев факторов производства, используемых за границей, больше доходов владельцев иностранного капитала, используемого в национальной экономике.

В составе ВНП (так же, как и ВВП) есть часть, которая создана не на данный период, а предыдущий: она воплощена в стоимости, перенесенной со средств производства на созданные товары и услуги. Это амортизация. Если мы вычтем ее из ВНП, получим чистый национальный продукт (ЧНП).

Чистый национальный продукт представляет собой ВНП за минусом начисления на потребление капитала (амортизации). Показатель ЧНП имеет существенный недостаток: он несет в себе искажения, которые вносит в структуру рыночных цен государство. Без вмешательства государства сумма рыночных цен всех товаров без остатка раскладывается на факторные доходы домашних хозяйств. Однако государство, вводя косвенные налоги, с одной стороны, и предоставляя фирмам субсидии – с другой, фактически способствует завышению рыночных цен в первом случае и занижению – во втором.[5]


2.3.         Национальный доход и национальное богатство

Национальный доход – один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. Национальный доход представляет собой сумму всех видов доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического периода за их вклад в производство валового национального продукта.

Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, процентов, рентных платежей, дивидендов, прибыли и других доходов, т.е. величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги и прибавить субсидии. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу.

Национальный доход может быть также определен посредством расчета валового национального продукта по доходам при исключении двух видов платежей – амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указанном выше смысле общие доходы нации можно определить как заработанный национальный доход. Поэтому в него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс.

На основе показателя национального дохода стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг оценивается по факторным издержкам, а не по рыночной стоимости, завышенной по сравнению с факторными издержками на величину косвенных налогов. Таким образом, он представляет собой чистый «заработанный доход общества». Этим и определяется значение НД как макроэкономического показателя результатов национального производства и его широкое применение в теоретическом анализе.[6]

Однако в системе национальных счетов более широко используется показатель располагаемого национального дохода, под которым понимается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственным единицам в результате производственной деятельности или от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:

–         заработная плата – вознаграждение лицам наемного труда, выплачиваемое в денежной и натуральной формах;

–         взносы на социальное страхование, которые не зависят от количества и качества труда и вносятся предприятиями;

–         косвенные налоги на бизнес и другие государственные сборы;

–         доходы от операций с внешним миром – включается сальдо этих доходов;

–         субсидии – это «отрицательные налоги»; они уже не содержатся в рыночных ценах, в которых исчисляются основные статистические показатели, поэтому из совокупных доходов вычитаются;

–         пособия – трансфертные платежи домашним хозяйствам в денежной и натуральной форме, которые производятся административными или частными бесприбыльными организациями без каких-либо эквивалентов;

–         международная помощь – безвозмездные выплаты одного государства другому и взносы в международные организации. Если нам помогают больше, чем мы, то международная помощь включается со знаком «+», если больше помогаем мы, то со знаком «–«;

–         нераспределенная прибыль корпораций – чистая прибыль, которая остается у корпораций после вычета из произведенной добавленной стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, процентов и дивидендов;

–         доходы от собственности – поступления во все сектора экономики в виде дивидендов, ренты, процентов;

–         доходы от индивидуальной деятельности – доходы мелких некорпоративных предприятий и свободных профессий;

–         доходы от страхования – сальдо ежегодных выплат пособий по страхованию и взносов на страхование.

Уровень национального дохода, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется национальным доходом полной занятости.

Национальное богатство – это общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного производства за всю историю развития национальной экономики. Национальное богатство – совокупность материальных и культурных благ, которыми располагает на определенную дату национальная экономика и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период ее развития.

Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем обладает нация. В этом смысле к национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. Но все это очень трудно посчитать в силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова.

К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что так или иначе опосредованно человеческим трудом и может быть воспроизведен. То есть национальное богатство страны – это совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей. По своей структуре национальное богатство складывается из следующих основных элементов.

