Введение


Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа руководителями всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.

В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово - хозяйственной деятельности.

Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.

Если представить схему работы каждой организации в виде совокупности информационных потоков, проходящих через его отделы, то все они пересекаются именно в бухгалтерии. Именно здесь аккумулируются все сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, бухгалтерия, как никто другой, знает о том, каково его реальное состояние дел и каковы его шансы на выживание и достижение превосходства над конкурентами. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель непременно обращается за необходимыми данными и дельным советом к работникам бухгалтерии. Совершенно очевидно насколько важно, чтобы данные бухгалтерского учета были достоверными.

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что достоверность бухгалтерского учета может быть достигнута лишь при условии  грамотной и четкой его постановки  на предприятии. 

Кроме того, своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность руководству предпринять определенные действия, чтобы не допустить банкротства.

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную ситуацию для достижения конечной цели, как правило - получение максимальной прибыли. В условиях рыночной экономики приобретают особую важность конкуренция и обострение проблемы выживаемости, надежности предприятия как партнера.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, чтобы легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и принимать верные решения, направленные на процветание бизнеса.

Цель данной дипломной работы – исследовать учет и анализ доходов и расходов от обычных видов деятельности.

Объект исследования – Искитимский завод железобетонных изделий №5.

Предмет исследования – учет доходов и расходов от обычных видов деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-         определить экономическую сущность и классификацию доходов, связанных с обычными видами деятельности;

-         определить экономическую сущность и классификацию расходов, связанных с обычными видами деятельности;

-         исследовать методику анализа доходов и расходов от обычных видов деятельности;

-         дать оценку порядка ведения бухгалтерского учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в исследуемом предприятии;

-         провести анализ доходов и расходов по отчетным формам исследуемого предприятия;

-         по результатам проведенного анализа рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов на исследуемом предприятии.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследуются доходы и расходы предприятия, как объект бухгалтерского учета, рассматривается экономическая сущность и классификация доходов и расходов.

Вторая глава содержит оценку порядка ведения бухгалтерского учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в исследуемом предприятии.

 В третьей главе по результатам анализа вскрываются проблемы по учету доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности на предприятии ЗЖБИ-5 и даются рекомендации по улучшению бухгалтерского учета.

При написании дипломной работы использовались 30 источников литературы: учебная и методическая литература, материалы периодической печати.

3.2 Рекомендации по организации бухгалтерского учета  доходов и расходов


Основным внутренним документом по ведению бухгалтерского учета является учетная политика предприятия. Из проведенного в данной работе анализа учетной политики ЗЖБИ-5 следует полное отсутствие глубокой проработки этого важного документа. Поэтому, необходимо разработать учетную политику заново, где непременно должно быть отображено:

-         рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-         формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

-         порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-         правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-         порядок контроля над хозяйственными операциями.

Проверку документов, поступающих в бухгалтерию, следует проводить по трем направлениям:

-         формальная – проверка правильности оформления документов по форме;

-         проверка по существу – определение законности совершения хозяйственной операции, оформленной документом;

-         арифметическая – проверка правильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировка документов.

Также необходимо осуществлять группировку и расценку проверенных документов:

-         сортировка документов по определенным признакам;

-         проставление в документах денежных измерителей.

-         контировка документов – проставление корреспонденции счетов;

-         формирование номенклатуры дел.

Единовременное списание крупных расходов приводит к резкому увеличению себестоимости, и данное обстоятельство можно рассматривать применительно к ЗЖБИ-5, деятельность которого, как показал анализ, убыточна. Поэтому в рабочий план счетов следует включить счет 96 «Резервы предстоящих расходов», предназначенный для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности на этом счете отражать:

-         предстоящую оплату отпусков работникам предприятия;

-         ремонт основных средств.

Резервирование указанных сумм следует отражать по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относить в дебет счета 96 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы оплаты труда за время отпуска, и счет 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением предприятия. Аналитический учет по счету 96 вести по отдельным резервам.

Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в учетной политике предприятия.

Коммерческие расходы следует учитывать на счете 44 «Расходы на продажу», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В частности на счете 44 могут быть отражены расходы на:

-         доставку продукции в пункт отправления;

-         погрузку продукции в транспортные средства;

-         комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

-         содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

-         рекламу и представительские расходы.

Разделение расходов на производственные и коммерческие позволит проводить детальный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности по направлениям, с тем, чтобы принимать соответствующие управленческие решения, направленные на увеличение доходов предприятия.

Кроме того, предприятию необходимо провести анализ возникшей кризисной ситуации по схеме, представленной на рис. 3.1


 



                                                или

 








Рис 3.1. Причины кризиса

 

К наиболее вероятным факторам, обусловливающим неплатежеспособность предприятия, можно отнести следующие:

-         производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;

-         производство продукции низкого качества;

-         высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;

-         низкий уровень использования производственных мощностей;

-         значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

Основная причина продолжения производства продукции, пользующейся ограниченным спросом, заключается в отсутствии у предприятия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию. Поэтому ЗЖБИ-5 необходимо провести работу по привлечению средств из внешних источников на реконструкцию производства и техническое перевооружение, что позволит выпускать продукцию высокого качества, а, следовательно, поднять ее конкурентоспособность, что, в свою очередь, принесет предприятию дополнительные доходы.

Заключение


Основная цель анализа доходов и расходов от обычных видов деятельности – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом интерес представляет как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отделенную перспективу, то есть, ожидаемые параметры финансового состояния.

Содержание конкретных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, которые представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

Чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству требуется постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего – к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности. Осуществить все выше перечисленные операции возможно лишь при наличии достоверного бухгалтерского учета.