Первым и наиболее важным элементом национального богатства следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются в виду прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень главным образом определяет возможность экономического роста национальной экономики.

Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды – предметы труда. Величина оборотных производственных фондов составляет примерно 25 % величины основных производственных фондов.

Кроме основных и оборотных производственных фондов к национальному богатству относятся материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные материальные резервы и страховые фонды.

Важным элементом национального богатства являются непроизводственные фонды, к которым относится государственный жилищный фонд и учреждения социально-культурного назначения. Деление это несколько условно в силу того, что сюда включается жилье. По своей природе последнее должно относиться к разряду домашнего имущества, которое в статистике всех стран выделяется отдельной строкой в структуре национального богатства. Кроме жилья к домашнему имуществу относятся предметы длительного пользования потребительского назначения.

И, наконец, в структуре национального богатства выделяются природные ресурсы. При этом речь идет не обо всех природных ресурсах, а только о тех, которые вовлечены в хозяйственный оборот или разведаны и в ближайшее время могут быть вовлечены в него.

После появления современной информационной технологии, основанный на компьютерах, экономическая, в том числе деловая, информация, а также информация научно-техническая становится не только решающим фактором общественного и хозяйственного развития, но и одним из основных элементов национального богатства.[7]



3.    Социально-экономическое положение России

3.1.         Основные экономические и социальные показатели[8]


2003 г.

В % к 2002 г.

Декабрь 2003 г.

В % к

Справочно

Декабрю 2002 г.

Ноябрю 2003 г

2002 г. в % к 2001 г.

Декабрь 2002 в % к

декабрю 2001

Ноябрю 2002 г.

ВВП, млрд. рублей

9716,3[9]

106,7[10]




104,0



Выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики


107,1


108,5

104,6

103,8

103,8

103,6

Объем промышленной продукции, млрд. руб.

8498,0

107,0

802,7

107,9

103,2

103,7

103,2

102,4

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей (оценка)

2183,3

112,5

350,9

114,5

163,1

102,6

103,2

159,5

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

1134,5

101,5

53,8

100,6

75,4

101,5

99,8

78,3

Грузооборот транспорта, млрд. т-км

4269,4

107,4

377,9

107,9

103,4

105,9

109,5

103,1

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

4483,5

108,0

477,3

108,2

115,4

109,2

109,2

114,2

Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США

188,5

125,1

18,3

122,2

93,6

106,4

111,7

95,0

В т.ч. экспорт товаров

121,5

126,2

11,7

126,6

93,2

102,8

110,6

93,4

          импорт товаров

67,1

123,1

6,6

115,0

94,3

113,4

113,5

97,8

Реальные располагаемые денежные доходы


114,5


120,2

128,3

109,9

110,2

122,9

Начисленная среднемесячная заработная плата 1 работника, рублей: номинальная,

5512

125,5

7368

129,0

123,0

134,6

126,8

122,3

              реальная


110,4


115,2

121,7

116,2

110,2

120,4

Общая численность безработных, млн. чел.

6,0

105,4

6,3

100,3

102,3

89,5

101,7

102,3

Индекс потребительских цен




112,0

101,1


115,1

101,5





3.2.         Производство товаров и услуг

Объем ВВП за 2001 год составил в текущих ценах 8943,6 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно 2000 г. составил 105,1 %, индекс-дефлятор – 116,5 %.

Объем ВВП России за 2002 г. составил в текущих ценах 10834,2 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно 2001 г. составил 104,7 %.Индекс-дефлятор ВВП за 2002 г . по отношению к ценам 2001 г. составил 115,7 %.

Объем ВВП за январь-сентябрь 2003 г. составил в текущих ценах 9716,3 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно января-сентября 2002 г. составил 106,7 %, индекс-дефлятор – 115,8 %.

Таблица 2. Темпы реального объема ВВП


В % к

Соответствующему периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

2002 год

I квартал

103,0

89,5

II квартал

104,1

106,9

1-е полугодие

103,6


III квартал

104,6

118,0

Январь-сентябрь

104,0


IV квартал

105,2

93,2

Год

104,7


2003 год

I квартал

106,8

90,9

II квартал

107,2

107,2

1-е полугодие

107,0


III квартал

106,2

116,9

Январь-сентябрь

106,7


Таблица 3. Структура произведенного ВВП (в текущих рыночных ценах)


1 квартал

2 квартал

3 квартал

январь-сентябрь

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

2002 год

ВВП

2267,7

100

2522,8

100

3074,5

100

7865,0

100

    В т.ч. производство товаров

729,5

32,2

846,4

33,5

1229,4

40,0

2805,3

35,7

производство услуг

1277,8

56,3

1386,5

55,0

1502,5

48,9

4166,8

52,9

чистые налоги на продукты

260,4

11,5

289,9

11,5

342,6

11,1

892,9

11,4

2003 год

ВВП

2893,1

100

3134,9

100

3688,3

100

9716,3

100

    В т.ч. производство товаров

917,5

31,7

1018,2

32,5

1437,3

39,0

3373,0

34,7

производство услуг

1633,4

56,5

1720,1

54,9

1833,1

49,8

5186,6

53,4

чистые налоги на продукты

342,2

11,8

396,6

12,6

417,9

11,2

1156,7

11,9


Таблица 4. Производство ВВП и валовой добавленной стоимости по отдельным отраслям экономики (в текущих ценах)


1 квартал

2 квартал

3 квартал

январь-сентябрь

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

2002 год

ВВП

    в рыночных ценах

2267,7

2522,8

30,74,5

7865,0

    в основных ценах

2046,3

100

2273,0

100

2777,6

100

7096,9

100

В т.ч.: производство товаров


756,4


36,9


874,3


38,4


1261,7


45,3


2892,4


40,8

из них:

    промышленность


565,7


27,6


618,1


27,2


689,1


24,8


1872,9


26,4

    строительство

118,2

5,8

162,3

7,1

214,7

7,7

495,2

7,0

    сельское хозяйство

55,9

2,7

74,4

3,3

336,4

12,1

466,7

6,6

производство услуг

1289,9

63,1

1398,7

61,6

1515,9

54,7

4204,5

59,2

  рыночные услуги

1060,9

51,9

1161,6

51,1

1274,1

46,0

3496,6

49,2

из них:       транспорт


176,0


8,6


195,7


8,6


210,3


7,6


582,0


8,2

          связь

37,1

1,8

42,2

1,9

46,4

1,7

125,7

1,8

          торговля

481,1

23,5

524,1

23,0

578,3

20,8

1583,5

22,2

  нерыночные услуги

229,0

11,2

237,1

10,5

241,8

8,7

707,9

10,0

2003 год

ВВП









    в рыночных ценах

2893,1

3134,9

3688,3

9716,3

    в основных ценах

2599,0

100

2786,2

100

3321,1

100

8706,3

100

В т.ч.: производство товаров


950,5


36,5


1051,1


37,6


1472,8


44,3


3474,4


39,9

из них:

    промышленность


719,5


27,6


745,7


26,7


817,2


24,6


2282,4


26,2

    строительство

153,3

5,9

209,7

7,5

272,7

8,2

635,7

7,3

    сельское хозяйство

56,3

2,2

73,5

2,6

356,0

10,7

485,8

5,6

производство услуг

1648,5

63,5

1735,1

62,4

1848,3

55,7

5231,9

60,1

  рыночные услуги

1330,5

51,2

1420,7

51,1

1520,3

45,8

4271,5

49,2

из них:       транспорт


213,6


8,2


236,2


8,5


254,7


7,7


704,5


8,1

          связь

49,6

1,9

57,5

2,1

63,9

1,9

171,0

2,0

          торговля

611,5

23,5

646,4

23,1

675,7

20,2

1933,6

22,3

  нерыночные услуги

318,0

12,3

314,4

11,3

328,0

9,9

960,4

10,9


Валовой внутренний продукт в основных ценах в отличие от ВВП в рыночных ценах не включает налоги на продукты, но включает субсидии.