В ходе выполнения настоящей дипломной работы были исследованы теоретические аспекты учета доходов и расходов на предприятии и их анализ, изучена постановка бухгалтерского учета ЗАО «ЗЖБИ-5», а также отдельно рассмотрены вопросы учета доходов и расходов от обычной деятельности.

При этом были решены следующие задачи:

-         определена экономическая сущность и классификация доходов, связанных с обычными видами деятельности;

-         определена экономическая сущность и классификацию расходов, связанных с обычными видами деятельности;

-         исследована методика анализа доходов и расходов от обычных видов деятельности;

-         дана оценка  порядка ведения бухгалтерского учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в исследуемом предприятии;

-         проведен анализ доходов и расходов по отчетным формам исследуемого предприятия;

-         по результатам проведенного анализа даны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов на исследуемом предприятии.

В результате исследования было установлено следующее:

-         бухгалтерский учет на рассмотренном предприятии ведется чисто формально без глубокого анализа доходов и расходов;

-         учетная политика не отвечает основным положениям ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

-         расходы предприятия не подразделяются на производственные, коммерческие и управленческие, что не позволяет провести глубокий анализ расходов предприятия и искажает бухгалтерскую отчетность.

В качестве рекомендаций по усовершенствованию учета доходов и расходов на ЗЖБИ-5 дано предложение включить в учетную политику:

-         рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-         формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

-         порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-         правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-         порядок контроля над хозяйственными операциями.

Кроме того, рекомендовано  ввести в рабочий план счетов счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначенный для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. Данное решение обусловлено тем, что единовременное списание крупных расходов приводит к резкому увеличению себестоимости

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Имея ежегодно убытки от производственной деятельности ЗЖБИ-5 реально не сможет найти инвесторов, желающих вложить свой капитал в убыточное предприятие, поэтому предприятию нужно обратиться за помощью к государству с целью получения ссуды на реконструкцию и техническое перевооружение.

Проведенный анализ доходов и расходов от обычных видов деятельности показал наметившуюся положительную тенденцию в результатах работы ЗЖБИ-5:

-         темп роста выручки от реализации продукции (139,76%) выше темпа роста затрат на производство и сбыт продукции (136,38%) на 3,38 процентных пункта;

-         темп роста общих доходов и поступлений (138,11) выше темпа роста общих расходов (131,0) на 2,8 процентных пункта.

Для того, чтобы удержать положительную тенденцию, необходимо вести точный учет расходов по элементам затрат, не допуская превышения темпа роста расходов над темпом роста доходов.

Для реализации контрольной функции хозяйственного учета чрезвычайно важны достоверность, правдивость учетной информации; возможность контроля за соблюдением всех норм правового регулирования деятельности предприятия.

Хозяйственный учет непосредственно влияет на результаты производственной деятельности:

-         предоставляет подробную информацию, на основе которой можно выявить и познать причинно-следственные связи явлений и процессов;

-         поставляет управляющей системе информацию в сроки, обеспечивающие возможность своевременного принятия управленческих решений, направленных на ликвидацию и предупреждение нежелательных отклонений в состоянии объекта управления или, наоборот, на поощрение прогрессивных направлений его развития.

За долгую историю своего развития хозяйственный учет превратился в сложную взаимосвязанную систему, включающую в себя бухгалтерский, оперативный и статистический учет.

На базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником экономической информации,  возник экономический анализ. Важную роль анализ играет в экономическом обосновании принимаемых решений и составление планов и прогнозов.

Связь экономического анализа с бухгалтерск5им учетом проявляется в использовании учетных данных и данных бухгалтерской отчетности и в том, что он осуществляется в основном работниками бухгалтерии.





Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (принят Гос. Думой 23 февраля 1996 г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.)

4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. (с изменениями от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ)

5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34-н (в редакции приказа  Министерства Финансов Российской Федерации от 24.03.2000 г. № 31-н).

6. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации»   (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № 32-н.

7. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99).Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № 33-н.

8. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н. (отменен п. 5 приказа Минфина от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности отрагнизаций»)

9. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)

10. Бакаев А.С., Безруких П.С. Бухгалтерский учёт. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002

11. Бухгалтерский учёт: Учебник / Под ред. Безруких П.С. 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002

12. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003

13. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л; Высшая школа, 2003. – 528 с

14. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2003

15. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый и управленческий виды учёта) учёт на современном предприятии. Москва: «Кнорус», Новосибирск: «Экор-книга», 2002. – 1200с.

16. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учёта. – М.: Главбух, 2000

17. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с

18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Инфра – М, 2002

19. Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования. / Под ред. С.А. Николаевой. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Аналитика-Пресс, 2001

20. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли. – М.: Бератор-Пресс, 2003

21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: Инфра – М, 2003

22. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: Юнити, 2003

23. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра – М, 2003

24. Митин Б.М. Комментарий к главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ  // Российский налоговый курьер, 2001. № 9

25. Патров В.В. Новое в учёте доходов и расходов организации // Бухгалтерский учёт, 2001. № 15

26. Сотникова Л.В. Учёт доходов в соответствии с ПБУ 9 / 99 «Доходы организации» // Бухгалтерский учёт, 2000. № 6

27. Сотникова Л.В. Учёт расходов в соответствии с ПБУ 10 / 99 «Расходы организации» // Бухгалтерский учёт, 2000. № 7

28. Применение Международных стандартов финансовой отчётности // Бухгалтерский учёт, 2001. № 15

29. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2001. – 492 с.

30. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 331 с.