Таблица 5. Динамика реального объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости отдельных отраслей экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)


1 квартал

2 квартал

3 квартал

январь-сентябрь

2002 год

ВВП





в рыночных ценах

103,0

104,1

104,6

104,0

В т.ч.: производство товаров

102,9

103,7

103,3

103,3

из них:

      промышленность

102,8

103,9

105,1

104,0

      строительство

102,5

103,0

102,5

102,7

      сельское хозяйство

103,5

102,5

99,9

100,8

производство услуг

103,3

104,5

105,8

104,5

   рыночные услуги

103,6

104,9

106,4

105,0

из них:       транспорт

103,2

104,3

103,3

103,6

          связь

116,0

116,0

114,1

115,3

          торговля

105,0

106,5

109,0

106,9

   нерыночные услуги

101,6

102,1

102,5

102,0

2003 год

ВВП





в рыночных ценах

106,8

107,2

106,2

106,7

В т.ч.: производство товаров

106,6

107,8

105,2

106,4

из них:

      промышленность

106,0

107,6

106,8

106,8

      строительство

113,6

114,7

114,7

114,5

      сельское хозяйство

101,1

98,8

96,5

97,5

производство услуг

107,1

106,7

106,6

106,8

   рыночные услуги

108,0

107,5

107,3

107,6

из них:       транспорт

106,7

106,1

105,2

106,0

          связь

124,3

128,2

126,4

126,3

          торговля

109,6

109,7

108,3

109,2

   нерыночные услуги

102,1

102,0

102,8

102,3

Таблица 6. ВВП, рассчитанный методом использования доходов (в текущих рыночных ценах)


1 квартал

2 квартал

3 квартал

январь-сентябрь

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

2002 год

ВВП

2267,7

100

2522,8

100

3074,5

100

7865,0

100

В том числе:

расходы на конечное потребление

1667,4

74,5

1770,7

69,6

1900,4

62,9

5338,5

68,5

    домашних хозяйств

1193,5

53,3

1279,7

50,3

1400,3

46,4

3873,5

49,7

    государственных     учреждений

439,6

19,6

455,5

17,8

463,9

15,3

1359,0

17,4

    некоммерческих     организаций

34,3

1,6

35,5

1,5

36,2

1,2

106,0

1,4

валовое накопление

340,6

15,2

487,5

19,2

793,7

26,3

1621,8

20,8

    валовое накопление     основного капитала

307,0

13,7

422,8

16,6

544,8

18,0

1274,6

16,3

    изменение запасов     материальных     оборотных средств

33,6

1,5

64,7

2,6

248,9

8,3

347,2

4,5

чистый экспорт

229,3

10,3

285,4

11,2

325,3

10,8

840,0

10,7

статистическое расхождение

30,4


-20,8


55,1


64,7


2003 год

ВВП

2893,1

100

3134,9

100

3688,3

100

9716,3

100

В том числе:

расходы на конечное потребление

2059,8

70,9

2152,3

69,8

2294,0

63,4

6506,1

67,8

    домашних хозяйств

1474,6

50,8

1563,2

50,7

1680,8

46,4

4718,6

49,2

    государственных     учреждений

546,5

18,8

549,8

17,8

573,4

15,8

1669,7

17,3

    некоммерческих     организаций

38,7

1,3

39,3

1,3

39,8

1,2

117,8

1,3

валовое накопление

417,6

14,5

600,1

19,5

974,0

26,9

1991,7

20,7

    валовое накопление     основного капитала

380,3

13,1

533,1

17,3

678,0

18,7

1591,4

16,5

    изменение запасов     материальных     оборотных средств

37,3

1,4

67,0

2,2

296,0

8,2

400,3

4,2

чистый экспорт

425,4

14,6

328,7

10,7

354,9

9,7

1109,0

11,5

статистическое расхождение

-9,7


53,8


65,4


109,5


В % к ВВП без учета статистического расхождения , то есть к ВВП, рассчитанному методом использования доходов. Валовое накопление основного капитала включая чистое приобретение ценностей.

Таблица 7. Динамика элементов использования ВВП (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему кварталу предыдущего года)


1 квартал

2 квартал

3 квартал

январь-сентябрь

2002 год

ВВП

103,0

104,1

104,6

104,0

В том числе:

расходы на конечное потребление

106,8

106,7

106,9

106,8

    домашних хозяйств

108,6

108,2

108,3

108,3

    государственных     учреждений

101,5

102,1

102,5

102,0

    некоммерческих     организаций

104,4

105,5

104,3

104,7

валовое накопление

111,2

87,8

105,5

100,9

чистый экспорт

87,7

112,6

90,9

95,9

2003 год

ВВП

106,8

107,2

106,2

106,7

В том числе:

расходы на конечное потребление

106,4

106,5

105,7

106,2

    домашних хозяйств

107,8

107,9

107,0

107,5

    государственных     учреждений

102,5

102,2

101,6

102,1

    некоммерческих     организаций

98,3

97,4

98,3

98,0

валовое накопление

114,1

122,6

112,5

115,6

чистый экспорт

103,5

92,2

92,1

96,3



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Национальное счетоводство – комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики.

Система национальных счетов – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.

Основными счетами СНС, отражающими текущие и капитальные операции, являются следующие: счет производства; счет образования доходов; счет распределения первичных доходов; счет вторичного распределения доходов; счет использования располагаемого дохода; счет операций с капиталом; финансовый счет.

Для построения национальных счетов применяют классификации, позволяющие раскрыть структуру показателей. Важнейшими из них являются классификации отраслей и секторов экономики. СНС включает в себя несколько информационных блоков, отражающих: производство, распределение и потребление; накопление; внешнеэкономические связи; движение финансовых ресурсов; национальное богатство; межотраслевые связи.

Наиболее важными макроэкономическими показателями СНС, используемых для измерения общественного продукта, являются: валовой общественный продукт (ВОП); конечный общественный продукт (КОП); чистый общественный продукт (ЧОП); валовой национальный доход (ВНД); чистый национальный продукт (ЧНП); валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; валовое накопление; сальдо экспорта и импорта; национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование; национальное богатство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2002. – 447 с.

2.       Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.

3.       Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Рыбари, 2000. – 479 с.

4.       Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 511 с.

5.       Макроэкономика: теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.: Учебник. – М.: КноРус, 2004. – 604 с.

6.       Полосаткина Е.А. Система национальных счетов: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2000. – Изд-во СГУПС. – 120 с.

7.       Социально-экономическое положение России в 2003 году // Вопросы статистики. – 2004. – № 2. – С. 3-34.

8.       Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт, 2003. – 652 с.

9.       Чобану К.Г. Финансы домохозяйств в системе национальных счетов // Вопросы статистики. – 2003. – № 9. – С. 10-21.

10.   Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю.Н.: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 479 с.


[1] Полосаткина Е.А. Система национальных счетов: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2000. – Изд-во СГУПС. – С.6-8.

[2] Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2002. – С. 23-24.

[3]Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт, 2003. – С. 35-36.

[4] Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю.Н.: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 219-221.

[5] Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – С. 294-296.

[6] Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Рыбари, 2000. – С. 140-141.

[7] Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – С. 307-309.

[8] Социально-экономическое положение России в 2003 году // Вопросы статистики. – 2004. – № 2. – С. 3-10.

[9] Данные за январь-сентябрь 2003 года.

[10] Январь-сентябрь 2003 г. в % к январю-сентябрю 2002 г.